Научная статья на тему 'Ценностные ориентации и нравственные установки современной российской молодежи'

Ценностные ориентации и нравственные установки современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
230
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаев Хасан Абу-Алиевич

В данной статье проведен анализ ценностных ориентаций и нравственных установок современной российской молодежи в контексте проблемы духовно-нравственного воспитания. Делается вывод, что важнейшей задачей на сегодня является выведение общества из состояния ценностного и духовного коллапса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Макаев Хасан Абу-Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations and moral attitudes of modern Russian youth

In this article the analysis of value orientations and moral attitudes of modern Russian youth in the context of the problem of spiritually-moral education is made. It is concluded that the most important task today is the removal of society from the state value and spiritual collapse.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации и нравственные установки современной российской молодежи»

Х.А.-А. МАКАЕВ аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»'

Ценностные ориентации и нравственные установки современной российской молодежи

Проблема трансформации ценностей молодёжи многократно обсуждалась в журналах, на конференциях разного уровня. Как ни парадоксально, но смысл и социальная значимость этого процесса определяются учёными диаметрально противоположно. Одни подчёркивают, что российская молодёжь, как и общество в целом переживает кризис ценностей, происходит разрушение нравственных ценностей и культуры русского народа, угрожающее целостности и безопасности государства. Другие называют подобные утверждения мифом, третьи (отмечая «отдельные недостатки») пишут, что моральный уровень нынешней молодёжи высок. Этот парадокс объясняется тем, что содержательная интерпретация информации о ценностных ориентациях респондентов нередко определяется ценностными ориентациями исследователей, которым аномия сознания и противоречивость в ценностных

1

суждениях присущи не меньше, чем их респондентам .

Ценностные установки молодого поколения невозможно, с нашей точки зрения, анализировать вне исторического контекста, уникального и специфического в своем содержании2.

* Макаев Хасан Абу-Алиевич, e-mail: makaev@yandex.ru

1 См.: Газгиреева Л.Х. Развитие духовно-нравственного потенциала современного российского общества в эпоху глобализации // Успехи современной науки, 2015, № 2, с. 58.

2 Газгиреева Л.Х. Реактуализация структурно-преобразующих смыслов бытия в эпоху социальных перемен // Материальное и духовное наследие общества со времен возникновения до наших дней. Материалы Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. Казань, 2014, с. 32.

Главной особенностью нашего недавнего исторического опыта стала радикальная ломка прежнего уклада социальной жизни. Идейный разворот имел такую амплитуду, что резко изменились не только принципы общественных отношений - политических, экономических, хозяйственных, но и оказался поставлен под сомнение весь комплекс морально-этических принципов действия и поведения, столь значимый и привычный для старшего поколения. Поколение, получающее от старшего поколения в наследство четкие представления о добре и зле, о должном и запретном, т. е. при каких бы то ни было обстоятельствах недопустимом, в большей степени застраховано от упаднических состояний в период исторических испытаний. Оно знает, как должно действовать и всегда может воспользоваться утешительным знанием того, что то, что было необходимо сделать, сделано, значит, есть повод быть довольным собой, главное - не пренебречь нерушимыми нормами общественного бытия.

Как быть поколению, которому не дано было унаследовать значимый для отцов и дедов комплекс морально-этических доминант? Изменилось время, его вызовы новы, но значит ли это, что предшествующие поколения не содержали таких установок, которые имели бы жизненно важное значение сегодня? Кто сказал, что в условиях рынка порядочность и ответственность людей друг перед другом и перед обществом должны утратить свою ценность и значение, а не наоборот - быть в еще большей степени востребованы. Итак, какие ценности имели жизненное значение? Во-первых, общепринятой и нормальной считалась установка на общественное благо, на приоритет интересов общества и государства в целом. Оценки данной установки сегодня могут быть противоречивы, однако опыт мировой культуры и истории показывает, что именно эта установка ведет к преодолению узкого и примитивного эгоистического настроя и способствует расширению горизонтов личностной самореализации человека. Второй момент значимых духовных и ментальных установок напрямую связан с первым - это внутренняя готовность к ответственному и честному выполнению своего профессионального долга, про которое можно было сказать - «вклад в общее дело»1.

