Научная статья на тему 'ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИУМА'

ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИУМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / AXIOLOGY / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / YOUNG GENERATION / SPIRITUAL AND MORAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бурняшева Людмила Александровна, Газгиреева Лариса Хасанбиевна, Макаев Хасан Абу-Алиевич

В данной статье рассмотрены ценности российской молодежи в контексте обеспечения духовно-нравственной безопасности социума. Особое внимание уделяется аксиологическому кризису, который породил множество проблем в духовно-нравственной сфере современного российского общества. Анализ этих проблем позволил определить пути выхода из данного кризиса, предложить разработку значимой государственной модели развития, которая способна обеспечить духовно-нравственную безопасность молодежи и социума в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бурняшева Людмила Александровна, Газгиреева Лариса Хасанбиевна, Макаев Хасан Абу-Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUES OF RUSSIAN YOUTH IN THE CONTEXT OF ENSURING THE SPIRITUAL AND MORAL SECURITY

This article examines the values of Russian youth in the context of ensuring the spiritual and moral security of society. Special attention is paid to the axiological crisis that has created many problems in the spiritual and moral sphere of modern Russian society. The analysis of these problems has allowed us to identify ways out of this crisis, to propose the development of a significant state model of development that will ensure the spiritual and moral security of young people and the society as a whole.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИУМА»

УДК 371.044.4

йО! 10.34823/332.2021.1.51521

Л.А. БУРНЯШЕВА доктор философских наук, профессор Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»*

Л.Х. ГАЗГИРЕЕВА доктор философских наук, профессор Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»**

Х.А.-А. МАКАЕВ аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»***

Ценности российской молодежи в контексте обеспечения духовно-нравственной безопасности социума

В данной статье рассмотрены ценности российской молодежи в контексте обеспечения духовно-нравственной безопасности социума. Особое внимание уделяется аксиологическому кризису, который породил множество проблем в духовно-нравственной сфере современного российского общества. Анализ этих проблем позволил определить пути выхода из данного кризиса, предложить разработку значимой государственной модели развития, которая способна обеспечить духовно-нравственную безопасность молодежи и социума в целом.

* Бурняшева Людмила Александровна, e-mail: luda-3331@yandex.ru

** Газгиреева Лариса Хасанбиевна, e-mail: amor-lora@mail.ru

*** Макаев Хасан Абу-Алиевич, e-mail: makaev@yandex.ru

Ключевые слова: аксиология, духовно-нравственные ценности, молодое поколение, духовно-нравственная безопасность.

L.A. BURNYASHEVA Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Higher school of tourism and hospitality of the Russian state University of tourism and service

L.H. GAZGIREEVA Doctor of philosophical Sciences, Professor of the Higher school of tourism and hospitality of the Russian state University of tourism and service

H.A.-A. MAKAEV Postgraduate student of the Department of historical and socio-philosophical disciplines of Oriental studies and theology Of the Pyatigorsk state University

The Values of Russian Youth in the context of ensuring the Spiritual and moral security

This article examines the values of Russian youth in the context of ensuring the spiritual and moral security of society. Special attention is paid to the axiological crisis that has created many problems in the spiritual and moral sphere of modern Russian society. The analysis of these problems has allowed us to identify ways out of this crisis, to propose the development of a significant state model of development that will ensure the spiritual and moral security of young people and the society as a whole.

Keywords: axiology, spiritual and moral values, young generation, spiritual and moral security.

В настоящее время молодые россияне, как и практически все общество, переживают аксиологический кризис: идеалы, созданные старшим поколением, были разрушены, а новые идеалы пока еще не созданы1. Сегодня как никогда ранее

1 Шимко С.В. Специфика социализационных рисков в российском обществе: стратегии предупреждения: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. Ростов-н/Д., 2012, с. 32.

следует говорить о духовно-нравственной безопасности личности, общества и государства в целом.

