DOI: 10.18522/2070-1403-2018-70-5-201-207
ПЕДАГОГИКА
(шифр научной специальности: 13.00.01)
УДК 37 О.А. Аулов
Пятигорский государственный университет г. Пятигорск, Россия
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТА ВУЗА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ: СПЕЦИФИКА, СОСТОЯНИЕ, ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ
[Oleg A. Aulov Moral qualities of the university student of modern Russian army: specificity, status, development optimization]
It is considered personal spiritual and moral qualities of cadets of military universities and areas of optimization based on the analysis of the influence of objective and subjective factors. It is studied the concept of "moral qualities", analyzed the objective and subjective factors, as well as the principals and contradictions of the formation of moral qualities of the personality of students of the Ministry of defense of the Russian Federation, formulated the directions of their development and optimization, limited by the activities of social institutions, military collectives, the personality of the management of this process. The author emphasizes that the all-Russian crisis situation in combination with the protracted process of reforming the army affected the Armed Forces. As a result, it is concluded that the organizational and staff activities in the Armed Forces, the implementation of some provisions of the new military doctrine, changes in the methods of recruitment of the Russian army lead to significant changes in the minds of soldiers. In order for these changes to be positive and enrich the content of the existing spiritual traditions of soldiers, it is necessary to use new forms and means of educational work, taking into account emerging innovations in society and the army environment
Key words: moral qualities, spiritual life, moral culture, spiritual traditions, spiritual security.
Переходное состояние современного российского общества сопряжено с системным кризисом. Общероссийская кризисная ситуация в сочетании с затянувшимся процессом реформирования армии отразилась и на Вооруженных Силах, которые не отделены от общества непреодолимой стеной. Особое беспокойство сегодня вызывает судьба российского офицерства, в котором как в зеркале отражаются все проблемы государства и общества [1, с. 96]. Современному офицеру недостаточно знать все более совершенству-
ющиеся средства ведения современной вооруженной борьбы, сложную технику и вооружения, то есть мало быть хорошим профессионалом, обладающим знаниями, навыками и умениями в различных областях деятельности: оперативной, технической и управленческой. Военный специалист не может оставаться в стороне от достижений научно-технического прогресса, способствующего возрастанию интеллектуального и творческого потенциала личности, что подразумевает систематическое повышение квалификации - обязательного условия успешной деятельности любого человека, занятого профессиональной деятельностью. Нет сомнения в том, что знание лежит в основе профессионализма, но современному профессиональному военнослужащему, в особенности офицеру, необходимо обладать еще и высокоразвитыми нравственными качествами, формирование и развитие которых не субъективная самоцель, а объективное требование общества к защитнику Отечества. Разве может офицер, не обладая честью, достоинством, благородством и многими другими качествами, руководить людьми, воспитывать подчиненных, организовывать выполнение подчиненными учебных, служебных и боевых задач? А значит, наряду с овладением профессиональными качествами необходимо самое серьезное внимание уделять формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности курсанта, создавать, совершенствовать и поддерживать не замыкающуюся рамками вуза целостную систему, работающую над выполнением этой задачи, ведь обучающийся в военном вузе курсант - главный, ключевой элемент системы подготовки и комплектования Вооруженных Сил.
Система военного вуза наиболее оптимальна и благоприятна для формирования нравственных качеств курсантов, поскольку она замкнута, динамична и управляема, обладает огромным духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом, основным носителем которого являются как профессорско-преподавательский и командный состав, так и сами курсанты, начиная с младших и заканчивая выпускными курсами.
Нравственное качество, таким образом, выступает как свойство личности и может проявляться как внешне (объективно), так и внутренне (субъективно). Внешне нравственные качества реализуются в нравственной деятельности, понимаемой как проявление нравственной сущности. Внутреннее свойство (качество) выступает как психический настрой и ценностная мотивация
к деятельности, как особое возбужденное состояние человеческой психики. Именно в нравственной деятельности наиболее ярко проявляется взаимодействие объективного и субъективного.
Анализ объективных и субъективных факторов, а также закономерностей и противоречий формирования нравственных качеств личности курсантов вузов Министерства обороны РФ позволяет сформулировать направления их развития и оптимизации, которые ограничены деятельностью социальных институтов, воинских коллективов, самой личности по управлению данным процессом. Как представляется, их можно объединить в три группы, дифференцирующие эти направления, согласно их методологическим основаниям.
Первая группа - направления, определяющие содержание деятельности субъектов всех уровней по управлению формированием нравственной личности в российском обществе в целом, в том числе и в армии [4, с. 84]. К ним относятся: выработка программы и проведение государственной политики духовного обновления общества и личности на основе многовековой культуры народов России; возрождение национального духовного самосознания российского общества; всемерная пропаганда нравственности в обществе и Вооруженных Силах, организация системы качественной подготовки воспитательных кадров, способных активно и эффективно решать задачи нравственного воспитания личного состава курсантов и др. [2, с. 71].
Одно из условий, способствующее нравственному оздоровлению курсантских, как, впрочем, и других воинских коллективов, - приобщение их к национально-государственной идее, духовным традициям отечественной культуры. В существовании и распространении общенациональной идеи особенно нуждается армия, которая должна всегда формироваться и действовать в патриотическом духе. Военный патриотизм, безусловно, питается патриотизмом гражданским, в нем всегда гармонично сочетаются индивидуальные и общественные ценности [6, с. 89].
