Научная статья на тему 'Реализация Государственной политики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на Дальний Восток России в 2007 - 2017 гг. (на примере Хабаровского края)'

Реализация Государственной политики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на Дальний Восток России в 2007 - 2017 гг. (на примере Хабаровского края) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
367
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ДЕФИЦИТ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / ПРОЖИВАЮЩИЕ ЗА РУБЕЖОМ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дробница Августина Васильевна, Скворцов Максим Николаевич

В статье раскрывается одно из приоритетных направлений решения демографической проблемы на Дальнем Востоке содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Авторы на примере Хабаровского края показали, как реализуется региональная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, дали оценку государственным мерам по привлечению переселенцев, показали пути адаптации новых поселенцев к специфическим природно-климатическим и социально-экономическим условиям региона. Представленный в статье анализ процесса вселения на территорию края со-отечественников из-за рубежа позволяет проследить динамику переселения, локализацию прибывающего населения, сферы занятости поселенцев, обеспеченность их социальной инфраструктурой за рассматриваемый период и выявить ряд существенных проблем, стоящих на пути реализации государственных мер в обозначенной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дробница Августина Васильевна, Скворцов Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация Государственной политики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на Дальний Восток России в 2007 - 2017 гг. (на примере Хабаровского края)»

DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-30-38 УДК 94 (571.6)

А. В. Дробница М. Н. Скворцов

Реализация государственной политики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на Дальний Восток России в 2007 — 2017 гг. (на примере Хабаровского края)

В статье раскрывается одно из приоритетных направлений решения демографической проблемы на Дальнем Востоке - содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом Авторы на примере Хабаровского края показали, как реализуется региональная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, дали оценку государственным мерам по привлечению переселенцев, показали пути адаптации новых поселенцев к специфическим природно-климатическим и социально-экономическим условиям региона.

Представленный в статье анализ процесса вселения на территорию края соотечественников из-за рубежа позволяет проследить динамику переселения, локализацию прибывающего населения, сферы занятости поселенцев, обеспеченность их социальной инфраструктурой за рассматриваемый период и выявить ряд существенных проблем, стоящих на пути реализации государственных мер в обозначенной области.

Ключевые слова: демографические проблемы, дефицит трудовых ресурсов, социальная инфраструктура, соотечественники, проживающие за рубежом, адаптация.

С начала 1990-х гг. демографическая Эффективная миграционная политика

проблема становится одной из самых ак- исторически была важнейшим направле-

туальных для Дальнего Востока России. нием решения демографических проблем

На 1 января 1991 г. здесь была зафикси- Дальнего Востока России (далее - Дальний

рована максимальная численность насе- Восток). Так, с 1850 по 1917 гг. по про-

ления - 8 064 тыс. чел., и с этого времени граммам царского правительства сюда

она постоянно сокращалась. За период переселилось 430 129 чел.[3].

1991 - 2005 гг. регион потерял 1 517 тыс. Структура и перечень направлений

чел., или 18,8% собственного населения миграционной политики разноплановы

[1]. Главную роль в этом процессе сыграл и многообразны - от противодействия миграционный отток населения, много- нелегальной миграции до содействия и кратно превышающий его естественную привлечения иммигрантов на работу, убыль. Так, за 1991 - 2005 гг. в общем со- от оптимизации внутренних миграци-кращении населения миграционный от- онных процессов до привлечения соток составил 1 327 тыс. чел. (87,5%), есте- отечественников из-за рубежа. Именно ственная убыль - 190 тыс. чел. (12,5%) последнее направление, в силу геополи-

[2]. Миграционные потоки из фактора тических, экономических и культурных увеличения численности населения пре- процессов, приобрело важное значение. вратились в фактор его уменьшения. В Послании Президента РФ Федераль-

Дробница Августина Васильевна - профессор, д-р ист. наук, профессор кафедры философии, истории, государства и права, Дальневосточный институт управления -филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). Тел: (4212) 30 67 27

Скворцов Максим Николаевич - аспирант, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). E-mail: skv315m@mail.ru

ному собранию в мае 2006 г. указывалось: «Что касается совершенствования миграционной политики, то приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям». [4]

22 июня 2006 г. Указом Президента Российской Федерации № 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа) [5].