Духовно-нравственная безопасность социума должна быть обеспечена морально-этическим регулированием всех сфер социального бытия и национальным сознанием (менталитетом), представляющим ее структурные элементы, которые сегодня дезорганизованы или в некоторой степени разрушены. Сегодня нарушены границы в понимании таких категорий как «добро и зло», «нравственность и безнравственность», «духовное и бездуховное», «гуманное и негуманное», «культурное и бескультурное». Прежде всего, это сказывается на молодом поколении, которое во все времена считалось социально уязвимой общественной группой. Духовно-нравственное бытие всегда составляло основы жизнедеятельности человека, сохраняло приоритеты человеческих ценностей.

Но любому обществу свойственно как прогрессировать, так и деградировать. Духовно-нравственную безопасность определяет непосредственная взаимосвязь структурных элементов, то состояние духовно-нравственного бытия социума, в котором оно находится в конкретный исторический период, с учетом нравственных и культурных традиций. Таким образом, духовно-нравственную безопасность следует рассматривать на основании более широкого (социетального) контекста, определяя ее в виде качественной характеристики социума, исследуемой в ценностном измерении. Так, категория «духовно-нравственная безопасность» представляет собой целостное единство, где духовно-нравственная составляющая означает индикатор жизнестойкости, функциональную согласованность выступающих на первое место социальных институтов, культуры, идеологии1. А.В. Коршуновым данный факт объясняется с точки зрения того, что в настоящее время появляются все новые и новые проблемы в духовно-нравственной жизни общества, обусловленные деятельностью людей. Духовно-нравственные ценности всегда приходят на помощь и поддерживают целостность социума, выступая жизнеспособными индикаторами, которые в ответе за духовную и культурную преемственность2. Для молодого поколения

1 Беспаленко П.Н. Духовная безопасность: политологический анализ. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 2006, с. 19.

2 Коршунов А.В. Проблемы изучения духовной безопасности российского общества в современной научной литературе // Историческая и социально-образовательная мысль, 2013, № 2(18), с. 121.

духовно-нравственная безопасность означает когнитивную способность, например в том случае, когда необходимо объяснение событий, происходящих в жизни.

Проблемы духовно-нравственной безопасности социума и личности подлежат незамедлительному разрешению: необходимо регулирование системы социальных отношений, проявляющей наиважнейшие закономерности и играющей главенствующую роль в формировании духовно-нравственных качеств. Наступившая компьютеризация породила множество проблем, бытие молодого поколения оказалось наполнено нанотехнологиями, искусственным интеллектом, стали применяться различные изобретения (биотехнологии). Все это оказало влияние на изменение социальной структуры и на общественные отношения. Сегодня молодое поколение отражает результат духовно-нравственной деятельности, стремится адаптироваться к современным условиям, но нередко условия депривации приводят к сложным общественным взаимодействиям. В.М. Крюков считает, что «объективная сложность мира - первая предпосылка многообразия ориен-тационных ситуаций, с помощью различных классификаций -природной, духовной и социальной реальности»1.

Анализируя разнообразные события, происходящие в обществе, С.А. Лебедев утверждает: «не следует принимать тот факт, что цивилизация представляет движущийся по спирали прогресс и бросает в топку локомотива истории в качестве необходимой жертвы все новые и новые поколения людей,

превращает отдельных индивидов в заложников поступа-

2

тельного развития социума» .

В настоящее время иерархия ценностей современного молодого поколения трансформировалась. Большую важность для молодого поколения стали представлять карьера и материальное благополучие. Такие духовно-нравственные качества, как патриотизм, честь, достоинство и многие другие, уже не являются значимыми. Жизнь российской молодежи в настоящее время наполнена негативом, который проявляется в индивидуализме, прагматизме, цинизме, эгоизме, жестокости, обособленности и деградации молодых людей. Молодые люди часто демонстрируют агрессивное и даже брутальное

1 Kryukov V.M. Genesis and orientation (Orientational approach to human life): Monograph. Pinsk, Polechu. 2008, p. 138.

2 Lebedev S.A., Lazarev F.V. Multidimensional man: ontology and methodology of research. M., Publishing house of Moscow University, 2010, p. 92.

