Научная статья на тему 'К вопросу о темпоральном самоопределении человека'

К вопросу о темпоральном самоопределении человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПОРАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пащенко О. В.

В статье рассматривается темпоральное самоопределение человека, которое связано с личностным временем и раскрывается через биологическое, социальное, психологическое и экзистенциальное времена. В статье также теоретически описаны составляющие, благодаря которым возможно темпоральное самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF TEMPORAL HUMAN SELF-DETERMINATION

The article discusses the temporal self-determination and its significance for humans. Temporal self-determination is related to personal time, which is revealed through the biological, social, psychological and existential times. The article also presents the components that make possible temporal self-determination.

Текст научной работы на тему «К вопросу о темпоральном самоопределении человека»

9. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); [редкол.: В. Г. Базанов (отв. ред.) и др.]. Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1972. Т. 4. 326 с.

10. Чуркин М. К. Становление региональной культуры научных исследований: сибирский вариант (вторая половина XIX — начало XX веков) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. № 1 (22). С. 50-54.

11. Сергей Доренко: «Когда приходят дикие люди из Омска, они все разрушают». URL: https://newsomsk.ru/ news/85157-sergey_dorenko_kogda_prixodyat_lyudi_iz_ omska_oni_/ (дата обращения: 20.04.2019).

12. Сергей Доренко назвал не сумевших покинуть Омск жителей «абсолютно тухлыми провинциалами». URL: https://newsomsk.ru/news/85465-sergey_dorenko_nazval_ne_ sumevshix_pokinut_omsk_ji/ (дата обращения 20.04.2019).

13. Оводова С. Н., Жигунов А. Ю. Война сообществ: репрезентация конфликта в урбанистическом дискурсе // Коммуникативные исследования. 2018. № 4 (18). С. 112-127.

14. Оводова С. Н., Чупин Р. И., Жигунов А. Ю. Урбанистический дискурс о благоустройстве города в городе: от нар-ративов к институтам // Journal of Institutional Studies. 2018. Т. 10. № 3. С. 123-138.

© Оводова С. Н., 2019

УДК 130.2

Науч. спец.: 09.00.13

К ВОПРОСУ О ТЕМПОРАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматривается темпоральное самоопределение человека, которое связано с личностным временем и раскрывается через биологическое, социальное, психологическое и экзистенциальное времена. В статье также теоретически описаны составляющие, благодаря которым возможно темпоральное самоопределение.

Ключевые слова: темпоральное самоопределение, социальное время, экзистенциальное время, социум.

О. В. Пащенко O. V. Pashchenko

TO THE QUESTION OF TEMPORAL HUMAN SELF-DETERMINATION

The article discusses the temporal self-determination and its significance for humans. Temporal self-determination is related to personal time, which is revealed through the biological, social, psychological and existential times. The article also presents the components that make possible temporal self-determination.

Keywords: temporal self-determination, social time, existential time, society.

Философское осмысление проблемы темпорального самоопределения человека не является достаточным, несмотря на то, что такая категория, как «время», привлекала исследователей во все времена. Философы чаще всего задавались вопросами, связанными с изучением онтологических характеристик физического, биологического, социального времен, но в меньшей степени уделяли внимание особенностям становления человека и его личности во времени. Тогда как в условиях современного общества, характеризующегося постоянным увеличением информации, развитием новых прогрессивных технологий, появлением информационной культуры и виртуального пространства, аспекты восприятия себя во времени приобретают особую актуальность.

Несмотря на многовековое изучение человека, понять его природу до конца так и не удалось. Остается множество открытых вопросов, в том числе и тех, которые связаны со временной организацией личности. Важное место среди них занимает темпоральное самоопределение человека.

Темпоральное самоопределение является универсальной ценностью культуры. Однако смысловое наполнение темпорального самоопределения в современном мире претерпевает радикальную трансформацию. И связано это с тем, что важной характеристикой сущего становится неопределенность. Непредсказуемая реальность затрудняет поиск человеком ценностного идеала, с которым он сверяет направление времени своей жизни. В целом границы тем-

порального самоопределения индивидуальности в современной культуре размыты и нуждаются в уточнении и конкретизации [1, с. 1277].