1 Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия: Дисс.... канд. филос. наук. Ставрополь, 2008, с. 13.

К сожалению, сегодня утвердилось противопоставление индивидуального, личного интереса и интереса общего, общественного. Ни одна серьезная корпорация, будь то корпорация ученых, производителей или служащих, музыкантов или спортсменов, не будет иметь успеха, если станет игнорировать превалирующее значение «общего дела». Наконец, в сознании старшего поколения был твердо укоренен принцип бескорыстия, воспитанный аскетическими условиями (послевоенные годы, десятилетия требующей полной самоотдачи индустриализации), наши родители умели довольствоваться малым и достаточным для жизни, не требуя большего вознаграждения за то, что ими не считалось выдающимся достижением или подвигом, но было нормой. Будучи хорошими профессионалами, они обладали удивительной скромностью и нестяжательством, были «естественно» совестливы. Вопрос о правовой культуре в смысле внутреннего понимания необходимости действовать исключительно в правовом поле, в рамках закона применительно к старшему поколению может быть осмыслен и на основе всех вышеприведенных характеристик

1

сознания того человека .

Не будем забывать, что указанные ценностные доминанты были распространены по большей части и в среде тех, кто осуществлял функции общественного управления. Исторический опыт эпохи созидания показывает, что подлинный авторитет имели те руководители, которые сами были воплощением единства морально-нравственных и высоких профессиональных качеств. Еще со времен древних мудрецов известно, что по-настоящему ценен не тот правитель, который возлагает на себя роль контролера и цензора, а тот, который, вникая в содержание жизни людей, способен принимать своевременные решения по ее улучшению, включая и те, что носят стратегический характер, ориентированы на будущее развитие. Безусловно, ценностный кризис сегодня сказался и на качестве управления. С переходом нашего общества на иные жизненные основания, связанные с рыночной экономикой, с устоями общества потребления товаров и услуг, включая информационные ус-

1 См.: Бурняшева Л.А. Формирование нового аксиологического пространства (на примере деятельности СМИ) // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки, 2010, № 8, с. 12.

луги, образовательные услуги, медицинские услуги и т. д., произошла серьезная трансформация ценностных доминант в сознании молодого поколения, изменилось наполнение понятий добра и зла. То, что ранее осуждалось, сегодня принимается в качестве нормы и даже приветствуется.

Целый ряд процессов породил новые, ранее не поощрявшиеся убеждения1. Принятие отношений конкурентности вне четких стратегических направлений общественного развития и этического кодекса привело к утверждению принципов индивидуалистической морали: только мои притязания, мои интересы, мои усилия, мой успех, мой рост, мои идеи, все в моих руках и т.д. Если в развитых странах Запада индивидуалистическая мораль гармонично уравновешивается равенством всех перед законом, четкой регламентацией отношений индивидов правовыми нормами независимо от их общественного статуса, то в условиях правового нигилизма она неизбежно получила крайне извращенные формы проявления. Мы не останавливаемся на еще более глубоком вопросе: насколько принципы индивидуалистической морали соотносимы с традиционными духовными установками народа, в переломные моменты своей истории неизменно апеллировавшего к соборности, коллективному единству в решении важных жизненных вопросов.

Оказался подвержен трансформации сам идеал счастливой жизни. Когда как не в молодости остро переживается желание быть счастливым. Однако для молодежи сегодня хорошо жить, жить счастливо значит жить не просто в достатке, а в большом достатке при минимальных трудовых усилиях. Проекты человеческого счастья не связываются сегодня со служением делу, обществу, народу, Отечеству, а оказались самым примитивным образом редуцированы к задачам индивидуального самообогащения и материального благополучия. В связи с этим, с нашей точки зрения, в обществе появилась опасность утраты, сведения к минимуму той молодой созидательной силы, которая во все времена являлась залогом его развития, движения вперед. Именно молодое поколение, как показывает исторический опыт, способно идти в авангарде масштабных социальных свер-

1 См.: Бондаренко Н.Г., Бурняшева Л.А., Янукян М.Б. Философское осмысление духовного пространства в преломлении к специфике трансформационных процессов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015, № 10-1, с. 22.

