Педагогика
УДК 371
доцент кафедры применения подразделений специального назначения Скрынников Николай Павлович
Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище (г. Рязань)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ОФИЦЕРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация. В статье приводится анализ содержания духовных и нравственных ценностей офицера в контексте исторического развития. Дается обоснование актуальности изучаемой проблемы, связанной с необходимостью достижения богатой духовности современного офицера в конкретных общественно-исторических условиях. Изучены и описаны сущностные характеристики духовных и нравственных ценностей военнослужащего, проанализированы основные этапы развития процесса духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Конкретизировано духовное наследие в рамках предмета исследования. Описаны группы духовных и нравственных ценностей современного офицера, основные проблемные вопросы, связанные с их формированием.
Ключевые слова: духовные ценности, нравственные ценности, этические добродетели, офицер, мировоззрение. Нравственная подготовка, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.
Annotation. The article provides an analysis of the content of the spiritual and moral values of the officer in the context of historical development. The author substantiates the relevance of the problem under study, related to the need to achieve the rich spirituality of a modern officer in specific socio-historical conditions. Studied and described the essential characteristics of the spiritual and moral values of the serviceman, analyzed the main stages of development of the process of spiritual and moral education of military personnel. The spiritual heritage is specified in the framework of the subject of research. The groups of spiritual and moral values of a modern officer, the main problematic issues associated with their formation are described.
Keywords: spiritual values, moral values, ethical virtues, officer, worldview. Moral preparation, spiritual and moral education, spiritual culture.
Введение. Формирование нравственных ценностей офицеров во все времена признавалось как необходимое звено в целостной системе военно-педагогической подготовки военнослужащего.
Духовно-нравственные ценности как предмет изучения данной статьи представляет собой особо значимую область развития профессиональной компетентности офицера, а также инструмент формирования его духовно- ориентированного сознания. Особую актуальность данная проблема приобретает в связи с необходимостью обеспечить надежную нравственную основу деятельности «новой» армии Российской Федерации.
В современных исторических условиях появляется потребность формирования актуальной мировоззренческо - идеологической системы сознания офицеров, основу которой составит совокупность знаний и представлений о нравственных ценностях и устоях Российской армии, усвоение сводов и уставов, а также реализация общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностей в соответствии с направлениями реформирования армии в целом.
Изложение основного материала статьи. Исследователи данной проблемы (Алехин И.А., Штоппель А.А. и др.) подчеркивают важность формирования «духовной культуры и нравственной чистоты военных руководителей» [1, С. 17], обращая внимание на изменение роли военных организаций в системе общественно-политических отношений современного государства.
Изучение духовно-нравственных ценностей офицера в историческом контексте, прослеживание специфических особенностей их развития и способов воспитания в разных исторических условиях, позволит обобщить накопленный опыт и конкретизировать как традиционные ценности русского воина, так и определенные этические добродетели современного офицера, без которых становится невозможным добросовестное выполнение воинского долга.
К основным задачам работы мы относим:
- рассмотреть сущностные характеристики понятия «духовно-нравственные ценности»;
- выявить основные виды и специфику духовно- нравственных ценностей в разные исторические периоды;
- рассмотреть своеобразие современных требований к нравственной подготовке офицера, проанализировать ее показатели.
Современная трактовка морально-нравственных ценностей (по Ососкову Г.В. и др.) подчеркивает их системный характер и историческую обусловленность, а также их положительное влияние в развитии мировоззрения офицера [7, С. 295].
Рассматривая вопрос о сущности духовных и нравственных ценностей российского офицера, мы сделали ряд выводов:
1. Данный теоретический концепт представляет собой некий фундамент внутреннего мира человека, ядро его личности, регулирующее всю совокупность его чувств, отношений и поступков. Это своеобразная «система координат», определяющая степень возможных действий человека во взаимоотношениях с людьми, отношений к профессиональной деятельности на основе правильного соотношения категорий «добра-зла», «хорошего - плохого», «чести - бесчестия», совести, долга, уважения, порядочности и т.д.
2. Данные ценности развиваются в течение жизни человека, становясь результатом воспитательной деятельности, как семьи, так и целого ряда других социальных институтов.
3. Духовные и нравственные ценности напрямую влияют на качество выполняемой профессиональной деятельности, так как именно они составляют основу правильной мотивации и формирования боевого духа военнослужащего. Профессиональная деятельность, которая реализуются в соответствии с духовно-нравственной направленностью личности, будет иметь высокий коэффициент социальной значимости, а также составлять основу внутренней «исполненности» самого офицера.