поведение, что требует корректировки агрессивных стереотипов, а также замены антиценностей традиционными духовно-нравственными ценностями, которые всегда оказывали эффективное влияние на общество. Следует также отметить неоднозначный и противоречивый характер трансформации ценностей молодежи, который можно обозначить знаком «+» и знаком «-».

Сегодня существует множество трудов, рассматривающих духовно-нравственные ценности российского молодого поколения, где значительное место отводится семейным ценностям, которые играют важную роль в жизни молодежи. Семья является ячейкой общества, представляет опору для молодого человека. Именно в семье получают свое формирование духовно-нравственные ценности1. Сегодня необходимо сохранить подлинную семью, что позволит перспективно развиваться современному российскому обществу.

Общественные условия требуют переоценки ценностей, так как современное российское общество обладает низким уровнем духовно-нравственной безопасности2. Продолжительный духовный кризис, распространяющийся на все российское общество, уже давно разрушительно влияет на все сферы жизни и деятельности человека. Этим определена первостепенная причина образовавшихся проблем, которые требуют обеспечения духовно-нравственной безопасности, направлены на формирование у российской молодежи духовно-нравственных качеств. Назрела необходимость в определении стратегии по разрешению возникших проблем, которая позволит преодолеть тотальный иммунодефицит духовно-нравственных ценностей, сформировать определенную ценностную систему у молодого поколения, а также будет направлена на обеспечение духовно-нравственной безопасности в целом.

Структура духовно-нравственной безопасности определяется внутренней природой, конкретными элементами и взаимообусловленностью. Такая безопасность представлена прежде всего нереализованной социальной потребностью, которая выражается в перспективном развитии общества. Данная нереализованная потребность сегодня связана элект-

1 См.: Березутский Ю.В. Ценностно-мотивационный потенциал молодежи региона // Социология, 2006, № 2, с. 28.

2 Агеева А.В. Ценностные ориентации российской молодежи // Ломоносовские чтения, 2003, № 7, с. 22.

ронными СМИ. С самого начала гайдаровских «реформ» средства массовой информации были призваны формировать наилучшие качества российского народа (патриотизм, совесть, коллективизм, ответственность, любовь, отзывчивость, справедливость, честь, достоинство), но в итоге их место заняли антиценности, которые в своем большинстве были привиты молодым людям. В результате некачественной и недостоверной информации, которая сегодня представлена «информационным ширпотребом» - сильнейшим «ядом», отравляется сознание молодых людей, разрушается их психика .

Дают о себе знать и основные проблемы экзистенциализма: противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей действительностью; проблема отчуждения молодых людей от социума, государства; проблема заброшенности человека; проблема смысла жизни и внутреннего выбора; проблема поиска молодыми людьми каксвоего внутреннего «Я», так и внешнего - места в жизни. На всё это воздействуют инновационные технологии и демагогические рассуждения о правах и свободах личности.

Следует сказать, что наибольшее распространение получили западные ценности рыночной экономики, которые породили расщепление важнейших духовно-нравственных ценностей, являющихся испокон веков традиционными для всей России. Западные лозунги негативно действуют на духовно-нравственное становление молодежи, призывают к потребительскому отношению ко всему, к обогащению любой ценой. В настоящее время молодые люди, которые являются сторонниками Запада, представляют эгоцентричную, безрассудную «золотую» молодежь, которая признает девизом дня гедонистическое удовольствие как нравственный идеал, который совершенно не противоречит духовно-нравственному развитию2. Условия рыночных отношений демонстрируют либеральную идеологию потребления. В данных условиях у молодых людей проявляется особая позиция по отношению к современному бытию, не задумываясь, они демонстрируют примитивное, бездуховное, безответственное потребительское отношение к жизни, забывая о традиционных духовно-нравственных ценностях. Следует признать, что бытовой лек-

1 Shalimova L.A. On the nature of the current crisis in Russi // Vlast, 2010, № 12, р. 59.

2 Луков В.А., Захаров Н.В. Ценностные ориентации российской молодежи // Знание. Понимание. Умение, 2008, № 5, с. 83.

