Научная статья на тему 'Возвратная миграция соотечественников в Россию: существует ли миграционный потенциал?'

Возвратная миграция соотечественников в Россию: существует ли миграционный потенциал? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ВОЗВРАТНАЯ МИГРАЦИЯ / RETURN MIGRATION / РУССКОГОВОРЯЩИЕ ОБЩИНЫ ЗА РУБЕЖОМ / RUSSIAN-SPEAKING COMMUNITIES ABROAD / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ / STATE PROGRAMME FOR RESETTLEMENT OF COMPATRIOTS / МИГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / MIGRATION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанцев Сергей Васильевич, Письменная Елена Евгеньевна, Храмова Марина Николаевна

В настоящей статье дана оценка численности русскоговорящих общин за рубежом. Также оценивается примерный объем миграционного потенциала соотечественников для Российской Федерации по трем ключевым странам Центральной Азии Узбекистану, Таджикистану и Киргизии. Проанализированы некоторые результаты действия программы переселения соотечественников в контексте современной миграционной политики РФ. Рассматриваются региональные особенности расселения соотечественников в Российской Федерации, а также региональные особенности реализации программы переселения соотечественников. Выявлены основные «выталкивающие» соотечественников факторы из стран Центральной Азии, а также «притягивающие» факторы в России, которые определяют регионы расселения мигрантов. Статья написана по результатам анализа статистики Федеральной миграционной службы и экспертных интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Return migration of compatriots to Russia: is there a migration potential?

The present article gives estimation of the number of Russian-speaking communities abroad, as well as approximate assessment of the compatriots' potential for migration to the Russian Federation from three main Central Asian countries Uzbekistan, Tajikistan and Kyrgyzstan. The authors analyze some results of the implementation of the programme for resettlement of compatriots in the context of the current migration policy of the Russian Federation. They consider the regional specifics of the compatriots' settlement in Russia, as well as the regional features of the implementation of the resettlement programme. They also identify the main factors ‘pushing' compatriots out of the Central Asian countries and the ‘attracting' factors in Russia that determine the regions of migrants' settlement. The article is based on the analysis of the Federal Migration Service statistics and expert interviews.

Текст научной работы на тему «Возвратная миграция соотечественников в Россию: существует ли миграционный потенциал?»

Рязанцев С.В., Письменная Е.Е., Храмова М.Н.

ВОЗВРАТНАЯ МИГРАЦИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РОССИЮ: СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МИГРАЦИОННЫЙ

ПОТЕНЦИАЛ?

(исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 11-06-00497-а)

Некоторые оценки численности русскоязычных общин за рубежом

Современные русскоговорящие общины за пределами России представляют собой весьма значимый с количественной и качественной точек зрения феномен.

По данным ООН [16; 17], составленным на основании отчетности национальных статистических служб, на 2010 г. за рубежом проживало 10,7 млн. россиян (граждан России). Это значение можно считать лишь нижней границей оценки численности русскоговорящих общин. По оценкам Министерства иностранных дел РФ [10], еще в 2006 г. российская диаспора за рубежом по численности вышла на второе место в мире после китайской и составила около 30 млн. человек. Более половины наших соотечественников проживают в странах СНГ и Балтии (по разным источникам от 14 до 19 млн. человек, [9; 10; 11; 13]). После распада СССР в странах «старо-

го» зарубежья численность русскоговорящих общин оценивалась примерно в 2 млн. человек и была сформирована в результате миграции еще в дореволюционный и советский периоды. С тех пор она значительно увеличилась.

Последние наши оценки, основанные на обобщении данных национальных статистических служб принимающих стран на 2010 г., свидетельствуют о том, что в целом численность русскоговорящего населения за пределами Российской Федерации может составлять около 32-35 млн. человек [9]. Хотя, безусловно, эти цифры весьма приблизительны.

Русскоговорящие общины неоднородны в этническом и социально-демографическом отношениях. В разных странах они включают русских, евреев, татар, башкир, чеченцев и представителей многих других народов. Достаточно часто за рубежом русскими называют всех, кто говорит на русском языке и происходит из

стран бывшего СССР. Среди стран дальнего зарубежья наибольшие по численности российские диаспоры проживают в США (около 3 млн.), Израиле (более 1 млн.), Германии (около 400 тыс.). По данным переписи населения 2006 г., в Канаде насчитывалось около полумиллиона русских. Достаточно большое количество русских и выходцев из СССР проживают в Бразилии (около 200 тыс.), Великобритании (около 300 тыс.) и Франции (около 120 тыс.). В последнее время существенно увеличилась численность русскоязычной диаспоры в Австралии и Новой Зеландии (по данным ООН и национальных статистических служб суммарно более 75 тыс. человек) [16; 17].

