Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / КОНСЮМЕРИЗМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ПАТТЕРНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хохлова А. П.

Статья посвящена особенностям формирования современной социально-экономической экосистемы и ее влиянию на развитие и социализацию личности в рамках общества потребления. Рассмотрено влияние информационной среды на существующие социальные институты как в традиционном контексте, так и с позиции их стремительной трансформации. Проанализировано ее воздействие на общество в целом и каждого человека в отдельности, а также сделан вывод о развитии новой формы общественного существования человека - идеального потребителя. В тексте описаны основные механизмы, способствующие последовательному и устойчивому формированию идеального потребителя, а также роль информационных технологий в широком распространении данных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE INFORMATION ENVIRONMENT ON THE FORMING OF THE IDEAL CONSUMER

The article is devoted to the peculiarities of the formation of the modern socio-economic ecosystem and its impact on the development and socialization of the individual within the consumer society. There is an expansion and complication of the internal structure of consumption, which develops the theme of J. Baudrillard about the “simulacrum”. The influence of the information environment on existing social institutions was considered both in the traditional context and from the perspective of their rapid transformation. Its impact on society as a whole and on each individual is analyzed. A conclusion is made about the development of a new form of human social existence - the ideal consumer. It was found that the information environment plays a crucial role in the formation of a person's personality, or, in this context, the process of forming a new generation of consumers with consumption patterns different from previous generations. Advertising can be a tool in this process. The main emphasis is made on shifting from the functions of informing to persuading a person to behave in the right way. The author describes the main mechanisms that contribute to the consistent and sustainable formation of the ideal consumer, as well as the role of information technology in wide dissemination of these trends. The author also notes the ambivalence of these phenomena and the need for their further study.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ»

DOI: 10.15643/libartrus-2022.3.2

Влияние информационной среды на формирование идеального потребителя

© А. П. Хохлова

Поволжский государственный технологический университет Россия, Республика Марий Эл, 424000 г. Йошкар-Ола, площадь Ленина, 3.

Email: [email protected]

Статья посвящена особенностям формирования современной социально-экономической экосистемы и ее влиянию на развитие и социализацию личности в рамках общества потребления. Рассмотрено влияние информационной среды на существующие социальные институты как в традиционном контексте, так и с позиции их стремительной трансформации. Проанализировано ее воздействие на общество в целом и каждого человека в отдельности, а также сделан вывод о развитии новой формы общественного существования человека -идеального потребителя. В тексте описаны основные механизмы, способствующие последовательному и устойчивому формированию идеального потребителя, а также роль информационных технологий в широком распространении данных тенденций.

Ключевые слова: общество потребления, информационная среда, консюме-ризм, цифровизация, виртуализация, паттерны потребления.

Преобладающей социально-экономической формацией в современном мире является общество потребления. Оно сформировалось как результат развития капиталистически идеи и является прямым следствием послевоенного развития мира середины ХХ в. В экономическои системе потребление традиционно выступает конечным пунктом, результатом, завершающеи фазои системы воспроизводства, где произведенные блага и услуги используются для удовлетворения потребностей Потребление, выступая компонентом воспроизводственного процесса, является одновременно формои и механизмом реализации социальнои структуры общества, ее противоречии и деформации. Именно в сфере потребления в конечном счете проявляются складывающиеся в обществе социально-экономические отношения. Поляризация характеристик потребления, дифференциация доходов, растущее неравенство выступают внешним проявлением особенностеи и противоречии социально-экономических процессов, происходивших на предшествующих этапах воспроизводственного процесса.

Развитие общества потребления и индустриальнои экономики принесло огромное количество технологических новшеств, значительно повлиявших на современную жизнь человека. Возможно, наиболее значимым и повлиявшим на социум явлением стало все более и более активное развитие информационнои среды. Изначально она несла практически исключительно утилитарную функцию, то есть была неким полезным придатком технологически революции. Так, ни для кого не секрет, что Интернет, как и подавляющее большинство технологии информационнои среды, изначально разрабатывался исключительно в военно-научных целях. Однако со временем информационная среда, создаваемая новыми технологиями, распространялась все шире и шире и постепенно внедрилась в каждьш свободный уголок социального пространства. Информационные технологии, как и любая другая удачная эволюционная находка, заполнили предоставленную экологическую нишу максимально обширным

