Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза как ключевой фактор повышения качества образования'

Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза как ключевой фактор повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHER / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / QUALITY / EDUCATION / INCREASE / TYPES OF ACTIVITY / FUNCTIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А.

It is emphasized the idea that in the conditions of change of an educational paradigm the professional and pedagogical competence of the teacher of higher education institution represents a key position in the solution of a problem of improvement of quality of education; basic competences of an andragog within normative documents and also need of a combination of its primary activities are proved; the shortage level of the general psychology and pedagogical culture of the teacher is revealed; from pedagogical positions the essence of functional model of professional competence of the modern teacher of the higher school is interpreted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS KEY FACTOR FOR IMPROVEMENT OF EDUCATION QUALITY

It is emphasized the idea that in the conditions of change of an educational paradigm the professional and pedagogical competence of the teacher of higher education institution represents a key position in the solution of a problem of improvement of quality of education; basic competences of an andragog within normative documents and also need of a combination of its primary activities are proved; the shortage level of the general psychology and pedagogical culture of the teacher is revealed; from pedagogical positions the essence of functional model of professional competence of the modern teacher of the higher school is interpreted.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза как ключевой фактор повышения качества образования»

DOI: 10.23683/2070-1403-2019-75-4-235-243

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.08)

УДК 37

Л.Х. Газгиреева, Л.А. Бурняшева

Пятигорский государственный университет г. Пятигорск, Россия gazgireevalarisa@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

[Larisa Kh. Gazgireeva, Lyudmila A. Burnyasheva Professional and pedagogical competence of the teacher of higher education institution as key factor for improvement of education quality]

It is emphasized the idea that in the conditions of change of an educational paradigm the professional and pedagogical competence of the teacher of higher education institution represents a key position in the solution of a problem of improvement of quality of education; basic competences of an andr-agog within normative documents and also need of a combination of its primary activities are proved; the shortage level of the general psychology and pedagogical culture of the teacher is revealed; from pedagogical positions the essence of functional model of professional competence of the modern teacher of the higher school is interpreted.

Key words: teacher, higher education institution, professional and pedagogical competence, quality, education, increase, types of activity, functional model.

Смена образовательной парадигмы, обусловившая необходимость внесения существенных изменений в образовательные стандарты, методики и технологии преподавания, предопределила в свою очередь трансформацию модели современного специалиста, на подготовку которого должны быть ориентированы учебные заведения различного профиля и направленности. При этом модификация системы подготовки педагога новой эпохи не может осуществляться эффективно без анализа тех характеристик/качеств, которыми должен обладать выпускник средней общеобразо-

вательной школы, обученный тем самым педагогом. В этой связи представляется, с нашей точки зрения, логичным проведение комплексного анализа данного вопроса.

Исследования профессиональной компетентности в научно-педагогической литературе ориентированы на два подхода - личностный и функциональный [5, с. 44]. При этом основным ориентиром должны выступать те исходные навыки и компетенции, на которые современный преподаватель должен вывести обучающихся. Перечень навыков был сформулирован в рамках форума исходя в первую очередь из запросов рынка и мнения руководителей ведущих мировых организаций. Остановимся на наиболее значимых из них. Так, современный молодой человек по окончании обучения должен обладать:

• навыками решения проблем (критическое мышление, умение анализировать);

• учебными навыками (способность приобретать новые знания, извлекать уроки из опыта и применять их в поиске инноваций);

• коммуникативными навыками (умение читать и писать, находить и использовать информацию для общения с другими);

• личными навыками (самоменеджмент, принятие обоснованных решений и управление рисками);

• социальными навыками (сотрудничество и мотивация других членов команды, управление отношениями с людьми, осуществление руководства теми или иными процессами, разрешение конфликтов и т.д.) [2].

Созвучный подход отмечен в документах по развитию и модернизации российского образования на период с 2013 по 2020 гг. Так, базовыми компетенциями современного человека в рамках нормативных документов признаются:

• информационная компетенция - умение искать, анализировать, преобразовывать и применять необходимую информацию для решения проблем;

• коммуникативная компетенция - умение организовывать процесс взаимодействия / эффективного сотрудничества с другими людьми;

• компетенция самоорганизации - умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы, ответственно относиться к собственному здоровью как одному из ключевых ресурсов;

• самообразование - способность конструировать и реализовывать собственную образовательную траекторию, наращивать конкурентоспособность, демонстрировать успешность [9].

Базовыми компетенциями преподавателя при этом будут выступать:

• социально-психологическая компетенция - готовность решать профессиональные задачи;

• коммуникативная компетенция - умение выстраивать процесс сотрудничества с обучающимся, вести продуктивный диалог, обеспечивать паритетность сторон;

• психолого-педагогическая и метафизическая компетенции - организация процесса обучения с учетом не только педагогических закономерностей образовательного процесса, но и личностных / возрастных;

• предметная компетенция - демонстрация и поддержание уровня профессиональной грамотности;

• профессиональная самореализация - стремление к совершенствованию, развитию, наращиванию потенциала;

• ноосферная компетенция (разумная созидательная сила мышления) [4, с. 41].