Если в странах дальнего зарубежья численность русских весьма существенно увеличилась, то за последние два десятилетия численность русскоговорящего населения в большинстве стран СНГ и Балтии неуклонно снижалась. Согласно результатам переписей населения, а также данным текущего учета населения, в настоящее время наибольшее количество русских проживают на Украине (свыше 3,5 млн.); в Казахстане (примерно 2,1 млн. по оценкам ООН [13]; 3,8 млн. — по данным переписи 2009 г. (или 23,7% численности населения) [15]), в Белоруссии (785 тыс., из них 83,5 тыс. имеют гражданство России [9]).

По данным на 2000 г., в странах Балтии проживало свыше 1,2 млн. русских (этнический состав, [14]): в Эстонии — 351,2 тыс. (25,6% численности населения страны), в Латвии — 703,2 тыс. (29,6%), в Литве — 219,8 тыс. (6,3%). Через десять лет, по оценкам ООН [16], численность русских в этих странах уменьшилась от двух до четырех раз.

Достаточно много русских в Молдове (около 230 тыс.), Азербайджане (около 150 тыс.), Туркменистане (более 100 тыс.).

Весьма существенным за два десятилетия был исход русских из стран Центральной Азии.

Так, в Узбекистане по состоянию на 2000 г. проживало около 1,2 млн. русских, к 2004 г. их численность уменьшилась до 1 млн. человек. На 2010 г. русских в Узбекистане насчитывалось около 550 тыс. человек [13]. В Таджикистане по данным переписи 1989 г. численность русских составляла: 388,5 тыс., или 7,6% от общей численности населения, а по данным переписи 2000 г. лишь 68,2 тыс., или 1,1% общей численности населения. К 2010 г. численность русских в Таджикистане уменьшилась примерно до 38 тыс., что составило 0,5% населения страны [2].

Наиболее детальная статистика имеется по Кыргызстану [1]. Так, по данным переписей 1999 и 2009 гг. численность русских составляла соответственно 603,2 тыс. (12,5% общей численности населения) и 419,6 тыс. (7,8%). По данным текущего учета русских зафиксировано: в 2010 г.

— 408 тыс., в 2011 г. — 394,7 тыс., в 2012 г. — 381,6 тыс., на начало 2013 г.

— 375,4 тыс. (около 6,6% общей численности населения).

В целом можно отметить, что при общей тенденции уменьшения численности русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии, скорость снижения постепенно замедляется. Максимум пришелся на середину 1990-х - начало 2000-х гг. Исход русских происходил преимущественно в Россию.

Около 70% русских, выехавших в РФ, находились в трудоспособном возрасте [5].

Современная политика РФ в области возвращения соотечественников

На протяжении 1990-2000-х гг. в политическом дискурсе и государственной политике существовала дилемма между необходимостью поддержки русских в странах их нынешнего проживания и необходимостью их привлечения и переселения в Россию. Демографический кризис в России привел к выбору второго варианта. В 2006 г. была утверждена Государственная программа переселения соотечественников в Россию. По сути, она стала и остается до сих пор первой программой организованной миграции в новейшей истории России. В первые годы работы программа показала свою неэффективность: реальное количество переселенцев было практически на порядок меньше заявленного, многие территории вселения оказались не готовы к приему соотечественников, материальная поддержка не покрывала расходов, связанных с переездом.

Однако к 2012 г. программа «вышла на проектную мощность» [3], а с 2013 г. — стала бессрочной. Несмотря на критику, совершенно очевидно, что программа возвращения соотечественников необходима.

Во-первых, потому что это этические обязательства России перед своими согражданами в силу разных обстоятельств, оставшихся за ее границами.

Во-вторых, в интересах демографического развития страны и регионов привлечь соотечественников, которые говорят по-русски и ориентированы на Россию.

В-третьих, России прагматически выгодно получить готовых специалистов, студентов и предприни-

мателей по этому каналу миграции для стимулирования социально-экономического развития регионов РФ, в частности, дальневосточных территорий, в течение двух десятков лет теряющих население в миграционном обмене с другими регионами России.

