Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИАСПОРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (1991 - 2011 ГГ.)'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИАСПОРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (1991 - 2011 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЗАКОН О СООТЕЧЕСТВЕННИКАХ / ДИАСПОРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шагун Глеб Евгеньевич

Статья посвящена исследованию становления политики России в отношении своей зарубежной диаспоры, выбора акцентов и направлений деятельности на начальном этапе взаимодействия, нормативно-правовой базы и инструментов реализации государственной диаспоральной политики. Автор проводит комплексный анализ законодательства, касающегося российских соотечественников, и имеющихся программ по работе с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шагун Глеб Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE STATE DIASPORA POLICY OF RUSSIA (1991 - 2011)

The article is devoted to the study of the formation of Russia's policy towards its foreign diaspora, the choice of accents and areas of activity at the initial stage of interaction, the regulatory framework and tools for the implementation of state diaspora policy. The author conducts a comprehensive analysis of the legislation concerning Russian compatriots and the existing programs for working with them.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИАСПОРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (1991 - 2011 ГГ.)»

ИСТОРИЯ

DOI: 10.48137/23116412_2022_4_108 УДК: 323.2

Глеб ШАГУН

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИАСПОРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (1991 - 2011 ГГ.)

Аннотация

Статья посвящена исследованию становления политики России в отношении своей зарубежной диаспоры, выбора акцентов и направлений деятельности на начальном этапе взаимодействия, нормативно-правовой базы и инструментов реализации государственной диаспоральной политики. Автор проводит комплексный анализ законодательства, касающегося российских соотечественников, и имеющихся программ по работе с ними.

Актуальность исследования политики России в отношении зарубежной диаспоры, особенно на постсоветском пространстве, обусловлена тем, что нестабильность социально-политической и экономической обстановки в ряде новых независимых республик, внутрен-

ние и межгосударственные конфликты, несущие угрозу личной безопасности, дискриминация по этническому признаку и другие факторы серьезно осложняют положение российских соотечественников за рубежом. Особенно ощутимо дискриминация российских этни-

ШАГУН Глеб Евгеньевич - первый проректор Московского государственного областного университета Адрес: Российская Федерация, г. Москва, ул. Радио, 10А, стр. 1. E-mail: mo_mgou@ mosreg.ru

Ключевые слова: российская диаспора, правовой статус, Закон о соотечественниках, ди-аспоральная политика, соотечественники за рубежом.

ческих групп после распада Советского союза проявилась в прибалтийских государствах. Русофобия стала неотъемлемой составляющей внутренней политики Латвии и Эстонии.

Для оказания помощи соотечественникам, оказавшимся объектом дискриминации, осуществлялись первые шаги, заложившие фундамент государственной политики. Первым актом, знаменовавшим политическую деятельность по защите прав и свобод соотечественников, учитывая неотложность мер в этом направлении, явился Указ Президента России «Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», принятый в 1994 году [1]. Помимо утверждения основных направлений диаспоральной политики, этот документ содержал перечень необходимых шагов по поддержке соотечественников в странах СНГ и Балтии и инициировал формирование Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом. Председателем комиссии по делам соотечественников за рубежом был назначен С.М. Шахрай [2].

Во вступительной части «Основных направлений» речь шла о миллионах соотечественников, оказавшихся за пределами Российской Федерации, и стоящих перед выбором своего нового будущего. Говорилось о необходимости их поддержки Россией в связи со сложной экономической, культурной и психологический ситуацией. Внима-

ние акцентировалось на недопустимости массовой миграции русскоязычного населения из новых независимых республик, за исключением случаев, угрожающих их жизни и благополучию. При этом Россия декларировала готовность принять всех, кто не смог адаптироваться к новым условиям и пожелал вернуться на историческую родину. Также сообщалось о необходимости обеспечения и защиты прав соотечественников путем подписания соответствующих двусторонних соглашений и принятия мер, согласованных с правительствами новых независимых государств. Подчеркивалось, что это будет напрямую влиять на экономическое, социально-культурное и военно-политическое сотрудничество России с ними [2].

Первоочередные меры в области обеспечения прав соотечественников включали их политико-правовые и информационные гарантии в странах проживания.

