ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ / JURIDICAL SCIENCES
УДК: 342
К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М. В. Маматов, Ю. В. Морозов1
Авторами проведен комплексный анализ состояние миграционных процессов в Российской Федерации, показана их динамика и потенциал развития на отдельных участках соответствующей сферы, в том числе по вопросам трудовой миграции, переселения соотечественников из-за рубежа и др. В исследовании отражены влияющие на современный облик государственной миграционной политики страны факторы, правильное понимание которых является ключом для эффективного и действенного разрешения многих, существующих по этому профилю проблемных вопросов.
Ключевые слова: иностранцы, миграция, незаконная миграция, соотечественники, законодательство.
Развитие современного мира уже невозможно представить без миграции населения — внутренней и внешней, с переселением на постоянное место жительство или временным пребыванием, для трудоустройства и воссоединения с семьей, с целью отдыха, лечения, туризма, паломничества, для участия в спортивных соревнованиях, легальной и, к сожалению, нелегальной.
По данным ООН [25] в 2015 г. число мигрантов в мире достигло рекордного уровня — 244 млн человек, что около 3% всего народонаселения Земли (по сути каждый тридцатый человек в мире проживает вне своей территориальной принадлежности, что на 71 млн или 41% больше уровня, зафиксированного в начале XXI века). При этом одной из стран — лидеров по числу принятых мигрантов на мировой арене считается Россия.
Выступая 14 декабря 2016 г. в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «Правительственного часа» Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев подтвердил, что Россия занимает второе место в мире по количеству находящихся на ее территории мигрантов: общее количество иностранных граждан и лиц без гражданства в России составляет свыше 10 млн человек или 7% от численности всего населения страны [21].
1 Маматов Максим Владимирович — к.ю.н., заведующий отделом проблем участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Морозов Юрий Васильевич — к.ю.н., старший офицер подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по Восточному Арктическому району
Для Российской Федерации сложившаяся ситуация — это не только свидетельство высокой миграционной привлекательности, формирующей благоприятную конъюнктуру и большие возможности для дальнейшего поступательного развития страны, но и серьезный вызов, поскольку соответствующие процессы требуют упорядочения в соответствии с интересами развития российского общества и государства. Стихийность в сфере миграции чревата возникновением новых угроз национальной безопасности страны, несет дополнительные риски дестабилизации социально-экономической обстановки и общественного порядка, ухудшения этнополитической ситуации, нарастания экстремистских проявлений, эскалации межнациональных конфликтов. Опасность несет и незаконная миграция, имеющая значительные масштабы.
На наличие проблем в данной сфере обратил внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин: «...очевидно, что нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу» [17].
Для успешного разрешения накопивших в данной сфере проблем и упреждения появления новых, необходимо, прежде всего, правильное понимание основных характеристик и факторов современных миграционных процессов в Российской Федерации.
К сожалению, с началом формирования в стране отношений нового, рыночного типа, как следствие допущенных при этом ошибок и просчетов, падение основных показателей воспроизводства постоянного населения достигло катастрофических масштабов. По официальным данным только в период с 1993 г. по 2005 г. по «естественным» причинам Российская Федерация ежегодно теряла от 700 тыс. до миллиона человек (см. табл. 1).
Таблица 1.
Количество населения в Российской Федерации и показатели его воспроизводства
(с 2015 г. с учетом Республики Крым и г. Севастополь) [16, С. 16; 31]
Всего Изменения за год
населения общий прирост естественный миграционн
(ежегодно на / убыль (+/-, в прирост/ ый прирост
1 января, в тыс.) убыль (+/-, в тыс.)
тыс.) (+/-, в тыс.)
1991 г. 148273,7 241,0 104,9 136,1
1992 г. 148514,7 47,0 -219,2 266,2
1993 г. 148561,7 -205,8 -732,1 526,3
1994 г. 148355,9 104,0 -874,0 978,0
1995 г. 148459,9 -168,3 -822,0 653,7
1996 г. 148291,6 -263,0 -776,5 513,5
1997 г. 148028,6 -226,5 -740,6 514,1
1998 г. 147802,1 -262,7 -691,5 428,8
1999 г. 147539,4 -649,3 -918,8 269,5
2000 г. 146890,1 -586,5 -949,1 362,6
2001 г. 146303,6 -654,3 -932,8 278,5
2002 г. 145649,3 -685,7 -916,5 230,8
2003 г. 144963,6 -630,0 -888,5 258,5
2004 г. 144333,6 -532,6 -793,0 260,4
2005 г. 143801,0 -564,4 -846,5 282,1
2006 г. 143236,6 -373,9 -687,1 313,2
2007 г. 142862,7 -115,2 -470,3 355,1
2008 г. 142747,5 -10,3 -362,0 351,7
2009 г. 142737,2 96,3 -248,9 345,2
2010 г. 142833,5 31,9 -239,6 271,5
2011 г. 142865,4 191,0 -129,1 320,1
2012 г. 143056,4 290,7 -4,3 295,0
2013 г. 143347,1 319,8 24,0 295,8
2014 г. 143666,9 260,0 30,3 229,7
2015 г. 146267,3 277,4 32,0 245,4
2016 г. 146544,7 259,7 -2,2 261,9
2017 г. 146804,4 - - -
10 мая 2006 г. Президент России В. В. Путин, обращаясь с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации и определяя основные приоритеты государственной политики на новое десятилетие, заметил: «Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем..., число жителей нашей страны ежегодно становится меньше. Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали» [15]. Для ее решения Глава Государства потребовал сосредоточить основные усилия органов власти на следующих направлениях: 1) снижение смертности, 2) повышение рождаемости, 3) эффективная миграционная политика, а также в целом обратить внимание на все те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан, что в последующем также нашло свое отражение в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351) [11].
