УДК 141.3
А.А.-М. МУТУШЕВ аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»*
Духовно-нравственные традиции и новации в контексте ценностных ориентаций современного общества и личности
В статье осуществляется философский анализ духовно-нравственных традиций и новаций в контексте ценностных ориентаций современного общества и личности. Рассматривается нынешнее критическое состояние мирового сообщества, катастрофические изменения, протекающие в духовно-нравственной сфере. Основное внимание автор уделяет органической взаимообусловленности таких феноменов, как традиция и новация.
Ключевые слова: духовно-нравственные традиции, духовно-нравственные новации, современный социум, современная цивилизация.
Mutushev А. A.- M. Spiritual and moral traditions and innovations in the context of value orientations of modern society and personality. The article provides a philosophical analysis of spiritual and moral traditions and innovations in the context of value orientations of modern society and the individual. The current critical state of the world community, catastrophic changes in the spiritual and moral sphere are considered. The author focuses on the organic interdependence of such phenomena as tradition and innovation.
Keywords: spiritual and moral traditions, spiritual and moral innovations, modern society, modern civilization.
Процесс освоения и воспроизводства социокультурного опыта человека обусловлен постоянным преобразованием этого опыта, изменением и обогащением его, разрешением противоречий, сложившихся между ранее накопленным опытом и изменившимися условиями.
* Мутушев Абдурахмен Абдул-Межитович, e-mail: [email protected]
Традиции скрывают в себе предпосылки дальнейшего развития, возможности эволюции социальной системы. Э. Шилз пишет: «Традиция - это не мертвая рука прошлого, она скорее подобна руке садовника, питающей и выявляющей духовные стремления, которые сами по себе не могли бы появиться. В этом отношении традиция представляет скорее предпо-
1
сылку для зарождающейся индивидуальности, чем ее врага» .
Любая традиция первоначально выступает как новацион-ное действие, и только через апробирование новаций опытом социума она может войти в число традиций. Так, в ходе своего развития общество должно поддерживать определенное соотношение между традиционным и новационным. В результате данного сочетания человек будет сохранять свою самобытность и приспосабливаться к изменчивым условиям бытия. Таким образом, традицию необходимо понимать как фактор адаптации конкретного общества.
Сегодня происходят радикальные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества. Глобализация несомненно влияет на духовно-нравственную жизнь современного общества.
Духовно-нравственным состоянием современного общества интересуются многие ученые, философы, политики, видные бизнесмены деятели искусства, служители церкви. Они беспокоятся за будущее нашего бытия и нашей планеты и говорят о тех мерах, с помощью которых можно было бы изменить современную действительность в лучшую сторону. Многими теоретиками и критиками высказывается мысль о том, что духовно-нравственные традиции прошлого уже устарели, представляют лишь наследие и уже не влияют на формирование духовной сферы, их место заняли новации.
Но прежде чем мы рассмотрим вопросы духовно-нравственных традиций и новаций в контексте ценностных ориен-таций современного общества и личности, кратко охарактеризуем нынешнее критическое состояние мирового сообщества.
Быстротечные и всеохватывающие изменения, которые протекают в духовно-нравственной среде, катастрофичные. Происходит обвальное разрушение данной сферы современной цивилизации в результате того, что распространяется дозволенность недозволенного, отбрасываются нравст-
1 Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология. М., 2001, с. 264.
венные нормы и запреты, якобы не соответствующие духу времени. Все это сопровождается демагогическими рассуждениями о правах и свободах человека, о распространении и внедрении новейших технологий и т. д. Сущностью всех этих рассуждений является одно - окончательно погубить человеческую личность как образ и подобие Божие.
Сегодня происходит разрушение культуры нашей цивилизации. Накопленная в течение многих веков культура заменяется псевдокультурой, обусловленной культом материального потребления и насилия. Основу псевдокультуры составляет злоба, ненависть к людям и обществу, которым свойственно проникновение в мир личности. И это приводит к разрушению личности, тем самым вызывая кризис и крушение всей земной цивилизации.
А. Блок называет ХХ век «железным веком». Именно прошлый век характеризует научно-технический прогресс, влияющий на материальное производство и технологические процессы, а также системы управления. Научно-технический прогресс сделал человека уверенным в своих возможностях и независимым от природы. В результате чего человеком были подчинены время и пространство, информационные технологии и многое другое. Однако данное завоевание имеет и обратную сторону медали.
Не иначе как в прошлом веке человечество пережило ужас двух мировых войн. На сегодняшний день существует угроза третьей мировой войны, которая не устранена, а всего лишь отодвинута на задний план. В прошлом веке определились и довольно долго находились в действии духовные основы политики, представляя по своей сути тоталитарные идеологические режимы, которые питали социальные системы, уничтожали инакомыслие и вели к политической и военной конфронтации. Сюда следует включить множественные локальные войны, в том числе и конфликты, происходящие в разных регионах нашей планеты, националистические движения, пользующиеся тактикой терроризма, а
1
также жестокие гражданские войны .
Сегодня мы стали ощущать глобальные проблемы более осознанно. Глобальные проблемы являются новой угрозой,
1 Бокачев И.А., Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Традиционное и нова-ционное в условиях модернизации современного общества: Учеб. пособие. Ставрополь, 2010, с. 87.
которая не имеет сравнений в прошлом. Но обществом не осознается вся серьезность данной угрозы и необходимость принятия практических мер по её устранению.