Правительство РФ специальным Постановлением № 374 от 20 апреля 1995 г. предлагало условия для двусторонних соглашений, регламентировавших русскоязычное вещание на территории государств СНГ и Балтии. В Указе Президента РФ Правительству страны рекомендовалось скорейшее подписание международных договоров о порядке и условиях распространения программ общероссийских телерадиовещательных организаций» [3].

Нота МИД РФ от 30 августа 1995 г. содержала проект соглаше-

ния в сфере распространения российских СМИ в ближнем зарубежье [4].

С целью реализации президентского Указа Правительство РФ 13 декабря 1995 г. Постановлением № 1234 предусмотрело комплекс мер по распространению программ общероссийского и регионального государственного телерадиовещания в странах постсоветского пространства [5].

Экономическими мероприятиями поддержки соотечественников предусматривалось учитывать их интересы при выстраивании сотрудничества со странами их проживания.

Положение соотечественников, проживающих за пределами страны, стало предметом рассмотрения депутатов Государственной Думы. Одним из его результатов стала Декларация «О поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам», принятая в конце 1995 года. В документе подчеркивалась моральная и политическая ответственность России за уровень обеспечения основных прав и свобод представителей российской диаспоры. Также в Декларации говорилось о стремлении к предоставлению соотечественникам на территории России преференциального режима [6]. Обсуждалась и необходимость предоставления российским соотечественникам, достигшим совершеннолетия, при изъявлении ими желания, российского гражданства в «упрощенном порядке».

В качестве еще одного принципиального подхода декларировалась возможность наделения российских соотечественников, не являющихся гражданами РФ, всей полнотой прав граждан России, включая гражданские, политические и культурные, за исключением избирательных. Вместе с тем, провозглашалось содействие РФ реализации российскими соотечественниками прав и свобод, гарантированных национальным законодательством стран проживания, их беспрепятственной коммуникации с исторической родиной, консолидации в формируемых ассоциациях (общественных объединениях). В Декларации заявлялась обязанность Российской Федерации осуществлять (в рамках законодательных норм государств проживания) материальную помощь ассоциациям соотечественников, в части деятельности, не противоречащей международному праву.

В отношении экономических прав соотечественников парламентарии предусматривали гарантию их участия как в развитии государств проживания, так и России.

Для содействия и развития культурной идентичности российских соотечественников в документе заявлялась обязанность России обеспечить в рамках международного права возможность для их обучения на русском языке, использования его в СМИ, в частной и публичной жизни без какой бы то ни было дискриминации. В случаях нарушения прав российских соотечественников содействовать (в том чис-

ле материально) их репатриации на территорию России.

Исходя из этого, можно сказать, что Постановление Правительства РФ, принятое в соответствии с Указом Президента и Декларация Государственной Думы заложили основы формирующейся государственной политики России в отношении соотечественников.

Основополагающему документу, определяющему главные направления диаспоральной политики, предшествовало широкое обсуждение его проекта в Государственной Думе РФ. Законопроект был внесен в Госдуму по инициативе депутатской группы в составе Н.Г. Биндюкова, М.Ю. Вакуленко, Н.К. Столяровой, В.М. Тарасова, Г.И. Тихонова и А.А. Тягунова [7]. Рассмотрение проекта на парламентских чтениях предшествовало его представлению Президенту РФ. В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции страны глава государства отклонил законопроект, ссылаясь на то, что у закона нет своего предмета регулирования, кроме того, некоторые его статьи имели декларативный характер или касались отношений, которые уже регулировали такие законы как Закон «О гражданстве Российской Федерации», Закон «О беженцах», Закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и т.д.

Попытка авторов законопроекта максимально устранить препятствия в обретении российского гражданства для той части соотечественников, которая не по своей воле осталась за пределами России,

привела к трактовке норм, определявших гражданство РФ, противоречащих уже действующему закону. В частности, критике была подвержена статья 11 проекта, признававшая гражданами РФ лиц, имевших гражданство СССР, а также их потомков по прямой нисходящей линии, которые не заявили о своем желании состоять в гражданстве иного государства.

После обсуждения в Госдуме за проект закона в первом чтении проголосовали 311 депутатов, 139 воздержались. Таким образом, вето, наложенное Президентом РФ, было преодолено. Однако при дальнейшем прохождении проекта в Федеральном Законодательном Собрании, его рассмотрение было отклонено Советом Федерации. Для преодоления разногласий между верхней и нижней палатами парламента была сформирована Согласительная комиссия.

