Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Марченко Светлана Анатольевна

В данной статье на основании социальной философии автор рассматривает вопросы экзистенциально-ценностного самоопределения личности. В результате исследования автор делает вывод, что сегодня присутствует настоятельная необходимость своевременного создания условий, способов и средств, которые помогут в преодолении несоответствующих социальных условий развития человека и его важнейшей потребности - ценностного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL-VALUE SELF-DETERMINATION OF THE INDIVIDUAL IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF MODERN SOCIETY

In this article, based on social philosophy, the author examines the issues of existential and value self-determination of the individual. As a result of the research, the author concludes that today there is an urgent need for timely creation of conditions, methods and means that will help in overcoming inappropriate social conditions for human development and its most important need - value self-determination.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 141.32:111.7

DOI 10.34823/SGZ.2021.2.51560

С.А. МАРЧЕНКО аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»

Экзистенциально-ценностное самоопределение личности в условиях трансформации современного общества

В данной статье на основании социальной философии автор рассматривает вопросы экзистенциально-ценностного самоопределения личности. В результате исследования автор делает вывод, что сегодня присутствует настоятельная необходимость своевременного создания условий, способов и средств, которые помогут в преодолении несоответствующих социальных условий развития человека и его важнейшей потребности - ценностного самоопределения.

Ключевые слова: экзистенциально-ценностное самоопределение, бытие человека, личность, общество, трансформация.

S.A. MARCHENKO Postgraduate student of the Department of historical and

socio-philosophical disciplines of Oriental studies and theology of the «Pyatigorsk state University»

Existential-value self-determination of the individual in the conditions of transformation of modern society

In this article, based on social philosophy, the author examines the issues of existential and value self-determination of the individual. ^s a result of the research, the author concludes that today there is an

* Марченко Светлана Анатольевна, e-mail: marchenko@mail.ru

urgent need for timely creation of conditions, methods and means that will help in overcoming inappropriate social conditions for human development and its most important need - value self-determination.

Keywords: existential-value self-determination, human being, personality, society, transformation.

Размышления об экзистенциально-ценностном самоопределении личности являются распространенной темой социальной философии. Сегодня современной цивилизации свойственно развитие по усложненному сценарию, трансформационные процессы провоцируют поведенческие конф-

i

ликты, социальную деструкцию , на основании чего индивид теряет ценностные ориентиры, утрачивает цели и смыслы бытия.

Новые идейные установки и ценностные приоритеты в сознании человека представляют собой важное условие общественной трансформации. Размышления М. Шелера направлены на преодоление кризиса европейской культуры. Философ говорит о том, что если в сознании человека произойдет пробуждение чувства ценности, то современное общество окажется на пути к возрождению и обновлению2. В настоящее время человеку свойственно искать новые ценностные ориентиры, по-новому выстраивать свою деятельность, так как в данные условия его поставила информационная цивилизация. В результате трансформации современного общества актуальность приобрела проблема самоопределения человека, осознания и сохранения им своей социальной идентичности. Современный человек вынужден переосмысливать свое бытие, заниматься поиском новых ценностей и идей. Ко всему прочему, человек всегда стремился к самоопределению, которое представляет одну из важнейших его потребностей. Ему свойственно организовывать свои смыслы в результате того, как он их представляет и кем он представляет себя.

Самоопределение выражено самосознанием, проявляющимся через ощущения, осмысление и реализацию человеком своей достоверности, через интериоризацию культурных

1 Бурняшева Л.А. Духовное пространство в контексте трансформационных процессов в обществе: социально-философский анализ: монография. Пятигорск, 2012, с. 67.

2 Трепалина Н.Е. Кризис европейской культуры: постановка проблемы и пути ее решения на рубеже Х1Х-ХХ веков // Многоязычие в образовательном пространстве. Философия, этика, религиоведение, 2015, № 3, с. 86.

моделей. Здесь имеется в виду проблема выбора человеком ценностных оснований своего бытия, самовоспроизводства в социальном мире. Все это нелегкий и противоречивый процесс, в результате которого происходит установление границ своего «Я», где одновременно человек стремится выйти за их пределы. В разные исторические периоды развития человечества подобное противоречие определялось многообразными ценностными факторами1. Человеку свойственно самоопределение непосредственно через имя, книгу, а также осознание себя в контексте традиций, религии, языка. Осознавая себя, человек придает смысл своей жизни, а в результате находит повод к продолжению и саморазвитию.

Именно человек создает социокультурное бытие, которому он же и должен соответствовать. Самоопределение возникает на основании трансформации, отличающейся «темпоральными свойствами, развитием на протяжении всего бытия человека, расширением и обогащением смыслов, прохождением кризисных этапов становления, изменением соотношения в проявлении окружающего мира»2.

Современное общество оказалось в условиях трансформации, в результате чего неотъемлемые человеческие свойства перестают существовать. Сегодня проводятся исследования в области искусственного интеллекта, генетики, исследуются биотехнологии и те изменения в социуме, которые являются фундаментальными, например эмансипация, атеизм, переопределяется положение человека во Вселенной. М. Бубер призывает не относиться с пессимизмом к тем изменениям, которые приводят к преодолению экзистенциально-ценностных проблем бытия современной личности, к самоопределению3.

