ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 151.8 ББК 88.54
Г.К. Бисерова
этнопсихологический аспект проявлений
агрессивности в студенческой среде
Статья посвящена изучению этнопсихологических проблем проявлений агрессивности студентов. Представлен сравнительный анализ особенностей проявлений агрессивного и враждебного поведения у российских студентов и студентов-иностранцев. Проведенное исследование позволяет выявить существенные различия в проявлении агрессивности у русских и таджикских студентов.
Ключевые слова: этнопсихологические проблемы, проявления агрессивности, враждебное поведение, социальный статус, высшее образование.
G.K. Biserova
ethnical and psychological aspects of the aggression mainfestation among students
The ethnical and psychological problems of students' manifestations of aggression are discussed. A comparative analysis of features displays of aggressive and hostile behavior by Russian students and foreign students is proposed. The conducted research reveals significant differences in the manifestation of aggressiveness in Russian and Tajik students.
Key words: ethnical and psychological problems, manifestations of aggression, hostile behavior, social status, higher education.
<u <u о >s о
О Ф T X Ф
li H о
В наши дни проблема агрессивности личности, во всем многообразии ее проявлений, является актуальной не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества. Это обусловлено расширением контактов между странами и активными глобализационными процессами, которые специфически влияют на трансформацию отношений как между различными государствами, так и между различными общностями, населяющими эти государства.
Система высшего профессионального образования не существует отдельно от происходящих в мире глобальных изменений и тенденций. Очевидно, что реформационные процессы затронули и эту сферу человеческого бытия, что, несомненно, влияет на усиление ее по-
зиций на международном рынке образовательных услуг. Важной составляющей этих реформ является интернационализация высшего образования. В этой сфере «наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике» [4, с. 3].
Сегодня обучение иностранных студентов занимает значительное место среди различных направлений деятельности университетов в России. Студенты-иностранцы выступают как особая возрастная и социальная категория населения, имеющая целый спектр специфических проблем. К таким проблемам можно отнести сложность вхождения в новую этнокультурную среду и последующее за
го ш
о ^
ф
о ^
ш
этим изменение социального статуса и окружения. К этому можно добавить и часто встречающуюся, личную и материальную неустроенность, а так же страх отвержения [6, с. 168]. Это предполагает необходимость особой организации не только учебной, но и воспитательной работы, поскольку такие студенты по всем основаниям могут быть отнесены к «группе риска». Это очевидно вследствие того, что студенты-иностранцы в силу своих возрастных, социальных и психологических особенностей более подвержены эмоциональному переживанию ситуации социальной нестабильности и, как результат, испытывают психологический кризис, который проявляется в увеличении социальной дистанции, тревожности, низкой самооценке. Одним из проявлений этого кризиса является дезадаптация, потеря ценностных ориентиров, лежащих в основе построения сценариев жизни, выборе стратегий профессиональной и личностной самореализации [3]. Потеря ценностных ориентиров, потеря самого себя, проявляющаяся в невозможности приспособиться к новой общности, говорит о кризисе идентичности, о разрыве между требованиями, предъявляемыми новой ситуацией, и прежними установками и взглядами.
Все эти факторы могут стать причиной возникновения у них психосоматических проблем в процессе психологической адаптации к обучению. Низкие адаптивные способности иностранцев приводят к различным пограничным психическим расстройствам или к обострению психосоматических расстройств, что зачастую выражается в агрессивном поведении и конфликтах [7].
Современная наука располагает различными подходами к проблеме агрессии и к пониманию ее природы. Интерпри-тации концепций А. Басе, Л. Берковиц, Э. Фромма, Р. Уотсона и др. значительно отличаются друг от друга, но не являются взаимоисключающими, а только взаимно дополняют и обогащают наше понимание этой важной проблемы. Вместе они создают цельное научное представление о природе агрессивного поведения и сво-
дятся к трем основным концептуальным направлениям.
Первое направление (З. Фрейд, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) утверждает, что агрессивные побуждения являются прирожденными. Второе направление (Дж. Доллард, Л. Берковиц и др.) доказывает, что агрессия является ответом на фрустрацию. А. Бандура и др., представляющие третье направление, настаивают, что агрессивное поведение является результатом социального научения.
В своих попытках объяснения природы этнической агрессии мы в этой статье будем опираться именно на эти подходы.