шений. Именно в силу столь притягательного молодого романтизма и необремененности зрелой рассудительностью молодежь во все времена стремится к достижению, казалось бы, недостижимых целей, к решению неподъемных задач. Но при утверждении мещанского жизненного идеала в сознании молодежи, об опасности которого предупреждали А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, выполнение ее общественно-исторической миссии вряд ли окажется осуществимо. Замещение «целей жизни» «средствами жизни», о которых говорил Н.А. Бердяев, закономерным образом привело к формированию своеобразного денежного прагматизма и иждивенчества: на первое место выдвигается требование высокой оплаты независимо от опыта, вложенных индивидуальных усилий, труда.

Малоперспективной для общественного развития представляется самодовлеющая ценность оплаты. Молодой человек выбирает место работы, ориентируясь не на собственный интерес к определенной специальности или профессии, а на заработок. В масштабах общества давно наметилось и проявляет себя падение качества профессиональных кадров, возникает серьезная проблема прерывания профессиональных эстафет от поколения к поколению. Недостаточное внимание к содержанию ценностного строя молодого поколения автоматически тянет за собой множество проблем социально-экономического и политического характера. «Все течет, все меняется...» - говорил Гераклит, - и «в одну реку нельзя войти дважды»: история перевернула свою очередную страницу, изменилась жизнь общества, характер общества1. Данная констатация не снимает проблемы выбора направления развития. Уже говорилось о том, на чьи плечи традиционно ложится решение этой задачи. Но даже самая талантливая молодежь не способна будет решить ее при отсутствии общественного единства и солидарности различных слоев общества.

Осуществление данного условия развития осложняется не только различиями в материально-экономическом и политическом статусе, но, прежде всего, различиями в ценностном выборе, в оценках того или иного опыта, включая

1 Газгиреева Л.Х. Теоретико-философское осмысление духовно-коммуникативного бытия современной молодежи // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2009, № 6, с. 27.

исторический. Довольно частым явлением в среде молодежи стало в лучшем случае ироническое и предвзятое отношение к истории, к духовным традициям своего народа, к вопросам, которые не могут быть решены однозначно, а в худшем случае мы имеем дело с откровенным пренебрежением и осмеянием1. С социально-психологических, философских и культурфилософских позиций данный феномен может быть связан не только с реалиями нашей жизни, но и с общими установками массового сознания эпохи постмодерна. Что нашло отражение в слишком уж мозаичном, релятивном и всеядном в познавательном и ценностном отношении мировоззрении нашей молодежи: все для них совместимо, соотносимо в каких-то произвольных пропорциях. Раз устойчивых, ясных и незыблемых правил нет, то «все дозволено»: тяга к скорым барышам совмещена с юной верой в победу добра, категорический атеизм соседствует с массовыми предрассудками, научные дисциплинарные знания накладываются чудовищным образом на пустоты и лакуны вчерашнего узкого школьного кругозора студента, который, увы, приходит в вуз на коммерческой основе, безграмотность письма и речи поразительным образом сочетается с повальной увлеченностью эпическим фэнтези, как будто мировоззренческие уроки русской и мировой литературы и истории на уровне школьной програм-

2

мы оказались совершенно не усвоенными .

Массовое телевидение, которое заимствовало не лучшие традиции телеиндустрии Запада, став исключительно развлекательным, перенасыщенным шоу и низкопробными сериалами, не только не способствует формированию основ общественного единства, напротив, только усугубляет ценностную изоляцию и разобщенность поколений. Шуточные и комические постановки, смеховая традиция - это то, что всегда было привлекательно для молодежи3. Именно эта возрастная группа заполняет телестудии, становится участ-

1 См.: Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Экологизация культуры как основа формирования духовной жизни современного российского общества // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития науки XXI века». Уфа, 2016, с. 125.

2 См.: Касаева Т.В. Роль трудового ресурса человека в общественной производительной комбинации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2012, № 11(115), с. 22.

3 См.: Покатыло В.В., Шигабутдинова Л.Р., Волкова А.В. О необходимости нравственного воспитания молодежи // Молодой ученый, 2014, № 4, с. 1066.

