Научная статья на тему 'Духовно-ценностные ориентации дауншифтинга в контексте трансформации современного российского общества'

Духовно-ценностные ориентации дауншифтинга в контексте трансформации современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАУНШИФТИНГ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / DOWNSHIFTING / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / CONSUMER SOCIETY / EXISTENTIAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Динейкина Екатерина Владимировна

В статье анализируется современный дауншифтинг. Раскрывается суть данного феномена социально-культурной жизни, выявляются его истоки и перспективы, показываются различия между российской и европейско-американской моделями дауншифтинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Динейкина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual-value orientations of downshifting in the context of the transformation of modern Russian society

The article analyzes modern downshifting. The essence of this phenomenon of social and cultural life is revealed, its origins and prospects are revealed, differences are shown between Russian and European-American models of downshifting.

Текст научной работы на тему «Духовно-ценностные ориентации дауншифтинга в контексте трансформации современного российского общества»

Е.В. ДИНЕЙКИНА аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии Пятигорского государственного университета*

Духовно-ценностные ориентации дауншифтинга в контексте трансформации современного российского общества

Современная социальная реальность российского общества сложна, противоречива и динамична, ее характерными признаками являются прогресс и модернизация всех сфер жизни. Социокультурная ситуация требует переосмысления сложившейся за период реформ системы ценностей с гипертрофированной ролью материального благополучия, отрицанием духа гуманности и справедливости. Очевидно, что апелляция к духовно-нравственным ценностям в сущности перспективна для гармоничного развития общества, его неделимости и устойчивости, что данные ценности могут стать фундаментом предстоящих преобразований государства. В аналогичные трансформационные процессы вовлечена и сфера социокультурных связей, в которых также концентрируются метаморфозы, возникновение новых феноменов, один из которых - дауншифтинг, неоднозначная реалия, характеризующая реформы в социальной структуре государства.

Двойственное отношение к данному явлению продиктовано уже самим словом, его обозначающим. «Downshift» в переводе с английского имеет несколько значений, объединяемых словом «понижение». Либо понижение скорости, переключение на более низкую передачу либо переход на регистр строчных букв, либо смещение вниз. Но положительный ли смысл имеет слово «понижение» при его метафорическом рассмотрении или нет, оказывается ли «пони-

* Динейкина Екатерина Владимировна, e-mail: dineikina_katia@mail.ru

жение скорости» проявлением мудрости или регрессом -мнения различаются.

Дауншифтинг - термин, обозначающий философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Родственен понятиям «simple living» и «опрощение». Русская версия термина известна прежде всего благодаря учению Л.Н. Толстого, однако само слово «опрощённые» было упомянуто И.С. Тургеневым до появления «Исповеди» Л.Н. Толстого1.

Причисляющие себя к дауншифтерам люди склонны к отказу от стремления к пропагандируемым общепризнанным благам (непрерывное приумножение материального капитала, имущества, карьерный рост и т. д.), ориентируясь на нематериальные ценности.

Несмотря на то, что термин появился относительно недавно, в сути дауншифтинга решительно нет ничего инновационного. Черты данной философии, как и корни большинства явлений мы находим в Древней Греции и Древнем Риме. Можно назвать философию эпикурейцев2 античным прототипом рассматриваемого нами феномена современности. Начало сегодняшнего дауншифтинга мы наблюдаем в некоторых принципах философии Эпикура: упоение жизнью - высшее благо, удовольствие - одна из базовых ценностей. Достижение данных благ происходило при условии отречения от общественной деятельности. Говорить о корнях дауншифтинга в эпикуреизме возможно, но о подлинной схожести данных явлений едва ли. Безмятежность, представляемая конечной целью жизни дауншифтера, для эпикурейца лишь одно из условий счастья; в учении Эпикура она - синоним фиксированности в процессе постижения, сопряжённом с уравновешенностью, и именно она помогала достичь истинного знания. К тому же понятия удовольствия и счастья в эпикуреизме прочно объединены с рассудительностью, ценимой Эпикуром. Если дауншиф-теры намерены забыть о таком понятии, как «стресс», для достижения совершенного удовлетворения, изменив место и образ жизни, то эпикурейцы полагали, что здравомыслие избавляет их от вздора и страхов (что сегодня мы назы-

1 Минский Н.М. Толстой и реформация. 1909 // Серия «Русский путь». Л.Н. Толстой: Pro et contra. Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2000.

