Научная статья на тему 'Российское образование в контексте развития международного гуманитарного сотрудничества'

Российское образование в контексте развития международного гуманитарного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
409
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГУМАНИТАРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РОССОТРУДНИЧЕСТВО / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / RUSSIAN EDUCATION / INTERNATIONAL HUMANITARIAN COOPERATION / HUMANITARIAN SUPPORT / RUSCOOPERATION / COMPATRIOTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Глебова Любовь Николаевна

В статье представлен анализ существующих и возможных подходов к развитию международного сотрудничества в гуманитарной сфере на основе потенциала российского образования. Автор обращается к осмыслению результатов изменения роли и форм деятельности Представительств Россотрудничества, к выявлению различных инициатив соотечественников, проживающих за рубежом; ориентируется на взаимодействие с широкой аудиторией, имеющей разные настроения по отношению к России, развитие сотрудничества организаций российских соотечественников и российских неправительственных организаций для осуществления совместных проектов, формирующих объективный образ России в странах проживания, развитие гуманитарного потенциала в сопровождении бизнеса и экономики. Представлены варианты и стратегические ориентиры развития международного гуманитарного сотрудничества современной России в контексте российского образования с позиции перспектив его продвижения на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Глебова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN COOPERATION

The article presents an analysis of existing and possible approaches to the development of international cooperation in the humanitarian field based on Russian education. The author refers to the understanding of the results and the change of role and forms of the activity of representative office of Ruscooperation. The author refers to the identification of the different initiatives of compatriots living abroad, focuses on the interaction with a wider audience, which has different moods in relation to Russia. The author focuses on the development of cooperation of organizations of Russian compatriots and Russian non-governmental organizations for the realization of joint projects, which form an objective image of Russia in the countries of residence, a development of humanitarian potential in support of business and economics. The article shows variants and the strategic orientations of development of international humanitarian cooperation of modern Russia in the context of Russian education from the point of its promotion in the world.

Текст научной работы на тему «Российское образование в контексте развития международного гуманитарного сотрудничества»

УДК 378.1 ББК 74.58

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

| Л.Н. Глебова

Аннотация. В статье представлен анализ существующих и возможных подходов к развитию международного сотрудничества в гуманитарной сфере на основе потенциала российского образования. Автор обращается к осмыслению результатов изменения роли и форм деятельности Представительств Россотрудничества, к выявлению различных инициатив соотечественников, проживающих за рубежом; ориентируется на взаимодействие с широкой аудиторией, имеющей разные настроения по отношению к России, развитие сотрудничества организаций российских соотечественников и российских неправительственных организаций для осуществления совместных проектов, формирующих объективный образ России в странах проживания, развитие гуманитарного потенциала в сопровождении бизнеса и экономики. Представлены варианты и стратегические ориентиры развития международного гуманитарного сотрудничества современной России в контексте российского образования с позиции перспектив его продвижения на мировой арене.

22 Ключевые слова: российское образование, международное гуманитарное сотрудничество, гуманитарное сопровождение, Россотрудни-чество, соотечественники.

RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN COOPERATION

I L.N. Glebova

Abstract. The article presents an analysis of existing and possible approaches to the development of international cooperation in the humanitarian field based on Russian education. The author refers to the understanding of the results and the change of role and forms of the activity of representative office of Ruscooperation. The author refers to the identification of the different initiatives of compatriots living abroad, focuses on the interaction with a wider audience, which has different moods in relation to Russia.

The author focuses on the development of cooperation of organizations of Russian compatriots and Russian non-governmental organizations for the realization of joint projects, which form an objective image of Russia in the countries of residence, a development of humanitarian potential in support of business and economics. The article shows variants and the strategic orientations of development of international humanitarian cooperation of modern Russia in the context of Russian education from the point of its promotion in the world.

Keywords: Russian education, international humanitarian cooperation, humanitarian support, Ruscooperation, compatriots.

