УДК 141.32:111.7
DOI 10.34823/SGZ.2021.2.51560
С.А. МАРЧЕНКО аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»
Экзистенциально-ценностное самоопределение личности в условиях трансформации современного общества
В данной статье на основании социальной философии автор рассматривает вопросы экзистенциально-ценностного самоопределения личности. В результате исследования автор делает вывод, что сегодня присутствует настоятельная необходимость своевременного создания условий, способов и средств, которые помогут в преодолении несоответствующих социальных условий развития человека и его важнейшей потребности - ценностного самоопределения.
Ключевые слова: экзистенциально-ценностное самоопределение, бытие человека, личность, общество, трансформация.
S.A. MARCHENKO Postgraduate student of the Department of historical and
socio-philosophical disciplines of Oriental studies and theology of the «Pyatigorsk state University»
Existential-value self-determination of the individual in the conditions of transformation of modern society
In this article, based on social philosophy, the author examines the issues of existential and value self-determination of the individual. ^s a result of the research, the author concludes that today there is an
* Марченко Светлана Анатольевна, e-mail: marchenko@mail.ru
urgent need for timely creation of conditions, methods and means that will help in overcoming inappropriate social conditions for human development and its most important need - value self-determination.
Keywords: existential-value self-determination, human being, personality, society, transformation.
Размышления об экзистенциально-ценностном самоопределении личности являются распространенной темой социальной философии. Сегодня современной цивилизации свойственно развитие по усложненному сценарию, трансформационные процессы провоцируют поведенческие конф-
i
ликты, социальную деструкцию , на основании чего индивид теряет ценностные ориентиры, утрачивает цели и смыслы бытия.
Новые идейные установки и ценностные приоритеты в сознании человека представляют собой важное условие общественной трансформации. Размышления М. Шелера направлены на преодоление кризиса европейской культуры. Философ говорит о том, что если в сознании человека произойдет пробуждение чувства ценности, то современное общество окажется на пути к возрождению и обновлению2. В настоящее время человеку свойственно искать новые ценностные ориентиры, по-новому выстраивать свою деятельность, так как в данные условия его поставила информационная цивилизация. В результате трансформации современного общества актуальность приобрела проблема самоопределения человека, осознания и сохранения им своей социальной идентичности. Современный человек вынужден переосмысливать свое бытие, заниматься поиском новых ценностей и идей. Ко всему прочему, человек всегда стремился к самоопределению, которое представляет одну из важнейших его потребностей. Ему свойственно организовывать свои смыслы в результате того, как он их представляет и кем он представляет себя.
Самоопределение выражено самосознанием, проявляющимся через ощущения, осмысление и реализацию человеком своей достоверности, через интериоризацию культурных
1 Бурняшева Л.А. Духовное пространство в контексте трансформационных процессов в обществе: социально-философский анализ: монография. Пятигорск, 2012, с. 67.
2 Трепалина Н.Е. Кризис европейской культуры: постановка проблемы и пути ее решения на рубеже Х1Х-ХХ веков // Многоязычие в образовательном пространстве. Философия, этика, религиоведение, 2015, № 3, с. 86.
моделей. Здесь имеется в виду проблема выбора человеком ценностных оснований своего бытия, самовоспроизводства в социальном мире. Все это нелегкий и противоречивый процесс, в результате которого происходит установление границ своего «Я», где одновременно человек стремится выйти за их пределы. В разные исторические периоды развития человечества подобное противоречие определялось многообразными ценностными факторами1. Человеку свойственно самоопределение непосредственно через имя, книгу, а также осознание себя в контексте традиций, религии, языка. Осознавая себя, человек придает смысл своей жизни, а в результате находит повод к продолжению и саморазвитию.
Именно человек создает социокультурное бытие, которому он же и должен соответствовать. Самоопределение возникает на основании трансформации, отличающейся «темпоральными свойствами, развитием на протяжении всего бытия человека, расширением и обогащением смыслов, прохождением кризисных этапов становления, изменением соотношения в проявлении окружающего мира»2.
Современное общество оказалось в условиях трансформации, в результате чего неотъемлемые человеческие свойства перестают существовать. Сегодня проводятся исследования в области искусственного интеллекта, генетики, исследуются биотехнологии и те изменения в социуме, которые являются фундаментальными, например эмансипация, атеизм, переопределяется положение человека во Вселенной. М. Бубер призывает не относиться с пессимизмом к тем изменениям, которые приводят к преодолению экзистенциально-ценностных проблем бытия современной личности, к самоопределению3.
Направляя внимание на определенный уровень экзистенции с учетом трансформации современного российского общества с точки зрения бытия отдельного человека, следует констатировать, что в настоящее время наблюдается особая незащищенность человека от развития экзистенциального кризиса, которому свойственно проявление, прежде всего, в
1 Тельнова Н.А. Специфика ценностного самоопределения человека в условиях модернизации современного общества // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Филос. 2012, № 3(18), с. 51-59.
