Научная статья на тему 'Соотечественники в международной образовательной политике России'

Соотечественники в международной образовательной политике России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РФ / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / "ГОСЛИНИЯ" / РАВНЫЙ "ПРИЕМ" / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONAL EDUCATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION / COMPATRIOTS / "GOSLINIYA" / "RAVNY PRIEM" / EQUAL ADMISSION / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова Наталья Александровна, Ярыгин Григорий Олегович, Лопач Олеся Валерьевна

В данной статье на основе анализа федеральных законов, приказов и постановлений правительства, министерств и агентств Российской Федерации, статистических данных о соотечественниках, проживающих за рубежом, а также зачисления в высшие учебные заведения России иностранных граждан и лиц без гражданства, международных рейтингов высших учебных заведений, авторы выявляют особенности реализации государственной образовательной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, анализируют цели образовательной политики в отношении соотечественников и дают характеристику механизмов и инструментов реализации образовательной политики в отношении соотечественников. Одно из существенных заключений, приводимых в статье, относится к нереализованному потенциалу международной образовательной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих в странах дальнего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цветкова Наталья Александровна, Ярыгин Григорий Олегович, Лопач Олеся Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPATRIOTS IN INTERNATIONAL EDUCATION POLICY OF RUSSIA

Based on an analysis of governmental, ministerial and federal agencies’ decrees regulating admission of foreign citizen and stateless persons, consolidated reports of the Ministry of education and science of the Russian Federation, federal laws regulating governmental education policy and policy with regard to compatriots, governmental statistical reports, world university rankings authors explore international education policy of the Russian Federation concerning compatriots residing abroad. Authors provide characteristics to mechanisms and instruments of implementation of politics under analysis. The article concludes with the unexpected finding that countries of so called “Far abroad” experience deficit of attention in frameworks of Russian international education policy with regard to compatriots overseas.

Текст научной работы на тему «Соотечественники в международной образовательной политике России»

УДК 327; 32.019.51;378.141

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ РОССИИ

© 2018

Цветкова Наталья Александровна, доктор исторических наук, Ph.D., профессор, профессор кафедры "Американских исследований" Ярыгин Григорий Олегович, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры "Американских исследований" Лопач Олеся Валерьевна, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет (191060, Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного У, 8 подъезд, email: o.lopach@spbu.ru)

Аннотация. В данной статье на основе анализа федеральных законов, приказов и постановлений правительства, министерств и агентств Российской Федерации, статистических данных о соотечественниках, проживающих за рубежом, а также зачисления в высшие учебные заведения России иностранных граждан и лиц без гражданства, международных рейтингов высших учебных заведений, авторы выявляют особенности реализации государственной образовательной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, анализируют цели образовательной политики в отношении соотечественников и дают характеристику механизмов и инструментов реализации образовательной политики в отношении соотечественников. Одно из существенных заключений, приводимых в статье, относится к нереализованному потенциалу международной образовательной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих в странах дальнего зарубежья.

Ключевые слова. Международная образовательная политика РФ, соотечественники, "гослиния", равный "прием", интернационализация образования.

COMPATRIOTS IN INTERNATIONAL EDUCATION POLICY OF RUSSIA

© 2018

Tsvetkova Nataliya Aleksandrovna, doctor of history, Ph.D. in social and behavioral sciences, professor, chair of the department of American studies Yarygin Grigory Olegovich, candidate of political sciences, associate professor, associate professor of the department of American studies Lopach Olesya Valerievna, postgraduate student St. Petersburg State University (191060, Russia, St. Petersburg, Smolny st. У, entrance 8, email: o.lopach@spbu.ru)

Abstract. Based on an analysis of governmental, ministerial and federal agencies' decrees regulating admission of foreign citizen and stateless persons, consolidated reports of the Ministry of education and science of the Russian Federation, federal laws regulating governmental education policy and policy with regard to compatriots, governmental statistical reports, world university rankings authors explore international education policy of the Russian Federation concerning compatriots residing abroad. Authors provide characteristics to mechanisms and instruments of implementation of politics under analysis. The article concludes with the unexpected finding that countries of so called "Far abroad" experience deficit of attention in frameworks of Russian international education policy with regard to compatriots overseas.