Однако прежде всего нам нужно понимать, какое поведение считается агрессивным, и четко отделять самоуверенное, энергичное, целенаправленное поведение от деструктивного, которое нацелено на причинение вреда или боли.
По Л. Берковиц, агрессия представляет собой «любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб» [2, с. 24]. Можно говорить о двух разновидностях агрессии - враждебной и инструментальной. Источником первой служит злость. Такую агрессию можно было бы назвать «эмоциональной» или «гневной» агрессией, поскольку это такая агрессия, которая вызывается эмоциональным возбуждением, причем речь идет о негативных эмоциях, и агрессор стремится причинить ущерб другому лицу [2, с. 33].
Инструментальная агрессия не направлена напрямую причинить вред кому-либо. Это лишь средство для достижения определенной цели. При этом все же не следует смешивать данное понятие с понятием «враждебность». Людям, склонным к агрессии, часто видятся угрозы со стороны других людей. И, очевидно, им присуща враждебная установка к этим людям.
А.В. Садовская определяет враждебность как негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру (в первую очередь к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведен-
ческих проявлений в виде агрессии, негативизма, аутизации [8, с. 85].
Но не все враждебно предрасположенные к другим люди обязательно агрессивны. Таким образом, было бы целесообразнее рассматривать агрессивность как предрасположенность к агрессивному поведению, которое представляет собой одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния.
Психологическая наука выделяют два вида этнической агрессии: внутриэтниче-ская агрессия и межэтническая агрессия. Внутриэтническая агрессия возникает между членами одного и того же этноса, в основном выполняя функцию удаления его членов друг от друга, их рассредоточения. Межэтническая агрессия возникает между двумя этносами на групповом и на межличностном уровнях и в основном выполняет функцию защиты собственной территории, а иногда и ее расширения за счет соседей, приобретения новых ресурсов и т.д. Межэтническая агрессия в первую очередь опирается на психологические механизмы дегуманизации и деин-дивидуализации жертвы, на проекцию, каузальную атрибуцию, легко переходит от одного человека к другому и приобретает массовый характер. Наибольшей разрушительностью отличается авторитарная межэтническая и/или межрасовая агрессия. Авторитарная агрессия превращает в преступников самых обыкновенных людей, не имеющих никаких личных чувств к своим жертвам [5].
При этом агрессия и агрессивность нередко бывает осознанным решением и обдуманной политикой. Сегодня в студенческой среде часто можно наблюдать, как используются агрессивные проявления для влияния на окружающих и достижения нужных целей, что, очевидно, создает психологическое напряжение и понижает контактность и взаимопонимание между различными студенческими общностями.
Однако любому психологическому напряжению, в том числе и межэтническому, сопутствует неопределенность,
когда зачастую контроль над ситуацией сводится к минимуму, логический анализ, оценка ситуации и продуманные действия уступают свое место автоматизмам и подсознательным реакциям. Причем негативные представления о людях разрушаются намного труднее, чем положительные, и в результате срабатывает так называемый «механизм дискредитации». Он дегуманизирует образ враждебного этноса, что, безусловно, позволяет оправдывать собственные мотивы агрессивного поведения, и формы их актуализации воспринимаются как безусловно положительные и с позиции нравственности - оправданные.
Парадокс заключается в том, что мотивы и поступки противоположного этноса оцениваются как очевидно отрицательные и безнравственные. Происходит психологическое «закрепеление» отрицательного образа противника, и складывается определенный враждебный стереотип, от которого перейти на поведенческий уровень агрессии не составляет труда. Таким образом, искажение процессов восприятия втянутых в конфликт этносов обычно извращает образ не только противника, но и своей группы.
Нами исследовались психологические особенности агрессивности и её проявления у русских и таджикских студентов от 17 до 22 лет, 1-4-го курсов, где агрессивность выступает как свойство личности. При этом мы четко должны понимать сущность западной модели личности и восточной. Это является важным, т.к. вполне естественно, что люди, объединенные природно (вид Homo sapiens) и социально (человеческая цивилизация в целом), создали единые универсальные стереотипные установки и образцы поведения [1, с. 68]. Например, шесть главных эмоциональных выражений: гнев, счастье, удивление, страх, отвращение и печаль являются универсальными для всех людей. Наша человеческая способность выражать эмоции является абсолютно естественной. Но то, как эти эмоции проявляются, зависит от этнокультурной специфики, которая определяет, какого
ф ч
ф ^
о >s о
О ф
т
X
ф
г
н
о
I-
о о
X
са s
о
о ф
^
X
ф
с;
са к
о ^
с
Ё ф с о го
^
о ф
т
S !_ о с; о
X S
о с о
X I-
о
рода эмоциональную экспрессию люди могут себе позволить.
