УДК 930.85
А. я. Касюк
доктор исторических наук, профессор,
профессор кафедры коммуникационных технологий
Института международных отношений и социально-политических наук
Московского государственного лингвистического университета;
е-таН: [email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЯЫ
как элементы национальной безопасности государства
Статья посвящена рассмотрению роли и значения духовно-нравственных ценностей и идеалов в системе национальной безопасности государства. Автором раскрываются составляющие духовного кризиса, поразившего современное общество; рассматривается значение образования и воспитания, национальной идеи в формировании духовно-нравственных ценностей человека. Основа экономической и политической стабильности любого государства в духовном развитии его народа, приоритете духовного над материальным.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности; духовно-нравственные идеалы; духовно-нравственный кризис; духовно-нравственная деградация; духовно-нравственное воспитание; ценностные приоритеты; национальная идея.
A. Ya. Kasyuk
PhD (History), Professor at the Department of Technological Communications, Institute of International Relations and Social-Political Studies, Moscow State Linguistic University; e-mail: [email protected]
SPIRITUAL AND MORAL VALUES AND IDEALS AS COMPONENTS OF NATIONAL SECURITY OF THE STATE
The article dwells on the role and significance of spiritual and moral values and ideals in the national security system of the state. The author researches the components of spiritual crisis that has struck contemporary society, and analyzes the importance of education and upbringing, of national idea in the shaping of moral and spiritual values of a personality. The basis for economic and political stability of any state is laid in people's spiritual development, in supremacy of the spiritual over the material.
Key words: spiritual and moral values; spiritual and moral ideals; spiritual and moral crisis; spiritual and moral degradation; spiritual and moral upbringing; value priorities; national idea.
Введение
Постановка проблем национальной безопасности в России, да и в большинстве стран мира опирается преимущественно на
материальный базис и его ресурсы. При этом по умолчанию игнорируется то, что принято называть морально-духовным потенциалом народа. И с научной, и с практической точек зрения это вряд ли можно считать верным.
Для государства во все времена решающую роль играло единство обоих составляющих его основу элементов как материального базиса, так и, соответственно, духовной надстройки. Можно было бы привести немало исторических примеров, которые бы подтверждали тот факт, когда духовный фактор в критически сложившихся с точки зрения материальных ресурсов для данного государства условиях решал исход, в том числе военного, противостояния и обеспечивал победу. Если это так, то возникает вопрос: сформировало ли государство ту систему духовных и морально-нравственных ценностей, которые могли бы составлять надстроечный элемент его конструкции? Ответ на этот вопрос со стороны любого государства вряд ли будет положительным. И это объяснимо. Причина, как нам представляется, в России заключается в том, что многих отпугивают те положения статей 13 и 14 Конституции Российской Федерации, где признается идеологическое многообразие и сказано, что «никакая идеология и религия не могут устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [Конституция Российской Федерации 2020]. Но если Россия (впрочем, как и бывшие советские республики) была в прежние времена и остается сегодня многоконфессиональным государством, то для соблюдения равноправия традиционных религий такой плюрализм вполне объясним, более того, необходим. Значительно сложнее с идеологией как системой взглядов и идей, определяющих мировоззрение, мировосприятие человека и его отношение к окружающему миру. Здесь мы, по-видимому, оказались в плену старых стереотипов, существенно ограничивающих возможности нашего выбора: либо коммунистическая, либо буржуазная идеология. Иной возможности «архитекторы» нового социального строя России увидеть не смогли. Поэтому и предложили: ни то и ни другое, а идеологическое многообразие.
Духовно-нравственная сфера деятельности человека
Существует идеология политики и идеология экономики, идеология интеллигенции и идеология науки и т. д. Так почему же не
поставить и, соответственно решить вопрос об идеологии духовной (морально-нравственной) сферы деятельности человека - совокупности тех идей, которые составляют традиционную систему духовных ценностей любого народа? В этой связи закономерно возникает вопрос: имеется ли у нас на сегодняшний день система четко сформулированных духовно-нравственных ценностей и идеалов? Имеется в виду система, которая бы четко обрисовывала контуры духовной составляющей идеологии и основу морального потенциала населения страны. Однозначный ответ на данный вопрос мы вряд ли получим.
