Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ'

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
263
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ / РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шагун Глеб Евгеньевич

Статья посвящена анализу истории разработки и реализации государственной политики России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, ее институциональных изменений с момента распада СССР по настоящее время. В работе государственных структур с зарубежной диаспорой автором выделяются два основных направления: содействие переселению в Россию и взаимодействие с соотечественниками и их организациями за пределами страны. Исследуя становление институтов диаспоральной государственной политики, особое внимание автор уделяет выявлению барьеров, снижавших ее результативность. Показано, что существенный вклад в разработку и реализацию государственной политики в отношении соотечественников, помимо правительства страны, вносили российские парламентарии (комитет Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками). Рост внимания к проблеме показало создание Департамента по работе с соотечественниками МИД России (2005) и специального Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (2008; Россотрудничество).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN RELATION TO COMPATRIOTS ABROAD

The article is devoted to the analysis of the history of the development and implementation of the state policy of Russia in relation to compatriots living abroad, its institutional changes from the moment of the collapse of the USSR to the present. In the work of state structures with the foreign diaspora, the author singles out two main areas: assistance in resettlement in Russia and interaction with compatriots and their organizations outside the country. Exploring the formation of diaspora state policy institutions, the author pays special attention to identifying barriers that reduced its effectiveness. It is shown that a significant contribution to the development and implementation of state policy towards compatriots, in addition to the government of the country, was made by Russian parliamentarians (the Committee of the State Duma of the Russian Federation on CIS Affairs and Relations with Compatriots). The growth of attention to the problem was shown by the creation of the Department for Work with Compatriots of the Russian Foreign Ministry (2005) and a special Federal Agency for the CIS, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation (2008; Rossotrudnichestvo).

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ»

16. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан // URL: https://docs.cntd.ru/document/902383806

17. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке передачи Республике Таджикистан участка государственной границы Республики Таджикистан с Китайской Народной Республикой // URL: https://base.garant.ru/1156146/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

18. ОрловВ.А., ТимербаевР.М., ХлопковА.В. Проблемы ядерного нераспространения в российско-американских отношениях: история, возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия. - М.: ПИР-Центр, 2001.

19. Каширина Т.В. Проблема ограничения и сокращения стратегических вооружений в американо-советских/российских отношениях в 1969-2010 годах. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга, 2013. - 590 с.

20. Бордюжа Н.Н. ОДКБ: от военно-политического союза к многофункциональной организации региональной безопасности // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2008. - №3. - С.24-27.

References and Sources

1. Kashirina T.V. Problema granic na postsovetskom prostranstve v kontekste istoricheskoj pamyati /Fenomen granic v istorii i istoricheskoj pamyati: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Stavropol', 14-17 oktyabrya 2021 g.) - Stavropol': Izd-vo SKFU, 2021. - S.19-21.

2. Blishchenko V.I., Solnceva M.M. Krizisy i konflikty na postsovetskom prostranstve. - M.: Aspekt Press, 2014.

3. Vorob'yov S.V., Kashirina T.V. Istoricheskaya pamyat' kak faktor «myagkoj sily» // Voprosy istorii. - 2018. - № 1. - S. 111-114.

4. Vse Rossijskie bazy // Kommersant-Vlast'. 21.05.2007. URL: https://www.kommersant.ru/doc/766827

5. Soglashenie ob ob"edinennyh vooruzhennyh silah na perekhodnyj period/ 20 marta 1992 g. https://base.garant.ru/1118962/ 1 cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f

6. Hamzatov M., Popov I. Reformirovanie sovetskih VS v Rossii: Pervyj etap reform (1991-2010 gg.) // URL:http://eurasian-defence.ru/?q=node/40137; 23 dekabrya URL: http://www.milkavkaz.net/2015/12/vooruzhjonnye-sily-rossii.html

7. Lysenko Yu.V. Rossiya i pogranichnye problemy gosudarstv Central'noj Azii // SNG. Ezhegodnik. - M.: Nauchnaya kniga, 2001.

8. Soglashenie SGG SNG o Vooruzhennyh silah i Pogranichnyh vojskah 1992 g. URL: https://docs.cntd.ru/document/1901874

9. Babadzhanov A.Ya. Voenno-politicheskoe sotrudnichestvo postsovetskih gosudarstv: problema sochetaemosti nacional'nyh podhodov. - M.: Aspekt Press. 2014.