образом. В наши дни мы все, каждый человек практически в любом уголке земного шара глубоко погружены в информационную среду. Семья, религия, политика, сугубо личная сфера -все испытывает на себе глубокое влияние информационнои среды. Как и другие столь же глобальные явления, ее воздеиствие невозможно оценивать однозначно. Как и атмосфера, которая, с однои стороны, является необходимым условием кислороднои жизни, а с другои - активно изнашивает любые твердые материалы и агрессивно воздеиствует на большинство химических элементов, информационная среда двоиственно влияет на все сферы социальнои жизни. С однои стороны, она подстегивает активное развитие, а с другои - вносит необратимые изменения даже в тех областях, которые исторически считаются весьма консервативными и инертными. Кроме того, в большинстве случаев информационная среда преобразует сферы социальнои жизни под себя, стимулируя развитие более органично сочетающихся с неи тенденции и упраздняя неподходящие еи. В итоге все наше современное общество испытывает огромное влияние информационнои среды, и невозможно рассматривать ни один соци-альныи, философскии либо психологическии вопрос без учета информационнои деформации [1].

В даннои работе будет рассмотрена сравнительно узкая тема, напрямую связанная с эко-номическои составляющеи жизни человека и формированием определенного паттерна потребления, навязываемого информационнои средои. Однако из этои области проистекает значительное количество побочных явлении и эффектов, которые влияют напрямую как на текущее социально-психологическое состояние отдельного человека, так и на будущее развитие социума.

Рассмотрим основные черты социально-экономического развития последних лет и влияние информационнои среды на его ключевые аспекты. Наиболее общеи тенденциеи, связан-нои с современным этапом развития общества, является становление информационнои экономики. 1Т-технологии, средства связи и всеобщая цифровизация значительно увеличивают скорость и глубину глобальных взаимодеиствии. Это определяет новые динамично изменяющиеся отношения в мировои экономике, наделяет их качествами, возникновение которых возможно за счет многоуровневои интеграции всех субъектов социально-экономических процессов. Коммуникационные технологии создают новое глобальное пространство, позволяющее значительно повысить скорость экономических операции за счет использования в качестве транспортнои подсистемы информации, скорость распространения которои значительно выше скорости движения человеческих и товарных ресурсов. Общемировая информационная среда глубоко изменяет любую сферу деятельности современного человека. Она в разы повысила интенсивность взаимодеиствии между всеми общественными, национальными и экономическими формациями. Глобализация и информатизация меняют жизненные уклады во многих странах мира, ускоряют время, уплотняют пространство, размывают границы, резко интенсифицируют социальные процессы.

Яркои отличительнои чертои социально-экономическои трансформации как комплексного явления, включающего системные деформации, становится эволюционное расширение и усложнение внутреннеи структуры потребления. Вследствие изменении в структуре рынка потребностеи, модификации производственных технологии и социальных взаимодеиствии трансформируются роль и функции потребления в социально-экономическои системе, совершенствуются и усложняются субъекты, объекты и предметы потребления, увеличивается разнообразие паттернов экономического поведения.

Как неотъемлемый элемент процесса производства потребление представляет собой способ реализации социально-экономической формации общества, ее изменчивых свойств и конфликтов. В итоге именно в области потребления наиболее ярко выражаются общественные отношения, присущие тому или иному социуму. Поляризация характеристик потребления, дифференциация доходов, растущее неравенство выступают внешним проявлением особен-ностеи и противоречии социально-экономических процессов, происходивших на предшествующих этапах воспроизводственного процесса [2].

Таким образом, изменения в сфере потребления являются одним из наиболее показательных индикаторов социально-экономических изменении. Следовательно, и влияние информа-ционнои среды на характер потребления может отобразить ключевые характеристики современного социума.

Информационное общество представляет собои новую социальную реальность. Она обширна и многогранна, и вносит значительные изменения во все сферы общественнои жизни, связанные с информатизации и цифровизациеи. В современном социуме образ жизни, способы организации трудовои деятельности и проведения досуга, система образования и сфера потребления находятся под огромным влиянием цифровои среды. Под влиянием бурного распространения информационных технологии происходят формирование нового жизненного уклада, изменения в качестве жизни людеи, меняются их ценностные ориентации и предпочтения. К таким изменениям можно отнести новьш формат работы сотрудников значительного количества организации - теперь практически любои работник является оператором некоторого автоматизированного рабочего места. И если раньше в качестве операторов работал только сравнительно узкии круг людеи, деиствительно хорошо разбиравшихся в техническои части производства, то теперь практически каждыи человек, проидя интенсивное обучение, в состоянии работать в любои отрасли, будь то сельское хозяиство, машиностроение или 1Т-сфера, достаточно лишь обладать базовыми навыками и владеть цифровыми средствами коммуникации. Еще один пример - формат удаленнои работы, на которую уходят все больше людеи, особенно в свете эпидемиологическои и геополитически ситуации, которыи позволяет сотруднику выполнять свои функции из любои точки земного шара в любое удобное ему время.

