Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЗНАНИЕ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕН'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЗНАНИЕ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
257
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / сознание / самоутверждение / информационное воздействие / общество / мировоззрение / манипулирование / плюрализм / innovation / consciousness / self-affirmation / informational impact / society / worldview / manipulation / pluralism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дадахаев М.А., Мутушев А.А.-М., Саадуев З.З.

Статья посвящена актуальной в современных информационных условиях теме, связанной с информационным влиянием на сознание и самоутверждение современной личности в эпоху инновационных перемен. Предметом анализа выступают сознание и самоутверждение личности в современных информационных условиях. Авторы ставят целью проанализировать сознание сквозь призму информационного воздействия и выявить, каким образом информация меняет содержание сознания, какую роль она играет в самоутверждении современного человека. Основу исследования образуют философский анализ и системный подход, а также принципы историзма, всесторонности и конкретности. В результате исследования, авторы определили, внедрение информационных технологий позволяет сделать современный социум более открытым, плюралистичным. В статье авторы выделяют конструктивные и деструктивные аспекты информационного воздействия СМИ. Указывают на то, что человеку не свойственно проявление критичности в избирательности при работе с медийной информацией. Его бытие строится на неустойчивом фундаменте сомнительных аргументов, на восприятии непроверенных фактов «из Интернета». В итоге делается вывод, что сегодня необходима продуманная, взвешенная политика на уровне законодательства и специально разработанных программ, которая позволит конструктивно использовать новейшие информационные технологии, что не позволит искусственным образом формировать деструктивное сознание людей и всего социума в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дадахаев М.А., Мутушев А.А.-М., Саадуев З.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE CONSCIOUSNESS AND SELF-AFFIRMATION OF THE INDIVIDUAL IN THE ERA OF INNOVATIVE CHANGES

The article is devoted to the topic that is relevant in modern information conditions, related to the information influence on the consciousness and self affirmation of the modern personality in the era of innovative changes. The subject of the analysis is the consciousness and self-affirmation of the individual in modern information conditions. The authors aim to analyze consciousness through the prism of information impact and identify how information changes the content of consciousness, what role it plays in the self-affirmation of modern man. The research is based on philosophical analysis and a systematic approach, as well as the principles of historicism, comprehensiveness and concreteness. As a result of the research, the authors determined that the introduction of information technologies makes modern society more open and pluralistic. In the article, the authors identify constructive and destructive aspects of media information impact. They indicate that a person does not tend to be critical in selectivity when working with media information. Its existence is based on an unstable Foundation of dubious arguments, on the perception of unverified facts "from the Internet". As a result, it is concluded that today we need a well-thought-out, balanced policy at the level of legislation and specially developed programs that will allow us to constructively use the latest information technologies, which will not artificially form the destructive consciousness of people and society as a whole.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЗНАНИЕ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕН»

УДК: 330

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЗНАНИЕ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ИННОВАЦИОННЫХ

ПЕРЕМЕН

Дадахаев М.А., Мутушев А.А.-М., Саадуев З.З.

Статья посвящена актуальной в современных информационных условиях теме, связанной с информационным влиянием на сознание и самоутверждение современной личности в эпоху инновационных перемен. Предметом анализа выступают сознание и самоутверждение личности в современных информационных условиях. Авторы ставят целью проанализировать сознание сквозь призму информационного воздействия и выявить, каким образом информация меняет содержание сознания, какую роль она играет в самоутверждении современного человека. Основу исследования образуют философский анализ и системный подход, а также принципы историзма, всесторонности и конкретности. В результате исследования, авторы определили, внедрение информационных технологий позволяет сделать современный социум более открытым, плюралистичным. В статье авторы выделяют конструктивные и деструктивные аспекты информационного воздействия СМИ. Указывают на то, что человеку не свойственно проявление критичности в избирательности при работе с медийной информацией. Его бытие строится на неустойчивом фундаменте сомнительных аргументов, на восприятии непроверенных фактов «из Интернета». В итоге делается вывод, что сегодня необходима продуманная, взвешенная политика на уровне законодательства и специально разработанных программ, которая позволит конструктивно использовать новейшие информационные технологии, что не позволит искусственным образом формировать деструктивное сознание людей и всего социума в целом.

Ключевые слова: инновация, сознание, самоутверждение, информационное воздействие, общество, мировоззрение, манипулирование, плюрализм.

