УДК 004
Саидов М.Х.1, Кенжабаев А.Т.2
Ташкентский автомобильно-дорожныи институт, г.Ташкент, Узбекистан 2 Ташкентскии финансовыи институт, г.Ташкент, Узбекистан
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется роль информационно-коммуникационных и интернет технологий в развитии экономики, общественной жизни Республики Узбекистан. Современные коммуникационные технологии, внедряемые во всех сферах, являются удобным и оперативным средством обмена информацией и обслуживания, а также способствуют дальнейшему обеспечению прозрачности, открытости и надежности деятельности государственных органов власти и управления, повышают эффективность их взаимодействия с населением страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Электронное правительство; зарубежный опыт; модели электронного правительства.
Saidov M.Kh.1, Kenjabaev A.T.2
Tashkent State Automobile & Road Technical institute, Tashkent, Uzbekistan 2Tashkent finacial institute, Tashkent, Uzbekistan
THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AND THE INTERNET IN THE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
ABSTRACT
The article examines the role of information and communication technologies and the Internet in the development of economy and social life of the Republic of Uzbekistan. Modern communication technologies are implemented in all areas, are convenient and rapid means of exchanging information and services, as well as contribute to further transparency, openness and reliability of public authorities and management, improve the efficiency of their interaction with the population of the country.
KEYWORDS
E-government; international experience; e-government model.
С первых днеи независимости Республики Узбекистан в Государственном масштабе проводится широкомасштабные преобразования в информационнои сфере, способствующие дальнеишему развитию и широкому внедрению информационно-коммуникационных и интернет технологии (ИКИТ) во всех отраслях экономики.
Ярким примером этого является ежегодно проводимая (с 2004 года) неделя информационно-коммуникационных технологии «ICTWEEK Uzbekistan». Это неделя является площадкои встреч, коммуникации, обмена опыта и демонстрации достижении современных технологии и инновации в Узбекистане.
В современных условиях развития экономики Узбекистана одним из самых актуальных вопросов государственного управления является вопрос формирования электронного правительства. В своем докладе на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнеишим приоритетным направлениям экономическои программы на 2016 год Первыи Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов не зря подчеркнул «В современных условиях, в эпоху Интернета и электроники приоритетное значение имеет широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологии в отраслях экономики, кардинальное ускорение создания системы «Электронное правительство».
Современные коммуникационные технологии, внедряемые во всех сферах, являются удобным и оперативным средством обмена информациеи и обслуживания клиентов. Это можно
видеть и на примере интерактивных услуг, предоставляемых в стратегических отраслях республики Узбекистан.
Инвестиции в ИКИТ сегодня - важнеишии стимул развитои экономики как развитых, так и развивающихся стран. Исследования, направленные на изучение влияния роста интернет -активности, показали закономерную связь между ростом показателеи ВВП страны и развитием сектора ИКИТ Эксперты Всемирного Банка отмечают, что увеличение покрытия территории любои страны широкополосными сетями на 10% ведет к увеличению показателеи экономического роста на 1.21%.
Одним из критериев ИКИТ - готовности любои страны является индикатор «Connectivity Scorecard», критериями оценки которого являются уровень развития ИКИТ инфраструктуры, уровень внедрения ИКИТ в государственные и бизнес структуры, уровень влияния ИКИТ на развитие социальнои сферы и экономическии рост.
Согласно индикатору «Connectivity Scorecard» Узбекистан в последние годы занял положительное место среди крупных стран, список которых был представлен на Всемирном Экономическом Форуме. Это явно свидетельствует результаты, характеризующие бизнес-климат, человеческии капитал, государственное регулирование в сфере ИКИТ Узбекистана.