В современной ситуации развития глобального мира принципиальной задачей России является «надежная защита соотечественников от любых форм дискриминации, обеспечение их законных прав и свобод... в том числе ... возможность изучения родного языка, сохранения культурных и духовных традиций» [1, с. 6]. Поставленная Президентом РФ на V Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, задача тесно связана с перспективами и возможностями развития российского образования как внутри страны, так и за ее пределами. В этом отношении важным стратегическим ориентиром для Россотрудничества является «Комплексная стратегия расширения российского гуманитарного влияния в мире».

Взаимодействие с неправительственными организациями, молодежными лидерами, представителями общественной дипломатии по продвижению русского языка, российского образования, культуры, науки современная Россия стремится организовать во многих регионах мира, в том числе (а может быть, в первую очередь) в тех, где в силу геополитического расположения имеются конкурент-

ные отношения с крупными мировыми державами. К числу таких регионов относится Центрально-Азиатский регион как плацдарм для конкуренции с Китаем, Турцией, Арабскими Эмиратами, Японией, США и рядом стран Евросоюза. Учитывая специфику экономического и социокультурного развития стран Центральной Азии, на этом примере считаем целесообразным показать возможности и результаты аналитико-реструктуризацион-ного подхода к так называемым стра-новым практикам, поиску эффективных технологий и подходов к развитию международного сотрудничества в гуманитарной сфере.

Во-первых, в меняющихся политических, экономических, социально-политических условиях Представительства Россотрудничества должны стать не просто «домами культуры», а настоящими центрами гуманитарного влияния, площадками выявления и поддержки гуманитарных инициатив пророссийски настроенных граждан. В этом плане опорой реализации Комплексной стратегии расширения российского гуманитарного влияния в мире являются объединения соотечественников, которые традиционно актив-

23

ВЕК

ны. За прошедшие годы роль общественных организаций возросла на всей территории СНГ, в том числе в Центрально-Азиатском регионе с учетом специфики каждой конкретной страны. При этом четко прослеживаются позитивные изменения настроений и, соответственно, ожиданий русскоязычного населения.

Ярким подтверждением тому стал V Всемирный конгресс соотечественников, состоявшийся в Москве 5-6 ноября 2015 г. [2]. В его работе приняло участие около 400 делегатов из 97 стран, прежде всего, руководители и активисты общественных организаций соотечественников. Принципиально важно, что в работе Форума приняли участие руководители федеральных органов власти, а также представители ряда регионов России. Особую атмосферу и результативность работе Конгресса придавала связь времени и места проведения с 70-летием Великой Победы, что и сделало основной акцент на необходимости защиты исторической памяти, прежде всего, правды о решаю-24 щем вкладе в Победу над фашизмом всех народов Советского Союза.

В контексте настоящей работы особо выделим тематические секции, в ходе которых обсуждались вопросы, связанные с формами и методами консолидации объединений соотечественников, ролью молодежи в этом процессе, защитой прав российских граждан; проблемы сохранения исторической памяти и противодействия попыткам искажения истории; организацию работы по распространению русского языка, российской культуры и образования за рубежом.

В русле тренда, отражающего повышение активности и заинтересо-

ванности русскоязычного населения, принципиально меняется подход к работе с соотечественниками: от традиционной организации привычных мероприятий к поддержке их инициатив. Обобщенный анализ аналитической и организационной практики Представительств Россотрудничества в последние годы показал возросшую потребность инициативных общественников организовывать различные центры дополнительного образования, летние лагеря досуга, отдыха и изучения русского языка для детей и молодежи, развивать туризм, творчество. Таким образом, инициативы самих соотечественников положены в основу формирования российской гуманитарной политики и расширения российского гуманитарного влияния, в частности на территории стран Центрально-Азиатского региона.