2 Листвина Е.В., Тельнова Н.А. Временные модусы социальной идентичности // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, вып. 4. Саратов: Изд-во СГУ, 2011, т. 11, с. 18.
3 Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995, с.157.
кризисе идентичности. Так, человек задается вопросами смысла, конечности, свободы, пытается ответить на такие вопросы: зачем я? кто я? какой я?
Сегодня все большее распространение получают проблемы, связанные с экзистенциально-ценностным самоопределением личности. Э.Х. Эриксон, К.Г. Юнг утверждают, что возникают данные проблемы на основании сенситивности конкретного периода бытия1. Но И.Д. Ялом говорит о том, что существует подход, который объясняет возникновение проблем через столкновение с конкретными ситуациями.
Нынешняя ситуация носит драматический характер, так как обозначенные традиционные пути преодоления экзистенциальных проблем человеческого бытия (жизни, смерти, свободы, ответственности), выход из антропологического кризиса теряют свою эффективность, а образовавшиеся деструкции, например, саморазрушающее поведение: лудомания,
аддикции, становятся доступными практически для всех и не
2
представляют никаких альтернатив .
В условиях трансформации социума кардинально изменились представления о потребности и ее ценности. Семио-тичной фигурой представляется личность «тотального потребителя» (Homo consumens). Современный человек стремится обогатиться, приобрести как можно больше материальных благ, что говорит о завуалированной зависимости человека от социума. Человек конституирует свою идентичность, «структуру своего повседневного бытия первостепенно с помощью товаров и услуг, которым придается функция символов»3. Ж. Бодрийяр указывал на то, что самоопределение осуществляется путем «подключенности» к идентификатору, что означает символическое отождествление человека с какой-либо определенной объективной предметностью. Некоторые исследователи считают, что социум, который придерживается потребительских ценностей, обрекает человека на утрату духовно-нравственных основ бытия, за этим следует его де-
1 Бокачев И.А., Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Традиционное и нова-ционное в условиях модернизации современного общества: учебное пособие. Ставрополь, 2010, с. 82.
2 Бурняшева Л.А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2009, № 4, с. 95-99.
3 Ильин В.И. Поведение потребителей. Спб: Питер, 2000, с. 13.
гуманизация, человек теряет смысл жизни, приводит к отчуждению трансцендирующих истин.
Современная культура предоставляет много возможностей. К примеру, «виртуальная реальность» снимает ограничения повседневного бытия, предоставляет безграничное прост-
1
ранство для самоопределения и самоутверждения человека . Репрезентация реальности масс-медиа образует некий парадокс: чем больше знаний получает человек о мире, тем более сложно становится оформить его образ, определить границы, в результате сложность возникает и в нахождении своего места в этом мире.
Следует отметить и глобализацию, которая приводит к новому единству человечества, но также в результате глобализации появляютсяногообразные локальности. Сегодня резко возросла коммуникация на основании интенсивного взаимодействия культур. И именно в наше время человеку необходим равноправный диалог, выступающий основой взаимопонимания в мире. Понять себя человек может через диалог с «другим». И только конструктивный диалог поможет в самоопределении человеку, так как этот процесс не сводится к простому обмену информацией, он находится в постоянном поиске ценностных смыслов.
Из-за ценностной неопределенности происходит потеря личностной ориентации в современной культуре, что может привести к разным формам самоопределения (эскапизм, экстремизм).
Таким образом можно заключить, что условия плюрального, децентрированного культурного мира создают серьезную проблему ценностной самоидентификации индивида, который пребывает в мире бесконечных возможностей выбора. Условия трансформации современного российского общества поставили человека в крайне противоречивое положение: во-первых, множественные его достижения в различных сферах бытия позволяют расширять человеческие способности, во-вторых - его самоидентификацию усложняют социальные конфликты, техногенные катастрофы, экономические и духовные кризисы, усиливающееся давление информатизации. Преодолеть эти проблемы поможет осознанность. Идея осоз-
1 Бурняшева Л.А. Духовно-экзистенциальное время и пространство: современный взгляд // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2010, № 3, с. 169.
нанности представляет собой способность приблизиться к восприятию мира, дает возможность отстраниться от эмоций, что позволяет встретиться с экзистенциальными данностями, и, не отрицая их, выбрать наиболее подходящий способ сов-ладания с собой. Подобная стратегия развития осознанности не представляется принципиально новой, но в современной интерпретации носит сугубо секулярный характер и охватывает широкую аудиторию. Присутствует необходимость своевременного создания условий, способов и средств, которые помогут в преодолении несоответствующих социальных условий развития человека и его важнейшей потребности - ценностного самоопределения.