Время для человека, как внутренняя темпоральность, наполнено смыслом. С одной стороны, оно субъективно, так как включает в себя пребывание в мире конкретного человека, но, с другой стороны, являясь результатом чувственного опыта человека в процессе его включения в социальную жизнь, собственное восприятие подвергается преломлению и трансформации. Время для человека, являясь частью эмпирического опыта, не имеет равных промежутков. Оно способно сжиматься и разжиматься в зависимости от восприятия, проживания и переживания событий, происходящих в жизни человека.

Темпоральное самоопределение предполагает сознательное или спонтанное приспособление человека под темп объективно меняющихся социокультурных условий жизни, обеспечение комфортного для человека способа существования.

Современное общество сталкивается с рядом проблем, связанных с человеческой агрессивностью, с увеличением количества психологических расстройств, с чувством неудовлетворенности своей жизнью. Все эти проблемы связаны с рядом факторов, в частности, с затруднениями, с которыми сталкивается индивид в процессе темпорального самоопределения, так как для современного человека характерно постоянное состояние цейтнота, т. е. ост-

рой нехватки времени. Главная трудность темпорального самоопределения заключается в том, что человек не всегда может подстроить свое внутреннее восприятие времени под сложившуюся систему социальных отношений, под темп социальных изменений. Подобная социальная несостоятельность приводит к полному подчинению человека объективным условиям социальной жизни, без проявления качеств субъекта самоопределения. В таком случае поведение человека может следовать отклоняющимся моделям.

Э. Фромм в работе «Анатомия человеческой деструк-тивности» выделил два вида агрессии, свойственной человеку: доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная агрессия, по его мнению, является продолжением биологических инстинктов и необходима для выживания. Тогда как злокачественная агрессия возможна только в человеческом обществе и является «результатом взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека. Только человек подвержен влечению мучить и убивать, и при этом может испытывать удовольствие. Это единственное живое существо, способное уничтожать себе подобных без всякой для себя пользы или выгоды» [2]. Понимание социальных условий и экзистенциальных потребностей может быть различным, но нас в данной статье интересует именно временной аспект как причина проявления такой формы человеческой активности, как агрессия. Динамика социальных действий приводит к трансформации восприятия темпорального самоопределения с миропонимания как системы ориентиров и координат, укореняющих в сознании индивида представления о цикличности, на понимание смысла существования в постоянном приспособлении к переменам. Темпы изменений настолько интенсивны, что человек, играющий по правилам новой реальности и не успевающий за динамикой социального времени, теряет собственную идентичность. Подобная дезориентация является одним из факторов порождения такого человеческого состояния, как агрессия.

«Многие феномены повседневного бытия, такие как модели экономического и социального развития, состояние общественного мнения, показатели экономического роста, изменения глобализационных процессов и т. д., устаревают, теряют свою актуальность настолько быстро, что человек не только не успевает за ними, но и теряет среди них свои жизненные ориентиры, способность определять свое место в огромном потоке трансформационных процессов» [3, с. 96].

В условиях, когда человек пребывает в ситуации постоянной гонки, ему трудно остановиться и задуматься о себе, своей жизни, у него практически не остается времени на рефлексию. В таком случае подстроить свои внутренние часы под темп объективно меняющихся условий практически невозможно. Утрата возможности ощущать время, способности жить и творить во времени, которые растворяются в стремительной социальной гонке, «автоматизирует» жизнь человека, лишает его умения управлять собой, отдает под власть разного рода социальных и природных обстоятельств [3, с. 97].

Во времени заложена возможность самореализации, но излишняя деформация, потеря ощущения времени, ведет к увеличению числа людей, не удовлетворенных жизнью.

Время современного человека разорвано на фрагменты, в которых он вынужден утверждать себя. Такая ситуация приводит к кризису индивидуальности, а, следовательно, к росту социальных и культурных конфликтов.