Поэтому сегодня, скорее, мы должны говорить не о том, нужна или не нужна программа возвращения соотечественников, а задаться вопросом «На какой потенциал возвратной миграции может рассчитывать Россия?». Ответ на него достаточно сложен в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, в некоторых странах СНГ миграционный потенциал русских уже практически исчерпан как в силу миграции в Россию, так и в другие страны.

Во-вторых, за прошедшее с момента распада СССР время произошла смена поколений, молодежь из русскоговорящих семей адаптировалась к ситуации в странах происхождения и не особо стремится в Россию.

В-третьих, в некоторых государствах отмечается политическая и социально-экономическая стабилизация. Более того, по этой причине из России происходит возвратная миграция тех, кто покинул ранее эти страны. Например, в последнее время многие российские пенсионеры (ранее жившие в Таджикистане долгие годы) вернулись и живут снова в Таджикистане.

В-четвертых, в некоторых странах, даже несмотря на не самое лучшее положение, русскоговорящее население удерживают от возвращения в Россию некоторые преимущества, которые дает пребывание в них. Самый наглядный пример — русскоговорящее население в странах Балтии: даже при отсутствии граждан-

ства можно иметь доступ к свободному перемещению в рамках Шенген-ского пространства.

Наконец, российская миграционная политика крайне непоследовательна. Административные процедуры участия в государственной программе возвращения и получения гражданства зачастую остаются непрозрачными и бюрократизированными, непонятными простым людям. Последнее доказывает то обстоятельство, что многие соотечественники возвращаются в Россию самостоятельно, вне программы переселения.

В связи с этим сейчас важно понимать, откуда и в каком количестве мы можем привлечь соотечественников, на какие факторы следует влиять в первую очередь для того, чтобы их привлечь в Россию. Это позволит более эффективно расходовать государственные средства и оказать реальную помощь людям, желающим переехать/вернуться в Россию.

Основные итоги и анализ реализации программы переселения соотечественников в Россию

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее Программа переселения) была принята в середине 2006 г.1 и изначально была рас-

1 Указ Президента Российской Федерации «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» от 22.06.2006 г. № 637 (в редакциях Указов Президента РФ от 10.03.2009 г. № 262, от 30.06.2009 г. № 716, от 12.01.2010 г. № 60, от 14.09.2012 г. № 1289, от 11.07.2013 г. № 621).

считана на период времени с 2006 по 2012 гг.

Планировалось, что за время действия Программы переселения в Россию переедут около 300 тыс. наших соотечественников. На первом этапе ее реализации 12 регионов РФ были задействованы в качестве территорий вселения: Липецкая, Тверская и Тамбовская области в Центральном федеральном округе (ЦФО); Калининградская область в СевероЗападном ФО (СЗФО); Тюменская область в Уральском ФО (УФО); Красноярский край и Новосибирская область в Сибирском ФО (СФО); а также Амурская область, Приморский и Хабаровский края в Дальневосточном ФО (ДФО).

Первые годы действия программы оказались неудачными. В общей сложности за 2007-2010 гг. в перечисленные регионы въехало всего 24974 участника программы. Основные проблемы с реализацией программы были связаны, прежде всего, с тем, что сами регионы были фактически не готовы к приему соотечественников:

• отсутствовало доступное жилье, по большей части предлагались общежития или центры временного размещения;

• имеющиеся вакансии не соответствовали ожиданиям переселенцев (непрестижная работа с очень низкой заработной платой, т.е. фактически предлагались те вакансии, которые долгое время «не закрываются» на региональном рынке труда);

• предлагались непривлекательные для потенциальных участников программы территории вселения (преимущественно сельская местность с неразвитой инфраструктурой).

В процентном соотношении лидирующие позиции по числу переселенцев заняли регионы ЦФО (48,4%) и СЗФО (38,4%, Калининградская область). Далее в порядке убывания СФО (8,1%), ДФО (2,6%) и, наконец, УФО (2,5%, Тюменская область).

В 2009-2010 гг. к реализации программы подключилось еще 15 регионов, число регионов-участников Программы увеличилось до 27, а общее количество переселенцев достигло 27640 человек. Прирост за счет включения новых регионов составил за два года лишь 2666 человек. По всей видимости, такое существенное падение темпов прироста было обусловлено влиянием кризиса и, как следствие, сокращением финансирования Программы практически в 4 раза с 8 млрд. руб. до 1,8 млрд руб. [5].

