ПРОБА ПЕРА
Роль Россотрудничества и организаций российских соотечественников в Республике
Казахстан
Е.Р. Морозова
Московский городской университет управления Правительства Москвы, Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена анализу роли организаций российских соотечественников и Россотрудничества в Республике Казахстан. Проблема соотечественников за рубежом приобретает особую важность для России в контексте, стоящей перед ней задачи глубокой интеграции постсоветского пространства. Появляется необходимость в придании вопросу нового правого статуса, выработке единого определения понятия «соотечественник» и рациональной политики на данном направлении. Перспективы развития политики по взаимодействию с данной категорией лиц требуют подробного анализа их положения в бывших советских республиках, выявления их роли и места в двусторонних отношениях и внешней политике постсоветских стран. При том, что российские соотечественники, проживающие за рубежом, наделены значительным созидательным потенциалом и способны влиять на политическую, общественную, культурную и научную жизнь страны пребывания, при этом сохраняя собственную национально-культурную самобытность. Авторы приходят к выводу, что Россо-трудничество реализует проекты исключительно по культурно-гуманитарной линии. Предоставление же правовой защиты проживающим за рубежом соотечественникам Положением о Россотрудничестве не закреплено за ним. Также показывается, что слабость деятельности организаций российских соотечественников в РК определяется разобщенностью и малочисленностью членов, слабой активностью и в целом социальной апатией, непрозрачностью финансирования организаций. Это способствует тому, что они фактически не обеспечивают консолидации соотечественников, что приводит к ущемлению их прав и их оттоку из страны.
Ключевые слова: Россия, Казахстан, российские соотечественники, Россотрудничество, КСОРС.
The role of Rossotrudnichestvo and organizations of Russian compatriots in the Republic of
Kazakhstan
E.R. Morozova
Moscow City University of Management of the Government of Moscow, Moscow, Russia
Abstract. The article analyzes the role of organizations of Russian compatriots and Rossotrudnichestvo in the Republic of Kazakhstan. The problem of compatriots abroad is of particular importance for Russia in the context of the task of deep integration of the post-Soviet space. There is a need to give the issue a new legal status, to develop a unified definition of the concept of "compatriot" and a rational policy in this direction. The prospects for developing a policy for interaction with this category of people require a detailed analysis of their situation in the former Soviet republics, revealing their role and place in bilateral relations and the foreign policy of post-Soviet countries. Despite the fact that Russian compatriots living abroad are endowed with significant creative potential and are able to influence the political, social, cultural and scientific life of the host country, while maintaining their own national and cultural identity. The authors conclude that Rossotrudnichestvo implements projects exclusively along the cultural and humanitarian lines. Providing legal protection to compatriots living abroad, the Regulation on Rossotrudnichestvo is not assigned to him. It is also shown that the weakness of the activities of organizations of Russian compatriots in the Republic of Kazakhstan is determined by the fragmentation and small number of members, weak activity and overall social apathy, and the lack of transparency in financing organizations. This contributes to the fact that they actually do not ensure the consolidation of compatriots, which leads to a violation of their rights and their outflow from the country.
Keywords: Russia, Kazakhstan, Russian compatriots, Rossotrudnichestvo, KSORS.
1612
Поддержка российских соотечественников, проживающих за рубежом, имеет принципиальное значение для России, поскольку именно эта категория лиц благоприятствует продвижению национальных интересов страны за ее пределами1. Ранее воплощением курса по данному направлению занималось исключительно государство. Сегодня же наряду с ним важнейшая роль отводится и появившимся на свет новым акторам международных отношений - различным общественным организациям [Антоненко 2016: 16].
Ключевыми государственными органами России, занимающимися данной проблематикой, выступают Управление Президента, МИД (Департамент по работе с соотечественниками за рубежом), Правительственная комиссия по работе с соотечественниками за рубежом и Россотрудничество. Перед каждым из них поставлены свои цели и задачи, но действовать они должны сообща.
В рамках данной работы особый интерес представляет анализ деятельности подведомственного МИД России Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россо-трудничество), созданного в 2008 г.2 Одной из его основных задач является поддержка проживающих за рубежом соотечественников. Свою деятельность в данной сфере Агентство осуществляет согласно специально разработанным программам работы с данной категорией лиц. Сегодня действует Комплексный план основных мероприятий по реализации государственной политики России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018-2020 гг. Однако автор проведет анализ программы, которая была принята на период 2015-2017
1 Мендкович Н.А. Политика поддержки соотечественников: проблемы и успехи [Электронный ресурс]. / Российский совет по международным делам. - 9 августа 2013. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/politika-podderzhki-sootechestvennikov-problemy-i-uspekhi/ (дата обращения: 25.11.2019)
2 О некоторых вопросах государственного управления
в области международного сотрудничества [Текст]:
указ Президента РФ от 06.09.2008 №1315 // Собрание
3
гг.3, поскольку уже есть возможность дать оценку реализации ее ключевых положений.