Вторая группа - направления, определяющие характер усилий общества и государства по изменению функциональности сфер общественной жизни, влияющих на формирование и функционирование духовно-нравственных ценностей. Выделяются следующие направления: возрождение и умножение экономической мощи страны; осуществление подлинного политического плюрализма, обеспечивающего соблюдение прав и свобод всех социальных слоев общества на основе
Конституции России; полное исключение силовых методов разрешения внутриполитических конфликтов, недопущение втягивания в них Вооруженных Сил; проведение открытой и реалистичной военной политики в области обороны и безопасности страны; обеспечение духовной безопасности общества и каждой личности; повышение престижности военно-образовательных учреждений и др.
Кризисное состояние сфер жизни российского общества объективно сказывается на статусе военнослужащего и на субъективном восприятии воином своего места в обществе. Так, в разные годы истекшего десятилетия, по данным военно-социологических исследований, от 75 до 97 % офицеров были не удовлетворены заботой государства о Вооруженных Силах. Подавляющее большинство из них стали ставить на первое место интересы своей семьи, и только потом интересы службы [5, с. 296].
Третья группа - направления, определяющие развитие нравственных качеств курсантов как будущих офицеров непосредственно в условиях военных вузов Министерства обороны. К ним можно отнести: преемственность в наследовании нравственных ценностей российской армии в процессе их развития; самосовершенствование курсантами ценностных ориентаций, установок на формирование и развитие волевых, морально-боевых и нравственных качеств, обеспечивающих реализацию высоких нравственных чувств и идей в будущей практической служебной деятельности по защите Отечества; воспитание курсантов посредством включения в процесс подготовки нравственного, политического, правового, психологического и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли; приобщение курсантов к духовно-нравственным ценностям, созданным в основных сферах жизни общества.
Представляется, что формирование и развитие нравственных качеств у курсантов военных вузов Министерствам обороны РФ в современных условиях возможно при реализации следующих приоритетных направлений:
• воспитание и формирование у курсантов любви к Отечеству, своему народу, верности воинскому долгу. Эти качества всегда были центральным нравственным стержнем характера военнослужащего. К сожалению, сегодня они оказались в значительной степени утеряны, и их возрождение возможно лишь при условии консолидации общества вокруг таких общенациональных ценностей, как Родина, безопасность, суверенитет, патриотизм;
• восстановление чести защитника своего Отечества на основе лучших образцов исторической памяти и современности;
• формирование жизненной и служебной перспективы у курсантов.
Это далеко не полный перечень перспективных направлений формирования нравственных качеств будущих офицеров. Но и указанные потребуют радикального изменения всей системы воспитательной работы в военных вузах, приведения ее в соответствие с современными реалиями.
Стоит обратить внимание и на решение еще одной задачи: необходимо желание заняться всей этой работой представителям государственных органов, деятелям культуры, руководителям военного ведомства и военным вузам.
Сегодня в обществе и Вооруженных Силах все шире распространяется осознание необходимости духовного обновления армии, создания новых ценностей, норм, традиций и идеалов, а также происходит фундаментальная переоценка целей современной цивилизации, переосмысление традиционных ценностей. Увеличилось число сторонников идеи возвращения к духовным традициям Российской и передовым традициям Советской армии. Данное обстоятельство указывает на необходимость обеспечения преемственности духовных традиций военнослужащих, выявления противоречий их деятельности на современном этапе развития Вооруженных Сил.
Проведение организационно-штатных мероприятий в Вооруженных Силах, реализация некоторых положений новой военной доктрины, внесение изменений в способы комплектования Российской армии ведут к существенным изменениям в сознании военнослужащих. Для того чтобы эти изменения носили положительный характер и обогащали содержание имеющихся духовных традиций воинов, необходимо применение новых форм и средств воспитательной работы с учетом возникающих новаций в обществе и армейской среде [3, с. 11].
Таким образом, поступательное, подлинно демократическое развитие российского общества даст возможность курсантам всецело выполнять основное функциональное предназначение - подготовку к будущей профессии офицера как защитника Отечества от внешнего противника; снимет проблему комплектования военных вузов и армии в целом; решит проблемы взаимодействия армии и гражданского общества; обеспечит уверенность курсантов (как будущих офицеров) в завтрашнем дне, и т. д. Духовное возрожде-
ние российского общества поможет выполнению военнослужащими своего конституционного долга по защите Отечества, поднимет интеллектуальный уровень Вооруженных Сил, даст возможность опираться в своей деятельности на прогрессивные традиции и духовные ценности российского народа.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Бурняшева Л.А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2009. № 4.
2. Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в контексте социально-философского дискурса: монография. Ставрополь, 2009.
3. Бурняшева Л.А. Ментальность как духовно-нравственное содержание и образ мышления // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 8.
4. Газгиреева Л.Х. Государственная (официальная) педагогика России XVII-XIX веков: дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. н. Пятигорск, 2006.
5. Газгиреева Л.Х. Вестернизация и национальная традиция: сравнительно-сопоставительный аспект // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2.
6. Соловьев С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века // Социологические исследования. 2003. № 12.
R E F E R E N C E S
1. Burnyasheva L.A. Spiritual security in the conditions of the new world order. Bulletin of the North Caucasus state technical University. 2009. No. 4.
2. Burnyasheva L.A. traditional and innovative in the context of social and philosophical discourse: monograph. Stavropol, 2009.
3. Burnyasheva L.A. Mentality as a spiritual and moral content and way of thinking // Collection of scientific works of the North Caucasian state technical University. Series: Humanities. 2010. No. 8.
4. Gazgireeva L.H. State (official) pedagogy of Russia XVII-XIX centuries: Thesis. Pyatigorsk, 2006.
5. Gazgireeva L.H. Westernization and national tradition: comparative aspect // Scientific problems of humanitarian research. 2010. No. 2.
6. Soloviev S.S. Mentality of the Russian officer: challenges of the XXI century // Sociological research. 2003. No. 12.
_30 сентября 2018 г.