Научная статья на тему 'Система базовых стереотипов в этнокультурном пространстве'

Система базовых стереотипов в этнокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
235
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чубрик Елена Олеговна

The article is devoted to the analysis of the system of stereotypes in the socio-cultural aspect. The author is examining vital, temporal (chronological), spatial, vectorial, emotive, position, sexual stereotypes. In the article the significance of the system for the formation of socio-cultural mentality is proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of fundamental stereotypes in socio-cultural space

The article is devoted to the analysis of the system of stereotypes in the socio-cultural aspect. The author is examining vital, temporal (chronological), spatial, vectorial, emotive, position, sexual stereotypes. In the article the significance of the system for the formation of socio-cultural mentality is proved.

Текст научной работы на тему «Система базовых стереотипов в этнокультурном пространстве»

СИСТЕМА БАЗОВЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Е.О. Чубрик

Chubrik E.O. The system of fundamental stereotypes in socio-cultural space. The article is devoted to the analysis of the system of stereotypes in the socio-cultural aspect. The author is examining vital, temporal (chronological), spatial, vectorial, emotive, position, sexual stereotypes. In the article the significance of the system for the formation of socio-cultural mentality is proved.

Каждый человеческий коллектив обладает набором типовых программ, направленных на усреднение поведения людей. Главная функциональная ценность таких программ - сохранение единства коллектива путем контроля над поведением его членов. Человеку свойственно применять способ экономии мышления, поэтому в стандартных ситуациях он использует определенные программы поведения [1], становящиеся стереотипами. Такое стандартизированное поведение очень вариативно. Поведение каждого человека - всегда синтез нескольких типов (программ), т. е. человек постоянно выбирает «какую-либо одну стратегию из обширного набора возможностей» [2] (в зависимости от актуальности).

Каждое общество в процессе взаимодействия с окружающей средой накапливает определенный опыт, который становится фундаментом существования коллектива во времени. Хранение, передача и аккумуляция социальной информации предполагает ее упорядочение и отбор наиболее значимых фрагментов. Это осуществляется механизмом стереотипизации: накапливаемая информация организуется в определенный опыт, который благодаря наличию структуры может быть передан во времени. Коллективная память не может включать весь опыт. Стереотипизация наиболее значимой информации позволяет не только осуществлять отбор, но и сохранять ее рабочий объем в условиях постоянного обновления [3].

Общечеловеческие (инвариантные) модели поведения, связанные с биологическими свойствами человека, корректируются социальными, культурными механизмами. Чем больше социальная значимость «естественных» действий, тем сильнее степень воздействия культурных механизмов на эти

универсалии поведения - стереотипы. Регламентация затрагивает лишь внешнюю сторону действий, их «оформление» и осмысление, в то время как характер действий остается неизменным, универсальным и инвариантным [4].

Этнические особенности могут проявляться и в глубинной, и в поверхностной структуре стереотипа поведения. Выявление общего и особенного во внутренней, содержательной стороне (в отличие от внешней) весьма трудно, поскольку эта сфера не ограничивается прагматическим смыслом или мотивировкой, а, как правило, осложнена бытовыми, этическими, религиозными и другими представлениями (К. Леви-Стросс).

Следует различать стереотипы (модели) поведения и само поведение, т. е. конкретные действия и поступки, являющиеся объективацией стереотипа. В этом случае стереоти-пизированные формы поведения это - обряды, обычаи, трудовые навыки и приемы, отдых, праздник, игра, мода, этикет, способы воспитания, ухаживания, оскорбления, наказания и т. п. Столь большое разнообразие и разнородность подразумевает наличие более абстрактного уровня категорий, т. е. некоей более «узкой» структуры, при опоре на которую и возможно создание вышеперечисленных форм. Иными словами стереотипы поведения являются объективацией более абстрактных единиц - этнопсихологических стереотипов. Таким образом, изучение этнической специфики поведения возможно лишь при опоре на анализ этнических стереотипов поведения, который невозможен без анализа системы этнопсихологических стереотипов.

С позиции «программного» подхода к изучению культуры, психика человека структурирована следующим образом: поведенческие стереотипы, этнопсихологические сте-

реотипы, стволовые стереотипы1, архетипы2. Такое структурирование вполне сообразуется с традиционным делением психики человека на три уровня: сознание, подсознание, бессознательное. Получается, что на уровне бессознательного работают архетипы, на подсознательном уровне - этнопсихологические стереотипы на стволовых, на сознательном -этноповеденческие. Как уже говорилось, поведенческие категории, т. е. этнические сте-реотипы3 - это модели, по которым человек автоматически действует в конкретных жизненных ситуациях. Таких программ очень много, однако, человек выбирает нужную мгновенно и без усилий. Это говорит о том, что все множество четко структурировано, каждый элемент имеет основу, на которую крепятся однородные программы4. В качестве основы этническим стереотипам (программам поведения) выступают более абстрактные категории - этнопсихологические стереотипы. Они представляют собой сложную квинтэссенцию опыта, суждений и оценок [8]. Если этнический стереотип - это программа стандартизированного реагирования на ситуации и явления, то этнопсихологические стереотипы - некие точки в ментальном пространстве, на которые опирается картина мира. Сами по себе этнопсихологические стереотипы не проявляются внешне в поведении человека, но служат основой для этого поведения. Так, человек всегда знает меру проявления чувств (страха, например), при этом то, как он проявляет чувства, является этническим стереотипом, а внутренний ответ на вопрос «почему так, а не иначе?» -этнопсихологическим. То есть можно сказать, что этнопсихологический стереотип -это побуждение к поведению с этнической окраской.

