Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЗНАНИЕ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЗНАНИЕ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / СОЗНАНИЕ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕСТВО / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дадахаев Магомед Арбиеви, Мутушев Абдурахмен Абдул-Межитович, Саадуев Зивади Зайндиевич

Статья посвящена актуальной в современных информационных условиях проблеме, связанной с информационным влиянием на сознание и самоутверждение современной личности в эпоху инновационных перемен. В статье авторы выделяют конструктивные и деструктивные аспекты информационного воздействия СМИ. Указывают на то, что человеку не свойственно проявление критичности в избирательности при работе с медийной информацией. Исследование показало, что сегодня необходима продуманная, взвешенная политика на уровне законодательства и специально разработанных программ, которая позволит конструктивно использовать новейшие информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дадахаев Магомед Арбиеви, Мутушев Абдурахмен Абдул-Межитович, Саадуев Зивади Зайндиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE CONSCIOUSNESS AND SELF-AFFIRMATION OF THE INDIVIDUAL IN THE CONDITIONS OF MODERN REALITIES

The article is devoted to the problem of information influence on the consciousness and self-affirmation of the modern personality in the era of innovative changes, which is relevant in modern information conditions. In the article, the authors highlight the constructive and destructive aspects of the information impact of the media. They indicate that a person is not characterized by the manifestation of criticality in selectivity when working with media information. The study showed that today a well-thought-out, balanced policy is needed at the level of legislation and specially developed programs, which will allow the constructive use of the latest information technologies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЗНАНИЕ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ»

УДК: 330

йО! 10.34823/802.2021.4.51658

М.А. ДАДАХАЕВ аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»*

А.А.-М. МУТУШЕВ аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»**

З.З. СААДУЕВ аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»'"

Влияние информационных технологий на сознание и самоутверждение личности в условиях современных реалий

Статья посвящена актуальной в современных информационных условиях проблеме, связанной с информационным влиянием на сознание и самоутверждение современной личности в эпоху инновационных перемен. В статье авторы выделяют конструктивные и деструктивные аспекты информационного воздействия СМИ. Указывают на то, что человеку не свойственно проявление критичности в избирательности при работе с медийной информацией. Исследование показало, что сегодня необходима продуманная, взвешенная политика на уровне законодательства и специально разработанных программ, которая позволит конструктивно использовать новейшие информационные технологии.

' Дадахаев Магомед Арбиевич, e-mail: makaev@yandex.ru

** Мутушев Абдурахмен Абдул-Межитович, e-mail: mutushev@yandex.ru

*** Саадуев Зивади Зайндиевич, e-mail: saaduevzz@yandex.ru

Ключевые слова: инновация, сознание, самоутверждение, информационное воздействие, общество, мировоззрение, манипулирование.

М.А. DADAKHAEV Postgraduate Student of the Department of Historical and Socio-Philosophical Disciplines of Oriental Studies and Theology of the Pyatigorsk state University

A.A.-M. MUTUSHEV Postgraduate Student of the Department of Historical and Socio-Philosophical Disciplines of Oriental Studies and Theology of the Pyatigorsk state University

Z.Z. SAADUEV Postgraduate Student of the Department of Historical and Socio-Philosophical Disciplines of Oriental Studies and Theology of the Pyatigorsk state University

The article is devoted to the problem of information influence on the consciousness and self-affirmation of the modern personality in the era of innovative changes, which is relevant in modern information conditions. In the article, the authors highlight the constructive and destructive aspects of the information impact of the media. They indicate that a person is not characterized by the manifestation of criticality in selectivity when working with media information. The study showed that today a well-thought-out, balanced policy is needed at the level of legislation and specially developed programs, which will allow the constructive use of the latest information technologies.

Keywords: innovation, consciousness, self-affirmation, information impact, society, worldview, manipulation.

