Научная статья на тему 'Философское осмысление духовного пространства в преломлении к специфике трансформационных процессов'

Философское осмысление духовного пространства в преломлении к специфике трансформационных процессов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
244
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ДУХОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бондаренко Наталья Григорьевна, Бурняшева Людмила Александровна, Янукян Мадлена Багратовна

Современный этап общественного развития характеризуется динамичным изменением всех форм организации социальной жизни, интенсификацией социальных отношений, распространяющихся на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на духовное пространство. В статье авторами рассматривается духовное пространство как интегративное понятие в преломлении к специфике трансформационных процессов. Определяются основные направления социальных трансформаций в современной России, анализируется влияние трансформационных процессов на сознание, как отдельного индивида, так и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бондаренко Наталья Григорьевна, Бурняшева Людмила Александровна, Янукян Мадлена Багратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философское осмысление духовного пространства в преломлении к специфике трансформационных процессов»

УДК 001

Бондаренко Наталья Григорьевна

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории и философии права Института сервиса, туризма и дизайна Северо-Кавказского федерального университета (филиал в г. Пятигорске)

425257@mail.ru.

Бурняшева Людмила Александровна

кандидат философских наук, доцент кафедры туризма и гостиничного сервиса Института международного сервиса, туризма и иностранных языков ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» (г.Пятигорск) burnyasheva@inbox.ru

Янукян Мадлена Багратовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и философии права Института сервиса, туризма и дизайна Северо-Кавказского федерального университета (филиал в г. Пятигорске) madlenayanukyan@mail.ru

Философское осмысление

ДУХОВНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРЕЛОМЛЕНИИ К СПЕЦИФИКЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Natal’ya G. Bondarenko

Doctor of philosophy, professor,

Head of the Department of history and legal philosophy. Institute of Service, Tourism and Design,

North Caucasian Federal University (branch in Pyatigorsk)

425257@mail.ru

Lyudmila A. Burnyasheva

candidate of philosophical Sciences, associate professor of tourism and hotel service.

Institute of International Service,

Tourism and Foreign Languages PSLU (Pyatigorsk) burnyasheva@inbox.ru

Madlena B. Yanukyan

candidate of pedagogical Sciences, associate professor of history and philosophy of law.

Institute of Service, Tourism and Design, North Caucasian Federal University (branch in Pyatigorsk) madlenayanukyan@mail.ru

Philosophical

COMPREHENSION OF SPIRITUAL SPACE IN RELATION TO THE SPECIFICS OF THE TRANSFORMATION PROCESSES

Аннотация. Современный этап общественного развития характеризуется динамичным изменением всех форм организации социальной жизни, интенсификацией социальных отношений, распространяющихся на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на духовное пространство. В статье авторами рассматривается духовное пространство как интегративное понятие в преломлении к специфике трансформационных процессов. Определяются основные направления социальных трансформаций в современной России, анализируется влияние трансформационных процессов на сознание, как отдельного индивида, так и общества в целом.

Ключевые слова: трансформация, духовное пространство, духовно-нравственная жизнь общества.

Annotation. Modern stage of social development is characterized by dynamic changes in all forms of organization of social life, intensification of social relations extending to all spheres of society, including the spiritual space. In the article the authors consider the spiritual space as an integrative concept in relation to the specifics of the transformation processes. They define the main directions of social transformation in contemporary Russia, analyze the influence of transformation processes on the consciousness of an individual and the society as a whole.

Keywords: transformation, spiritual space, spiritual and moral life of society.

Осуществление модернизации в любом обществе связано с активизацией субъектнодеятельностного начала и инновационным творчеством людей. Успешность инноваций возможно там, где создаётся благоприятная почва для инициативы, творчества, поискового риска, где общественными институтами и организационными системами поддерживаются социальные ин-

новации. В таком контексте духовное пространство получает новые стимулы и импульсы к трансформации [1, с. 267].

Несмотря на это, ситуация в духовном пространстве по-прежнему остаётся весьма сложной и противоречивой. Вызывает определённую тревогу снижение уровня культуры вообще и духов-

20

ной в частности, что негативно сказывается на реализации основных социальных функций культуры, имеющих самое непосредственное отношение к сохранению духовной устойчивости общества, к удержанию от распада и разложения основных моральных ценностей. Даёт о себе знать и жёсткий прессинг извне, со стороны масс-культуры, которая негативно воздействует на духовный мир человека, разрушает традиционные ценности, духовное пространство в целом. Можно сказать, что за годы социальных, политических и экономических трансформаций духовное пространство России в значительной степени утратило многое из своего культурного достояния, оно распадается на отдельные, всё менее связанные в культурном отношении сегменты, зачастую противостоящие друг другу. Происходит «расщепление» духовного пространства российского общества. Становится дозволенным недозволенное, существующие нормы нравственности и запреты, якобы не соответствующие духу времени, объявляются устаревшими и отбрасываются. На их место внедряются другие правила, которые, в большей степени, освобождают человека от высших принципов нравственности, от стремления к добру и уклонения от зла, сводят его до уровня материально-потребляющего существа [2, с. 295]. Как никогда остро в современном обществе возникают проблемы, носящие экзистенциальный характер: ощущение одиночества, духовной пустоты на фоне изменений, обрушившихся на сознание современного человека. Всё это осуществляется, во многом благодаря распространению и внедрению новейших технологий, и тем демагогическим рассуждениям о правах и свободах индивида, суть которых одна - лишить человека духовной сущности, встроить его в качестве вещи в складывающееся постноосферное пространство [3, с. 181].

