И. А. Поздняков
«РУССКАЯ ШКОЛА» В КИТАЕ: ПЕРСПЕКТИВНАЯ БАЗА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
Педагогическая поддержка на уровне средней и старшей школы процесса адаптации к обучению в российских вузах иностранных абитуриентов, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, является одной из форм экспорта образования и инструментом «мягкой силы» во внешней политике.
Ключевые слова: русская школа в Китае, иностранные студенты, педагогическая поддержка, адаптация, мягкая сила.
I. Pozdniakov
RUSSIAN SCHOOL IN CHINA: A PERSPECTIVE BASIS
FOR THE TUITION AND ADAPTATION OF THE INTERNATIONAL STUDENTS
AT THE RUSSIAN UNIVERSITIES
Pedagogical support of the process of adaptation of the International Students (including Russian compatriots living abroad) at the middle and senior school's level to the studies at the Russian universities is one of the types of the educational export and the soft power instrument of the international affairs.
Keywords: Russian school in China, international students, pedagogical support, adaptation, soft power.
В контексте поставленных в России на правительственном уровне задач развития экспорта образования главной целевой аудиторией для маркетинговых усилий вузов-экспортеров на мировом рынке образовательных услуг на ближайшее десятилетие остаются китайские студенты и школьники [3].
В 2017 году президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол № 6 от 30 мая 2017 года) утвержден Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Данным проектом (п. 21) предусмотрено финансирование по направлению «Мероприятия по созданию мер поддержки российских школьников, оказавшихся в других странах, в том числе продвижение программ дополнительного образования
для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста» [1].
На обучение за рубеж из Китая выезжают около 545 тыс. человек в год, еще 450 тыс. человек обучаются по совместным образовательным программам с иностранными университетами, в том числе и в открывшемся в сентябре 2017 года в провинции Гуандун КНР Университете МГУ им. М. В. Ломоносова и Пекинском политехническом институте (Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне).
В России в настоящее время обучается 30 тыс. китайских студентов; с учетом российских студентов, находящихся в Китае, и участников краткосрочных образовательных программ объем двусторонней академической мобильности достигает 78 тыс. человек, что составляет около 80% от плановых показателей 2020 года [6].
Международный рекрутинг учащихся начинается на уровне средней школы, выпускники которой рассматриваются как потенциальные абитуриенты иностранных вузов. Основными инструментами работы рекрутеров являются презентации образовательных возможностей в школах, аудиторные и организуемые онлайн предметные олимпиады, победители которых получают возможность поступления в вуз на льготных условиях, организация культурно-ознакомительных поездок в зарубежные вузы, проведение мастер-классов народных танцев и уроков декоративно-прикладного искусства с целью формирования позитивного отношения к стране, в которую приглашают на обучение. При этом вопросы последующей адаптации иностранных (в данном случае — китайских) не студентов, а школьников к жизни за рубежом в «чужой» этнокультурной и социокультурной среде остаются на периферии не только рекламных буклетов, но и большинства исследований в области педагогической поддержки иностранных учащихся. Также на периферии остаются вопросы адаптации к обучению в российских вузах и жизни в России детей соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе в Китае.
Взаимодействие международных служб вуза с иностранными студентами, «полевые исследования» их жизни в российском городе, университете, общежитии, содействие в доступных формах процессу их адаптации осуществляются уже после зачисления студентов.
В то же время в основе системного подхода к педагогической поддержке иностранных студентов находится работа с абитуриентами, как правило, слушателями подготовительных отделений и курсов. При этом школьники старших классов за рубежом, с которыми проводится рекрутин-говая работа, также могут рассматриваться
в качестве потенциальных абитуриентов наравне со слушателями подготовительных программ. Технологии педагогической поддержки студентов желательно апробировать уже на уровне средней школы.
Противоречие между концептуальным положением о необходимости начала педагогической поддержки будущих иностранных студентов и детей соотечественников на уровне средней школы и запретом педагогической деятельности для представителей других государств в китайской школе может быть разрешено в форме открытия российского учебного заведения — «русской школы» в Китае.