Попытка сформулировать нравственный кодекс гражданина страны была предпринята в нашей недалекой истории практически полвека назад - в 1961 г. Речь идет о Моральном кодексе строителя коммунизма - своего рода 12 нравственных заповедях. Естественно, для того времени они были весьма политизированы и односторонне идеологизированы. Но, тем не менее, это был тот случай, когда государство вынуждено было воспользоваться духовно-нравственными ценностями церкви. Когда перед политическими консультантами ЦК КПСС, работавшими над третьей программой партии, была поставлена задача в сжатые сроки подготовить текст кодекса, они взяли за основу выдержки из Священного Писания.
Мы все являемся выходцами из одной семьи - из Советского Союза, где основной философский постулат базировался на утверждение К. Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [Маркс и Энгельс 1959, с. 7]. Именно поэтому мы никак не можем отказаться от постулатов материалистической марксистско-ленинской философии, которая утверждает, что материя первична, а сознание вторично. И при этом мы не учитываем, что Священное Писание гласит: «Вначале было слово» [Евангелие 2006], т. е. четко определен приоритет духовного перед материальным. Как указывал духовный лидер Индии Махатма Ганди: «Человек сделан из трех составляющих: тела, ума и души. Из них только душа постоянна. Благодаря ей действуют ум и тело» [Ганди 2016]. Глобальный кризис, которому в настоящее время подвержены все страны мира во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, финансовой, демографической, экологической) является, в первую очередь, кризисом духовным. Кризисом, порожденным отрывом людей от тех истоков, которые столетиями питали
их духовные силы, моральные и нравственные устои: милосердие, добро, гуманизм, справедливость, любовь.
В XXI веке люди столкнулись с необходимостью решать целый ряд новых проблем: истощение запасов природных ископаемых, энергетический кризис, загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, неизвестные ранее болезни. Ключом к решению перечисленных выше проблем современного мира являются духовно-нравственные ценности и идеалы человека, его образовательный, интеллектуальный уровень. Однако, если до ХУШ в. образование и в России, и в мире в целом служило духовно-нравственному совершенствованию человека (почему первыми в университетах были теологические факультеты), и только во вторую очередь учитывало его земные интересы, то начиная с ХУШ в. образование в качестве основного ориентира выбрало, в первую очередь, подготовку человека к осуществлению его земной, профессиональной, деятельности. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что такой односторонний подход с каждым днем всё дороже обходится как самому человеку, так и всему обществу.
К глубокому сожалению, до настоящего времени не находит понимания у большинства населения всех стран тот факт, что духовно-нравственные проблемы по своей сути значительно серьезнее всех возникающих материальных проблем, это касается в том числе и вопросов обеспечения национальной безопасности государства. Возможно, только пандемия коронавируса, наконец, повернет наше сознание в другую сторону. Вопросы духовности при их насыщенности и противоречивости всегда были и будут самыми важными для человека. Ф. М. Достоевский в журнале «Дневник писателя» советовал нам искать выход из любых кризисных ситуаций в «оздоровлении корней», оказании духовно-нравственной помощи народу: «Самый главный корень, который предстоит непременно оздоровить, - указывал он, - это, без сомнения, всё тот же русский народ ... я разумею лишь духовное оздоровление этого великого корня, который есть начало всему» [Достоевский 1995, с. 485].
Исследователи на Западе поставили вопрос о том, что является главным необходимым условием выживания нации в современном мире. Ответ получился однозначным. Выжить может только та нация, которая имеет свою достаточно сильную систему образования.
