Научная статья на тему 'Поведенческие стереотипы как объект исследования: междисциплинарный подход'

Поведенческие стереотипы как объект исследования: междисциплинарный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BEHAVIORAL STEREOTYPES / PEDAGOGICS / SOCIOLOGY / PSYCHOLOGY / RESEARCH OBJECT / CROSS-DISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денильханова Т.Б.

In the conditions of globalization the question of pedagogical essence of behavioural stereotypes in the polycultural educational environment acquires the special status in the environment of a certain circle of scientific community; the concept «behavioural stereotypes» is open, considering their features in pedagogical, sociological and psychological sciences and also from pedagogical positions the essence of ethnobehavioural stereotypes is interpreted; it is proved that ethnobehavioural stereotypes function at the conscious level that allow to conclude that they can be created at students consciously, so, it is possible to speak about pedagogy of their transformation, or their adjustment further.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денильханова Т.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIORAL STEREOTYPES AS RESEARCH OBJECT: INTERDISCIPLINARY APPROACH

In the conditions of globalization the question of pedagogical essence of behavioural stereotypes in the polycultural educational environment acquires the special status in the environment of a certain circle of scientific community; the concept «behavioural stereotypes» is open, considering their features in pedagogical, sociological and psychological sciences and also from pedagogical positions the essence of ethnobehavioural stereotypes is interpreted; it is proved that ethnobehavioural stereotypes function at the conscious level that allow to conclude that they can be created at students consciously, so, it is possible to speak about pedagogy of their transformation, or their adjustment further.

Текст научной работы на тему «Поведенческие стереотипы как объект исследования: междисциплинарный подход»

DOI: 10.23683/2070-1403-2019-72-1-285-293

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.08)

УДК 37

Т.Б. Денильханова

Пятигорский государственный университет г. Пятигорск, Россия tdenilkhanova@mail.ru

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

[Tamila B. Denilkhanova Behavioral stereotypes as research object:

interdisciplinary approach]

In the conditions of globalization the question of pedagogical essence of behavioural stereotypes in the polycultural educational environment acquires the special status in the environment of a certain circle of scientific community; the concept «behavioural stereotypes» is open, considering their features in pedagogical, sociological and psychological sciences and also from pedagogical positions the essence of eth-nobehavioural stereotypes is interpreted; it is proved that ethnobehavioural stereotypes function at the conscious level that allow to conclude that they can be created at students consciously, so, it is possible to speak about pedagogy of their transformation, or their adjustment further.

Key words: behavioral stereotypes, pedagogics, sociology, psychology, research object, cross-disciplinary approach.

Смена образовательной парадигмы в первой трети XXI в. диктует новые требования к обучению и воспитанию студенческой молодежи, разрешая тем самым возникающие противоречия между личностью, его собственным «Я», и предъявляемыми требованиями современной системой образования. Главное противоречие, порождаемое сферой образования - это противоречие, выражающееся векторным / динамичным характером приращения знаний в современном мире и неспособностью их усвоения в столь огромном потоке информации [5, с. 7]. Это порождает некий «когнитивный дисбаланс» / «диссонанс», способный дезориентировать личность в освоении мотивационно-ценностных поведенческих стратегий / программ. Но любой дисбаланс может давать и обратный результат -конструктивную трансформацию любой педагогической теории.

Обучение, игнорирующее развитие способностей на базе самообразования, самомотивации и саморефлексии, нельзя считать инновационным, то есть основывающимся на новой методологической платформе современного высшего образования. Следовательно, творческая активность обучающихся должна занимать приоритетную позицию среди других принципов обучения и воспитания. Инновационный подход в образовании включает в себя одновременно и личностный, и акмеологический, и фундаментальный, и профессиональный подходы, а также синтез гуманитарных, естественнонаучных, технических дисциплин, применение новейших Интернет-технологий.

Вопрос об этнических стереотипах в настоящее время вызывает немало споров с позиции обострения межэтнических конфликтов. В условиях глобализации вопрос о педагогической сущности поведенческих стереотипов в условиях поликультурной образовательной среды приобретает особый статус в среде определенного круга научного сообщества. Особую роль в развитии личности играет окружающая среда и социум, в котором собственно и происходит ее становление.

Специфика этнической идентичности, на наш взгляд, имеет свое выражение в определенных традициях, мышлении, сознании, коммуникативной составляющей современной поликультурной личности.