В 2007 г. Государственная программа начала реализовываться в 12 пилотных субъектах РФ (на Дальнем Востоке - Приморский, Хабаровский края и Амурская область). В 2009 г. в программу вступил Камчатский край, в 2010 - Еврейская автономная область, в 2011 - Сахалинская область и в 2013 г. - Магаданская область. Все эти дальневосточные территории позднее получили статус территорий приоритетного заселения [6].

Реализация Государственной программы переселения соотечественников с самого начала своего действия прочно заняла свое место в системе мер, направленных на стабилизацию демографической ситуации в России и её регионах. По данным на начало 2017 г. в субъектах Российской Федерации действовало 59 программ по добровольному переселению соотечественников [7].

В Хабаровском крае, как и в других регионах Дальнего Востока, демографическая проблема очень остро заявила о себе. С 1992 г. по 2005 г. включительно Хабаровский край потерял 213,1 тыс. человек (13,1%). На начало 2006 г. численность населения края составила 1 412,2 тыс. человек [1]. В 1992 - 1999 гг. в убыли населения края решающую роль играл миграционный отток (72%). С 2000 г. основная причина депопуляции - естественная убыль населения [8].

Именно поэтому край был объявлен пилотным регионом (а впоследствии -

территорией приоритетного заселения [6]), в котором Государственная программа стартовала в 2007 году. Законом Хабаровского края от 27.06.2007 № 128 (ред. от 10.12.2012 г.) была принята Программа Хабаровского края по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Программа) [9].

Целью Программы ставилось улучшение демографической ситуации и сокращение дефицита трудовых ресурсов, освоение приграничных территорий за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Хабаровский край. Для реализации поставленной цели в Программе были определены следующие задачи:

- создание социально-экономических и организационных условий, способствующих переезду на постоянное место жительства в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом;

- определение возможностей территорий вселения по трудоустройству, жилищному и социальному обустройству переселенцев;

- организация добровольного переселения в Хабаровский край соотечественников;

- мониторинг переселения соотечественников;

- обеспечение контроля за процессом переселения, соблюдением прав переселенцев, выполнением ими взятых на себя обязательств.

Длительная практика использования иностранной рабочей силы в экономике края показала свою неэффективность. Речь идёт не только о сложностях адаптации китайцев, корейцев и других к нашей культуре и традициям, о временном характере их пребывания в крае, но и об их явной незаинтересованности в развитии региона.

Следует согласиться с мнением разработчиков Программы, что наши соотечественники, воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, в наибольшей степени способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных со-

циальных связей принимающего сообщества.

Несомненно, привлечение в край соотечественников требовало решения ряда социально-экономических проблем. В этой связи, начиная с 2007 г., в крае были выделены территории вселения: города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, а также Николаевский, Комсомольский, Хабаровский, Вяземский, Солнечный, Ванинский и Амурский муниципальные районы.

За период действия Программы (2007 - 2012 гг.) ставилась задача достичь численности переселенцев в Хабаровский край (получивших гражданство) - 5 844 человек.

Участниками Программы с 2007 по 2012 гг. в Хабаровском крае стали 1 978 человек (1 302 участника и 676 членов их семей) [10].

Причём Программа заработала не сразу. За 2008 г. в Хабаровский край прибыл всего 31 участник Программы и 40 членов их семей [11]. А в 2012 г. край принял уже 913 соотечественников (589 участников Программы и 324 члена их семей). В миграции из-за рубежа доля соотечественников, переселившихся в край по Программе, составила в 2012 г. 48,4% [10].

Несмотря на положительную динамику, основной целевой показатель - планируемая численность переселенцев -за указанный период не был выполнен (фактическое количество переселенцев составило менее 34% от планируемого).

В целом за 2007 - 2012 гг. в Российскую Федерацию прибыло 125 483 переселенца [12]. При этом в реализации Государственной программы также прослеживалась положительная динамика:

за 2012 г. количество переселенцев составило 62 893 чел. - 50,1% от количества всех прибывших за 2007 - 2012 гг. И хотя в Государственной программе желательных объёмов переселения не указывалось, тем не менее её реализация была признана неэффективной.