Отметим, что по прогнозам МИД РФ, ожидаемые цифры на 2009 г. должны были составить около 20 тыс. переселенцев.

Несмотря на провальное начало, в 2011 г. число регионов, входящих в Программу переселения, увеличилось до 37. Программа претерпела и качественные изменения. Так, существенно увеличилось количество

Распределение участник

территорий вселения в рамках региональных программ, расширился круг работодателей, предоставляющих вакансии по Программе переселения. Также был упрощен порядок переселения соотечественников в части снижения налоговых ставок с 30 до 13% в первые шесть месяцев проживания и освобождения от уплаты госпошлины за регистрацию по месту пребывания. По заявлениям ФМС РФ, продолжилась работа «по повышению привлекательности субъектов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов Российской Федерации» [4].

По итогам 2011 г. общее количество переселенцев с семьями составило 62893 человек, было выдано 56874 свидетельства участника Программы. Примерно треть всех заявлений была подана в территориальные органы ФМС от проживающих в РФ на законных основаниях граждан (имеющих вид на жительство либо временное разрешение на проживание в России).

Распределение участников Программы по странам исхода в 2011 — 2 кв. 2014 гг. представлено в табл. 1.

Таблица 1

1 Программы переселения

по странам исхода

Распределение участников Программы в % от общего числа

Страна исхода поданных заявлении

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г., 2-й кв.

Казахстан 31,0 28,5 29,4 37,9

Узбекистан 19,0 20,4 24,7 17,8

Молдова 9,8 10,0 14,9 10,2

Армения 8,1 11,3 3,3 11,0

Кыргызстан 9,1 4,7 6,1 5,8

Украина 8,7 8,6 9,3 11,2

Таджикистан — 6,7 8,1 3,4

Прочие страны 14,3 9,8 4,2 2,8

Источники: [6; 7; 8].

В 2011 г. максимальное количество соотечественников приехало из Казахстана (31%), Узбекистана (19%), Молдовы (9,8%), Кыргызстана (9,1%), Украины (8,7%) и Армении (8,1%). Переселенцы предпочитают проживать в городах (75,3%). Вполне предсказуемо, что в рейтинге продолжили лидировать регионы ЦФО, на их долю пришлось 47,5% от общего числа переселенцев. На второе место вышли регионы СФО, на третьем месте — СЗФО, который на 83% представлен переселенцами в Калининградскую область. Среди регионов ДФО, участвующих в Программе переселения, лидирующие позиции удерживает Приморский край. Доля соотечественников, выбравших регионы Дальнего Востока, действительно выросла до 9,9%.

Образовательный уровень переселенцев можно признать достаточно высоким: 42% имеют высшее или неоконченное высшее образование, 43% — среднее профессиональное образование, 14% — полное среднее образование и лишь 1% указал более низкий уровень образования. По данным, представленным ФМС [4], мы оценили средний возраст участников программы в 2011 г. примерно в 36 лет.

На конец 2012 г. общее количество поданных с начала действия Программы анкет составило 119,3 тыс. на 258,9 тыс. человек, выдано 79,9 тыс. свидетельств участника Программы на 166,6 тыс. переселенцев и членов их семей. От соотечественников, проживающих за рубежом (в подавляющем большинстве из стран СНГ), было подано 59% от общего числа заявлений, 41% — от проживающих на территории РФ. В целом распределение переселенцев по регионам въезда не изменилось:

ЦФО выбрало 48,2% от общего числа переселенцев, СФО — 21%, СЗФО — 13,7%. Несколько уменьшилась доля соотечественников, выбравших регионы Дальнего Востока: 7,7%. В Приволжский и Уральский федеральные округа переселились соответственно 6,7 и 1,9% участников программы. С 2012 г. к Программе подключился и Южный ФО, который представлен Волгоградской областью. Число переселенцев там составило пока 0,8%.

Согласно результатам Мониторинга за 2012 г. [5], доля переселенцев в возрастной группе до 18 лет составила 20,1%, от 18 до 39 лет — 55,1%, от 40 до 59 лет — 22,2%, свыше 60 лет — 2,7%. Это позволило нам дать оценку среднего возраста участников Программы около 31 года. Число мужчин и женщин вплоть до старшей возрастной группы различается несущественно. В возрастной группе 60+ наблюдается почти троекратное превышение числа женщин.