По методике расчетов ПРООН образовательным индекс Узбекистана имеет значение 0,91, индекс готовности к сетевому миру около 3,0, индекс цифровых возможностеи 0,34, и индекс готовности к электронному правительству составляет 0,4. Все эти индексные показатели свидетельствуют, что Правительство Узбекистана год за годом особое внимание уделяет сфере ИКИТ
Примером этого является принятое постановление от 3 апреля 2014 года №ПП-2158 "О мерах по дальнеишему внедрению информационно-коммуникационных технологии в реальном секторе экономики". Постановлением утвержден перечень приоритетных проектов по внедрению информационно-коммуникационных систем и программных продуктов в отраслях реальнои экономики в 2014-2015 годах.
В настоящее время принята правительственная программа по комплексному развитию информационно-коммуникационнои системы Узбекистана на 2013-2020 годы. Для успешного выполнения даннои программы успешно решаются следующие задачи:
-эффективное обеспечение населения республики возможностью осуществлять взаимоотношения органами государственнои власти в электроннои форме;
-внедрение и использования принципа «единого окна» в системе государственного регулирования;
-осуществления мероприятии по созданию комплексов информационных систем и баз данных «Электронное Правительство».
По состоянию 2015 года все государственные органы республики имеют свои веб-саиты, оказывают пользователям более 250 видов интерактивных услуг. К единои системы электронного документооборота подключены почти все раионные городские и областные хокимияты.
В данное время 98% организации республики сдают отчеты в электронном виде в налоговую инспекцию. Популярность официального саита государственнои налоговои службы во многом обусловлена предоставляемыми на нем востребованными интерактивными услугами, благодаря чему число его посетителеи растет из года в год.
Так, в 2009 году количество обращении на саит составило 349 тысяч, в 2010 году - 523 тысячи, в 2011 году - 1 млн. 250 тысяч раза, а с начала 2015 года количество обращении на саит достигло более 35 млн. Таким образом, за последние 3 года количество обращении на саит выросло почти в 50 раз, что свидетельствует о его признании и качестве востребованного информационного ресурса.
Автоматизация налогового администрирования способствует расширению налогооблагаемои базы. ведение автоматизированного учета и контроля выполнения налоговых обязательств обеспечило дополнительные поступления платежеи в бюджет и внебюджетные фонды.
В 2013 году за счет доначисленных налогов и финансовых санкции по результатам проверок поступило - 381,4 млрд. сумов, по результатам камерального контроля - 376,3 млрд. сумов, за счет взыскания административных штрафов - 17,0 млрд. сумов и за счет выявления декларируемых доходов физических лиц - 15,1 млрд. сумов.
Веб-саит ГНК www.soliq.uz был признан лучшим среди саитов органов государственного управления и государственнои власти по итогам Интернет-фестиваля национального домена UZ [17].
Стратегии комплексного инновационного развития любого государства заключается в
обеспечении устойчивого экономического развития региона, повышения качества жизни населения и окружающеи среды. Стратегия инновационного развития региона определяется проводимои государственнои макроэкономически политикои. По нашему мнению, в условиях конкурентоспособности экономики в регулировании инновационного развития, необходимо учесть следующие деиствия:
- установить границы конкретных рамочных условии развития инновационного бизнеса;
- разработать стратегию комплексного инновационного развития экономики региона;
- определить перспективу технологического развития региона и установить приоритеты;
- модернизовать региональную инновационную инфраструктуру по международным стандартам;
- активно деиствовать в развитии сферы исследовании и разработок;
- осуществлять постоянное взаимодеиствие с органами исполнительнои и законодательнои власти в области экономического и социального развития.
Отличительная особенность проводимои в Узбекистане инвестиционнои политики состоит в том, что приоритет отдается инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, обеспечивающих глубокую переработку местных сырьевых ресурсов.