В настоящее время информационные технологии определяют конфигурацию социальности и изменяют весь универсум человеческого бытия.

Во все времена информация способствовала формированию личности, играла определяющую роль в ее мировоззрении, выстраивала стереотипы поведения, влияла на социальную активность, на облик конкретной культуры, на отдельных индивидов, на различные группы и на все общество в целом. Возрастающее

количество информации все больше и больше оказывает воздействие на процессы восприятием, понимания и оценку информации. Человек с каждым разом все труднее и труднее воспринимает разнородную информацию [1, с. 84]. Экономический рост современного глобального социума повлиял на развитие информационного социума, в итоге принципиальное различие получили вещественно-энергетические и информационные технологии. Признаком такого инновационного феномена следует считать создание глобальной инфосферы, появление информационных технологий, осуществляющих свою деятельность при помощи компьютеризации.

Информационное общество, вступившее на путь глобализации, объединяет всю современную цивилизацию, в результате чего формируется новая познавательная система ценностей человека - информационная культура. Информационные технологии способны воздействовать на сознание человека, позволяют самоутверждаться в информационном пространстве, что является одним из инновационных компонентов современного человечества. Н. Луман утверждает, что при этом «субъекты информационного воздействия не без основания на то, оказывают большое влияние на формирование мировоззрения личности и ценностной ориентации всего социума» [3, с. 97]. Занимая лидирующие позиции, субъекты информационного воздействия оказывают идеологическое воздействие. З. Бауман пишет, что «именно им принадлежит роль транслятора культурных достижений, именно они влияют на те, или иные культурные достижения, принимаемая их или отвергая» [6, с. 216].

По Е. Д. Павловой «информационное общество представляет новую форму бытия цивилизации, при помощи определенных социально-политических механизмов контроля оказывая влияние как личностное, так и на массовое сознание» [5, с. 237]. Многие из этих механизмов не получили должного выражения, что позволяет говорить о необходимости адекватного их анализа и критического оценивания. Например, коммуникативное пространство информационного социума насыщают мифы, символы, идеологии, воздействующие на сознание человека и в предыдущие исторические периоды. Рассмотрение на этом основании воздействия информатизации на сознание и самоутверждение современной личности, даст возможность распознать и позволит проконтролировать распространяющиеся пропагандистские лозунги, которые оказывают скрытое воздействие сознание современного человека.

К. Хессиг отмечает, что на основании внедрения новых информационных технологий информация стала представлять неисчерпаемый глобальный ресурс, который самоорганизует цивилизацию, способствует развитию всех сфер жизнедеятельности социума [7, с. 309]. В последнее время наблюдается повышенный интерес к возможностям СМИ по оказанию значительного влияния на мнение и поведение людей. Различные исследователи рассматривают данную проблему, пытаются найти выход из сложившейся ситуации, в их поле зрения попали такие вопросы как массовая коммуникация, пропаганда, политическая

социализация и информационная война. С нашей точки зрения, СМИ воздействуют на сознание человека путем последовательных действий, цель которых — изменить сознание человека на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях посредством-масс-медиа. Такие авторы как И. А. Бокачев, Л. Х. Газгиреева, Л. А. Бурняшева, под объектом воздействия понимают непосредственно само сознание; инструментом называют СМИ, целью воздействия - наполнение сознания конкретным содержанием, которое подчинится прогнозируемому поведению [10, с. 94].

На основании поставленных целей, считаем, что субъектом информационного влияния следует выделить конструктивные или деструктивные аспекты информационного воздействия СМИ. Рассмотрим данные моменты более подробно. Конструктивное воздействие представляет гармоничное развитие, оно включает в себя воспитание на основании высоких духовно-нравственных ценностей и ориентаций, направлено на выполнение просветительской и информационной функций в современном обществе. Такое воздействие осуществляют заинтересованные люди. Деструктивное же воздействие, называемое манипулированием, навязывает различные убеждения по принципу — «цель оправдывает средства». Задача такого воздействия — разжечь вражду внутри общества, обострить социальные конфликты и противоречия в обществе. Человеку не свойственно проявлять критичность и избирательности при работе с медийной информацией. Его бытие строится на неустойчивом фундаменте сомнительных аргументов, на восприятии непроверенных фактов «из Интернета». Таким образом, М. Кастельс утверждает, что «информационные технологии сегодня используются для манипулирования сознанием человека, которому свойственно слепо верить медийной информации и резко менять свое мнение под её воздействием» [9, с. 78]. Все это разобщенно действует на социум, подчиняет людей воле субъекта влияния. Важная функция, оказывающая негативное психологическое воздействие задействована в создании иллюзорной, мифологической реальности. В итоге деструктивное воздействие преследует задачу, установить духовное господство над сознанием человека. По мнению Е. Д. Павловой, «человек в этом случае превращается в «интерактивного» субъекта, превращаясь в простого ретранслятора сообщений, что ведет к утрате личности, утрате собственного "Я"» [8, с. 146].

