DOI: 10.18522/2070-1403-2017-61-2-205-214
ПЕДАГОГИКА
УДК 37 С.Л. Козленке
Пятигорский государственный университет Пятигорск, Россия ezperanza@inbox .ru
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII ВЕКА
[Sergey L. Kozlenko Formation of the civil education concept in Russia from the most ancient times to the XVII century]
It is discussed a question on the evolution of the civic consciousness idea in the history of domestic pedagogy during the period from the most ancient times to the XVIIth century; it is proved that evolution of the civic consciousness idea in the history of domestic pedagogics needs to be considered, considering structural-logical and structural-genetic approaches, experience of military training and education during the period from the most ancient times to the XVIIth century was spontaneous.
Key words: civic consciousness, civil education, domestic military pedagogics, concept of development, human qualities, military skill, religious outlook.
В XXI веке возникает необходимость построения гражданского и ценностно-ориентированного общества. Это обусловлено переходом к рыночной экономике, признанием человека как личности, с присущими ей духовно-нравственными характеристиками [14]. Личность в настоящее время рассматривается представителями отечественной системы образования как наивысшая ценность бытия. Вот почему такая необходимость является движущей силой в постановке новых задач представителями отечественной педагогики. Об этом говорится в «Концепции модернизации российского образования в период до 2020 года». Необходимо отметить, что такие добродетели как трудолюбие, духовность, нравственность, уважение к правам и свободе человека, любовь к Родине, семье, окружающим людям являются приоритетными в «надстройке подсознания и гражданского воспитания современного поколения» [7, с. 104].
Более того, по мнению профессора Н.В. Барышникова, «в настоящее время возрастает авторитет офицера российской армии и Вооруженных сил, обусловленный повышенным вниманием к их профессионализму, обеспечению обороноспособности страны» [1, с. 102].
Субъектное начало личности предполагает формирование ее внутренней активности как стратегического ресурса [15], от которого впоследствии зависит успешность жизненной траектории. Гражданская активность личности в этой связи выступает категорией, нуждающейся в изучении именно с социологических позиций, поскольку предполагает активное воздействие на личность со стороны различных социальных институтов и структур, реализацию индивидом определенного набора социальных ролей, формирующихся в том числе на основе субъектной активности [11].
Понятие «гражданственность» не имеет однозначной трактовки. Гражданственность интерпретируется чаще всего как феномен, возникающий на пересечении таких ментальных компонентов, как «личная ответственность», «культура» и «культурная идентичность», «общественность» и «общественные интересы», «политическое сознание и действие» и др. Российские ученые, анализирующие данный феномен с позиций гражданско-правового и военно-патриотического воспитания, указывают на многоаспектность понятия «гражданственность». С точки зрения Ю.М. Резника, в гражданском обществе личность проявляет себя субъектом социального творчества [8; 9].
Гражданственность выступает как жизненная позиция. Она олицетворяет в первую очередь открытость к социуму, его проблемам, проблемам народа, проживающего на территории страны. Развитие гражданственности идет через гражданское образование - образование, готовящее личность к ответственности, активному участию в политической и общественной жизни страны. В то же время определение понятия «гражданское образование» во многом затруднено ввиду многомерности самого этого понятия.
Исследователи полагают, что гражданское образование - это новое направление образовательной политики, предполагающее создание условий для включения в социум подрастающего поколения [3; 4]. Гражданское образование включает получение многомерных знаний: экономических, правовых, политических, исторических, этических, эстетических, философских, социологических, психологических, коммуникатив-
ных, а также умение применять их в практической деятельности как реали -зацию гражданского поведения [12]. Конечная цель гражданского образования состоит в освоении идеалов служения Отечеству, формировании и развитии общей культуры личности, переживании сопричастности героическому прошлому и настоящему России [5; 6].
Реализация данной цели предполагает следующие направления учебно-воспитательной и внеучебной деятельности:
• патриотическое,
• историко-краеведческое,
• экологическое,
• здоровьесберегающее,
• спортивно-досуговое,
• художественно-эстетическое,
• экономическое,
• правовое и политическое [13].
На наш взгляд, особый интерес в настоящее время вызывает вопрос о передовом опыте обучения и воспитания военнослужащих. Надо заметить, что зарождение и развитие военной педагогики в России напрямую связано с многовековой историей страны, ее армии, флота и военной подготовки офицеров.