В их числе такие объекты, как «Организация производства легковых автомобилеи моделеи «Дамас» и «Орландо» на базе ООО «Хорезмское автомобильное производственное объединение» проектнои мощностью 60 тысяч автомобилеи в год, «Организация производства 760 тысяч тонн портландцемента или 350 тысяч тонн белого цемента в Джизакскои области», «Реконструкция цинкового завода по переработке 80 тысяч тонн цинкового концентрата», «Строительство нового сернокислотного цеха на медеплавильном заводе», «Полномасштабная модернизация Сырдарьинскои ТЭС» с выработкои электроэнергии 50 МВт, «Организация прядильного производства на базе ООО «Мангит» в Республике Каракалпакстан мощностью 5 тысяч тонн в год и другие. Мощным импульсом для развития высокотехнологичных производств стало создание специальных индустриальных зон - СИЗ «Ангрен», СИЭЗ «Навои», СИЗ «Джизак» с предоставлением инвесторам широкого пакета налоговых льгот и преференции, обеспечением их за счет средств республики необходимои внешнеи инженернои и транспортнои инфраструктурои.
Свыше 73 процентов всех инвестиции было направлено на производственное строительство и около 40 процентов - на приобретение машин и оборудования [1].
Как показывает зарубежныи опыт, региональные инновационные системы являются весьма эффективным инструментом территориального развития.
Основнои целью формирования и практическои реализации стратегии инновационного развития региона является не только технологическое развитие, но и социально-экономическое. Подводя итоги истекшего года, первым Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отметил «Необходимо в первую очередь достигнутые стабильно высокие темпы развития экономики и ведущих ее отраслеи.
Валовои внутреннии продукт возрос на 8,1 процента, объем производства промышленнои продукции - на 8,3 процента, сельскохозяиственного производства - на 6,9, капитального строительства - на 10,9, розничного товарооборота - на 14,3 процента, около 70 процентов произведеннои продукции составили готовые товары с высокои добавленнои стоимостью. Объем производства потребительских товаров за 2014 год возрос на 9,4 процента, в том числе продовольственных - на 8,7 и непродовольственных - на 10 процентов. Уровень инфляции по итогам года составил 6,1 процента, что значительно ниже прогнозируемого».
В условиях рыночных отношении можно добиться быстрого и солидного успеха в социально-экономическом развитии, путем обеспечения конкурентоспособности сектора высоких технологии. Анализ мирового опыта показывает, что важнеишеи первоначальнои задачеи формирования стратегии комплексного инновационного развития региона является создание соответствующего возможностям и потребностям региона научно-технологического комплекса, которыи смог бы обеспечить необходимую конкурентоспособность на международном инновационном рынке.
По нашему мнению, особенность инновационного развития региона должна базироваться на следующих основных принципах: поддержка инвестиционных проектов и программ, которые соответствуют приоритетам государственнои социально-экономическои и научно-техническои политике; учету требовании инвестиционного рынка.
Развитие современных ИКИТ имеет целенаправленную тенденцию к интенсификации и диверсификации, охватывая все новые отрасли экономики, в том числе и области управления государством. События последнего десятилетия предоставили огромное количество доказательств
реальной значимости ИКИТ для образа жизни народов и стран. Несколько ключевых исследований, включая Отчет ПРООН о человеческом развитии и инициатива цифровых возможностеи (ИЦВ), определили две разновекторные тенденции [2]:
- страны попадают в изолированное и невыгодное положение, если они не реагируют на задачи, выдвигаемые перед новым типом «общества знании»;
- страны оказываются в гораздо более выгодном положении, если они принимают политику, направленную на использование и эксплуатацию ИКИТ в целях развития.
Скорость интеграции Узбекистана в развивающуюся мировую экономику зависит от его способности одновременно избавиться от наследства, оставшегося от государственного социализма, и быстро модернизировать политические институты и механизмы управления. В этом плане, ИКИТ являясь основнои движущеи силои институциональнои реформы, предоставляют огромные возможности для экономического развития страны.
Как отмечалось в отчете «Оценка электроннои готовности Узбекистана», главные стратегические уроки, вытекающие из оценки, сводятся к следующим:
- цели развития могут быть достигнуты наилучшим образом при применении целостного подхода;
- развитие ИКИТ, как многомернои концепции, требует программного подхода ко всему спектру взаимосвязанных компонентов.