Учитывая социокультурный аспект, образовательная среда должна способствовать сохранению культурного наследия, исторических ценностей, формирует взаимный интерес у людей различных вероисповеданий, национальностей, ведет к формированию толерантности и уважения между обучающимися, стабилизации межэтнических и международных отношений [4, с. 51]. По сути, образовательная среда выступает как форма открытого культурного обмена, заимствования образцов поведения и изменения / корректировки культурных стереотипов. Представления о культурных штампах, как правило, передаются из поколения в поколение и являются неотъемлемой частью самосознания индивида [2, с. 48]. С одной стороны, такое освоение поведенческих стереотипов отличается общекультурным смыслом, диктующим в сознании индивида ту или иную поведенческую стратегию с представителями того или иного этноса. С другой стороны, личность, находясь в поиске ориентиров в постоянно меняющемся мире, осознавая свою этническую идентичность, проявляет интенцию и стремление найти себя, свое собственное «Я».

Иногда возникают мысли о том, нужно ли такое этнокультурное разнообразие, способствующее либо к размыванию ценностного стержня проблемы, либо, наоборот, к обострению межэтнических конфликтов. По мнению, например, А.В. Бочкаревой, такое разнообразие просто необходимо для обогащения мировой культуры, а поликультурное самосознание должно стать основой стабильности прогрессивной общественной жизни, построении взаимных отношений между этносами [3, с. 3]. В связи с этим, на наш взгляд, усиливается и актуализируется идея сохранения этнического своеобразия.

Вопрос о взаимовосприятии этнических групп в студенческой среде сложен тем, что восприятие идентичных явлений и процессов разными этническими общностями, на наш взгляд, далеко не одинаково.

Надо заметить, что интерес к изучению этностереотипов в отечественной науке возник в 1960-1970-е гг. XX в. и содержал в себе чисто психологический, этнографический, социологический подходы в интерпретации данного вопроса. Рассуждения о поликультурной направленности поведенческих стереотипов не носили тогда ярко выраженного характера, так как идеология «советского времени» не позволяла рассматривать данный вопрос с позиции нарастания межэтнической разобщенности [4, с. 51]. Об эт-ностереотипах писали не только в рамках общего анализа теоретической науки, но и при написании научных работ, содержащих этнографические исследования. Работы Р.Г. Абдулатипова, С.А. Арутюнова, Е.М. Арутюнова, Л.М. Дробижевой, Ю.М. Лотмана и других содержат именно такую направленность анализа данного вопроса [8, с. 42].

В настоящее время, в условиях нарастающей ситуации неправильного и недостаточного понимания необходимости консолидирующей составляющей членов современного общества, многие ученые интерпретируют данный вопрос с позиции «позитивной совместимости» [9] и «разграничения политического пространства по этническому принципу» [11, с. 68].

Итак, освещая данный вопрос, необходимо рассмотреть различные подходы к определению понятий «стереотип», «поведенческий стереотип».

Обратимся к представителям социологических теорий. Термин «стереотип» (от греч. яз. - stereos - твердый, пространственный, typos - отпечаток, впечатление) в систему научных понятий был введен в аспекте современной психологии американским журналистом Уолтером Липпманом в работе

«Общественное мнение». Он попытался систематизировать в нем имеющиеся знания о стереотипах, а также выразил собственное мнение о влиянии имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте [13, с. 159]. У. Липпман выразил собственное мнение о влиянии имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте [13, с. 160].

Он характеризовал стереотип как маленькую «картинку мира», которую человек хранит в головном мозге для того, чтобы экономить усилия, которые требуются для восприятия более сложных ситуаций. Но еще в XVIII в. (1798 г.) впервые этот термин был употреблен Фирмином Дидотом для описания печатной формы / стереотипа вместо оригинала в типографской деятельности. Вне контекста типографии эта дефиниция фиксирует свое употребление в 1850 г. В настоящее время термин «стереотип» употребляется достаточно часто и актуализируется не только в повседневной речи людей, но и в средствах массовой информации, что придает масштабность осмыслению данного понятия в аспекте этнической педагогики, социологии, политологии, этнической психологии и других наук.

По мнению американского ученого У. Липпмана, существуют две причины возникновения стереотипов:

• экономия усилий;

• защита ценностей той группы людей, в которой он бытует.

