DOI: 10.18522/2070-1403-2018-70-5-66-72
ФИЛОСОФИЯ
(шифр научной специальности: 09.00.11)
УДК 101
А.А.-М. Мутушев
Пятигорский государственный университет г. Пятигорск, Россия [email protected]
ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И НОВАЦИОННОГО НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
[Abdurakhmen A.-M. Mutushev The influence of the traditional and innovative on spiritual and moral life of modern society: problems and contradictions]
It is provided a philosophical analysis of the influence of traditional and innovative on the spiritual and moral life of modern society. The specificity of the traditional and innovative influence on the val -ue spiritual and moral orientations is considered. The author argues that tradition and innovation should be understood as organically interdependent phenomena. It is concluded that everything that was inno -vative, verified by time, practical activity of people, successful experience, and what is passed from generation to generation, becomes traditional. But when tradition opposes innovation, each person must have common sense to understand that in this case can be opposed to the new innovation, which does not always bring a positive result.
Key words: spiritual and moral traditions, spiritual and moral innovations, modern society, renewal of society.
Современное общество продолжает жить традициями предшествующих поколений, которые жизнеспособны, социально и культурно значимы. Это не только позитивно влияет на духовно-нравственную сферу социального бытия, но и помогает людям в решении сложных задач по реформированию современного социума. Новационное свидетельствует о переходе традиционной системы в качественно новое состояние, возникающее либо на основе предшествующего и обусловлено прошлым, либо вопреки прошлому.
Современная жизнь требует использовать исторически сложившиеся способы общественного поведения, это говорит о том, что социокультурное наследие значительно влияет на социальную деятельность. Традицией обеспечивается преемственность определенных характеристик человеческого бытия, выражается тенденция социальной организации к сохранению и воспроизводству сложившихся социокультурных форм [2, с. 76]. Традиции скрывают в себе предпосылки дальнейшего развития, возможности эволюции социальной системы. Э. Шилза пишет: «Традиция - это не мертвая рука прошлого, она скорее подобна руке садовника, питающей и выявляющей духовные стремления, которые сами по себе не могли бы появиться. В этом отношении традиция является скорее предпосылкой для зарождающейся индивидуальности, чем ее врагом» [9, с. 264].
Вместе с тем, традиции должны оставлять место и для новационной деятельности - для поиска новых способов удовлетворения тех же потребностей. Новые традиции выступают первоначально как новационные действия, и только через апробирование новаций опытом коллектива они могут войти в число традиций. Но в ходе своего развития общество должно поддерживать определенное соотношение между традициями и новациями [4, с. 81]. В результате данного сочетания человек будет сохранять свою самобытность и приспосабливаться к изменчивым условиям бытия [4, с. 82]. Так, традицию следует считать фактором адаптации (конкретного социума) и результатом адаптации (предшествующих данному социуму поколений). Современное время обусловлено временем радикальных перемен во всех сферах жизни общества. Многими теоретиками и критиками высказывается мысль, что духовно-нравственные традиции прошлого уже изжили себя, являются лишь наследием и не оказывают никакого влияния на формирование духовной сферы, их место занято новациями.
Но прежде чем преступить к рассмотрению влияния традиционного и новационного на духовно-нравственную жизнь современного общества, обратим внимание на нынешнее критическое состояние мирового сообщества. Катастрофические изменения, протекающие в духовно-нравственной сфере быстротечны и всеохватывающие. Происходит обвальное разрушение данной сферы современной цивилизации. Распространяется дозволенность недозволенного, где многие нравственные нормы и запреты устаревают, не
соответствуют духу времени и отбрасываются. Их место занимают принципы, целью которых является освобождение человека от всякой нравственности [6, с. 54]. Все это происходит под прикрытием демагогических рассуждений о правах и свободах человека, распространения и внедрения новейших технологий. Сегодня происходит разрушение культуры нашей цивилизации. Место накопленной в течение многих веков культуры занимает псевдокультура, основа которой состоит из культа материального потребления и насилия. Злоба и ненависть проникают в мир человека, что ведет к разрушению личности, тем самым вызывая кризис и крушение всей Земной цивилизации [1, с. 21]. А. Блок называет ХХ век «железным веком», так как именно прошлый век характеризует научно-технический прогресс, влияющий на экономическое производство и технологические процессы, а также системы управления. Научно-технический прогресс сделал человека уверенным в своих возможностях и независимым от природы. Человек подчинил себе время и пространство, информационные технологии, глобальные линии связи и многое другое. В настоящее время все это воспринимается как величайшее покорение человеческого духа [3, с. 10]. Однако данное завоевание имеет и обратную сторону медали.