Отношение ко времени начинает формироваться с раннего детства, когда ребенок начинает понимать, что такое смена дня и ночи, что такое часы и т. д. Все это формирует первичное понимание времени как длительности. Но темпоральное самоопределение человека более разностороннее, оно включает в себя в том числе и ценностное отношение ко времени. Современный ребенок, воспринимаемый родителями как показатель успеха семьи, подвергается постоянному давлению. Он должен обладать определенными навыками, показывать хорошие результаты, ориентироваться на свое будущее, которое должно оправдать ожидания родителей. Таким образом, настраивая ребенка на будущие достижения и успехи, родители определяют его ценностное отношение ко времени, в котором настоящее воспринимается как подготовительный этап на пути к прекрасному будущему. Модус будущего играет особую роль в темпоральном самоопределении личности, становится главным временным модусом, стимулирующим активность человека. Любая деятельность направлена на достижение результата, а, следовательно, в будущее.

В онтологическом аспекте темпоральное самоопределение можно рассматривать как базовую характеристику человеческого существования, которая способствует возникновению взаимосвязей между человеком и обществом, человеком и культурой, человеком и природой. Человек встраивается в темпоральность существующего социума, но не всегда его внутренние ощущения соответствуют временной организации общества.

В этом отношении человек определяется в качестве самого себя в том числе и благодаря особой темпоральной природе. Темпоральность человека является транформи-рующейся системой, способной приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. Темпоральное самоопределение является процессом постоянным и начинается с самого детства.

Начальным этапом темпорального самоопределения является восприятие времени. В основе восприятия длительности лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т. е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени [4, с. 231].

С течением времени человек начинает разъединяться, отделяясь от природной стихии и включаясь в стихию культуры. Тогда человеческая темпоральность становится выражением духовных усилий, а именно — он воссоединяется со своим прошлым, подстраивается под ритм жизни в настоящем и создает образ будущего.

Далее происходит непрерывный процесс приспособления под темпы меняющегося социума. «Время выступает как универсальный контекст социальной жизни, ткань

человеческого бытия» [5, с. 37]. Формирование личности детерминировано темпоральностью окружающей действительности. Так, например, идея, господствующая в современном обществе, «Время — деньги» задает определенную систему ценностей человека и определяет модель его поведения. И чем лучше человек усвоит заданную временную парадигму, тем успешнее он станет с точки зрения современных веяний.

Современная культура, диктуя человеку правила поведения, создает представление о рациональном типе отношения ко времени. Рациональное использование времени напрямую связано с эффективным развитием экономической сферы, которая становится определяющей в отношениях «человек-человек», «человек-общество». Но, с другой стороны, современные люди подвержены частой смене желаний, им свойственно непрестанное появление новых идей, которые необходимо воплотить в жизнь в ближайшее время, что, в свою очередь, приводит к тому, что рациональное отношение ко времени становится лишь иллюзией.

В современном мире темпоральное самоопределение становится затруднительным. Мир заполнен искусственно созданными шаблонами, диктующими человеку в каком ритме он должен жить. Индивид обращается к ним как к идеальным типам, в которых он может найти покой и удовлетворение, но не получает желаемого. Чем больше образцов культуры охватывает человек, тем сложнее ему становится найти себя и прочувствовать свое личностное время.

Личностное время человека раскрывается в аспектах биологического, социального, психологического и экзистенциального времени. С точки зрения темпорального самоопределения важнейшим является время экзистенциальное, в моменты которого происходит рефлексия. Личность воспринимает себя как единственно настоящее и является целью для самой себя. Содержанием ее жизни прежде всего является процесс самопознания, в том числе и своей темпо-ральности. Не справляясь с этой задачей, личность начинает метаться в поисках чужого варианта, который механически приспосабливается под себя. Следствием подобных действий является изоляция личности от самой себя, наполнение негативным содержанием. Экзистенциальное время является глубинным измерением человеческой темпоральнос-ти. В эти моменты личность рефлексирует, что включает не только «всматривание внутрь себя, но и интенцию, проекцию внутриличностных качеств. Осознать себя — значит придать смысл своему бытию, а, следовательно, найти повод к продолжению и развитию идентичности» [5, с. 34].

