УДК 316.42+316.4.063
Маркеева А.В.
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Социологический
факультет, г. Москва, Россия
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ (IOT) АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу социальных последствий распространения Интернета-вещей. Акцентируется внимание на позитивных и деструктивных аспектах влияния Интернета вещей на функционирование и развитие современных рынков и организаций, изменение современного общества и человека.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Интернет вещей; социальные последствия развития Интернета вещей; социальное управление.
Markeeva A.V.
Lomonosov Moscow State University, Faculty of Sociology, Moscow, Russia SOCIAL CONSEQUENCES OF INTERNET OF THINGS (IOT) DEVELOPMENT ABSTRACT
In the article the development of Internet of Things is analyzed. This article has attempted to reflect and systemize the positive and negative aspects of IoT for modern markets and organizations; for transformation of modern society and person.
KEYWORDS
Internet of Things (IoT); the social consequences of IoT development; social management.
Новые информационные технологии стали неотъемлемои частью не только досуга, трудовои деятельности человека, но конвергируюсь с нано, био и когнитивными технологиями превратились в инструменты «управляемои эволюции». Они не только качественно меняют окружающую человека среду, но трансформируют природу (биологическую, социальную, ментальную) самого человека, вырабатывают новые ориентиры и смыслы его существования.
Однои из ведущих технологии, на которую возлагают наибольшие надежды в модернизации экономического, социального и культурного ландшафта современного общества, является концепция Интернета вещеи (The Internet of Things (сокр. далее -IoT)). Концепция позволяет не только объединять предметы материального мира посредством Интернета для обмена информациеи между ними, но и развивать возможности по накоплению, структурированию и анализу различнои информации о поведении людеи в городском пространстве, дома и на работе [11, с.7]. Выводя на качественнои инои уровень агрегацию информации, ее обработку IoT помогает совершить переход от Big data к Smart data, раскрывает принципиально новые возможности для развития производств, становясь ведущим драивером Четвертои промышленнои революции. Например, Интернет вещеи заложен как инструмент перехода не только к новому типу взаимодеиствии - неиронету, но должен обеспечить реализацию ряда проектов, связанных с био и технопротезированием человека.
В свою очередь растущая потребность современного человека рационализировать процессы принятия решении во всех сферах (от производства до личнои жизни), минимизировать количество ошибок решении, возникающих вследствие недостаточности или неполноты данных, применяемых методов принятия решении, а главное - ошибок, связанных с человеческим фактором, становится дополнительным стимулом популяризации IoT.
Технологическии прорыв IoT, связанныи с инновационными решениями, позволяющими делать сеть неинфраструктурнои, оставляя ее при этом гетерогеннои; более высокие по производительности биоподобные алгоритмы, значительно обгоняющие традиционные алгоритмы маршрутизации, и, как следствие, значительное усовершенствование интеллекта в беспроводных самоорганизующихся сетях [3,с.3,14], способствовал всплеску оптимизма среди ученых и практиков, видящих в IoT безграничные возможности по объединению людеи, процессов, данных и вещеи [1;3;8;9;11].
Идеи технооптимизма, связанные с возможностями реализации Интернета вещеи, активно распространяются и среди обычных пользователей являются предметом активного общественного обсуждения, особенно в цифровои среде, формируя и направляя в значительнои мере общественное мнение в пользу восприятия только позитивных сторон распространения IoT. Внимание общественности акцентируют, прежде всего, на возможностях Интернета вещеи реализовать на практике мечту человечества о «волшебных вещах», когда материальные предметы обретут не просто удобство, но «очарование» в использовании. Считается, что сращивание машинных технологии и человека предоставят человеку возможность по-настоящему осознать свои потенциал. Так, Д. Роуз полагает, что «преобразованным технологиями объект» не только «обретает новую силу и расширяет области своего применения», но «вызывает новыи эмоциональныи отклик и делает нашу жизнь более насыщенною» [6, с.69-70]. Другои энтузиаст IoT - У Хак, создатель первого поисковика в интернете вещеи - Thingful, ставит перед собои задачу перевести «асоциальным мир вещеи», взаимодеиствующих друг с другом в машинном web-пространстве, в «дружелюбным, понятныи пользователю мир». Его задача наити «новыи, общии язык» общения вещеи, сеичас имеющих различные стандарты и протоколы, и, как правило, генерирующих данные, невидимые для обычных пользователе^ и создать для людеи возможность принимать решения на основе информации, которую они могут легко получить из объединенных в сеть IoT предметов материального мира [12].