10. Deklaraciya o soblyudenii suvereniteta, territorial'noj celostnosti i neprikosnovennosti granic gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv ot 15 aprelya 1994 g. https://docs.cntd.ru/document/1901148

11. Koncepciya i Dogovor o sotrudnichestve v ohrane granic ot 26 maya 1995 g. // URL: https://base.garant.ru/1118919/

12. Koncepciya soglasovannoj pogranichnoj politiki gosudarstv-uchastnikov SNG URL: https://www.cisatc.org/1289/135/152/9026

13. Memorandum o sotrudnichestve po ohrane vneshnih granic. 24 dekabrya 1993 g. // URL: https://base.garant.ru/1118949/

14. Soglashenie mezhdu Rossiej i Tadzhikistanom o pravovom statuse pogranichnyh vojsk Rossijskoj Federacii, nahodyashchihsya na territorii Respubliki Tadzhikistan. 25 maya 1993 goda. // URL: https://base.garant.ru/1119516/

15. Dogovor o statuse i usloviyah prebyvaniya rossijskoj voennoj bazy na territorii Tadzhikistana // URL: https://base.garant.ru/1155275/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/

16. Soglashenie mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Tadzhikistan o statuse i usloviyah prebyvaniya rossijskoj voennoj bazy na territorii Respubliki Tadzhikistan // URL: https://docs.cntd.ru/document/902383806

17. Soglashenie mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Tadzhikistan o poryadke peredachi Respublike Tadzhikistan uchastka gosudarstvennoj granicy Respubliki Tadzhikistan s Kitajskoj Narodnoj Respublikoj // URL: https://base.garant.ru/1156146/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

18. Orlov V.A., Timerbaev R.M., Hlopkov A.V. Problemy yadernogo nerasprostraneniya v rossijsko-amerikanskih otnosheniyah: istoriya, vozmozhnosti i perspektivy dal'nejshego vzaimodejstviya. - M.: PIR-Centr, 2001.

19. Kashirina T.V. Problema ogranicheniya i sokrashcheniya strategicheskih vooruzhenij v amerikano-sovetskih/rossijskih otnosheniyah v 1969-2010 godah. - Voronezh: IPC «Nauchnaya kniga, 2013. - 590 s.

20. Bordyuzha N.N. ODKB: ot voenno-politicheskogo soyuza k mnogofunkcional'noj organizacii regional'noj bezopasnosti // Evrazijskaya integraciya: ekonomika, pravo, politika. - 2008. - №3. - S.24-27.

ТУРЛЫБАЕВА ДАНА ТАЛГАТОВНА - аспирант, Дипломатическая академия МИД России ([email protected]). TURLYBAYEVA, DANA T. - Ph.D. student, Department of International Relations, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia ([email protected]).

УДК 94(470):323.2 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-4-240-246

ШАГУН Г.Е.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

Ключевые слова: государственная политика, соотечественники за рубежом, российская диаспора, государственная поддержка, программа переселения.

Статья посвящена анализу истории разработки и реализации государственной политики России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, ее институциональных изменений с момента распада СССР по настоящее время. В работе государственных структур с зарубежной диаспорой автором выделяются два основных направления: содействие переселению в Россию и взаимодействие с соотечественниками и их организациями за пределами страны. Исследуя становление институтов диаспоральной государственной политики, особое внимание автор уделяет выявлению барьеров, снижавших ее результативность. Показано, что существенный вклад в разработку и реализацию государственной политики в отношении соотечественников, помимо правительства страны, вносили российские парламентарии (комитет Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками). Рост внимания к проблеме показало создание Департамента по работе с соотечественниками МИД России (2005) и специального Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (2008; Россотрудничество).

SHAGUN, G. E.

INSTITUTIONALIZATION OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN RELATION TO

COMPATRIOTS ABROAD

Key words: state policy, compatriots abroad, Russian Diaspora, state support, resettlement program.

