Научная статья на тему 'Дауншифтинг как проявление социального ретретизма'

Дауншифтинг как проявление социального ретретизма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2427
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЕТРЕТИЗМА / ДОБРОВОЛЬНАЯ НИСХОДЯЩАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / "ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ" / "CONSUMER SOCIETY" / FORMS OF DEVIATING BEHAVIOUR / BEHAVIOURAL ADAPTATION / WAYS OF MANIFESTATION OF SOCIAL RETREATISM / VOLUNTARY DESCENDING VERTICAL MOBILITY / SOCIAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Овечкина Яна Вадимовна

В статье с позиции теории аномии рассматривается явление дауншифтинга – нового способа проявления социального ретретизма. Приводится авторская типология, предполагающая характеристику основных видов добровольной нисходящей вертикальной мобильности, дан обзор особенностей дауншифтинга в России. Явление дауншифтинга рассматривается не только как новое явление в жизни современного общества и как способа проявления социального ретретизма, но и как мощного посыла для формирования новой страты в социальной структуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOWNSHIFTING AS MANIFESTATION OF SOCIAL RETREATISM

In article from a position of the theory of an anomy downshifting phenomenon – a new way of manifestation of a social retreatism is considered. The author''s typology assuming the characteristic of main types of voluntary descending vertical mobility is given, the review of features of downshifting in Russia is given. The phenomenon of downshifting is considered not only as the new phenomenon in life of modern society and as way of manifestation of a social retreatism, but also as powerful message for formation new striation in social structure.

Текст научной работы на тему «Дауншифтинг как проявление социального ретретизма»

ДАУНШИФТИНГ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕТРЕТИЗМА

Я. В. ОВЕЧКИНА

В статье с позиции теории аномии рассматривается явление дауншифтинга - нового способа проявления социального ретретизма. Приводится авторская типология, предполагающая характеристику основных видов добровольной нисходящей вертикальной мобильности, дан обзор особенностей дауншифтинга в России. Явление дауншифтинга рассматривается не только как новое явление в жизни современного общества и как способа проявления социального ретретизма, но и как мощного посыла для формирования новой страты в социальной структуре.

Ключевые слова: формы отклоняющегося поведения, поведенческое приспособление, способы проявления социального ретретизма, добровольная нисходящая вертикальная мобильность, социальные сообщества, «общество потребления».

Изучение отклоняющегося от социальных норм поведения членов общества всегда было одной из центральных тем теоретических исследований ученых различных научных направлений: социологов, психологов, психиатров и т. д. Особое значение подобные исследования приобретают в период аномии - особого состояния общества, характеризующегося кризисом и даже распадом его ценностно-нормативной системы. Описанное впервые в классической социологии

Э. Дюркгеймом, это явление изучалось целым рядом исследователей: в социологии Р. Мертоном, Т. Парсонсом, Р. Дубиным, психологами -Р. Маккайвером, Д. Рисменом, Л. Сроулом и др. Эти исследования внесли значительный вклад в развитие социологической теории и сегодня являются прочным методологическим фундаментом для изучения всех форм отклоняющегося поведения.

В нашей работе отклоняющееся от нормы поведение рассматривается как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения. Это означает, что в некоторых случаях источником поведенческого приспособления индивидов является частично отвергаемая социальная структура. В концепции аномии Роберта Мертона одной из таких форм приспособления выступает ретретизм [3].

Ретретизм, как форма приспособления к жизни в обществе, характеризующаяся бегством от действительности, отрицанием целей и социально одобряемых средств их достижения, по сравнению с другими формами приспособления встречается довольно редко. Отметим, что в разные

времена и исторические эпохи ретретизм имеет свои характерные черты и особенности.

В социологическом смысле индивиды, предпочитающие такую форму приспособления к жизни в обществе, являются «чужаками», ибо, не разделяя общую ориентацию, они могут быть отнесены к числу членов данного общества чисто формально. Индивиды, выбравшие для себя такой путь приспособления, отказываются от общепризнанных в данной культуре ценностей и норм и их поведение не находится в согласии с институционными нормами.

