Научная статья на тему 'Понятия «Базовые стереотипы» и «Поведение» в педагогике: особенности их корреляции'

Понятия «Базовые стереотипы» и «Поведение» в педагогике: особенности их корреляции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / ПОВЕДЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ ПРИВЫЧКА / КОРРЕЛЯЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / BEHAVIORAL STEREOTYPES / BEHAVIOR / CONCEPT OF MORAL BEHAVIOR / MORALITY / MORAL HABIT / CORRELATION / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газгиреева Лариса Хасанбиевна, Денильханова Тамила Бадрудиевна

Статья посвящена рассмотрению сущности понятий «базовые стереотипы» и «поведение», обоснованию возможности их корреляции. Осуществлена попытка доказательства мысли о том, что поведенческие стереотипы могут быть подвержены корректировке и что «поведенческие стереотипы» и «поведение» в педагогике не имеют исчерпывающего освещения, поэтому интерпретировать их корреляцию возможно лишь в концепциях нравственного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concepts of «basic stereotypes» and «behavior» in pedagogy: peculiarities of their correlation

The paper deals with the essence of such concepts as «basic stereotypes» and «behavior», as well as justifies the possibility of their correlation. An attempt has been made to prove the idea that behavioral stereotypes may be subject to adjustment and that «behavioral stereotypes» and «behavior» in pedagogy do not have exhaustive coverage, so it is only in concepts of moral behavior that their correlation can be interpreted.

Текст научной работы на тему «Понятия «Базовые стереотипы» и «Поведение» в педагогике: особенности их корреляции»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин =

УДК 316.47

Л.Х. ГАЗГИРЕЕВА доктор философских наук, профессор кафедры туризма и гостиничного сервиса ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»

Т.Б. ДЕНИЛЬХАНОВА аспирантка кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»*

Понятия «базовые стереотипы» и «поведение» в педагогике: особенности их корреляции

Статья посвящена рассмотрению сущности понятий «базовые стереотипы» и «поведение», обоснованию возможности их корреляции. Осуществлена попытка доказательства мысли о том, что поведенческие стереотипы могут быть подвержены корректировке и что «поведенческие стереотипы» и «поведение» в педагогике не имеют исчерпывающего освещения, поэтому интерпретировать их корреляцию возможно лишь в концепциях нравственного поведения.

Ключевые слова: поведенческие стереотипы, поведение, концепция нравственного поведения, нравственность, нравственная привычка, корреляция, педагогика.

Gazgireeva L.Kh., Denilkhanova T.B. The concepts of «basic stereotypes» and «behavior» in pedagogy: peculiarities of their correlation. The paper deals with the essence of such concepts as «basic stereotypes» and «behavior», as well as justifies the possibility of their correlation. An attempt has been made to prove the idea that

* Газгиреева Лариса Хасанбиевна, Денильханова Тамила Бадрудиевна, e-mail: [email protected]

behavioral stereotypes may be subject to adjustment and that «behavioral stereotypes» and «behavior» in pedagogy do not have exhaustive coverage, so it is only in concepts of moral behavior that their correlation can be interpreted.

Keywords: behavioral stereotypes, behavior, concept of moral behavior, morality, moral habit, correlation, pedagogy.

Личность, осваивая социальные нормы, овладевает базовыми знаниями не только в этническом аспекте, но и в цен-ностно-ориентационном («путь» в жизни, избранное направление самореализации, отношение к окружающему миру, «дружба-неприязнь-ненависть», «репутация»/«престижность» и т.п.)1, корректируя в течение всей жизни свои поведенческие стереотипы.

Цель данной статьи - разобраться в сущности этнопове-денческих стереотипов и проанализировать специфику понятия «поведение» с точки зрения педагогики, так как зачастую о поведенческих стереотипах пишут в научной литературе по психологии, а не по педагогике.

Е.О. Чубрик утверждает, что этноповеденческие стереотипы функционируют на сознательном уровне, в то время как этнопсихологические стереотипы работают на подсознательном уровне2. Такое отличие позволяет сделать вывод о том, что этнические поведенческие стереотипы можно сформировать у обучающихся сознательно, применяя определённые формы и методы обучения и воспитания. Следовательно, поведенческие стереотипы можно корректировать, а значит, можно говорить о педагогике их трансформации.

Этнопсихологические стереотипы характеризуются разного порядка значимости, сложности, то есть тоже имеют свою иерархию, но все они имеют «точку привязки» (Е.О. Чубрик) к единым стволам. «Точку привязки» этнопсихологических стереотипов составляют стволовые стереотипы.

Каждый стволовой стереотип обладает своей чёткой «тематикой», он не имеет генетического происхождения, следовательно, его можно сформировать при жизни путём

1 Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Духовное пространство в контексте парадигматического дискурса: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2014, с. 36.