The article is devoted to the analysis of the history of the development and implementation of the state policy of Russia in relation to compatriots living abroad, its institutional changes from the moment of the collapse of the USSR to the present. In the work of state structures with the foreign diaspora, the author singles out two main areas: assistance in resettlement in Russia and interaction with compatriots and their organizations outside the country. Exploring the formation of diaspora state policy institutions, the author pays special attention to identifying barriers that reduced its effectiveness. It is shown that a significant contribution to the development and implementation of state policy towards compatriots, in addition to the government of the country, was made by Russian parliamentarians (the Committee of the State Duma of the Russian Federation on CIS Affairs and Relations with Compatriots). The growth of attention to the problem was shown by the creation of the Department for Work with Compatriots of the Russian Foreign Ministry (2005) and a special Federal Agency for the CIS, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation (2008; Rossotrudnichestvo).

Выработка Россией политики в отношении соотечественников за рубежом была инициирована повсеместными фактами нарушения прав и свобод русскоязычного населения в новых независимых государствах, образовавшихся на обломках СССР. Такое давление в 1990-е годы привело к миграционному оттоку русских в Российскую Федерацию на всем постсоветском пространстве. Особенно ощутимо дискриминация российских этнических групп проявлялась в прибалтийских государствах, где русофобия стала неотъемлемой составляющей внутренней политики (особенно в Латвии и Эстонии). Эти условия указывали на необходимость выработки концептуальных и методологических основ государственной политики России в данной области.

С целью оказания помощи тем, кто оказался объектом дискриминации, хотя и с явным запозданием, стали осуществляться меры, заложившие фундамент государственной политики. Первым актом, знаменовавшим политическую деятельность по защите прав и свобод соотечественников, учитывая неотложность мер в этом направлении, явился Указ Президента России № 1681 от 11 августа 1994 года «Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» [1]. Указом предусматривался перечень первоочередных мероприятий по поддержке соотечественников в странах СНГ и Балтии, кроме того в нем говорилось об образовании Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом [2]. Эта комиссия стала координационным органом Правительства Российской Федерации, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных органов исполнительной и законодательной власти, а также общественных, религиозных и иных организаций [3].

Выполнение функций Правительственной комиссии обеспечило активизацию соответствующей законотворческой деятельности и инициацию совершенствования законодательства в отношении соотечественников, оперативный мониторинг положения с их правами и свободами в странах проживания, обобщение конструктивного опыта в обеспечении законных прав русскоязычного населения за рубежом, дипломатический контакт с внешнеполитическими ведомствами других стран по вопросам, касающимся соотечественников, своевременная экспертиза проблем, связанных с жизнедеятельностью российской диаспоры. В состав Комиссии вошли представители Правительства РФ, Администрации Президента, органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, общественных организаций и гражданских структур. Решения Комиссии получили обязательную силу для всех учреждений исполнительной власти России. В компетенцию Комиссии вошло также финансовое обеспечение мероприятий по поддержке соотечественников.

Постановлением Правительства РФ была утверждена первая в российской истории «Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом от 17 мая 1996 года», представленная Комиссией. В Программе, предполагавшей использование средств федерального бюджета для поддержки соотечественников, был учтен опыт Венгрии, Израиля, КНР, ФРГ и других стран [4].

Существенный вклад в разработку и реализацию государственной политики в отношении соотечественников вносили и российские парламентарии. В 1994 году в Государственной Думе состоялись первые открытые слушания «О положении соотечественников за рубежом». Впервые в новейшей истории России представители 200 общин, культурных центров, организаций соотечественников были привлечены к обсуждению политического курса Российской Федерации в отношении тех, кто остался за пределами исторической родины, но связывал с ней свою судьбу. На Слушаниях выступили представители государственных ведомств России. По итогам форума

были приняты рекомендации. Во вступительной части документа говорилось о необходимости «использовать все цивилизованные, ненасильственные возможности» для обеспечения прав и свобод представителей российской диаспоры. Отмечалось, что государственная политика в данной сфере может включать два противоположных направления: стремление к интеграции со странами проживания или к изоляции от нового зарубежья. Что предполагает разные внешнеполитические стратегии: с одной стороны - помощь в адаптации соотечественников к жизни в новых независимых республиках, с другой - содействие в переселении их в Россию [5, с. 98]. В рекомендациях парламентариев присутствовало положение о необходимости принятия Декларации о покровительстве Российской Федерации соотечественникам, создания зарубежного округа для их участия в Государственную Думу, формирования Совета соотечественников при Государственной Думе РФ, для адекватного законодательного сопровождения государственной политики в отношении соотечественников.

