Научная статья на тему 'Оптимизация процесса развития духовно-нравственных качеств у курсантов военных вузов современной России'

Оптимизация процесса развития духовно-нравственных качеств у курсантов военных вузов современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MORAL QUALITIES / SPIRITUAL LIFE / MORAL CULTURE / SPIRITUAL TRADITIONS / SPIRITUAL SECURITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аулов Олег Александрович

Статья посвящена рассмотрению личных духовно-нравственных качеств курсантов военных вузов и направлений их оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Аулов Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the process of development of spiritually-moral qualities of the cadets of military universities of modern Russia

The article is devoted to the consideration of personal spiritual and moral qualities of cadets of military universities and directions of their optimization.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса развития духовно-нравственных качеств у курсантов военных вузов современной России»

О.А. АУЛОВ

аспирант кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»'

Оптимизация процесса развития духовно-нравственных качеств у курсантов военных вузов современной России

Следует констатировать, что сегодня в российском обществе сложились отчетливо выраженные угрозы для духовной безопасности общества и армии. Они проявились в такой степени, что не будет преувеличением сказать: если Россия «не сможет повернуться к духовности, она погибнет

как великая и неповторимая культура, а значит, и как

1

страна» .

Общероссийская кризисная ситуация в сочетании с затянувшимся процессом реформирования армии отразилась и на Вооруженных Силах, которые не отделены от общества непреодолимой стеной. Особое беспокойство сегодня вызывает судьба российского офицерства, в котором как в зеркале отражаются все проблемы государства и общества. Современному офицеру недостаточно знать все более совершенствующиеся средства ведения современной вооруженной борьбы, сложную технику и вооружения, т. е. мало быть хорошим профессионалом, обладающим знаниями, навыками и умениями в различных областях деятельности: оперативной,технической и управленческой. Военный специалист не может оставаться в стороне от достижений научно-технического прогресса, способствующего возрастанию интеллектуального и творческого потенциала личности, что подразумевает систематическое повышение квалификации - обязательного условия успешной

* Аулов Олег Александрович, e-mail: aubvoa@yandex.ru

1 Соловьев С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века // Социологические исследования, 2009, № 6, с. 93.

деятельности любого человека, занятого профессиональной деятельностью. Нет сомнения в том, что знание лежит в основе профессионализма, но современному профессиональному военнослужащему, в особенности офицеру, необходимо обладать еще и высокоразвитыми нравственными качествами, формирование и развитие которых не субъективная самоцель, а объективное требование общества к защитнику Отечества. Разве может офицер, не обладая честью, достоинством, благородством и многими другими качествами, руководить людьми, воспитывать подчиненных, организовывать выполнение подчиненными учебных, служебных и боевых задач? А значит, наряду с овладением профессиональными качествами необходимо самое серьезное внимание уделять формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности курсанта, создавать, совершенствовать и поддерживать не замыкающуюся рамками вуза целостную систему, работающую над выполнением этой задачи, ведь обучающийся в военном вузе курсант - ключевой элемент системы подготовки и комплектования Вооруженных Сил1.

Систему военного вуза следует считать оптимальной и благоприятной для формирования нравственных качеств курсантов, поскольку она носит замкнутый характер, ей присущи динамичность и управляемость, огромный духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал, основной носитель которого - профессорско-преподавательский и командный состав, сами курсанты. Нравственное качество, таким образом, выступает как свойство личности и может проявляться как внешне (объективно), так и внутренне (субъективно). Внешне нравственные качества реализуются в нравственной деятельности, понимаемой как проявление нравственной сущности. Внутреннее свойство (качество) выступает как психический настрой и ценностная мотивация к деятельности, как особое возбужденное состояние человеческой психики. Именно в нравственной деятельности наиболее ярко проявляется взаимодействие объективного и субъективного2.

1 Газгиреева Л.Х. Государственная педагогика России (XVIII век - октябрь 1917 г.): Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2007, с 108.

2 Бондаренко Н.Г., Бурняшева Л.А., Янукян М.Б. Философское осмысление духовного пространства в преломлении к специфике трансфор-

Анализ объективных и субъективных факторов, а также закономерностей и противоречий формирования нравственных качеств личности курсантов вузов Министерства обороны РФ позволяет сформулировать направления их развития и оптимизации, которые ограничены деятельностью социальных институтов, воинских коллективов, самой личности по управлению данным процессом. Нравственные качества личности курсантов вузов можно объединить в три группы, дифференцирующие эти направления согласно их методологическим основаниям.

Первая группа представлена направлениями, определяющим содержание деятельности субъектов всех уровней управления формированием нравственной личности в российском социуме в целом и в армии. К ним следует отнести:

- выработку программы и проведение государственной политики духовного обновления социума и личности на основании многовековой культуры народов России;

- возрождение национального духовного самосознания российского общества;

- активизацию теоретических исследований в области духовности как научной проблемы и как практической потребности в целях ее качественного наполнения в контексте важнейших изменений, происходящих в обществе, и др.1

Еще раз подчеркнем, что необходимы четкие, устойчивые и принятые в обществе нормы и ценности духовной жизни. Речь идет не о единомыслии и единообразии духовной жизни, а о наличии таких приоритетных духовных ценностей, на основе которых функционирует духовно-нравственная жизнь социума.

Применительно к курсантам более конкретно ценностные основания могут быть выражены в виде совокупности ценностей общегражданского и военно-профессионального характера. Первая группа духовных ценностей определена гражданственностью, гуманизмом, общественным долгом, самоотверженностью, трудолюбием, интеллектом, свободой совести, заботой о воспитании младшего поколения, худо-

мационных процессов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015, № 10-1, с. 20.