4. К наиболее значимым этическим добродетелям военнослужащих относят: профессиональный долг и честь, честность, патриотизм, ответственность и порядочность.
На рисунке 1 представлены основополагающие добродетели офицеров.
Рисунок 1. Основополагающие добродетели офицеров
Все эти духовные и нравственные ценности красной нитью пронизывают фундаментальные качества офицера: воинскую доблесть и мужество, необходимые в достижении главной цели их благородного труда -обеспечении безопасности своей Родины.
Общеизвестно, что содержание нравственных ценностей военнослужащего складывалось на протяжении многих столетий. В их основу легло развитие воинских традиций, формирование уставов и кодексов чести офицера, описание героических подвигов русских воинов, труды великих военачальников и реформаторов.
Историки и исследователи данной проблемы подчеркивают, что закрепление терминологии, связанной с духовно-нравственными ценностями офицера, происходит лишь во второй половине 19 века, хотя работа по воспитанию духовности военных, несомненно, проводилась и на более ранних исторических этапах.
К основным этапам развития процесса духовно-нравственного воспитания военнослужащих относят:
1) I этап (период 1689-1917 гг.). [5, с.156].Здесь заслуживают внимания преобразования Петра 1, которые коснулись и армии. В частности, проведенная им реформа под девизом «Усердие и верность Отечеству», нацеленная на формирование морально-боевых качеств воинского состава.
Особое значение имела деятельность великого полководца А.В. Суворова и написанные им труды: «Наука побеждать», «Полковое учреждение и другие.
В 19 - начале 20 века значительную роль в формировании духовных и нравственных ценностей играла православная вера, именно она стала «точкой Архимеда» в тяжелейшей Отечественной войне 1812 года, когда был отмечен высочайший воинский дух, жертвенность и мужество в духе служения «Вере, Царю и Отечеству». Талантливые полководцы демонстрировали самые высокие образцы духовного отношения к своим подчиненным, за что и снискали всеобщую славу и уважение.
Новый виток развития духовно-нравственные ценности в военных учреждениях получили в 1863 году, когда были введены положения «Об охранении воинской дисциплины». Согласно этому документу к основным нравственным ценностям отнесли:
- добросовестность в выполнении воинского долга;
- усердие офицера в службе, необходимость быть примером для солдат;
- нравственное поведение без использования произвола в поступках и требованиях.
- доброта и справедливость офицера по отношению к подчиненным, сохранение «должного приличия» [2, С. 43].
Отметим и реформы военного министра Д.А. Милютина, с целью реорганизации военного управления и профессиональной подготовки военнослужащих. Среди положительных результатов в воспитании нравственных ценностей офицеров следует отметить введение в учебных заведениях нормативно-правовой базы (военной присяги, уставов и т.д.), внедрение воспитательных комитетов, появление офицерских собраний и судов общества офицеров [4, С. 14].
Таким образом, на рубеже 19-20 века развитие духовных и нравственных ценностей офицера имело ряд особенностей:
- происходило усиление «национальной, патриотической составляющей» в содержании духовного воспитания будущих офицеров [2, С. 44];
- существенное значение имела деятельность великих полководцев, реформаторов, разрабатывающих особые положения, нормативно-правовые акты, общественные организации, регулирующие нравственное развитие военных;
- содержание нравственных ценностей военнослужащего, в основном, определялось содержанием и постулатами православной религии;
- целью привития нравственных идеалов (честь, благородство, патриотизм, жертвенность и т.д.) было достижение мужества и героизма на полях сражений, основанное на идейной убежденности и вере офицера в свое «правое» дело. Генерал М.С. Галкин обозначил это чувство как «здоровый, надежный патриотизм», действие которого возможно лишь при гармоничном сочетании «чести, доблести, дисциплины и самоотверженности офицера» [6, с. 126].
II этап развития процесса духовного и нравственного воспитания офицеров определяется историческими рамками с 1917 по 1991 гг. Этот период ученые характеризуют как этап разработки «новой системы»
нравственных ценностей офицерского состава на основе марксистско-ленинской идеологии. Этические качества офицеров в послереволюционный период в большей степени отождествлялись с его политическими воззрениями в структуре коммунистического сознания личности.
К «защитнику Социалистического государства» предъявлялись особые требования, к основным из которых, исследователи относят:
- смелость и решительность;
- готовность к самопожертвованию во имя Родины;
- социалистический патриотизм»;
- верность Боевому знамени и т.д.
Известно также, что для укрепления боевого духа военнослужащих во времена Великой Отечественной Войны возрождается гвардия и «русский офицерский корпус», признается право на существование Русской Православной церкви.