В. В. Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» указал: «У нас уже была запущена программа по переселению в Россию соотечественников. Скажем прямо - она сработала неэффективно. ... Для решения демографических проблем объективно потребуется «умная» миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тыс. чел. в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи» [13].

В 2012 г. была принята новая редакция Государственной программы, в которую был внесён ряд изменений [14]. Она фактически стала бессрочной. Важной новацией явился отказ от жесткой привязки переселенца к месту предполагаемой работы. В новой редакции Государственной программы определено, что ее участник может заниматься любым видом деятельности, не запрещенной российским законодательством. Была сохранена поддержка переселенцев при проезде и провозе багажа, а в территориях приоритетного заселения суммы подъемных выплат были увеличены до 240 тыс. руб. - участникам

Таблица 1

Количество участников Программы, переселившихся в Хабаровский край в

2007 - 2012 гг., чел.

Конечные результаты реализации Программы 2007 - 2010 гг. 2011 г. 2012 г. Всего

Фактические 343 768 913 1 978

Ожидаемые 2964 1 400 1 480 5 844

Выполнение 11,6% 54,9% 61,7% 33,8%

Источник.: официальный сайт Министерства внутренних дел РФ.

Государственной программы и до 120 тыс. руб. - членам их семей.

25 октября 2013 г. постановлением Правительства края № 355-пр была утверждена новая Государственная программа края «Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом» (далее - также Программа) [10].

В новой Программе отразился более взвешенный подход к формированию целевых прогнозных показателей. Территориями вселения соотечественников определены все города и районы Хабаровского края. Также был определен размер подъемных, выплачиваемых иностранным гражданам, ставшим участниками Программы, находясь на территории Хабаровского края: 80 тыс. руб. - участнику Программы и 40 тыс. руб. - каждому члену семьи, внесенному в анкету. Кроме того, дальнейшая реализация Программы была разбита на 2 этапа: 1 этап - с 2013 по 2015 г.; 2 этап - с 2016 по 2020 г.

На первом этапе ставилось целью

переселение в Хабаровский край 2 730 соотечественников (1 675 участников Программы и 1 055 членов их семей) обеспечение конечных результатов реализации Программы, а также решение первоочередных задач - расширение центра временного размещения прибывающих соотечественников, межведомственная координация деятельности, привлечение к реализации Программы общественных организаций, национальных диаспор.

В таблице 2 показано, что за 3 года удалось не только выполнить, но и перевыполнить Программу по основным показателям. Количество переселенцев составило 186,7% к планируемому (хотя здесь большую роль сыграл приток в край в 2014 - 2015 гг. граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и подавших заявления на участие в Программе).

Комитетом по труду и занятости населения Правительства края исполнялись функции по временному размещению прибывающих в край соотечественников (на срок до 6 месяцев) в Центре

Таблица 2

Результаты реализации первого этапа новой Программы

Конечные результаты реализации Программы Единица измерения 2013 г. 2014 г. 2015 г.

план факт план факт план факт

Всего прибыло участников Программы и членов их семей чел. 150 239 980 2156 1600 2703

(в том числе прибыло членов семей участников Программы) чел. 65 113 390 857 600 1049

Коэффициент семейственности коэффициент 0,77 0,90 0,66 0,66 0,60 0,63

Коэффициент закрепления коэффициент - 0,8 0,5 0,0 3,0 1,5

Доля трудоустроенных от числа прибывших % 76,0 71,0 76,5 96,7 77,0 78,9

Доля расходов краевого бюджета на реализацию доп. мер соцподдержки % 70,9 66,6 70,0 97,4 70,0 94,1

Источник:: Приложение № 1 к Программе (утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.10.2013 № 355-пр).

временного размещения (далее - ЦВРС). В результате проведенного ремонта в жилых помещениях ЦВРС получили возможность одновременно проживать до 130 человек.

Помимо выплаты подъемных и компенсаций за переезд, возмещения расходов на оплату госпошлины, соотечественникам, прибывшим в край, оказывались консультационные услуги при подборе вариантов трудоустройства, получении профессионального образования, признании зарубежных документов об образовании.