Не иначе как в прошлом веке человечество потерпело ужас от двух мировых войн. На сегодняшний день существует угроза третьей мировой войны, которая не устранена, а всего лишь отодвинута. В прошлом веке определились и довольно долго находились в действии духовные основы политики, представляя по своей сути тоталитарные идеологии, которые питали социальные системы, уничтожали инакомыслие, и представляли собой политическую и военную конфронтацию. Сюда можно отнести множество локальных войн, в том числе и конфликты в различных регионах нашей планеты, националистические движения, пользующиеся тактикой терроризма, а также жестокие гражданские войны [7, с. 296].
Страны, имеющие достаточно высокий экономический уровень жизни, не процветают духовно, широко распространены такие явления, как суицид, наркомания, имеют место межнациональные и религиозные конфликты, угроза терроризма. В настоящее время мы стали ощущать глобальные проблемы более осознанно. Глобальные проблемы стали новой угрозой, которая не имеет аналогов в прошлом человечества. Но обществом не осознает-
ся вся серьезность данной угрозы и необходимость принятия практических мер по ее устранению. Как возникло это положение? Какие факторы привели его к формированию? В некоторых работах известных мыслителей можно найти ответы на данные вопросы.
В своем труде «Восстание масс», Хосе Ортега-и-Гассет говорит о последствиях, которые имеют для социума демографический фактор и с ним связанное его омассовление. Сущность в том, что элита (культурная и политическая, и пр.) была отодвинута на второй план, а на первом плане во всех сферах общественной жизни проявила себя масса [8, с. 59]. Она вытеснила всякую индивидуальность, погубила все неординарное, избранное, благородное и выдающееся, овладела всем, что ранее было доступно исключительно меньшинству в обществе, стала определять своим мерилом все проявления общественной жизни. Также был установлен критерий в том, что человек не должен отличаться от других людей в мыслях, стремлениях, поступках. Он стал главным героем современности, средним человеком. Следовательно, масса стала объектом, которым можно манипулировать. Отдельный человек живет разумом, масса же живет инстинктом. Масса поглощает личность, убивает в ней индивидуальность. А. Камю отмечал, «бунтует раб, но не свободный человек» [2, с. 77]. Бытие духа сегодня направлено против человека самого и коммуникация представляется в искаженном виде.
Важным фактором, формирующим сущность, бытие и содержание современной цивилизации, а также общий характер и цели, является техника. Метатехнику сегодня можно назвать нашей средой обитания. Наша эпоха приобрела независимость от человека и фактически стала заложницей у техники. Сегодня она сама «ставит» себе цели и «определяет» направление развития, человек действует и думает в соответствии с императивами технологии. Но самое страшное заключается в том, что техника в таком своем качестве формирует саму личность, ее духовность. Именно «благодаря» технике масса стала собой.
В начале XXI века появилась более опасная угроза для современной цивилизации, связанная с развитием нанотехнологий. Это недавно возникшая область науки несет в себе небывалые ранее, невероятные перспективы взаимодействия человека с миром, они порождают множество социальных и философских проблем. Не взбунтуется ли природа против человечества? Как
будет происходить эволюция человека, как вида? И обретет ли он бессмертие? - данные вопросы возникают, если представляешь возможности молекулярной нанотехнологии [5, с. 19]. В частности, открытым остается вопрос о возможных негативных последствиях запуска Большого адронного коллайде-ра (БАК). Хотя ученые и утверждают, что запуск коллайдера безопасен, однако в мире немало и тех, кто готовится к концу света.