2 Эпикур // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. Т. XLA СПб., 1890-1907, с. 906-912.

ваем стрессом). В этом есть сущностное расхождение двух явлений, вероятно, друг с другом связанных, - дауншиф-тинг подразумевает преобразование мира вокруг себя для познания счастья, а эпикуреизм - адаптацию к нему. То, что для дауншифтеров является итогом и высшим счастьем, для последователей Эпикура виделось лишь условием, помогающим абстрагироваться от «лишнего» при достижении цели более высокой.

Распространение идеологии дауншифтинга и самоготер-мина произошло на рубеже XX-XXI вв. в странах Запада, позже проникло и в Россию. Очевидны параллели с культурой хиппи, философией New Age. Именно в 60-е гг. прошлого столетия стала развиваться идея жизни для познания себя, а не для материального поддержания своего тела. Начиная с 90-х гг. данное социальное и культурное явление стало активно распространяться в мире.

Дауншифтинг приобретает в разных странах свои специфические черты. Так, в Великобритании дауншифтинг имеет природоохранную окраску (культивирование и/или использование органических продуктов, вторичная переработка мусора и его утилизация, экономия энергии), в то время как в Австралии приоритетнее смена жилья и зоны проживания. В России дауншифтинг чаще воспринимается как переселение в развивающуюся страну. Можно сказать, что чем выше средний уровень жизни в стране, тем больше людей пересматривают своё отношение к карьере и уровню дохода. Примечательно, что в России философия даун-шифтинга была отчётливо деформирована, потеряв свои изначальные устои, ценности и цели. Дауншифтинг по-русски имеет мало общего с основной версией западного культурного образца, поэтому видится нам некой трансформированной версией, адаптированной к российской действительности. Мы полагаем, что российский дауншиф-тинг в ближайшее время вряд ли станет явлением глобальным, так как перед абсолютным большинством россиян остростоит вопрос не об отречении от лишних потребностей, а о том, как найти средства, чтобы удовлетворить потребности насущные. В русских условиях дауншифтинг приобретает своеобразные оттенки, например, возникает так называемый вынужденный дауншифтинг. В отличие от обычного, вынужденный предполагает отсутствие собственной воли человека в выборе пути и вектора развития.

Имеет место не отказ от статусной должности во имя личностного развития, а неожиданное увольнение, лишение статуса и прочее, что приводит к изменению социальной позиции. Мы предполагаем, что вынужденный дауншифтинг - явление сугубо российское, обострившееся в эпоху нового экономического кризиса и несостоявшейся евразийской интеграции1.

Важнейшая причина зачаточной стадии дауншифтинга в России - экономическая. После перехода от коммунистической идеологии к капитализму Россия переняла потребительство от экономически высокоразвитых стран со всеми его дефектами2.

Дауншифтинг представляется его последователям протестом против эталонов общества потребления, склонность к дауншифтингу оправдывается рядом упущений, присущих данному обществу - главным образом, отрицанием необходимости развития человека как личности (по К. Марксу, третья степень отчуждения - «отчуждение человека от его человеческой сущности»3).

Постиндустриальный период сделал мир глобальным, прогрессивным, располагающим множеством потенциалов для каждого из нас. Для достижения своих целей (прежде всего материального достатка и карьерного роста) сегодня необходимо затратить изрядный объём моральных и физических сил возможно поступиться некоторыми собственными пристрастиями и частью свободы. В попытках бегства от постоянного напряжения, стресса, ощущения проходящей мимо жизни, усталости от быстрого ритма (синдром эмоционального выгорания»), люди выбирают идеологию даун-шифтинга. Мы считаем, что такое поведение равнозначно бегству от «благ» цивилизации.

