Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА НА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА НА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Марченко Светлана Анатольевна

Настоящая статья посвящена актуальной в современных постмодернистских условиях теме, связанной с влиянием модернизации современного общества на экзистенциально-ценностное самоопределение личности. В статье отмечается, что модернизационные условия современного общества поставили человека в крайне противоречивое положение: множественные его достижения в различных сферах бытия позволяют расширять человеческие способности, а также его самоидентификация усложняется социальными конфликтами, кризисным состоянием во многих сферах жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MODERN SOCIETY MODERNIZATION ON EXISTENTIAL AND VALUE SELF-DETERMINATION OF THE INDIVIDUAL

This article is devoted to the topic that is relevant in modern postmodern conditions, related to the influence of the modernization of modern society on the existential and value self-determination of the individual. The article notes that the modernization conditions of modern society have put a person in an extremely contradictory position: his multiple achievements in various spheres of life allow him to expand human abilities, and his self-identification is complicated by social conflicts, the crisis state in many spheres of society.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА НА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»

УДК 141.32:111.7

DOI 10.34823/SGZ.2021.4.51641

С.А. МАРЧЕНКО аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»*

Влияние модернизации современного социума на экзистенциально-ценностное самоопределение личности

Настоящая статья посвящена актуальной в современных постмодернистских условиях теме, связанной с влиянием модернизации современного общества на экзистенциально-ценностное самоопределение личности. В статье отмечается, что модерни-зационные условия современного общества поставили человека в крайне противоречивое положение: множественные его достижения в различных сферах бытия позволяют расширять человеческие способности, а также его самоидентификация усложняется социальными конфликтами, кризисным состоянием во многих сферах жизни общества.

Ключевые слова: бытие человека, личность, общество, экзистенциально-ценностное самоопределение, модернизация.

S.A. MARCHENKO Postgraduate student of the Department of historical and socio-philosophical disciplines of Oriental studies and theology of the Pyatigorsk state University

Influence of modern society modernization on existential and value self-determination of the individual

* Марченко Светлана Анатольевна, e-mail: marchenko@mail.ru

This article is devoted to the topic that is relevant in modern postmodern conditions, related to the influence of the modernization of modern society on the existential and value self-determination of the individual. The article notes that the modernization conditions of modern society have put a person in an extremely contradictory position: his multiple achievements in various spheres of life allow him to expand human abilities, and his self-identification is complicated by social conflicts, the crisis state in many spheres of society.

Key words: the existence of man, personality, society, existential-axiological self-determination, modernization.

В настоящее время модернизационные процессы определяют конфигурацию социальности и изменяют универсум человеческого бытия. Размышления об экзистенциально-ценностном самоопределении личности - являются распространенной темой социальной философии. Но сегодня современной цивилизации свойственно развиваться по сложному, усложненному сценарию. Модернизация приводит к поведенческим конфликтам, деструктивному поведению, человек теряет ценностные ориентиры, меняет смысл своего бытия.

В своих рассуждениях М. Шелер отмечал, что если европейская культура преодолеет кризис, то сознание человека наполнится чувством ценности, современное общество окажется на пути к возрождению и обновлению1. В настоящее время, человеку свойственно искать новые ценностные ориентиры, по-новому выстраивать свою деятельность, так как в данные условия он поставлен модернизацией, протекающей в обществе. По мнению Н.А. Тельновой проблема самоопределения и сохранения социальной идентичности индивида приобрела особую актуальность2. Е.В. Листвина по этому поводу пишет, что «современный человек вынужден переосмысливать свое бытие, заниматься поиском новых ценностей и идей. Ко всему прочему, человек всегда стре-

1 Трепалина НЕ. Кризис европейской культуры: постановка проблемы и пути ее решения на рубеже Х1Х-ХХ веков // Многоязычие в образовательном пространстве. Философия, этика, религиоведение, 2015, № 3, с. 198.

2 Тельнова Н.А. Специфика ценностного самоопределения человека в условиях модернизации современного общества // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия, 2012, № 3(18), с. 57.

мился к самоопределению, которое представляет важную его потребность»1.

В результате социальной модернизации прекратили свое существование множественные неотъемлемые свойства человека. Сегодня проводятся исследования в области искусственного интеллекта, генетики, исследуются биотехнологии и те изменения в социуме, которые являются фундаментальными, например эмансипация, атеизм, переопределяется положение человека во Вселенной. М. Бубер призывает не относиться с пессимизмом к тем изменениям, которые приводят к преодолению экзистенциально-ценностных проблем бытия современной личности, к самоопределению2. Но направляя внимание на определенный уровень экзистенции с учетом модернизации современного общества с точки зрения бытия отдельного человека, следует констатировать, что в настоящее время проявляется особая незащищенность человека от развития экзистенциального кризиса, которому свойственно проявляться в кризисе идентичности. Так, человек задается вопросами смысла, конечности, свободы, пытается ответить на такие вопросы: зачем я? кто я? какой я?