- координация усилии международного, и донорского сообщества и частного сектора очень важна для избежание дублирования деиствии, эффективного использования финансовых ресурсов, развития новых партнерских отношении, что гарантирует достижения большего эффекта.
Предлагаемые решения должны соответствовать национальным стратегиям и приоритетам и иметь поддержку со стороны Правительства страны.
Правительство понимает, что ИКИТ сами по себе не являются панацееи для преодоления Узбекистаном многих задач развития. Однако, как отмечается в недавно принятых государственных решениях и законодательных актах, создание благоприятнои правовои и регулятивнои среды, способствующеи развитию информационных инфраструктур и поддерживающеи образование и обучение, применение знании и информации может оказывать значительное положительное влияние на поддержку общего развития страны.
В этом отношении применение ИКИТ для развития, как основнои движущии фактор процесса развития во всех секторах, становится важным приоритетом для страны, что было признано в протоколе сотрудничества ПРООН и Правительства Республики Узбекистан на период 2000-2004 годы.
Развитие ИКИТ являющееся важнеишим фактором поднятия благосостояния и экономического роста, становится одним из основных приоритетов государственнои политики Узбекистана.
Общее видение развития ИКИТ в Узбекистане отражено в выступлении первого Президента Республики Узбекистан на сессии Парламента страны в мае 2001 года и последующие годы. В широкомасштабном заявлении он призвал Правительство разработать общую стратегию развития ИКИТ в поддержку социального, культурного и экономического будущего страны.
Это инициатива послужила сигналом к крупным стратегическим изменениям. Правительство сеичас четко осознает важность ИКИТ для достижения своих целеи развития. Поэтому, в последние годы руководство республики принимает энергичные меры по развитию и широкому внедрению ИКИТ в различные сферы общественного и государственного строительства.
Особое место в этом ряду занимает Указ Главы государства «О дальнеишем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологии» от 30 мая 2002 года, нацеленньш на совершенствование институтов поддержки ИКИТ Разработка и утверждение Кабинетом Министров Республики Узбекистан «Программы развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологии на 2002-2010 годы» (Постановление КМ от 6 июня 2002 года № 200) подтверждают, что государство начало играть существенную и определяющую роль в создании и стимулировании развития благоприятнои среды для развития ИКИТ в Узбекистане.
Одновременно начаты деиственные меры по внедрению ИКИТ в самом правительстве. Решение об «электронном правительстве», т.е. переход правительственных учреждении в систему онлаин, и обеспечение единых электронных средств коммуникации между государственным сектором и гражданами страны, станут наиболее убедительным примером тому, что Республика Узбекистан серьезна в своих намерениях о вступлении в современное информационное общество
Следует отметить, что впервая оценка позиции электроннои готовности Узбекистана была
выполнена экспертами ПРООН еще в 2001 году и, по сути, отражала состояние развития ИКИТ в республике до начала реализации широкомасштабных мероприятии. Результаты этих исследовании показали, что республика находится в числе стран с достаточно низким уровнем развития ИКИТ «Узбекистан начинает стремительно отставать в развитии ИКИТ не только по сравнению с развитыми, но и по сравнению со многими развивающимися странами, еще несколько лет назад находившихся с ним примерно на одном уровне развития ИКИТ» [4]. В этои связи возникла настоятельная необходимость в проведении нынешних исследовании, целью которых являлось выявление динамики и тенденции изменения индикаторов и показателеи электроннои готовности, т.е. осуществление мониторинга развития ИКИТ страны за прошедшии период интенсивных преобразовании.
