Научная статья на тему 'Особенности формирования духовно-нравственных ценностей молодежи на основе традиционного и новационного'

Особенности формирования духовно-нравственных ценностей молодежи на основе традиционного и новационного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUAL AND MORAL VALUES / TRADITIONAL / INNOVATIVE / SOCIALIZATION / IMPROVEMENT / HISTORICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаев Х. А. -а

It is analyzed the problems of formation of spiritual and moral values of youth on the basis of the traditional and innovative. The scientific approaches to the essence of the considered question about the formation of spiritual and moral values of young people that existed at different stages of the historical development of philosophical thought are considered. It is revealed that the modern system of education should represent the main factor of realization of rich spiritual and moral potential of Russian traditional culture for the purpose of restoration of the best centuries-old domestic foundations of social and individual life, psychophysiological improvement of youth, protection of cultural and historical heritage from modern aggressive informatization. The means of spiritual and moral education are analyzed. Within the research it was found that an appropriate system of education is necessary, which provides free access to the national and world cultural and spiritual heritage, without which it is impossible spiritual and moral revival of the individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF SPIRITUALLY-MORAL VALUES OF YOUNG PEOPLE THROUGH THE TRADITIONAL AND INNOVATIVE

It is analyzed the problems of formation of spiritual and moral values of youth on the basis of the traditional and innovative. The scientific approaches to the essence of the considered question about the formation of spiritual and moral values of young people that existed at different stages of the historical development of philosophical thought are considered. It is revealed that the modern system of education should represent the main factor of realization of rich spiritual and moral potential of Russian traditional culture for the purpose of restoration of the best centuries-old domestic foundations of social and individual life, psychophysiological improvement of youth, protection of cultural and historical heritage from modern aggressive informatization. The means of spiritual and moral education are analyzed. Within the research it was found that an appropriate system of education is necessary, which provides free access to the national and world cultural and spiritual heritage, without which it is impossible spiritual and moral revival of the individual.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования духовно-нравственных ценностей молодежи на основе традиционного и новационного»

DOI: 10.18522/2070-1403-2018-70-5-59-65

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 09.00.11)

УДК 101 Х. А.-А. Макаев

Пятигорский государственный университет г. Пятигорск, Россия makaev@yandex .ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОГО И НОВАЦИОННОГО

[Khasan A.-A. Makaev Features of formation of spiritually-moral values of young people through the traditional and innovative]

It is analyzed the problems of formation of spiritual and moral values of youth on the basis of the traditional and innovative. The scientific approaches to the essence of the considered question about the formation of spiritual and moral values of young people that existed at different stages of the historical development of philosophical thought are considered. It is revealed that the modern system of education should represent the main factor of realization of rich spiritual and moral potential of Russian traditional culture for the purpose of restoration of the best centuries-old domestic foundations of social and individual life, psychophysiological improvement of youth, protection of cultural and historical heritage from modern aggressive informatization. The means of spiritual and moral education are analyzed. Within the research it was found that an appropriate system of education is necessary, which provides free access to the national and world cultural and spiritual heritage, without which it is impossible spiritual and moral revival of the individual.

Key words: spiritual and moral values, traditional, innovative, socialization, improvement, historical development.

Воздействие на личность с целью развития у нее духовно-нравственных качеств - вопрос, который изучается учеными на протяжении нескольких тысяч лет. За этот период было сформулировано понятие о морали и моральном поведении человека. Но вопрос остается следующий, как сформировать духовно-нравственные ценности на основе традиционного и новационного, выражающиеся в природе нравственного сознания и социальной практике людей? Ведь в период глобальных перемен, переживаемых современным обществом, сложно сделать правильный выбор, это по силам только личности с духовной жизненной ориентацией.

При анализе сложившейся ситуации мы видим проявления негативных изменений в трех направлениях структуры личности молодого человека: телесном, душевном проявлении и духовно-нравственном бытие. «Общее состояние физического здоровья молодежи в последние годы вызывает растущую озабоченность специалистов, родителей, властных структур. Что касается показателей психического здоровья, то они тоже не утешают: происходит рост общей невротизации, психосоматических и психических заболеваний. Но невозможно решить кардинально проблему здоровья молодежи, поскольку не учитываются психологические его параметры - ментального и нравственно-духовного свойства. Объективными показателями духовного неблагополучия в молодежной сфере являются: проявления алкогольной и наркотической зависимости, тревожащий рост преступности и жестокости, криминализация сознания молодежи, языка и быта» [3, с. 107].