По инициативе думского комитета по делам СНГ, 6 июля 1995 года в Москве состоялся съезд уполномоченных представителей российских общин за рубежом. Собравшиеся на съезд уполномоченные констатировали повсеместное ущемление прав и свобод и «целенаправленное вытеснение этнороссиян из политической и культурной жизни» стран ближнего зарубежья и необходимость обратить внимание органов исполнительной власти РФ на «конкретные обязательства поддержки и покровительства зарубежным российским соотечественникам». Итогом встречи стало избрание Совета соотечественников из стран СНГ и Прибалтики [6, с. 16].

27 января 1998 года Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками совместно с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ и Советом соотечественников при Госдуме инициировал парламентские слушания «О международно-правовом положении российских соотечественников в государствах СНГ и государствах Балтии. Анализ и перспективы» [7]. Участники слушаний приняли рекомендации, в которых предлагали Федеральному Собранию внести вопрос о правовом положении российских соотечественников на рассмотрение Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ; при ратификации договоров со странами ближнего зарубежья учитывать соблюдение в этих странах законных прав и свобод российских соотечественников; рассмотреть в первом чтении Федеральный закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», рассмотреть возможность создания зарубежных избирательных округов для учета волеизъявлений соотечественников. Правительству РФ было рекомендовано активизировать деятельность Правительственной комиссии по делам соотечественников, заслушать на заседании кабинета и дать оценку органам государственной исполнительной власти по реализации государственной политики в отношении соотечественников, сконцентрировать в одном ведомстве решение всех связанных с этим вопросов [7].

На необходимость направления государственной политики в отношении соотечественников в практическую плоскость обратил внимание Президент РФ В.В. Путин на Конгрессе соотечественников в 2001 году. Среди причин ее неэффективности он отметил «чиновничье равнодушие и бюрократизм, несогласованность» [8]. Президент поставил задачу «устранить множественность и дублирование структур», которые лишь размывают их ответственность и сформировать одно мощное государственное ведомство [8].

Большинство депутатов профильного комитета Госдумы так же полагали, что отсутствие единой государственной структуры, специально занимающейся делами соотечественников, ведет к «межведомственной волоките» и «размыванию» государственных усилий в этом направлении [9, с. 4].

С целью конкретизации, в целом, декларативного закона о государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом депутат Государственной думы РФ К.Ф. Затулин внес 25 июля 2002 г. законопроект об изменениях в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которым предлагалось внести в перечень основных понятий действующего законодательного акта определение «соотечественник за рубежом» и нормы, в соответствии с которыми соотечественникам предоставлялось право на получение вида на жительство как в стране своего проживания, так и по приезду в Россию без предварительного получения разрешения на временное проживание [10].

Считая необходимым продвигать высказанные в рекомендациях парламентариев пожелания, К.Ф. Затулин 5 марта 2004 года обратился с письмом к Председателю Правительства РФ М.М. Фрадкову, в котором обратил внимание на необходимость создания постоянно действующего федерального органа исполнительной власти по делам соотечественников, с целью практической реализации государственной политики в этом направлении. Однако в ответе Минэкономразвития, которому было поручено рассмотреть предложение депутата, говорилось, что все дела зарубежных соотечественников находятся в ведении МИД России и никаких других органов, занимающихся реализацией государственной политики, не предусмотрено. В этой связи Министерство посчитало «нецелесообразным создание в настоящее время федерального органа по делам соотечественников за рубежом» [9].

Та же тема поднималась и на «круглом столе», прошедшем в Государственной Думе РФ 15 апреля 2004 г. Участники встречи отметили, что за более чем 10 лет с момента распада Советского Союза, так и не была создана самодостаточная правовая база по проблемам соотечественников. И хотя за этот период был принят ряд Федеральных законов - «О вынужденных переселенцах» (1995 г.), «О беженцах» (1997 г.), «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (1999 г.), все они нуждаются в корректировке и существенной доработке [11].