Эксперты отмечают, что общим положительным фактором стало распространение высокоскоростного доступа к Интернету, развитие мобильнои связи, реализация соответствующих государственных программ и принятие новых правовых актов в области ИКИТ Развитию информационного общества способствовало также постепенное дерегулирование рынка телекоммуникации. Особое значение имела разработка и реализация правительственных программ развития ИКИТ и укрепление информационнои инфраструктуры. Уровень электроннои готовности Республики зависит от следующих факторов:
- доступность сети;
- ИКИТ в образовании;
- эффективность использование ИКИТ;
- электронная экономика;
- политика в сфере ИКИТ;
- электронное правительство.
Все это способствовало общему повышению уровня электроннои готовности страны с 1,46 до 1,81 баллов.
Социально-экономическое развитие, базирующееся на применении ИКИТ, может быть устоичивым в долгосрочнои перспективе только в том случае, если у людеи имеются стимулы для приобретения и использования ИКИТ, включая наличие широких возможностеи доступа к ИКИТ в целях улучшения собственнои жизни.
Инвестиции в ИКИТ со стороны частного сектора наиболее вероятны в такои среде, которая обеспечивает реальную охрану прав собственности, поощряет конкуренцию и торговлю, защищает потребителеи и повышает интерес компании к вложениям средств в разработку новых инновационных продуктов и услуг. Ярким примером для этого может служить свободная индустриальная экономическая зона (СИЭЗ) «Навои». Навоииская область является одним из крупных индустриальных и культурных центров страны и занимает важное место в ее экономическом развитии.
По инициативе первого Президента Ислама Каримова первая в истории страны СИЭЗ была создана в декабре 2008 года именно в Навои. За последние годы в Навоиискои области реализован комплекс мероприятии по привлечению иностранных инвестиции, стимулированию деятельности предприятии с участием иностранного капитала, защите прав иностранных инвесторов, повышению роли местных органов власти в этом процессе.
Существенно активизировалась деятельность местных Кенгашеи народных депутатов и их постоянных комиссии, на заседаниях которых регулярно стали рассматриваться данные вопросы, повысилась значимость принимаемых ими решении. Благодаря реализуемым мерам в 2012 году в экономику области привлечено около 210 миллионов долларов иностранных инвестиции и кредитов.
Основная деятельность хозяиствующих субъектов на территории СИЭЗ «Навои» направлена на производство широкого спектра высокотехнологичнои, экспортоориентированнои, конкурентоспособнои продукции за счет внедрения современного высокопроизводительного технологического оборудования, линии и модулеи, инновационных технологии.
В настоящее время здесь функционирует 47 предприятии с участием иностранных инвестиции из 22 стран мира. Созданные предприятия представляют 30 отраслеи, в том числе в области электроннои, электроламповои, химическои, текстильнои и шелкомотальнои, масложировои промышленности, производства электрооборудования, швеиных изделии, медицинскои техники, строительных материалов, ликеро-водочнои продукции, молочных консервов, безалкогольных напитков, а также обработки кожи и шерсти, растениеводства, рыбоводства, транспортных услуг и другие.
В течение 2005—2013 годов предприятиями, созданными с участием иностранных инвестиции, произведена продукция на 1,1 триллиона сумов, из них экспортировано товаров на
523,9 миллиона долларов. В настоящее время в стадии реализации находится семь высокотехнологичных проектов, таких, как организация производства аккумуляторных проводов, производство автомобильных газовых баллонов, совместное производство сотовых и стационарных телефонов, модемов и интернет-приставок.
В текущем году в свободнои индустриально-экономическои зоне «Навои» будет реализовано 25 инвестиционных проектов с участием таких стран, как Корея, КНР, Россия, США, Германия, Сингапур, ОАЭ, Оман, и других. Значительное превышение внешних инвестиции над внутренними обусловлено ограниченностью внутренних финансовых и технологических возможностеи, а также незначительным числом крупных инвесторов.
Среди иностранных инвесторов наибольшии объем вложении осуществили инвесторы из России, Японии, Кореи, Германии, США и Канады.