К прохождению законопроекта во втором чтении свои отзывы на него прислали 40 субъектов Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд, члены Совета Федерации и отдельные депутаты Госдумы. Такое внимание к законопроекту свидетельствовало об актуальности проблемы российских соотечественников. На рассмотрение комитета было вынесено 34 поправки, 31 из которых были приняты, в результате чего были устранены многие противоречия, имевшиеся в первоначальном тексте. С 22 октября 1998 г. законопроект обсуждался в Государственной Думе в третьем чтении, а затем с 13 ноября

поступил на рассмотрение Совета Федерации. После внесенных поправок и утверждения Президентом России 24 мая 1999 г. закон был опубликован и вступил в силу [8].

Таким образом, принятый Федеральный Закон заложил фундамент и наметил векторы государственной диаспоральной политики, определив отношения с соотечественниками важным направлением внешней и внутренней политики России, а самим представителям диаспоры гарантируя соблюдение их гражданских, экономических, политических, социальных и культурных прав.

Законодательные нормы раскрывали содержание основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, которая формировалась на основе существующих норм международного права. Ее целью провозглашалась государственная поддержка и помощь соотечественникам, не противоречащая общепризнанным международным принципам и нормам, законодательству РФ и законодательству новых независимых государств в реализации таких прав как: свободное развитие своей самобытности, поддерживание связи с Россией и развитие взаимовыгодных двусторонних отношений, создание собственных СМИ и общественных организаций, работа в неправительственных структурах на национальном и международном уровнях, свободный выбор места жительства или возвращение на историческую родину.

Статус соотечественников в законе объединял граждан России,

лиц, состоявших в гражданстве СССР и проживающих за рубежом, выходцев из Российской Федерации, СССР, РСФСР и потомков соотечественников.

Согласно закону, российская ди-аспоральная политика реализуется в соответствии с программами, которые принимаются с учетом соблюдения норм международного права в области основных прав и свобод человека. Нарушение таких прав является основанием для пересмотра политики России в отношении этого государства и принятия мер по защите интересов соотечественников.

Комплекс мер, составляющих содержание государственной политики в отношении соотечественников, включает их поддержку в экономической и социальной сферах, через стимулирование хозяйственных структур России, с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействие инвестициям предприятий соотечественников в российскую экономику, развитие кооперационных связей с их предприятиями.

В соответствии с принятым законом Российская Федерация принимала на себя обязательство поддерживать соотечественников в области информации: в ее получении, распространении и пользовании на родных языках народов России на территории стран пребывания. Через заключение международных договоров Россия ручалась в обеспечении соотечественников необходимой информацией: русскоязычным теле- и радиовещанием,

периодическими и иными печатными изданиями, кинопродукцией и другими материалами на их родных языках. Для этого законодательством были предусмотрены финансовые и материально-технические средства.

Обязанность осуществления политики в отношении соотечественников возлагалась на Правительство РФ и соответствующие федеральные структуры. Кроме того, законом предусматривалась организация специального мониторинга для анализа и оценки данных о положении российской диаспоры, прогнозирования ситуации и выполнения научно-исследовательских работ.

Учитывая то обстоятельство, что принятый закон о государственной политике в отношении соотечественников носил, во многом, рамочный характер и содержал нормы, нуждающиеся в дальнейшем уточнении и развитии, государство прибегло к изложению основ политической линии, нацеленной на помощь диаспоре в специальном документе: «Концепции поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом». Документ был подписан Президентом РФ 30 августа 2001 года [9].

Новеллой концепции стало указание на прямую связь политики РФ в отношении новых независимых государств постсоветского пространства и обеспечением прав и свобод соотечественников, проживающих на их территории. Задачу поддержки соотечественников и связи с ними Россия декларировала в качестве

своего морального долга, а также представляла ее важным направлением внешней политики, связывая решение острых проблем соотечественников с укреплением безопасности на своих рубежах и развитием сотрудничества со странами ближнего зарубежья. При этом основную ответственность за соблюдение прав соотечественников и предоставление им достойного уровня жизни Российская Федерация возлагала на страны их проживания.

Концепция содержала определение двух основных направлений политики. Одно направление подразумевало добровольное желание соотечественников переехать в Россию. В этом случае Концепция предусматривала регулирование миграционных потоков через федеральные и региональные программы, с учетом потребностей разных регионов, а также их демографических и социально-экономических особенностей.