С 1 января 2013 г. вступила в силу обновленная Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (в редакции от 14 сентября 2012 г., № 1289). Теперь Программа является бессрочной, конкретные мероприятия по ее реализации и финансированию будут утверждаться на трехлетние периоды. Список регионов — участников Программы на начало 2014 г. приведен в табл. 2.

В новой редакции Программы особый акцент делается на деятельность неправительственных организаций. В частности, это может быть работа по оказанию информационной поддержки переселенцам, помощь в организации переезда, содействие в поиске квартиры, регистрации по месту пребывания.

Таблица 2

Список регионов-участников Программы переселения соотечественников

на начало 2014 года

Федеральный округ Регионы-участники

Центральный Области: Брянская, Воронежская, Калужская11, Костромская, Курская, Липецкая11, Смоленская, Тамбовская11, Тверская11, Тульская

Северо-Западный Республика Карелия, области: Архангельская, Калининградская11, Мурманская, Новгородская, Псковская, Ненецкий автономный округ

Южный Волгоградская область

Приволжский Республика Марий Эл, Республика Мордовия; области: Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская

Уральский Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ; области: Курганская, Свердловская, Тюменская11, Челябинская

Сибирский Республика Бурятия21, области: Иркутская21, Новосибирская11, Омская, Кемеровская; Алтайский край, Забайкальский край21, Красноярский край11

Дальневосточный Еврейская автономная область21; области: Амурская11,21, Сахалинская21; края: Хабаровский11,21, Приморский11,21, Камчатский21;

Примечание: цифрой 11 обозначены регионы, участвующие в Программе с момента ее основания; цифрой 21 обозначены приоритетные территории заселения согласно Распоряжению Правительства РФ [2].

Одно из значимых изменений касается выбора территории вселения. Если ранее участник Программы мог приехать только на существующее рабочее место, то теперь это ограничение снято. Также Распоряжением Правительства РФ № 848-р от 27 мая 2013 г.2 утвержден список территорий приоритетного заселения.

В этот список вошли регионы Дальнего Востока и Сибири, которые за последние два десятилетия в миграционном обмене с другими регионами России потеряли свыше 2 млн. человек: Республика Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области, а также Еврейская автономная область. Соотечественникам, которые

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 г. № 848-р «Перечень территорий приоритетного заселения» (вступило в силу с 01.01.2014 г.)

выберут перечисленные регионы, будут предоставляться максимальные преференции.

К настоящему времени уже 45 регионов РФ принимают участие в Программе. По итогам Мониторинга [6] на начало 4-го квартала 2013 г. общее количество переселенцев, включая членов их семей, достигло 146,7 тыс. человек, получили свидетельства участников Программы 134,4 тыс. человек. За три квартала 2013 г. прибыло 21,3 тыс. человек. Распределение по странам исхода, по большей части, повторяет ситуацию предыдущего года: Узбекистан (33,5%), далее Казахстан (23,3%), Молдова (14,5%), Армения (7,9%), Украина (7%), Таджикистан (5,9%), Кыргызстан (3,9%). На долю других стран приходится лишь 4% от общего числа переселенцев. Из стран дальнего зарубежья приехало менее 0,8% соотечественников.

Лидирующие места по-прежнему сохраняют территории вселения в Центральном (48%), Сибирском (24,9%) и Северо-Западном (17,7%) федеральных округах. На четвертое место вышел Приволжский ФО (6%). Только 2,3% соотечественников выбрали регионы Дальневосточного ФО в качестве территории вселения. На долю Уральского и Южного ФО приходится соответственно 1,9 и 0,8%.

Таким образом, миграционные ориентиры соотечественников

направлены преимущественно на центральные регионы России, где расселяется большинство из них. Несмотря на предоставление преференций, дальневосточные территории в Программе переселения задействованы по-прежнему слабо.

Итоги реализации Программы переселения указывают на то, что основной потенциал возвратной миграции в Россию сосредоточен преимущественно в Казахстане, Узбекистане, Молдове, Украине, Армении, Кыргызстане. Исход русскоязычного населения из Таджикистана был весьма существенным, в силу чего миграционный потенциал там уже практически исчерпан.

Вероятность возвратной миграции соотечественников из стран Балтии, а также стран дальнего зарубежья чрезвычайно мала.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. За последние два десятилетия произошло значимое увеличение численности русскоговорящих общин в странах «дальнего» зарубежья, прежде всего, за счет активной эмиграции из России. В то же время, численность русскоязычного населения

в странах бывшего СССР существенно сократилась за счет активной иммиграции в Россию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Основной объем возвратной миграции обеспечен переселенцами из стран СНГ, роль возвратной миграции из стран «дальнего» зарубежья, а также из стран Балтии весьма незначительна.

