УДК 342.4 / 342.71
DOI 10.23672^5981-2053-9313^
Васильева Елена Игоревна
кандидат социологических наук, доцент,
доцент кафедры регионального и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
Зерчанинова Татьяна Евгеньевна
кандидат социологических наук, доцент,
доцент кафедры регионального и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
Elena I. Vasileva
Candidate of Sociological Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor of Regional
and Municipal Administration,
Russian Academy of Public Administration
and Public Service
President of the Russian Federation
Tatiana E. Zerchaninova
Candidate of Sociological Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor of Regional
and Municipal Administration,
Russian Academy of Public Administration
and Public Service
President of the Russian Federation
Зарубежный опыт правового
регулирования отношений с соотечественниками
Foreign experience
of legal regulation of relations with compatriots
Аннотация. Цель статьи - изучение зарубежного опыта правового регулирования государственной поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. В исследовании рассмотрен опыт стран Центральной Европы. Научная новизна: выявлены институциональные основы государственной политики стран Центральной Европы в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на основе сравнения правовых норм, регулирующих отношения с соотечественниками, выделено три группы стран.
Ключевые слова: конституции, соотечественники за рубежом, государство, гражданство, государственная политика, государственная поддержка, государственные программы, правовое регулирование, Центральная Европа.
Annotation. The purpose of the article is to study foreign experience in legal regulation of state support for compatriots living abroad. The study examines the experience of Central European countries. Scientific novelty: the institutional foundations of the state policy of the Central European countries in relation to compatriots living abroad have been identified, on the basis of a comparison of legal norms governing relations with compatriots, three groups of countries have been identified.
Keywords: constitutions, compatriots abroad, state, citizenship, state policy, state support, state programs, legal regulation, Central Europe.
Анализ правовых основ взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, показывает, что конституции Центрально-Европейских стран содержат положения о соотечественниках, и все государства приняли специальный закон о диаспоре и / или соотечественниках за рубежом, однако, содержательно нормативные акты существенно различаются1 [1].
Первая группа стран (Словения, Румыния и Словакия) используют общие, недифференцирован-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00760.
ные меры для взаимодействия со своими соотечественниками, живущими за рубежом.
Закон в Словакии устанавливает статус «словаков за границей», на получение которого могут претендовать словаки и их потомки вплоть до третьего поколения. Статус подтверждается специальным сертификатом соотечественника за рубежом (фактически, речь идет о квазигражданстве [2]) и предполагает ряд льгот для его обладателей (льготные условия проживания, трудо-
устройства, образования и т.д.). Страна проявляет большой интерес к своим землякам за рубежом, поддерживает связь с ними, способствует развитию словацкой культуры в общинах, оказывает всестороннее содействие в обмене опытом словацкого населения и заграничных словаков. В частности, в 2005 году вышел «Закон о словаках, проживающих за рубежом», а в 2006 году был создано Ведомство по делам словаков, проживающих за рубежом.
Закон Словении устанавливает, что все словенцы за границей, независимо от их места жительства, являются частью словенской нации [3]. Статус словенца за границей без получения словенского гражданства можно приобрести, если доказать свое словенское происхождение, участие в словенских организациях за рубежом и эффективные связи с родиной. Статус дает преимущества в области культуры, образования, труда и науки на территории Словении.
Румыния, в отличие от рассмотренных ранее стран, не создала отдельного специального статуса для соотечественников за рубежом. В соответствии с данными Департамента по работе с румынами за рубежом (ДРР) Правительства Румынии, около 9 млн. представителей румыногово-рящих общин проживает за пределами страны. К ним ДРР относит и 78 % населения Республики Молдова - около 3 млн человек [4]. Как в законе 1998 года, так и в новом законе 2007 года говорится о поддержке, которую Румыния оказывает румынам за рубежом (в румынском языке используется формулировка «румыны повсюду» или «румыны по всему миру»). Важный вклад румынского закона 1998 года заключается в том, что он учредил фонд поддержки румын за рубежом. Закон Румынии 2007 года уделяет особое внимание новейшей диаспоре (трудовым мигрантам в странах Западной Европы).