В последние годы в Китае, в первую очередь в Пекине и на Северо-Востоке — в провинции Хэйлунцзян, в Харбине, со стороны работающих здесь российских граждан сформировался устойчивый и пока, к сожалению, неудовлетворенный спрос на российское среднее образование в сочетании с выдачей аттестационных документов государственного образца.
Давно работают в Пекине канадская, французская, итальянская и другие международные школы, при которых открыты детские сады и различные дополнительные курсы. Около 20 международных учебных центров для школьников и дошкольников в Пекине объединились в рамках Совета международных школ. Стоимость обучения в подобных международных школах в Пекине, в которых обучаются и российские граждане, в том числе по программам «международного бакалавриата» (1В), составляет от 15 до 30 тыс. долларов США в год.
Хорошие перспективы проектов «русских школ» обусловлены и тем, что продвижение русского языка и российского образования за рубежом рассматривается Правительством России и профильными ведомствами в качестве стратегической задачи. В 2015 году была утверждена Федеральная
целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации № 481 от 20.05.2015 года), в частности, предусматривающая оказание организационно-методической поддержки русским школам за рубежом [4]. Государственными заказчиками данной программы выступают Минобрнауки России и Россотрудниче-ство. Федеральная целевая программа предусматривает работу по направлениям «Совершенствование условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах» и «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку».
В 2016 году Россотрудничеством была предложена к реализации концепция «Русская школа за рубежом», рассмотренная на заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР) 28 сентября 2016 года [5].
В Китае порядок открытия новых образовательных учреждений уровня старшей школы, в которых предусмотрено обучение китайских граждан, регулируется Министерством образования КНР. В то же время порядок открытия новых образовательных учреждений всех уровней, в которых предусмотрено обучение иностранных граждан, а также уровня начальной и средней школы, в которых предусмотрено обучение китайских граждан, находится в компетенции органов управления образованием провинций и городов центрального подчинения.
В случае учреждения международной школы иностранной дипломатической миссией процедура регистрации осуществляется через МИД КНР и не требует участия Министерства образования КНР. Если школу создают иностранные юридические или физические лица, то требуется оформление разрешения. По итогам обучения
в подобных школах могут выдаваться иностранные документы об образовании. Обучение в учебных заведениях данного типа проводится по иностранным учебным программам, согласование содержания которых с китайскими органами управления образованием не требуется. Процедура регистрации в этом случае осуществляется через органы управления образованием провинции или города центрального подчинения (в Пекине это Комитет по образованию) и занимает в среднем от 2 до 6 месяцев.
Важной проблемой деятельности такой школы является подбор квалифицированного преподавательского состава зарубежной школы. Так как существующие правила в сфере трудоустройства иностранных граждан в Китае не позволяют находящимся здесь российским преподавателям и аспирантам вузов вести трудовую деятельность в других образовательных учреждениях, для открытия школы потребуется приглашать учителей из России, что, в свою очередь, подразумевает значительные затраты, связанные с командированием, включая не только оплату труда по уровню цен г. Пекина, но и авиаперелетов, аренду жилья, медицинское страхование. Данная проблема, безусловно, может быть решена с учетом опыта организации деятельности посольских школ на протяжении ХХ-ХХ1 веков. Кроме этого, одним из ресурсов обеспечения таких школ квалифицированными педагогическими кадрами может являться современная практика волонтерства в образовании, когда студенты, обучающиеся на педагогических программах, проходят практику или работают волонтерами в таких школах. В России практика привлечения студентов из Китая для обучения российских школьников китайскому языку уже начала распространяться.
Заинтересованность в открытии русской школы проявляют следующие категории
родителей учеников, работающих и проживающих в Пекине:
- сотрудники представительств российских компаний и российские предприниматели;
- сотрудники дипломатических представительств и представительств компаний стран СНГ, а также стран, где традиционно сильны позиции русского языка, например, Болгарии, Сербии и Монголии.