Следовательно, можно говорить о том, что модель СМИ имеет трансформационный характер. Собственно та огромная и противоречивая роль, которая принадлежит СМИ в современном обществе, относится к значимому фактору актуальных проблем виртуализации мира и социальному развитию.

Человеку подвластно создание миров, соответствующих его индивидуальности, а не специфики окружающего бытия. Проявлять действия и управлять здесь значительно легче, чем в объективной реальности - именно данная особенность является более привлекательной для человека, который получил возможность чувствовать себя ведущим, а не ведомым. Это частично объясняет постоянный уход в игровую реальность и зависимость от нее. Человек как бы

самоутверждается в виртуальном пространстве, здесь ему подвластно то, что в реальном бытие он не в силах осуществить. Поэтому в настоящее время современный человек желает не только пользоваться виртуальной средой, но и, временами, проживать в ней.

Другая сторона, расширяющая способности индивида, увеличивает круг опасностей. Информационному пространству свойственно неожиданное вовлечение пользователей в поток волнения, нелогичности, внепредметности и бесформенности. Такая ситуация создает новый тип личности, лишенный собственного «Я», растворяет его в информационном пространстве и разбивает на части виртуальных объектов, то есть утрачивает личность, делает ее фрагментарной [11, с. 97].

Сегодня, как никогда ранее, человек должен осознавать «твердые точки соприкосновения с землей». Только лишь понимая свою физическую сущность, ее меру и конечность, человек сможет себе позволить безопасно входить в виртуальное бытие. Иначе это может дезориентировать личность и подвергнуть её качества деградации.

Отсутствующие социальные ограничения, свобода выбора, в известной мере безнаказанность, мгновенное изменение позиций, собеседника, мнения и социальных черт (пол, возраст, специальность и пр.), недостаток информации о собеседнике - всем этим порождается развитие таких свойств личности как: размытость собственного Я; безответственность; ограниченное понимание, которое основывается на своем опыте, не учитывающее внешнюю информацию; безэмоциональность; неспособность к методичному мышлению; пространственная и временная дезориентации [2, с. 62]. Дезориентация главным образом основывается на «слабых участках» - боязни, психических комплексах, неудовлетворенных стремлениях и др. С. Г. Кара-Мурза уверяет, что «именно опасные особенности виртуального общения привлекают человека, представляют для него наибольший интерес, так как дают доступ к неизведанному в плане самореализации» [4, с. 187].

Внедрение информационных технологий позволяет сделать современный социум более открытым, плюралистичным. М. Маклюэн писал, «Я понимаю, что сегодня мы живем во всемирной деревне, все мы теперь соседи, и все хотят знать, как дела на соседской кухне. Но даже в таком случае занавески можно оставить задернутыми» [2, с. 67]. Не стоить отвергать мысль о том, что явление, наблюдаемое нами в настоящее время, расширяет возможности информации, но в тот же момент вызывает дисбаланс между производителем информации и потребителем. Сознание современного человека является открытым большому потоку разнообразной информации, принимая все на веру человек бездумно потребляет «информационный мусор». В такой ситуации сознание рефлексирует действительность, осмысливает ее, но иногда даже не пытаясь проникнуть в глубину вещей, в их значимость. Нашему «Я» свойственно отражать информацию, пропускать ее через себя, что вызвано так называемым эффектом «пустого зеркала»,

именно на этом основываются технологии моделирования мировоззрения, формируется ценностная ориентация личности.

В итоге, следует сделать вывод о том, что сегодня необходима продуманная, взвешенная политика на уровне законодательства и специально разработанных программ, которая позволит конструктивно использовать новейшие информационные технологии, что не позволит искусственным образом формировать сознание людей и общества и оказывать деструктивное воздействие на сознание человека. Эти условия представляют важную задачу социально-философского знания, заключающуюся в осмыслении новых парадигм информационного моделирования действительности.