Keywords: International education policy of the Russian Federation, compatriots, "gosliniya", "ravny priem", equal admission, internationalization of education.

Введение

Повышение конкурентоспособности российской системы образования, ее интернационализация и интеграция в международное образовательное пространство являются одними из стратегических целей внешней политики Российской Федерации в области образования. Для достижения этой цели перед Россией стоит задача по повышению привлекательности российского образования для иностранных студентов и формированию положительного отношения к стране в целом.

В настоящее время наблюдается тенденции по возвращению Российской Федерации на мировой рынок образовательных услуг, проявляющиеся в формировании разнообразных форм взаимодействия России с иностранными партнерами, рост общего количества иностранных обучающихся в России [1]. Согласно данным института статистики ЮНЕСКО Россия входит в шестерку государств, наиболее привлекательных для иностранных студентов. Около половины мировой академической мобильности приходится на страны, вошедшие в данный рейтинг, а именно США, Великобритания, Австралия, Франция, Германия и Россия. На долю России приходится 5% общемировой академической мобильности, в то время как на долю лидера рейтинга США - 19% [2].

В целом связи российского образования и науки с мировой образовательной и научной средой все еще остаются довольно слабыми, доля России на международном рынке образования не возрастает в силу сравнительно низкой привлекательности российского образования и, как следствие, более высоких темпов прироста числа иностранных учащихся в других государствах [3]. 396

Замедленный темп привлечения иностранных студентов оказывает влияние на положение российских образовательных организаций в международных рейтингах лучших университетов мира [4-5].

Однако, международная образовательная политика ориентирована не только на контингент иностранных учащихся, но в целом на контингент обучающихся из других стран, охватывая соотечественников и соотечественников, постоянно проживающих за рубежом. Число соотечественников, проживающих за рубежом, определяемое на основе различных методик, от источника к источнику может различаться, но бесспорно является солидной частью программ обучения иностранных студентов, финансируемых правительством России.

Данная целевая аудитория является важнейшей компонентой политики мягкой силы, поскольку, соотечественники, проживающие за пределами России, способны формировать как положительный, так и отрицательный имидж Российской Федерации за рубежом.

В настоящей статье будет рассмотрена образовательная политика Российской Федерации в отношении соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, как важной составляющей системы международной образовательной политики РФ.

Целью данной статьи является выявление особенностей реализации государственной образовательной политики в отношении соотечественников.

Целевой группой исследования является контингент соотечественников, стремящихся получить высшее образование в России за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации.

За рамки исследования были выведены студенты договорной формы обучения, а также студенты, получающие среднее профессиональное образование.

Статья имеет три раздела. В первом разделе вводится категориальный аппарат и анализируются основные законы РФ в области международной образовательной политики. В этих целях применяется категориальный анализ. Во втором разделе на основе институционального анализа выявляются механизмы и инструменты политики России в отношении привлечения соотечественников в вузы РФ. В третьем разделе показаны результаты статического анализа данной целевой аудитории.

1. Категория «соотечественник» и цели образовательной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 № 99-ФЗ дает определение категориям "соотечественник" и "соотечественник, проживающий за рубежом". Так "соотечественником" является лицо, родившееся в одном государстве, проживающее либо проживавшее в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии [6. Статья 1.1.]. А "соотечественником, проживающим за рубежом" является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами территории Российской Федерации [6. Статья 1.2.]. В контексте данного исследования особое значение имеет расширенное толкование категории "соотечественников, проживающих за рубежом". Согласно этому же закону к ним относятся "лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; б) выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства" [6. Статья 1.3.].