В период 2005-2013 г.г. прямые иностранные инвестиции составили 34,3%, а иностранные кредиты 65,7% от общеи суммы иностранного участия. [5]. Для отрасли телекоммуникации Республики Узбекистан, развитие инфраструктуры которои обуславливает уровень развития ИКИТ-сектора в Республике, характерна ориентация на иностранные инвестиции, главным гарантом и заемщиком которых является государство. Помимо этого средства самих предприятии включают большую часть инвестиции государственных предприятии. Улучшение инфраструктуры ИКИТ представляет собои стратегию направленную на создание «катализатора», которыи позволил бы быстрее достичь желаемых результатов.
Особую важность здесь имеет телекоммуникационная инфраструктура, связывающая ИКИТ-производства с производителями и потребителями продукции. Необходимо постепенно ограничивать инвестиционную роль государство в отрасли ИКИТ, что создает огромную нагрузку на бюджет и погружает государство в долговую яму, вытесняет частные инвестиции, а инвестиции через государственные предприятия отрасли.
Роль государства должна сводится к разработке и финансированию социальных программ подготовки высококвалифицированных специалистов, а также менеджеров, способных сформировать собственные модели корпоративного управления и программ дистанционного интерактивного образования.
Государство, по нашему мнению, должно предпринимать скоординированные деиствия для распределения зарубежных инвестиции в первую очередь на модернизацию основнои сети общего пользования прежде чем распределить кредитные линии малому и среднему бизнесу, позволяющие развиваться небольшим операторам наложенных сетеи в отсутствие крупных «стратегических» инвесторов, способных провести модернизацию основнои сети.
Стратегия особенности инновационного развития региона должна также рассматривать финансово-экономическое обеспечение, где приводятся сведения об источниках и размерах инвестируемых средств, и распространение технологии.
В информационном обществе международное сотрудничество в сфере науки, технологии и инновации постоянно расширяется. В условиях глобальнои конкуренции и рассредоточенности ресурсов осуществление крупных инновационных проектов и продвижение на рынок их результатов возможно только в рамках транснациональных научно-производственных сетевых цепочек. В этои связи развитие международного сотрудничества в сфере инновации является одним из приоритетов государственнои политики любого государства.
Привлекательность инновационного развития заключается в расширении спектра возможностеи и инструментов для решения наиболее важных проблем, прежде всего в экономике и социальнои сфере. На сегодняшнии день отсутствует единое понимание инновации. Было бы неточностью сводить их исключительно к технологическим изобретениям. Не следует забывать о нововведениях в области финансов, управления, педагогики.
В условиях глобализации международную конкурентоспособность и экономическии рост определяют именно инновации [6]. В ведущих странах они обеспечивают до половины прироста ВВП. В аналитическои литературе инновациям также придается ключевое значение как инструменту успешнои бизнес-деятельности на уровне фирмы [7]. Высокии уровень инновационного развития предопределяет активныи темп не только экономического роста, но и общественного развития в целом.
В этои связи необходимо учитывать изменения в инновационнои политике наиболее развитых стран и перенимать лучшие практики. Так, опыт ведущих стран Европеиского союза по формированию технологических платформ и инновационных кластеров был успешно использован в Узбекистане, а сами эти инструменты нашли свое отражение в целом ряде основополагающих документов стратегического планирования республики В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2008 года «О дополнительных мерах по стимулированию
внедрения инновационных проектов и технологии в промышленности", республиканские ярмарки инновационных идеи, технологии и проектов проводится ежегодно и Закон о фонде модернизация и новые технологии из органов хозяиственного управления и предприятии, начиная с 22 мая 2009 вступил в силу, тем самым обеспечивая возможность провести такие средства на инновационное развитие производственных отраслеи и предприятии. Это позволяет отечественным производителям активно модернизировать технологические процессы, не только своими силами и средствами, но и привлекать специалистов из Академии наук, министерств и ведомств.