1 Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Экологизация культуры как основа формирования духовной жизни современного российского общества // Тенденции и перспективы развития науки XXI века, 2016, с. 126.

жественно-эстетическими ценностями. Вторая группа - патриотизмом, воинским долгом, воинской честью, достоинством военнослужащего, воинской дисциплиной и дисциплинированностью, героизмом, мастерским владением военной техникой и оружием, боевыми традициями и т. п. Данные ценности играют важную роль в обновлении и переориентации духовно-нравственного сознания курсантов.

Нравственному оздоровлению курсантов и воинских коллективов способствует их приобщение к национально-государственной идее, духовным традициям отечественной культуры. Существование и распространение общенациональной идеи особенно необходимо в рядах армии, которой свойственно формирование и действие в высокопатриотическом духе. Военный патриотизм, безусловно, питает патриотизм гражданский, где гармонично сочетаются индивидуальные и общественные ценности. Духовный мир личности военнослужащего как вооруженного защитника Отечества наполнен именно общественно-государственными ценностями. Патриотизм - это, по сути, основа духовности человека, которая обращена к Родине, готовности к защите Отечества1.

В настоящее время сложилась такая ситуация, в результате которой отдалены и частично оторваны военнослужащие от определенных проблем национально-государственной идеи, что грозит атрофией национально-государственных, военно-патриотических чувств, присущей армии наемников. Только преданность национально-государственной идее и правовая идеология позволят военнослужащему с честью и достоинством выполнять свои обязанности по защите Отечества.

Вторую группу характеризуют направления, которые определяют основные черты усилий социума и государства, ориентированные на изменение функциональности сфер социального бытия, формирующих и духовно-нравственные ценности. Выделяются следующие направления:

- возрождение и умножение экономической мощи страны;

1 Привалов Н.И. Изучение теоретических аспектов формирования нравственных ценностей дружинного войска как профилактика деструктивных проявлений в современных условиях // Материалы 15 Всероссийской науч.-практ. конф. Коломна: ГАОУ ВПО «МГОСТИ», 2015, с. 308.

- осуществление подлинного политического плюрализма, обеспечивающего соблюдение прав и свобод всех социальных слоев общества на основе Конституции России;

- полное исключение силовых методов разрешения внутриполитических конфликтов, недопущение втягивания в них Вооруженных Сил;

- реализация открытой военной политики в сфере обороны и безопасности государства, наращивание престижа и авторитета воинской службы в социуме;

- обеспечение духовной безопасности общества и каждой личности;

- определение общенациональной, государственно-патриотической идеи, которая будет способна объединить общество, ориентировать его потенциал на конструктивную деятельность;

- повышение престижности военно-образовательных учреждений и др.1

Третью группу определяют направления, развивающие нравственные качества курсантов как будущих офицеров, обусловленные преемственностью в наследовании нравственных ценностей Российской армии; самосовершенствование курсантами ценностных ориентаций, установок на формирование и развитие волевых, морально-боевых и нравственных качеств, обеспечивающих реализацию высоких нравственных чувств и идей в будущей практической служебной деятельности по защите Отечества; воспитание курсантов через включение в процесс подготовки нравственного, политического, правового, психологического и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли; приобщение курсантов к духовно-нравственным ценностям, созданным в основных сферах жизни общества2.

Это далеко не полный перечень перспективных направлений формирования нравственных качеств будущих офицеров. Но и указанные потребуют радикального изменения всей системы воспитательной работы в военных вузах, приведения ее в соответствие с современными реалиями.

1 Лалаев М. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному Управлению (1825-1880). СПб., 1880, ч. 2, с. 53.

2 Керсновский А.А. История русской армии: В 4 т. М.: Голос, 1992, т. 1, с. 164.

Стоит обратить внимание и на решение еще одной задачи: необходимо желание заняться всей этой работой, которое пока не наблюдается ни у представителей государственных органов, ни у деятелей культуры, ни у руководителей военного ведомства и его военных вузов.

Сегодня в обществе и Вооруженных Силах все шире распространяется осознание необходимости духовного обновления армии, создания новых ценностей, норм, традиций и идеалов, а также происходит фундаментальная переоценка целей современной цивилизации, переосмысление традиционных ценностей. Увеличилось число сторонников идеи возвращения к духовным традициям Российской и передовым традициям Советской армии. Данное обстоятельство указывает на необходимость обеспечения преемственности духовных традиций военнослужащих, выявления противоречий их деятельности на современном этапе развития Вооруженных Сил.

Проведение организационно-штатных мероприятий в Вооруженных Силах, реализация некоторых положений новой военной доктрины, внесение изменений в способы комплектования Российской армии ведут к существенным изменениям в сознании военнослужащих. Для того чтобы эти изменения носили положительный характер и обогащали содержание имеющихся духовных традиций воинов, необходимо применение новых форм и средств воспитательной работы с учетом возникающих новаций в обществе и армейской среде.

Аулов О.А. Оптимизация процесса развития духовно-нравственных качеств у курсантов военных вузов современной России. Статья посвящена рассмотрению личных духовно-нравственных качеств курсантов военных вузов и направлений их оптимизации.

Ключевые слова: нравственные качества, духовная жизнь, нравственная культура, духовные традиции, духовная безопасность.

Autov О.А. Optimization of the process of development of spiritually-moral qualities of the cadets of military universities of modern Russia. The article is devoted to the consideration of personal spiritual and moral qualities of cadets of military universities and directions of their optimization.

Keywords: moral qualities, spiritual life, moral culture, spiritual traditions, spiritual security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.