Положения классической теории дают возможность анализа, сформировавшегося в современном обществе нового способа выражения рет-ретизма, к которому прибегает все большее количество индивидов. Сторонники такого способа предпочитают отказ от социально признанных целей в пользу своих собственных, индивидуальных интересов и ориентацию на свои внутренние желания, потребности и «высшие» ценности [1]. Такой способ ретретизма носит название - даун-шифтинг (считается, что термин «дауншифтинг» был впервые использован в печати американской журналисткой Сарой Бен Бреатна в статье «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е» (Living in A Lower Gear: Downshifting: Redefining Success in the 90s), опубликованной в газете «Вашингтон Пост» 31 декабря 1991 г.).

Движение дауншифтинг распространилось на рубеже XX-XXI вв. в странах Запада как добровольное долгосрочное изменение стиля повседневной жизни, которое может проявляться в из-

менении трудовой занятости, повседневных практик, социальной и географической мобильности [10]. Необходимо заметить, что явление дауншифтинга, освещаемое в данной статье, не является абсолютно новым в жизни общества. Пример классического дауншифтинга - это, так называемое, движение «опрощения» - выбор человеком образа жизни, связанного с отказом от большинства благ современной цивилизации. Причины такого выбора могут быть различными - этическими, религиозными, экологическими и т. д. Этот способ выражения рет-ретизма, ухода и отказа от общепринятых ценностей не следует смешивать с аскетизмом, так как не всех сторонников опрощения будет правильно назвать аскетами. Знаменитым примером опрощения является жизнь классика русской литературы Льва Николаевича Толстого. После глубокого мировоззренческого кризиса, сопряженного с религиозными исканиями, писатель пришел к мысли, что настоящая жизнь - это жизнь земледельца, крестьянина, «простого трудового народа», не обремененного излишними материальными ценностями [5]. Следствием такой позиции оказался уход от общепринятых общественных ценностей: высоких чинов, вертикального продвижения по службе и прочих материальных благ, переход к более простой жизни, следование высшим человеческим ценностям -таким, как семья, духовность, гармония и единение с природой и т. д.

Масштабность такого способа проявления ретретизма, как дауншифтинг в разных оценках варьируется, однако независимо от оценки данного явления, речь идет о естественном процессе образования нового социального сообщества -формировании группы со специфическими особенностями поведения и потребления, которую следует проанализировать с точки зрения теории стратификации [2].

Социологический анализ предполагает изучение причин подобного рода мобильности. На наш взгляд, ими могут стать как смена ценностно-ориентационных установок, так и психологические проблемы, такие как: стресс, усталость, неудовлетворенность собственной жизнью и т. д.

Так как сообщество дауншифтеров нельзя назвать однородным, важно дать характеристику основным направлениям внутри социального сообщества и выделить типы дауншифтинга. На основе проведенных исследований в Европе и США, а также на основе анализа научных и научно-популярных статей о дауншифтинге, разработана авторская типология, предполагающая характеристику основных видов добровольной нисходящей вертикальной мобильности.

По степени активности можно выделить активный и пассивный дауншифтинг.

Пассивный дауншифтинг. В основе идеологии данного типа поведения лежит ориентация на внутренние, индивидуальные потребности, желание отказаться от общественных ценностей. Акции протеста, громкие призывы, показательное асоциальное поведение - все эти черты не характерны пассивному дауншифтеру, ценностью является лишь его внутреннее мироощущение и гармония. В рамках данного типа можно выделить 2 степени ухода: «легкий» дауншифтинг и «глубокий» дауншифтинг.

«Легкий» дауншифтинг проявляется в уменьшении рабочих часов, переходе на свободный, гибкий график (freelance), снижении уровня потребления и, как следствие, снижении уровня затрат, переходе на более «экономичный» вариант жизни. Так, работники, занимавшие ранее позиции топ-менеджеров, начинают больше уделять время досугу, семье и своему внутреннему миру, меняют дорогие автомобили на велосипеды, жители мегаполисов мигрируют в деревни и страны третьего мира, переходят на экологически чистое питание и к так называемому стилю «simple living» (простая жизнь).