Другое направление основывалось на адаптации и интеграции представителей российской диаспоры в жизнь государств проживания. При реализации этого сценария акцент ставился на равный с гражданами титульной нации статус, адекватное представительство в органах власти, доступ к финансированию, сохранение родной культуры.

Большое значение в наполнении государственной политики в отношении соотечественников мерами, направленными на создание комфортных условий проживания в странах и сохранении их идентичности имела Федеральная целевая программа «Русский язык» [10].

Действие программы в 20022005 гг. показало конструктивность мер, принятых государством для развития русского языка, особенно в условиях сужения его функционального пространства в результате распада СССР. Для реализации первой программы были привлечены 63 организации из 7 федеральных округов, включая 36 субъектов Федерации. Однако ее реализация в ближнем зарубежье охватила лишь 3 государства.

Основная задача программы исходила из того, что после распада СССР в новых независимых государствах за 15 лет количество владеющих русским языком жителей сократилось на 40 млн: со 140 до 100 млн человек. Такими темпами, по оценкам экспертов, через 10 лет число русскоговорящих уменьшилось бы более чем на 50 %. Так, в Литве на тот момент русским языком владело лишь 80 % лиц старшего и среднего возраста и только 13 % детей и подростков [10].

Наряду с повышением потенциала «мягкой силы» России средствами сохранения и развития русскоязычного культурного пространства, поддержка русского языка, по замыслу создателей Программы, должна стать механизмом активизации интеграционных процессов стран СНГ и явиться фактором сохранения и развития российской идентичности соотечественниками, оставшимися за пределами исторической родины.

Распоряжением Правительства РФ от 2 октября 2006 г. была утверждена Программа работы с сооте-

чественниками на 2006-2008 гг. Мероприятиями предусматривались кроме плановых акций Законодательные инициативы по совершенствованию ФЗ № 99.

Вопросы законодательного совершенствования государственной политики в отношении соотечественников стали предметом парламентских слушаний в Совете Федерации 12 апреля 2006 г. Основной докладчик, председатель Комитета по делам СНГ В.А. Густов указал на недопустимо малое материальное обеспечение помощи соотечественникам из федерального бюджета. Несмотря на «бедственное, униженное положение наших соотечественников», материальная помощь, адресованная российским государством, тем из них, кто проживает в ближнем зарубежье, составила 15 рублей на человека в год.

Расходы на обзаведение жильем вынужденных переселенцев настолько ничтожны, что их объем позволяет купить квартиру соотечественнику только через 70 лет после прибытия на историческую родину.

Докладчик привел и другую цифру, характеризующую помощь РФ в предоставлении соотечественникам образовательных услуг российскими ВУЗами. К 2005 году в высших учебных заведениях России обучалось 2200 студентов и аспирантов из ближнего зарубежья, в то время как на средства, выделяемые бюджетом США, получали образование 26 миллионов молодых людей из стран СНГ [11].

Докладчик указал на отсутствие двухсторонних соглашений со

странами СНГ, направленных на поддержку соотечественников, и предложил наладить диалог в этом направлении по линии Межпарламентской Ассамблеи.

На парламентских слушаниях был презентован проект закона «О внесении изменений и дополнений в отношении соотечественников за рубежом». Подготовка проекта была возложена на рабочую группу под председательством Л.Н. Бардина.

В своем докладе Л.Н. Бардин заявил, что в отличие от действующего закона № 99, определяющего государственную политику в отношении соотечественников, его новая редакция должна включать «не только заявления, декларации или какие-то политические моменты», но и «нормы прямого действия и отсылочные нормы».

Сложная демографическая ситуация в России, необходимость расширения рынка труда и государственная политика, направленная на создание благоприятных условий жизни для соотечественников, оставшихся не по своей воле за пределами страны, обусловили формирование специальной Программы содействия добровольному их переселению в Российскую Федерацию. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 Программа вступила в силу.

Координатором Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом было назначено Министерство внутренних дел. Программа

была нацелена на то, чтобы увеличить численность населения на стратегически важных территориях России. Переселение соотечественников представлялось одним из способов решения демографического кризиса страны, поскольку русскоговорящие иммигранты, выросшие в традициях российской культуры, желающие сохранять связь с Россией, наиболее адаптивны и быстро интегрируются в принимающее сообщество.