В настоящее время на улучшение демографической ситуации ориентированы принимаемые в стране меры по стимулированию рождаемости (программы поддержки материнства, детства, семьи и др. [3]), снижению темпов убыли населения, в том числе путем нормализации ситуации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, оказания медицинских услуг, охраны труда, усыновления на
территории Российской Федерации детей иностранными гражданами и др.
Например, активно предпринимаемые в последние годы меры по повышению безопасности дорожного движения привели к тому, что в 2016 г. продолжили снижаться все основные показатели аварийности — по сравнению с 2015 г. уменьшилось на 5,6% количество ДТП (всего зарегистрировано 173 694 таких случаев), на 4,3% число раненых при этом людей (221 140), на 12,1% количество погибших в автоавариях (20 308), что позволило сохранить жизни свыше 2,8 тыс. человек [28]. Между прочим, в 2005 г., когда Президент Российской Федерации В. В. Путин указал на необходимость обратить внимание на соответствующую проблему и потребовал реализовать целый комплекс мер по ее решению, в России в день в ДТП погибали почти 100 человек [14].
Уменьшается и уровень иностранного усыновления в России, что происходит, к сожалению, на фоне общего снижения показателей данной формы семейного устройства детей-сирот: только в 2016 г. усыновлено 5 348 детей, в том числе иностранными гражданами — 486 или 9,1% (в 2015 г. из 6 649 детей — 746 или 11,2%; в 2014 г. из 7 668 детей — 1 052 или 13,7%; тогда как в 2011 г. из 10 816 детей — 3 400 или 31,4%) [23].
Успешная реализация мер, предпринятых по этим и другим направлениям, позволила обеспечить позитивный демографической поворот и на протяжении 2013-2015 гг. рождаемость в стране впервые стала превышать смертность.
Такие перемены отрадны, однако по своим масштабам с учетом глубины падения показателя (по самым приблизительным оценкам за последние 25 лет только по «естественным» причинам страна потеряла без малого 13 млн человек), а также эмиграции и упущенных демографических выгод (возможностей), они не могут кардинально переломить ситуацию, а потому в сложившихся условиях Российская Федерация вынуждена продолжать компенсировать убыль своего населения через привлечение мигрантов извне, что зачастую неравноценно и несет дополнительные риски.
Необходимо, прежде всего, восполнять нехватку трудового человеческого ресурса в сфере экономики, для чего выработаны и совершенствуются различные механизмы привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой.
Массовое использование иностранной рабочей силы имеет в нашей стране черты распространенного явления. За 2016 г. миграционными органами иностранцам выдано 149 013 разрешений на работу в Российской Федерации (в 2015 г. — 214 559), в том числе в 28,0% случаев — высококвалифицированным специалистам и квалифицированным специалистам (30,6%), а также оформлено 1 510 378 патентов (1 788 201) [29]. Причем, несмотря на некоторое снижение вышеприведенных показателей, только приобретение мигрантами рабочих патентов принесло в 2016 г., по данным органов МВД России, более 38 млрд рублей
в бюджеты субъектов Российской Федерации налога на доходы физических лиц, что почти в 1,5 раза превышает уровень 2015 г. [21]
На 2017 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2016 № 1288 потребности страны в привлечении иностранных работников, прибывающих на основании визы, определены на уровне 177 043 человека в соответствии с распределением по приоритетным профессионально-квалификационным группам (согласно этому утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам, пребывающим на основании визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу) [12].
Разумеется, интересы Российского государства и общества требуют, чтобы процессы, формирующиеся при реализации иностранцами в Российской Федерации своего трудового потенциала и материально-денежных намерений, оставались максимально управляемыми. Эти процессы должны сочетать как содействие обеспечению потребности российской экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей, так и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальной защищенности, комфортности и благополучия коренного населения. Обеспечить необходимый баланс в этом призваны определенные в законодательстве запреты и ограничения, установленные административные процедуры, а также дальнейшее совершенствование существующих механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации.
Принимая меры к регулированию потоков трудовых мигрантов, не следует игнорировать тот факт, что за счет данной категории лиц происходит отток денежных средств из России в государства их постоянного проживания. При этом объем отправленной ими денежной массы, с учетом численности данных лиц на территории России, является весьма значительным.
