Политология
УДК 327
Бурняшева Людмила Александровна Lyudmila Burnyasheva
Газгиреева Лариса Хасанбиевна Larisa Gazgireeva
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE INTERNATIONAL RELATIONS NEW SYSTEM FORMATION
Статья посвящена изучению национальных интересов России в условиях становления новой системы международных отношений. Авторы рассматривают понятие «национальные интересы», анализируют внешние и внутренние факторы формирования национальных интересов Российской Федерации, отмечая, что на их выработку заметное влияние оказывает процесс глобализации, который создаёт единое информационное пространство, аккумулирующее новое постиндустриальное сознание в мировом масштабе. Подчёркивается, что существуют разнообразные внутренние и внешние факторы, которые способствуют выработке тех или иных национальных интересов, обусловленных политическим режимом государства, суверенитетом, конфликтами интересов, поведением субъектов политики, ценностным компромиссом, национально-государственной идентичностью, геополитическим и экономическим положением государства, демографической ситуацией и состоянием информатизации общества.
Отмечается, что национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, обеспечивающихся совокупными действиями всех граждан
The article is devoted to studying of national interests of Russia in the conditions of the international relations new system formation. In this article the authors consider the concept «national interests», analyze external and internal factors of the Russian Federation national interests formation, noting that today globalization process has noticeable impact on their development. The authors emphasized that there are various internal and external factors that contribute to the production of specific national interests, due to the political regime of the state, sovereignty, conflict of interest, the behavior of policy actors, moral compromise, nationalstate identity, geopolitical and economic situation of the country, the demographic situation and the condition of informatization of society.
The article notes that the national interest is the totality of balanced interests of an individual, society and the state, provides a combined action of all citizens of Russia, each individually in his field of activity, the entire Russian society and the state.
Based on the above mentioned, the authors concluded that over the past few decades, the system of international relations has undergone significant changes. This resulted in numerous international crises and regional conflicts, including in the post-Soviet space.
России, индивидуально каждым на своём поле деятельности, всем российским обществом и государством.
На основании изложенного авторами заключается, что за последние несколько десятилетий система международных отношений претерпела значительные изменения. Следствием этого явились многочисленные международные кризисы и региональные конфликты, в том числе и на постсоветском пространстве. Отмечается, что до полной гармонизации международных отношений ещё далеко. Предлагается действенный механизм, способствующий кардинально изменить геополитическую ситуацию. Этот механизм основан на балансе интересов ведущих акторов международной политики. Отмечается важность того, что только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений
It is noted that the full harmonization of international relations is still far. However, the authors propose an effective mechanism for helping to radically change of the geopolitical situation. This mechanism is based on the balance of interests of the leading actors of international politics. The importance of the fact that only optimal, harmoniously balanced allocation of responsibilities and accountability for compliance with the national interests of Russia is noted, which may be followed by success in the development of Russia as a great power, able to realize its potential, given to it by nature and supported by the activity of previous generations
Ключевые слова: национальные интересы, международные отношения, международная политика, глобализация, национальная безопасность
Key words: national interests, international relations, international politics, globalization, national security
Национальные интересы России — это
совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Другими словами, интерес — это то, что объединяет членов гражданского общества.
Однако международные отношения не стали безопасными, и потенциал военной силы в мировой политике по-прежнему представляется как наиболее результативный фактор реализации ведущими мировыми акторами своих национальных интересов.
Актуальность исследования состоит в том, что в условиях глобализации и нарастающей многополярности международного пространства перед всеми странами, в том числе и Россией, остро встала задача чёткого определения, а также переосмысления и корректировки своих национальных интересов.
На наш взгляд, национальные интересы определяют:
— основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;
— условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.) [8; С. 149].
Национальные интересы, как правило, носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Следовательно, и обеспечиваются они совокупными действиями всех граждан
России, индивидуально каждым на своём поле деятельности, всем российским обществом и государством.
В Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [9 ] определено, что национальные интересы Российской Федерации — это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства. По нашему мнению, именно успешная реализация национальных интересов будет содействовать эффективному обеспечению национальной безопасности России, способствовать устойчивой перспективе её социально-политического и экономического развития, опирающейся на осознание своего цивилизационного и геополитического статуса.
Формируют национальный интерес рациональные потребности, ценностные предпочтения и реальные условия, в которых находится в настоящий момент социум. Данный процесс на уровне отдельного государства определяют социальные силы, располагающие реальными возможностями и определённой властной субстанцией, которые позволяют реализовывать тот или иной интерес [5; С. 24].
Как и любое явление общественно-политической жизни, национальный интерес обуславливают и определённые условия, оказывающие основополагающее воздействие на его формирование и реализацию каждого государства в международном пространстве. Так, существуют разнообразные внутренние и внешние факторы, которые способствуют выработке тех или иных национальных интересов, обусловленных политическим режимом государства, суверенитетом, конфликтами интересов, поведением субъектов политики, ценностным компромиссом, национально-государственной идентичностью, геополитическим и экономическим положением государства, демографической ситуацией и состоянием информатизации общества [10].
Так, например, политический режим — это движущая сила процесса формиро-
вания и реализации национальных интересов государства, является системой властных механизмов, определяющих как внутренние векторы развития страны, так и её внешнюю политику. Проецирование властной мощи на основе подконтрольного пространства позволяет государству и его гражданам добиться реализации своих потребностей. Поэтому от тех принципов, на которых базируется политический режим, зависит контекст национальных интересов и их привлекательность в целом [1; С. 265].
Например, если это демократическое государство, то основополагающими интересами его высшего политического руководства будет поддержание баланса сил и плюрализма мнений как внутри страны, так и в окружающем мире. Национальные интересы такого государства в системе международных отношений выстраивают -ся на основе равноправного партнёрства и содружества. Страны с их недемократическим правительством, узурпирующим политическую власть внутри страны, выстраивают свою внешнюю политику, если этому способствует мощь государства, на всеобщем контроле окружающих территорий, а следовательно, их национальные интересы опираются на силовой фактор.
Поэтому очевидно, что в современной политической науке принято отождествлять национальные интересы исключительно с демократической формой правления, способствующей их полной и эффективной реализации. Только демократическое государство, функционирующее на принципах открытого общества, свободы слова и политического представительства способно воплотить в жизнь основные потребности его граждан. Так, например, в своей ина-угурационной речи Ф. Рузвельт прямо указывал на те материальные и духовные блага, которые несёт демократия человеку. По мнению американского президента, демократическое государство — это залог успеха простых граждан, реализующих свои основные интересы с помощью политической и экономической свободы. Выделяя свободу как главный интерес гражданина, он
отметил несколько её основополагающих аспектов:
— свобода слова и высказываний;
— свобода каждого человека поклоняться Богу тем способом, который он сам избирает;
— свобода от нужды, что в переводе означает экономические договоренности, которые будут обеспечивать всем государствам здоровое мирное бытие;
— свобода от страха, что в переводе означает такое основательное сокращение вооружений во всем мире, чтобы ни одно государство не могло совершить акт физической агрессии против кого-либо из своих соседей [3; С. 171].
В дальнейшем эта теория получила название «Курс Рузвельта» и стала активно использоваться последующими администрациями США в борьбе против своих международных политических конкурентов. Так, например, американские администрации на протяжении всего периода «Холодной войны» обвиняли СССР и Китай в нарушении прав человека. В дальнейшем это стало предлогам для интервенции США в Боснию, Косово, Ирак [2; С. 64].
О связи демократического режима и национального интереса писал Ф. Фукуяма, рассматривая национально-государственный интерес в конфликтологическом контексте. Согласно его теории, «государство, следующее лишь логике своего национального интереса, может скатиться в бездну национализма, и единственным выходом из этой ситуации является демократизация общественного строя» [2, 68]. Таким образом, демократическое государство, являясь неповторимой социально-политической организацией общества, способно в большей степени, нежели недемократическое, опираясь на всеобщую волю граждан, закреплённую конституцией и законами страны, полновесно выразить такой важный императив общественной и государственной деятельности, как национальный интерес, активно поддерживаемый всем социумом.
