Научная статья на тему 'Человек современной информационной эпохи: проблемы адаптации'

Человек современной информационной эпохи: проблемы адаптации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MASS COMMUNICATION / INTERACTION / CONSCIOUSNESS / VIRTUAL SUBJECT / INFORMATION AGE / VIRTUAL INFORMATION SPACE / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дадахаев М.А.

It is considered the problem of adaptation of modern man to the conditions of the new information age. The article analyzes the problem of information security of modern man in a destructive information environment. The characteristics of the environment, the possibility of human adaptation to it and recommendations to ensure the modern information way of life of people are revealed. The author concludes that man and the information environment are two, though interrelated, but relatively independent phenomena. It is considered the organization of their reasonable interaction, offering two options: the first the adaptation of the subject to the environment (this situation involves a range of measures, including the development of individual information lifestyle); the second option the formation of society adequate needs and interests of the information age. In general, the author sees the task of the society in taking the process of formation of the information environment under control, purposefully creating it in such a way that it contributes to the realization of natural inclinations and abilities of man, opening space for his material and spiritual development and at the same time preventing, cutting off negative opportunities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN IN THE MODERN INFORMATION AGE: PROBLEMS OF ADAPTATION

It is considered the problem of adaptation of modern man to the conditions of the new information age. The article analyzes the problem of information security of modern man in a destructive information environment. The characteristics of the environment, the possibility of human adaptation to it and recommendations to ensure the modern information way of life of people are revealed. The author concludes that man and the information environment are two, though interrelated, but relatively independent phenomena. It is considered the organization of their reasonable interaction, offering two options: the first the adaptation of the subject to the environment (this situation involves a range of measures, including the development of individual information lifestyle); the second option the formation of society adequate needs and interests of the information age. In general, the author sees the task of the society in taking the process of formation of the information environment under control, purposefully creating it in such a way that it contributes to the realization of natural inclinations and abilities of man, opening space for his material and spiritual development and at the same time preventing, cutting off negative opportunities.

Текст научной работы на тему «Человек современной информационной эпохи: проблемы адаптации»

DOI: 10.18522/2070-1403-2018-70-5-42-48

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 09.00.11)

УДК 101 М.А. Дадахаев

Пятигорский государственный университет г. Пятигорск, Россия makaev@yandex .ru

ЧЕЛОВЕК СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ:

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

[Magomed A. Dadakhaev Man in the modern information age: problems of adaptation]

It is considered the problem of adaptation of modern man to the conditions of the new information age. The article analyzes the problem of information security of modern man in a destructive information environment. The characteristics of the environment, the possibility of human adaptation to it and recommendations to ensure the modern information way of life of people are revealed. The author concludes that man and the information environment are two, though interrelated, but relatively independent phenomena. It is considered the organization of their reasonable interaction, offering two options: the first -the adaptation of the subject to the environment (this situation involves a range of measures, including the development of individual information lifestyle); the second option - the formation of society adequate needs and interests of the information age. In general, the author sees the task of the society in taking the process of formation of the information environment under control, purposefully creating it in such a way that it contributes to the realization of natural inclinations and abilities of man, opening space for his material and spiritual development and at the same time preventing, cutting off negative opportunities.

Key words: mass communication, interaction, consciousness, virtual subject, information age, virtual information space, adaptation.

Специфика влияния информационной среды на механизмы сознания, убеждения, мнения, поведения людей - проблема, которую исследователи изучают давно. Пытаясь дать объяснение эффектам, оказываемых информационной средой на «потребителей информации», вопрос формулируют следующим образом: какова степень обусловленности человеческого поведения тем, что насаждается информационной средой. В последнее время накопилось много данных, свидетельствующих о все возрастающем деструктивном влиянии информационной среды на психическое здоровье личности и общества. Став объективным процессом, информатизация способствует изменению психики челове-

ка, системы ценностей, образа жизни, ориентируя его индивидуальную и социальную жизнедеятельность на взаимодействие с развивающимися системами искусственного интеллекта [2, с. 67]. Человек новой информационной эпохи оказался перед вызовами, на которые пока не всегда готов ответить. В этой связи осмысление механизмов адаптации человека к условиям новой информационной реальности и возникающих проблем самоидентификации личности представляется актуальной философской задачей [4, с. 93].