сикон исключает или с иронией применяет такие понятия, как «совесть», «достоинство», «нравственность». Во все времена, особенно в трудные периоды, духовно-нравственные ценности приходили на помощь российскому народу, помогали проявлять патриотические чувства, честь и достоинство. Очевидно, что духовно-нравственные ценности необходимы обществу, они представляют собой детерминанты развития современной молодежи. Духовно-нравственные ценности также имеют большое значение в процессе социализации молодого человека. Сегодня получила поддержку социализация молодежи - девиантная и маргинальная1. В.С. Медведев, В.Е. Хомяков и В.М. Белокур по этому поводу пишут, что «один из главных парадоксов заключается в том, что канала, культивирующего традиционные ценности, пропагандирующего патриотизм, знакомящего всех с культурным и религиозным своеобразием отдельных народов России, - нет ни одного»2. Необходимо искоренить духовный кризис, образовавшийся в российском обществе, наполнить сознание молодежи интеллектуально-этическими и духовно-нравственными ценностями, вернуть традиционные ценности, перестать транслировать через телевидение пропаганду насилия и «псевдоценности», пиарящие гедонизм и страсть к обогащению.

В настоящее время российская общественность обсуждает вопросы национального единства, духовно-нравственных ценностей, ведет споры, касающиеся культурного и религиозного достояния. Также ведется дискуссия о цивилизационной парадигме, которую охватило потребительское отношение ко всему. Такую парадигму породили бездуховность молодежи, безграничная вседозволенность, отсутствие общепризнанных моральных норм. Сегодня назрела необходимость сохранить российский социум, его духовно-нравственное наследие, сложившиеся культурные многовековые традиции, пронизанные духовно-нравственными ценностями, религиозным плюрализмом, который обусловил историческое развитие нашего государства. Но общественное развитие не должно строиться только на традиционных началах, необходимо внедрение и инновационных форм бытия социума, которые не будут ока-

1 Бокачев И.А., Незнамова И.И. Проблема идентичности в трасформи-рующемся российском обществе // В мире научных открытий, 2013, № 5-2(41), с. 327-344.

2 Медведев В.С., Хомяков В.Е., Белокур В.М. Национальная идея, или что ожидает Бог от России. М.: Современные тетради, 2014, с. 219.

зывать противодействие его развитию. Основы такого цивили-зационного проекта должны поддерживаться обществом, должны быть заложены в сознании не только молодежи, но всего социума в целом, только в этом случае общество приобретет такие дефицитные и содержательные принципы, как очищение, реконвалесценция, реабилитация. Также в настоящее время присутствует необходимость в создании модели, которая бы способствовала взаимодействию людей в обществе, следуя духовно-нравственным принципам. Анализ важных проблем, возникших в последнее время в современном трансформирующемся обществе, положит начало их преодолению, поможет разработать новую стратегию цивили-зационного развития на основании духовно-нравственной безопасности.

Российская молодежь находится в глубочайшем системном духовном кризисе, выход из которого видится нам и в разработке значимой государственной модели развития. Данная модель поспособствует сохранению российским обществом своих жизненно важных ориентиров (культурных, этических, духовных), будет способна оказывать содействие в обеспечении духовно-культурного сплочения поколений, позволит создать систему ценностей для молодежи, обеспечит духовно-нравственную безопасность социума. Предлагаемая нами модель развития предполагает значимое осмысление как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, прежде всего для определения основ духовно-нравственной безопасности молодого поколения и российского социума в целом. Только так российская молодежь сможет приобщиться к духовно-нравственным ценностям, научится критически осмысливать происходящие события и отвергать антиценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.