Чубрик Е.О. Система базовых стереотипов в этнокультурном пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Педагогика. 2006, вып. 4(44), с. 524.

социализации, поэтому каждое этническое сообщество отличается своим набором уникальных типов стволов, то есть в культуре создаётся свой уникальный стволовой образ, а значит, и в педагогике разных этносов предыдущими поколениями были накоплены тоже свои уникальные «стволовые образы». Такие стволовые стереотипы являются смысловыми элементами культуры, процесса воспитания, которые связаны с человеческими отношениями, чувствами, деятельностью, а также с такими понятиями, как «жизнь»/«смерть», «любовь», «дружба», «взаимопомощь», «Роди на»/«чужб ина».

Все эти термины отражают целевую, содержательную, операционно-мотивационную, аналитико-результативную стороны социализации личности, поэтому считаем, что в педагогике эти же элементы культуры являются составными компонентами процесса воспитания личности. Это целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный компоненты. Личность, осваивая социальные нормы, овладевает базовыми знаниями не только в этническом аспекте, но и в ценностно-ориентационном («путь» в жизни, избранное направление самореализации, отношение к окружающему миру, «дружба-неприязнь-ненависть», «репута-ция»/«престижность» и т.п.), корректируя в течение всей жизни свои поведенческие стереотипы.

Стволовые стереотипы соответствуют блокам этнопсихологических стереотипов - витальному, хронологическому (темпоральному), пространственному, векторному (динамическому), эмотивному, позиционному, сексуальному. В основе такой типологии стволовых стереотипов лежит членение жизни индивида в культурном освоении своего бытия на следующие основные категории - время, пространство, ди-

1

намика, чувства, отношения .

Итак, нижеперечисленные поведенческие стереотипы можно охарактеризовать следующим образом.

1. Витальный стереотип предполагает отношение личности к жизни и смерти, то есть личность осмысливает сам факт существования жизни, её ценность. Для каждой культуры объективация витального стереотипа является уникальной и неповторимой.

1 Чубрик Е.О. Система базовых стереотипов в этнокультурном пространстве, с. 525.

2. Хронологический (темпоральный) стереотип подтверждает, что жизнь - это не только явление, какая-то субстанция, но ещё и процесс. Категория времени представителями разных этнических групп рассматривается по-разному. К данному поведенческому стереотипу относятся дефиниции «изменение», «срок», «скорость», «вовремя», «поздно», «рано» и пр., выступающие как «дисциплинирующие» элементы бытия человека в процессе его социализации, а также представления о возрасте человека и эпохах существования культуры, становления и развития определённого идеала воспитания.

3. Пространственный стереотип. Именно эту категорию личность осваивает в первую очередь. Учитывая особенности разных этнических общностей, представления «далеко - близко», «своя территория - чужая территория», «мир», «край», «чужбина»/«Родина», «соседи» и пр. могут отличаться, что в свою очередь и диктует особенности процесса воспитания личности в условиях поликультурной образовательной среды.

4. Векторный (динамический) стереотип основан на понимании понятия «цель», «направленность». Этот стволовой поведенческий стереотип связан с самоопределением, самовоспитанием, самореализацией личности, её жизненным выбором, а значит, этот стереотип отличается динамичностью, связан с понятиями роста, развития и движения в целом. Этническую окрашенность имеет стереотип о «хороших» и «плохих», «правильных» и «неправильных» способах достижения цели при решении определённой ситуации; о «прогрессивной» и «регрессивной» динамике; об «истинных» и «ложных» путях в жизни, избранном направлении самореализации своего «Я». Данный стереотип ассоциируется с образом жизненного пути во всей его ментальной многогранности.

5. Эмотивный стереотип. Эмоциональное проявление личности по отношению к определённым явлениям и событиям чётко регламентируется в рамках культурных критериев. С детства ребёнка родители приучают к «культурному» проявлению эмоций. В разных культурах регламентированы свои возрастные рамки начала освоения «правильного» проявления эмоций. Эмотивные поведенческие стереотипы становятся базой описываемых этнических

стереотипов поведения, то есть эти стереотипы определяют «внешний облик» представителей определённой культуры.

6. Позиционный стереотип отражает мировоззренческие аспекты картины мира человека, которые так или иначе связаны с межличностными отношениями. К этому стволовому поведенческому стереотипу относится целая «ветвь» иерархических связей - семейная иерархия, место личности в системе всего сообщества, то есть её социальный статус. Этот стереотип ассоциируется с определёнными понятиями, отражающими индивидуально-личностную позицию, - «дружба-неприязнь-ненависть», «соперничество-сотрудничество»/«кол-лективизм-индивидуализм», «репутация»/«уважение».