В послевоенное время была разработана целостная концепция формирования нравственных качеств и ценностей советских воинов (Н.С. Кравчун), в которой была сформирована цель духовного воспитания: гармоничное «развитие воина-гражданина, способного сознательно, мужественно и умело защищать Родину с оружием в руках» [6, С. 127].
III этап, который начинается в 1992 году и реализуется по настоящее время, следует охарактеризовать как сложный, противоречивый процесс развития духовности современного офицера. По мнению А.А. Штоппель, традиционные нравственные ценности, такие как «долг, честь, достоинство и профессионализм утратили прежний смысл и претерпели изменения и по объему, и по содержанию» [10, С. 49], что может являться фактором дестабилизации национальной безопасности страны. Перед российским обществом и военными организациями ставится сложнейшая задача: сформировать духовный облик офицера, который будет соответствовать требованиям общей и военной культуры, обладать комплексом традиционных этических добродетелей, а также иметь ценностное и сознательное отношение к роли вооруженного защитника Отечества.
Многие исследователи отмечают позитивные факторы развития Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности - «повышение военного профессионализма личного состава и уровня привлекательности и престижа военной службы, как в армейской среде, так и в обществе в целом» [3, С. 79]. В современных общественно-исторических условиях учеными выделяется пять блоков духовных и нравственных ценностей офицера, которые определяют его отношение к разным сторонам профессиональной деятельности. Охарактеризуем основные из них:
1) Ценности самосовершенствования, позволяющие добиваться развивать нравственное самоопределение, ответственность, самостоятельность и активность.
2) Ценности взаимоотношений с ориентацией на другого, вырабатывающие милосердие и равноправие в отношениях, и позволяющие реализовать принцип гуманизма.
3) Ценности отношения к военно-профессиональному сообществу (офицерская честь, личное достоинство, гордость за принадлежность к профессии).
4) Ценности ратного труда, проявляющие себя в качественном выполнении служебных обязанностей (воинский долг, самоотверженность, дисциплинированность и т.д.).
5) Патриотические ценности с их ориентацией на защиту отечества, сохранение целостности страны и государственности [9, с. 126].
Выводы. Конкретизируя специфику духовных и нравственных ценностей современного офицера, хотелось бы отметить, что их развитие напрямую зависит от целей и задач военной службы в настоящее время. В связи переориентацией военнослужащих на решение не только военных конфликтов, но и их активное участие в урегулировании гуманитарных проблем, духовно-нравственное воспитание требует определенного пересмотра некоторых сложившихся установок. В частности отметим, что внимания заслуживают следующие проблемы:
1) Формирование у офицеров культуры принятия управленческих решений (как в мирное, так и в военное время).
2) Развитие духовного мира офицера, связанного с воспитанием качеств толерантности, гибкости, отказа от необоснованного насилия, уверенных навыков коммуникации с мирным населением.
3) Формирование правильного «имиджа» военнослужащего, как «вежливого человека в военной форме», содержание которого указывает как на внутреннюю, так и на внешнюю культуру офицера.
4) Проведение особой психолого-педагогической работы с офицерами, служащими по контракту с целью развития необходимой ценностно-смысловой составляющей их деятельности.
5) Обеспечение функциональности офицерского состава как способности сохранять устойчивость и стабильность духовно-нравственных характеристик при воздействии различных негативных факторов.
Таким образом, проанализировав сущность духовных и нравственных ценностей офицера в историческом контексте, мы можем сделать выводы:
1) Данные ценности лежат в основе духовного развития офицера в целом, а богатая духовность воина во всех исторических эпохах являлась важнейшим фактором в системе обеспечения военной безопасности государства.
2) Богатое культурно-историческое наследие, дошедшее до нас в виде исторических документов, произведений художественной литературы, музейных экспонатов и т.д., позволяет обобщить опыт предыдущих поколений, анализировать достоинства и недостатки в системе нравственного воспитания будущих офицеров.
3) В настоящее время отмечаются сложные процессы преобразований в военной сфере, связанные с потребностью совершенствования и трансформации многих устоявшихся стереотипов, повышению требований к моральному облику офицерского состава.
Формирование духовных и нравственных ценностей, на наш взгляд, должно сочетаться с целенаправленной и систематической работой по развитию военно-профессиональной компетентности офицера, которая в будущем станет гарантом социально активной позиции военнослужащего как защитника Отечества.
Литература:
1. Алехин И.А. Духовность и нравственность русского офицера: история и современность / И.А. Алехин, М.А. Низиков // Мир образования. 2013. №4 (52). С. 16-24.