Исходя из вышесказанного можно предположить, что современный преподаватель должен обладать соответствующими личностными качествами, обеспечивающими ему социальные и культурные навыки; коммуникативной компетентностью, позволяющей эффективно организовывать те или иные процессы и строить систему результативного взаимодействия обучающихся в группе; базовой культурной и гражданской грамотностью, гарантирующей в первую очередь соблюдение прав и свобод личности и создание атмосферы толерантности.

Наши умозаключения подтверждаются результатами мониторинга Федерации психологов образования о новых требованиях к современному преподавателю, который должен владеть технологиями развивающего образования/обучения, в качестве приоритетного подхода к обучению и воспитанию использовать антропоцентрический подход, уметь применять в процессе работы здоровьесберегающие технологии, демонстрировать способность осуществления командной работы, умение выстраивать профессиональную карьеру обучающихся, систематически улучшать образовательную среду и воспринимать личность учащегося во всем ее многообразии, включая психологические и этнокультурные особенности [11].

При этом на практике ситуация в отношении компетентностного уровня современного педагога обстоит несколько иначе, о чем свидетельствуют результаты оценки дефицитов подготовки современного российского педагога (Е.Л. Рачевский). К наиболее серьезным проблемам данного порядка можно отнести дефицит общей психолого-педагогической культуры, неумение качественно организовывать групповую работу и проектную деятельность учащихся, невысокий уровень знаний в области возрастной психологии и физиологии, низкий уровень коллегиальности (неумение эффективно работать с другими участниками образовательного процесса), нежелание / неумение дифференцировать подходы к различным категориям детей / обучающихся (включая талантливых детей, детей с ОВЗ и т.п.) [10, с. 28].

В этой связи большинство отечественных специалистов считает, что современный андрагог должен обладать как минимум десятью ключевыми навыками, которые способны обеспечить основу его эффективной профессиональной деятельности и послужить базисом для дальнейшего компетентностного развития:

• ответственность;

• соответствующая предметная готовность;

• личная и профессиональная организованность;

• коммуникативные навыки (включая навыки повествования);

• открытость для дискуссии, принятие плюрализма мнений;

• креативность;

• ИКТ-грамотность;

• открытость инновациям и современным каналам коммуникации (включая соцсети, использование их потенциальных возможностей);

• преданность профессии;

• терпимость, что особо важно в условиях мультикультурного общества [8, с. 1402].

На первый взгляд может показаться, что данные качества/навыки/характеристики не новы. Однако в современных условиях они не только приобретают особую значимость, но и значительно усложняются, трансформируясь в весьма глобальные компетенции. Подтверждением тому может выступать точка зрения Н.В. Кузьминой, в отдельную группу выделяющей так называемую профессионально-педагогическую компетентность, которая состоит в

осведомленности педагога в области специальности, методической грамотности и психологической готовности. Автор справедливо уточняет, что профессионально-педагогическая компетентность есть совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научные и практические знания в целях эффективного решения педагогических задач, что невозможно без хорошего знания собственного предмета/ ремесла, использования максимально эффективных средств/форм/методов преподавания, учета психологической составляющей образовательно-воспитательного процесса [7, с. 104].

Иными словами, профессиональная компетентность педагога есть качество его действий по обеспечению эффективного решения профессиональных задач, что требует, помимо демонстрации предметных знаний, учета собственного жизненного и профессионального опыта, анализа текущей ситуации, применения традиционных и инновационных подходов.

По мнению Э.Ф. Зеера, В.А. Кальней, С.Е. Шишова, основу профессиональной компетентности педагога будут составлять следующие компетенции:

• когнитивная (потребность к актуализации / реализации личностного потенциала, готовность к постоянному повышению образовательного уровня, способность самостоятельно приобретать новые знания, вырабатывать соответствующие умения, стремиться к саморазвитию);

• специальная (готовность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, объективной оценке и своевременной корректировке результатов труда);

• коммуникативная (владение технологиями построения устной и письменной речи, продуктивного взаимодействия, умение использовать различные каналы коммуникации, в том числе интернет-ресурс);

• социально-информационная (владение информационными технологиями, критическое осмысление информации, транслируемой СМИ);

• социальная (способность брать на себя ответственность, умение совместно вырабатывать / принимать решения и реализовывать их, демонстрация сопряженности личных интересов с потребностями организации и общества, толерантность в отношении различных культур и религий) [6, с. 32].

Последняя компетенция имеет особую значимость в контексте проблематики нашего исследования. Предварительно резюмируя проанализиро-

ванные нами теории, можно заключить, что основу профессиональной компетентности педагога будут составлять психолого-педагогическая и коммуникативная, предметная и методическая (как часть общепедагогической), технологическая и этнокультурная компетенции, а также компетенция профессиональной самореализации.