Своего максимального уровня денежные переводы физических лиц из России достигали в 2013 г., когда общая сумма переводов в страны СНГ, по данным Центрального банка России, составила 21,7 млрд долларов США, но уже в 2014 г. они сократились до 19 млрд, а к 2016 г. упали вдвое (до 10,129 млрд). Причем по некоторым странам темпы падения оказались еще значительнее: денежные переводы на Украину сократились в 3,4 раза, в Узбекистан — почти в 2,5 раза, в Таджикистан — в 2,2 раза. Причинами этого стало как падение курса рубля, а вслед за ним и остальных валют стран СНГ, вызвавшее резкое сокращение долларового объема переводов, так и снижение темпов развития российской экономики [24].
Присутствие на территории значительного контингента трудовых мигрантов порождает и другие сложности, в том числе связанные с перегруженностью социально-экономической инфраструктуры страны и фактически конкурированием иностранцев с коренным населением за рабочие места, этнокультурные и другие риски.
В этой связи важным элементом миграционной политики России является поддержка соотечественников за рубежом, а главное — содействие их иммиграции на постоянное жительство в Российскую Федерацию. Данное направление, на наш взгляд, одно из наиболее перспективных в разрешении проблем, обусловленных недостатками современной демографической ситуации в стране.
В ст. 1 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [4] к соотечественникам отнесены не только лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии, но и лица и их потомки, проживающие за пределами России и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации (в том числе лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства, выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства).
По самым приблизительным экспертным оценкам в настоящее время за рубежом проживает около 30 млн российских соотечественников [30], что подтверждено и на официальном сайте Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) [27]. Однако, выступая на IV Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом (Санкт-Петербург, 26-27 октября 2012 г.), Л. А. Вербицкая обосновано предложила исходить в данном случае из того, что русским языком в мире владеют около полумиллиарда человек, причем 300-350 млн — владеют им в совершенстве, применяя в качестве первого или второго языка в повседневном общении [20]. Разумеется, многие из этих людей своими корнями, общекультурным и духовным наследием прочно связаны с исторической Родиной — Россией, и мотивы такого их свободного выбора не ограничены сугубо экономическими соображениями, зачастую в каждом конкретном случае обусловлены несколькими фундаментальными факторами.
Еще в 1994 г. Президент России Б. Н. Ельцин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечал, что «государство будет стремиться принять всех переселяющихся соотечественников и оказывать первоочередную помощь в размещении и трудоустройстве социально незащищенным группам
переселенцев, а также тем из них, кто направляется в районы, развитие которых представляет особое значение для страны» [13].
Значимым этапом реализации соответствующей политики стал запуск в 2007 г. [10] Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Программа), за время действия которой в Россию переехали около 600 тыс. соотечественников, из них У — в 2016 г. [22] В настоящее время в этом масштабном государственном проекте в качестве принимающих территорий участвуют порядка 60 субъектов Российской Федерации, однако почти в 50% случаев переселенцы выбирают для проживания регионы Центрального федерального округа вследствие привлекательности их географического положения, природно-климатических условий, уровня социально-экономического развития (см. табл. 2).
Таблица 2
Количество участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
РФ в том числе:
ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
2008 г. 8279 3746 3717 0 0 0 253 383 180
2009 г. 7357 3753 2304 0 0 23 156 1018 103
2010 г. 11768 5692 2767 0 0 418 182 1983 726
2011 г. 29641 13538 4365 0 0 1955 325 6364 3094
2012 г. 56647 27416 7765 437 0 3730 1086 11911 4302
2013 г. 33770 16509 4880 709 0 2021 1009 7708 934
2014 г. 105444 41081 11409 3270 981 10564 8776 22056 7307
2015 г. 179660 76636 14481 6909 2568 21237 20264 27538 10027
2016 г. 146585 н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д
Указанной Программой определена система долговременных мер, направленных на содействие возвращению в Россию особой категории людей — российских соотечественников, проживающих за рубежом; лиц, воспитанных в традициях русской культуры, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией, а значит, в наибольшей мере способных к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества. Исходя из целесообразности объединения их потенциала с потребностями развития российских регионов, стабилизации численности населения Российской Федерации, Программа устанавливает цели, задачи и принципы, основы организации соответствующей работы за рубежом и на территории Российской Федерации, правовой статус участников. При этом базовые, исходные положения Программы определены в федеральных законах. Программно-целевой способ регулирования
позволяет обеспечить комплексный подход к решению поставленной задачи за счет объединения мер правового, финансового, организационного, информационного характера и тем самым преодолеть проблемы межотраслевой рассогласованности действий в этом направлении федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Начиная с 2014 г. одним из основных направлений реализации Программы является работа по оказанию в ее рамках содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, вынужденно покинувших территорию Украины [26], однако такие лица проявляют устойчивый интерес и к другим способам легализации на российской территории.
В российском правовом поле на получение статуса беженца могут претендовать только иностранцы, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, а равно лица без гражданства, которые, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений. Лицам, которые имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на российской территории, или не имеют таких оснований, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы страны, Российская Федерация предоставляет временное убежище. Соответствующие дефиниции закреплены в Федеральном законе от 19.02.1993 № 45281 «О беженцах» [2].