Принципиальная позиция депутатской группы, возглавляемой К.Ф. Затулиным, была направлена на предотвращение ошибочного намерения (в ходе реализации курса на функциональное разграничение полномочий федеральных и местных бюджетов) изъять из ведения региональных властей возможность финансировать специальные программы по работе с соотечественниками.

В рамках так называемого «социального пакета» 3 августа 2004 года Государственная Дума РФ «приняла во втором чтении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Среди прочего, этими поправками субъекты Российской федерации лишались права оказывать поддержку соотечественникам за рубежом.

При этом субъекты Российской Федерации в совокупности вносили в программы помощи соотечественникам вклад больший, чем федеральный центр. С отдельными группами соотечественников - например, в зонах конфликтов (Абхазия, Южная Осетия и др.) - работали исключительно регионы. Кроме того, работа регионов - в первую очередь Москвы - с соотечественниками носила системный характер и велась много лет с нарастающими показателями - и по объему финансирования и по комплексу осуществляемых программ. На это обратил внимание депутатов и министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, который, после принятия закона в первом чтении, в своем письме к Председателю Государственной Думы России просил принять во внимание эти соображения с «учетом, в частности, подтвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным приоритетности работы на направлении соотечественников за рубежом» [12]. С той же просьбой к депутатам обратились Татарстан, Башкортостан, Ставропольский край, Калининградская, Кемеровская, Тульская области и другие регионы России.

Депутат К.Ф. Затулин с группой единомышленников внес поправки в принимаемый закон сохраняющие положение (ранее принятое в Законе о соотечественниках 1999 г.) о том, что субъектами государственной политики в отношении соотечественников является не только федеральный центр, но и местные органы государственной власти. Инициатива была поддержана субъектами РФ.

В этом же году комитет Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками выступил с инициативой разработки закона «О репатриации российских соотечественников», который должен был облегчить возвращение на историческую родину оставшимся за ее пределами после распада СССР представителям российской культурной идентичности [13].

Проблема соотечественников стала звучать и в процессе получения согласия профильного комитета Госдумы для назначения на должность послов РФ в страны ближнего зарубежья. Так на заседании комитета 10 ноября 2005 года на одобрение парламентариев предлагалась кандидатура на должность посла в Туркмении И.А. Блатова. При этом депутаты специально обратили его

внимание на важный аспект будущей работы, а именно осуществление мер поддержки соотечественников. При этом парламентарии указали на то обстоятельство, что недостаточное внимание внешнеполитического ведомства к этому вопросу приводит к большим политическим ошибкам. Так недостаточное информирование Президента России по этой проблеме привело к тому, что во время визита в Туркмении он заявил о том, что не возражает против отмены договоренности о двойном гражданстве [14].

1 ноября 2005 г. был создан специальный Департамент по работе с соотечественниками МИД России. Непосредственным куратором департамента стал статс-секретарь, заместитель Министра иностранных дел Г.Б. Карасин, директором - А.В. Чепурин. По его словам, создание специального подразделения по поддержке соотечественников за рубежом отражает приоритетность этой задачи во внешней политике России. Также он подчеркнул, что стратегическая цель страны заключается в том, чтобы соотечественники являлись полноправными гражданами государств своего проживания, сохраняя при этом свою этнокультурную самобытность, оставаясь интеллектуальным, экономическим и духовно-культурным ресурсом России в мировой политике [15]. В функции департамента прежде всего вошло консульское обслуживание российских граждан из числа соотечественников, проживающих за пределами страны. Встав на учет в консульских учреждениях, россияне получали возможность получения поддержки в случае чрезвычайной ситуации, утраты документов и других обстоятельствах. В круг лиц, входящих в число соотечественников, которые могли претендовать на помощь консульских структур, попали русские, татары, лезгины и другие выходцы из Российской Федерации.

Важным направлением в деятельности Департамента по работе с соотечественниками стало формирование культурно-образовательного пространства для комфортного проживания русскоязычной общины в ближнем зарубежье. На регулярной основе организациям соотечественников, учебным заведениям и библиотекам начали направляться учебные пособия, литература, фильмы. Развернулась переподготовка преподавателей русского языка, стали организовываться экскурсии школьников [15].