В любой развивающейся цивилизации всегда формируются средства коммуникаций, совершенствуются, улучшаются уже имеющиеся. Известно, что в настоящее время новые сведения человек получает с помощью использования информационных технологий. В результате успешного существования в обществе, человек приобретает знания, формирует умения, закрепляет навыки, обретает опыт, то есть, успешно осваивает значимую информацию, адаптируется к условиям новой информационной реальности, приспосабливается к постоянно меняющейся информационной среде [1, с. 22].

Социальное пространство современного общества во многих случаях меняет свое содержание в соответствии с тем, каково его информационное наполнение. В настоящее время между индивидом и действительностью возникают в огромных количествах «образные посредники», формируемые массовой коммуникацией. Данное обстоятельство определено нашим обращением к постмодернистскому мышлению. Именно рамки этой теоретической перспективы позволяют сделать акцент на важную роль массовой коммуникации в формировании образных посредников, которыми оказывается влияние на социальный опыт человека.

В настоящее время актуально философское обсуждение проблемы взаимодействия человека и информационной среды. К первостепенной проблеме следует отнести успешную адаптацию человека в современном информационном пространстве. Данную проблему не следует отделять от вопроса о самой его сущности. Информационная среда представляет все более важную и неотъемлемую часть окружающей среды, предъявляя к человеку возрастающие адаптивные требования. Человек в данных условиях вынужден адаптироваться к искусственно созданной информационной среде на всем протяжении своего развития. Бытие современного человека определяют и новые реалии, новые потребности и социальные обстоятельства. Следовательно, акту-

альную задачу представляют позитивные и негативные аспекты процесса адаптации, осмысление новейших путей адаптации человека к новым формам построения информационной среды, которая бы максимально отвечала запросам человека и общества.

С наступлением новой информационной эпохи следует выделить некоторые преимущества, обусловленные:

• высоким уровнем взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер является персональным помощником человека, он способен осуществлять функции всех средств массовой информации одновременно. Это дает возможность человеку выбирать определенные виды средств массовой информации, для получения и передачи своих идей;

• информацией, представленной большим многообразием, в результате чего, человек получает возможность рассмотреть идеи с разных ракурсов и свести воедино информацию, поступающую с различных источников. Компьютер дает возможность получить не просто статистические данные, но также и наглядные модели, описывающие и проверяющие противоречивые теории, которые обеспечивают возможность более наглядного «видения» мира;

• новыми возможностями при решении проблем успешной адаптации человека в информационном пространстве появляющимися с развитием сети Интернет, а также с развитием ряда информационных технологий. Прежде всего, происходит расширение когнитивных и коммуникативных возможностей человека. В процессе использования новых средств коммуникации принципиально снижаются издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания новых социальных общностей (территориально расселенных), следовательно, расширяются социальные сети взаимодействия [7, с. 296].

Свою деятельность человек теперь реализует посредством более активного общения с техническими устройствами. Появление компьютера изменило существующее положение. Сегодня уже нельзя найти сферу науки, где не используется компьютер.

Качественно новая информационная среда вполне устраивает современного человека, дает возможность более качественно работать. Человек адекватно воспринимает ее реалии и, более того, успешно развивает ее. Таким

образом, это изменяет не только условия бытия человека, но и его самого. Но данные изменения обусловлены противоречивым характером, это определено многими разнообразными факторами, например, необходимость выделения значительных ресурсов общества, неизбежность и болезненная ломка социально-экономических, производственно-технологических, культурных, чисто информационных и других различных структур, трудности культурно-психологической адаптации человека к нетрадиционным информационным средствам и технологиям. Данный процесс нельзя понимать как исключительно позитивное явление, без недостатков, издержек и нежелательных последствий [3, с. 12]. Необходимо учитывать тот факт, что новейшая информационная среда может оказывать и негативное воздействие на здоровье человека, особенно на молодое поколение.

Расширив сферу общения, современная информационная среда привела к размыванию границ микросреды, упростила характер коммуникаций, уменьшила возможность аутентичных духовных связей. Произошло снижение средней продолжительности непосредственных человеческих отношений, личных контактов, одновременно возросло их количество. Число лиц, с которыми современные обитатели города встречаются за неделю, превышает число тех, кого крестьянин в феодальное время встречал за год, а может быть, за всю жизнь. Информационная среда увеличила степень опосредованности. Люди с точки зрения широты сведений знают все больше о событиях в мире и одновременно отдаляются от глубины реальной жизни. Быстрота передачи текста по радио и телевидению, его сжатость и схематичность лишают слушателя и зрителя возможности критически отнестись к схваченной на лету информации, а главное - понять и разобраться в ее содержании.