Число лиц, которые могут быть включены в категории соотечественников и соотечественников, проживающих за рубежом, представляется весьма значительным. Эти категории могут охватывать всю российскую диаспору, проживающую за рубежом (которую как языковую и культурную общность ученые часто обозначают термином "Руссония" ("Russonia") [7. р. 219.]), а также всех русскоязычных. В этом контексте необходимо отметить, что Руссония и русскоязычные за рубежом представляют собой одну из самых многочисленных диаспор в мире. По разным оценкам от 25 до 35 миллионов человек. Этнические русские составляют второе по численности меньшинство в Европейском союзе. А русский язык является четвертым самым разговорным языком в мире после английского, китайского и испанского. Положение Закона, вводящее в число соотечественников лиц "сделавших свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией", с уточнением вариантов геополитической и геоюридической связи этих лиц в историческом контексте с Россией, еще более существенно расширяет эту категорию.

Закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» довольно обширно и многозначно определяет категорию "соотечественник". В рамках данного исследо-

вания понятие "соотечественник" сужено и обозначает гражданина России, постоянно проживающего на территории иностранного государства, гражданина иностранного государства, выходца из СССР и их потомков.

Гибкое определение категории "соотечественник" не является юридическим пробелом, но создает более широкие возможности для иностранных граждан получить образование в России. Привлекательность российского образования в данном контексте обуславливается и повышается не только качеством образовательных услуг, но и тем фактом, что соотечественники могут обучаться в высших учебных заведениях России за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Статья 17 этого федерального закона определяет основную цель политики РФ в области образования в отношении соотечественников как "поддержка соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, которые являются неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, а также обеспечить равный доступ к образованию на всех уровнях и на родных языках".

Таким образом, международная образовательная политика России в целом стремится не только к достижению гуманитарных целей, но и к решению практических задач, в частности к созданию благоприятного образа, бренда Российской Федерации в зарубежных обществах, формированию элит, положительно настроенных к России.

2. Механизмы и инструменты реализации государственной образовательной политики РФ в отношении соотечественников.

Для достижения целей образовательной политики России по отношению к соотечественникам Россией применяются следующие основные механизмы и инструменты:

- за пределами Российской Федерации действуют представительства Россотрудничества,

- выделяются государственные стипендии для получения образования в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Деятельность представительств Россотруд-ничества за рубежом

По данным Российского статистического агентства за пределами Российской Федерации проживают около 30 миллионов российских соотечественников [8]. Являясь носителями русской культуры, ценностей, языка, российские соотечественники выступают проводниками гуманитарных связей и отношений между Россией и зарубежными странами. В этой связи правительство Российской Федерации ведет активную политику в области взаимодействия и консолидации соотечественников. Роль своеобразного посредника между соотечественниками и РФ играет Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - Россотрудничество.

Россотрудничество было создано в сентябре 2008 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315 [9]. За пределами Российской Федерации полномочия Россотрудничества возложены на их Представительства, как правило, действующие в составе дипломатических миссий. К таковым относятся: российские центры науки и культуры за рубежом, российские информационно-культурные центры за рубежом, российские дома науки и культуры за рубежом, российские культурные центры за рубежом и их отделения [10].

На сегодняшний день Россотрудничество представлено в 81 стране мира 98 представительствами, из них 74 российских центра науки и культуры в 62 странах, 24 представителя Агентства в составе посольств в 22 странах [11]. Подавляющее большинство представительств расположено в странах дальнего зарубежья. Но несмотря на широкий географический охват представительствами

Россотрудничества, приоритетным направлением их деятельности являются государства-участники СНГ, где в каждой стране есть один или несколько российских центров науки и культуры (РЦНК). Для расширения деятельности Агентством был разработан перспективный план открытия новых РЦНК и представительств за рубежом на период до 2020 года.

В компетенцию Россотрудничества входит реализация Программы работы с соотечественниками, проживающими за рубежом [12], в сфере поддержки общественных объединений соотечественников, удовлетворения культурных, образовательных, языковых и духовных потребностей российских соотечественников за рубежом, поддержки молодежи российской диаспоры.

Кроме того, представительства Россотрудничества выполняют одну из важнейших государственных задач, а именно продвигают российское образование за рубежом, а также способствуют расширению сотрудничества между образовательными организациями стран-партнеров.