В 2014 г. на базе Хабаровской краевой общественной организации «Ассамблея народов Хабаровского края» была создана общественная приемная по вопросам оказания помощи в интеграции соотечественников в принимающее сообщество, социально-культурной адаптации. В офисе была размещена информация для участников Программы и членов их семей, а также для лиц, желающих принять участие в Программе.

Результаты проведенной оценки эффективности реализации Программы в соответствии с установленными критериями позволили признать эффектив-

ной реализацию Программы за указанный период.

На втором этапе была запланирована дальнейшая реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих увеличение численности соотечественников, прибывающих в край, повышение имиджа края для мигрантов.

В 2016 - 2017 гг. в край продолжали активно прибывать соотечественники. Председатель комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края А. В. Сухоруков отмечал: «В рамках реализации Федеральной программы переселения соотечественников в течение 2016 г. в Хабаровский край переехали 1962 человека. Все они до недавнего времени были жителями бывших союзных республик. .Сегодня они проживают в 15 районах края. . Всего в организациях края были трудоустроены 1310 соотечественников, переселившихся в рамках программы, еще 42 человека смогли открыть собственный бизнес в регионе» [15].

В настоящее время Хабаровский край занимает лидирующие позиции среди субъектов Дальневосточного федерального округа по привлечению соотече-

Таблица 3

Количество переселившихся в субъекты ДФО участников Государственной программы и членов их семей в 2016 - I полугодии 2017 гг. (чел.)

Субъекты РФ в ДФО 2016 г. I полугодие 2017 г.

Приморский край 2 228 635

Хабаровский край 1 838 802

Магаданская область 824 127

Сахалинская область 669 200

Амурская область 497 200

Камчатский край 380 159

Еврейская автономная область 273 90

Источник: Хабаровский край чаще всего выбирают для переезда на Дальний Восток соотечественники-переселенцы [Электронный ресурс]. URL: https://www.dvnovosti.ru/k hab/2017/08/07/70182/#ixzz4yDKwTffX.

ственников, а в 2017 г. вышел на первое место (по данным Министерства РФ по развитию Дальнего Востока).

Таким образом, анализ динамики переселения в Хабаровский край свидетельствует о существенном прогрессе в реализации Государственной программы. Количество переселенцев превышает плановые показатели в среднем на 30%. Это обусловлено не только актив -ной работой всех уровней власти по выполнению программных мероприятий, но также их общей работой по опережающему социально-экономическому развитию региона. Здесь, в частности, следует отметить создание территорий опережающего социально-экономического развития «Хабаровск», «Комсомольск», «Николаевск», запуск программы «Дальневосточный гектар», реализацию плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, увеличение финансирования Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 г.» [16]. В. К. Заусаев, д-р экон. наук, считает: «Это новые рабочие места, это неплохая заработная плата. Если эти проекты заработают, то для молодежи появятся новые перспективы. Все это, конечно же, будет способствовать закреплению населения на Дальнем Востоке». [17].

Какое же реальное воздействие на демографические и экономические процессы в Хабаровском крае оказала реализация Программы?

Всего за 2007 - 2016 гг. в рамках Программы в край прибыло 9 038 соотечественников [15]. За этот же период край потерял в результате миграции 10 694 человека [18]. Таким образом, реализация Программы позволила почти в два раза уменьшить отрицательный результат сложившихся миграционных процессов. Кроме того, по мнению заместителя директора ФМС России В. А. Каланды, «... программа стала одним из инструментов регионального развития», заставившим задуматься власти субъектов Российской Федерации о «необходимости комплексного решения проблем демографии и обеспечения баланса трудовых ресурсов

в увязке со стратегией экономического развития данного региона и схемами территориального планирования». С теоретических позиций же важен тот факт, что Программа впервые охватывает работу с переселенцами на всех трех стадиях миграционного процесса - стимулируя его территориальную подвижность, задавая рамки и условия самого процесса переселения и просчитывая варианты его возможного обустройства на новом месте жительства [19].

Список литературы:

1. Демографический ежегодник России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1137674209312.