Социальная модернизация повлекла за собой множество проблем, связанных с экзистенциально-ценностным самоопределением личности. И.А. Бокачев утверждает, что возникновение данные проблемы получили на основании сенситив-ности конкретного периода бытия3. Л.А. Бурняшева и Л.Х. Газгиреева рассуждают о существующем подходе, объясняющем возникновение проблем через столкновение с конкретными ситуациями.

Сегодня ситуация носит драматический характер, так как обозначенные традиционные пути преодоления экзистенциально-ценностных проблем человеческого бытия (жизни, смерти, свободы, ответственности), выход из экзистенциального кризиса теряют свою эффективность, а образовавшиеся деструкции, саморазрушающее поведение (к примеру, лудо-

1 Листвина Е.В. Тельнова Н.А. Временные модусы социальной идентичности // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, вып. 4. Саратов: Изд-во СГУ, 2011, т. 11, с. 18.

2 Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995, с. 157.

3 Бокачев И.А., Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Традиционное и новацион-дное в условиях модернизации современного общества: Учебное пособие. Ставрополь, 2010, с. 82.

мания, аддикции), становятся доступными практически для

1

всех и не представляют никаких альтернатив .

Социальная модернизация основательно поменяла представления о потребностях человека, изменила его ценностные ориентации, человек превратился в тотального потребителя, что и определило его идентичность. По мнению В.И. Ильина «данные условия изменили идентичность человека, структуру его повседневного бытия»2. Ж. Бодрийяр писал, что «на самоопределение оказывает влияние «подключенность» к идентификатору, то есть символическое отождествление человека с какой-либо определенной объективной предметностью»3. Многие философы указывают на то, что потребительские ценности приводят человека к утрате духовно-нравственных ценностей, к дегуманизации, к потере смысла жизни, к отчуждению истин.

В условиях социальной модернизации, человек испытывает наиважнейшую потребность в общественном порядке, в стабильности, в безопасности. Именно культурные смыслы способны влиять на функциональную деятельность человека, задавать ориентиры определенного порядка и параметры социального развития. Н.Н. Хомутова утверждает: «Все связи в обществе могут существовать, противостоять энтропийным процессам, если личность несет в себе ценности, конструктивную напряженность, направленные на воспроизводство, воссоздание, поддержание себя и мира»4. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и массовая культура в данном случае способны оказывать не малое влияние.

Эгалитаризирующий эффект массовой культуры способен оказывать влияние на общедоступную реальность для всех, предоставляя более широкие возможности для самоопределения, для множества вариантов выбора человеком своего отношения к происходящим общественным событиям.

1 Бурняшева Л.А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2009, № 4, с. 96.

2 Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб: Питер, 2003, с. 13.

3 Бурняшева Л.А. Духовно-экзистенциальное время и пространство: современный взгляд // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2010, № 3, с. 169.

4 Хомутова Н.Н. Субъективность как основа самодвижения личности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии, 2009, №1 (9), с. 192.

Современная культура предоставляет человеку много возможностей. К примеру, «виртуальная реальность» снимает ограничения повседневного бытия, предоставляет безграничное пространство для самоопределения и самоутверждения человека. Репрезентация реальности масс-медиа образует некий парадокс: чем большее количество знаний о мире накапливает человек, тем становится все более сложно найти в нем свое место. Повседневное бытие наполняется все новыми и новыми проблемами, которые ставят человека перед выбором, в результате чего преобразовывается идентичность человека, он вынужден постоянно находиться в условиях самоопределения.

Подводя итог, следует заключить, что условия социальной модернизации создают реальную проблему ценностной самоидентификации человека, пребывающего в мире бесконечных возможностей выбора. Модернизация современного российского общества поставила человека в крайне противоречивое положение: во-первых, множественные его достижения в различных сферах бытия позволяют расширять человеческие способности, во-вторых - его самоидентификацию усложняют общественные конфликты, антропогенные, экономические и духовные кризисы, усиливающееся влияние информатизации. Преодолеть данные проблемы поможет осознанность. Идея осознанности представляет способность приблизиться к восприятию мира, дает возможность отстраниться от эмоций, что позволяет встретиться с экзистенциальными данностями, и, не отрицая их, выбрать наиболее подходящий способ совладания с собой. Данная стратегия развития осознанности не представляется принципиально новой, но в современной интерпретации носит сугубо секулярный характер, и охватывает широкую аудиторию. Также необходимо своевременно создавать способы и средства, которые будут способствовать преодолению возникших условий в обществе, деструктивно влияющих на развитие человека и на его важную потребность - экзистенциально-ценностное самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.