Происходят изменения в структуре потребления, отмечается резкии рост нематериальных, неутилитарных благ. В наше время наиболее востребованными и широко распространенными являются как раз нематериальные товары, связанные с работои в цифровои сфере. Как ярчаишии пример нематериальности и неутилитарности можно привести активно развивающуюся в настоящее время индустрию ОТТ-токенов. Сами по себе токены не имеют ни практи-ческои пользы, ни фактическои материальнои ценности, однако в современном мире право обладать даже электроннои копиеи некоторого шедевра ценится краине высоко.

Изменяется характер потребления: оно становится разнообразным, индивидуализированным, ситуационным. Информационное общество объединяет огромное количество людеи с различными социальными и личностными параметрами, каждыи из которых стремится быть уникальным, единственным, выделяться из толпы. Если еще несколько лет назад для осознания собственнои идентичности было достаточно просто перекрасить волосы в другои цвет, то теперь любая идея подвергается тщательному процессу сравнения и анализа. Даже в небольших, сравнительно замкнутых социумах для того, чтобы выделиться, человек должен отличаться от всего мира - потому что даже они являются частью глобального информационного

пространства. То же и с примерами для подражания - теперь их тысячи, в каждои стране, на разных языках, в тои или инои области, и при выборе того или иного продукта потребления человек подсознательно анализирует визуальныи и слуховои опыт, которыи включает весь массив информации, вкладываемыи в мозг современного человека средствами массового потребления (реклама, масс-культура и т.д.). Да и сама цель выбора того или иного товара теперь не только и не столько утилитарная - все чаще мы хотим достичь индивидуальности в каждои конкретнои вещи.

Под воздеиствием информационного общества формируется инои тип потребления - си-мулятивное потребление, когда различного рода блага, потребляемые человеком, подменяются их символами. Симулякры призваны создавать рыночную ценность блага, превосходящую его реальную цену, создавать симулирующие реальные потребительские своиства. В результате потребитель нацелен на приобретение даже не товара, а его симулякра, обладающего зачастую низкои (или отрицательном) деиствительнои потребительскои ценностью как для индивида, так и для общества [3].

Кроме этого, значительно изменяются не только количественные, но и качественные характеристики потребительских благ. Так, например, моральная амортизация обгоняет амортизацию физическую: вещи недоиспользованы, выходят из употребления задолго до их реального износа; отмечается непрозрачность, неясность качества товаров в связи с увеличением их количества и сложности, что проявляется в информационнои асимметрии произво-дителеи и потребителеи; цена вещеи все меньше связана с ихуниверсальнои ценностью и все больше отражает ценность индивидуальную, ситуационную, преломленную через восприятие других людеи, и многое другое.

На ценность благ в информационнои экономике влияет информационный фактор, которыи проявляется в наличии инновационнои ценности - сочетании в производимом продукте полезности и новизны, и символическои ценности, формирующеися на основе своеобразного отношения между потребителем и благом.

Однои из ключевых черт информационнои среды является виртуализация всех объектов и субъектов, включаемых в ее процессы и взаимодеиствия. Поэтому и в области потребления можно уверенно говорить о виртуализации (частичнои или полнои) большинства продуктов. По сути, подавляющее большинство товаров в потребительскои сфере имеет две составляющие ценности - утилитарную и виртуальную, причем доля последнеи растет с каждым годом. И если утилитарная ценность мало подвержена сиюминутным изменениям, так как полезность того или иного товара для человека мало изменяется в зависимости от веянии моды или общественно-политическои ситуации в стране и мире, то виртуальная ценность любого продукта может изменяться ежеминутно, как курс валют на бирже. Эта составляющая краине чувствительна к любым изменениям в социально-экономическом пространстве, а так как значительную часть этих изменении генерирует и распространяет сама информационная среда, очевидно, что именно она определяет значительную часть ценности любого товара [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационная среда формирует ценность большинства товаров потребления. Можно провести аналогию со Всемирнои паутинои, с разнои степенью равномерности покрывающеи общемировое социально-экономическое пространство. Воздеиствуя на определенные ключевые узлы в этои паутине, можно добиться практически любого баланса ценностеи в современнои парадигме потребления. За счет точечного воздеиствия на общественные, политические, экономические и культурные тенденции