В исполнении Программы были заявлены такие принципы как: добровольность участия, финансовая поддержка, соблюдение интересов переселенцев и принимающего сообщества, преимущество социально-экономического стимулирования, адресность госгарантий и социальной поддержки, соответствие мероприятий Программы задачам социально-экономического, культурного и национального прогресса России.

Таким образом, реализация программы преследовала достижение трех основных целей: стимулирование добровольного переселения в Россию соотечественников, решение демографических проблем и социально-экономическое развитие регионов.

Еще одним форматом взаимодействия России с зарубежной диаспорой является Всемирный конгресс соотечественников. Первый конгресс соотечественников за рубежом состоялся 19 августа 1991 года, но не выполнил своих намерений консолидации Русского мира по причине начавшихся в связи с

ГКЧП беспорядков. Первый Всемирный конгресс соотечественников, в котором приняли участие представители российской общины из 47 зарубежных стран, собрался в Москве спустя 10 лет в октябре 2001 г.

На Втором Всемирном конгрессе, проходившем в Санкт-Петербурге 24-25 октября 2006 года, соотечественники из 78 стран получили возможность диалога с 200 представителями исполнительной власти России. Было принято решение проводить такие съезды каждые три года.

Политика в отношении соотечественников также нашла свое воплощение в Концепции внешней политики Российской Федерации. Так, Концепция 2000 года обозначает защиту интересов личности, общества и государства как главный приоритет внешнеполитического курса России. Своими целями Концепция ставит всестороннюю защиту прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, а также поддержание положительной оценки России в мире, распространение русского языка и культуры [12]. Последующие редакции Концепции также подтверждали ориентированность России в отношении российской диаспоры.

Определенные акценты в работе по поддержке соотечественников за рубежом прослеживаются в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. Так, в Послании 2005 года отмечалась важность международной поддержки миллионов

соотечественников, оставшихся за пределами России, в обеспечении их прав. В Послании Президента

2006 года был сделан акцент на привлечение соотечественников из-за рубежа, особенно квалифицированных специалистов. Послание

2007 года обращает особое внимание на гуманитарное взаимодействие между странами СНГ и называет образовательные, молодежные и профессиональные обмены важным направлением гуманитарной работы, к которой нужно привлекать соотечественников [13].

Принципы внешней политики Российской Федерации, провозглашаемые Президентом России, касающиеся отношений с российскими соотечественниками, реализуются в соответствии с законодательством в деятельности государственных структур, ответственных за выполнение программ работы с диаспорой за рубежом, принимаемым на трехлетний период. Программы содержат различные направления работы, нацеленные на поддержку полноценной жизни российской диаспоры [14].

Таким образом, проанализировав рассматриваемые документы, можно сказать, что руководство Российской Федерации многократно подчеркивает важность работы со своей диаспорой. Основную задачу оно видит в том, чтобы соотечественники, чувствуя себя полноправными гражданами государств проживания, сохраняли свою этнокультурную самобытность и оставались важным интеллектуальным, экономическим и культурным ре-

сурсом России. Россия, в свою очередь, с одной стороны, оказывает соотечественникам содействие, защищая их законные права, а, с дру-

гой - рассматривает соотечественников как важное связующее звено между Российской Федерацией и странами проживания.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 11.08.1994 № 1681 «Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» // URL: https:// base.garant.ru/1548723/ (дата обращения: 27.08.2022)

2. Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» // URL: https:// base.garant.ru/1548722/#block_1000 (дата обращения: 17.08.2022)

3. Указ Президента РФ от 06.10.1995 № 1019 «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации» // URL: http:// legalacts.ru/dok/ukaz/prezidenta-rf-ot-06101995-n-1019/ (дата обращения: 17.08.2022)

4. Нота МИД РФ от 30 августа 1995 г // МИД РФ. Официальный сайт // URL: https//mid.ru (дата обращения: 17.08.2022)

5. Постановление Правительства РФ от 13.12.1995 № 1234 «Об обеспечении распространения программ общероссийских и региональных государственных телерадиовещательных организаций» // URL: https://base.garant.ru/105628/ (дата обращения: 21.08.2022)

6. Постановление «О Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам». Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 8 декабря 1995 г. // URL: https://docs.cntd.ru/document/9015013 (дата обращения: 16.08.2022)

7. Законопроект № 97802179-2 «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/97802179-2 (дата обращения: 16.08.2022)

8. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» // Российская газета. № 22 от 01.06.1999. Ст. 2670

9. Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом (утверждена Президентом Российской Федерации 30 августа 2001 года) // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ compatriots/zakon/1737668/ (дата обращения: 17.08.2022 г.)

10. Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 годы)» // URL: https://elementy.ru/library9/p833.htm (дата обращения: 14.07.2022 г.)

11. Стенограмма парламентских слушаний на тему «Защита прав соотечественников за рубежом: состояние законодательства и перспективы его совершенствования» 12 апреля 2006 г. // URL: https:// clck.ru/329Xka (дата обращения: 16.08.2022 г)

12. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 28 июня 2000 г // URL: https://docs.cntd.ru/document/901764263 (дата обращения: 14.08.2022)

13. Послание Президента Российской Федерации от 26.07.2007 г. // URL: http://www/kremlin/ru/acts/bank/25522 (дата обращения: 16.07.2022 г.)

14. Программа работы с соотечественниками за рубежом на 20092011 годы // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/compatriots/ commission/1746339/ (дата обращения: 18.07.2022 г.)

SHAGUN Gleb E. - First Vice-Rector of Moscow State Regional University Address: 10A, p. 1 Radio str., Moscow, Russian Federation. E-mail: mo_ mgou@mosreg.ru

Keywords: Russian diaspora, legal status, Law on Compatriots, diaspora policy, compatriots abroad.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE STATE DIASPORA POLICY OF RUSSIA (1991 - 2011)

Annotation

The article is devoted to the study of the formation of Russia's policy towards its foreign diaspora, the choice of accents and areas of activity at the initial stage of interaction, the regulatory framework and tools for the implementation of state diaspora policy. The author conducts a comprehensive analysis of the legislation concerning Russian compatriots and the existing programs for working with them.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated 11.08.1994 No. 1681 "On the main directions of the state policy of the Russian Federation in relation to compatriots living abroad" // URL: https://base .garant.ru/1548723 / (accessed: 27.08.2022)

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1064 of August 31, 1994 "On measures to support compatriots abroad" // URL: https:// base .garant.ru/1548722/#block_1000 (accessed: 17.08.2022)

3. Decree of the President of the Russian Federation dated 06.10.1995 No. 1019 "On the improvement of broadcasting in the Russian Federation" // URL: http://legalacts.ru/dok/ukaz/prezidenta-rf-ot-06101995-n-1019/ (accessed: 17.08.2022)

4. Note of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation dated August 30, 1995 // Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Official website // URL: https//mid.ru (accessed: 17.08.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1234 dated 13.12.1995 "On ensuring the distribution of programs of All-Russian and regional state broadcasting organizations" // URL: https://base .garant. ru/105628 / (accessed: 21.08.2022)

6. Resolution "On the Declaration on the Support of the Russian Diaspora and on the Patronage of Russian Compatriots". The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. December 8, 1995 // URL: https://docs.cntd.ru/document/9015013 (accessed: 16.08.2022)

7. Draft Law No. 97802179-2 "On the State policy of the Russian Federation in relation to compatriots abroad // URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/97802179-2 (accessed: 16.08.2022)

8. Federal Law "On the State policy of the Russian Federation in relation to compatriots living abroad" // Rossiyskaya Gazeta. No. 22 dated 01.06.1999. St. 2670.

9. The concept of the Russian Federation's support for compatriots abroad (approved by the President of the Russian Federation on August 30, 2001) // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/compatriots/ zakon/1737668 / (accessed: 17.08.2022)

10. Federal target program "Russian language (2006-2010)" // URL: https://elementy.ru/library9/p833.htm (accessed: 14.07.2022)

11. Transcript of parliamentary hearings on the topic "Protection of the rights of compatriots abroad: the state of legislation and prospects for its improvement" on April 12, 2006 // URL: https://clck.ru/329Xka (accessed: 16.08.2022)

12. The concept of the foreign policy of the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on June 28, 2000 // URL: https://docs.cntd.ru/document/901764263 (accessed: 14.08.2022)

13. Message of the President of the Russian Federation dated 26.07.2007 // URL: http://www/kremlin/ru/acts/bank/25522 (accessed: 16.07.2022)

14. Program of work with compatriots abroad for 2009-2011 // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/compatriots/ commission/1746339 / (accessed: 18.07.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.