Работу в этом направлении определяет Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом [13], нацеленная на формирование системы эффективных мер по продвижению российского высшего образования за рубежом, а также на создание механизмов по информационно-координационному сопровождению деятельности вузов по развитию международных связей. К тому же Представительства Россотрудничества выполняют ключевую функцию по отбору соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, в российские образовательные учреждения.

Большое внимание Представительства Россотрудни-чества уделяют поддержке русских школ за рубежом. Их деятельность по настоящему предмету регулируется Концепцией «Русская школа за рубежом» [14], которая определяет приоритетные цели и задачи государственной политики Российской Федерации общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве; подходы к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, соотечественников за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения общего образования на русском языке за рубежом; организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования за рубежом как русские школы за рубежом; виды государственной поддержки организаций, осуществляющих общеобразовательную деятельность на русском языке.

Помимо этого Представительства Россотрудничества способствуют реализации одного из принятых стратегических национальных приоритетов РФ - укрепление позиций русского языка. Благодаря Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы, целью которой является распространение и продвижение русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, а также эффективного международного диалога, тысячи людей обучаются сегодня на курсах русского языка при представительствах Россотрудничества во многих странах мира.

Россотрудничество регулярно реализует программы и проекты различного формата, а также проводит ряд мероприятий, направленных на экспорт российского образования, содействие развитию международного научного сотрудничества, привлечение иностранных граждан для обучения в России, а также соотечественников, проживающих за рубежом. Среди наиболее крупных проектов необходимо отметить следующие: «День Российской Науки», «Единый день выпускника», Олимпиада «Время учиться в России».

Таким образом, представительства Россотрудни-чества за рубежом являются платформой для реализации взаимодействия между Российской Федерацией и соотечественниками в области образования, а также для про-

ведения мероприятий по отбору выпускников иностранных школ на обучение в российских вузах в рамках квот, выделенных Правительством Российской Федерации.

Обучение соотечественников в российских образовательных учреждениях.

Наиболее важным механизмом реализации образовательной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, является предоставление возможности последним получать высшее образование в российских учебных заведениях за счет средств бюджета Российской Федерации. Целевой группой с формальной точки зрения выступают граждане России, иностранные лица (или лица без гражданства), проживающие в других странах, идентифицирующие себя в качестве соотечественников, имеющие среднее или среднее профессиональное образование (соответствующие требованиям для получения высшего образования в России).

Представляется важным отметить, что в сфере получения высшего образования в высших учебных заведениях России для соотечественников, проживающих за рубежом, в определенной степени открывается больше возможностей и вариантов, чем у российских граждан, проживающих на территории РФ. Существует два основных маршрута поступления в российские образовательные организации высшего образования и получения государственной стипендии для соотечественников, проживающих за рубежом, которые условно можно определить категориями "гослиния" и "равный прием".

Категория "гослиния" предполагает выделение государственных стипендий иностранным гражданам и соотечественникам для обучения в высших учебных заведениях России. Число таких стипендий и мест для обучения устанавливается специально и отдельно от общих контрольных цифр приема в высшие учебные заведения России. Ежегодно Правительство России выделяет места для обучения за счет средств федерального бюджета РФ согласно Постановлению Правительства РФ № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Количество выделяемых бюджетных мест для обучения иностранных граждан, в том числе и соотечественников, поступательно увеличивается. Начиная с 1995 г. ежегодно выделялось 3.000 мест для обучения за средства государственного бюджета, в 2003 г. количество мест было увеличено до 7.000, в 2008 г. - до 10.000, а в 2013 г. - достигло 15.000 мест для обучения за счет ассигнований государственного бюджета РФ. Такой показатель количества мест для обучения иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, сохраняется к настоящему моменту [15].

При этом студенты этой категории, обучающиеся по государственной линии, кроме обучения, финансируемого из средств бюджета РФ, получают ежемесячную стипендию, независимо от их академических успехов, и имеют возможность проживать в студенческих общежитиях.