Определяя объект заботы департамента, его директор заметил, что, несмотря на имеющиеся разногласия, вверенное ему подразделение МИД России оказывает внимание всем, кто причисляет себя к «Русскому миру» или «правильнее сказать - «Российскому миру»».

Не менее важной стороной работы, проводимой департаментом, явилась защита законных прав и свобод представителей русскоязычной общины в ближнем зарубежье. Не имея прямых механизмов вмешательства в политический процесс стран СНГ, в том числе в вопросах поддержки соотечественников, дипломатическое ведомство активно прибегало к помощи международных организаций и международному праву. Тем не менее, неудовлетворенность соотечественников своим положением продолжало расти. Это было связано с тем, что в материальном и социально-экономическом обеспечении этнороссиян за рубежом положительных изменений не происходило. В результате, продолжался отток трудоспособной, социально активной части соотечественников из стран проживания. При этом в составе диаспоры оставалось все больше представителей уязвимых групп населения: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей.

Усилия сотрудников департамента с момента его создания концентрировались, помимо прочего, на сохранении и развитии функционального пространства русского языка. Предпринимались попытки сохранить русский язык в культуре и образовании стран СНГ. Однако активно осуществляемая национальная мобилизация неизбежно сказывалась на присутствии в культурном процессе ближнего зарубежья языков не титульной нации. С весны 2001 года прекратилось преподавание на русском языке в Туркменистане. Русский язык был вытеснен из высшего образования Украины. С другой стороны, например, в Белоруссии межнациональное равенство, в том числе в лингвистической сфере, было гарантировано 20-ю законодательными актами.

Результатом активной деятельности департамента по делам соотечественников МИД России стало продвижение русского языка в образовательном процессе Азербайджана, Армении, Киргизии, Казахстана, Таджикистана.

Вместе с тем, эффективность работы по поддержке соотечественников в значительной степени снижалась в связи со скудным финансированием этой деятельности из федерального бюджета. Отсутствие полноценного финансирования вынуждало МИД России ограничиваться в

своей работе культурными мероприятиями, конференциями, выставками, эффект от которых, как в плане консолидации русскоговорящих общин ближнего зарубежья, так и, тем более, в оказании реальной помощи соотечественникам далеко не соответствовало заявленным государственной политикой целям. При этом необходимо отметить, что третья часть выделявшихся средств федерального бюджета тратилась на мероприятия соотечественников в России [15].

Коллизию, связанную с необходимостью создания единой государственной структуры, ведающей делами соотечественников, удалось разрешить путем учреждения в 2008 году специального Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Его фундамент заложило Российское агентство международного сотрудничества и развития, в состав которого вошла сеть российских центров науки и культуры за рубежом. С образованием новых независимых государств такие центры были созданы в Казахстане, в Узбекистане и на Украине. Также Россотрудничество взяло на себя функции упраздненного к тому времени Российского центра международного и культурного сотрудничества при МИД РФ [16]. Уже из названия образованного агентства следовало его основное предназначение - защита интересов российских соотечественников.

Завершает институциональный дизайн государственной политики России в исследуемой сфере Всемирный конгресс соотечественников. Впервые он был собран в 2001 году и проводился каждые три года.

VII Всемирный конгресс соотечественников состоялся 15-16 октября 2021 г. в Москве. Общим рефреном мероприятия стали проблемы места и роли российских соотечественников в меняющемся мире. На секциях форума обсуждались вопросы защиты прав и интересов соотечественников, сохранения и развития функционального пространства русского языка, СМИ в русском зарубежье и роль соотечественников в международном сотрудничестве регионов России [17].

В промежутках между проведением Конгрессов собирались тематические конференции соотечественников. Оперативную деятельность, связанную с делами соотечественников, осуществлял Всемирный координационный совет российских соотечественников, проживающих за рубежом [18]. Так, на 28 заседании ВКС 16-17 мая 2017 г. было решено осуществлять на регулярной основе встречи членов этой организации с представителями российских профильных министерств и ведомств, рекомендовать включить Председателя ВКС в состав экспертного совета при Комитете Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками [19].