Стержень, генерирующий дауншифтинг - ценностное противоречие между целями, навязываемыми социумом (статусность, карьера, достаток), и внутренними ценностями (рефлексия, общение с близкими, хобби).

1 Киевич А.В., Король О.В. Евразийская интеграция: этапы становления и перспективы развития // Экономические науки, М., 2016, № 1(134), с. 123-129.

Газгиреева Л.Х. Вестернизация и национальная традиция: сравнительно-сопоставительный аспект // Научные проблемы гуманитарных исследований (Пятигорск), 2010, № 2, с. 295-302.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956,с. 567.

Замедление темпа жизни и рациональное использование времени являются основными ценностями дауншиф-тинга. Другим догматом является получение удовольствия от досуга, а также возможность тратить больше времени на саморазвитие, хобби, благотворительность и т. д.

Таким образом, время выступает главным активом индивида, а его осмысленное применение - доминирующей ценностью. Иными словами, человек старается освободиться от концепции консьюмеризма (работай, чтобы тратить), абсурдной гонки обладания ненужным (новинки, бренды и т. д.) и ищет пути для достижения баланса в цикле «работа - жизнь», чтобы выпасть из замкнутого круга, известного как «крысиные бега».

В современном социуме, где всеобъемлющее погружение в информационное пространство стало нормой, усилились тоска по свободе и экзистенциальная усталость. Еще Н.А. Бердяев говорил о несоответствии духовного и физического человека современной технике. Философ отмечал тот факт, что душа и тело человека формировались во времена космического порядка, времена соответствия жизни и ритма природы, времена глубокой связи человека с матерью-землёй. Н.А. Бердяев связывал развитие капиталистической промышленности с революцией вторжения машин, что в дальнейшем приведёт к детерминирующей

власти техники над человеком и человеческими сообщест-

1

вами, ознаменовав конец теллурической эпохи .

Говоря о духовной стороне российского дауншифтинга, следует подчеркнуть, что данное явление в российских реалиях часто сопровождается «поиском своего Я». Данная особенность выражается тем, что помимо социальных, пространственных и материальных изменений при принятии данной идеологии к ним присовокупляются такие увлечения, как йога, медитация, вегетарианство и т. п., - всё то, что принято связывать с гармоничной жизнью. Духовные практики, сопряжённые с саморазвитием и единением с природой. Мы полагаем, что истинный дауншифтинг должен в конечном итоге стимулировать рост духовный, раскрывать эстетико-экзис-тенциальные стороны каждого индивидуума, помогать в самосовершенствовании и самореализации, раскрытии твор-

1 Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995, с. 288-356.

ческого потенциала, направленном на непрерывное становление личности. Иначе это праздность.

Представляется, что альтернатива, выбираемая даун-шифтером, прежде всего должна быть духовно содержательной. Если отказ от чужих целей связан с переходом в сферу потенциальной реализации таланта, то данный творческий поступок человека может являться следствием его духовного поиска, плодом философской сосредоточенности на внутреннем мире. Обращаясь к такому явлению, как духовный поиск, следует отметить, что духовные скитания представляют собой непрекращающийся поиск свободы, ищущей в том числе пространственного единения с природой.

Вследствие того, что дауншифтинг имеет субъективную направленность и акцентируется на менее значимых модификациях, чем радикальное изменение стиля жизни, данный тренд искушает все большее количество последователей из всего социально-экономического спектра. Существенным проявлением дауншифтинга является увеличение свободного времени на занятия, не связанные с работой, которые культивируют высокий уровень социального взаимодействия и гражданской сопричастности.

На практике дауншифтинг нередко предполагает смену поведения и/или стиля жизни. В большинстве случаев дауншифтинг - следствие свободного выбора в результате переосмысления жизни, но естественные эпизоды жизни, такие как новое хобби, частичная утрата здоровья (известно, что у тяжелобольных людей часто происходит переоценка ценностей и стремление к духовному возрастает, в то время как материальное утрачивает свою значимость) или потеря работы (отсутствие самореализации, разочарование и т. д.), также могут являться причиной того, что люди становятся дауншифтерами. Кроме того есть временной аспект, ибо дауншифтинг может быть как временным, так и постоянным.