Итак, в соответствии с ней обязанностями Россотрудничества являются:
- проведение различных мероприятий на территории иностранных государств, в частности, приуроченных к празднованию Дня народного единства и Дня русского языка;
- развитие информационного обеспечения российских соотечественников за рубежом (издание и распространение разных материалов об их положении и вкладе, об организациях российских соотечественниках, создание и запуск радио- и телепередач на русском языке, поддержка русскоязычных СМИ);
- развитие связей с соотечественниками в сферах культуры, образования, науки и религии;
- оказание содействия привлечению молодых соотечественников к участию в мероприятиях культурного, образовательного и спортивного характера, проводимых как в стране пребывания, так и на территории Российской Федерации.
За рубежом свою деятельность Агентство осуществляет через представительства (Российские центры науки и культуры, Российские информационно-культурные центры, Российские дома науки и культуры, Российские культурные центры и их отделения) или же представителей, которые находятся в составе Посольств РФ4. Их работа направлена на реализацию обозначенных выше обязанностей, а также на кооперацию различных организаций российских соотечественников [Мухаметшин 2010: 18].
В Казахстане работа ведется посредством РЦНК в Нур-Султане и представителей в составе Генеральных Консульств
законодательства РФ. - 2008. - 15 сент. (№37). -С.4181
3 Программа работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2015-2017 годы [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 19.11.2014 №2321-р // Собрание законодательства РФ. - 2014. - от 1 дек. (№48). - С.6883
4 О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества [Текст]: указ Президента РФ от 06.09.2008 №1315 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - 15 сент. (№37). -С.4181
1613
Российской Федерации в г. Алма-Аты и г. Уральске1. Именно при их содействии происходит осуществление плановых положений по поддержки представителей русскоязычной диаспоры, проживающих на территории Казахстана.
Каждый год на казахстанских землях организуются культурно-просветительские, культурно-гуманитарные, образовательные, спортивные, приуроченные к праздникам и памятным датам мероприятия. В частности, проводятся приемы, конференции, концерты, посвященные празднованию Дня народного единства, Дня русского языка, Дня славянской письменности и культуры, Дня матери и др.
Также на территории субъектов Казахстана проходят различные фестивали. В 2015 г., например, были организованы два международных фестиваля - фестиваль творчески одаренных детей российских соотечественников «Золотые россыпи» и фестиваль-конкурс российских соотечественников «Приир-тышские напевы». В 2016 г. прошли театральный фестиваль молодежных коллективов «Солнечный круг» (г. Алма-Ата) и уже вышеупомянутые «Прииртышские напевы» (г. Семей). В 2017 году были проведены XIII Русский национальный фестиваль «С Россией в сердце» (г. Астана (ныне - Нур-Сул-тан)) и фестиваль детских фольклорных творческих коллективов соотечественников «Цвети, родное Приуралье!» (г. Уральск).
Одним же из наиболее значимых направлений работы Россотрудничества с соотечественниками является оказание поддержки инициативным проектам представителей молодежи русскоязычной диаспоры и обеспечение участия молодых соотечественников, в том числе проживающих в Казахстане, в мероприятиях, проводимых на территории России.
Среди основных мероприятий в работе с данной целевой аудиторией - Всемирные игры юных соотечественников. Организуются они ежегодно, начиная с 2015 г.,
1 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://rs.gov.ru/%20
(дата обращения: 15.03.2019)
общими усилиями Россотрудничества, Министерства спорта РФ, Министерства образования и науки РФ и Всероссийской федерации школьного спорта. Данные игры направлены на привлечение к участию молодых соотечественников, проживающих за рубежом, в мероприятиях спортивного характера с целью популяризации здорового образа жизни и расширения их знаний о русской культуре. В 2016 г. из Казахстана в проходивших в г. Сочи играх приняли участие 12 чел. (включая сопровождающих). В 2017 г. такое же количество представителей российской диаспоры из Республики Казахстан прибыло в г. Казань.