2. Демографические процессы на Дальнем Востоке России в 1991 - 2014 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/ spravka/20150119/1043265605.html.

3. Кабузан В. М. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII - начало XX в.). Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1976. 200 с.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_60109/.

5. Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 (ред. от 07.12.2016) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.con.sutant.ru/documert/con.s_ doc_LAW_61111/.

6. Распоряжение Правительства РФ от 27 мая 2013 г. № 848-р «Об утверждении перечня территорий приоритетного заселения» [Электронный ресурс]. URL : http://www.garant.ru/ news/475211/#ixzz50qrP44Y9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Домой в Россию! Программа переселения соотечественников: Регионы (2017) [Электронный ресурс]. URL: http:// back2russia. com/docs/programma-pereseleniya-sootechestvennikovregioryi/.

8. Постановление Правительства Хабаровского края от 26.11.2008 № 276-пр (ред. от 18.12.2013) «О государственной целевой программе Хабаровского края «Демографическое развитие Хабаровского края» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/995124498.

9. Закон Хабаровского края от 27.06.2007

№ 128 «О программе Хабаровского края по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/25530977/.

10. Постановление Правительства Хабаровского края от 25.10.2013 № 355-пр «О Государственной программе Хабаровского края «Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ xabar/506039/.

11. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения в 2007 -2009 гг. (краткий вариант) / НИСИПП, ИДМРР [Электронный ресурс]. URL: http://www. back2russia.ru/niontoring/monitoririg.pdf.

12. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации в IV квартале 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew. xn--p1ai/upload/site1/document_file/onitoring_ realizacii_Gosudarstvennoy_programmy_za_IV_ kvartal_2012_goda.pdf.

Библиографическое описание статьи —

13. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Российская газета. 2012. 13 февраля.

14. Указ Президента РФ от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru/ hotlaw/federal/419557/.

15. Около двух тысяч соотечественников переехали в край в 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.khabkrai.ru/events/ news/162922.

16. Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ ««О федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_138665/.

1 7. Росстат: отток населения с Дальнего Востока сократился почти в два раза [Электронный ресурс]. URL: http://amurmedia.ru/ news/552191/.

18. Официальный сайт Управления ФСГС / Официальная статистика / Хабаровский край / Население [Электронный ресурс]. URL: http:// habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ habstat/ru/statistics/hab_stat/population/.

19. Проблемы миграции и ее современное состояние [Электронный ресурс]. URL: http:// works.doklad.ru/view/GjRVZQDqx6w/aU.html.

Дробница А. В. Скворцов М. Н. Реализация государственной политики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на Дальний Восток России в 2007 - 2017 гг. (на примере Хабаровского края) // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4 (81). С. 30 - 38. DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-30-38

A. V. Drobnitsa M. N. Skvortsov

Implementation of the state policy on rendering assistance to the voluntary migration of our countrymen, living abroad in the Far East of Russia in 2007 — 2017 (on the example of the Khabarovsk territory)

The article discloses one of the priority directions of the demographic problem solution in the Far East - assistance to the voluntary migration of our countrymen, living abroad to the Russian Federation. Using the Khabarovsk territory as an example, the authors showed the

Drobnitsa Avgustina Vasilevna - Professor, Doctor of History, Professor of the philosophy, history, state and law chair, the Far-Eastern institute of management -branch of RANEPA (Khabarovsk). Tel.: (4212) 30 67 27

Skvortsov Maksim Nikolaevich - post-graduate student, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA (Khabarovsk). E-mail: skvS1Sm@mail-ru

implementation of the regional program of assistance to the voluntary countrymen migration, assessed the state measures to attract migrants, showed some adaptation ways to the specific natural, climatic and socio-economic conditions of the region.

The analysis of our countrymen immigration process from abroad into the territory, presented in the article, makes it possible to trace the dynamics of migration, the localization of the incoming population, their employment and the provision of social infrastructure for the period under review and to reveal a number of significant problems facing the implementation of state measures in the designated sphere.

Keywords: demographic problems, shortage of labor resources, social infrastructure, countrymen living abroad, adaptation.

