Научная статья на тему 'Образовательный модус развития духовно-нравственной культуры военнослужащих'

Образовательный модус развития духовно-нравственной культуры военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУС / MODUS / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CULTURAL APPROACH / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / ТИПЫ МЕНТАЛЬНОСТИ / TYPES OF MENTALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малашенко Оксана Алексеевна

В статье рассмотрен культурологический подход к воспитанию в системе военного образования, пути развития духовно-нравственной культуры будущего военного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малашенко Оксана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Оf education modus spiritual and moral culture soldiers

The article describes the cultural approach to education in the system of military education, the development of spiritual and moral culture of the future of the military expert.

Текст научной работы на тему «Образовательный модус развития духовно-нравственной культуры военнослужащих»

О.А. МАЛАШЕНКО

аспирант Управления Института международных социально-гуманитарных связей*

Образовательный модус развития духовно-нравственной культуры военнослужащих

Одной из ведущих тенденций развития современного военного образования, как показал анализ проведенных за последние годы военно-педагогических исследований, является культурологическая направленность, вытекающая из приоритетной тенденции становления отечественной высшей школы нового типа - культурологической.

Это становится очевидным исходя из происходящих в современной высшей военной школе процессов гуманизации сознания военнослужащих всех категорий. Это проявляется в поисках педагогических путей воспитания личности военнослужащего нового типа, способного и готового гармонизировать отношения личности и государства, сократить отставание духовно-нравственного развития человечества от его технического прогресса.

Особенность культурологических образовательно-воспитательных моделей состоит в том, что они ориентированы на овладение будущими специалистами не только профессиональными компетенциями, но и духовно-нравственными идеалами и ценностями, способствующими повороту всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному и духовно-нравственному саморазвитию и самовоспитанию.

При культурологическом подходе в военном образовании духовно-нравственное воспитание личности курсантов военных вузов предполагает развитие способности понимать, адекватно интерпретировать социокультурную ситуацию, достойно и ответственно действовать в ней.

Основное противоречие, возникающее на пути решения этой глобальной педагогической задачи, состоит в том, что культурологическая ориентация образовательного процесса в военном вузе реализуется только в логике нескольких таких дисциплин гуманитарных кафедр, как «этика» и «психология и педагогика». Они должны стать инициаторами междисциплинарной интеграции военно-профессионального образования в общую педагогическую систему формирования специалиста нового типа с высокой духовно-нравственной культурой, являющейся основой мотивации к военной службе, к патриотическому выполнению воинского долга и честному добросовестному служению. Однако названные дисциплины являются практически самыми малочисленными в учебных планах подготовки в военном вузе.

Очевидно и то, что достижение вышеуказанных качеств военного специалиста нового типа невозможно за счет простого количественного наращивания объемов гуманитарного знания.

Наша научно-педагогическая задача на сегодня видится в создании нового образовательного модуса культурологической ориентации, адекватного вышеназванным благородным намерениям развития духовности и нравственности будущих военных специалистов и повышения их военно-патриотической направленности.

В словарном определении модус(в философском значении) - способ существования, характер бытия или события. Латинский перевод слова «модус» в сочетании с «vivendi» и «procedendi» означает "modusvivendi" -"образ жизни", а "modusprocedendi" - "образ выхода" -совокупность мер, предпринимаемых для достижения цели. Соответственно учебный модус формирования духовно-нравственной культуры военного специалиста -это совокупность педагогических мер, предпринимаемых для достижения цели обучения и воспитания личности военнослужащего, способного и готового к выполнению профессиональной деятельности, основанной на глубоком личном убеждении в необходимости работы по защите государства от внешних посягательств и ценностной ориентации на эту деятельность как на личную потребность, как на способ самореализации и самоактуализации. В связи с этим возникает необходимость выявления неких педагогических механизмов, посредством которых достижение данных целей становится возможным.

Одним из таких механизмов в военных вузах представляется патриотическое воспитание курсантов как формирование потребности особого рода, выражающейся в стремлении заниматься защитой государственных границ от внешних посягательств, обеспечения безопасности. Для того, чтобы заработал этот механизм, необходимо создание единой стройной системы педагогического взаимодействия силовых структур с общественными организациями (в том числе с религиозными) в направлении создания образовательного модуса культурологической ориентации, о котором говорилось выше, где культивировалось бы отношение к военному образованию как культурному процессу, движущими силами которого является поиск личностных смыслов в предстоящей профессиональной деятельности.

При этом отечественная культура, военная история, славные боевые воинские традиции должны рассматриваться как образовательное пространство военного вуза, где национальный духовный опыт является составляющей мировой культуры.

Военный вуз выступает в этой образовательной парадигме как опосредующее звено отношений «культура - социум», где сведены к минимуму негативные воздействия на мировоззрение будущего офицера, порождаемые ситуационными и преходящими настроениями общества и армии, вызванными вскрывающимися и придаваемыми огласке в последнее время случаями воровства в верхних эшелонах власти, вопиющих нарушений не только нравственных, но и конституционных законов. В этих условиях проблема развития патриотического настроя у военнослужащих многократно усложняется и требует особого научно проработанного подхода.

* Малашенко Оксана Алексеевна, e-mail: Oksanakotova2012@list.ru

История показывает, что именно обращение к культуре преобразует эти аффективные состояния, регулирует их и направляет на достижение значимых и долговременных целей человеческого бытия. По мнению А.Г. Спиркина на разных этапах и уровнях развития общества, в разных его сферах и структурах соотношение аффективных и культурно регулируемых факторов может быть различным. Вечным средством достижения гармоничного ценностного отношения к воинскому долгу и основой патриотизма на протяжении всей истории развития военного дела в России была религия.

Религия подчиняет эти состояния ценностям и нормам, имеющим безусловную сакральную санкцию1. Испокон веков вечным боевым кличем (меняющим свою лексику, но не меняющим логику) было «За веру, царя и Отечество!» Причем на первом месте стояла вера в смысле убежденности в правильности, святости, безусловности провозглашаемых ценностей.

Особое отношение к вере становится частью ментальности человека в погонах. Исследователи выделяют следующие типы ментальностей: индивидуальная ментальность, групповая ментальность, национальная ментальность, цивилизационная ментальность2.

Таким образом, в предлагаемом здесь культурологическом подходе к развитию духовно-нравственной целостности будущего военного специалиста одним из педагогических путей видится последовательное развитие в воинском коллективе через привитие общегрупповых ценностей всех приведенных выше типов ментальности. Еще один путь - это организация социально-педагогического партнёрства силовых структур и общественных (в том числе религиозных), которое должно осуществляться путём согласования социально-воспитательных программ образовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ3.

Малашенко О.А. Образовательный модус развития духовно-нравственной культуры военнослужащих. В статье рассмотрен культурологический подход к воспитанию в системе военного образования, пути развития духовно-нравственной культуры будущего военного специалиста.

Ключевые слова: модус, культурологический подход, духовно-нравственная культура, ментальность, типы ментальности.

Malashenko O. A. Оf education modus spiritual and moral culture soldiers. The article describes the cultural approach to education in the system of military education, the development of spiritual and moral culture of the future of the military expert.

Key words: modus, cultural approach, spiritual and moral culture, mentality, types of mentality.

1 См.: Спиркин А.Г.Философия. М., 2006, с.667.

2 См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000, с. 18.

3 См.: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Концепция духовно-нравственного развития гражданина России.М., 2009, с.5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.