можно четко формировать общие паттерны потребления, которым должен следовать любои социализированный индивид, активно участвующии в общественных взаимодеиствиях. Причем чем глубже и сильнее охват общества и человека в отдельности этои паутинои, тем сильнее деформирующее влияние на потребительское поведение человека, со смещением баланса от оценки реальнои ценности продуктов потребления к ценности виртуальнои. В результате современную социально-экономическую структуру будет корректно описывать термином «информационное общество потребления».

В кратком изложении суть информационного общества потребления можно определить как использование информационных продуктов и технологии для максимально широкого и быстрого удовлетворения любых имеющихся потребностеи и для создания новых. Людеи этого общества вне зависимости от возраста, социального положения и политическои ориентации объединяет то, что они живут в эпоху, формирующуюся под воздеиствием, во-первых, изобилия предложения постоянно обновляемого массива самых различных товаров и услуг и, во-вторых, огромного потенциала тотальнои информатизации, используемого для безграничного распространения не только этих товаров и услуг, но и однотипных целевых установок, интересов и предпочтении. Ни одна эпоха не предлагала человеку столько заманчивых предложении, не переводила столько общественных функции в разряд «услуг», не предоставляла таких возможностеи замены своих сил и умении научно-техническими новинками, не побуждала бы такои интерес к их приобретению.

В итоге современное общество заставляет индивида потреблять. Это потребление направлено не столько на максимизацию индивидуальнои полезности, сколько на создание некоторого социально одобряемого уровня и модели потребления. Человек руководствуется соображениями поддержания или повышения своего статуса, престижа. Различия в потреблении, конечно, зависят от уровня дохода, но не пропорционально. Потребительское поведение определяется до некоторои степени воздеиствием культурного капитала - накопленного в процессе социализации практического знания, позволяющего человеку распознавать стратегии и принципы деиствия других людеи. Не всегда с ростом дохода масштаб потребления возрастает.

И так как мы уже определили, что информационная среда является активным фактором влияния на человека как часть потребительского взаимодеиствия, очевидно, что современное информационное общество потребления не будет терпеливо ждать, пока каждый из нас определится с выбором наилучшего товара. Теперь можно забыть о парадигме «клиент всегда прав». Безусловно, в наших глазах она будет по возможности поддерживаться, но только для того, чтобы удержать человека внутри потребительского пространства. В наше время производящая составляющая общества потребления не только сама определяет, что и в каких количествах она будет производить, но и кто будет покупать и потреблять ее продукты.

Наверное, одним из наиболее характерных примеров подобного воздеиствия является реклама. Современная реклама, в большеи степени, начинает выполнять не информативную роль, а побуждает потребителеи к эмоциональному восприятию и призывает к стилю жизни, к которому призывает рекламное сообщение [5]. Сегодня рекламная деятельность идентифицируется как часть воспроизводства социальнои жизни, социальных взаимодеиствии, образующих систему современнои культуры. В современном коммуникативном пространстве взаи-модеиствие осуществляется на основе открытои коммуникации (создания общих пространств) в сетевои форме. Система нормативно-ценностных регуляторов, складывающаяся в

рамках рекламнои коммуникации, позволяет эффективно упорядочивать социальное общение. Таким образом, индивиды социализируются благодаря рекламе, «прочитывая» и осваивая идеи и компоненты рекламного сообщения. По этому признаку в социуме можно выделить группы потребителеи, ориентированные на социальную активность в соответствии со специ-фикои различных укладов, поэтому они воспринимают одни и те же рекламные послания в различных смыслах и масштабах. Соответственно этим смыслам и масштабам формируются как социальные установки, социальная деятельность различных индивидов, объединенных в группы, так и потребительское поведение [6].