За 2016 г. в Российской Федерации статус беженца получили 39 иностранцев и в целом по состоянию на 1 января 2017 г. на учете миграционных органов состояло 598 таких лиц (годом ранее — соответственно 112 и 641). Значительную часть среди них составляют выходцы из Афганистана — 292 человека (48,8% от общей численности беженцев, находящихся в стране), Украины — 188 (31,4%) и Грузии — 34 (5,7%). По вопросу распределения беженцев по регионам России в 2016 г. абсолютным лидером традиционно является Центральный федеральный округ — 480 беженцев или 80,3% (в г. Москве и Московской области сосредоточены 74,9% всех таких лиц), ближайшими к которому стали Северо-Кавказский (36 беженцев или 36,0%), Приволжский (32 беженца или 5,4%) и Северо-Западный (26 беженцев или 4,3%) федеральные округа [32].
На 8,4% сократилось в 2016 г. количество лиц, состоящих на учете как получившие временное убежище (228 392 человека, в том числе 22,0 тыс. получили его непосредственно в 2016 г.), контингент которых в основном составили люди, прибывшие из Украины (226 044, или 99,0% случаев), Сирии (1 317), Афганистана (417), Грузии (226). Непосредственно в Краснодарском крае на соответствующем учете
миграционных органов состоит 18 211 человек, в Воронежской области — 17 288, суммарно в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 16 628, в Калужской области — 14 126, Липецкой области — 12 091, Нижегородской области — 9 741, Тульской области — 8 051, Тверской области — 8 032, Ростовской области — 7 256, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре — 7 056.
Важно учитывать, что Российская Федерация также может предоставлять политическое убежище иностранцам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права [9]. Например, в 1992 г. политическое убежище на территории Российской Федерации было предоставлено гражданину Корейской Народно-Демократической Республики Ким Мен Се [8].
В целом компетентные органы уделяют особое внимание проблеме вышеназванных категорий вынужденных мигрантов, что оправдано, поскольку призвано способствовать укреплению национальной безопасности и в существенной мере предопределяет уровень фактической реализации особых мер государственной помощи и гарантий защиты людей, которых трудные жизненные обстоятельства подвигли к перемене места жительства, а значит, международный имидж Российской Федерации, оценку прогрессивной мировой общественностью степени совершенства российского законодательства, самостоятельности и зрелости власти.
В условиях продолжающихся военно-политических и экономических катаклизмов в мире Российским государством приняты на себя и последовательно выполняются значительные гуманитарные обязательства перед вынужденными мигрантами. Поскольку исключительным основанием для предоставления таким лицам соответствующих правовых и социальных гарантий является решение о признании их вынужденными переселенцами, беженцами и пр., без внимания компетентных органов не могут оставаться помимо прочего (например, состояния инфраструктуры объектов для размещения вынужденных мигрантов) и вопросы, связанные с проверкой законности принятия решения о признании и последующего нахождения вынужденного мигранта в особом правовом статусе. При всем этом безусловным приоритетом в данной сфере остается обеспечение национальной безопасности, а также противодействие злоупотреблениям особым статусом, признаваемым в различных формах за вынужденными мигрантами.
Разумеется, не менее внимательного отношения требует и проблема российских граждан, покинувших место жительства (как в России, так и за рубежом) вследствие совершенного в отношении них или членов их семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а
также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Такие лица могут претендовать на получение в Российской Федерации статуса вынужденного переселенца.
По состоянию на 1 января 2017 г. в стране насчитывалось 19 327 вынужденных переселенцев (снижение за год на 8,2%), среди которых почти У — это российские граждане, вынуждено покинувшие место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывшие на территорию другого российского региона, а еще около 65% — лица, прибывшие по аналогичным мотивам из Грузии, Казахстана и Узбекистана. Большая часть таких лиц при переезде расселена в Республике Северная Осетия — Алания (6 546), Республике Ингушетия (3 758), Самарской области (602), Белгородской области (496), Ставропольском крае (435), суммарно в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (369), Новосибирской области (362), Алтайском крае (353), Республике Татарстан (344), Краснодарском крае (331), на которые в совокупности приходится 70,3% в общем показателе [32].
В отличие от случаев с беженцами, а также лицами, которым предоставлено временное или политическое убежище, проблематика вынужденных переселенцев актуальна не только для мест их расселения, но в не меньшей степени и для регионов прежнего проживания этих граждан на территории Российской Федерации, где сформировались соответствующие «выталкивающие» факторы. Региональные органы государственной власти, допустившие на подведомственной территории вынужденную миграцию по соответствующим обстоятельствам, совместно с федеральными органами государственной власти обязаны принять меры по устранению причин возникновения вынужденной миграции (соответствующее требование закреплено в п. 5 ст. 7 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» [1]). Очевидно, что добросовестная работа должностных лиц органов власти и своевременное принятие мер к исполнению требований законодательства, способны предупредить или минимизировать такие негативные проявления.