Направляя внимание на определенный уровень экзистенции с учетом трансформации современного российского общества с точки зрения бытия отдельного человека, следует констатировать, что в настоящее время наблюдается особая незащищенность человека от развития экзистенциального кризиса, которому свойственно проявление, прежде всего, в

1 Тельнова Н.А. Специфика ценностного самоопределения человека в условиях модернизации современного общества // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Филос. 2012, № 3(18), с. 51-59.

2 Листвина Е.В., Тельнова Н.А. Временные модусы социальной идентичности // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, вып. 4. Саратов: Изд-во СГУ, 2011, т. 11, с. 18.

3 Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995, с.157.

кризисе идентичности. Так, человек задается вопросами смысла, конечности, свободы, пытается ответить на такие вопросы: зачем я? кто я? какой я?

Сегодня все большее распространение получают проблемы, связанные с экзистенциально-ценностным самоопределением личности. Э.Х. Эриксон, К.Г. Юнг утверждают, что возникают данные проблемы на основании сенситивности конкретного периода бытия1. Но И.Д. Ялом говорит о том, что существует подход, который объясняет возникновение проблем через столкновение с конкретными ситуациями.

Нынешняя ситуация носит драматический характер, так как обозначенные традиционные пути преодоления экзистенциальных проблем человеческого бытия (жизни, смерти, свободы, ответственности), выход из антропологического кризиса теряют свою эффективность, а образовавшиеся деструкции, например, саморазрушающее поведение: лудомания,

аддикции, становятся доступными практически для всех и не

2

представляют никаких альтернатив .

В условиях трансформации социума кардинально изменились представления о потребности и ее ценности. Семио-тичной фигурой представляется личность «тотального потребителя» (Homo consumens). Современный человек стремится обогатиться, приобрести как можно больше материальных благ, что говорит о завуалированной зависимости человека от социума. Человек конституирует свою идентичность, «структуру своего повседневного бытия первостепенно с помощью товаров и услуг, которым придается функция символов»3. Ж. Бодрийяр указывал на то, что самоопределение осуществляется путем «подключенности» к идентификатору, что означает символическое отождествление человека с какой-либо определенной объективной предметностью. Некоторые исследователи считают, что социум, который придерживается потребительских ценностей, обрекает человека на утрату духовно-нравственных основ бытия, за этим следует его де-

1 Бокачев И.А., Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Традиционное и нова-ционное в условиях модернизации современного общества: учебное пособие. Ставрополь, 2010, с. 82.

2 Бурняшева Л.А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2009, № 4, с. 95-99.

3 Ильин В.И. Поведение потребителей. Спб: Питер, 2000, с. 13.

гуманизация, человек теряет смысл жизни, приводит к отчуждению трансцендирующих истин.

Современная культура предоставляет много возможностей. К примеру, «виртуальная реальность» снимает ограничения повседневного бытия, предоставляет безграничное прост-

1

ранство для самоопределения и самоутверждения человека . Репрезентация реальности масс-медиа образует некий парадокс: чем больше знаний получает человек о мире, тем более сложно становится оформить его образ, определить границы, в результате сложность возникает и в нахождении своего места в этом мире.

Следует отметить и глобализацию, которая приводит к новому единству человечества, но также в результате глобализации появляютсяногообразные локальности. Сегодня резко возросла коммуникация на основании интенсивного взаимодействия культур. И именно в наше время человеку необходим равноправный диалог, выступающий основой взаимопонимания в мире. Понять себя человек может через диалог с «другим». И только конструктивный диалог поможет в самоопределении человеку, так как этот процесс не сводится к простому обмену информацией, он находится в постоянном поиске ценностных смыслов.

Из-за ценностной неопределенности происходит потеря личностной ориентации в современной культуре, что может привести к разным формам самоопределения (эскапизм, экстремизм).

Таким образом можно заключить, что условия плюрального, децентрированного культурного мира создают серьезную проблему ценностной самоидентификации индивида, который пребывает в мире бесконечных возможностей выбора. Условия трансформации современного российского общества поставили человека в крайне противоречивое положение: во-первых, множественные его достижения в различных сферах бытия позволяют расширять человеческие способности, во-вторых - его самоидентификацию усложняют социальные конфликты, техногенные катастрофы, экономические и духовные кризисы, усиливающееся давление информатизации. Преодолеть эти проблемы поможет осознанность. Идея осоз-

1 Бурняшева Л.А. Духовно-экзистенциальное время и пространство: современный взгляд // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2010, № 3, с. 169.

нанности представляет собой способность приблизиться к восприятию мира, дает возможность отстраниться от эмоций, что позволяет встретиться с экзистенциальными данностями, и, не отрицая их, выбрать наиболее подходящий способ сов-ладания с собой. Подобная стратегия развития осознанности не представляется принципиально новой, но в современной интерпретации носит сугубо секулярный характер и охватывает широкую аудиторию. Присутствует необходимость своевременного создания условий, способов и средств, которые помогут в преодолении несоответствующих социальных условий развития человека и его важнейшей потребности - ценностного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.