Рассмотрение вопроса об эволюции идеи гражданственности в истории отечественной педагогики необходимо рассматривать, учитывая структурно-логический подход. Данный подход предусматривает наличие в идее гражданского воспитания двух взаимозависящих сторон - первой - требования государства, общества к личности, к ее поведенческой составляю -щей; второй - требования, предъявляемые личностью к обществу или государству. В таком процессе взаимодействия усиление одной из этих сторон зависело, по сути, от исторических условий функционирования государ -ства и общества, уровня развития общественно-исторического сознания, состояния системы воспитания и образования, детерминирующих направ -ленность идеи гражданского воспитания либо в сторону интересов госу -дарства, либо в сторону интересов личности [10].
Учитывая структурно-генетический подход, необходимо рассматривать генезис / эволюцию идеи гражданского воспитания как отражение процесса наполнения содержанием понятия «гражданственность» новыми элементами
в процессе исторического развития, а также формирования демократических отношений. На наш взгляд, здесь следует учитывать, по выражению профессора О.В. Лебедевой, «полипарадигмальный подход к характеристике ре-конструктивно-генетических моделей гражданского образования» [2, с. 64].
Военная педагогика, как и любая другая отрасль науки, в своем развитии прошла определенный путь, который условно можно разделить на следующие периоды:
• период с древнейших времен до XVII века;
• XVIII - первая половина XIX века;
• вторая половина XIX - начало XX в.;
• советский период развития военной педагогики (1917-1991 гг.);
• современный этап (1991 г. - настоящее время)» [16].
Остановимся на освещении вопроса о зарождении гражданского воспитания в период с древнейших времен до XVII века. Концепцию развития гражданского общества можно проследить, обобщив практику военного обучения и воспитания. Заметим, что опыт военного обучения и воспитания с древнейших времен до XVII века был стихийным. Опыт вооруженной борьбы приобретался с течением времени, а сами правила военного обучения и воспитания традиционно передавались из поколения в поколение.
Отличительной особенностью зарождения военной педагогики данного периода является отсутствие самостоятельного статуса и ее «вплетенность в ткань религиозного мировоззрения» [2, с. 64]. Концепция развития гражданского общества складывалась одновременно с процессом христианизации в Киевской Руси, начало которому было положено крещением Руси в 988 году.
С появлением письменности теоретические и практические вопросы военной педагогики находят свое отражение в летописях, поучениях, завещаниях, государственных актах. Последующее развитие военно-педагогической мысли отображалось в воинских уставах, приказах, трудах, связанных с военными вопросами, наставлениях, а также в исторических, военно-патриотических и художественных произведениях: «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Поучение» великого князя Владимира Мономаха (1053 -1125 гг.), летописные повести о монголо-татарском нашествии.
«Поучение» великого князя Владимира Мономаха (1053 -1125 гг.) - это призыв, обращенный к детям, которые должны соблюдать требования фео-
дального правопорядка, руководствоваться ими. Выдающийся государственный деятель Владимир Всеволодович Мономах прославился ведением грамотной политики, способствовавшей временному прекращению княжеских усобиц. Мономах всячески способствовал упрочению единства Русской земли.
Учитывая свой личный жизненный опыт, Владимир дает достойный образец служения князя интересам своей земли. Главная особенность «Поучения», внесенного в Лаврентьевскую летопись, - это переплетение дидактических положений с автобиографическими элементами.
Дидактическая часть «Поучения» начинается с обсуждения общих философских вопросов - о человеколюбии и милостивости Бога, о необходимости победы над злом и возможности этой победы, залогом чему является красота и гармония, созданная Богом. Князь подчеркивает, что не только воин, но и обычный человек должен обладать высокой нравственностью. Основным положительным качеством человека является трудолюбие. Труд, по мнению князя, - это прежде всего воинский подвиг, а потом уже и занятие охотой, когда в постоянной борьбе с опасностями закаляются и тело, и душа человека [17].
«Слово о полку Игореве» (XII в.) - не только памятник древнерусской литературы, но и кладезь базовых идей отечественной военной педагогики XII века. Ценность данного произведения состоит в том, что оно посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле. Игорь здесь воспет как настоящий воин, способный умереть за землю русскую, а его юная жена Ярославна предстает как образ идеальной русской женщины, оплакивающей пленение мужа и скорбящей о павших русских воинах.
Летописные повести о монголо-татарском нашествии обобщенно описывают состояние и действия воинов накануне и в период битвы, например на Калке (1223 г.) [17].