Стереотипы - это своего рода замена мыслительного процесса человека. Зачем «изобретать велосипед», если можно воспользоваться чужим умом. В разной мере каждый из нас подвержен стереотипам, разница состоит в том, кто из нас насколько верит данным «постулатам». Стереотипы живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и способствуют неверному восприятию действительности: роль современных стереотипов в жизни человека и общества неоспорима. Стереотипы могут быть навязанные общественным мнением и сформированные на основе собственных наблюдений. Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения личности. Они навязывают индивиду неверный ход мыслей и мешают ему думать самостоятельно. Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать.

Стереотипы, которые действуют на уровне сознания и подсознания индивида, как правило, мешают им жить. Надо учиться отличать стереотипы от действительного представления о предмете, понимать плюсы и минусы стереотипов других людей.

В отечественной социальной психологии «стереотип - это сложившееся духовное образование в сознании людей, эмоционально окрашенные образы, передающие значения, которые сочетают в себе элементы описания, оценки и предписания; это не просто образ, но "стандартизованный", упрощенный образ какого-либо явления действительности, это схема, лишь фиксирующая некоторые черты явления, иногда не существующие, а приписываемые ему субъективно» [10, с. 86].

Этнический стереотип представлен как один из видов социального стереотипа. Существуют структурные подвиды этнического стереотипа:

• автостереотип, который характеризуется совокупностью представлений отдельных индивидов о своей этнической общности;

• гетеростереотип, характеризующийся совокупностью мнений людей о представителях других этнических общностей.

Учитывая наличие структуры этнического стереотипа, В.С. Агеев выделил две группы факторов формирования стереотипа: межгрупповые и внутригрупповые.

Формирование этностереотипа происходит следующим путем: в процессе взаимодействия индивида с социумом, а также в процессе коммуникативного воздействия, то есть через обучение и воспитание личности.

А.И. Герцен, например, как основоположник педагогического экзистенциализма и как «этический идеалист», где предметом его философии образования выступал человек, обосновывая планы «национального перевоспитания народа» [7, с. 7], считал, что «самое положительное влияние на детей оказывает простой народ, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств» [1, с. 73]. В процессе взаимодействия народов различных культур, религий и формируются поведенческие стереотипы [10, с. 86].

С позиции отечественной педагогики для анализа данного вопроса актуальными являются этноповеденческие стереотипы. Любая личность зачастую пытается применить способ экономии мышления, поэтому ей свой-

ственно в повседневных стандартных ситуациях применять определенные «программы поведения» (Е.О. Чубрик) [12, с. 523]. В процессе становления и развития поведение отдельного индивида есть не что иное, как синтез нескольких типов / программ поведения. В течение определенного этапа формирования и воспитания личности, ее взаимодействия с окружающей средой накапливается определенный опыт, позволяющий этой личности обладать фундаментальными знаниями по применению определенных форм поведения, методов воспитания будущих поколений. Аккумуляция и трансляция будущим поколениям накопленной социальной информации предусматривает ее упорядочение и отбор наиболее ценных фрагментов. Определенные формы поведения и способы обучения и воспитания передаются по принципу стереотипизации: накопленная информация составляет некий опыт, который может быть передан во времени.

Е.О. Чубрик, например, утверждает, что этноповеденческие стереотипы функционируют на сознательном уровне, в то время как этнопсихологические стереотипы работают на подсознательном уровне) [12, с. 524]. Такое отличие позволяет сделать вывод, что этнические поведенческие стереотипы можно сформировать у обучающихся сознательно.

Таким образом, люди, воспринимая мир сквозь призму представлений, отношений и ценностей, сформировавшихся в данной культуре, ведут себя в соответствии с конкретными культурными нормами. В мире нет единых общечеловеческих норм и ценностей, они существуют лишь в «культурно обусловленном варианте» [6, с. 26]. Наши представления о мире относительны и разнообразны в зависимости от того, в какой культуре мы родились и воспитывались. Чтобы понять, почему представитель той или иной культуры ведет себя определенным образом, необходимо знать типологию этнических стереотипов, учитывая генезис представлений различных ученых об этих стереотипах.