Таким образом, можно уверенно говорить о прямом влиянии информационного общества потребления на каждого человека для формирования некоторои ролевои модели - идеального потребителя, к которои должен стремится каждыи социализированный индивид. Цель этои модели достаточно очевидна - оптимизировать производство продуктов потребления. Ведь гораздо удобнее производить один товар в большом количестве, нежели множество разных товаров в небольших масштабах, пытаясь удовлетворить каждого человека в отдельности. Эту тенденцию можно проследить уже сеичас, если чуть внимательнее присмотреться к выбору продуктов в любои области. Уже сеичас основнои частью потребительского выбора, если его можно так назвать, являются ценовая категория и марка производителя, а сами товары фактически примерно одни и те же. В итоге мы выбираем лишь параметры одного и того же стандартизованного продукта (и еще далеко не факт, что между кандидатами есть какие-то значимые отличия).

Рассмотрим, в чем проявляется это влияние. Во-первых, с точки зрения общества любои доступныи человеку институт превратился в определенную услугу. Даже довольно патриархальные институты вроде религии и искусства постепенно адаптируются к информационнои среде (а если не адаптируются, то отмирают как пережиток прошлого), не говоря уже о куда более гибких институтах. На сегодняшнии день совершенно четко можно говорить о переходе всех социальных аспектов в разряд оплачиваемых и индивидуально настраиваемых сервисов. Образование, начиная с самого раннего возраста, предоставляет возможность каждому потребителю выбирать индивидуальную траекторию развития для своего ребенка, вплоть до отдельных предметов в школе, в соответствии с которыми формируется общии ценник образовательных услуг. Бесплатные медицинские услуги все более и более дискредитируют себя, и даже имея доступ к гарантируемым государством услугам, большинство людеи сознательно выбирают более подходящии им и удобныи в использовании набор услуг. Любая культурная ценность покупается и продается с самого момента возникновения культуры. Даже религия в большинстве стран превратилась в комплекс сервисов, доступных по разумному ценнику.

Кроме того, информационное общество потребления уже давно пришло к тому, что существующих естественных потребностеи человека совершенно недостаточно для того, чтобы поддерживать экономику потребления на плаву. А это значит, что социально-экономическая среда сама должна постоянно генерировать новые потребности для человека. В этом огромным подспорьем служат мода, культура, реклама и другие инструменты, краине активно и бурно развивающиеся в информационнои среде. Причем для максимизации прибыли от потребителя эти потребности должны изменяться со высокои скоростью, так как значительную часть их привлекательности составляет эффект новизны (поп-культура и мода тому пример). Планомерное развитие способности генерировать новые потребности привело к тому, что фактически социально-экономическая среда сеичас в состоянии мгновенно создавать и

удовлетворять новые потребности. Таким образом, современный набор потребностей можно сравнить с пультом, на котором достаточно одного движения для переключения потребности в активное состояние, при этом количество кнопок на этом пульте практически неограничено.

В результате реализации этои возможности формируются ряд особенных сфер потребления, практически невозможных либо сильно ограниченных ранее. К таким сферам можно отнести эстетизацию повседневнои жизни, креативныи консюмеризм, индивидуальное бытовое обустроиство, социальное конструирование тела, кулинарное творчество, фото и видеосъемку и многие другие. Все они не несут фактическои утилитарнои ценности (либо она минимальна), однако они становятся все более и более востребованы за счет активного развития рекламы, моды и культурного влияния информационнои среды.

Кроме того, информационная среда предоставила каждому человеку уникальную возможность сравнения. Теперь каждыи из нас может увидеть состояние человека практически в любои сфере, представить себе его уровень доходов и расходов, общее благосостояние, степень эффективности работы, образ жизни и т.д. В итоге мы получаем усугубление разделения объективнои и субъективнои ценности любых предметов, когда мы, хотим того или нет, подсознательно сравниваем его со своими родственниками, соседями, коллегами, идолами масс-культуры и многими другими примерами, при этом забывая о реальнои функциональности или личнои пригодности товаров потребления.

Еще одним важным аспектом влияния глобального информационного пространства на общество потребления является размывание границы между потребителем и производителем товаров. Особенностью современного рынка товаров и услуг является преобладание в экономическои структуре нематериальных, имеющих субъективную ценность услуг, издержки на производство которых стремятся к нулю. Таким образом, их созданием может заниматься практически любои человек в любое время и в любом месте, вне зависимости от социального статуса, экономического состояния, образования, вероисповедания и национальности - достаточно просто быть подключенным к глобальнои Сети. Как пример, можно привести целую культуру стримов, инстаграм-, телеграм- и ютуб-каналов, потребителями которых является большинство из нас. В итоге мы получаем максимальное вовлечение в процесс производства и потребления подобного рода товаров, связываемого в единую систему глобальнои информационноисредои [7].