2. Брычков, А.С. Ценностные ориентации в российской ментальности и их формирование у военных кадров / А.С. Брычков, В.П. Карпенко // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. 2014. №11. С. 43-44.
3. Бузина Г.С. Ценностно-мотивационный подход в воспитании духовности военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития современной науки материалы XVIII международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "институт стратегических исследований". 2015. с. 78-81.
4. Ипатов А.М. Военная реформа Д.А. Милютина в оценках А.А. Керсновского / /Filo Ariadne. 2017. № 2 (6). С. 11-19.
5. Козлов В.А. Историко-педагогический анализ формирования нравственных ценностей у будущих офицеров в системе нравственного воспитания военнослужащих внутренней (конвойной) стражи российской империи в период 1811 - 1917 г.г. // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 155-158.
6. Орлова Е.Л. Формирование системы ценностей будущего военного специалиста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 34 (2). С. 126-131.
7. Ососков, Г.В., Деркачев, А.О., Беляков, Б.Л. Философско-политологические и исторические аспекты военного управления: Учебник. М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2015. С. 295.
8. Панасенко Ю.А. Классификация духовно-нравственных ценностей современного офицера / Ю.А. Панасенко, В.С. Елагина // Научно-практический журнал «Гуманизация образования»2015, №3. С. 138-143.
9. Панасенко Ю.А. Новые ценности современной России и военная служба // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 3. С. 125-128.
10. Таранова И.С. Нравственное и патриотическое воспитание будущих офицеров в период проведения военной реформы Д.А. Милютина (1860-1870 ГГ.) // Клио. 2011. № 5 (56). С. 115-117.
11. Штоппель А.А. Духовно-нравственные ценности как основа профессиональной деятельности офицера войск правопорядка в современных условиях // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2015. №2. С. 48- 53.
Педагогика
УДК: 373.3
кандидат филологических наук, доцент Славкина Инга Анатольевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ИЗУЧЕНИЕ ЗАИМСТВОВАННОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Аннотация. В статье дается характеристика процессу лексического заимствования, раскрываются основные принципы изучения заимствованной лексики в школьном курсе русского языка, предлагаются упражнения, позволяющие дополнить материал действующих учебников по русскому языку в аспекте изучения слов иноязычного происхождения. Большинство упражнений прошли апробацию в ходе опытно-экспериментальной работы на базе образовательных учреждений г. Лесосибирска и могут быть рекомендованы к использованию в образовательном процессе.
Ключевые слова: обучение школьников, процесс заимствования, изучение лексики.
Annotation. The article describes the process of lexical borrowing, reveals the basic principles of studying borrowed vocabulary in the Russian language school course, offers exercises to complement the material of existing textbooks on the Russian language in the aspect of studying words of foreign origin. Most of the exercises were tested in the course of experimental work on the basis of educational institutions of the city of Lesosibirsk and can be recommended for use in the educational process.
Keywords: teaching schoolchildren, the borrowing process, the study of vocabulary.
Введение. Языковая система достаточно быстро и гибко реагирует на общественные изменения, поэтому процесс лексического заимствования в некотором смысле является типичным для языка.
Причинами иноязычного заимствования занимались следующие исследователи: Л.П. Ефремов, Ю.С. Сорокин, У. Вайнрайх, Л.П. Крысин, Е.Э. Биржакова, А.Е. Супрун, В.М. Аристова, А.И. Дьяков и другие.
Большинством исследователей разделяется мысль о том, что основными экстралингвистическими факторами заимствования являются следующие: территориальные контакты и наличие определённого рода двуязычия, необходимость номинации новых явлений и предметов реального мира, новаторство языкового коллектива в какой-либо сфере деятельности, языковой снобизм, т.е. мода на иностранные слова, экономия языковых ресурсов.
По мнению Е.Э. Биржаковой «тенденции подобного рода не всегда лежат в плане чистой подражательности или моды, что главным побудительным мотивом зачастую выступают потребности изучения явления путём сравнения и сопоставления подобного, потребности практической или научной информации в условиях расширившихся, общеевропейских горизонтов общественного бытия» [1, с. 125].
Среди внутренних (языковых) причин выделяют следующие: тенденция к соответствию нерасчленённости, цельности обозначаемого понятия с нерасчлененностью обозначающего; необходимость в разграничении понятий или в их специализации; тенденция к устранению омонимии или полисемии исконного слова; наличие лексического ряда со структурно аналогичным элементом в языке-реципиенте; необходимость в эвфемистических эквивалентах; наличие в языке-реципиенте устоявшихся терминологических систем, обслуживающих определённую тематическую область.