Проведя анализ Докладов Агентства за
2015, 2016 и 2017 гг. о реализации возложен-
"2
ных на него полномочий2, авторы пришел к выводу, что результаты деятельности Россо-трудничества в сфере поддержки проживающих в Казахстане соотечественников в целом заслуживают положительной оценки. И вышеуказанные примеры проводимых мероприятий являются подтверждением этого тезиса.
Тем не менее, очевидно, что Россотруд-ничество реализует проекты исключительно по культурно-гуманитарной линии. Предоставление же правовой защиты проживающим за рубежом соотечественникам Положением о Россотрудничестве не закреплено за ним. В данной области содействие оказывают, например, Консульские отделы МИД России и учрежденная в 2012 году некоммерческая организация Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.
Помимо Россотрудничества свою деятельность в выбранной сфере на территории Казахстана проводит целый ряд организаций российских соотечественников. Законодательством республики разрешено их создание, что наблюдается далеко не во всех странах.
Закон Казахской ССР от 27 июня 1991 г. «Об общественных объединениях в
2 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://rs.gov.ru/%20 (дата обращения: 15.03.2019)
1614
Казахской ССР»1 (утратил силу в 2013 г.) впервые легализовал учреждение подобных организаций [Тлепина, Шаукенов 2010: 149]. Согласно ст.1 Закона, общественные объединения - формирование граждан на добровольной основе, которые консолидировались, исходя из сходства интересов. В ст.6 сказано, что государство берет на себя обязательства по обеспечению прав и оказанию помощи и поддержки данным формированиям, вот только финансовая составляющая деятельности общественных объединений ложится на их плечи (собственные доходы).
Статьи вышеуказанного нормативно-правового акта легли в основу последующих документов, регулирующих эту область. Так, статья 5 п.2 Конституции Республики Казахстан гласит, что перед законом все общественные объединения равны, а также что государство не имеет право вмешиваться в их дела, и наоборот. В пункте 3 этой же статьи прописано, что общественные организации, направленные на нарушение целостности страны, изменение конституционного строя, угрозу безопасности республики, разжигание межнациональной розни, запрещены на территории Казахстана2. Именно на последнее положение часто ссылаются власти, если им становится неугодна деятельность той или иной организации.
Другим важнейшим актом выступает Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 г. №3-1 «Об общественных объединениях»3. Согласно ст. 2 к данной категории относятся политические партии, профсоюзы и иные объединения граждан, созданные на добровольных началах для достижения определенных целей, которые, однако, не должны противоречить законодательству страны. Исключением являются лишь религиозные группы.
Из вышесказанного следует, что представители русскоязычной диаспоры,
1 Закон Казахской ССР от 27 июня 1991 года «Об общественных объединениях в Казахской ССР» (с изменениями, внесенными Указами Президента РК, имеющими силу закона от 05.10.95 №2488; от 05.10.95 №2489) [Электронный ресурс]. // ИПС «Эдшет». - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z910001600_ (дата обращения: 31.03.2019)
2 Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]: принята на республиканском референдуме 30
августа 1995 года (с изменениями и дополнениями по
проживающие в Казахстане, имеют право регистрироваться в любом из общественных объединений российских соотечественников, получать свидетельства, подтверждающие членство в них, [Лебедева, Огурцов 2016, с. 129] и, таким образом, официально продвигать свои интересы на территории страны.
На сегодняшний день организаций российских соотечественников насчитывается 39 (с учетом филиалов - около 100) [Михайлов 2018: 32]. Часть из них содействуют проведению для представителей русскоязычной диаспоры мероприятий, направленных на культурно-просветительскую деятельность, другая же часть занимается защитой их интересов и прав.
К первой категории относятся такие организации, как Славянское культурно-просветительское общество «Истоки» (1993, г. Кокшетау), Славянский культурный центр (1996, г. Павлодар), Казахстанский русский культурный центр (1996, г. Алма-Ата), Общественно-культурный центр «Славяне» (1997, г. Кызылорда), Восточно-Казахстанский областной русский культурный центр (2000, г. Усть-Каменогорск), Русский культурный центр (2009, г. Астана (ныне - НурСултан)) и др.
Ко второй же - Ассоциация русских, славянских и казачьих общественных объединений в Казахстане (1997, г. Алма-Ата) и Координационный совет русских, казачьих и славянских организаций Казахстана (2006, г. Алма-Ата). Однако существует проблема, из-за которой отстаивание ими прав российских соотечественников, проживающих в Казахстане, является малоэффективной - несогласованность действий [Михайлов 2018, с. 44].