Во все времена информация способствовала формированию личности, играла определяющую роль в ее мировоззрении, выстраивала стереотипы поведения, влияла на социальную активность, на облик конкретной культуры, на отдельных индивидов, на различные группы и на все общество в целом. Возрастающее количество информации все больше и больше оказывает воздействие на процессы восприятием, понимания и оценку информации. Человек с каждым разом все труднее и труднее воспринимает разно-

1

родную информацию . Экономический рост современного глобального социума повлиял на развитие информационного социума, в итоге принципиальное различие получили вещественно-энергетические и информационные технологии. Признаком такого инновационного феномена следует считать создание глобальной инфосферы, появление информационных технологий, осуществляющих свою деятельность при помощи компьютеризации.

Информационные технологии способны воздействовать на сознание человека, позволяют самоутверждаться в информационном пространстве, что является одним из инновационных компонентов современного человечества. Н. Луман утверждает, что при этом «субъекты информационного воздействия не без основания на то, оказывают большое влияние на формирование мировоззрения личности и ценностной ориентации всего социума»2. Занимая лидирующие позиции, субъекты информационного воздействия оказывают идеологическое воздействие. З. Бауман пишет, что «именно им принадлежит роль транслятора культурных достижений, именно они влияют на те, или иные культурные достижения, прини-

3

маемая их или отвергая» .

По Е.Д. Павловой «информационное общество представляет новую форму бытия цивилизации, оказывающую влияние на личностное и массовое сознание»4. Рассмотрение на этом основании воздействия информатизации на сознание и самоутверждение современной личности, позволит распознать и проконтролировать распространяющиеся пропагандистские лозунги, оказывающие скрытое воздействие на сознание современного человека.

К. Хессиг отмечает, что на основании внедрения новых информационных технологий информация стала представлять неисчерпаемый глобальный ресурс, который самоорганизует цивилизацию, способствует развитию всех сфер жизнедеятельности социума5. В последнее время наблюдается

1 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Пер. с франц. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015, с. 84.

2 Луман Н. Глобализация мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998, с. 97.

3 Bauman Z. The Individualized Society. Cambridge, 2001, р. 216.

4 Павлова Е.Д. Сознание в информационном пространстве: Монография. М.: Академия, 2007, с. 237.

5 Хессиг К. Перспективы информатизации общества. М.: Информ-М, 2001 , с. 78.

повышенный интерес к возможностям СМИ по оказанию значительного влияния на мнение и поведение людей. Различные исследователи рассматривают данную проблему, пытаются найти выход из сложившейся ситуации, в их поле зрения попали такие вопросы как массовая коммуникация, пропаганда, политическая социализация и информационная война. С нашей точки зрения, СМИ воздействуют на сознание человека путем последовательных действий, цель которых - изменить сознание на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях посредством-масс-медиа. Такие авторы как И.А. Бокачев, Л.Х. Газгиреева, Л.А. Бурняше-ва, под объектом воздействия понимают непосредственно само сознание; инструментом называют СМИ, целью воздействия - наполнение сознания конкретным содержанием,

1

которое подчинится прогнозируемому поведению .

Субъектом информационного влияния следует выделить конструктивные или деструктивные аспекты информационного воздействия СМИ. Конструктивное воздействие представляет гармоничное развитие, оно включает в себя воспитание на основании высоких духовно-нравственных ценностей и ориентаций, направлено на выполнение просветительской и информационной функций в современном обществе. Такое воздействие осуществляют заинтересованные люди. Деструктивное же воздействие, называемое манипулированием, навязывает различные убеждения по принципу - «цель оправдывает средства». Задача такого воздействия - разжечь вражду внутри общества, обострить социальные конфликты и противоречия в обществе. Человеку не свойственно проявлять критичность и избирательности при работе с медийной информацией. Его бытие строится на неустойчивом фундаменте сомнительных аргументов, на восприятии непроверенных фактов «из Интернета». M. Кастельс утверждает, что «информационные технологии сегодня используются для манипулирования сознанием человека, которому свойственно слепо верить медийной информации и резко менять свое мнение под её воздействием» . Все это разобщенно действует на социум, подчиняет людей воле субъекта влияния.

1 Бокачев И.А., Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Традиционное и нова-ционное в условиях модернизации современного общества: учебное пособие. Ставрополь, 2010, с. 94.