На наш взгляд, вкрадчивое, незаметное проникновение этих технологии в повседневную жизнь, делает ее более удобнои, в целом, «качественно инои». Например, внедрение инструментов IoT делают жизнь в современных городах более комфортнои с точки зрения безопасности, удобства транспортнои инфраструктуры и т.д., а проекты на базе IoT позволяют упростить жизнь отдельных групп [6;10]. Например, PropellerHealth призван делать жизнь астматиков более комфортнои. Однако не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что, упрощая, делая жизнь современного человека более информативнои и комфортнои, вещи, предметы окружающего мира сами по себе становятся активными агентами, принимающими за людеи решения, осуществляющими и определяющими выбор человека в разных жизненных ситуациях. Готов ли современных человек, пусть даже стремящиися в повседневнои жизни к значительным упрощениям и удобству, нежелающии часто осуществлять самостоятельныи выбор и просчитывать все его последствия, полностью отказаться от принятия решении? Готовность довериться «технологиям умного дома», лаифлоггинговым приложениям, способным диагностировать эмоциональное состояние хозяина и на основе агрегации предыдущих моделеи поведения самостоятельно подобрать и предложить модель поведения, воспринимается технооптимистами, как верх подстроики и индивидуализации работы техники под запросы человека. Но что будет, если подобныи механизм будет заложен в выбор друзеи, спутников жизни? И где вероятность, что получив новыи массив данных от IoT человек, захочет осуществлять осознанным, самостоятельным выбор - а не захочет передоверить его новому алгоритму?
Не следуя только за идеями технооптимизма, общество и каждыи конкретныи человек должны понимать и осознавать последствия стремительного сближения, конвергенции и, в конечном счете, нивелирования границ человеческого и машинного. Первым негативным следствием развития новых информационных технологии, стремительно усиливающимся под воздеиствия IoT является почти полная потеря приватности и конфиденциальности человеческои жизни. Глубокие личные отношения, доверие, на основе которого они строятся, становятся редкостью. Частота контактов человека со «слабыми мостами» (случаиными знакомыми, приятелями и т.д.) увеличивается, рождая иллюзию полнои и насыщеннои социальнои жизни, однако глубокие личные связи и переживания практически вытесняются из нее. Предполагаем, что это будет использовано маркетологами, станет основои для разработки новои маркетинговои стратегии взаимодеиствия с целевыми сегментами. Компании станут продавать потребителям «приватность», которои они будут лишены, благодаря внедрению Интернета вещеи.
Размышляя о последствиях влияния IoT на формирование идентичности современного человека, а точнее, на ее потерю, стоит отдельно указать и на проблему творчества. В условиях экономики Интернета вещеи процесс стандартизации человека, моделеи его поведения будет усиливаться. Только в отличие от предыдущего этапа процесс стандартизации будет задаваться не людьми, а пусть биоподобными, но машинами, алгоритмами. Уже сеичас крупные IT-компании активно экспериментируют с машинным творчеством. Недавно компания Yandex продемонстрировала свои проект «Неиронная оборона», которыи наглядно доказывает, что, по-краинеи мере, часть творческих функции может взять на себя машина. Как никогда актуальными и открытыми для общественного обсуждения становятся вопросы: каким будет творчество будущего, какова будет роль человека в этом процессе?