В результате мир иллюзорный, виртуальный, представленный в нечетких понятиях и образах, закрепляется в сознании людей как мир реальный и подлинный. Данные в среде возникают ежесекундно и повсеместно, нередко создают хаос и беспорядок. Не случайно возникли семантическая и прагматическая концепции информации, а в философии появилось целое направление - герменевтика. Процесс понимания предполагает извлечение из сообщений, данных значения, смысла, иначе они не будут поняты и станут бесполезными. Ж. Бодрийяр заметил, что когда исчезает смысл, исчезает и информация [5, с. 24].

В настоящее время сформировался небывалый разрыв информации и понимания, люди все больше знают и все меньше понимают. Эту тенденцию заметил еще А. Эйнштейн, воскликнувший однажды: как много мы знаем и как мало мы понимаем! Возникла парадоксальная ситуация: человеческий мозг открыт для информации, разум «захлопнут» для понимания. Э. Тоффлер утверждает, что, когда ребенок, родившийся сегодня, завершит обучение в институте, объем информации возрастет в 4 раза, а когда ему исполнится 50 лет - в 32 раза [6, с. 109]. В связи с тем, что более 97 % информации будет получено человеком после рождения, информация вынуждает его изыскивать способы овладения ею, приспосабливаться к этому удивительному феномену [4, с. 86].

Итак, человек и информационная среда - два хотя и взаимосвязанных, но относительно независимых явления. Вопрос в том, как организовать их разумное взаимодействие. В принципе, существует два варианта. Первый - это адаптация субъекта к среде. Данная ситуация предполагает целый комплекс мер, в том числе выработку индивидуального информационного образа жизни, о чем уже говорилось выше. Второй вариант предполагает формирование обществом адекватной потребностям и интересам человека информационной среды. Ее отдельные фрагменты приобрели не только пугающий, но и угрожающий характер, а некоторые стали источником элементарной преступности. Задача общества заключается в том, чтобы взять процесс формирования среды под контроль, целенаправленно создавая ее таким образом, чтобы она способствовала реализации природных задатков и способностей человека, открывая простор для его материального и духовного развития и одновременно предупреждая, отсекая негативные возможности. В условиях тотального, не знающего барьеров и преград внедрения информационных технологий во все сферы социума эта задача приобретает первостепенный характер.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бондаренко Н.Г., Бурняшева Л.А., Янукян М.Б. Философское осмысление духовного пространства в преломлении к специфике трансформационных процессов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10-1.

2. Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в контексте социально-философского дискурса: монография. Ставрополь, 2009.

3. Бурняшева Л.А. Ментальность как духовно-нравственное содержание и образ мышления // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 8.

4. Бурняшева Л.А. Специфика функционирования духовного пространства России в условиях глобализации: монография. Ставрополь, 2010.

5. Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. фи-лос. н. / Сев.-Кав. гос. техн. ун-т. Ставрополь, 2008.

6. Газгиреева Л.Х. Государственная (официальная) педагогика России XVII-XIX веков: дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. н. Пятигорск, 2006.

7. Газгиреева Л.Х. Вестернизация и национальная традиция: сравнительно-сопоставительный аспект // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2.

R E F E R E N C E S

1. Bondarenko N.G., Burnyasheva L.A., Janakan M.B. Philosophical understanding of the spiritual space in relation to the specifics of the transformation processes // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2015. No. 10-1.

2. Burnyasheva L.A. traditional and innovative in the context of social and philosophical discourse: monograph. Stavropol, 2009.

3. Burnyasheva L.A. Mentality as a spiritual and moral content and way of thinking // Collection of scientific works of the North Caucasian state technical University. Series: Humanities. 2010. No. 8.

4. Burnyasheva L.A. Specifics of functioning of spiritual space of Russia in the conditions of globalization: monograph. Stavropol, 2010.

5. Burnyasheva L.A. Traditional and innovative in the spiritual and moral sphere of social life: author. Thesis. / North-Caucasus state technical university. Stavropol, 2008.

6. Gazgireeva L.H. State (official) pedagogy of Russia XVII-XIX centuries: Thesis. Pyatigorsk, 2006.

7. Gazgireeva L.H. Westernization and national tradition: comparative aspect // Scientific problems of humanitarian research. 2010. No. 2.

_1 октября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.