References:

1. Demograficheskij ezhegodnik Rossii [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1137674209312.

2. Demograficheskie processy na Dal'nem Vostoke Rossii v 1991 - 2014 gg. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/ spravka/20150119/1043265605. html.

3. Kabuzan V. M. Kak zaselyalsya Dal'nij Vostok (vtoraya polovina XVII - nachalo XX v.). Habarovsk : Habarovskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1976. 200 s.

4. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 10 maya 2006 g. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://u)u>u).consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_60109/.

5. Ukaz Prezidenta RF ot 22.06.2006 № 637 (red. ot 07.12.2016) «O merah po okazaniyu sodejstviya dobrovoVromu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://u)u>u).consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61111/.

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27 maya 2013 g. № 848-r «Ob utverzhdenii perechnya territorij prioritetnogo zaseleniya» [EHlektronnyj resurs]. URL : http://www.garant.ru/ ^eus/475211/#ixzz50qr^P44Y9.

7. Domoj v Rossiyu! Programma pereseleniya sootechestvennikov: Regiony (2017) [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// back2russia. com/docs/programma-pereseleniya-sootechestvennikovregionyi/.

8. Postanovlenie Pravitel'stva Habarovskogo kraya ot 26.11.2008 № 276-pr (red. ot 18.12.2013) ««O gosudarstvennoj celevoj programme Habarovskogo kraya «Demograficheskoe razvitie Habarovskogo kraya»> [EHlektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/995124498.

9. Zakon Habarovskogo kraya ot 27.06.2007

№ 128 «O programme Habarovskogo kraya po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomupereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://base.garant.ru/25530977/.

10. Postanovlenie Pravitel'stva Habarovskogo kraya ot 25.10.2013 № 355-pr «O Gosudarstvennoj programme Habarovskogo kraya «Okazanie sodejstviya dobrovoVromu pereseleniyu v Habarovskij kraj sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ xabar/506039/.

11. Monitoring realizacii Gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom, na territoriyah vseleniya v 2007 - 2009 gg. (kratkij variant) / NISIPP, IDMRR [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. back2russia.ru/montoring/m.onitoring.pdf.

12. Monitoring realizacii Gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom, na territoriyah vseleniya subektov Rossijskoj Federacii v IV kvartale 2012 g. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://xn--b1aew. xn--p1ai/upload/site1/document_file/onitoring_ realizacii_Gosudarstvennoy_programmy_za_IV_ kvartal_2012_goda.pdf.

13. Putin V. V. Stroitel'stvo spravedlivosti. Social'naya politika dlya Rossii // Rossijskaya gazeta. 2012. 13 fevralya.

14. Ukaz Prezidenta RF ot 14.09.2012 № 1289 <O realizacii Gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. garant.ru/hotlaw/ federal/419557/.

15. Okolo dvuh tysyach sootechestvennikov pereekhali v kraj v 2016 g. [EHlektronnyj

38

B^aerb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2017. №4 (81)

resurs]. URL: https://www.khabkrai.ru/events/ news/162922.

16. Federal'nyj zakon ot 03.12.2012 № 216-FZ «O federal'nom byudzhete na 2013 g. i naplanovyj period 2014 i 2015 gg.» [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cLocument/cons_ doc_LAW_138665/.

17. Rosstat: ottoknaseleniyasDal'nego Vostoka sokratilsyapochti v dva raza [EHlektronnyj resurs].

Reference to the article —

URL: http://amurmedia.ru/news/552191/.

18. Oficial'nyj sajt Upravleniya FSGS / Oficial'naya statistika / Habarovskij kraj / Naselenie [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ ha.bstat/ru/statistics/hab_stat/population/.

19. Problemy migracii i ee sovremennoe sostoyanie [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// works.doklad.ru/view/GjRVZQDqx6w/aU.html.

Drobnitsa A. V., Skvortsov M. N. Implementation of the state policy on rendering assistance to the voluntary migration of our countrymen, living abroad in the Far East of Russia in 2007 - 2017 (on the example of the Khabarovsk territory). 2017. No. 4 (81). PP. 30 - 38. DOI: 10.22394/1818-4049-2017-81-4-30-38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.