Учитывая высокую степень сложности указанной проблемы, необходимо признать целесообразность разработки целостной концепции духовно-нравственного развития, которая будет пронизана идеей, основанной на объединении усилий всех заинтересованных структур российского социума и открывать в конечном счете, пути формирования духовно-нравственной личности как на основе традиционного, так и на основе новационного. Современной наукой и практикой образования признается реальность духовной основы человека и реальный духовный мир (субъективная реальность, В.И. Слободчиков), доказывается, что духовно-нравственное бытие человека нельзя организовать через развитие его психофизических функций; нельзя только через развитие интеллекта, воли или чувств прийти к духовному, хотя духовное вытекает из психического, душевного развития.

Социально-философской мыслью утверждается, что личность является продуктом общественно-исторического развития. Личности в ее социальной жизни свойственно наполнение таким содержанием, которое не запрограммировано человеческой генетикой. Проблема социализации содержит два основных направления философского анализа - ценностное и рефлексивное. Ценностную сторону становления личности представляет доминанта должного, то есть, как должен проходить процесс социализации индивида. Рефлексивную сторону представляет собственная логика общественного в человеке, не зависящего от ценностных предпочтений отдельного субъекта и являющегося объектом вери-

фицируемого знания. Отдельная задача состоит из механизмов формирования ценностной стороны социализации, а также включая интуитивно-подсознательные. Специфичный характер освоения ценностей транслировали и древневосточные философские школы, и западноевропейские направления, такие, как философия жизни, экзистенциализм, герменевтика.

В философской мысли Античности и Средневековья проблема социализации имела тесную связь с новым пониманием природы человека. Мыслителям Ренессанса виделся человек холистичный, секулярно индивидуальный, безграничный в своей самореализации и в проявлении творчества. В соответствии с данной причиной процесс социализации следует понимать как путь формирования «целерационального» индивида, который мыслит себя автономным «микрокосмом», свободно противостоит всем «естественным» групповым формам поведения. Новым временем на основе абстрактной рациональности был создан иной портрет человека - дуальный, расщепленный, нецелостный: мыслящий статус человека отделил творчество от бытия, схематизировал глубину духовно-личностного начала. Когнитивные стратегии, обусловленные секулярностью, превратили человека первоначально в познающий субъект, а затем социальный субъект: потерю целостности в вере заменила социальная целостность [2, с. 97].

Выработанная Новым Временем идея социализации указала на приоритет таких качеств, как социальность, гражданственность, универсальность, а не индивидуальность, уникальность, особенность, и неразрывно связала «чистую» социальность и возможность рационально изменять поведение человека.

Отечественной педагогике было свойственно традиционное стремление к обеспечению единства образования и воспитания. Точнее других это выражалось в требовании императрицы Екатерина II, которая настаивала: «Мои университеты должны заниматься образованием ума и нравов». Главным союзником достижения такого единства являлась православная педагогика и ее вековые традиции «образования ума и нравов». Решающую роль духовно-нравственного воспитания в формировании молодого поколения осознавали мыслители в разные времена. Своими корнями данный вопрос уходит в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считался тот, кто был прекрасен и физически, и нравственно. Античный философ Сократ, полагал, что «существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания,

по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности» [6, с. 28]. Платон считал, приблизиться к высшему возможно только путем нравственного воспитания, которому он придавал особое значение. В области духовно-нравственного формирования в философии Аристотеля прослеживается деятельное и волевое начало, придается огромное значение упражнениям в нравственных поступках и нравственным навыкам [2, с. 99].

Я.А. Каменский в своем трактате «Наставление нравов» цитировал древнеримского философа Сенеку: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» [4, с. 86].

Развитие проблемы духовно-нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и др. Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли духовно-нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармоничного развития личности. Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют и сегодня. В своих трудах такие ученые как О.С. Богданова, Л.Р. Болотина, М.А. Бесова, В.В. Попова подчеркивают важность воспитания духовно-нравственных чувств личности [7, с. 338].

Более десяти веков в истории России пропитаны православной культурой принципы, строящиеся на любви, гармонии и красоте. Устроению мира, человека и социума способствовали неоценимые образовательные и воспитательные возможности, помогающие в преодолении современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека [5, с. 296]. «Как известно, - пишет Л.И. Мумрикова - первые шаги в обучении чтению ученики делали по богослужебным книгам (Часовнику, Псалтири и т. д.) и Священному Писанию. А со второй половины XVI в. дети стали получать знания и обязательное в то время духовно-нравственное воспитание по букварям и азбукам. Во всех учебниках по обучению грамоте XVI - XVII вв. материалом для чтения были исключительно церковные тексты. Таким положением характеризуется длительное время, так как в Московском государстве все образование находилось в руках Церкви» [4, с. 109].