При этом незаслуженно малое внимание в анализируемых системах уделено методологической компетенции педагога как основополагающему компоненту компетенции профессиональной. Методологическая компетенция преподавателя может быть трактована как особая форма деятельности педагогического сознания, базирующаяся на научных идеях и предопределяющая пути и способы личностно-профессионального самоопределения, что особо актуально в условиях изменяющейся социокультурной среды/ситуации [1, с. 4].

Представляется интересной, на наш взгляд, позиция В.Г. Воронцовой, которая предлагает для расширения содержания понятия «профессиональная компетентность педагога» включить в него «умение интегрироваться с опытом», то есть способность соотносить свою деятельность с тем, что уже используется в педагогической культуре конкретной личности или образовательной системе; способность продуктивно взаимодействовать с коллегами, обмениваться опытом; умение обобщать и передавать свой опыт другим [3, с. 24].

Профессиональная деятельность преподавателя вуза отличается сочетанием следующих видов деятельности: образовательной (собственно преподавание), научно-исследовательской (научной), методической (учебно-методической, научно-методической или организационно-методической), организационно-управленческой, общественной [5, с. 45]. Эти виды деятельности отражают функциональную модель профессиональной компетентности преподавателя вуза. Именно такое их интегративное сочетание будет способствовать повышению качества образования в вузах России.

Таким образом, миссия высшей школы заключается в порождении нового научного знания, «ноосферного мышления», идеалов, экзистенциально-ценностных ориентиров, так как специфика деятельности андрагога представляет собой многоуровневое и системное явление, отличающееся совокупностью различных видов деятельности, поэтому характер связи между составляющими профессиональной деятельности преподавателя вуза должен отличаться открытостью, гибкостью и вариативностью.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы: учебно-методическое пособие для преподавателей. Пятигорск: ПГЛУ, 2013.

2. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.weforum.org/ (дата обращения: 24.07.2019).

3. Воронцова В.Г. Информологический подход в постдипломном образовании (к постановке проблемы) // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы. Материалы IV международной конференции кафедры педагогики и андрогогики, 13-14 апреля 2004 года. СПб.: СПбАППО, 2004.

4. Газгиреева Л.Х. Концептуальные основы ноосферизации современного человека и общества. Ставрополь: ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010.

5. Газгиреева Л.Х., Нырова Н.И., Бурняшева Л.А. Педагогические условия формирования конкурентоспособности в контексте модернизации высшего профессионального образования: организационно-ценностный аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 1.

6. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального образования // Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий; тезисы доклада 6-й научно-практической конференции, 7-11 дек. 1998 г. Екатеринбург, 1998.

7. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

8. Логинова А.В. Навыки преподавателя XXI века как условие и показатель качества образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. № 11.

9. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф (дата обращения: 24.070.2019).

10.Рачевский Е.Л. Образовательные результаты - следствие образовательной политики // Образовательная политика. 2010. № 3 (41).

11.Федерация психологов образования России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rospsy.ru/ (дата обращения: 24.07.2019).

R E F E R E N C E S

1. Burnyasheva L.A., Gazgireeva L.Kh. Active and interactive methods of training in educational process of the higher school: an educational and methodical grant for teachers. Pyatigorsk: PGLU, 2013.

2. World Economic Forum. [Electronic resource]. Access mode: https://www.weforum.org/ (date of appeal: 24.07.2019).

3. Vorontsova V.G. Informative approach in post-degree education (to statement of a problem) // Post-degree education: problems, experience and prospects. Materials IV of the international conference of department of pedagogics and androgogika, on April 13-14, 2004. SPb., 2004.

4. Gazgireeva L.Kh. Conceptual bases of a noosferization of the modern person and society. Stavropol: Public Educational Institution of Higher Professional Training North Caucasian State Technical University, 2010.

5. Gazgireeva L.Kh., Nyrova N.I., Burnyasheva L.A. Pedagogical conditions of formation of competitiveness in the context of modernization of higher education: organizational and valuable aspect // Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of the higher education. 2018. № 1.

6. Zeer E.F. Personally focused technologies of professional education // Increase in the academic level of educational institutions on the basis of new educational technologies; theses of the report of the 6th scientific and practical conference, 7-11 Dec. 1998 Yekaterinburg, 1998.

7. Kuzmina N.V. Akmeologic theory of improvement of quality of training of specialists of education: monograph. M.: Research center of problems of quality of training of experts, 2004.

8. Loginova A.V. Skills of the teacher of the 21st century as condition and indicator of quality of educational process // Young scientist. 2015. No 11.

9. Ministry of Education and Science of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: Ministry of Education and Science. Russian Federation (date of appeal: 24.07.2019).

10.Rachevsky E.L. Educational results - a consequence of educational policy // Educational policy. 2010. № 3 (41).

11.Federation of psychologists of formation of Russia [Electronic resource]. Access mode: http://www.rospsy.ru/ (date of appeal: 24.07.2019).

25 июля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.