Отметим, что впервые термин «simple !т^»появился в 1981 г. в книге Дюэйна Элгина «Voluntary Simplicity» (Добровольная простота), представляющую собой конспект убеждений и методик, вытекающих из идей контркультуры 1960-х гг. Эта книга породила одноименное движение, которое представляет собой намеренную попытку отстраниться от цикла «работа-траты-долги», характеризующего современную жизнь. Это движение не выступает за бедность и примитивизм, а призывает лишь пользоваться благами цивилизации для более полного насыщенного существования, для привнесения порядка и ясности в жизнь индивида [6].

Основываясь на результатах исследований, проводившихся европейскими и американскими исследовательскими центрами, мы можем дать характеристику данного типа дауншифтинга. Последователей данного движения можно охарактеризовать, как людей старающихся меньше и разумнее потреблять, задумываясь об окружающей среде, энергоресурсах, своем внутреннем, психологическом здоровье. Данный тип особенно развит в США и Великобритании, по данным исследований доля дауншифтеров в Великобритании на 2005 г. составляла 28 % [9].

К пассивному типу относится и зарождающееся движение дауншифтеров в России. Анализ

интернет-сообщества показал, что дауншифтинг в России имеет свои особенные, характерные черты. В нашей стране на данный момент дауншиф-теров значительно меньше, чем в странах Запада, это связано, в первую очередь, с социальноэкономическими причинами, но их количество может увеличиваться в ходе трансформации общественного устройства. В России по-прежнему высока значимость материальных благ и ценностей, а дауншифтинг возникает в ходе пресыщения благами вследствие высокого экономического развития. Но эта ситуация меняется, экономика России становится стабильней, постепенно формируется средний класс и уровень идентификации россиян с жителями Европы и США непрерывно растет, следовательно, мы можем говорить о прогрессировании дауншифтинга в современной России. Исходя из данных, полученных в ходе анализа содержания интернет-ресурса сообщества дауншифтеров, можно выделить основные темы, интересующие российских дауншифтеров.

На основании анализа интернет-дневников участников сообщества на сайте LiveJournal.com [4] нами выявлены основные темы «постов» (записей в интернет-дневниках членов сообщества). По данным на 9.03.2013, в сообществе дауншиф-теров состоят около 1 200 человек. По нашим расчетам 65 % из них активно участвуют в жизни сообщества: идентифицируют себя с дауншифте-рами, ведут свои дневники, делятся опытом «да-уншифтинга», комментируют дневники других пользователей, остальные 35 % пользователей играют роль сторонних наблюдателей: активно в жизни сообщества не участвуют. Были проанализированы записи участников интернет - сообщества во временном промежутке с 2010-2013 г., всего за этот период было опубликовано более 350 записей на тему дауншифтинга, при этом 50 записей были посвящены организационным проблемам, поэтому были исключены из анализа.

Тематический анализ показал, что среди тем, интересующих членов сообщества, на первое место выходят темы жизни в деревне и сельского быта (125 из 300). В данных постах авторы поднимают вопросы, связанные с обустройством жизни в деревне, такие как: вопросы земледелия и животноводства, «как построить дом», «как построить печку», «методики земледелия», «простые способы сделать незаменимые в хозяйстве вещи своими руками», взаимодействие с сельскими жителями «трудности сельской жизни», «изнанка жизни на селе» и т. д.

Тема эко-поселений оказалась на втором месте среди вопросов, интересующих современных

российских дауншифтеров. 67 тем из 300 посвящены так называемым «экопоселениям» - поселение, созданное для организации экологически чистого пространства для жизни группы людей, как правило, исходящих из концепции и организующих питание за счет (одна из форм общины) [8]. В рамках этой категории авторы пишут на тему создания новых экопоселений, правилах жизни в них, делятся опытом жизни в таких общинах и т. д. Сюда же примыкают посты, посвященные экологии и здоровью (10 тем из 300): сбережение энергоресурсов, производство экологически чистых продуктов питания, темы вегетарианства и «разумного» потребления.