Вместе с тем они представляют особую ценность для России, так как в случае если их члены стали потерпевшими, ответчиками или же гражданскими истцами, организации
состоянию на 10.03.2017 г.) // Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution (дата обращения: 31.03.2019)
3 Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 года №3 «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // ИПС «Эдшет». - Режим доступа:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z960000003_ (дата обращения: 31.03.2019)
1615
имеют право принимать участие в судебных процессах иностранного государства и отстаивать их права и законные интересы. То есть именно эти общественные объединения оказывают практическую правовую помощь российским соотечественникам, проживающим на территории Казахстана.
Есть и такие организации, которые носят универсальный характер. Одним из таких является созданное в сентябре 1992 г. республиканское славянское движение «Лад». Данная организация занимается как общественно-политической, так и культурно-просветительской деятельностью [Михайлов 2018: 33]. По некоторым данным на территории страны на сегодняшний момент открыто 24 ее филиала, а членами являются около 50 тыс. чел. Но точное количество не представляется возможным подсчитать, поскольку членство в движении не фиксируется.
Согласно Уставу славянского движения «Лад», деятельность организации направлена на то, чтобы сохранять этническую самобытность и культуру, повышать статус русского языка, укреплять братские отношения между проживающими в Республики Казахстан народами, а также защищать социально-экономические, культурные и политические права не только славянской части населения, но и представителей других меньшинств, которые считают русский язык и культуру родными1.
Данная общественная организация играет значительную роль в отстаивании интересов российской диаспоры в Казахстане на политической арене, в частности она принимает участие в выдвижении и поддержке русскоязычных кандидатов в депутаты. За свою историю существования «Лад» также ставила на повестку дня вопросы, связанные с созданием свободной экономической зоны на востоке и севере страны и внесением в конституцию Республики Казахстан корректировок относительно государственного устройства.
Кроме того, «Лад» всегда отличался тем, что стремился проводить политику сотрудничества со всеми организациями российских соотечественников. Его члены
1 Посольство Российской Федерации в Республике Ка-
захстан [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://rfembassy.ru/ (дата обращения: 15.03.2019)
постоянно выступали за создание единой платформы, поскольку понимали, что именно скоординированные действия принесут наибольший результат, нежели организации будут действовать по отдельности. Итогом подобных усилий стало, например, создание в 2006 г. Координационного совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана («Лад» вышел из состава в 2009 г. по причине того, что был не согласен с проводимой руководителем данного объединения внутренней политикой). Также в 2009 г. председателем РСД «Лад» М.Б. Крамаренко было инициировано принятие проекта декларации о создании т.н. «Русского содружества Казахстана», главными целями которого обозначались защита прав и основных свобод проживающих в республике российских соотечественников, сохранение их самобытности, развитие международных связей со своей исторической родиной и др.
В рамках рассматриваемого вопроса нельзя не отметить и роль, созданного в июне 2007 г., Координационного совета российских соотечественников Республики Казахстан (КСОРС РК). Он объединяет приблизительно 90% организаций российских соотечественников, ныне действующих на территории Казахстана2. Главной целью Совета выступает объединение всех этих организаций для наиболее эффективной работы с представителями диаспоры в культурной, образовательной и юридической областях. Иными словами, КСОРС РК делает все возможное для защиты прав российских соотечественников, проживающих в Казахстане, для сохранения их связи со своей исторической родиной, а также для популяризации русской культуры и языка.
По большей части мероприятия, направленные на реализацию последней из обозначенных задач, проводятся именно Российским центром науки и культуры в Нур-Сул-тане совместно с Координационным советом российских соотечественников Республики Казахстан. Одним из самым значимых из них является проект культурно-образовательных поездок по историческим местам Российской Федерации «Здравствуй, Россия!». Данная
2 Координационный совет российских соотечественников Республики Казахстан: https://ksors.kz/ (дата обращения: 15.03.2019)
1616
программа позволяет русскоязычной молодежи в возрасте от 14 до 19 лет побывать в России, ознакомиться с ее современной жизнью, а также приобщиться к ее духовным истокам и попрактиковать навыки общения на русском языке. В 2016 г. в ней участвовало в общей сложности 30 чел. (включая сопровождающих) из Республики Казахстана: 20 из них посетили г. Санкт-Петербург, а 10 - г. Казань. В 2017 г. квота была выделена такому же числу человек. В итоге 10 представителей российской диаспоры из Республики Казахстан побывали в г. Москве и 20 - в г. Санкт-Петербурге.