Впрочем, руководствуясь общими подходами, выраженными в актах международного уровня, к вынужденным мигрантам справедливо отнести и лиц, покинувших место своего жительства по экономическим причинам (актуальны для моногородов, при переселении из ветхого и аварийного жилья, и др.), вследствие резкого ухудшения состояния окружающей среды или экологических катастроф, голода, эпидемии и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Возможно, именно в таком широком контексте следует понимать текст доклада Генерального секретаря ООН «Международная миграция и развитие» от 04.08.2016 (подготовлен в ответ на резолюцию 69/229 Генеральной Ассамблеи от 19.12.2014) о том, что «мир является свидетелем самого высокого за десятилетия уровня принудительного перемещения... , свыше 40 млн. человек находятся в положении вынужденных
переселенцев внутри стран, а количество беженцев и людей, ищущих убежища, превысило 24 миллиона» [25].
Следует учитывать, что, например, в Рекомендациях по гармонизации национального законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с незаконной миграцией (приняты в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009 Постановлением 33-14 на 33-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) указано, что «учитывая уровень безработицы и оплаты труда в отдельных государствах СНГ, миграцию в наиболее развитые в экономическом плане государства с целью осуществления трудовой деятельности можно рассматривать и как вынужденную» [7]; в Декларации и программе действий форума тысячелетия «Мы, народы: укрепление Организации Объединенных Наций в двадцать первом веке» (принята в г. Нью-Йорке 26.05.2000 на 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) признается, что «неравноправное экономическое развитие стран стимулирует вынужденную миграцию в развитые страны» [6]; в Программе действий, принятой Международной конференцией по проблемам беженцев и мигрантов в странах СНГ в г. Женеве 31 мая 1996 г., отмечается, что «экологические мигранты — это лица, которые вынуждены покинуть места своего постоянного проживания и которые перемещаются в пределах своей страны или пересекают ее границу вследствие резкого ухудшения состояния окружающей среды или экологических катастроф» [5].
Факторы, лежащие в основе вынужденной миграции, обусловливают различные формы ее проявления, каждая из которых согласно их особой значимости и в целом уникальности данного явления заслуживает пристального внимания.
Некоторые схожие с рассматриваемой тематикой моменты можно обнаружить даже в проблематике российских эмигрантов, которые нередко считают вынужденными причины своего выезда из страны (за рамками следует оставить лиц, совершивших противоправные действия и уклоняющихся от ответственности и российского правосудия на территории других государств по мотивам якобы вынужденной миграции).
Среди российских граждан кроме лиц, постоянно проживающих за рубежом, следует учитывать и тех, кто временно находится за пределами Российской Федерации (совершает туристические путешествия, участвует в международных спортивных, научных, образовательных, культурных мероприятиях, мероприятиях по обмену, выезжает на лечение, по служебным делам, навестить родственников, в поисках работы, а также журналисты, артисты эстрады, члены экипажей судов и др.), что также является показателем, характеризующим миграционные процессы в Российской Федерации.
Официальные статистические данные позволяют оценивать процесс внешней миграции исходя из общего количества лиц, выбывших из страны и прибывших из-за рубежа. Например, в 2016 г. из Российской Федерации выехало 313 210 лиц, из которых 81,9% направились в государства — участники СНГ (59 450 на Украину, 41 305 в
Узбекистан, 32 226 в Казахстан, 31 933 в Армению, 25 387 в Таджикистан), а въехало в страну 575 158, в том числе в 89,0% случаев из указанных государств (в 2015 г. прибыло 598 793, а убыло 352 864) [32].
В анализируемом периоде количество убывших превышает число прибывших в миграционном обмене с Китаем (на 810 человек), Германией (541), США (267), Израилем (243), Канадой (203), Финляндией (185) — приведенные данные в некоторой мере отражают процессы эмиграции, во многом сохраняющей свои основные направления уже длительное время.
Учитывая, что тем самым Российская Федерация вовлечена в отнюдь не равноценный размен человеческим ресурсом, по сути пополняет новыми эмигрантами контингент проживающих за рубежом соотечественников, органам власти важно систематически, последовательно и сообща добиваться комфортных условий проживания на территории России ее населения, для участия которого в решении проблем страны не требуется затрат на переселение под юрисдикцию Российской Федерации, обустройство на новом месте жительства, социальную адаптацию и др.
В этой связи следует обратить внимание на такой важный параметр, как уровень внутренней миграции населения. Только в 2016 г. 4 131 253 гражданина участвовало в соответствующих процессах, что на 4 253 человека меньше, чем в 2015 г. При этом необходимо учитывать, что статистика отражает только официально зарегистрированные случаи, тогда как значительная доля внутренних миграционных потоков находится вне поля ее зрения [32].
Важно отметить, что успешное регулирование миграционных потоков угнетающе действует на процессы нелегальной миграции, современный масштаб которой можно оценить лишь приблизительно, основываясь лишь на косвенных признаках.
Например, по подсчетам одних экспертов, общая численность мигрантов, которые незаконно находятся на территории России, составляет 4-4,5 млн. человек [19], другие специалисты полагают, что на 200 тысяч легальных трудовых мигрантов приходится 1 млн. человек, находящихся в тени [18]. Как отмечалось на состоявшемся 25 ноября 2016 г. совместном совещании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «Состояние и проблемы реализации законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах», на начало 2016 г. в России нелегально проживает около 8 млн иностранцев.