Согласно иной точке зрения на дауншифтинг данное явление не имеет ничего общего с достижением духовного комфорта и жизненной гармонии. Противники дауншифтинга считают естественными потребностями человека стремление подняться по карьерной лестнице, стать финансово

успешным и независимым1, а вовсе не навязанными обществом целями, как это представляет дауншифтинг. Антагонисты также утверждают, что истинная причина принятия данной идеологии - лень, абсолютное нежелание работать и полная неспособность добиться высот в карьере.

Итак, феномен дауншифтинга представляет значительный интерес при осмыслении своеобразия экзистенциального поиска наших современников2. Говоря о специфическом для дауншифтинга стремлении человека к свободе, необходимо обозначить, что конкретно оригинальная духовная свобода может являться созидательным пространством личностного становления и развития. Ядро истинной духовной свободы предполагает самообретение человеком собственной личности, одухотворённой самости. Творческий процесс подразумевает преодоление упорядоченности и обыденности жизни, экзистенциальной измождённости, а также попытку превозмочь персональную суть, которая по определению стремится к духовному формированию вопреки росту всевозможных материальных надобностей, порой вытекающих из эгоцентрических побуждений. Полюбив созидание, человек способствует тому, что его творчество становится духовной пищей для окружающих, раскрывающих для себя ценностный мир духовной свободы.

Говоря о духовной свободе, необходимо упомянуть И.А. Ильина, который писал, что смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться и без свободы всё это становится недоступным. Духу человека доступна свобода и она ему подобает, так как дух - сила самоопределения к лучшему, имеющая дар самоусиления и преодоления отвергаемого; дух властен созидать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни. Духу присуща способность внутреннего самоосвобождения. Высвободить себя значит быть сильнее всякого желания, прихоти, влечения, искушения или греха. Это есть экстракция себя

1 Huitt W. Maslow's hierarchy of needs. Educational Psychology Interactive. Valdosta, GA,. 2007.

2 См. напр.: Газгиреева Л.Х., Бокачев И.А. Личность в системе экзистенциально-ценностных отношений в условиях социальной деструкции духовной жизни российского общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов, 2011, № 2, с. 175-183; Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Концептуализация духовно-нравственных проблем современного российского общества: экзистенциально-ценностный аспект: Монография. М. - Пятигорск, 2016.

из потока повседневной банальности, усиление себя до победы над ней. Таков отрицательный этап самоосвобождения. За ним следует положительный этап, состоящий в

добровольном заполнении себя избранными жизненными

1

содержаниями .

Таким образом, дауншифтинг мы считаем феноменом, обладающим явным духовно-творческим потенциалом в современном мире при правильной его трактовке. Необходимо подчеркнуть, что реализация зависит от осмысленного стремления к непрерывному самосовершенствованию. Именно самоопределение к благу может стать источником истинной свободы духовного творчества.

Дауншифтинг - явление довольно многогранное, содержащее в себе множество оттенков, противоречий и особенностей, но можно сказать однозначно - это альтернатива обществу потребления, философия добровольного опрощения, осмысленный отказ от потребительской гонки, мнимого престижа и моды, способность отторгать навязанные рекламой и общественным мнением «нужды», не поддаваться давлению общественного мнения.

Динейкина Е.В. Духовно-ценностные ориентации даун-шифтинга в контексте трансформации современного российского общества. В статье анализируется современный дауншифтинг. Раскрывается суть данного феномена социально-культурной жизни, выявляются его истоки и перспективы, показываются различия между российской и европейско-американской моделями дауншифтинга.

Ключевые слова: дауншифтинг, синдром эмоционального выгорания, общество потребления, экзистенциальные проблемы.

Dineikina K.V. Spiritual-value orientations of downshifting in the context of the transformation of modern Russian society. The

article analyzes modern downshifting. The essence of this phenomenon of social and cultural life is revealed, its origins and prospects are revealed, differences are shown between Russian and European-American models of downshifting.

Keywords: downshifting, emotional burnout syndrome, consumer society, existential problems.

1 Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.