Совершенно новым явлением, привнесенным информационнои средои, является геими-фикация жизни человека. Практически все из нас так или иначе задеты этои тенденциеи, не говоря уже о тех, кто постоянно играет сам. Огромное количество времени современного человека уходит на игры различного формата. Безусловно, до повсеместного проникновения информационнои среды игры тоже были в жизни каждого человека, но доступ к ним был куда более сложным, да и сами игры требовали определенных навыков. Теперь же есть целыи жанр игр-«таимкиллеров», в которые миллионы людеи играют по дороге на работу (и во время работы). Та же ситуация и в более сложных играх, требующих куда большего внимания и времени. Так, например, игроки во всем мире провели уже около 9 миллионов лет за популярнои онлаин-игрои «World of Warcraft». В сравнении, столько же времени ушло на всю эволюцию человека. Игры столь популярны во многом из-за того, что приносят в жизнь человека утрачиваемое за симулякрами информационнои среды и общества потребления ощущение продуктивности и цели, а также вносят в социальные отношения эпическии смысл, активизируя чувство принадлежности к чему-то колоссальному. Однако они же и подменяют истинные чувства результата своего труда и причастности к социуму.

Важно также отметить, что огромное обилие информации вызывает отторжение у потребителя и отказ от критического мышления и анализа поступающих сведении о товарах. Теперь при поиске любого продукта на нас вываливается огромное количество избыточных данных, которые довольно бесполезны при выборе деиствительно полезного и рационального с точки зрения покупки продукта и лишь затрудняют сам процесс выбора. В результате многие люди просто не анализируют информацию о продукте, а лишь акцентируются на расставленных самим производителем ключевых маркерах, что дает возможность продавцу самостоятельно определять паттерн потребления покупателя. Это добавляет еще один штрих к образу идеального потребителя, не задумывающегося, не оценивающего ситуацию и потребляющего ровно то, что ему предписывают мода, культура и реклама.

Завершая разговор о процессах формирования идеального потребления, необходимо сказать о том, что под воздеиствием информационного общества потребления формируется новое поколение людеи, с молоком матери впитывающих его идеалы. С самого детства ребенок испытывает на себе влияние внешнеи информационнои среды. Первые колыбельные теперь поют не матери, а радионяни. Первыми словами, которые запоминает ребенок, становятся марки и бренды из рекламных роликов. С 4-5 лет у каждого ребенка сеичас появляется телефон - собственное средство коммуникации в цифровом мире. Многие дети учатся пользоваться гаджетами раньше, чем грамотно читать и писать. Само использование гаджетов в по-вседневнои жизни является абсолютно необходимым условием социализации человека в развитых обществах. А уже через цифровое устроиство можно неограниченно вливать в мозг и психику ребенка культивируемые информационным обществом потребления ценности, которые он будет впитывать, как губка, даже не задумываясь об объективнои или критическои оценке получаемои информации. В итоге мы сами создали идеальныи инструмент для воздеи-ствия на нас самих, и результаты этого воздеиствия мы уже видим в поколении Ъ, цифровом поколении, которое будет ведущим в ближаишие 10-15 лет.

Современное общество насквозь пронизано информациеи, связывающеи воедино огромные географические, социальные и культурные пространства. В этих условиях трансформируется любои социально-экономическии институт, и в том числе общая парадигма потребления, главенствующая на данныи момент. Трансформация основных процессов и явлении под воздеиствием погружения в информационное пространство позволяет говорить о формировании информационного общества потребления.

В создавшеися новои реальности внешняя социальная среда является не просто аренои, на которои разворачиваются основные события социальнои и экономическои жизни. Теперь само социально-экономическое пространство активно воздеиствует на человека и общество, мягкои невидимои силои преобразуя как социум, так и личность отдельного человека. Прямым следствием деятельности внешнеи среды является создание определенных паттернов поведения, которые позволяют максимизировать эффективность потребительскои экономики и коммуникации - образа идеального потребителя.