Становление современного человека немыслимо без образования. Российская система образования сегодня находится в стадии реформирования, в значительной мере переосмысления целей, задач, форм и методов подготовки подрастающего поколения. В этих условиях основной проблемой, которую предстоит решать в ближайшее время как государству, так и обществу в целом является комплекс вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием молодежи. Такая постановка вопроса обусловлена целым рядом возникших объективных причин. В первую очередь имеются в виду изменяющиеся материальные условия жизни населения, что не может не находить отражения на нравственных и, соответственно, поведенческих реакциях большинства граждан и в первую очередь молодежи. Серьёзным образом подверглась деформации сама существующая до последнего времени система ценностей и идеалов. В этих условиях, к глубокому сожалению, в силу своей неопытности и просчетов в системе образования и воспитания самой восприимчивой ко всем этим негативным влияниям оказалась молодежь. Как заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 11 ноября 2009 года на заседании Президиума Российской академии образования: «Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле формирования человеческой личности. Поэтому в систему подготовки современных преподавателей и воспитателей должно быть включено лучшее из нашего национального и мирового опыта и, не в последнюю очередь, нравственное измерение, созидающее целостную и этически ответственную личность»1.
Предшествующий XX век принес всему человечеству не только выдающиеся достижения во всех областях науки, технического прогресса, колоссального скачка в развитии технологий, - чего стоил только полет в космос первого в мире человека Юрия Гагарина. Вместе с тем это был век растущей поляризации как самих государств, так и их граждан. Причем эта поляризация - разрыв в доходах самых богатых и самых бедных граждан - с каждым годом всё больше увеличивается, а с ними растет и нравственная деградация как отдельных личностей, так и всего человеческого общества.
1 Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании президиума Российской академии образования. Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/934483.html.
Если эпоха Просвещения в качестве высших человеческих ценностей рассматривала творчество, любовь к ближнему, разум, долг перед Отечеством, то глобализация стремится нивелировать все культурные и религиозные различия стран и народов, «стричь всех под одну гребенку». Вопрос о сущности истины становится всё более субъективным. Достижения, значимость конкретного человека всё в большей степени стали измеряться уровнем его материального благополучия, капиталом, счетами в банках, вытеснив таким образом на второй план идеалы, нравственные и духовные ценности.
В свое время Аристотель сказал знаменитую фразу «Природа не терпит пустоты» [Серов 2005] (потом ее почему-то стали использовать в качестве цитаты Ф. Энгельса). Если государство, общество не будет постоянно, ежедневно, уделять внимание духовно-нравственному воспитанию, то эту работу будут выполнять другие люди, ставящие перед собой совершенно другие, главным образом корыстные, цели и задачи. Большинство проблем, с которыми сталкивается современное общество, являются следствием разразившегося духовного кризиса, основу которого составляют:
- обесценивание традиционных человеческих ценностей, являвшихся во все времена критериями нравственности (честность, порядочность, трудолюбие, образованность, доброта, воспитанность);
- переход нравственно значимых интересов и увлечений молодежи в сферу досуга, развлечений;
- культ потребления и т. п.
«Если Бога нет, - то всё можно!» - такую характеристику бездуховному мировоззрению давал еще Ф. М. Достоевский.1 Вера - это не только культ, но и свод моральных норм, единый для всех религий. Еще со времён Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных человеческих добродетелей: мудрость (рассудительность), справедливость, мужество, умеренность [Платон 1994]. Недаром Конфуций советовал своим ученикам: «Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок» [Конфуций 2013].
1 Фраза: «Если Бога нет, все позволено», - крылатое выражение, приписываемое Ф. М. Достоевскому, которое обычно связывают с романом Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
В настоящее время Российская Федерации находится на переломном этапе определения приоритетов в области образования и воспитания молодежи. То, что родители, несмотря на существенно увеличившиеся финансовые затраты на обучение детей в вузах, стремятся во что бы то ни стало дать им высшее образование, свидетельствуют данные социологического исследования, в соответствии с которыми 71,7 % родителей готовы вкладывать в образование детей все имеющиеся у них, часто последние, средства1. Во многом это связано с постепенным пониманием того, что и личное благополучие, и процветание государства, научный и технический прогресс самим непосредственным образом связаны с образовательным, культурным, нравственным и духовным уровнем всего населения. Вместе с тем данная тенденция наталкивается на всё еще преобладающее в значительной массе населения потребительское понимание жизненного процесса, стремление к узкой специализации, отсутствие нравственных корней в поведенческой деятельности, всё то, за что в течение веков наши прогрессивные отечественные умы подвергали критике процессы, преобладающие на Западе. К числу наиболее опасных тенденций, доминирующих в современном обществе, относятся:
- преобладание в сознании значительного числа граждан необходимости стремится к материальному благополучию, личному неограниченному богатству, продвижению по служебной лестнице, реализации политических амбиций, карьерных устремлений;
- снижение значимости у молодежи роли и значения необходимости создания и укрепления семьи, культивирования семейных ценностей, уважительного отношения к старшим, в первую очередь, к своим родителям;
- утрата многими людьми традиционных представлений о совести, чести, личном достоинстве, цели и смысла жизни, веры в будущее;
- снижение в целом понимания понятий, связанных с нравственностью, необходимостью соблюдения этических принципов и норм поведения, обращения с другими людьми.