Внедрение концепции Интернета вещей будет приводить, как отмечалось выше, к кардинальной ломке существующих рынков, существующих моделеи экономического взаимодеиствия. Уже сеичас IoT, выступая технологически платформои для проектов шеринговои экономики (sharing economy), не только меняет структуру и интенсивность конкуренции на ряде рынков (например, рынках аренды жилья, продажи и проката автомобилеи и т.д.), но и переориентирует развитие экономики от рыночных механизмов - к гибридным, а в будущем - к коллаборативным формам экономических взаимодеиствии на принципиально иных, не рыночных началах. Этот тренд открывает для современных организации, как неоспоримые возможности, так и таит угрозы, часть которых пока не очень хорошо осознаются не только управленцами и бизнесменами, но обществом в целом.
Во-первых, концепция Интернета вещеи приведет не только к модернизации отдельных инструментов и методов управления (например, логистики в ближаишем будущем), но будет способствовать радикальнои модернизации способов организации деятельности в современных компаниях. Согласно мнению экспертов, производственная сфера (причем самые разнообразные отрасли от электроэнергетики до банковского сектора) опережающими темпами уже использует Интернет Вещеи. Это способствует еще более глубокои децентрализации производственного процесса, рождает новые возможности для персонализации продуктов, несомненно, сказывается на росте производительности и снижении затрат, приводит к стремительному уменьшению человеческого фактора на производстве. Специалисты указывают и на то, что для определенных отраслеи и рынков внедрение IoT будут снижать «входные барьеры», давая возможность «на равных» конкурировать крупным корпорациям и небольшим стар-апам.
Безусловно, однои из положительных сторон внедрения Интернета вещеи является совершенствование маркетинговых функции [7] - маркетологи получили не просто быстрьш и дешевьш способ исследования целевых аудитории, но принципиально другую глубину возможного анализа. Благодаря IoT, в их арсенале появились инструменты анализа потребительских намерении, формирования потребительского опыта и т.д., они получили новые способы организации взаимодеиствия с целевыми сегментами, создания новых и модернизации существующих товаров и услуг.
Обратнои сторонои ускоренного внедрения IoT в производственную сферу, будут процессы трансформации рынка труда. Эти изменения с точки зрения социальных процессов будут носить разнонаправленным характер: с однои стороны - способствовать исчезновению ряда профессии и работ, связанных с монотонностью, однообразностью труда, а с другои - рождая потребность в работниках нового типа, с другими профессиональными, организационными и социальными навыками и умениями, которых, к сожалению, пока не готовит в должном объеме современная система образования, будут сопровождаться глобальнои деквалификации существующих работников. Это грозит негативными последствиями, как для отдельных организации, так и для общества и отдельных индивидов. Вероятно, переобучение и переквалификация людеи в условиях новои технологическои революции будут невозможны, либо будут сопряжены со значительными финансовыми вложениями.
Так результаты обзора «Будущее работы», подготовленного к Международному форуму в Давосе в 2016 года, демонстрируют эффект влияния IoT на определенные виды индустрии и обобщенные группы профессии в ближаишие годы [11]. Представленные результаты свидетельствуют о необходимости уже сеичас проактивно разрабатывать планы и программы по управлению человеческими ресурсами, формированию образовательных программ по подготовке специалистов для предприятии 4.0; на государственном уровне разрабатывать стратегии дальнеишеи занятости высвобождающихся в результате внедрения IoT работников.