Важными субъектами осуществления государственной политики в отношении соотечественников стали государственные структуры регионов России. В ряду российских субъектов, принимавших наиболее активное участие в реализации этого политического курса, следует особо отметить Москву, Санкт-Петербург и Татарстан.

Проанализировав эволюцию институциональных основ и концептуальной модели государственной политики в отношении соотечественников, можно сделать вывод, что к настоящему времени сложилась система институтов, призванная комплексно решать проблемы, связанные с сохранением российского социокультурного пространства в странах СНГ, защитой интересов и прав этнороссиян и созданием условий их беспрепятственного возвращения на историческую Родину. Вместе с тем, было бы преждевременным полагать, что этот процесс завершен. Сложившаяся структура институтов лишь воспроизвела каркас развивающегося организма учреждений, имеющих целью эффективно осуществлять политику Российского государства в отношении соотечественников.

Литература и источники

1. Указ Президента РФ от 11.08.1994 № 1681 «Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» // https://base.garant.ru/1548723/ (дата обращения: 21.01.2022 г.).

2. Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом»// https://base.garant.rU/1548722/#block_1000 (дата обращения: 11.02.2022 г.).

3. Постановление Правительства РФ от 11.12. 1994 № 1369 «Об утверждении положения о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом» (с изменениями и дополнениями) // https://base.garant.ru/6300247/ (дата обращения: 17.04.2022 г.)

4. Постановление Правительства РФ от 17.05.1996 № 590 «О Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом // https://base.garant.ru/1548735/ (дата обращения: 4.04.2022 г.)

5. От Съезда до Конгресса соотечественников. - М.: Институт стран СНГ, 2001.

6. Выступление Константина Затулина на открытии Съезда уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений 6 июля 1995 года в Государственной Думе Российской Федерации // Дума. - 1995. - № 26 (94).

7. Рекомендации по итогам парламентских слушаний «О международно-правовом положении российских соотечественников в государствах СНГ и государствах Балтии. Анализ и перспективы» от 27 января 1998 г. // Текущий архив Института стран СНГ. 1998 г.

8. Выступление В.В. Путина на открытии Конгресса соотечественников 11 октября 2001 г. // http://www.kremlin.ru/multimedia/audio/by-date/11.10.2001 (дата обращения: 4.04.2022 г.)

9. Информационно-аналитический бюллетень Института стран СНГ. - 2004. - № 86 (96).

10. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации» // Текущий архив Института стран СНГ. 2002 г.

11. «Круглый стол» на тему: «О вопросах совершенствования законодательства РФ в отношении российских соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев» // Текущий архив Института стран СНГ. 2004 г.

12. Письмо министра иностранных дел РФ Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, 26 июля 2004 г. № 28563/ГС // Текущий архив Института стран СНГ. 2004 г.

13. Обращение комитетов Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками и по международным делам Председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову вн. 3.17-22/748 от 10.07.2004 г. // Текущий архив Института стран СНГ. 2004 г.

14. Стенограмма заседания Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. Здание Государственной Думы. 10 ноября 2005 г. // Текущий архив Института стран СНГ. 2005 г.

15. О деятельности Департамента по работе с соотечественниками за рубежом / РИА Новости // https://ria.ru/20060308/44002519.html (дата обращения: 17.05.2022 г.)

16. Указ Президента Российской Федерации от 06.09.2008 г. № 1315 Президент России // http://www.kremlin.ru/acts/bank/28020 (дата обращения: 17.04.2022 г.)

17. VII Всемирный конгресс // https://vksrs.com/vsemirnyy-kongress/kongress/vii-vsemirnyy-kongress/ (дата обращения: 12.04.2022)

18. Всемирный координационный совет российских соотечественников, проживающих за рубежом // https://vksrs.com/ (дата обращения: 10.05.2022 г.)

19. Решение 28-го заседания Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом (Москва, 16-17 мая 2017 г.) // Текущий архив Института стран СНГ. 2017 г.

References and Sources

1. Ukaz Prezidenta RF ot 11.08.1994 № 1681 «Ob Osnovnyh napravleniyah gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom» // https://base.garant.ru/1548723/ (data obrashcheniya: 21.01.2022 g.).

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 avgusta 1994 g. № 1064 «O merah po podderzhke sootechestvennikov za rubezhom»// https://base.garant.ru/1548722/#block_1000 (data obrashcheniya: 11.02.2022 g.).