«Темпоральное самоопределение личности обнаруживает себя как образ и символ личностного времени. Занимая определенное место в мире, человек одновременно осуществляет свой жизненный путь, выстраивая тем самым неповторимый образ своего личностного времени. Поэтому вне человеческой жизни не существует личностного времени. Однако это не означает, что данный вид времени имеет только субъективное содержание, обнаруживающее себя как форму чувственного восприятия. Найти символ своего личностного времени как непрерывного социального процесса есть главное направление темпорального самоопределения» [6].

Важное место в темпоральном самоопределении занимает психологическое время, в котором существуют, развора-

чиваются его чувства, эмоции, мыслительная деятельность. Именно оно определяет восприятие разумом времени как завершенного целого, в котором прошлое, настоящее и будущее сливается в единый временной поток. В психологическом времени раскрывается смысл бытия для человека.

Социальное время предполагает, что человек сам, хотя бы отчасти, организует свою жизнь как социальное существо, как член общества. Включаясь в общественные отношения спонтанно, он затем сознательно формирует себя как личность, вступает в те отношения, которые определяются избранной стратегией личностного развития. И тогда уже сознательно принимает для себя и адаптируется к темпам жизни, которые с этими отношениями связаны. Социальное время является интерсубъективным, так как, включаясь в социальную жизнь, личность взаимодействует с другими членами общества, которые в ходе жизнедеятельности также принимают участие в определении скорости протекания социальных процессов. Темпоральность социального времени будет во многом зависеть от социальной ситуации, межличностных отношений, внутренних интенций каждого индивида. Именно социальное время является определяющим в период развития личностных качеств субъекта. Иногда человек так и не может найти свое место, подстроить свои часы под сложившуюся систему социальных отношений, вписаться в темп социальных перемен. Это социальная несостоятельность, когда человек перестает практически быть способным проявлять качества субъекта собственного самоопределения в социальном времени и «тонет» в объективных условиях сложившихся форм социальной жизни.

Даже биологические часы подвержены коррекции в зависимости от социокультурных условий. Человек вынужден идти против своей природы для того, чтобы гармонично вписаться в общественные отношения. «Структуры осуществления задают структурам существования иное временное определение и раскрывают возможность не одного только претерпевания времени, но и созидания времени, возможность исполнения времени» [7, с. 247]. Таким образом, темпоральное самоопределение человека возможно, но в каждом временном аспекте оно происходит по-разному.

Темпоральное самоопределение включает в себя три составляющих: во-первых, объективные природные временные отношения; во-вторых, объективные социальные временные отношения; в-третьих, субъективное преломление этих отношений в процессе собственной жизнедеятельности.

Объективные природные временные отношения прежде всего являются внешним ориентиром для человека. «Это реально объективно текущее время, т. е. "время" самой природы, время концептуальное, вводимое нами в наш познавательный процесс, и время перцептуальное, используемое на различном бытовом уровне, т. е. это время, которое мы ощущаем» [8]. На субъективном уровне временные промежутки воспринимаются с разной скоростью; объективная природа времени — это равные промежутки, к которым мы обращаемся, для того чтобы ориентироваться во времени.

Объективные социальные временные отношения помогают человеку включиться в конкретный социум, стать частью общества, развить в себе социальные качества. Эти временные отношения являются интерсубъективными

и включают отношения людей на разных уровнях (индивидуальном, групповом, общечеловеческом). Это момент становления человека в качестве социального субъекта.

Третья составляющая темпорального самоопределения — это субъективное преломление первых двух в процессе жизни и деятельности человека. Именно эта составляющая предоставляет человеку относительную свободу в процессе самоопределения, так как включает особенности восприятия изменений, субъективную оценку длительности, переживание отдельных свойств времени, проживание определенных событий.