Помимо этого, на территории Казахстана функционируют 16 региональных советов российских соотечественников, в состав которых входят филиалы республиканских, региональных организаций, а также городские общественные объединения [Михайлов 2018: 42]. Они выполняют координирующую роль при проведении мероприятий культурно-гуманитарного характера.
Следует отметить и СМИ, которым отведена важнейшая роль по информационному обеспечению российских соотечественников, проживающих в Казахстане. Помимо официального сайта Россотрудничества и КСОРС РК, данную область освещают интернет-порталы «Русский век» и «Русские в Казахстане», а также газеты «Лад» и «Казак степной»1. Однако необходимо усилить работу в данном направлении, поскольку данная площадка сегодня не сильно популярна среди той же молодежи, которая представляет наибольший интерес. Следует информировать народ не только о проводимых мероприятиях, но и о социально-экономическом, правовом положении проживающих в Казахстане российских соотечественников, сообщать о возникающих в данной области проблемах, а также освещать в целом складывающиеся отношения между двумя странами.
В целом, за четверть века (или менее) деятельности организаций российских соотечественников сделано не так уж и мало в сфере
1 Гусарова А. «Мягкая сила» России в Казахстане и Центральной Азии: как выполняет свои цели Россо-трудничество? [Электронный ресурс]. / Евразийские
исследования. - 9 июня 2017. - Режим доступа: http://eurasian-studies.org/archives/3875 (дата обращения: 30.11.2019)
защиты социальных, культурных и др. прав представителей русскоязычной диаспоры, проживающих в Казахстане. В частности, проделана огромная работа по сохранению русского языка как межнационального языка общения и по продвижению и/или отстаиванию интересов отдельных физических лиц или же групп лиц на территории страны.
Тем не менее, существует ряд недостатков, которые сильно мешают реализации основных задач организаций российских соотечественников. К таковым относятся разобщенность, малочисленность членов, слабая активность, непрозрачность финансирования организаций, способствующая развитию коррупционной составляющей2, и пр.
Но более всего препятствует социальная апатия самих же российских соотечественников. Как показывает практика, представители русскоязычной диаспоры и организации российских соотечественников фактически не взаимодействуют. Это объясняется тем, что большинство даже и не знают о существование подобных объединений. Отсюда следует, что работа организаций скорее направлена на создание позитивного имиджа на пространствах интернета, нежели на оказание реальной помощи русскоязычному населению Казахстана [Михайлов 2018: 40]. И потому, автор полагает, что ныне существующие в стране общественные организации пока еще не являются действенными центрами поддержки российских соотечественников, а носят лишь формальный характер.
Таким образом, проведя анализ деятельности Россотрудничества и ряда организаций российских соотечественников на территории Республики Казахстан, автор пришел к следующим выводам. Во-первых, структура взаимодействия с представителями русскоязычной диаспоры через государственные ведомства хорошо развита [Куклин 2016: 161]. Во-вторых, Россотрудничество выступает сегодня одним из ключевых инструментом реализации внешнеполитического курса России в сфере поддержки
2 Яковлев Ф. «Второй свежести» или «в законе»: Кто такие российские соотечественники? [Электронный ресурс]. / REGNUM. - 9 марта 2017. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/2247331.html (Дата обращения: 29.11.2019)
1617
соотечественников за рубежом [Мухамет-шин 2010: 18], однако его усилия направлены исключительно на культурно-гуманитарную составляющую вопроса. В-третьих, несмотря на многочисленность организаций российских соотечественников, их деятельность малоэффективна в силу разрозненности и незаинтересованности самих членов продвигать интересы русскоязычного населения и вовлекать наибольшее количество людей в свои
ряды. В связи с этим, можно констатировать тот факт, что работа существующих в Казахстане общественных объединений направлена на проведение мероприятий культурного, образовательного, спортивного характера, а также юридических консультаций. Однако они фактически не способствуют их консолидации1, что приводит к ущемлению прав российских соотечественников и их оттоку из страны пребывания.
Библиографический список
Kurylev K.P. Central Asia in foreign policy priorities of Russia: history and current status // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 5. С. 427-437.
Антоненко Т. Ф. Миграционная политика: мировой, российский и региональный опыт // Енисейские политико-правовые чтения: сборник научных статей. М.: Проспект, 2016.
Куклин Н.С. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников на пространстве СНГ // Материалы Межвузовской научной конференции «Внешняя политика России на пространстве СНГ», 9 декабря 2016 г., г. Москва / под ред. К.П. Куры-лева. - М.: РУДН, 2016.