Один из вариантов поступления в российский вуз по «гослинии» для соотечественника, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, предполагает формирование абитуриентом комплекта документов в соответствии с Порядком отбора [16] и представление их в Представительство Россотрудничества в государстве пребывания кандидата. При таком способе подачи документов отбор кандидатов осуществляется в два этапа. Первый этап проходит на территории зарубежного государства и включается в себя сбор сведений о кандидатах, изъявивших желание обучаться в Российской Федерации и проведение отборочных испытаний. Второй этап осуществляется российскими образовательными организациями, готовыми принять на обучение иностранных граждан, из числа отобранных на первом этапе кандидатов.

Отметим, что в случае, если уровень знаний русского

языка кандидата не достаточен для освоения основной образовательной программы на русском языке, то такой кандидат направляется на обучение на подготовительный факультет, в рамках которого такой кандидат изучает русский язык также за счет средств бюджета РФ.

Другой вариант получения стипендии в рамках квот, выделяемых правительством РФ, подразумевает подачу документов непосредственно в российское высшее учебное заведение. Такая возможность реализуется на основании п.10 ст. 11 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» [17]. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Перечень таких образовательных организаций утверждается Указом Президента Российской Федерации. То есть при подаче документов непосредственно в российское образовательное учреждение кандидат должен пройти конкурсные испытания, установленные и реализуемые высшим учебным заведением в соответствии с Порядком приема [18]. В случае успешного прохождения конкурса кандидатура абитуриента также согласуется с Россотрудничеством или его Представительством за рубежом.

Следует отметить, что документы, находящиеся в открытом доступе и открытые статистические данные Министерства образования и науки РФ не позволяют проанализировать показатели численности соотечественников, получающих образование в российских вузах по "гослинии", распределение их по вузам, приоритетные направления подготовки и уровни образования, а также страны постоянного проживания. Провести количественный анализ категории "соотечественник" не представляется возможным, поскольку соотечественники, обучающиеся по "гослинии", учитываются в одном показателе вместе с иностранными гражданами, а также лицами без гражданства.

Кроме этого, соотечественники могут обучаться в высших учебных заведениях России, поступая для обучения на равных основаниях/правах с гражданами России. В этом случае, при отсутствии российского гражданства, кандидат должен быть признан соотечественником. Такое право соотечественники получают согласно Федеральному закону №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [6]. При поступлении соотечественник имеет те же права, что и российский гражданин, и претендует на право получения стипендии в рамках контрольных цифр приема.

Эту категорию соотечественников представляется возможным проанализировать, так как данные по ней в документах министерства образования РФ учитываются отдельно.

Поступить в российский вуз для прохождения обучения по основным образовательным программам бакалавриата соотечественники могут, сдав единый государственный экзамен (ЕГЭ) по предметам, необходимым для участия в конкурсе при поступлении на определенную образовательную программу, либо пройдя внутренние вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно. При поступлении для обучения по основным образовательным программам магистратуры соотечественники также могут участвовать в общем конкурсе на места, количество которых установлено контрольными цифрами приема для граждан РФ, принимая участие во вступительных испытаниях, проводимых высшими учебными заведениями самостоятельно.

Студенты-соотечественники: количественный ана-

лиз.

По данным Министерства Образования и Науки РФ ежегодно около 17 тысяч соотечественников принимаются на обучение в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования на равных правах с российскими гражданами. В 2015-2016 академическом году было принято 16.022 соотечественников, в следующем их количество возросло практически на 2,000 студентов и составило 17.973, а в 2017-2018 учебном году снизилось до 17.175 [19].

Однако отметим, что общая численность соотечественников, обучающихся в вузах РФ на равных правах с гражданами РФ, значительно увеличилась за последние годы. В 2015-2016 академическом году общая численность студентов этой категории составляла порядка 37.988 студентов, в 2016-2017 году резко возросло до 50.430 человек и в 2017-2018 году увеличилось незначительно - 50.905 студентов. При этом количество выпускников остается примерно на одном и том же уровне - около 6.5000 выпускников за последние годы (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Количество соотечественников, принятых в вузы РФ на равных правах с российскими гражданами, их общая численность и количество выпускников, 2015-2018 (на основе сводных статистических отчетов по форме федерального статистического наблюдения № ВПО-1 Российской Федерации на начало 2015/16, 2016/17 и 2017/18 учебного года)