Согласно западной модели, утверждается самоценность личности, а ее поведение объясняется исходя из понимания мотивов действий самой личности. Подчеркивается важность нравственного аспекта поступков человека, т.е понимание, почему он поступает подобным образом: из чувства благодарности, патриотизма, корысти и пр.
Восточная этнокультурная модель подчеркивает зависимость личности от определенной социальной группы, требует принадлежности к этой группе, приверженности ее идеалам, нормам, ценностям и сохранением своей групповой идентичности. Поведение оценивается общими правилами и нормами. Важно не то, почему человек так поступает, а поступает ли он в соответствии с нормами, принятыми в данном этносе, т.е. важна реализация
себя лишь как части целого сообщества.
Исходя из этого в разных этнических группах и национальностях один и тот же поведенческий акт может трактоваться как акт агрессии и как акт несущий миролюбивые намерения. Подобная разница возникает из-за разного воспитания, культуры, традиций и даже особенностей проживания.
При проведении исследования нами была выдвинута гипотеза, что существуют различия в проявлении агрессивности у русских и таджикских студентов и использовалась методика «Опросник агрессивности Басса-Дарки», предназначенная для исследования уровня проявления агрессии, при этом А. Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Полученные результаты представлены в табл. 1.
Табл. 1. Показатели индекса враждебности студентов
Уровень враждебности Все испытуемые Русские Таджики
Кол-во человек Доля, % Кол-во человек Доля, % Кол-во человек Доля, %
Пониженный 6 12,8 6 20 - -
Нормальный 37 60 23 73,1 14 46,7
Повышенный 17 27,2 1 4,9 16 53,3
Данные таблицы 1 указывают, что 60 % студентов показали нормальный уровень по индексу враждебности. Из них: 61,1 % русские и 38,9 % таджики не склонны к конфликтам без значимого повода. Повышенным уровнем враждебности обладают 27,2 % испытуемых, из которых 90,1 % таджикские и 9,9 % русские студенты (частые конфликты с определённым кругом людей, вызывающих у них антипатию). Уровень враждебности ниже среднего имеют 12 % испытуемых, 100 % которых - российские студенты. Следовательно, преобладают студенты
со средним уровнем враждебности, затем - с повышенным уровнем враждебности, самая малая процентная доля -испытуемые с пониженным уровнем враждебности. Среди русских студентов, 73,1 % обладают средним уровнем враждебности, 20 % русских испытуемых имеют пониженный уровень и 4,9 % испытуемых имеют повышенный уровень враждебности. Среди таджикских студентов 53,3 % обладают повышенным уровнем враждебности, 46,7 % таджикских испытуемых имеют средний уровень враждебности (табл. 2).
Табл. 2. Показатели индекса агрессивности студентов
го ш о
о.
ф
о ^
ш
Уровень агрессивности Все испытуемые Русские Таджики
Кол-во человек Доля, % Кол-во человек Доля, % Количество человек Доля, %
Пониженный 28 46,3 19 60,5 9 30
Нормальный 27 45 10 33,2 17 58,1
Повышенный 5 8,7 1 7,3 4 11,9
По индексу агрессивности, у 46,3 % -низкий уровень агрессивности. Из них: 68,1 % русские и 31,9 % таджики. 45 % испытуемых имеют нормальный уровень агрессивности, 60 % которых составляют таджикские и 40 % русские студенты. Повышенный уровень агрессивности имеют 8,7% студентов, из которых 80 % таджикские и 20 % русские студенты. У 60,5 % русских испытуемых - пониженный уровень агрессивности. У 33,2% -нормальный уровень, у 7,3% - повышенный уровень агрессивности. Это говорит о том, что агрессивность как личностная характеристика не присуща россиянам, что, вероятно, может быть связано с доброжелательностью и отсутствием склонности к беспричинным конфликтам.
У 30 % таджикских испытуемых -пониженный уровень агрессивности. У 58,1 % - нормальный уровень, у 11,9 % повышенный уровень агрессивности. Наибольшая процент - это испытуемые с нормальным уровнем агрессивности. Это говорит о том, что агрессивность как личностная характеристика неярко выражена у таджикских студентов, а носит более ситуативный характер.