Как показывает анализ, определенное место авторы живых дневников посвятили вопросам «мироустройства» (54 из 300 тем): посты были посвящены проблемам общества потребления, строительству «другого общества», «мои представления об ответственной, естественной жизни», «проблемы современности и мои предложения по их решению», «бегство от потребительства к счастливой жизни», «город как черная дыра человечества» и т. д. Из этих показателей можно сделать вывод, что русский дауншифтинг в определенной степени носит идеологический характер.

Наиболее интересным для нашего исследования был вопрос о причинах дауншифтинга, так как личные истории каждого дауншифтера помогут глубже охарактеризовать и понять явление дауншифтинга в целом. 25 тем посвящены описанию собственного опыта «дауншифтинга»: участники сообщества говорят о том, почему предпочли вариант «опрощения» собственной жизни, пожертвовав карьерой, социальным статусом и жизнью в мегаполисе. Также авторы дневников приводят в пример дауншифтинг своих западных единомышленников.

Дауншифтеров интересуют также проблемы альтернативной занятости (8 тем): поднимаются вопросы «фриланса». В современных исследованиях фрилансер-человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определенного перечня работ (наемный работник). Рассматриваются такие темы, как: «альтернативная занятость в сельской местности», «работа в деревне» и т. д.

Практически не затронуты темы «дети и образование» (6 тем из 300), темы, посвященные дауншифтингу в странах третьего мира (4 из 300). Есть несколько постов, посвященных обсуждению фильмов и телепередач о дауншифтинге.

Из проведенного исследования можно сделать вывод: основной чертой российского дауншифтин-

га является пространственное перемещение (переезд в деревню или экопоселение, смена жизни в мегаполисе на более «экологичный» образ жизни). Важно подчеркнуть, что российские дауншифтеры предпочитают переезд в российские деревни, переезд в страны третьего мира (Индия и т. д.) как правило не предполагается (1,3 % постов).

Русский дауншифтер стремится к более спокойной, размеренной жизни, к сохранению психического и физического здоровья. Проблемы образования и социализации детей практически не затрагиваются (всего 2 % из обсуждаемых тем), причиной подобной ситуации является «ин-фантилизация» дауншифтеров, ибо такой даун-шифтер стремится уделять большее внимание видам деятельности, доставляющим удовольствие (что характерно для детей).

В рамках «пассивного» типа дауншифтинга следует выделить «глубокий» дауншифтинг, представляющий особый интерес для социологов. Это своеобразная форма выражения ретретизма, при которой индивид кардинально меняет свою жизнь и максимально понижает свой социальный статус. В основе этого способа ухода лежит идеология особого рода (например, идеология «опрощения», как у последователей движения Л. Н. Толстого). Приверженцы данного способа ухода от общества переселяются из мегаполисов в глухие деревни, отвергают любые блага цивилизации, сознательно опускаются на самую последнюю ступень социальной лестницы. В крайних случаях индивиды отказываются от использования денежных средств (так называемое движение «money free»), потребляют пищу из мусорных бачков и т. д. Такое поведение проявляется в полной изоляции от общества, затворничестве. Необходимо отметить, что некоторые из последователей такого образа жизни, «испытав себя», вновь возвращаются к нормальной жизни в обществе по общепринятым нормам и порядкам.

Активный дауншифтинг. Более редкий, но активно набирающий обороты способ отказа от общественных ценностей. Данный способ выражения ретретизма еще не характерен для российского общества, но в США и странах Европы вид радикального дауншифтинга становится популярным и формируется в определенное движение, преследующее свои цели, имеющее в своей основе определенную миссию. Активный дауншиф-тинг представляет собой тип полного отказа от ценностей общества, резкое понижение по социальной лестнице. Приверженцы данного способа проявления ретретизма склонны к кардинальной смене места работы и занимаемой должности: от

позиции топ-менеджера до разносчика газет или уборщика (денежные средства воспринимаются ни как показатель статуса, а как средства к выживанию).