В процентном соотношении количество соотечественников, получающих образование в российских вузах за счет средств бюджета РФ, составляет около 3,5% от общего числа обучающихся в рамках контрольных цифр приема, количество выпускников - 2%, а поступивших - 4,3%. Так в 2017-2018 учебного году было принято 414.279 студентов за счет средств бюджета РФ, из них 397.104 - граждане РФ и 17.175 - соотечественники, поступившие на равных правах с гражданами РФ; общая численность студентов-граждан РФ - 1.436.743 человека и соотечественников 50.905; окончили вузы РФ 329.711 граждан РФ и 6.482 соотечественника. (См. Рисунок 2)

Студенты-соотечественники: географический охват

В основном под категорию "соотечественники, обучающиеся на условиях равного приема" подпадают граждане бывших Союзных Республик - страны СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Однако есть небольшой процент соотечественников из дальнего зарубежья, он составляет 1,2 % от общего числа соотечественников равного приема.

Таблица 2 демонстрирует, что из стран Ближнего зарубежья основным поставщиком соотечественников в российские вузы является Казахстан - 7.860 соотечественников, принятых на обучение в 2017-2018 академическом году, на втором месте находится Таджикистан - 2.645 человек и третье место занимает Узбекистан -1.832 студента._

Страна Зачислено Численность студентов Выпуск

Азербайджанская Республика 133 325 40

Республика Армения 65 210 31

Республика Беларусь 760 2251 465

Эстонская Республика 5 15 6

Грузия 22 47 6

Республика Казахстан 7860 24132 3428

Киргизская Республика 1308 3539 341

Латвийская Республика 24 74 12

Литовская Республика 14 30 5

Республика Молдова 230 770 122

Республика Таджикистан 2645 7509 708

Туркменистан SS4 2133 203

Украина 1149 4119 447

Республика Узбекистан 1832 4919 393

Республика Абхазия 37 S 2 S

Ре спублика Южная Ос етия 35 132 4

Всего по странам 17003 50187 6210

отношении соотечественников, проживающих за рубежом, может отражаться в количественных индикаторах зачисленных, обучающихся и освоивших основные образовательные программы высшего образования (выпускников) различного уровня ВУЗов России с одной стороны за счет средств государственного бюджета, с другой стороны за счет собственных средств обучающихся.

Таблица 2 - Количество соотечественников из стран Дальнего зарубежья, принятых, обучающихся и окончивших вуз на условиях равного приема в 2017-2018 учебном году*

Рисунок 2 - Соотношение количества студентов «равного приема» из числа граждан РФ и соотечественников, проживающих за рубежом, 2017-2018 (на основе сводных статистических отчетов по форме федерального статистического наблюдения № ВПО-1 Российской Федерации на начало и 2017/18 учебного года)

Наименьшее количество соотечественников получают образование в вузах РФ из Литвы и Эстонии - 14 и 5 человек соответственно.

Таблица 1 - Количество соотечественников из стран Ближнего зарубежья, принятых, обучающихся и окончивших вуз на условиях равного приема 2017-2018 учебном году*

* (на основе сводных статистических отчетов по форме федерального статистического наблюдения № ВПО-1 Российской Федерации на начало и 2017/18 учебного года)

Из стран дальнего зарубежья по состоянию на 2018 год в российских вузах обучается порядка 618 соотечественников из Вьетнама, Китая, Монголии, Марокко и других стран (Таблица 2). Европейские страны представлены единицами соотечественников из Австрии, Болгарии, Франции, Германии, Словакии, Италии, Испании, Сербии, Черногории, Греции, Кипра и Швеции.

Противоречивой особенностью приема на равных правах для обучения соотечественников из стран дальнего зарубежья в высшие учебные заведения России является, с одной стороны, наличие спроса на получение высшего образования в высших учебных заведениях России, с другой стороны, значительные флуктуации показателей зачисленных, обучающихся и освоивших основные образовательные программы высшего образования разного уровня. Несмотря на существование большого массива факторов, влияющих на формирование этих показателей, можно говорить непостоянстве и нестабильности действующей образовательной политики в отношении соотечественников, учитывающей данные факторы.