Затруднения, которые испытывает человек в процессе темпорального самоопределения, неизбежно подводят нас к размышлениям о смысле жизни, устройстве и функционировании нашей культуры, о месте человека в современном мире. В этой непрерывной гонке — погоне за чем-то новым, в мире новых изобретений и прогресса нет времени даже на то, чтобы остановиться и задуматься: «Зачем и куда мы бежим?».

1. Дерябин Ю. И., Дерябина В. А. Символ индивидуальности как форма темпорального самоопределения // Фундаментальные исследования. 2013. № 6. С. 1277-1287.

2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивнос-ти. URL: http://www.aitrus.info/node/211 (дата обращения: 01.03.2019).

3. Бокачев И. А., Незнамова И. И. Пространственно-временные константы измерения агрессивности homo sapiens // Философия и общество. 2013. № 4. С. 80-99.

4. Малков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2001. 592 с.

5. Тельнова Н. А. Онтологические и гносеологические основания социальной идентичности // Вестник Волгоградского государственного университета (Сер. 7. Философия). 2012. № 1 (16). С. 33-38.

6. Дерябин Ю. И., Дерябина В. А. Темпоральное самоопределение личности в контексте социологии жизни . URL: http://http.booksc.org/ireader/50579872 (дата обращения: 01.03.2019).

7. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М. : Наука, 1987. 256 с.

8. Юхимец А. К. Физическое время и его сущность. URL: http://www.sciteclibrary.ru/texsts/rus/stat/st3123.pdf (дата обращения: 01.03.2019).

© Пащенко О. В., 2019

УДК 124:316.752.4 Науч. спец.: 09.00.01

МЕССИАНСКИЙ СОБЛАЗН КАК СЛЕДСТВИЕ САКРАЛЬНОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ

В статье через призму телеологии рассматривается мессианская идея, характерная для российской ментальности. Телеология, формирующаяся совокупностью онтологически важных целей, представляет собой ноуменальное основание для интерпретаций феноменов культуры. Телеология релевантна идеоцентрической онтологии, и мессианская идея оказывается ее частным проявлением. Вводя в историю целевой ориентир, она по-разному воплощалась в российской культуре, постепенно превращаясь из религиозной идеи в политическую идеоло-гему. Для интерпретации мессианской идеи в статье вводятся понятия сакральной, секулярной и витальной телеологии, а также кратко описываются их признаки. Предложенные типы телеологии позволяют раскрыть инвариантное содержание мессианской идеи, подчеркивая ее онтологический статус. Мессианская идея, относящаяся к сакральной телеологии, вступает в конфликт с секулярными целями государства и витальной телеологией элиты, преследующей клановые интересы и использующей ее в качестве инструмента для политических манипуляций. В этом случае она привносит дополнительные риски и делает политику непоследовательной. На этой почве формируется внутренне противоречивый культурный нарратив, в пределах которого онтологическое чувство личности проникается ощущением расколотости и пессимизма.

Ключевые слова: телеология, мессианская идея, религия, политика.

А. В. Петров A. V. Petrov

MESSIANIAN TEMPTATION AS A CONSEQUENCE OF SACRED TELEOLOGY

In the article, from the point of view of teleology, the messianic idea characteristic of the Russian mentality is considered. Ontologically important purposes form teleology, it represents a noumenal basis for interpretations of phenomena of culture. Teleology is relevant to Ideocentric ontology, and the messianic idea turns out to be its private manifestation. The messianic idea shows the purpose of history, it was embodied in Russian culture in different ways, gradually turning from a religious idea into a political ideology. To interpret the messianic idea, the article introduces the concepts of sacred, secular and vital teleology, and briefly describes their characteristics. The proposed types of teleology allow revealing the invariant content of the messianic idea, emphasizing its ontological status. The messianic idea of sacred teleology is in conflict with the secular goals of the state and the vital teleology of the elite. This is true if the elite pursues clan interests and uses sacred teleology as a tool for political manipulation. In this case, the messianic idea brings additional risks and makes the policy incoherent. On this ground the internal contradictory cultural narrative is formed, within which the ontological sense of personality is penetrated by sensation of split and pessimism.

Keywords: Teleology, Messianic Idea, Religion, Politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.