1 Для лучшего анализа фундаментальных основ культуры мы предлагаем использовать понятие «стволовой стереотип», понимаемый как некая генетическая основа, на базе которой развивается система (организм) культуры.

2 Мы опираемся на теорию архетипа К.Г. Юнга [5].

3 Здесь и далее под термином этнический стереотип мы будем понимать именно этноповеденческие категории (т. е. инкультурный подход в отличие от принятого в этнопсихологии экзокультурного [6]). Такой подход более удобен для изучения структуры национального мышления.

4 В соответствии со структурализмом К. Леви-Стросса [7].

Очевидно, что этнопсихологических стереотипов тоже много, но и они работают очень систематизировано. Это позволяет выделять еще более абстрактные конструкты, которые в свою очередь являются «точкой привязки» для этнопсихологических стереотипов. Несмотря на то, что этнопсихологические стереотипы - элементы разного порядка (сложности, значимости и т. п.), все они имеют жесткую привязку к единым стволам. Точка привязки этнопсихологических стереотипов - стволовые стереотипы. Каждый стволовой стереотип имеет четкую «тематику» и составляет с продуцируемыми этнопсихологическими стереотипами своеобразные блоки. Совокупность блоков и составляет «этническую компоненту» человеческой психики, базирующуюся на уровне подсознания («под» уровнем сознания, где располагаются этнические стереотипы).

Сравнение с еще одним компонентом человеческой психики - архетипом - позволяет вывести важнейшие характеристики стволовых стереотипов. Архетипы располагаются на самом «нижнем» уровне психики -в области бессознательного (коллективного, согласно К.Г. Юнгу) [5, с. 68]. Это врожденные психические структуры, внутренние образы объективного жизненного процесса, которые обеспечивают единообразие, целостность и закономерность человеческого восприятия. Из глубин бессознательного они влияют на поведение человека, однако лишь косвенно, и - главное - одинаково на всех людей, не зависимо от этнической принадлежности. Именно в этом нюансе заложено коренное различие между архетипом и стволовым стереотипом. Архетип - генетически сформированный образ, единый для всех представителей биологического вида homo sapience [Там же]. Стволовой стереотип не имеет генетического происхождения, он формируется при жизни путем социализации, потому каждая этническая группа обладает своим уникальным типом стволов. В основу классификации этих стереотипов положены основные категории человеческой жизни, поэтому перечень стволов панэтни-чен. Однако в каждой культуре формируется свой уникальный стволовой образ. Это схоже с таким явлением как отпечатки пальцев человека: они есть у каждого, выделяются некоторые общие для всех элементы классифи-

кации (линии, бугорки и пр.), однако каждый отпечаток уникален.

Стволовой стереотип закладывается самой культурой и становится фундаментом для этнокультурной системы. Поэтому стволовые стереотипы - это основные смысловые элементы культуры, связанные с понятием жизни, человеческих отношений, чувств и деятельности. Поскольку это верхний уровень абстракции, стволовых стереотипов ограниченное количество и возможно их обозначить и ограничить.

В основе типологии стволовых стереотипов лежит членение жизни человека в культуре на основные категории: время, пространство, динамика, чувства, отношения. В соответствии с этим выделяются следующие стволовые стереотипы (им соответствуют и блоки этнопсихологических стереотипов):

Витальный

Хронологический (темпоральный) Пространственный Векторный (динамический)

Эмотивный

Позиционный

Сексуальный.

Витальный стереотип - это все аспекты жизни и смерти. В основе витального элемента - сам факт существования жизни, осознание этого существования. Это самая главная основа культуры, т. к. осмысление факта жизни - сугубо культурное явление. То же относится и к смерти, т. к. смерть -неотъемлемая часть категории жизни, оборотная сторона. Ценность жизни, продолжительность, отношение к смерти и пр. - все это объективация витального стереотипа, уникальная в каждой культуре.

Хронологический или темпоральный стереотип указывает на то, что жизнь это не только явление, но и процесс. Понятие времени - базовая категория человеческого сознания. Однако каждая культура и группа имеет свое восприятие времени, поэтому, это этнопсихологическая единица. К темпоральному стереотипу относятся понятия изменений, сроков, скорости и пр. На темпоральном (хронологическом) стереотипе базируются представления о возрастах человека и эпохах существования культуры. Также темпоральный ствол продуцирует понятие сроков, и, следовательно, понятия «вовремя», «позд-

но», «рано». Эти категории выступают основными «дисциплинирующими» элементами бытия человека в культуре.