Выбранный вектор развития международного гуманитарного сотрудничества значительно расширил рамки реализации Комплексной стратегии в плане продвижения русского языка и российского образования. Появившаяся у соотечественников потребность и поддержанная в ряде стран возможность стать реальными субъектами сохранения родного языка, культурных и духовных традиций русского народа актуализировала в среде соотечественников не только дни и недели, а практически постоянное присутствие русского языка. Об этом свидетельствуют, например, инициированные и организованные Обществом киргизских преподавателей русского языка и литературы, Советом учителей русского языка и литературы Бишкека, Центром поддержки русского языка V Республиканский фестиваль русской словесности и культуры в

Киргизии «Страна высоких вдохновений», Олимпиада по русской литературе, образовательная акция для детей «Лето с русским языком». Широта и диапазон развития инициатив соотечественников подтверждаются организацией совместных лингвистических форумов, научно-практических семинаров, курсов повышения педагогического мастерства и др. профессиональными и общественными организациями в Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане.

Во-вторых, современная ситуация мирового развития диктует необходимость гуманитарного взаимодействия с широкими аудиториями — не только с пророссийски настроенными кругами, но и с теми, кто относится к России нейтрально и даже отрицательно. Научное осмысление стратегии и тактики такого сотрудничества еще только зарождается, а практическое воплощение как незамедлительный ответ на актуальную потребность можно рассмотреть, с одной стороны, на примере продвижения русской школы за рубежом и российского образования, с другой, — как вариант гуманитарного сопровождения бизнеса, технологий, производства.

Как показывает анализ опыта продвижения русской школы за рубежом и российского образования, сегодня эта линия развития практически невозможна без опоры на неправительственные организации, способные содействовать организации методического сопровождения продвижения русского языка. На примере Центрально-Азиатского региона можно проанализировать результаты активной деятельности несколько таких обществ и организаций, среди которых Международное педагогическое обще-

ство в поддержку русского языка; Казахстанская ассоциация преподавателей русского языка и литературы; Казахстанская ассоциация учителей русских школ; Общество киргизских преподавателей русского языка и литературы и др.

Важным и эффективным при посредничестве Россотрудничества является в этом отношении пример активного привлечения к гуманитарной деятельности на территории стран Центрально-Азиатского региона российских университетов и образовательных организаций, которые напрямую взаимодействуют с общественными и образовательными организациями. О востребованности и целесообразности такого взаимодействия свидетельствует запланированное только на 2016 год проведение в странах Центральной Азии 110 различных образовательных мероприятий 32 российскими образовательными организациями высшего образования.

Особой формой гуманитарного взаимодействия с широкими аудиториями может стать и влияние бизнес-структур, производственных корпораций, заинтересованных в продвижении российского образования. Корпорация Росатом, например, выступает в качестве учредителя русских школ за рубежом, которые могут выступать и использоваться Россотрудничеством как ресурсные центры, предоставляющие методические и образовательные услуги другим русским школам на территории страны. Гуманитарная деятельность Росатома за рубежом заслуживает особого анализа в связи с весьма доступным пониманием сущности гуманитарного сопровождения внедряемых технологических новаций как

25

26

ориентированного на проживающих на осваиваемой территории людей набора услуг и действий.

Практика показывает, что ярким примером современного гуманитарного сопровождения становится формирование «образовательной среды» вокруг субъекта экономики. Это предполагает, что начало строительства объекта или обслуживание имеющегося связано с необходимостью обучения местного населения российским технологиям и российским стандартам эксплуатации оборудования, что, в свою очередь, требует знания русского языка и других предметов инженерной направленности. Самое важное, что эти знания становятся конкурентным преимуществом, необходимым условием предоставления рабочих мест для тех, кто будет эксплуатировать станцию — сейчас или в будущем.

У Росатома есть положительный опыт в этом направлении. На внутреннем рынке — в России — корпорация уже участвует в изменении качества жизни населения городов своего присутствия. Есть пример комплексного участия в содействии развитию нужной для бизнеса образовательной системы в ее самом широком понимании: от детских садов и школ в закрытых городах (где градообразующим предприятием является объект Рос-атома) — до высшего образования в рамках консорциума вузов, осуществляющих подготовку специалистов-ядерщиков. При этом практика показывает, что школы имеют уникальный образовательный, педагогический и методический потенциал, который можно применять за рубежом.