7. Сексуальный стереотип. Этим стволовым поведенческим стереотипом определяются временные рамки освоения позиции своего пола, специфика поведения с противоположным полом, степень открытости межполовых взаимоотношений, критерии партнёрства. Этот же вид стереотипа охватывает спектр запретов, диктуемых культурой и временем.

Наибольшую ценность для нашего исследования представляют следующие виды поведенческих стереотипов, которые в процессе экспериментальной работы будут подвержены корректировке, так называемой трансформации.

- этнические (национальные) или стереотипы, отражающие позиции «свой»/«чужой» (автостереоттипы и гетеро-стереотипы);

- стереотипы, отражающие аффективный компонент стереотипа (позитивные, негативные; утверждающие, отрицающие);

- стереотипы, отражающие степень необходимости в повседневной жизни (необходимые/конструктивные, деструктивные/неконструктивные);

- витальные, хронологические (темпоральные), пространственные, векторные (динамические), эмотивные, позиционные, сексуальные.

Таким образом, формирование базовых стереотипов формируется в процессе социализации личности в условиях поликультурной образовательной среды1. Система проана-

1 Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Экологизация культуры как основа формирования духовной жизни современного российского общества // Сбор. ст. Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития науки XXI века» (28 января 2016 г., Сызрань). В 2

ч. Ч. 2. Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016, с. 125-127.

лизированных выше стволовых поведенческих стереотипов является основой формирования общей картины мира, национально-мировоззренческих позиций, мироощущения.

Рассмотрим понятия «базовые стереотипы» и «поведение» в корреляции. Каковы же точки соприкосновения, взаимовлияния данных понятий? Попробуем разобраться в этом. Стоит заметить, что понятия «стереотипы (модели/программы) поведения» и «поведение» (определённые действия, поступки, которые являются объективацией стереотипа) не нужно смешивать, ведь первое означает, что объектом внимания здесь являются обычаи, традиции, трудовые навыки и приёмы, праздники, мода, игра, этикет, способы воспитания, подражания, наказания, поощрения, ухаживания, оскорбления. Поведение в педагогике следует рассматривать как совокупность определенных поступков личности, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность этих поступков, а именно переживание, мотивацию1. В педагогических исследованиях феномен поведения рассматривается в основном, учитывая способы формирования поведения. С. Якушева, например, считает, что формировать поведение можно посредством положительных и отрицательных подкреплений, акцентируя внимание на необходимость учета индивидуальности с точки зрения факторов мотивации2. Л.Б. Шнейдер и Ю.А. Клейберг рассматривают поведение как девиантное, то есть в рамках превентивной педагогики, предлагая различные способы коррекции3.

Но, по нашему мнению, ближе всех к сути исследования причин и самой специфики понятия поведения в рамках педагогики подошли ученые, рассматривающие концепции нравственного поведения. И, прежде всего, это объясняется тем, что концептуальными и доминирующими дефинициями для педагогики являются «обучение» и «воспитание». Д. Локк

1 Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Книга для учителя / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1986, с. 5.

2 Якушева С.Д. Интеграционная модель воспитания в образовательном процессе ВУЗа // Научный Вестник Оренбургского филиала ИБП: Сб. статей преподавателей. Вып. II. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2005, с. 104.

3 Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Изд-во «Академический Проект, 2005. - 336 с.

справедливо отмечал, что в процессе воспитания особую роль играют нравственные привычки, их формирование1.

Нравственная привычка - это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности2. О нравственности можно говорить только в том случае, когда человек ведет себя сообразно «золотому правилу нравственности» (Конфуций), в силу своего внутреннего побуждения/потребности, а в качестве контроля выступают его убеждения, взгляды, ценности. Более того, система нравственных привычек является одной из характеристик нравственного поведения.

По поведению человека, как правило, судят о его нравственности. Термин «поведение» является весьма широким и охватывает все стороны жизнедеятельности человека. Чтобы раскрыть нравственную сущность данной дефиниции, необходимо выделить некую наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Именно поступок и является этой наименьшей единицей поведения. Поступок - это какое-либо действие или состояние человека, претерпевающее изменение только при условии, если оно рассматривается в тесной связи с порождающими его целями, намерениями и мотивами личности. При этом эти действия, состояния, а также порождающие их мотивы и цели должны быть нравственными.

Таким образом, понятия «поведенческие стереотипы» и «поведение» в педагогике не имеют исчерпывающего освещения, поэтому интерпретировать их корреляцию возможно лишь в концепциях нравственного поведения, так как нравственность - это категория достаточно освещенная, типичная для исследований в педагогике. Очевидным является и тот факт, что исследования этих феноменов в педагогике отстают от исследований в психологии.

1 Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащегося: Книга для учителя / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1986, с. 48.

2 Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы: сборник статей / Под ред. З.И. Равкина. Йошкар-Ола, 1972, с. 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.