Становление российского государства как одного из ведущих международных акторов в начале XXI в. связано с повы-
шением эффективности артикуляции и агрегации на мировой арене — своих национальных интересов как важных и неотъемлемых атрибутов любого суверенного государства. Таким образом, очевидно, что национальный интерес является основой современных дипломатических отношений, а возможность и способность его успешной реализации является показателем статуса государства в формирующейся системе международных отношений [7; С. 9].
Таким образом, в постбиполярную эпоху международных отношений проблема реализации российских национальных интересов связана с геополитическими и социально-экономическими изменениями, произошедшими в конце XX в. В частности, социально-экономические пертурбации во вновь образовавшихся государствах послужили причинами роста этнических конфликтов и нестабильности на территории всего постсоветского пространства. Геополитические трансформации кардинальным образом поменяли расклад сил в системе международных отношений: после распада социалистического блока стран во главе с СССР многие государства получили возможности для расширения своего политического и экономического влияния в мире. К таким странам, помимо США и их основных союзников Японию, Великобританию, Израиль, Германию, Францию, Турцию, можно отнести Китай и Индию [6; С. 297].
Таким образом, в начале XXI в. Россия оказалась в сложной геополитической ситуации, влияющей на возможность реализации и защиты своих национальных интересов в международном пространстве [4; С. 13].
Анализируя внешний фактор формирования национальных интересов Российской Федерации, следует отметить, что их выработка обусловлена заметным влиянием процесса глобализации, которая создаёт единое информационное пространство, аккумулирующее новое постиндустриальное сознание в мировом масштабе. Процесс реализации национальных интересов осложняет противоречивая международная обстановка в складывающемся геополитиче-
ском пространстве, где после распада СССР до конца не устранён силовой фактор решения важных межгосударственных вопросов и действует политика двойных стандартов, которая выражается в игнорировании институтов и норм международного права.
Рассматривая внутренний фактор выработки национальных интересов, следует заметить, что он включает сложный механизм учета интересов отдельной личности и разнообразных социальных групп, их согласования и перевода данных интересов на уровень государства как субъекта международной политики.
Перед российским государством стоит проблема преодоления геополитических и экономических последствий, социальных и духовных потерь в результате распада СССР и его военно-политического блока. Распад единого государства привел к возникновению и обострению многих проблем [11].
На основании изложенного, следует заключить, что за последние несколько десятилетий система международных отноше-
Литературя_
1. Бурняшева Л.А. Проблемы обновления духовного пространства современной России // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 5. С. 265273.
2. Бурняшева Л.А. Духовное пространство в контексте трансформационных процессов в обществе: социально-философский анализ: монография. Пятигорск, 2012. 117 с.
3. Бурняшева Л.А. Духовно-экзистенциальное время и пространство: современный взгляд // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2010. № 3. С. 169-173.
4. Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Экзистенциальные основы духовной безопасности российского общества // Власть. 2011. № 2. С. 11-15.
5. Газгиреева Л.Х. Виртуализация как нова-ционный процесс: духовно-нравственный аспект // Сб. науч. тр. Северо-Кавказского государственного технического университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 9. С. 22-27.
6. Газгиреева Л.Х. Вестернизация и национальная традиция: сравнительно-сопоставительный аспект // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2. С. 295-302.
ний претерпела значительные изменения. Следствием этого явились многочисленные международные кризисы и региональные конфликты, в том числе и на постсоветском пространстве.
Таким образом, все это подтверждает наши выводы о том, что до полной гармонизации международных отношений ещё далеко. Однако, по нашему мнению, существует действенный механизм, способствующий кардинально изменить геополитическую ситуацию. Этот механизм основан на балансе интересов ведущих акторов международной политики. Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.