Так, например, общее количество соотечественников из Анголы, получающих образование в вузах РФ на равных правах с российскими гражданами, в текущем году составляет 26, численность выпускников - 11, а вот количество поступивших равно 0. Или, к примеру, из Франции всего обучается 8 соотечественников, а был принят всего 1.

Заключение

Эффективность образовательной политики России в

Страна Принято Численность Выпуск Страна Принято Численность Выпуск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Австрия 0 1 0 Линия 0 1 0

Алжир 0 0 Мадагаскар 1 4 0

Ангола 0 26 11 Македония 1 1 0

Афганистан 5 17 0 Мали 0 1 0

Бангладеш 1 3 Марокко 6 0

Бенин 0 1 Мексика 0 1 0

Болгария 0 3 0 Мозамбик 0 4 1

Ботсвана 0 1 Монголия 39 137 41

Бурунди 0 3 0 Непал 0 » 4

Венесуэла 0 2 Нжер 0 0 1

Вьетнам 24 46 Нжерия 0 2 1

Гана 0 7 3 Оман 0 1 2

Гвинея 0 2 Пакистан 0 1 1

Гвинея-Бисау 7 11 0 Палестина 0 7 S

Германия 3 1 Панама 0 1 0

Греция 1 3 0 Пе1>У 0 1 0

Джибути в 1 По,— лн 0 3 4

Доминиканская Республика 0 3 0 Республика Корея 0 0 7

Египет 1 1 Руанда 1 1 J

Замбия 0 21 15 Саудовская Аравия 0 2 0

Йемен J 8 4 Сербия 2 4 2

Израиль 1 4 4 Сирийская Арабская Республика 13 21 16

Индия 0 1 0 Словакия 0 0 1

Индонезия : 11 4 Соединенное Королевс1во 1 1 0

Иордания j 2 1 Сомаш 0 2 1

Ирак 0 J Судан 1 1 0

Иран 0 1 США 1 2 1

Испания 0 3 Сьерра-Леоне 0 1 0

Италия 1 1 Таиланд 1 2 0

Кабо-Верде 0 3 3 Тунис 0 0 1

Камбоджа 1 2 1 Турция 0 1 0

Камерун 0 1 фракжя 1 S 0

Кения 1 6 Хорватия 0 1 1

Кипр 0 : Чад 3 5 0

Китай 31 15 Черногория 0 2 0

квдр 0 1 1 Швеция 0 1 0

Копуыбиа 0 0 J Шри-Ланка 0 0 2

Конго 4 16 3 Экватор 0 0 1

Конго, демократическая 1 2 0 Экваториальная Гвинея 1 3 0

ЕогдИвуар 0 1 2 Эритрея 1 1 0

Куба 1 1 0 Эфиопия 0 0 1

ЛиБЯН 0 5 0 Ямайка 0 1 0

Всего постранам 172 610 2«

* (на основе сводных статистических отчетов по форме федерального статистического наблюдения № ВПО-1 Российской Федерации на начало и 2017/18 учебного года)

Анализ эффективности сегмента образовательной политики в отношении соотечественников, основанной на государственном финансировании обучения соотечественников, необходимо проводить и интерпретировать достижение вышеуказанных индикаторов с позиции применения различных инструментов отбора соотечественников для зачисления: а) отбор на основе дистанционного предоставления портфолио абитуриента (при поступлении по "гослинии") или б) отбор для обучения на равных основаниях/правах, основанный на участии в конкурсе при поступлении наравне с гражданами России. Первый инструмент оказывается для абитуриента менее трудоемким.

Предоставление государственных стипендий для лиц, проживающих за рубежом, на получение высшего образования в высших учебных заведениях России является важным и действенным инструментом образовательной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. В то время как второй инструмент оказывается более трудоемким, и, вероятно, по этой причине может являться в определенной мере индикатором, действительно отражающим заинтересованность соотечественника обучаться в высшем учебном заведении России по определенной образовательной программе.