1 Звездина П. Родители российских школьников не захотели для своих детей работы в науке // РБК. Общество: [официальный сайт]. URL: https://www.rbc.ru/society/ 16/05/2019/5cdbe5fd9a7947fcd8559908.
Духовно-нравственный кризис - одна из главных проблем и угроз не только духовного уровня развития страны, но и национальной безопасности любого государства, в том числе и России. Как указывал еще Наполеон Боннапарт: «Упадок нравов - это погибель государства как политического целого» [Бонапарт 2014, с. 131]. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.
Без «реанимации» духовно-нравственных традиций России не удастся решить задачи модернизации страны. О роли и значения традиционных ценностей для современного российского общества неоднократно в своих выступлениях указывал Президент Российской Федерации В. В. Путин: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение» [Путин 2012]. Таким образом, на официальном уровне вопрос о традиционных ценностях поднимался и поднимается не только концептуально, но и регулярно. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года уже ранее названные ценности дополнены человеколюбием, справедливостью, честью, совестью, волей, личным достоинством, верой в добро, стремлением к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [Распоряжение 2015].
Гражданам нашей страны на всех исторических этапах всегда были свойственны такие черты характера как коллективизм, взаимопомощь, идейное и духовное единство, что на протяжении столетий способствовало единению и сплочению многонационального и многоконфессионального государства. Попытки пересмотра и ослабления этих ценностей, подрыва единства и сплоченности народов, населяющих Российскую Федерацию являются одной из главных угроз национальной безопасности. 31 декабря 2015 г. Владимир Путин подписал Указ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В документе подчеркивается, что сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей - одно из важнейших условий национальной безопасности России. К таким ценностям в документе
относится приоритет духовного над материальным. В документе также указывается, что одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности является «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности»1.
Проблемы, с которыми сталкиваются сегодня люди в нашей стране, в подавляющем большинстве базируются на основе бездуховности. Сегодня вы практически ни в газетах или журналах, ни в передачах по радио или с экранов телевизоров не сможете встретить людей, на которых прежде равнялась вся страна - ученых, космонавтов, инженеров, рабочих, сельских тружеников, офицеров; вместо них насаждение правового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и морального уродства. В результате резкого снижения духовно-нравственных критериев жизни Россия занимает сегодня одно из первых мест по числу сирот, количеству разводов, самоубийств, абортов, криминалу, насилию, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. Коррупция, наркомания, алкоголизм, гомосексуализм и иные извращения; кризис семейных отношений, демографическая катастрофа; экологические бедствия, утрата смысла жизни, - всё это результат духовного кризиса, разрушения традиционных ценностей.
Национальная идея - фундамент формирования духовно-нравственных идеалов
Идеалы любого народа тесным образом связаны с его национальной идеей. Национальная идея присуща практически любой стране мира. От того, насколько она гармонирует с душой народа, его интересами, запросами и чаяниями, зависит успешность реализации его государственности.
Вопрос о национальной идее России имеет многовековую историю. Он столь же важен для нашей страны, как вопрос о смысле жизни для каждого гражданина. Без четкого ответа на вопрос о национальной идее государства, его цели, ценностях жизненная энергия, успех становятся труднодостижимыми для большинства граждан. Россия всегда
1 Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391.