Вопрос о поведенческих стереотипах носит междисциплинарный характер. Тем не менее их специфика, с точки зрения педагогической науки, определена. Этнические поведенческие стереотипы можно сформировать у обучающихся сознательно, применяя определенные формы и методы обучения и воспитания. Следовательно, поведенческие стереотипы можно корректировать, а значит, можно говорить о педагогике их трансформации, или их корректировке.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Богуславский М.В. Экзистенциальная педагогика А.И. Герцена (к 200-летию со дня рождения) // Ценности и смыслы. 2012. № 4 (20).

2. Бокачев И.А., Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Традиционное и новаци-онное в контексте социально-философского дискурса. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010.

3. Бочкарева А.В. Этнические стереотипы: основные методологические подходы к исследованию и особенности использования психосемантических методов // Автореф. дис. на соиск. канд. социол. наук. М.: Российский университет дружбы народов, 2014.

4. Бурняшева Л.А. Толерантность как современная категория духовно-нравственного бытия человечества // Вестник развития науки и образования. 2007. № 5.

5. Газгиреева Л.Х. Государственная (официальная) педагогика России ХУП-Х1Х веков // Дис. на соиск. канд. пед. наук. Пятигорск: ПГЛУ, 2006.

6. Газгиреева Л.Х. Креативное сознание как экзистенциально-ценностный фактор развития современной личности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1.

7. Герцен А.И. Избранные педагогические высказывания / Сост. М.Ф. Ша-баева. М.: АПН РСФРС, 1951.

8. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013.

9. Дробижева Л.М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.civisbook.ru/files/File/Nacionalno-grajd.pdf (дата обращения 10.12.2018 г.).

10.Социальная психология. Краткий отчет / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М., 1978.

11.Цветкова О.В. Региональная и этническая идентичность как фактор разграничения политического пространства // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. № 1.

12. Чубрик Е.О. Система базовых стереотипов в этнокультурном пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Педагогика. 2006. Вып. 4 (44).

13.Шавырина И.В. Преодоление этнического стереотипа и предубеждения как составляющая формирования регионального солидарного общества // Межрегиональное приграничное сотрудничество. Материалы международной научно-практической конференции (г. Белгород, 7-11 апреля 2014 года). Белгород, 2014.

R E F E R E N C E S

1. Boguslavsky M. V. Existential pedagogics of A.I. Herzen (to the 200 anniversary since birth) // Values and meanings. 2012. No. 4 (20).

2. Bokachev I.A., Gazgireeva L.Kh., Burnyasheva L.A. Traditional and innovative in the context of a social and philosophical discourse. Stavropol, 2010.

3. Bochkaryova A.V. Ethnic stereotypes: main methodological approaches to a research and feature of use of psychosemantic methods // The abstract of the thesis for a degree of the candidate of sociological sciences. М.: Peoples' Friendship University of Russia, 2014.

4. Burnyasheva L.A. Tolerance as modern category of spiritual and moral life of mankind // Messenger of development of science and education. 2007. No. 5.

5. Gazgireeva L.Kh. State (official) pedagogics of Russia of the 17-19th centuries // The thesis for a degree of the candidate of pedagogical sciences. Pyatigorsk: PGLU, 2006.

6. Gazgireeva L.Kh. Creative consciousness as existential and valuable factor of development of the modern personality // Humanitarian and social and economic sciences. 2015. No. 1.

7. Herszen A.I. Chosen pedagogical statements / Comp. M.F. Shabayeva. M., 1951.

8. Civil, ethnic and regional identity: yesterday, today, tomorrow / Editor-in-chief L.M. Drobizhev. M.: Russian political encyclopedia, 2013.

9. Drobizheva L.M. National and civil and ethnic identity: problems of positive compatibility [Electronic resource]. Access mode: https://www.civisbook.ru/ files/File/Nacionalno-grajd.pdf (date of the address 10.12.2018).

10.Social psychology. The summary record / Under G.P. Predvechny and Yu.A. Sherkovin's general edition. M, 1978.

11. Tsvetkova O.V. Regional and ethnic identity as factor of differentiation of political space // News of the Tula state university. Humanities. 2017. No. 1.

12. Chubrik E.O. The system of basic stereotypes in ethnocultural space // Bulletin of the Tambov university. Series: Humanities. Pedagogics. 2006. Issue 4 (44).

13.Shavyrina I.V. Overcoming an ethnic stereotype and prejudice as making formations of regional solidary society // Interregional border cooperation. Materials of the international scientific and practical conference (Belgorod, on April 7-11, 2014). Belgorod, 2014.

_9 декабря 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.