Таким образом, гипотеза, взятая за основу, подтверждается этими цифрами
и также была проверена при помощи статистического критерия I - Стьюдента, который выявил различия между уровнями полученным по индексам враждебности и агрессивности: индекс враждебности при р < 0,001: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (10,167), чем у русских (5,8), значит таджикские студенты более враждебно относятся к окружающим; индекс агрессивности при р < 0,001: среднее значение по данной шкале у таджикских испытуемых выше (20,03), чем у русских(15,533), значит таджикские студенты более агрессивны в своём поведении.
Полученные нами различия также могут быть связаны с новыми условиями проживания, климатическими условиями и разностью восприятия окружающими агрессивного поведения в Таджикистане и в РФ. Однако нельзя утверждать, что таджикская нация более агрессивна и враждебно настроена по своей природе и национальным особенностям, чем русская, так как исследование проводилось на таджикских студентах, находящихся на территории РФ, чужого для них государства, и как уже было сказано, е они находятся в состоянии повышенного напряжения. ^
о
са
о х са
а) го
X
О)
m к
о ^
с
О) с о го
о О) т s
о о
X s о с о
X I-
о
Библиографический список
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Просвещение, 2001. -357 с.
2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц.- М.: АСТ, 2002.- 510 с.
3. Василенко, Д.В. Психологическая поддержка развития личности студентов-мигрантов [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Д.В. Василенко. - Ставрополь, 2001. - 181 с.
4. Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры. От анализа к мобилизующим принципам [начало публикации реферата Рабочего документа Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры» (Париж, 5-9 октября 1998 г.)] [Текст] // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 1998. - № 11. - С. 3-9.
5. Джамалян, Д.В. Проявление агрессии в этнических стереотипах [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Д.В. Джамалян. - М., 2004. - 140 с.
6. Донских, Т.П. Социально-психологическая адаптация студента-мигранта в новых социокультурных условиях [Текст] / Т.П. Донских // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 12(118). - С. 167-172.
7. Овчинников, А.А. Особенности психологической адаптации судентов-мигрантов: психосоматические проблемы [Электронный ресурс] / А.А. Овчинников, А.Н. Султанов // Медицина и образование в Сибири. - 2014. - № 3. - Режим доступа: http://ngmu.ru/cozo/mos/archive/index. php?number=54
8. Садовская, А.В. Изучение различных форм проявления враждебности [Текст] / А.В. Садовская // Вестник Московского университета.- Сер. 14: Психология. - 1999. - № 1. - С. 85.
References
1. Andreeva G.M. Social Psychology. M.: Prosveshchenie, 2001. P. 357. [in Russian].
2. Berkowitz L. Aggression: Causes, Consequences and Control. M.: AST. 2002. P. 510. [in Russian].
3. Vasilenko D.V. Psychological support of development of the person of students-migrants. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Stavropol, 2001. P.181. [in Russian].
4. Higher education in the XXI century: Vision and Action / From analysis to mobilizing the principles of [the beginning of the publication of the essay Working Paper UNESCO World Conference "Higher Education in the XXI century .: Vision and Action" (Paris, 5-9 October 1998). Alma Mater: Journal of the higher school, 1998. № 11. P. 3-9. [in Russian].
5. Dzhamalyan D.V. Manifestation of aggression in ethnic stereotypes. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Moscow, 2004. P. 140. [in Russian].
6. Donskikh T.P. Social and psychological adaptation of migrant students in the new social and cultural conditions. Vestnik OGU, 2010. № 12(118). P. 167-172. [in Russian].
7. Ovchinnikov A.A., Sultanov A.N. Features of psychological adaptation of students-migrants: psychosomatic problems. Medicina i obrazovanie v Sibiri, 2014. № 3. Available at: http://ngmu.ru/cozo/ mos/archive/index.php?number=54 [in Russian].
8. Sadovskaia A.V. Study of different forms of hostility manifestations. Vestnik Moskovskogo univer-siteta. Seria 14: Psikhologia. 1999. №1.P. 85. [in Russian]
Сведения об авторах: Бисерова Галия Камильевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, факультет психологии и педагогики, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета,
г. Елабуга, Российская федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Biserova Galia Kamilyevna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Psychology, Faculty of Psychology and Pedagogy, Kazan Federal University, Elabuga Institute, Elabuga, Russia. E-mail: [email protected]
ro m о
<u о s
Lû