Однако второй инструмент образовательной политики России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, позволяет получать данные из откры-

тых источников и объективно отслеживать результаты политики в сравнительно краткосрочной перспективе от 2 до 9 лет, в зависимости от длительности образовательной программы или программ, на которую соотечественник зачислен для обучения. Анализ результативности может проводиться посредством индикаторов количества и качества соотечественников-выпускников.

Рост количества выпускников образовательных программ российских вузов из числа соотечественников говорит об определенной эффективности образовательной политики России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.

Более того, наблюдается дисбаланс в географии проживания соотечественников за рубежом, охваченных внешней образовательной политикой России. Подавляющее большинство таких студентов постоянно проживают в странах Ближнего зарубежья. Однако дисбаланс наблюдается и в географии постоянного проживания внутри группы студентов-соотечественников из дальнего зарубежья.

Соотечественники проявляют интерес к образованию в России и в странах, находящихся в близости от России, и в удаленных странах, в странах с развитой экономикой, и странах с развивающейся экономикой. Однако, ежегодные индикаторы интереса к обучению в России среди соотечественников, проживающих в странах дальнего зарубежья, проявляющиеся в зачислении для обучения в вузы России, нестабильны и непостоянны.

Количество соотечественников, обучающихся в высших учебных заведениях России, чьими странами проживания являются государства одного региона с примерно одинаковым уровнем экономического развития, может значительно варьироваться. Так, например, соотечественники из некоторых стран Латинской Америки, в частности, Бразилии и Аргентины, по различным причинам не демонстрируют заинтересованности к обучению в России, в противоположность соотечественниками из Мексики или Перу. Причинами такой незаинтересованности может является не столько географическая удаленность, сколько неосведомленность о соответствующих возможностях или несоответствие имеющегося у соотечественников образования установленным в России требованиям для обучения в высших учебных заведениях.

Такое положение свидетельствует о том, что образовательная политика России в отношении соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, в странах дальнего зарубежья имеет значительный, но еще нереализованный потенциал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Цветкова Н.А., Ярыгин Г.О., Лопач О.В. Политика международной академической мобильности Российской Федерации //Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2015. - № 4 (13). - С. 108-115.

2. Россия включается в конкуренцию за иностранных студентов. Проект 5-100. - 2018.

3. https://www.5top100.ru/news/93717/

4. The Times Higher Education World University Rankings 2019 https://www.timeshighereducation. com/world-university-rankings/2019/ world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats

5. The 2018 Academic Ranking of World Universities (ARWU) by Shanghai Ranking Consultancy. Methodology http://www.shanghairanking. com/ARWU-Methodology-2018.html

6. The QS World University Rankings Methodology. https://www. topuniversities.com/qs-world-university-rankings/methodology

7. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 N 99-ФЗ в редакции ФЗ от 23.07.2013 г. № 179-ФЗ.

8. National identity and state-building / Sakwa, R. Russian Politics and Society. Routledge, 2008. P. 219.

9. Бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2017 году» выпуск 2018 г. Федеральная служба государственной статистики.

10. Положение о Федеральном Агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (в ред. Указов Президента РФ от 13.11.2009 № 1285, от 27.12.2010 № 1622, от 04.01.2012 № 21, от 08.05.2013 № 476).

11. Положение о представительствах Федерального Агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественни-

ков, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству от 13 ноября 2009 г. № 1283.

12. Зарубежные представительства Россотрудничества. http:// rs.gov.ru/ru/contacts/inworld

13. Программа работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2015 — 2017 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 2321-р.

14. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом от 27 марта 2014 года.

15. Концепция «Русская школа за рубежом» от 4 ноября 2015 года.

16. Постановление Правительства РФ № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года.

17. ПриказМинобрнауки России № 844 «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 28 июля 2014 года.

18. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

19. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры на 2016/17 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. N1147; Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 26.03.2014 № 233.

20. Сводные статистические отчеты по форме федерального статистического наблюдения № ВПО-1 Российской Федерации на начало 2015/16, 2016/17 и 2017/18 учебного года.

Статья поступила в редакцию 11.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.