Вторая группа стран (Хорватия и Сербия) использует дифференцированные механизмы взаимодействия с различными группами соотечественников. Обе эти страны выделяют разные типы соотечественников за рубежом.
В Законе Республики Хорватии выделяется три группы соотечественников:
1) хорваты Боснии и Герцеговины;
2) автохтонные хорватские нацменьшинства, населяющие 12 стран Европы;
3) хорватские эмигранты в других европейских и заокеанских государствах. Как объясняют законодатели, подобная градация необходима для удобства при выборе механизмов политико-дипломатической защиты прав и свобод соотечественников в зависимости от страны пребывания.
Кроме того, опираясь на модель своих словенских соседей, хорваты решили ввести статус «Хорвата без хорватского гражданства» для той категории лиц, которые в соответствии с законодательством страны пребывания не могут иметь двойное гражданство [5]. Закон создает особый статус для тех хорватов за границей, которые не
имеют хорватского гражданства (и не могут иметь двойное гражданство из-за законодательства страны их проживания), что дает им право на ряд льгот в Хорватии.
Закон Сербии (Закон о диаспоре и сербах в регионе) аналогичным образом определяет различные группы соотечественников: «диаспора» объединяет недавних сербских эмигрантов, а также их потомков, в то время, как категория «сербы в регионе» обозначает родственные сербские меньшинства в постъюгославских странах, Венгрии, Албании, Болгарии и Румынии [6]. В законе определены приоритеты отношений Сербии с соотечественниками за рубежом: язык, экономическое сотрудничество, защита прав меньшинств. Кроме того, закон создает институциональные основы сербской диаспоральной политики и направления работы с соотечественниками (например, День сербов за рубежом и различные формы поощрения сербов, проживающих за рубежом, которые внесли значительный вклад в развитие Сербии).
Третья группа стран использует избирательный подход при взаимодействии с соотечественниками, сосредотачивая усилия только на определенной этнической группе, но не на диаспоре (Польша и Венгрия).
Венгерский закон о статусе соотечественника вызвал международный скандал и напряженные отношения с двумя соседними странами. Он имеет название «Закон о венграх, проживающих в соседних странах», поэтому из названия ясно, что он применим только для венгерских национальных меньшинств, но не для венгерской диаспоры. Статус, получаемый на основе данного закона, подтверждается специальным официальным сертификатом (венгерская карта), который дает право на получение различных льгот в Венгрии (общественный транспорт, здравоохранение, образование и т.д.). Румыния и Словакия выступили против закона, утверждая, что «Закон о венграх, проживающих в соседних странах», нарушает их территориальный суверенитет. Дебаты завершились докладом Венецианской комиссии «О преференциальном обращении с национальными меньшинствами их родственными государствами», который был первым международным документом о правах и обязанностях родственных государств [7]. Кроме того, в Венгрии предусмотрена упрощенная процедура получения гражданства, также, страна активно защищает интересы своих граждан, живущих за границей.
Польша уделяет значительное внимание работе с соотечественниками. Работа с польской диаспорой нашла отражение на конституционном уровне. В соответствии со статьей 52 Конституции Польши, «лицо, польское происхождение которого было подтверждено в соответствии с законом, может постоянно поселиться на территории Польской Республики» [8] .
Таким образом, в результате исследования выявлены сходства и различия правового регулирования отношений с соотечественниками в трех группах стран Центральной Европы. Можно
утверждать, что центрально-европейские законы о статусе соотечественника за рубежом неоднородны по своим последствиям. Хотя большинство из них не проводит различий между
коренным меньшинством и диаспорой, венгерские и польские законы распространяют статус соотечественника исключительно на коренное меньшинство.