Курылев К.П., Курбанов Р.М., Макенова А.Б., Хотивришвили А.А. Миграционные потоки из Центральной Азии в страны Европейского Союза // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2.
Курылев К.П., Савичева Е.М. Фактор культуры в модернизации и прогнозировании будущего Содружества Независимых Государств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 1.
Лебедева Н.В., Огурцов А.Ю. Конституционно-правовые основы политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - №12.
Михайлов В.П. Российские соотечественники и миграционная политика России: Статьи. Выступления. Доклады. Аналитика. Проект закона «О репатриации в Российскую Федерацию» / В.П. Михайлов. - М.: Институт стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции), 2018.
Морозова Е.Р. Историко-географические условия формирования российской диаспоры // Постсоветские исследования, 2019. Т. 2, №3.
Морозова Е.Р. Положение российских соотечественников в Республике Казахстан на современном этапе // Постсоветские исследования, 2019. Т. 2, №4.
Мухаметшин Ф.М. Поддержка соотечественников, проживающих в государствах СНГ // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2010. - №2(8).
Тлепина Ш.В., Шаукенов А.Т. Политико-правовой аспект становления неправительственных организаций в Казахстане // Государственно-правовые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации: сборник материалов конференции. - Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2010.
Сведения об авторе: Морозова Екатерина Романовна - магистр в области международных отношений, Московский городской университет управления Правительства Москвы (email: [email protected]).
1 Крамаренко М.Б. Русские стран СНГ: от диаспоры катаклизма к полноценной общине [Электронный ресурс]. / Всемирный координационный совет российских соотечественников, проживающих за рубежом. -
2 окт. 2015. - Режим доступа: http://vksrs.com/publications/russkie-stran-sng-ot-diaspory-kataklizma/ (дата обращения: 30.11.2019)
1618
References
Antonenko T.F. Migracionnaya politika: mirovoj, rossijskij i regional'nyj opyt // Enisejskie politiko-pravovye chteniya: sbornik nauchnyh statej. M.: Prospekt, 2016.
Kuklin N.S. Gosudarstvennaya politika Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov na pros-transtve SNG // Materialy Mezhvuzovskoj nauchnoj konferencii «Vneshnyaya politika Rossii na prostranstve SNG», 9 dekabrya 2016 g., g. Moskva / pod red. K.P. Kuryleva. - M.: RUDN, 2016.
Kurylev K.P., Kurbanov R.M., Makenova A.B., Hotivrishvili A.A. Migracionnye potoki iz Central'noj Azii v strany Evropejskogo Soyuza // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. T. 18. № 2.
Kurylev K.P., Savicheva E.M. Faktor kul'tury v modernizacii i prognozirovanii budushchego Sodru-zhestva Nezavisimyh Gosudarstv // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2012. № 1.
Lebedeva N.V., Ogurcov A.Yu. Konstitucionno-pravovye osnovy politiki Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov za rubezhom // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. - 2016. - №12.
Mihajlov V.P. Rossijskie sootechestvenniki i migracionnaya politika Rossii: Stat'i. Vystupleniya. Doklady. Analitika. Proekt zakona «O repatriacii v Rossijskuyu Federaciyu» / V.P. Mihajlov. -M.: Institut stran SNG (Institut diaspory i integracii), 2018.
MorozovaE.R. Istoriko-geograficheskie usloviya formirovaniya rossijskoj diaspory // Postsovetskie issledovaniya, 2019. T. 2, №3.
Morozova E.R. Polozhenie rossijskih sootechestvennikov v Respublike Kazahstan na sovremennom etape // Postsovetskie issledovaniya, 2019. T. 2, №4.
Muhametshin F.M. Podderzhka sootechestvennikov, prozhivayushchih v gosudarstvah SNG // Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informacionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. - 2010. -№2(8).
Tlepina SH.V., Saukenov A.T. Politiko-pravovoj aspekt stanovleniya nepravitel'stvennyh organizacij v Kazahstane // Gosudarstvenno-pravovye osnovy politicheskoj sistemy Respubliki Kazahstan i ee vliyanie na sferu gosudarstvennogo upravleniya v usloviyah globalizacii: sbornik materialov konferencii. - Astana: ENU im. L.N. Gumileva, 2010.
About the author: Morozova Ekaterina Romanovna - Master of International Relations, Moscow Metropolitan Governance University (e-mail: [email protected]).
1619