Для достижения уровня самоокупаемости иностранной школе в Пекине требуется привлечь не менее 100 учеников уже в первый год работы. Всего количество учеников подобной школы могло бы составить от 50 человек в первый год работы до 200 человек — по мере получения первых аттестатов. Таким образом, школа может быть создана или на базе инвестиций учредителей в рамках их предпринимательской инициативы, или на основе частно-государственного партнерства, что представляется реалистичным сценарием, учитывая значимость проекта для продвижения российского образования и русского языка за рубежом.
Работающее за рубежом по российским образовательным стандартам образовательное учреждение могло бы также стать экспериментальной площадкой для апробации на уровне среднего образования технологий адаптации иностранных абитуриентов к обучению в российских вузах.
В последние десятилетия теоретические вопросы педагогической поддержки привлекали внимание многих исследователей, в том числе применительно к различным возрастным и социальным группам, таким как подростки, взрослые, пожилые люди, одаренные дети, учителя, а также в плане стратификации по видам деятельности (реабилитационной, педагогической, консультационной и т. д.). Проблематика педагогической поддержки иностранных студентов в образовательном процессе в
иноязычной (в данном случае в русскоговорящей) среде в меньшей степени представлена в научных исследованиях.
Педагогическая поддержка адаптации иностранных студентов представляет собой взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на достижение соответствующего заданного образовательным стандартом уровня подготовки иностранных специалистов к профессиональной деятельности. Совершенствование предвузовской подготовки отвечает задачам развития концепции образования стран с развитой системой высшей школы. Чаще всего такая подготовка реализуется в рамках подготовительных отделений вузов. В современных условиях повышения уровня интернационализации образования и академической мобильности довузовская подготовка может начинаться уже в стране проживания, в том числе на базе получивших распространение международных школ. «Русская школа» в Китае может выполнять и такую задачу, создавая условия для знакомства будущих абитуриентов российских вузов с этнопсихологическими и социокультурными особенностями жизни в России.
С точки зрения системного подхода довузовская подготовка иностранных абитуриентов на базе российских образовательных учреждений за рубежом может рассматриваться как элемент целостной системы педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в российской высшей школе. Культурологический подход позволит приблизить абитуриентов к пониманию этнической и культурной специфики народов и регионов России. Лич-ностно-ориентированный подход предполагает формирование и развитие у обучающихся социальных и культурных компетенций, выражающихся в способности и готовности к самостоятельной учебной и профессиональной деятельности.
В настоящее время в педагогических исследованиях и практической работе с иностранными студентами преобладают системный и культурологический подходы [2, с. 8]. Системный подход к педагогической поддержке адаптации иностранных студентов в образовательном процессе современного российского вуза может включать совокупность следующих концептуальных положений:
- педагогическая поддержка адаптации иностранных студентов является составной частью общего процесса непрерывного образования;
- иностранные студенты испытывают потребность в педагогической поддержке адаптации к обучению в российском вузе;
- педагогическая поддержка иностранных студентов представляет собой комплекс управленческих решений, организационных, учебных, в меньшей степени (применительно к иностранцам) воспитательных задач;
- процесс, принципы, функции педагогической поддержки обладают закономерностями и могут быть формализованы, в том числе в рамках электронных систем учета, результаты работы могут иметь не только качественные, но и количественные показатели;
- технологии педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в образовательном процессе современного российского вуза должны применяться в сочетании с технологиями и методикой преподавания в первую очередь русского языка как иностранного;
- критерии оценки результатов педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в образовательном процессе современного российского вуза подлежат формализации, поэтому главными показателями являются результаты учебы иностранных студентов, отсутствие правона-
рушений, совершаемых студентами, и снижение уровня правонарушений, совершаемых в отношении студентов, что демонстрирует способность уходить от конфликтов и является важным показателем адаптации к новой социальной среде. Целевой, организационный, содержательный, технологический, результативный компоненты образовательного процесса неразрывно взаимосвязаны в системе педагогической поддержки.