Вместе с понятием существования (жизни) и времени человеческое мировоззрение определяет понятие пространства. Именно эту категорию ребенок осваивает в первую очередь. Пространство как категория базируется в основном на органах физического восприятия: человек видит контуры и разницу в размерах предметов, ощущает кожей разницу плотности, слышит звуки разной громкости в зависимости от дальности источника и пр. Однако при всей физической сущности восприятия пространства, оно трактуется человеком сугубо с позиции психологии и с этническими особенностями. В зависимости от особенностей культуры разнятся представления о «далеко» - «близко», «своя территория», «край», «мир», «чужбина», «соседи» и пр.

Векторный стереотип наиболее всего ассоциируется с понятием «цели», «направленности». Это образ некоей точки в ментальном пространстве, достижение которой кажется очень желанным. В связи с этим образом возникают понятия средств и трудностей, методов и способов. Кроме того, этот ствол связан с понятием самоопределения и самореализации, жизненного выбора и пр. Вектор в данном аспекте нераздельно связан с динамикой, с понятием движения в целом, с понятием роста и развития. Этническую окрашенность имеет стереотип о «хороших» и «плохих» целях, о «правильных» и «неправильных» способах (решения конкретной ситуации, достижения поставленных целей), о «позитивной» и «негативной» динамике (прогресс-регресс), о «верных» и «ложных» путях, дорогах («путь» в жизни, избранное направление самореализации). Именно с векторным стволом связан образ пути во всей его ментальной многогранности.

Позиционный стереотип охватывает все нюансы картины мира человека, связанные с межличностными отношениями и отношениями человек - система (группа, общество). Во-первых, к этому стволу относится весь спектр иерархических связей: семейная иерархия, любая групповая, «место» человека в иерархии всего сообщества (социальный статус) и т. п. Во-вторых, это индивидуальноличностная позиция по отношению к окружающему миру: принятие - непринятие ко-

го-либо, дружба-неприязнь-ненависть, соперничество-сотрудничество (коллективизм-индивидуализм). Позиционность мировоззрения определяет ту уникальность, что характеризует человека как единицу общения, на этой основе формируется «репутация», «престижность».

Эмотивность - одна из ведущих характеристик человеческого существования. Проявление эмоций - самая естественная реакция человека на внешние и внутренние явления. Собственно говоря, все теплокровные животные проявляют эмоции, однако лишь человек регламентирует это проявление культурными критериями. Количество, качество, сочетаемость, уместность и пр. условия проявления эмоций составляют эмотивный блок стереотипов. Ребенка с детства приучают к «приличному» проявлению эмоций: например, когда, при ком и в какой степени можно проявлять ярость или где и насколько уместно проявление нежности, кому и как можно показывать страх и пр. Кроме того, в разных культурах по разному установлена возрастная рамка, с которой ребенок должен учиться «правильно» проявлять эмоции. Таким образом, эмотивный ствол определяет «внешность» представителя культуры, т. е. то, что видят окружающие. Эмотивные этнопсихологические стереотипы становятся непосредственной основой описываемых этнических стереотипов поведения.

Сексуальность - условие развития и динамики биологического вида. Сексуальный блок этнопсихологических стереотипов непосредственно влияет на направление динамики культуры, т. к. выбор партнера для продолжения рода определяет качество, содержание последующего поколения носителей. Блок сексуальных стереотипов содержит условия межполовых взаимоотношений, степень открытости, время и динамику начала (возраст), критерии партнера и партнерства. Именно данным стволом определяется, когда подросток начинает осваивать позицию своего пола, особенности поведения и степень откровенности, роль в общественной систе-

ме, методику поведения с противоположным полом. На основе этих стереотипов выстраивается система критериев партнера. Кроме того, здесь же корень всех психосексуальных запретов, которые накладывает на человека культура и время.

Таким образом, предлагаемая нами система стволовых стереотипов является базой для формирования картины мира, национального мировоззрения, миропонимания и мироощущения. Сочетание «ветвей» стволовых стереотипов дает практически неохватное разнообразие, которое и воспринимается как национальная культура.

Формирование системы стереотипов осуществляется в процессе социализации, специфика методов которой определяет и специфику всей формируемой системы. Человек социализируется органично, в процессе существования в культуре, которая интегрирует его в себя всесторонне, с помощью огромного количества способов. Самые главные элементы - стволовые стереотипы -закладываются с первых дней на протяжении всего периода. Основной ствол формируется к возрасту зрелости (взрослости), однако всю последующую жизнь он дополняется, шлифуется, приобретает большую четкость и даже категоричность.

1. Садохин А.П. Этнология. М., 2004. С. 189.

2. БайбуринА.К. // Этнические стереотипы поведения / под ред. А.К. Байбурина. Л., 1985. С. 7-8.

3. Бернштейн Б.М. // Сов. этнография. 1981. № 2. С. 107-108.

4. Арутюнов С.А. // Исследования по общей этнографии. М., 1979. С. 25.

5. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 64.

6. Крысько В.Г., Деркач А.А., Саракуев Э.А. Этнопсихология. М., 1992.

7. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

8. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. М., 1998.

Поступила в редакцию 12.07.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.