_References
1. Burnyasheva L.A. Sotsialno-gumanitarnye znaniya (Socially-humanitarian knowledge), 2010, no. 5, pp. 265-273.
2. Burnyasheva L.A. Duhovnoe prostranstvo v kontekste transformatsionnyh protsessov v obsh-hestve: sotsialno-filosofskiy analiz [Spiritual space in the context of the transformation processes in society: socially-philosophical analysis]: monograph. Pyatigorsk, 2012. 117 p.
3. Burnyasheva L.A. Vestnik Severo-Kavkazsko-gofederalnogo universiteta (Bulletin of the North Caucasus Federal University), 2010, no. 3, pp. 169-173.
4. Gazgireeva L.H., Burnyasheva L.A. Vlast (Power), 2011, no. 2, pp. 11-15.
5. Gazgireeva L.H. Sb. nauch. tr. Severo-Kav-kazskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universite-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki (Coll. scientific. articles North Caucasus State Technical University. Ser .: Humanities), 2010, no. 9, pp. 22-27.
6. Gazgireeva L.H. Nauchnye problemy gumani-tarnyh issledovaniy (Scientific problems of humanitarian research), 2010, no. 2, pp. 295-302.
7. Горбунов А.П. Как управлять миром, позитивно преобразовывая его: креационно-эволю-ционная транспарадигматика и транспараметрика, трансконсоциотика и транссинергетика единосмыс-лового мироустройства // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. № 1. С. 9-39.
8. Косов Г.В., Панин В.Н. Индикаторы геополитической составляющей политического процесса // В кн.: Вестник института стратегических исследований ПГЛУ. Ставрополь, 2012. С. 4-10.
9. Косов Г.В., Нефедов С.А. Некоторые методологические аспекты анализа экополитического насилия // Власть. 2013. № 11. С. 149-152.
10. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.
11. Чапчиков С.Ю. Структура современных национальных интересов России: новый взгляд // Право и управление. XXI век. № 3 (20) 2011. Режим доступа: http://pravo.mgimo.ru/avtory/chap-сЬШ^.
7. Gorbunov A.P. Vestnik Pyatigorskogo gosu-darstvennogo lingvisticheskogo universiteta (Bulletin of the Pyatigorsk State Linguistic University), 2013, no. 1, pp. 9-39.
8. Kosov G.V., Panin V.N. Indikatory geopolit-icheskoy sostavlyayushhey politicheskogo protsessa [Indicators of the geopolitical component of the political process]: In. Bulletin of the Institute of Strategic Studies PSLU. Stavropol, 2012. pp. 4-10.
9. Kosov G.V., Nefedov S.A. Vlast (Power), 2013, no. 11, pp. 149-152.
10. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 12 maya 2009 g. № 537 «O Strategii natsionalnoy bezo-pasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda» (Presidential Decree dated by May 12, 2009 no. 537 «On National Security Strategy of the Russian Federation until 2020»): Russian newspaper. 2009, May 19.
11. Chapchikov S.Yu. Pravo i upravlenie. XXI vek (Law and Management. XXI Century), 2011, no. 3 (20) Available at: http://pravo.mgimo.ru/avtory/ chapchikov.
Коротко об авторах _
Бурняшева Л.А., канд. филос. наук, доцент, институт международного сервиса, туризма и иностранных языков, Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск, Россия [email protected]
Научные интересы: гармонизация национальных интересов в международном сообществе в меняющемся мире
_Briefly about the authors
L. Burnyasheva, candidate of philosophical sciences, associate professor, Institute of International Service, Tourism and Foreign Languages, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia
Scientific interests: problem of national interests' harmonization in the international community in a changing world
Газгиреева Л.Х., д-р филос. наук, доцент, институт международного сервиса, туризма и иностранных языков, Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск, Россия [email protected]
Научные интересы: гармонизация национальных интересов в международном сообществе в меняющемся мире
L. Gazgireeva, doctor of philosophical sciences, associate professor, Institute of International Service, Tourism and Foreign Languages, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia
Scientific interests: problem of national interests' harmonization in the international community in a changing world