Система педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в образовательном процессе современного российского вуза нацелена на формирование не только профессиональных компетенций, но призвана обеспечивать безопасное пребывание иностранцев в России и в качестве вспомогательного инструмента «мягкой силы» — формировать положительное отношение иностранных студентов к российской истории, государственности, к русскому языку и культуре.
Создание в Китае «русских школ» — образовательных учреждений, обучение в которых будет сопровождаться выдачей российских документов о среднем образовании государственного образца, — не только предоставит детям соотечественников возможность обучения на родном языке и обеспечит их включение в российскую культурную и образовательную среду, но и сформирует перспективную базу привлечения и подготовки иностранных абитуриентов российских вузов, построит «педагогическую платформу» для их будущей адаптации к обучению и жизни в России. Такие школы могут стать реальным пространством для расширения дополнительного образования не только детей соотечественников, проживающих за рубежом, но и детей из китайских семей, стремящихся получить высшее образование в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» // URL: http://static.government.ru/ media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 23.11.2017).
2. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. Академический вестник педагогического образования и образования взрослых. Институт управления образованием РАО. 2014. № 3 (40). С. 4-12.
3. Поздняков И. А. Продвижение российского образования в Китае: вызовы и перспективы // Международная жизнь. 2017. № 11. С. 82-89.
4. Постановление Правительства Российской Федерации № 481 от 20.05.2015 г. // URL: http://base. garant.ru/71032818/ (дата обращения: 23.11.2017).
5. Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР), 28 сентября 2016 г. // URL: http://www.mid.ru /informaciya_o_zasedaniyah/-/asset_publisher/9EKpTswhmiOQ/content/id/ 2475508 (дата обращения: 23.11.2017).
6. Протокол 16-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству. С. 5 // URL: http://минобрнауки.рф/документы/8147/файл/7487/Протокол-16.pdf (дата обращения: 11.10.2017).
REFERENCES
1. Pasport prioritetnogo proekta «Razvitie eksportnogo potentsiala rossiyskoy sistemyi obrazovaniya» // URL: http://static.government.ru/ media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (data obrascheni-ya: 23.11.2017).
2. Pisareva S. A., Tryapitsyina A. P. Sovremennyie metodologicheskie podhodyi k issledovaniyu pedago-gicheskogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. Akademicheskiy vestnik pedagogicheskogo obrazovaniya i obrazovaniya vzroslyih. Institut upravleniya obrazovaniem RAO. 2014. N 3 (40). S. 4-12.
3. Pozdnyakov I. A. Prodvizhenie rossiyskogo obrazovaniya v Kitae: vyizovyi i perspektivyi // Mezhdu-narodnaya zhizn. 2017. N 11. S. 82-89.
4. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii N 481 ot 20.05.2015 g. // URL: http://base.garant.ru/ 71032818/ (data obrascheniya: 23.11.2017).
5. Pravitelstvennaya komissiya po delam sootechestvennikov za rubezhom (PKDSR), 28 sentyabrya 2016 g. // URL: http://www.mid.ru /informaciya_o_zasedaniyah/-/asset_publisher/9EKpTswhmiOQ/content/id/2475508 (data obrascheniya: 23.11.2017).
6. Protokol 16-go zasedaniya Rossiysko-Kitayskoy komissii po gumanitarnomu sotrudnichestvu. S. 5 // URL: http://minobrnauki.rf/dokumentyi/8147/fayl/7487/Protokol-16.pdf (data obrascheniya: 11.10.2017).
В. Н. Волков
К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ В ЗАРУБЕЖНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
В статье на примерах систем образования нескольких зарубежных стран анализируется проблема определения задач для директоров школ. Изменение роли образования в современном мире обусловливает обновление задач управления школой для ее развития в новых условиях. В статье выделены девять основных задач директоров школ, как традиционных, так и новых, направленных на управление изменениями и развитие в школе распределенного лидерства. Сформулировано предположение о характеристике качества управления школой через его влияние на формирование интеллектуального, социального и организационного капитала.
Ключевые слова: изменения в школьном образовании, развитие школы, задачи управления школой, директор школы.