находилась, да и продолжает находиться на границе двух великих цивилизаций: западной и восточной, одновременно являясь одним из важнейших мостов между ними. В то же время Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. Россия как особый социум не могла и не может нормально функционировать и развиваться без выработки, без принятия национально-государственной идеи и ее последующего развития. «Русский человек без идеи, - это дрянной человечишка», - писал Ф. М. Достоевский [Максимов 2017]. Пока что Россия, с точки зрения обретения национальной идеи, находится в стадии блуждания. Национальная идея - это краткая формула, отражающая основные чаяния народа. В царской России это был лозунг: «За Бога, Царя и Отечество!». После Революции 1917 года национальной идеей являлось построение социалистического общества, а впоследствии в советское время: «Наша цель - коммунизм».
В 2004 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин на встрече со своими доверенными лицами заявил, что национальной идеей России является конкурентоспособность. В 2011 г. в интервью журналу VIP-Premier В. В. Путин назвал национальной идеей «сбережение народа», процитировав Александра Солженицына. 3 февраля 2016 г. В. В. Путин во время встречи с активом «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса» заявил: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма»1. Определение патриотизма в качестве национальной идеи России в настоящее время нашло очередное подтверждение в интервью В. В. Путина телепрограмме «Москва. Кремль. Путин» на канале «Россия 1» 10 мая 2020 года (URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2020/05/10/ri).
Доктор философских наук А. И. Субетто в своей книге «Слово о русском народе и русском человеке», в частности, пишет: «Все «русские идеи» в разные исторические периоды в развитии России ... являлись в той или иной мере устремлениями России, российского общества, русского народа к правде, справедливости, любви, к добру человеческого бытия, к доминанте соборности, дружбы, кооперации, сотрудничества, взаимопомощи, духовного начала жизни . над материальным, над деньгами и стремлением к обогащению, к наживе» [Субетто 2013,
1 Встреча с активом Клуба лидеров. Официальные сетевые ресурсы Президента России. События. 2019. 3 февраля. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/51263.
с. 190]. Одна из основных причин духовного кризиса в нашей стране, потеря смысла жизни определенным количеством людей. Значительное количество жителей России не верят в завтрашний день и не хотят думать о нем. Согласно опросам социологов из «Левада-центра», без малого половина жителей страны (46 %) «не знают, что будет даже в ближайшие месяцы», еще треть (33 %) может планировать лишь «на 1-2 года вперед». И только 5 % населения способны строить планы «на много лет вперед» (Московский комсомолец, 20.06.2017). Не так давно руководитель Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров следующим образом описал данную проблему в своем интервью: «Мы боимся будущего <...>. Мы не считаем, что завтра будет лучше, чем сегодня. Будущее повернулось к нам своей темной стороной. Будущее, как выяснилось, - это не прекрасные технологии, не красивые авиалайнеры или электромобили. Будущее - это потоки беженцев, теракты, странные вероучения, безработица, пугающее разнообразие, ситуация, когда твои навыки оказываются никому не нужны.» (Ведомости, 28.08.2016).
Всё происходящее в последние десятилетия в нашей стране , в том числе в ее экономике, во многом связано с тем, что громадные прибыли, получаемые олигархами, в первую очередь за счет экспорта природных ресурсов в сыром (непереработанном) виде (нефти, газа, леса, алюминия), вкладываются не в развитие отечественной промышленности, а на в покупку яхт, футбольных клубов, замков и т. п. Торговля природными ресурсами ведет к дальнейшему сверхобогащению российских долларовых миллиардеров, а также высших чиновников и дальнейшему обнищанию значительной массы населения России. Разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения страны в 2018 г. составляли 1:15,34
Социальная справедливость в обществе, а вместе с ней нравственность и духовность могут быть реализованы только в условиях установления разумных границ личного потребления для каждого гражданина в государстве, - создание надежной системы медицинского обеспечения для всего населения независимо от места проживания и занимаемой должности, возможности получения качественного образования любого уровня всеми молодыми людьми в стране. Вся по-
1 Доходы населения России // Wikipedia: [официальный сайт]. URL: https:// ra.wikipedia.org/wiki/Доходы_населения_России.
литическая деятельность на всех уровнях в стране должна быть мысленно и в практических действиях четко направлена на достижение реальной и справедливой социальной системы. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы незаслуженно полученные сверхприбыли отечественных монополий направлялись на улучшение жизни средних имущественных слоев и неимущих граждан общества; всех, кто занимается созидательным и высокопроизводительным трудом. Именно таким путем добиваются стратегической политической устойчивости и благополучия развиты капиталистические государства. Примером может служить опыт шведских социалистов, сумевших добиться для граждан своей страны высочайшего уровня социального равенства и высокого уровня жизни.