3. На сегодняшний день миграционный потенциал соотечественников сохраняется еще в странах «ближнего» зарубежья. Нами получена оценка численности русских в странах СНГ и Балтии на уровне 14,3 млн. человек, однако в силу различных причин миграционный потенциал для России может составить на ближайшее десятилетие немногим более 2 млн. человек. Следует отметить, что этот потенциал в последние годы стал более «глубоким»: есть желающие переехать в Россию, но осуществление переезда происходит постепенно, например, через стратегию поэтапной семейной миграции (сначала отправляют детей на обучение в Россию, затем выезжают сами, затем перевозят родственников).

4. Можно утверждать, что реализация миграционного потенциала соотечественников в странах СНГ в настоящее время все в большей степени определяется факторами в России, нежели в странах нынешнего проживания. При принятии решения о переезде люди все больше ориентируются на ситуацию в Российской Федерации как принимающей стране.

В связи с этим российская миграционная политика должна стать более открытой и дружественной в отношении соотечественников. Прежде всего, за счет ликвидации бюрократических препон и барьеров в получении вида на жительства и гражданства, обеспечении работой и жильем.

Литература

1. Демографический ежегодник Кыргызской Республики: 2008-2012. — Бишкек: Нацстатком Кырг. Респ., 2013. — 319 с.

2. Демографический ежегодник Республики Таджикистан. — Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2012. — 303 с.

3. Журавский А. Путь домой становится короче // Миграция XXI век. — 2013. — № 7 (16). — С. 29-32.

4. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации за 2011 г. — М.: ФМС РФ. — 17 с.

5. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации в IV квартале 2012 г. — М.: ФМС РФ. — 15 с.

6. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации в III квартале 2013 г. — М.: ФМС РФ. — 13 с.

7. Перепись населения 2009. Национальный состав Республики Беларусь. Том 3: Стат. сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск, 2011. — 433 с.

8. Российская диаспора за рубежом достигла 30 миллионов человек // РИА Новости. 12.10.2006 г. — Режим доступа: http://www.rian.ru/society/ 20061012/54757915.html

9. Рязанцев С.В., Гребенюк А.А. «Наши» за границей. Русские, россияне, русскоговорящие, соотечественники: расселение, интеграция и возвратная миграция в Россию. — М.: ИСПИ РАН, 2014. — 238 с.

10. Рязанцев С.В., Гребенюк А.А. Потенциал возвратной миграции в Россию из стран СНГ и Балтии // Народонаселение. — 2008. — № 2. — С. 104-111.

11. Рязанцев С.В., Боженко В.В. Новые формы временной эмиграции из России через призму социально-демографических характеристик мигрантов // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. — 2013. — № 2. — С. 80-87.

12. Рязанцев С.В., Лукьянова А.Ю., Боженко В.В. Незаконная миграция как форма торговли людьми // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — 2013. — № 6. — С. 92-97.

13. Содружество Независимых Государств в 2011 году: Статистический ежегодник. — М.: Межгосударственный статистический комитет СНГ, 2012. — 596 с.

14. 2000 Round of Population and Housing Censuses in Estonia, Latvia and Lithuania. Vilnius, 2003, 63 p.

15. Results of the National Population Census of the Republic of Kazakhstan. Analytical Report, Astana, 2011, 64 p.

16. Trends in International Migrant Stock: Migrants by Destination and Origin / United Nations. POP/DB/MIG/Stock/Rev.2012. July 2012

17. United Nations Global Migration Database. — Режим доступа: http://esa.un.org/ unmigra-tion/index.aspx

Bibliography

1. Demograficheskiy yezhegodnik Kyrgyzskoy Respubliki: 2008-2012 [Demographic Yearbook of the Kyrgyz Republic: 2008-2012]. Bishkek: NatsstatkomKyrg. Resp., 2013. 319 s.

2. Demograficheskiy yezhegodnik Respubliki Tadzhikistan [Demographic Yearbook of the Republic of Tajikistan]. Dushanbe: Agentstvo po statistike pri Prezidente Respubliki Tadzhikistan, 2012. 303 s.