2 Castells M. The Information Age: economy, society and culture. N.Y., 1998, р. 78.

Важная функция, оказывающая негативное психологическое воздействие задействована в создании иллюзорной, мифологической реальности. В итоге деструктивное воздействие преследует задачу, установить духовное господство над сознанием человека. По мнению Е.Д. Павловой, «человек в этом случае превращается в «интерактивного» субъекта, превращаясь в простого ретранслятора сообщений, что ведет к утрате личности, утрате собственного "Я"»1. Так. модель СМИ имеет трансформационный характер. Человеку подвластно создание миров, соответствующих его индивидуальности, а не специфики окружающего бытия. Проявлять действия и управлять здесь значительно легче, чем в объективной реальности - именно данная особенность является более привлекательной для человека, который получил возможность чувствовать себя ведущим, а не ведомым. Это частично объясняет постоянный уход в игровую реальность и зависимость от нее. Человек как бы самоутверждается в виртуальном пространстве, здесь ему подвластно то, что в реальном бытие он не в силах осуществить. Другая сторона, расширяющая способности индивида, увеличивает круг опасностей. Информационному пространству свойственно неожиданное вовлечение пользователей в поток волнения, нелогичности, внепредмет-ности и бесформенности. Такая ситуация создает новый тип личности, лишенный собственного «Я», растворяет его в информационном пространстве и разбивает на части виртуальных объектов, то есть утрачивает личность, делает ее фрагментарной2. Только лишь понимая свою физическую сущность, ее меру и конечность, человек сможет себе позволить безопасно входить в виртуальное бытие.

Отсутствующие социальные ограничения, свобода выбора, в известной мере безнаказанность, мгновенное изменение позиций, собеседника, мнения и социальных черт (пол, возраст и пр.), недостаток информации о собеседнике - всем этим порождается развитие таких свойств личности, как размытость собственного Я; безответственность; ограниченное понимание, неспособность к методичному мышлению;

1 Павлова Е.Д. Манипуляционный потенциал средств массовой информации // Актуальные проблемы современной науки, 2004, № 2, с. 146.

2 Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Духовное пространство России в контексте парадигматического дискурса: монография. Пятигорск, 2014, с. 97.

пространственная и временная дезориентации . Дезориентация основывается на «слабых участках» - боязни, психических комплексах, неудовлетворенных стремлениях и др. С.Г. Кара-Мурза уверяет, что «именно опасные особенности виртуального общения привлекают человека, представляют для

него наибольший интерес, так как дают доступ к неизведан-

2

ному в плане самореализации» .

Внедрение информационных технологий позволяет сделать современный социум более открытым, плюралистичным. М. Маклюэн писал, «Я понимаю, что сегодня мы живем во всемирной деревне, все мы теперь соседи, и все хотят знать, как дела на соседской кухне. Но даже в таком случае занавески можно оставить задернутыми»3. Не стоить отвергать мысль о том, что явление, наблюдаемое нами в настоящее время, расширяет возможности информации, но в тот же момент вызывает дисбаланс между производителем информации и потребителем. Сознание современного человека является открытым большому потоку разнообразной информации, принимая все на веру человек бездумно потребляет «информационный мусор». В такой ситуации сознание рефлексирует действительность, осмысливает ее, но иногда даже не пытаясь проникнуть в глубину вещей, в их значимость. Нашему «Я» свойственно отражать информацию, пропускать ее через себя, что вызвано так называемым эффектом «пустого зеркала», именно на этом основываются технологии моделирования мировоззрения, формируется ценностная ориентация личности.

В итоге, следует сделать вывод о том, что сегодня необходима продуманная, взвешенная политика на уровне законодательства и специально разработанных программ, которая позволит конструктивно использовать новейшие информационные технологии, что не позволит искусственным образом формировать сознание людей и общества и оказывать деструктивное воздействие на сознание человека. Эти условия представляют важную задачу социально-философского знания, заключающуюся в осмыслении новых парадигм информационного моделирования действительности.

1 Бурняшева Л.А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2009, № 4, с. 95.

2 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2003, с. 187.

3 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции, с. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.