Во-вторых, Интернет вещеи позволяет усовершенствовать, повысить эффективность систем контроля, как на уровне государства, компании, так и в жизни конкретного человека. Повышение эффективности связано не только со снижением затрат на контроль за счет его автоматизации, но обусловлено и значительным сокращением функциональнои нагрузки управленцев в части выработки систем, критериев и показателеи контроля. Однако остро встанет вопрос: насколько комфортно человеку будет жить и работать в новои, более совершеннои системе тотального контроля. На наш взгляд, это приведет к усилению и углублению процесса утраты доверия между сотрудником и компаниеи, между человеком и государственными институтами; к росту индифферентности, безразличия не только в сфере трудовых отношении, но и будет способствовать их быстрому проникновению в область межличностных взаимодеиствии [4, с.176]. Ряд технооптимистов указывают, что существующие инструменты и сервисы за счет разнообразных форм контроля над жизнью человека способствуют повышению его личнои эффективности, позволяют быстрее и эффективнее менять поведение, сложившиеся привычки. В
качестве примеров приводятся данные об изменениях пищевых привычек, увеличении физической активности, и других аспектов распространения здорового образа жизни, благодаря повсеместному внедрению лаифлоггинговых приложении и деваисов, совмещенных с возможностями бытовои техники, популяризации социальнои робототехники и т.д. Однако мало обсуждается вопрос, что будет, если, подобные алгоритмы будут использоваться в системах глобального контроля над социальными группами и отдельными индивидами со стороны государства, коммерческих компании и других субъектов с целью изменить их поведение в нужном, правильном, удобном для этих субъектов направлении?
Высокая концентрация накапливаемои частнои информации о различных аспектах жизни современного человека, на наш взгляд, уже создает почву для применения ее в коммерческих интересах. В этих условиях возрастает актуальность проведения общественных обсуждении по формированию этических ограничении использования накапливаемои информации, выработке и принятию принципов регулирования ее применения в коммерческих или иных целях.
Данные форсаитов и исследовательских проектов, касающихся развития новых информационных технологии прогнозируют, что человек в ближаишем будущем вынужден будет выбирать один из трех возможных сценариев жизнедеятельности: 1) полного и целенаправленного отказа от современных технологии (киберстерильность); 2) активного потребления многочисленных и разнофункциональных технологии, приводящего, в конечном счете, к киберзависимости; 3) стратегии разумного применения современных технологии в контексте жизнедеятельности с помощью выработки правильнои концепции киберсоциализации и кибервоспитания. [2;5].
Относительно последнего сценария, являющегося, на наш взгляд, самым конструктивным для развития личности и общества - появился даже термин «цифровая диета», отражающии нарастающии в обществе тренд, что здоровьш образ жизни современнои человека - это не только правильное питание и физические нагрузки, разнообразныи досуг и самообразование, но и разумное (здоровое) потребление новых технологии. Следует отметить, что этот сценарии требует значительных усилии, прежде всего, со стороны самого человека и различных социальных институтов (семьи, организации и т.д.), причем уже сеичас, так как связан, с длительными процессами воспитания и образования подрастающих поколении, нежели с модификациеи поведения более старших возрастных групп.
Обозначенных выше проблемы влияния IoT на развитие и социальные изменения общества, трансформацию существующих рынков и организации, кардинальное изменение повседневнои жизни каждого человека, пока не имеют однозначного решения. Важно понимать, что развитие концепции Интернета вещеи и других концепции технологизации не остановить, но у общества есть временнои лаг для проактивного планирования, разработки инструментов и механизмов, способных не только реализовать потенциал открывающихся возможностеи, но и сделать этот прорыв с наименьшими негативными социальными и экономическими последствиями для общества и конкретного человека.
Литература
1. Алгулиев Р., Махмудов Р. Интернет вещей// Информационное общество. - 2013. -№ 3. - С. 42-48.
2. Барышников П. Морфология технологической сказки: Интернет вещей и социальные дистанции//Социология власти. - 2015. -Т.27. №1. - С.37-54
3. Боронин П., Кучерявый А. Интернет вещей как новая концепция развития сетей связи//Информационные технологии и коммуникации (электронный научный журнал). -2014.- №3. - С.7-29
4. Вершинина И.А. Влияние капитализма на процесс урбанизации: социология города Ричарда Сеннета // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология.- 2013. -№ 1. - С.172-183
5. Плешаков В. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'A до Homo Cyberus'A. - М.: Прометей, 2012. - 212с.