В этой связи, современную систему образования должен представлять главный фактор воплощения богатого духовно-нравственного потенциала русской традиционной культуры с целью восстановления лучших многовековых отечественных устоев социального и индивидуального бытия, психофизиологического оздоровления молодежи, защиты культурно-исторического наследия от современной агрессивной информатизации. Т. Рузвельт по этому поводу писал: «Дать образование и не внушить моральных принципов - значит воспитать еще одну угрозу обществу» [8, с. 113]. К основному предназначению современного образования следует отнести наследование молодежью лучших духовно-нравственных ценностей и стереотипов поведения, которые свойственны русской традиционной культуре.

Как известно, духовное развитие личности не совершается самостоятельно в процессе исторического развития социума. Одним из первых и главных институтов, которым традиционно обеспечивается взаимодействие личности и общества, интегрируется и определяется приоритетность их интересов и потребностей, формируются ценностные ориентации, является семья. И.А. Ильин описывал значение семьи в формировании духовно-нравственной личности, называя ее «первичным лоном человеческой культуры», священным союзом, который необходимо основывать на любви, вере и свободе» [2, с. 97].

Осмысливая проблемы современного кризиса отечественной культуры, на первом плане социальной практики и массового сознания оказывается тип «современного человека». Г.А. Аванесова по этому поводу рассуждает следующим образом: «Такой человек не скрывает презрительного отношения к отечеству и согражданам. Образцом для него выступает жизнь «престижных слоев» Запада. Его поведение определяется потребительскими установками, информационной всеядностью, эклектическим мышлением» [1, с. 52].

В настоящее время российским обществом переживается сложный исторический период. И самую большую опасность для нашего общества представляет не смена политической системы, не развал экономики, а разрушение личности. В наше время доминируют над духовными - материальные ценности, в соответствии с этим искажены представления о великодушии, доброте, справедливости, милосердии, патриотизме и гражданственности. Следовательно, необходима соответствующая система образования, обеспе-

чивающая свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию, без которой невозможно духовно-нравственное возрождение личности [2, с. 98].

Таким образом, при формировании духовно-нравственных ценностей молодежи на основе традиционного и новационного, общество должно обращать свой взор к традиционным основам общества, возрождению традиционалистского стиля мышления, что становится сегодня насущной необходимостью самосохранения и саморазвития социума.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Аванесова Г.А. Роль православия в развитии отечественной культуры // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2.

2. Бурняшева Л.А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка // Вестник Северо-Кавказского государственного технического ун-та. 2009. № 4.

3. Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в контексте социально-философского дискурса: монография. Ставрополь, 2009.

4. Газгиреева Л.Х. Государственная (официальная) педагогика России XVII-XIX веков: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2006.

5. Газгиреева Л.Х. Вестернизация и национальная традиция: сравнительно-сопоставительный аспект // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2.

6. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

7. Мумрикова Л.И. Традиции духовно-нравственного воспитания на примере русских печатных букварей и азбук второй половины XVI-XVII веков // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2.

8. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социологические исследования. 2002. № 5.

R E F E R E N C E S

1. Avanesova G.A. The role of Orthodoxy in the development of Russian culture // Social and humanitarian knowledge. 2007. No. 2.

2. Burnyasheva L.A. Spiritual security in the conditions of the new world order. Bulletin of the North Caucasus state technical University. 2009. No. 4.

3. Burnyasheva L. Traditional and innovative in the context of social and philosophical discourse: monograph. Stavropol, 2009.

4. Gazgireeva L.H. State (official) pedagogics of Russia of XVII-XIX centuries: Thesis. Pyatigorsk, 2006.

5. Gazgireeva L.H. Westernization and national tradition: comparative aspect // Scientific problems of humanitarian research. 2010. No. 2.

6. Xenophon. Memories of Socrates. M., 1993.

7. Mymrikova L.I. Traditions of spiritually-moral education on the example of Russian printed alphabets and ABC-books of the second half of XVI-XVII centuries // Social and humanitarian knowledge. 2007. No. 2.

8. Pankova T.A. On the formation of moral and civil positions of schoolchildren. Sociological research. 2002. No. 5.

_25 сентября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.