Такие высокие показатели незаконной миграции порождают дисбаланс всей системы миграционных отношений, оказывая негативное влияние на смежные сферы общественных отношений. В этих условиях от уполномоченных органов власти требуется правильное распределение внимания с тем, чтобы расставленные приоритеты позволяли успешно противодействовать как непосредственно выявленным фактам незаконной миграции, так и устранять причины и условия, ей
способствующие.
Завершая изложение хочется отметить, что, на наш взгляд, нормализация ситуации в целом в сфере миграционных отношений невозможна без комплексного подхода, при котором правовыми, организационными и иными мерами охвачен широкий спектр взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений и процессов — это, прежде всего, вопросы обеспечения законности в сфере поддержки и содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан; привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой; внутренней миграции граждан Российской Федерации; выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов; противодействия незаконной миграции и др. Только от успешного решения задач в совокупности по каждому из названных направлений зависит уровень снижения остроты незаконной миграции, и в конечном счете достигнут действительно прочный правопорядок в сфере миграционных отношений.
Литература
1. Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства Российской Федерации, 25.12.1995, № 52, ст. 5110.
2. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 25.03.1993, № 12, ст. 425.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 22.05.1995, № 21, ст. 1929.
4. Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации, 31.05.1999, № 22, ст. 2670.
5. Программа действий, принятая Международной конференцией по проблемам беженцев и мигрантов в странах СНГ в г. Женеве 31 мая 1996 г. // Дипломатический вестник. — 1996. — № 9. — С. 44-59; № 10. — С. 23-32.
6. Декларация и программе действий форума тысячелетия «Мы, народы: укрепление Организации Объединенных Наций в двадцать первом веке» (принята в г. Нью-Йорке 26.05.2000 на 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Документ опубликован не был.
7. Рекомендации по гармонизации национального законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с незаконной миграцией (приняты в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009 Постановлением 3314 на 33-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-
участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. — 2010. — № 46. — С. 179-189.
8. Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1992 № 635 «О предоставлении политического убежища Ким Мен Се» // Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 25.06.1992, № 25, ст. 1432.
9. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.1997 № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.1997, № 30, ст. 3601.
10. Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.2006, № 26, ст. 2820.
11. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.10.2007, № 42, ст. 5009.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2016 № 1288 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2017 год» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.12.2016, № 50, ст. 7106.
13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 24.02.1994 «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)» // Рос. газ. 1994. 25 февр.
14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от
25.04.2005 // Рос. газ. 2005. 26 апреля.
15. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от
10.05.2006 // Рос. газ. 2006. 11 мая.
16. Демографический ежегодник России. 2015: Статистический сборник. — М., 2015.
17. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23
янв.
18. Староверова Е. Работники в тени // Труд. 2009. 8 дек.
19. Топилин А.В. Нелегальная миграция: масштабы и социально-экономические последствия // Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы: материалы круглого стола. — М., 2005. С. 83-91.
20. IV Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом (Санкт-Петербург, 26-27 октября 2012 г.) / http://vksrs.com/upload/iblock/ecb/ecb38f4dad5c3a0fc4bd475fa40238bf.pdf (дата обращения: 25.05.2017).
21. В. Колокольцев рассказал сенаторам о мерах Правительства России по противодействию нелегальной миграции / 14.12.2016 / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [сайт] URL: http://www.council.gov.ru/events/news/75073 (дата обращения: 25.05.2017).
22. Важно расширить число регионов, участвующих в переселении соотечественников — Л. Бокова / 30.03.2017 / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [сайт] URL: http://www.council.gov.ru/events/news/78755 (дата обращения: 25.05.2017).
23. Выборочные данные из формы № 103-рик «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за 2011 — 2016 гг. (действующая редакция формы утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 21.08.2015 № 389) / Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт] URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5 %D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8 %D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%8 0%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-2016/%D0%BE%D0%BE%D0%BF-2016 (дата обращения: 25.05.2017).
24. Денежные переводы из России растут только в странах ЕАЭС / 12.05.2017/ Stan Radar: [сайт] URL: http://www.stanradar.com/news/full/25002-denezhnye-perevody-iz-rossii-rastut-tolko-v-stranah-eaes.html (дата обращения: 25.05.2017).
25. Международная миграция и развитие: доклад Генерального секретаря / 04.08.2016 / Организация Объединенных Наций: [сайт] URL: http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/A_ 71_296_R.pdf (дата обращения: 25.05.2017).
26. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации / Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт] URL: https://мвд.рф/upload/site1/document_flle/Monitoring_realizacii_Gosudarstvennoy_program my_za_I_kvartal_2016_goda.pdf (дата обращения: 25.05.2017).
27. Поддержка соотечественников за рубежом // Россотрудничество: [сайт] URL: http://prev.rs.gov.ru/project/8477 (дата обращения: 25.05.2017).
28. Показатели состояния безопасности дорожного движения / Госавтоинспекция: [сайт] URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 25.05.2017).
29. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за 2016 год / 19.01.2017 / Министерство внутренних дел
Российской Федерации: [сайт] URL:
https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migraäonnaya/item/9266550 (дата обращения: 25.05.2017).
30. Сколько у нас соотечественников за рубежом / 11.09.2006 / Газета Коммерсантъ: [сайт] URL: http://www.kommersant.ru/doc/703956 (дата обращения: 25.05.2017).
31. Социально-экономическое положение России. 2016 год (уточненные итоги) / Федеральная служба государственной статистики: [сайт] URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/social/utoch-osn-12-2016.pdf (дата обращения: 25.05.2017).
32. Социально-экономическое положение России. Январь 2017 года / Федеральная служба государственной статистики: [сайт] URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/social/osn-01-2017.pdf (дата обращения: 25.05.2017).
TO THE QUESTION ABOUT THE CHARACTERISTICS OF CONTEMPORARY MIGRATION PROCESSES IN RUSSIAN FEDERATION
Mamatov M.V., Morozov, Y.V.
Mamatov Maksim Vladimirovich — candidate of law, head of Department of problems of participation of Prosecutor in civil, arbitration and administrative proceedings, research Institute of the Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation Morozov Yurii Vasilievich — candidate of law, senior officer, division of procedural activities of the Border Department of the FSB of Russia in the Eastern Arctic district
Abstract. The authors conducted a comprehensive analysis of the status of migration processes in the Russian Federation, showing their dynamism and development potential on certain sections of the corresponding sphere, including on labour migration, resettlement of compatriots from abroad, etc. the research shows influence on the modern image of the state migration policy of the country factors, the correct understanding of which is key to effective and efficient resolution of the many that exist in this profile of problematic issues.
Keywords: Foreigners, migration, illegal migration, compatriots, legislation.
References
1. Zakon Rossijskoj Federacii ot 19.02.1993 № 4530-1 «0 vynuzhdennyh pereselencah» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 25.12.1995, № 52, st. 5110.
2. Federal'nyj zakon ot 19.02.1993 № 4528-1 «O bezhencah» // Vedomosti Soveta Narodnyh Deputatov i Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii, 25.03.1993, № 12, st. 425.
3. Federal'nyj zakon ot 19.05.1995 № 81-FZ «O gosudarstvennyh posobijah grazhdanam, imejushhim detej» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 22.05.1995, № 21, st. 1929.
4. Federal'nyj zakon ot 24.05.1999 № 99-FZ «O gosudarstvennoj politike Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov za rubezhom» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 31.05.1999, № 22, st. 2670.
5. Programma dejstvij, prinjataja Mezhdunarodnoj konferenciej po problemam bezhencev i migrantov v stranah SNG v g. Zheneve 31 maja 1996 g. // Diplomaticheskij vestnik. - 1996. - № 9. - S. 44-59; № 10. - S. 23-32.
6. Deklaracija i programme dejstvij foruma tysjacheletija «My, narody: ukreplenie Organizacii Ob#edinennyh Nacij v dvadcat' pervom veke» (prinjata v g. N'ju-Jorke 26.05.2000 na 54-oj sessii General'noj Assamblei OON). Dokument opublikovan ne byl.
7. Rekomendacii po garmonizacii nacional'nogo zakonodatel'stva gosudarstv — uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv v sfere bor'by s nezakonnoj migraciej (prinjaty v g. Sankt-Peterburge 03.12.2009 Postanovleniem 33-14 na 33-m plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv — uchastnikov SNG) // Informacionnyj bjulleten'. Mezhparlamentskaja Assambleja gosudarstv — uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. - 2010. - № 46. - S. 179-189.
8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 15.06.1992 № 635 «O predostavlenii politicheskogo ubezhishha Kim Men Se» // Vedomosti Soveta Narodnyh Deputatov i Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii, 25.06.1992, № 25, st. 1432.
9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.1997 № 746 «Ob utverzhdenii Polozhenija o porjadke predostavlenija Rossijskoj Federaciej politicheskogo ubezhishha» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 28.07.1997, № 30, st. 3601.
10. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 22.06.2006 № 637 «O merah po okazaniju sodejstvija dobrovol'nomu pereseleniju v Rossijskuju Federaciju sootechestvennikov, prozhivajushhih za rubezhom» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 26.06.2006, № 26, st. 2820.
11. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.10.2007 № 1351 «Ob utverzhdenii Koncepcii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 15.10.2007, № 42, st. 5009.
12. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 03.12.2016 № 1288 «Ob opredelenii potrebnosti v privlechenii inostrannyh rabotnikov, pribyvajushhih v Rossijskuju Federaciju na osnovanii vizy, v tom chisle po prioritetnym professional'no-kvalifikacionnym gruppam, i utverzhdenii kvot na 2017 god» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 12.12.2016, № 50, st. 7106.
13. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniju ot 24.02.1994 «Ob ukreplenii Rossijskogo gosudarstva (Osnovnye napravlenija vnutrennej i vneshnej politiki)» // Ros. gaz. 1994. 25 fevr.
14. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniju ot 25.04.2005 // Ros. gaz. 2005. 26 aprelja.
15. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniju ot 10.05.2006 // Ros. gaz. 2006. 11 maja.
16. Demograficheskij ezhegodnik Rossii. 2015: Statisticheskij sbornik. — M., 2015.
17. Putin V.V. Rossija: nacional'nyj vopros // Nezavisimaja gazeta. 2012. 23 janv.
18. Staroverova E. Rabotniki v teni // Trud. 2009. 8 dek.
19. Topilin A.V. Nelegal'naja migracija: masshtaby i social'no-jekonomicheskie posledstvija // Ispol'zovanie inostrannoj rabochej sily v Rossii: problemy i perspektivy: materialy kruglogo stola. — M., 2005. S.83-91.
20. IV Vsemirnyj kongress sootechestvennikov, prozhivajushhih za rubezhom (Sankt-Peterburg, 26-27 oktjabrja 2012 g.) / http://vksrs.com/upload/iblock/ecb/ecb38f4dad5c3a0fc4bd475fa40238bf.pdf (data obrashhenija: 25.05.2017).
21. V. Kolokol'cev rasskazal senatoram o merah Pravitel'stva Rossii po protivodejstviju nelegal'noj migracii / 14.12.2016 / Sovet Federacii Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii: [sajt] URL: http://www.council.gov.ru/events/news/75073 (data obrashhenija: 25.05.2017).
22. Vazhno rasshirit' chislo regionov, uchastvujushhih v pereselenii sootechestvennikov — L. Bokova / 30.03.2017 / Sovet Federacii Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii: [sajt] URL: http://www.council.gov.ru/events/news/78755 (data obrashhenija: 25.05.2017).
23. Vyborochnye dannye iz formy № 103-rik «Svedenija o vyjavlenii i ustrojstve detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej» za 2011-2016 gg. (dejstvujushhaja redakcija formy utverzhdena prikazom Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki ot 21.08.2015 № 389) / Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii: [sajt] URL: http://minobrnauki.rf/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D 1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D 1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80% D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-2016/%D0%BE%D0%BE%D0%BF-2016 (data obrashhenija: 25.05.2017).
24. Denezhnye perevody iz Rossii rastut tol'ko v stranah EAJeS / 12.05.2017/ Stan Radar: [sajt] URL: http://www.stanradar.com/news/full/25002-denezhnye-perevody-iz-rossii-rastut-tolko-v-stranah-eaes.html (data obrashhenija: 25.05.2017).
25. Mezhdunarodnaja migracija i razvitie: doklad General'nogo sekretarja / 04.08.2016 / Organizacija Ob#edinennyh Nacij: [sajt] URL: http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/A_ 71_296_R.pdf (data obrashhenija: 25.05.2017).
26. Monitoring realizacii Gosudarstvennoj programmy po okazaniju sodejstvija dobrovol'nomu pereseleniju v Rossijskuju Federaciju sootechestvennikov,
рго7Ыуа]шЬЫЬ 7а гиЪе7Ьош, па 1еггИог1]аЬ узе1еп1]а зиЪ#ек1оу Ко881]8ко] Federacii / М1п1з1ег81уо vnutrennih de1 Козз^зко] Federacii: ШЬ:
https://шvd.rf/up1oad/site1/docuшent_fi1e//Monitoring_rea1izacii_Gosudarstvennoy_progr ammy_za_I_kvarta1_2016_goda.pdf (data oЪrashhenija: 25.05.2017).
27. Podderzhka sootechestvennikov za ruЪezhoш // Rossotrudnichestvo: ШЬ: http://prev.rs.gov.ru/proiect/8477 (data oЪrashhenija: 25.05.2017).
28. Pokazate1i sostojanija bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija / Gosavtoinspekcija: ^а]^ ШЬ: http://stat.giЪdd.ru (data oЪrashhenija: 25.05.2017).
29. Svodka osnovnyh pokazate1ej dejate1'nosti po шigracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za 2016 god / 19.01.2017 / Ministerstvo vnutrennih de1 Rossijskoj Federacii:
ШЬ: https://шvd.rf/De1jate1nost/statistics/шigracionnaya/iteш/9266550 (data oЪrashhenija: 25.05.2017).
30. Sko1'ko и nas sootechestvennikov za ruЪezhoш / 11.09.2006 / Gazeta Kommersant#: ШЬ: http://www.koшшersant.ru/doc/703956 (data oЪrashhenija: 25.05.2017).
31. Socia1'no-jekonoшicheskoe po1ozhenie Rossii. 2016 god (utochnennye itogi) / Federa1'naja s1uzhЪa gosudarstvennoj statistiki: ШЬ: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/socia1/utoch-osn- 12-2016.pdf (data oЪrashhenija: 25.05.2017).
32. Socia1'no-jekonoшicheskoe po1ozhenie Rossii. Janvar' 2017 goda / Federa1'naja s1uzhЪa gosudarstvennoj statistiki: URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/socia1/osn-01-2017.pdf (data oЪrashhenija: 25.05.2017).