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.12. 1994 № 1369 «Ob utverzhdenii polozheniya o Pravitel'stvennoj komissii po delam sootechestvennikov za rubezhom» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // https://base.garant.ru/6300247/ (data obrashcheniya: 17.04.2022 g.)

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.05.1996 № 590 «O Programme mer po podderzhke sootechestvennikov za rubezhom // https://base.garant.ru/1548735/ (data obrashcheniya: 4.04.2022 g.)

5. Ot S"ezda do Kongressa sootechestvennikov. - M.: Institut stran SNG, 2001.

6. Vystuplenie Konstantina Zatulina na otkrytii S"ezda upolnomochennyh predstavitelej zarubezhnyh rossijskih obshchin, organizacij i ob"edinenij 6 iyulya 1995 goda v Gosudarstvennoj Dume Rossijskoj Federacii // Duma. - 1995. - № 26 (94).

7. Rekomendacii po itogam parlamentskih slushanij «O mezhdunarodno-pravovom polozhenii rossijskih sootechestvennikov v gosudarstvah SNG i gosudarstvah Baltii. Analiz i perspektivy» ot 27 yanvarya 1998 g. // Tekushchij arhiv Instituta stran SNG. 1998 g.

8. Vystuplenie V.V. Putina na otkrytii Kongressa sootechestvennikov 11 oktyabrya 2001 g. // http://www.kremlin.ru/multimedia/audio/by-date/11.10.2001 (data obrashcheniya: 4.04.2022 g.)

9. Informacionno-analiticheskij byulleten' Instituta stran SNG. - 2004. - № 86 (96).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Poyasnitel'naya zapiska k proektu federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon ot 25 iyulya 2002 goda № 115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj federacii» // Tekushchij arhiv Instituta stran SNG. 2002 g.

11. «Kruglyj stol» na temu: «O voprosah sovershenstvovaniya zakonodatel'stva RF v otnoshenii rossijskih sootechestvennikov za rubezhom i vynuzhdennyh pereselencev» // Tekushchij arhiv Instituta stran SNG. 2004 g.

12. Pis'mo ministra inostrannyh del RF Predsedatelyu Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii B.V. Gryzlovu, 26 iyulya 2004 g. № 28563/GS // Tekushchij arhiv Instituta stran SNG. 2004 g.

13. Obrashchenie komitetov Gosudarstvennoj Dumy po delam SNG i svyazyam s sootechestvennikami i po mezhdunarodnym delam Predsedatelyu Gosudarstvennoj Dumy B.V. Gryzlovu vn. 3.17-22/748 ot 10.07.2004 g. // Tekushchij arhiv Instituta stran SNG. 2004 g.

14. Stenogramma zasedaniya Komiteta po delam Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv i svyazyam s sootechestvennikami. Zdanie Gosudarstvennoj Dumy. 10 noyabrya 2005 g. // Tekushchij arhiv Instituta stran SNG. 2005 g.

15. O deyatel'nosti Departamenta po rabote s sootechestvennikami za rubezhom / RIA Novosti // https://ria.ru/20060308/44002519.html (data obrashcheniya: 17.05.2022 g.)

16. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 06.09.2008 g. № 1315 Prezident Rossii // http://www.kremlin.ru/acts/bank/28020 (data obrashcheniya: 17.04.2022 g.)

17. VII Vsemirnyj kongress // https://vksrs.com/vsemirnyy-kongress/kongress/vii-vsemirnyy-kongress/ (data obrashcheniya: 12.04.2022)

18. Vsemirnyj koordinacionnyj sovet rossijskih sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom // https://vksrs.com/ (data obrashcheniya: 10.05.2022 g.)

19. Reshenie 28-go zasedaniya Vsemirnogo koordinacionnogo soveta rossijskih sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom (Moskva, 16-17 maya 2017 g.) // Tekushchij arhiv Instituta stran SNG. 2017 g.

ШАГУН ГЛЕБ ЕВГЕНЬЕВИЧ - первый проректор Московского государственного областного университета. SHAGUN, GLEB E. - First Vice-Rector of the Moscow State Regional University ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.