ником реалити-шоу. Само количество одноплановых проектов наводит на мысль о том, что шутовство и осмеяние более высокооплачиваемо, престижно и востребовано, чем профессия инженера. Естественно уровень подобных телешоу различен и колеблется от низкопробных до тех, которые все же претендуют на некоторый интеллектуализм и социально-политическую остроту1. Если смеяться над всем, то еще сложней определить, какие подлинные жизненно значимые для человека и общества ценности являются незыблемыми, святыми и непреходящими2.

На сегодняшний день одной из главных воспитательных задач является преодоление наметившегося ценностного диссонанса, непонимания и общественной разобщенности не только в синхроническом, но и в диахроническом срезе. Здоровье общества детерминируется не экономическими и не управленческими механизмами, они в цивилизованных странах, как правило, являются приложением, обслуживающим, поддерживаемым общественное целое механизмом. Периоды развития неизменно демонстрируют, что подлинным авторитетом и уважением пользуются способные честно исполнять свой профессиональный долг, грамотные и ответственные в пределах своей компетенции люди, для которых ответственность перед обществом превышает собственные личные интересы3. Всегда ценился не показной и формальный, а настоящий демократизм в общении с другими людьми.

Популяризируемое понятие коммуникабельности нам представляется недостаточным, так как не подчеркивает значение для развития личности межчеловеческих отношений. Какие бы периоды истории ни переживала Россия, в общественном сознании всегда были не в чести алчность, жажда власти и карьерного роста при минимальных личностных задатках и способностях, желание манипулировать другими людьми так, словно главная функция управления -

1 См.: Бурняшева Л.А. Толерантность как современная категория духовно-нравственного бытия человечества // Вестник развития науки и образования, 2007, № 5, с. 50.

2 См.: Бурняшева Л.А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка // Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2009, № 4, с. 95-99.

3 См.: Бурняшева Л.А. Соотношение и взаимодействие традиций и инноваций в общественном развитии // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки, 2008, № 6, с. 12.

это контроль и наказание, а другие люди - всего лишь средство для выполнения собственных планов и удовлетворения амбиций. Как правило, за красивой и многословной риторикой скрывается не только сомнительный моральный облик, но и недостаточный профессионализм, а подчас просто некомпетентность. В действительности не чин и пост сами по себе ценны, а достоинство человека, определяемое, прежде всего, его нравственным, а значит духовным развитием, профессионализмом и мастерством, знанием основ и тонкостей избранного им общественно значимого дела. Установка на лидерство ради лидерства сомнительна, а вот стремление становиться лучше, образованней, порядочней и принципиальней, чем ты был вчера - это то, что не противоречит, а утверждает устои традиционной для нашего общества морали. Надо любить быть не первым, а лучшим в плане человеческих достоинств. Ценность общественного блага и человеческих добродетелей, утверждаемая со времен Сократа, с необходимостью должна быть реабилитирована в сознании молодых1. Подлинная творческая свобода, духовная чистота и профессиональная зрелость человека достигаются только на путях служения интересам Родины и человечества в целом.

Все вышеперечисленные проблемы не фатальны, а преодолимы при определенных совместных усилиях, направленных на нравственное оздоровление общества и его главного резерва - молодого поколения. Важнейшей общей задачей на сегодня является выведение общества из состояния ценностного и духовного коллапса. Большая часть негативных характеристик общественной жизни - это последствия и проявления самого труднопреодолимого кризиса - кризиса духовных ценностей.

Макаев Х.А.-А. Ценностные ориентации и нравственные установки современной российской молодежи. В данной статье проведен анализ ценностных ориентаций и нравственных установок современной российской молодежи в контексте проблемы духовно-нравственного воспитания. Делается вывод, что важней-

1 См.: Газгиреева Л.Х. Креативное сознание как экзистенциально-ценностный фактор развития современной личности // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2015, № 1(80), с. 25.

шей задачей на сегодня является выведение общества из состояния ценностного и духовного коллапса.

Ключевые слова: трансформация, сознание, нравственное воспитание, культура, духовные ценности, нравственность, молодежь.

Makaev H.A.-A. Value orientations and moral attitudes of modern Russian youth. In this article the analysis of value orientations and moral attitudes of modern Russian youth in the context of the problem of spiritually-moral education is made. It is concluded that the most important task today is the removal of society from the state value and spiritual collapse.

Keywords: transformation, consciousness, moral education; culture; spiritual values; morality; youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.