Литература:
1. Kovacs E. Post-Socialist Diaspora Policies: Is There a Central-European Diaspora Policy Path? Hungarian Journal of Minority Studies. 2017. Vol. I. P. 89-109.
2. Pogonyi S. The Politics of External Kin-State Citizenship in East Central Europe, EUDO Citizenship Observatory. Robert Schuman Centre for Advanced Studies / S. Pogonyi, M.M. Kovacs. 2010. URL : http://eudo-citizenship.eu/docs/ECEcompreport.pdf (date of application 12.04.2020).
3. Medved F. Unified Slovenian Nation: Slovenian Citizenship Policy towards Slovenians Abroad, Minority Studies, № 16. Special Issue: Trends and Directions of Kin-State Policies in Europe and Across the Globe. 2013. P. 153-187.
4. Румыния и диаспора: улучшить имидж соотечественников за рубежом. URL : https://www.mvek. ru/publications/ rumyniya_i_diaspora_uluchshit_im-idzh_sootechestvennikov_za_rubezhom_9744/ (дата обращения 12.03.2020).
5. Хорватия и диаспора: поддерживать и развивать связи с исторической родиной. URL https://www.ruvek.ru/publications/khorvatiya_i_diasp ora_podderzhivat_i_razvivat_svyazi_s_istorichesko y_rodinoy_9459/ (дата обращения 12.03.2020).
6. Documents. The Office for Cooperation with the Diaspora and Serbs in the Region, accessed June 6, 2017. URL : http://www.dijaspora.gov.rs/en/docu-ments/ (date of application 12.03.2020).
7. Kantor Z. Status Law and 'Nation Policy': Theoretical Aspects, in The Hungarian Status Law: Nation Building And/Or Minority Protection. Sapporo: Hokkaido University, Slavic Research Center, 2004.
8. Конституция Польской Республики. URL : http://www.concourt.am/armenian/legal_re-sources/world_constitutions/constit/poland/poland-r.htm (дата обращения 12.04.2020).
Literature:
1. Kovacs E. Post-Socialist Diaspora Policies: Is There a Central-European Diaspora Policy Path? Hungarian Journal of Minority Studies. 2017. Vol. I. P. 89-109.
2. Pogonyi S. The Politics of External Kin-State Citizenship in East Central Europe, EUDO Citizenship Observatory. Robert Schuman Centre for Advanced Studies / S. Pogonyi, M.M. Kovacs. 2010. URL : http://eudo-citizenship.eu/docs/ECEcompreport.pdf (date of application 12.04.2020).
3. Medved F. Unified Slovenian Nation: Slovenian Citizenship Policy towards Slovenians Abroad, Minority Studies, № 16. Special Issue: Trends and Directions of Kin-State Policies in Europe and Across the Globe. 2013. P. 153-187.
4. Romania and the Diaspora: to improve the image of compatriots abroad. URL : https://www.ruvek.ru/ publications/rumyniya_i_diaspora_uluchshit_im-idzh_sootechestvennikov_za_rubezhom_9744/ (date of application 03/12/2020).
5. Croatia and Diaspora: maintain and develop ties with their historical homeland. URL : https://www. ruvek.ru/publications/khorvatiya_i_diaspora_pod-derzhivat_i_razvivat_svyazi_s_istoricheskoy_rodi-noy_9459/ (date of application 12.03.2020).
6. Documents. The Office for Cooperation with the Diaspora and Serbs in the Region, accessed June 6, 2017. URL : http://www.dijaspora.gov.rs/en/docu-ments/ (date of application 12.03.2020).
7. KantorZ. Status Law and 'Nation Policy': Theoretical Aspects, in The Hungarian Status Law: Nation Building And/Or Minority Protection. Sapporo: Hokkaido University, Slavic Research Center, 2004.
8. Constitution of the Republic of Poland. URL : http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/ world_constitutions/constit/poland/poland-r.htm (date of application 12.04.2020).