Благодаря тому, что происходит активныи процесс взаимопроникновения между потребительским обществом, информационнои средои и социальными институтами, все они трансформируются в некоторое новое состояние, наиболее оптимально транслирующее ценности информационного общества потребления. Таким образом, через эти институты появляется возможность формировать с самого раннего возраста готовых членов нового социума, полностью воспитанных в соответствии с морально-этическими, социальными и экономическими принципами существующего общественного строя.

Как и в любом более-менее глобальном процессе, у этого явления есть целый ряд своих плюсов и минусов, многие из которых, например отчуждение и самоотчуждение человека, требуют более масштабного исследования. Однако совершенно точно можно говорить о том, что информационное общество потребления играет ключевую роль в развитии новои формы общественного бытия индивида - идеального потребителя.

Литература

1. Лексин В. Н. Синтез общества потребления и информационного общества // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sintez-ob schestva-potrebleniya-i-informatsionnogo-obschestva.

2. Сахбиева А. И. Особенности поведения потребителей в условиях цифровой экономики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/osobennosti-povedeniya-potrebiteley-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki.

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, 2006. 269 с.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с.

5. Лугуценко Т. В., Лобовикова Е. А. Феномен рекламы в современном социальном пространстве // Культура и цивилизация. 2021. №2(14). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/fenomen-reklamy-v-sovremen nom-sotsialnom-prostranstve.

6. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.

7. Белоконев С. Ю., Дудин М. Н., Хоконов А. А. Влияние совместного потребления и сетевых информационных технологий на социальные процессы // Эпп. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliy anie-sovmestnogo-potrebleniya-i-setevyh-informatsionnyh-tehnologiy-na-sotsialnye-protsessy.

Поступила в редакцию 27.05.2022 г.

DOI: 10.15643/libartrus-2022.3.2

The influence of the information environment on the forming of the ideal consumer

© A. P. Khokhlova

Volga State University of Technology 3 Lenin Square, 424000 Yoshkar-Ola, Republic of Mari EI, Russia.

Email: [email protected]

The article is devoted to the peculiarities of the formation of the modern socio-economic ecosystem and its impact on the development and socialization of the individual within the consumer society. There is an expansion and complication of the internal structure of consumption, which develops the theme of J. Baudrillard about the "simulacrum". The influence of the information environment on existing social institutions was considered both in the traditional context and from the perspective of their rapid transformation. Its impact on society as a whole and on each individual is analyzed. A conclusion is made about the development of a new form of human social existence - the ideal consumer. It was found that the information environment plays a crucial role in the formation of a person's personality, or, in this context, the process of forming a new generation of consumers with consumption patterns different from previous generations. Advertising can be a tool in this process. The main emphasis is made on shifting from the functions of informing to persuading a person to behave in the right way. The author describes the main mechanisms that contribute to the consistent and sustainable formation of the ideal consumer, as well as the role of information technology in wide dissemination of these trends. The author also notes the ambivalence of these phenomena and the need for their further study.

Keywords: consumer society, information environment, consumerism, digitalization, virtualization, consumption patterns.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

Please, cite the article: Khokhlova A. P. The influence of the information environment on the forming of the ideal consumer // Liberal Arts in Russia. 2022. Vol. 11. No. 3. Pp. 171-180.

References

1. Leksin V. N. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo. 2020. No. 2. URL: https://cyber leninka.ru/article/n/sintez-obschestva-potrebleniya-i-informatsionnogo-obschestva.

2. Sakhbieva A. I. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2021. No. 3. URL: https://cybe rleninka.ru/article/n/osobennosti-povedeniya-potrebiteley-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki.

3. Baudrillard J. Obshchestvo potrebleniya. Ego mify i struktury [The consumer society: myths and structures]. Moscow: Respublika, 2006.

4. Castells M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The Information age: economy, society and culture]. Moscow: GU-VShE, 2000.

5. Lugutsenko T. V., Lobovikova E. A. Kul'tura i tsivilizatsiya. 2021. No. 2(14). URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/fenomen-reklamy-v-sovremennom-sotsialnom-prostranstve.

6. Bauman Z. Individualizirovannoe obshchestvo [Individualized society]. Moscow: Logos, 2005.

7. Belokonev S. Yu., Dudin M. N., Khokonov A. A. Epp. 2019. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sovmestnogo-potrebleniya-i-setevyh-informatsionnyh-tehnologiy-na-sotsialnye-protsessy.

Received 27.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.