Как правило, активный дауншифтинг основывается на какой-либо идеологии. Чаще всего представители данного типа являются приверженцами так называемой «зеленой экономики» (выступающей против фокуса на экономической составляющей и за смещение акцентов в сторону социологии и биологии), движения против «общества потребления» [7] и т. д. В данном случае прежние достижения индивида обесцениваются и устаревают с течением времени, поэтому продолжать прежний путь существования становится бессмысленно и невозможно по причине отсутствия значимых внутренних стимулов. Естественным образом возникает необходимость обретения новых целей и смены пути, зачастую радикальной. Если в первом типе дауншифтинга шла речь о желании избавиться от чего-то чуждого, подменяющего и подавляющего собственное Я, то в данном случае речь идет о следовании индивида какой-либо идее. В рамках данного типа даун-шифтер бросает вызов обществу своим асоциальным поведением, выражает протест призывами к уменьшению уровня потребления, борьбы с международными корпорациями и возвращению человечества к истинным ценностям. В некоторых работах западных ученых «активные» дауншиф-теры рассматриваются как последователи идеологии хиппи и панков.

В США и Европе увеличивается и развивается сообщество «активных» дауншифтеров; проходят акции протеста, например, «freegan», в ходе которой дауншифтер на глазах у прохожих употребляет в пищу отходы. Также широкий резонанс получила акция «Захвати Уолл-стрит!» - все эти способы выражения социальной активности и позиции освещаются в СМИ и, безусловно, влияют на общественное мнение. Антипотребительский активизм дауншифтеров однороден с экологическим активизмом, борьбой с глобализацией и активизмом по защите прав животных, защитниками окружающей среды. Именно общество потребления, набирающее все большие обороты, заставляет людей «снижать скорость» жизни и потребления как ее части. На первый план выходят новые ценности, которые были заменены в обществе культом потребления и карьеризмом.

Активные дауншифтеры могут в будущем организовывать политические партии и влиять на общественное мнение, привлекая в свои ряды все большее количество людей. Данный тип пред-

ставляет наибольший интерес для социологического исследования, так как количественные и качественные методы исследования данной группы помогут спрогнозировать дальнейшее образование и функционирование подобных направлений дауншифтинга.

Безусловно, дауншифтинг, как новое явление в жизни современного общества, требует дальнейшего изучения и прогнозирования не только как способа проявления социального ретретизма, но и как мощного посыла для формирования новой страты в социальной структуре, которую невозможно измерить прежними критериями стратификационного анализа. Группы занятых и безработных в обществе становятся все более разнородными, следовательно, анализ факторов, детерминирующих эту разнородность - актуальнейшая задача современного социологического анализа и прогноза общественного развития.

Литература

1. Козырева Л. Д. Нисходящая вертикальная мобильность - добровольно // Социология в системе научного управлении: мат-лы IV Всерос. социологического конгресса. М., 2012. С. 260-261.

2. Лисова Е. В. Дауншифтинг: стратификационные эффекты // Экономическая социология: электрон. журн. 2008. Т. 9. № 2. С. 56-65. URL: http://ecsoc.msses.ru

3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. С. 272-275.

4. Сообщество дауншифтеров // LiveJournal. URL: http://simple-life-ru

5. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22 томах. Дневники. М., 1978. Т. 21. С. 7.

6. Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу: турист в поисках аутентичности. М., 2007. С. 122-126.

7. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2010. С. 92.

8. Экологическое поселение // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org

9. Hamilton C. Downshifting in Britain: a sea-change in the pursuit of happiness. Discussion papers. Cambridge, 2003. С. 25.

10. Ray P., Anderson S. Cultural Creatives. New York: Harmony Books, 2000. С. 123.

* * *

DOWNSHIFTING AS MANIFESTATION OF SOCIAL RETREATISM

Ya. V. Ovechkina

In article from a position of the theory of an anomy downshifting phenomenon - a new way of manifestation of a social retreatism is considered. The author's typology assuming the characteristic of main types of voluntary descending vertical mobility is given, the review of features of downshifting in Russia is given. The phenomenon of downshifting is considered not only as the new phenomenon in life of modern society and as way of manifestation of a social retreatism, but also as powerful message for formation new striation in social structure.

Key words: forms of deviating behaviour, behavioural adaptation, ways of manifestation of social retreatism, voluntary descending vertical mobility, social communities, "consumer society".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.