В дальнейшем подготовка армии приобретала все более осознанные формы, которые находили свое отражение в уставах, наставлениях и всевозможных инструкциях. Наибольший интерес, с педагогической точки зрения, представляют «Уложения о службе» (1556). Появление данного свода правил можно охарактеризовать как завершение процесса перестройки армии Русского государства второй половины XV века, как создание армии нового типа на месте старых военных дружин времен феодальной раздробленности [17].
«Уложение» 1556 г. установило порядок прохождения воинской службы, согласно которому каждый феодал (вотчинник и помещик) был обязан с определенного количества земли (150 десятин) выставлять установленное количество воинов на конях и в полном вооружении. Те феодалы, которые выставляли воинов больше нормы, получали денежное вознаграждение, а тот, кто выставлял воинов меньше нормы, платил штраф. Такой порядок содействовал увеличению численности войск и препятствовал уклонению бояр от службы. Этой же цели служили периодические военные смотры. У не явившихся на службу или смотры отбирались поместья и вотчины. Принятие «Уложения о службе» способствовало повышению боеспособности русских войск, что было немаловажно для проведения Иваном IV активной внешней политики.
Особую ценность, с педагогической точки зрения, представляет «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571) - первый, дошедший до нашего времени русский воинский устав, составленный М.И. Воротынским. В нем определены: задачи и основные принципы сторожевой и станичной службы, организация ее несения и способы действия сторож (сторожевые наблюдательные посты) и станиц (небольшие конные отряды); устройство и расположение сторожевых застав, порядок смены сторож и станичников. «Приговор» рекомендовал проявлять личную инициативу в службе, но требовал соблюдения строжайшей дисциплины [17].
«Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной службы» (1621), один из первых рукописных воинских уставов русской армии, составленный при Василии Шуйском в 1607 г. дьяком Посольского приказа Онисимом Михайловым (Родигаевским) на основе иностранных военных книг и опыта русского войска XVI - начала XVII веков. Устав включает большой круг военных вопросов, совокупность которых составляет содержание воинской науки XVII в. В уставе даны подробные сведения об организации и вооружении пехоты, кавалерии и артиллерии, а также данные о действии войск на марше (в походе) и полевой Войне. Устав явился новым этапом в развитии отечественной военно-теоретической мысли. По глубине разработки и охвату вопросов он стоял выше многих западноевропейских уставов своего времени [17].
Широко отражая военно-теоретические взгляды и боевую практику своего времени, устав наряду с другим уставом, который назывался «Учение и
хитрость ратного строения пехотных людей» (1647), использовался в качестве официального руководства по боевой подготовке русских войск и их боевому использованию в течение всего XVII века [17].
Вышеописанный период развития военной педагогики, согласно выделенной П.Ф. Каптеревым периодизации развития отечественной педагогики, можно назвать христианским (церковным, X - XVII вв., до эпохи Петра I) [8].
Таким образом, сохранившиеся вышеназванные источники свидетельствуют о высоких идеалах воспитания воинов в Древней Руси, формировании христианской концепции гражданского воспитания. Облик былинного героя - воина русской дружины, его человеческие качества, воинское мастерство, особенности подготовки к ратному делу - все это было непосредственно связано с началом развития отечественной военно-педагогической мысли. Описания героев и их подвигов служили критерием оценки, ориентиром в подготовке и примером в борьбе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барышников Н.В. Культура речи офицера: идеал и реальность // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5.
2. Бокачев И.А., Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Традиционное и новаци-онное в контексте социально-философского дискурса. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010.
3. Бурняшева Л.А. Ментальность как духовно-нравственное содержание и образ мышления // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 8.
4. Бурняшева Л.А. Толерантность как современная категория духовно-нравственного бытия человечества // Вестник развития науки и образования. 2007. № 5.
5. Бурняшева Л.А. Соотношение и взаимодействие традиций и инноваций в общественном развитии // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 6.
6. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Экологизация культуры как основа формирования духовной жизни современного российского общества // Тенденции и перспективы развития науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 января 2016 г., г. Сызрань). В 2 ч. Ч. 2. Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016.
7. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Концептуализация духовно-нравственных проблем современного российского общества: экзистенциально-ценностный аспект. М.: КНОРУС, 2016.
8. Газгиреева Л.Х. Государственная педагогика России (XVIII век -октябрь 1917 г.). Пятигорск: ПГЛУ, 2007.