Со стороны ученых проявляется озабоченность духовным кризисом. Известный физик Дэвид Бом полагает, что необходима всему человечеству когерентная культура (от лат. cohaecrens - находящийся в связи), которая была бы построена на общих смыслах для всех людей. Ментальные архетипы являются тем фундаментом, на котором складываются и развиваются духовно-нравственные традиции и обычаи народа. Они определяют доминирующие социальные нормы и установки, стереотипы сознания и поведения, входящие в систему духовно-нравственных традиций общества. Традиция представляет механизм, сохраняющий и транслирующий менталитет, выполняет функцию передачи ментальных оснований социума во времени. Традиция - единственный гарант нравственно-стабильной жизни социума.
Таким образом, влияние традиционного и новационного на духовно-нравственную жизнь современного общества велико. Все что носило инновационный характер, выверенное временем, практической деятельностью людей, успешным опытом, и то что передается из поколения в поколение, становится традиционным. Но когда традиции противопоставляют новацию, то каждый человек должен обладать здравым смыслом, чтобы понимать, что в данном случае может противопоставляться новоявленная инновация, которая не всегда приносит положительный результат. Человечеству как самоорганизующейся живой системе методами проб и ошибок все-таки приходится искать выходы из кризисов, бороться за то, чтобы существовать и двигаться к лучшему будущему.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Бондаренко Н.Г., Бурняшева Л.А., Янукян М.Б. Философское осмысление духовного пространства в преломлении к специфике трансформационных процессов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10-1.
2. Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в контексте социально-философского дискурса. Ставрополь, 2009.
3. Бурняшева Л.А. Ментальность как духовно-нравственное содержание и образ мышления // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 8.
4. Бурняшева Л.А. Специфика функционирования духовного пространства России в условиях глобализации. Ставрополь, 2010.
5. Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. фи-лос. н. / Сев.-Кав. гос. техн. ун-т. Ставрополь, 2008.
6. Газгиреева Л.Х. Государственная (официальная) педагогика России XVII-XIX веков: дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед.н. Пятигорск, 2006.
7. Газгиреева Л.Х. Вестернизация и национальная традиция: сравнительно-сопоставительный аспект // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2.
8. Хосе Ортега-и-Гассет Восстание масс. М., 2002.
9. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология. М., 2001.
R E F E R E N C E S
1. Bondarenko N.G., Burnyasheva L.A., Janakan M.B. Philosophical understanding of the spiritual space in relation to the specifics of the transformation processes // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2015. No. 10-1.
2. Burnyasheva L.A. Eraditional and innovative in the context of social and philosophical discourse. Stavropol, 2009.
3. Burnyasheva L.A. Mentality as a spiritual and moral content and way of thinking // Collection of scientific works of the North Caucasian state technical University. Series: 2010. No. 8.
4. Burnyasheva L.A. Specifics of functioning of spiritual space of Russia in the conditions of globalization: monograph. Stavropol, 2010.
5. Burnyasheva L.A. Traditional and innovative in the spiritual and moral sphere of social life: Abstract thesis. North-Caucasus state technical university. Stavropol, 2008.
6. Gazgireeva L.H. State (official) pedagogy of Russia XVII-XIX centuries: Thesis. Pyatigorsk, 2006.
7. Gazgireeva L.H. Westernization and national tradition: comparative aspect // Scientific problems of humanitarian research. 2010. No. 2.
8. Jose Ortega-y-Gasset Revolt of the masses. M., 2002.
9. Shils E. Society and societies: a macrosociological approach // American sociology. M., 2001.
_30 сентября 2018 г.