Как возникло это положение? Какие факторы привели его к формированию? В некоторых источниках можно найти ответы на данные вопросы. В своем труде «Восстание масс» Х. Ортега-и-Гассет говорит о последствиях, которые имеют для социума демографический фактор и с ним связанное его омассовление. Дело в том, что элита (культурная и политическая, и пр.) оказалась на втором плане, а на переднем плане во всех сферах общественного бытия проявила себя масса1. Массой была вытеснена всякая индивидуальность, погублено все неординарное, избранное, благородное и выдающееся, она стала владеть всем, к чему ранее был доступ исключительно меньшинства в социуме. Массе также стало свойственно определение с помощью своих мерил всех проявлений общественного бытия. Отдельный человек живет разумом, масса же живет инстинктом. Так, масса стала объектом, которым можно манипулировать. Масса поглощает личность, убивает в ней индивидуальность. Приобщившись к данной ситуации, человек не использует свой интеллект, в условиях самозащиты прибегает к «своему» мнению, не прислушиваясь к другим. А. Камю отмечал, что «бунтует раб, но не свободный человек». Бытие духа сегодня направлено против самой личности и коммуникация представлена в искаженном виде.
Важным фактором, формирующим сущность, бытие и содержание современной цивилизации, а также общий характер и цели, является техника. Метатехнику сегодня можно назвать нашей средой обитания. Наша эпоха приобрела независимость от человека и фактически стала заложницей у техники. Сегодня она сама «ставит» себе цели и «определяет» направление развития, человек действует и думает в соответствии с императивами технологии. Но самое страшное заключается в том, что техника в таком своем качестве формирует саму личность, её духовность. Именно «благодаря» технике масса стала собой.
В начале XXI в. появилась более опасная угроза для современной цивилизации - это развитие нанотехнологий. Но сегодня пока нет философских разработок, которые были
1 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2002, с. 59.
бы посвящены данному направлению, это связано с малой известностью нанотехнологий для широкой аудитории. Недавно возникшее научное направление открывает небывалые ранее, невероятные перспективы взаимодействия человека с миром, они порождают множество философских проблем. Не закончится ли под ударом нового оружия естественный путь развития цивилизации? Не взбунтуется ли природа против человечества? Как будет происходить эволюция человека как вида? И обретет ли он бессмертие? -данные вопросы возникают, если представить себе возможности нанотехнологий.
М.В. Ковальчук пишет: «Сегодня все мировые державы развивают новые направления научных исследований ... технологий атомарно-молекулярного конструирования. Разработки нанонауки найдут повсеместное применение во всех областях промышленности»1.
Со стороны ученых проявляется озабоченность духовным кризисом. Известный физик Д. Бом полагает, что всему человечеству необходима когерентная культура (от лат. cohaerens - находящийся в связи), которая была бы построена на общих смыслах для всех людей2.
Ментальные архетипы являются тем фундаментом, на котором складываются и развиваются духовно-нравственные традиции социума. Они определяют доминирующие социальные нормы и установки, стереотипы сознания и поведения, входящие в систему духовно-нравственных традиций общества. Традиция представляет собой механизм, сохраняющий и транслирующий менталитет, выполняет функцию передачи ментальных оснований социума во времени. Осуществляя преемственность ментальных характеристик от поколения к поколению, традиция обеспечивает непрерывность развития общества. Если же понимать традицию в широком смысле, как традицию крупной социально-исторической общности, вошедшую в глубинные пласты сознания ее членов, в сущностные черты национального характера, то сам менталитет можно рассматривать как духовно-нравственную традицию. В этом случае традиция выражает коренные константы социальной жизни общества, переходящие из
1 Ковальчук М.В. Нанотехнологии и научный прогресс // Философские науки, 2008, № 1, с. 28.
2 Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: «Мысль», 1990, с. 172.
поколения в поколение, сохраняясь в социальной памяти. Без традиции, без ее способности формировать, обеспечивать, постоянно воспроизводить требуемые нравственные отношения и поступки в нынешнее социально переломное время не обойтись. Только традиция - единственный гарант нравственно-стабильной жизни социума.
Э.С. Маркарян пишет: «Духовно-нравственная традиция обычно противопоставляется творческому началу активности людей... Динамика духовно-нравственной традиции представлена постоянным процессом преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образованием
новых. Он представляет качественный стержень обществен-
1
ной самоорганизации» .
Современные условия реформирования социума не вызывают сомнений в необходимости новационных процессов в обществе. Должна присутствовать ориентация на то, чтобы принимать, осваивать и использовать в духовно-нравственной деятельности новации. Необходим творческий характер деятельности, обеспечивающий самореализацию субъекта и саморазвитие человека.
В целом и традицию, и новацию необходимо понимать как органически взаимообусловленные феномены. Во-первых, новация представляет собой потенциальный источник образования стереотипов духовно-нравственных традиций. Во-вторых, традиция представляет необходимую предпосылку творческого процесса по созданию определенного фонда, путем комбинации элементов которого во многом и происходит осуществление этих процессов. Традициями же обычно и задается их общая направленность.
Таким образом, следует заключить, что все, что носило инновационный характер, выверенное временем, практической деятельностью людей, успешным опытом, и то, что передается из поколения в поколение, становится традиционным. Но когда традиции противопоставляют новацию, то каждый человек должен обладать здравым смыслом, чтобы понимать, что в данном случае может противопоставляться новоявленная новация, которая не всегда приносит положительный результат.
1 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1997, с. 155-159.