заключение
Ставка государства в XXI в. только на экономическую мощь и военное превосходство все в большей мере показывает свою ошибочность и бесперспективность. Единственным инструментом, который способен в значительной мере остановить процесс дальнейшего раскола цивилизаций, сблизить народы и страны, отличающиеся самыми различными политическими, религиозными, социальными убеждениями - нравственные, духовные ценности и приоритеты. Поэтому в современных условиях очень важной представляется необходимость духовного и нравственного развития нашего народа, ибо только они могут служить основой для экономической и политической стабильности и тем самым укрепить национальную безопасность нашего государства - Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
Бонапарт H. Путь к империи. М.: ЭКСМО, 2014. [Bonaparte, N. (2014). Put k
imperii (Road to Empire). Moscow: Eksmo. (In Russ.)]. Ганди M. Эксперимент с истиной. Афоризмы. М.: Эксмо-Пресс, 2016. URL: https://aphorism.ru/comments/4znidt9otv.html. [Gandhi, M. (2016). Eksperiment s istinoi. Aforizmy. (The Story of My Experiments with Truth. Aphorisms). Moscow: Eksmo-Press. https://aphorism.ru/comments/4znidt9otv. html. (In Russ.)].
Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 14. СПб.: Наука, 1995. [Dostoevsky, F. M. (1995). Sobraniye sochineniy. (Collected Works): in 15 vols. Vol. 14. St. Petersburg: Nauka. (In Russ.)].
Евангелие от Иоанна. М.: Пролог, 2006. [Yevangeliye ot Ioanna. (2006). (The Gospel of John). Moscow: Prolog. (In Russ.)].
Конституция Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2020. [Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. (2020). (Constitution of the Russian Federation). Moscow: Omega-L. (In Russ.)].
Конфуций. Великие изречения. М.: АСТ, 2013. [Confucius. (2013). Velikiye Izrecheniya. (Great Quotes). Moscow: AST. (In Russ.)].
Максимов ^.Национальная идея и национальная идеология России. 25.03.2017. URL: https://www.proza.ru/2017/03/25/1790. [Maksimov, L. Nat-sionalnaya ideya i natsionalnaya ideologiya Rossii. (Russia's National Idea and National Ideology). 2017. 25 March. https://www.proza.ru/2017/03/25/1790. (In Russ.)].
Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 13. 2-е изд. М.: Политиздат, 1959. [Marx, K., Engels. F. (1959). Sobranie sochinenij. (Collected Works, 2nd ed., vol. 13). Moscow: Politizdat. (In Russ.)].
Платон. Государство. Соч.: в 4 т. Т. 3. Книга четвертая. М.: Мысль, 1994. [Plato. Gosudarstvo. (TheRepublic). Soch.: in 4 vols. Vol. 3. Kniga chetvertaya. Moscow: Mysl. (In Russ.)].
Путин В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. Официальные сетевые ресурсы Президента России. 12 декабря 2012. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/17118. [Putin, V. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju. Official Internet resources of the President of Russia. 2012. 12 december. http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118 (In Russ.)].
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 .№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Российская газета. 2015. 08 июня. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok. html [Order of the RF Government issued 29.05.2015 No. 996-r "Strategiya razvitiya vospitaniya na period do 2025 goda". (The Strategy of Russia's Development Through 2025). Rossiyskaya gazeta. 2015. 8 june. https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (In Russ.)].
Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: Локид-Пресс, 2005. [Serov, V. (2005). Enciclopedichesky slovar krylatykh slov i vyrazheniy. (An Encyclopedic Dictionary of Proverbial Words and Expressions). Moscow: Lokid-Press. (in Russ.)].
Субетто А. И. Слово о русском народе и русском человеке. СПб.: Астерион, 2013. [Subetto, A. I. (2013). Slovo o russkom narode i russkom cheloveke. (A Word on the Russian People and Russian Man). St. Petersburg: Asterion. (In Russ.)].