С приходом в регион субъекта внешнеэкономической деятельности

у местных жителей, например, появляется возможность отправить ребенка на отдых в летний лагерь, возможно даже за границу, в том числе в Россию. Это важный компонент формирования лояльности к бизнесу, к самой компании. Люди, которые уже получили от нее некие социальные блага, — причем, не навязанные, а, зачастую, остро необходимые, — смогут, в случае чего, и ответить на негативные информационные «вбросы» в отношении компании и страны, которую она представляет. Они учатся и хотят работать на станции либо уже работают на ней, водят своих детей в школу (того же Росатома), отправляют их на летний отдых за границу за счет компании, либо предполагают отправить своих детей в Россию для получения там высшего образования и т.д.

Перспективность названного направления развития международного гуманитарного сотрудничества подтверждена в одном из пунктов Решения 26-го заседания Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно этому решению, одним из актуальных и перспективных направлений деятельности организаций соотечественников на стра-новом, региональном и всемирном уровнях становится активизация контактов с отечественным бизнесом, создание всемирной карты российского бизнеса, содействие активному привлечению российских компаний за рубежом к эффективному участию в бизнес-форумах, деловых миссиях, а также развитию сотрудничества организаций российских соотечественников и российских НПО для осуществления совместных проектов, форми-

рующих объективный образ России в странах проживания [3].

В целом, стратегические ориентиры развития международного гуманитарного сотрудничества современной России тесным образом переплетены с судьбой российского образования, перспективами его продвижения на мировой арене. Представленные в настоящей статье варианты (изменение роли и форм деятельности Представительств Россотрудничества; выявление и поддержка инициативы соотечественников; ориентация на взаимодействие с широкой аудиторией, имеющей разные настроения по отношению к России; развитие гуманитарного сопровождения бизнеса и экономики) способствуют поиску и осмыслению эффективных технологий и подходов к развитию международного сотрудничества в гуманитарной сфере.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. V Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом, 5-6 ноября 2015 г., г. Москва: итоговый сборник материалов [Электронный ресурс]. -URL: http://vksrs.com/upload/iblock/cdc/cd c4629904e5b5d21e9c8133a8afa046.pdf (дата обращения: 06.07.2016).

2. V Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом [Элек-

тронный ресурс]. - URL: http://vksrs.com/ events/v-vsemirnyy-kongress-sootechestv ennikov (дата обращения: 05.07.2016).

3. Решение 26-го заседания Всемирного координационного совета российских соотечественников [Электронный ресурс]. -URL: http://vksrs.com/publications/reshenie -26-go-zasedaniya-vsemirnogo-koordinats ionnogo-soveta-rossiyskikh-sootechest vennikov/ (дата обращения: 06.07.2016).

REFERENCES

1. V Vsemirnyi kongress sootechestvennikov, prozhivaiyschih za rubezhom, 5-6 noyabrya 2015, Moskva: itogovy sbornik materialov [World Congress of Compatriots Living Abroad, November 5-6, 2015, Moscow: The final collection of materials], available at: http://vksrs.com/upload/iblock/cdc/cd-c4629904e5b5d21e9c8133a8afa046.pdf (accessed: 6.07.2016). (in Russian)

2. V Vsemirnyi kongress sootechestvennikov, prozhivaiyschih za rubezhom [World Congress of Compatriots Living Abroad], available at: http://vksrs.com/events/v-vsemirnyy -kongress-sootechestvennikov (accessed: 5. 07.2016). (in Russian)

3. Reshenie 26 zasedaniya Vsemirnogo koordi-natsionnogo soveta rossiyskikh sootechest-vennikov [Decision of 26 the meeting of the World Coordination Council of Russian Compatriots], available at: http://vksrs.com/ 27 publications/reshenie-26-go-zasedaniya-vsemirnogo-koordinatsionnogo-soveta-ros-siyskikh-sootechestvennikov/ (accessed: 6. 07.2016). (in Russian)

Глебова Любовь Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; член-корреспондент Российской академии образования, glebova-ln@mail.ru Glebova L.N., PhD in Pedagogy, Professor, Department of General Pedagogy and Pedagogy of Professional Education, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch; Corresponding Member, Russian Academy of Education, glebova-ln@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.