6. Роуз Д. Будущее вещей. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. - 344с.
7. Яненко М.Б., Яненко М.Е. Маркетинг взаимодействия в информационной экономике: проблемы и перспективы развития Интернета-вещей//Вестник Новгородского государственного университета. -2014. № 82. -С.77-81.
8. Bradley J., BarbierJ., Handler D. Embracing the Internet of Everything To Capture Your Share of $14.4 Trillion. White Paper. Cisco. -2013. - 18 p. (электр.ресурс) URL: https://www.cisco.com/web/about/ac79/docs/innov/IoE_Economy.pdf Дата обращения: 25.09.2016.
9. Dijkman R.M., Sprenkels B., Peeters T., Janssen A.. Business models for the Internet of Things//International Journal of Information Management. 2015. Vol.35. - P.672-678 http://dx.doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2015.07.008
10. Moskvitch K., Reality check: is our world is really getting smart? // Engineering & Technology. November 2015. P.66-70.
11. The Future of Jobs. Employment, Skills and Workforce strategy for The Fourth Industrial Revolution (report). World Economic Forum. January 2016. (электр.ресурс) URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf Дата обращения: 27.09.2016.
12. Thingful Blog (электр.ресурс) URL: http://blog.thingful.net/ Дата обращения: 05.10.2016.
References
1. Alguliev R., Mahmudov R. Internet veshhej// Informacionnoe obshhestvo. - 2G13. -№ 3. - S. 42-4B.
2. Baryshnikov P. Morfologija tehnologicheskoj skazki: Internet veshhej i social'nye distancii//Sociologija vlasti. - 2G15. -T.27. №1. - S.37-54.
3. Boronin P., Kucherjavyj A. Internet veshhej kak novaja koncepcija razvitija setej svjazi//Informacionnye tehnologii i kommunikacii (jelektronnyj nauchnyj zhurnal). - 2G14. - №3. - S.7-29.
4. Vershinina I.A. Vlijanie kapitalizma na process urbanizacii: sociologija goroda Richarda Senneta // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 1B. Sociologija i politologija.- 2G13. -№ 1. - S.172-1B3.
5. Pleshakov V. Kibersocializacija cheloveka: ot Homo Sapiens'A do Homo Cyberus'A. - M.: Prometej, 2G12. - 212s.
6. Rouz D. Budushhee veshhej. M.: Al'pina non-fikshn, 2G15. - 344s.
7. Janenko M.B., Janenko M.E. Marketing vzaimodejstvija v informacionnoj jekonomike: problemy i perspektivy razvitija Interneta-veshhej//Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. -2G14. № B2. -S.77-B1.
B. Bradley J., BarbierJ., Handler D. Embracing the Internet of Everything To Capture Your Share of $14.4 Trillion. White Paper. Cisco. -2G13. - 1B p. URL: https://www.cisco.com/web/about/ac79/docs/innov/IoE_Economy.pdf (accessed September, 25, 2G16).
9. Dijkman R.M., Sprenkels B., Peeters T., Janssen A.. Business models for the Internet of Things//International Journal of Information Management. 2G15. Vol.35. - P.672-67B http://dx.doi.org/lG.lGl6/j.ijinfomgt.2Gl5.G7.GGB.
1G. Moskvitch K., Reality check: is our world is really getting smart? // Engineering & Technology. November 2G15. P.66-7G.
11. The Future of Jobs. Employment, Skills and Workforce strategy for The Fourth Industrial Revolution (report). World Economic Forum. January 2G16. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (accessed September, 27, 2G16).
12. Thingful Blog . URL: http://blog.thingful.net/ (accessed October, 5, 2G16).
Поступила 13.1G.2G16
Об авторах:
Маркеева Анна Валерьевна, доцент кафедры социологии организации и менеджмента Социологического факультета ФГБОУ ВО «Московскии государственныи университет имени М.В. Ломоносова», кандидат социологических наук, [email protected].