Следует признать, что российское общество продолжает жить без твёрдой веры в идеалы, социальные и духовно-нравственные ценности, которые создавались нашими предками на протяжении многих столетий. Подобная ситуация угрожает социальной и духовной безопасности общества, порождает массу порой искусственно созданных проблем в экономике, политике, социальной сфере. Духовное пространство России до сих пор пребывает в ситуации неопределенности, всеобщей «размытости» современных ориентиров развития общества и государства в условиях острейшего кризиса идентификации. И это в то время, когда в процессе самоидентификации человек реализует исторически добытое право чувствовать себя непохожим на других, право на индивидуальность своего духовного мира [4, с. 2019]. Очевидно, что

Литература:

1. Бурняшева Л.А. Проблемы обновления духовного пространства современной России // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 5. С. 265-273.

2. Газгиреева Л.Х. Вестернизация и национальная традиция: сравнительно-сопоставительный аспект // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2. С. 295-302.

современный человек нуждается в помощи со стороны социума для установления своей определённости и жизненной стабильности, для повышения культуры самосознания. Такая помощь приходит лишь в социально организованном духовном пространстве, которое призвано противодействовать возникновению у индивида сегментированной картины жизни и способствовать утверждению её целостности [5, с. 18].

На наш взгляд, в настоящее время следует говорить о сохранении стабильности, целостности системы - одной из главных целей развития личности и общества. Движущей силой, определяющей развитие, может быть только стремление к поставленной общественной цели с опорой на соответствующее развитие культуры, с одновременно целенаправленным, а не стихийным формированием новых ценностей. Поэтому для развития общества и личности «необходим массовый сдвиг в ценностях, новый подход к интеграции общества, необходима новая личность, новые цели [6, с. 171].

Основное внимание следует уделить и вопросам переоценки духовно-нравственных ценностей в современных трансформационных условиях, которая обусловлена переходным состоянием современного российского общества. Особое значение приобретает создание новых ценностей, полиценностей, функционирование которых необходимо человеку в трансформирующемся социуме, так как для созидания и осмысления новой парадигмы человеческого бытия в и нформационном обществе необходима целостная концепция всех существующих ценностей, в их связанности, единстве, а также выявление влияния на них псевдо-, квази-, антиценностей [7, с. 98].

Резюмируя основные положения статьи, следует отметить, что изменения, связанные с трансформацией духовного пространства затрагивают все основные принципы организации динамичного общества. Такое общество, утверждающее ценности и оспаривающее их универсальность, требующее согласования интересов и терпения, постоянно озабочено своим будущим. Оно ищет баланс между динамикой и стабильностью, которые строятся не на абсолютных и универсальных культурных принципах, но предполагают свободу принятия решений и ответственность за риски. Духовный мир человека и способы коммуникации в трансформационном обществе становятся основой ценностно-нормативного консенсуса как предпосылки нового общества с относительно стабильной структурой.

Literature:

1. Burnyasheva L.A. Problems of updating spiritual space of modern Russia // Social-humanitarian knowledge. 2010. № 5. P. 265-273.

2. Gazgireeva L.Kh. Westernization and national tradition: comparative aspects // Scientific problems of humanitarian studies. 2010. № 2. P. 295-302.

21

3. Бондаренко Н.Г. Принцип детерминизма в коммуникативной теории общества : дисс. докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 254 с.

4. Шебзухова ТА. Морально-правовые и политические аспекты свободы в контексте принципа детерминизма / Т.А. Шебзухова, Н.Г. Бондаренко // Право и политика. 2011. № 12. С. 2018-2021.

5. Бурняшева ЛА. Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия: автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. филос. наук. Ставрополь : Северо-Кавказский государственный технический университет. 2008. 24 с.

6. Бурняшева ЛА. К проблеме традиционного и инновационного в духовно-нравственной сфере социального бытия // Наука. Инновации. Технологии. 2008, № 3. С. 169-173.

7. Бурняшева ЛА. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка // Вестник СевероКавказского федерального университета. 2009. № 4. С. 95-99.

3. Bondarenko N.G. The principle of determinism in a communicative theory of society : dis. ...doct. philos. Sciences. Rostov-on-don, 2004. 254 p.

4. Shebzukhova T.A. Moral, legal and political aspects of freedom in the context of the principle of determinism / T.A. Shebzukhova, N.G. Bondarenko // Law and politics. 2011. № 12. P. 2018-2021.

5. Burnyasheva L.A. Traditional and innovative in the spiritual and moral sphere of social life: author. dis. ... cand. philos. Sciences. Stavropol : North Caucasian State Technical University. 2008. 24 p.

6. Burnyasheva L.A. To the problem of traditional and innovative in the moral sphere of social life // Science. Innovation. Technology. 2008. № 3. p. 169-173.

7. Burnyasheva L.A. Spiritual security in the new world order // Bulletin of North Caucasian Federal University. 2009. № 4. P. 95-99.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.