Список литературы

1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. - М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. - 240 с.

2. Бурняшева Л. А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2009. - № 4. С. 95-99.

3. Луман Н. Глобализация мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. - М.: Интеллект, 1998. -365 с.

4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2003. - 798 с.

5. Павлова Е. Д. Сознание в информационном пространстве: монография. / Е. Д. Павлова. - М.: Академия, 2007. - 688 с.

6. Bauman Z. The Individualized Society / Z. Bauman. - Cambridge, 2001. -288 р.

7. Хессиг К. Перспективы информатизации общества / К. Хессиг. - М.: Информ-М, 2001. - С. 78-79.

8. Павлова Е. Д. Манипуляционный потенциал средств массовой информации // Актуальные проблемы современной науки. - 2004. - № 2.

- С. 145-146.

9. Castells M. The Information Age: economy, society and culture / М. Castells.

- N.Y., 1998. - 294 р.

10. Бокачев И. А. Традиционное и новационное в условиях модернизации современного общества: учебное пособие / И. А. Бокачев, Л. Х. Газгиреева, Л. А. Бурняшева. - Ставрополь, 2010. - 170 с.

11. Бурняшева Л. А. Духовное пространство России в контексте парадигматического дискурса: монография / Л. А. Бурняшева, Л. Х. Газгиреева. - Пятигорск, 2014. - 286 с.

INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE CONSCIOUSNESS AND SELF-AFFIRMATION OF THE INDIVIDUAL IN THE ERA OF INNOVATIVE CHANGES

DADAKHAEV M.A., MUTUSHEV A.A.-M., SAADUEV Z.Z.

Annotation. The article is devoted to the topic that is relevant in modern information conditions, related to the information influence on the consciousness and self-affirmation of the modern personality in the era of innovative changes. The subject of the analysis is the consciousness and self-affirmation of the individual in modern information conditions. The authors aim to analyze consciousness through the prism of information impact and identify how information changes the content of consciousness, what role it plays in the self-affirmation of modern man. The research is based on philosophical analysis and a systematic approach, as well as the principles of historicism, comprehensiveness and concreteness. As a result of the research, the authors determined that the introduction of information technologies makes modern society more open and pluralistic. In the article, the authors identify constructive and destructive aspects of media information impact. They indicate that a person does not tend to be critical in selectivity when working with media information. Its existence is based on an unstable Foundation of dubious arguments, on the perception of unverified facts "from the Internet". As a result, it is concluded that today we need a well-thought-out, balanced policy at the level of legislation and specially developed programs that will allow us to constructively use the latest information technologies, which will not artificially form the destructive consciousness of people and society as a whole.

Key words: innovation, consciousness, self-affirmation, informational impact, society, worldview, manipulation, pluralism.

References

1. Bodriiiar J. Simulacra and Simulations / J. Baudrillard; translated from French. - M.: publishing house «POSTUM», 2015. - 240 p.

2. Burnyasheva L. A. Spiritual security in a new world order // Bulletin of the North Caucasus State Technical University. - 2009. - № 4. - P. 95-99.

3. Luhmann N. Globalization of the world community // Sociology on the threshold of the XXI century: new directions of research. - M.: Intellect, 1998. - 365 p.

4. Kara-Murza S. G. Manipulation of consciousness / S. G. Kara-Murza. - M.: Eksmo, 2003. - 798 p.

5. Pavlova E. D. Consciousness in the information space: monograph / E. D. Pavlova. - M.: Academy, 2007. - 688 p.

6. Bauman Z. The Individualized Society / Z. Bauman. - Cambridge, 2001. -288 p.

7. Hessig K. Prospects for the informatization of society. M.: Inform-M, 2001. P. 78-79.

8. Pavlova E. D. Manipulation potential of mass media // Actual problems of modern science. - 2004. - № 2. - P. 145-146.

9. Castells M. The Information Age: economy, society and culture / M. Castells. - N.Y., 1998. - 294 p.

10. Bokachev I. A. Traditional and innovative in the conditions of modernization of modern society: a tutorial / I. A. Bokachev, L. Kh. Gazgireeva,

L. A. Burnyasheva. - Stavropol, 2010. - 170 p.

11. Burnyasheva L. A. Spiritual space of Russia in the context of paradigmatic discourse: monograph. / L. A. Burnyasheva, L. Kh. Gazgireeva. - Pyatigorsk, 2014. - 286 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.