3. Zhuravskiy A. Put' domoy stanovitsya koroche [The way home is getting shorter]. Migratsi-ya XXI vek. [Migration XXI Century]/ 2013. №7 (16). S. 29-32.

4. Monitoring realizatsii Gosudarstvennoy programmy po okazaniyu sodeystviya dobro-vol'nomu pereseleniyu v Rossiyskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom, na territoriyakh vseleniya sub"yektov Rossiyskoy Federatsii za 2011 g. [Monitoring of the implementation of the State program to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad, the invasion of the territories of the Russian Federation in 2011]. Moscow: FMS RF, 2012. 17 s.

5. Monitoring realizatsii Gosudarstvennoy programmy po okazaniyu sodeystviya dobro-vol'nomu pereseleniyu v Rossiyskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom, na territoriyakh vseleniya sub"yektov Rossiyskoy Federatsii v IV kvartale

2012 g. [Monitoring of the implementation of the State program to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad, the invasion of the territories of the Russian Federation in 2012]. Moscow: FMS RF, 2013. 15 s.

6. Monitoring realizatsii Gosudarstvennoy programmy po okazaniyu sodeystviya dobro-vol'nomu pereseleniyu v Rossiyskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom, na territoriyakh vseleniya sub"yektov Rossiyskoy Federatsii v III kvartale

2013 g. [Monitoring of the implementation of the State program to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad, the invasion of the territories of the Russian Federation in 2013]. Moscow: FMS RF, 2013. 13 s.

7. Perepis' naseleniya 2009. Natsional'nyy sostav Respubliki Belarus' [Population Census 2009. Ethnic composition of the Republic of Belarus]. Tom 3: Stat. sb. Natsional'nyy statis-ticheskiy komitet Respubliki Belarus'. Minsk, 2011. 433 s.

8. Rossiyskaya diaspora za rubezhom dostigla 30 millionov chelovek [The Russian diaspora abroad has reached 30 million people]. R1A Novosti. 12.10.2006g. Available at: http://www.rian.ru/society/ 20061012/54757915.html

9. Ryazantsev S.V., Grebenyuk A.A. «Nashi» za granitsey. Russkiye, rossiyane, russkogo-voryashchiye, sootechestvenniki: rasseleniye, integratsiya i vozvratnaya migratsiya v Ros-siyu ["Our" abroad. Russian, Russians, Russian-speaking compatriots: resettlement, integration and return migration in Russia]. Moscow: ISPI RAN, 2014. 238 s.

10. Ryazantsev S.V., Grebenyuk A.A. Potentsial vozvratnoy migratsii v Rossiyu iz stran SNG i Baltii [The potential return migration to Russia from CIS and Baltic countries]. Narodo-naseleniye. [Population]. 2008. № 2. ss.104-111.

11. Ryazantsev S.V., Bozhenko V.V. Novyie formyi vremennoy emigratsii iz Rossii cherez priz-mu sotsialno-demograficheskih harakteristik migrantov [New forms of temporary emigration from Russia through the prism of the socio-demographic characteristics of migrants]. Scientific Review. Series 2. Human sciences. [Nauchnoe obozrenie. Seriya 2. Gumanitarnyie nauki]. 2013. № 2. ss. 80-87.

12. Ryazantsev S.V., Lukyanova A.Yu., Bozhenko V.V. Nezakonnaya migratsiya kak forma tor-govli lyudmi [Illegal migration as a form of trafficking]. Scientific Review. Series 1. Economics and Law. [Nauchnoe obozrenie. Seriya 2. Gumanitarnyie nauki]. 2013. № 6. ss. 92-97.

13. Sodruzhestvo Nezavisimykh Gosudarstv v 2011 godu: Statisticheskiy yezhegodnik. [Commonwealth of Independent States in 2011. Statistical Yearbook]. Moscow: Mezhgosudar-stvennyy statisticheskiy komitet SNG, 2012. 596 s.

14. 2000 Round of Population and Housing Censuses in Estonia, Latvia and Lithuania. Vilnius, 2003. 63 p.

15. Results of the National Population Census of the Republic of Kazakhstan. Analytical Report, Astana, 2011. 64 p.

16. Trends in International Migrant Stock: Migrants by Destination and Origin / United Nations. P0P/DB/MIG/Stock/Rev.2012. July 2012.

17. Baza dannykh sayta «United Nations Global Migration». Available at: http://esa.un.org/ unmigration/index.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.