9. Газгиреева Л.Х. Государственная (официальная) педагогика России XVII-XIX веков // Автореф. дис. на соиск. канд. пед. наук. Пятигорск: ПГЛУ, 2006.
10.Газгиреева Л.Х. Вестернизация и национальная традиция: сравнительно-сопоставительный аспект // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. 2010. № 2.
11.Газгиреева Л.Х. Концептуальные основы ноосферизации современного человека и общества. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010.
12.Газгиреева Л.Х. Теоретико-философское осмысление духовно-коммуникативного бытия современной молодежи // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов н/Д.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета. 2009. № 6 (49).
13.Газгиреева Л.Х. Развитие духовно-нравственного потенциала современного российского общества в эпоху глобализации // Научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки». Белгород. 2015. № 2.
14.Касаева Т.В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала // Дис. на соиск. канд. экон. наук. Пятигорск: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2007.
15.Касаева Т.В., Бондарская Т.А. Креативный человеческий капитал как движущая сила современной экономики // Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки. 2014. № 2 (130).
16.Лебедева П.А. Вопросы методологии истории русской и всеобщей педагогики в трудах П.Ф. Каптерева // Советская педагогика. 1983. № 4.
17.Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью. Ч. II. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1906.
REFERENCES
1. Baryshnikov N.V. The culture of the officer's speech: the ideal and reality // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016. No 5.
2. Bokachev .IA., Gazgyreeva L.Kh., Burnasyheva L.A. Traditional and innovative in the context of socio-philosophical discourse. Stavropol, 2010.
3. Burnasyheva L.A. Mentality as a spiritual and moral content and way of thinking // Collection of scientific works of the North Caucasus State Technical University. Series: The humanities. 2010. No 8.
4. Burnasyheva L.A. Tolerance as a modern category of the spiritual and moral being of humanity // Bulletin of the development of science and education. 2007. No 5.
5. Burnasyheva L.A. Correlation and interaction of traditions and innovations in public development // Collected scientific works of the North Caucasian State Technical University. Series: The humanities. 2008. No 6.
6. Burnasyheva L.A., Gazgyreeva L.Kh. Ecologization of Culture as the Basis for the Formation of the Spiritual Life of Modern Russian Society // Trends and Perspectives of the Development of Science of the 21st Century: a Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference (January 28, 2016, Syzran). In 2 parts. Part 2. Ufa, 2016.
7. Burnasyheva L.A., Gazgyreeva L.Kh. Conceptualization of the spiritual and moral problems of modern Russian society: the existential-value aspect. Moscow, 2016.
8. Gazgyreeva L.Kh. State pedagogy of Russia (XVIII century - October 1917). Pyatigorsk, 2007.
9. Gazgyreeva L.Kh. State (official) pedagogy of Russia XVII-XIX centuries // Abstract for thesis. Pyatigorsk, 2006.
10. Gazgyreeva L.Kh. Westernization and national tradition: comparative-comparative aspect // Scientific problems of humanitarian research. Pyatigorsk: Institute of Regional Problems of Russian Statehood in the North Caucasus. 2010. No 2.
11.Gazgyreeva L.Kh. Conceptual basis of noospherization of modern man and society. Stavropol, 2010.
12.Gazgyreeva L.Kh. Theoretical and philosophical understanding of the spiritual and communicative life of modern youth // Humanities and socio-economic sciences. Rostov-on-Don: North Caucasian Scientific Center of Higher School of Southern Federal University. 2009. No 6 (49).
13.Gazgyreeva L.Kh. Development of the spiritual and moral potential of modern Russian society in the era of globalization // Research journal "Success of Modern Science". Belgorod. 2015. No 2.
14.Kasaeva ТУ. The resource of health in the functioning of human capital. Abstract of the thesis. Pyatigorsk: North-Caucasian State Technical University, 2007.
15.Kasaeva T.V., Bondarskaya Т.А. Creative human capital as the driving force of modern economy // Bulletin of Tambov University: Humanitarian sciences. 2014. No. 2 (130).
16.Lebedeva P.A. Questions of the methodology of the history of Russian and universal pedagogy in the work of P. F. Kaptereva // Soviet pedagogy. 1983. No 4.
17.Complete collection of Russian chronicles. Vol. XIII. Chronicle collection, called the Patriarch or Nikon chronicle. Part II. SPb., 1906.
_25 марта 2017 г.