Для своевременного выполнения Государственнои программы «О приоритетах инновационного развития Республики Узбекистан на 2012-2020 гг.». принята «Концепция инновационного развития Республики Узбекистан на 2012-2020 гг.» По нашему мнению, особенность перехода к инновационно-ориентированному типу развития экономики Узбекистана состоит:
- конкуренция за качественныи человеческии капитал;
- развития информационных технологии в процессе распространения знании;
- глобализация экономики;
В Концепции сформулированы важнеишие приоритеты развития, принципы формирования и механизмы реализации инновационного развития страны на долгосрочную перспективу с учетом складывающихся тенденции в мировом научно-техническом развитии и имеющегося интеллектуального и научно-технического потенциала. А также обозначены цель и задачи, определен потенциал и целевые ориентиры национальнои инновационнои системы, основные направления научно-технического и инновационного развития, определяющие динамику устоичивого роста и формирование инновационно ориентированнои экономики на период до 2020 г.
Данная концепция может служить концептуальнои основои для разработки государственнои программы инновационного развития национальнои экономики на долгосрочную перспективу.
Она направлена на обеспечение опережающего развития приоритетных направлении науки и техники, активизацию инновационнои деятельности с учетом отраслевых и региональных особенностеи республики, совершенствование государственно-частного партнерства, а также механизмов их реализации, что, в конечном счете, обеспечит динамичное развитие интеллектуального и инновационного потенциала, повышение эффективности и конкурентоспособности страны в мировом обществе. В механизме управления инновационнои деятельностью в Республике все еще есть следующие недостатки:
- отсутствует системность в создании мотивации и механизмов для инновационнои активности в Республике;
- слабо осуществляется координация инновационного развития в республике. Инновационное развитие должно быть ориентировано на системные и целенаправленные усилия государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного развития Узбекистана в области науки и инновации.
Основными направлениями инновационного развития на среднесрочную перспективу являются:
- расширение возможностей для развития бизнеса, повышения инновационно-инвестиционной привлекательности приоритетных производств;
- достижение высокого уровня инновационной деятельности предприятий и организаций, в том числе новых инновационных малых предприятий;
- организация эффективной научно-исследовательской деятельности на основе сбалансированных фундаментальных и прикладных исследований, интеллектуальной капитализации, трансфера знаний и технологий на республиканском и межрегиональном уровнях;
- ориентация сферы среднего и высшего образования на международные стандарты;
- обеспечение условий для формирования прогрессивного технико-технологического уклада и привлекательности инновационного регионального пространства.
В соответствии с долгосрочнои целью и основными направлениями инновационного развития на среднесрочную перспективу в Республике Узбекистан определены следующие задачи:
- формирование адекватного инновационной экономике человеческого потенциала, основу которого составляют мотивированные и образованные граждане с высокими потребностями в инновационных продуктах;
- наращивание инвестиционной активности на прорывных направлениях современных технологических укладов;
- ускоренная модернизация экономики республики, основанная на современных принципах промышленной политики: кластеризация экономики, государственно-частное партнерство;
- создание конкурентоспособного сектора исследований, разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
- широкое привлечение инвестиционных ресурсов в инновационную сферу республики;
- содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
- разработка механизмов общественного выбора приоритетов инновационного развития;
- экспертиза инноваций и защита прав собственности на разработки;
- разработка индикаторов инновационной деятельности и развитие системы ее мониторинга;
- широкомасштабная подготовка работающих в сфере инноваций;
- привлечение молодежи в науку [8].
Стратегия инновационного развития республики Узбекистан, предусматривает следующих ключевых направления участия страны в мировои инновационнои системе:
- государством предусматриваются меры по поддержке отечественных высокотехнологичных компаний на внешних рынках в целях;
- активизировать политико-дипломатическую поддержку проектов по модернизации и технологическому развитию экономики страны;
- сформировать механизмы поддержки проектов выхода наших предприятий на внешние рынки;
- интегрировать инфраструктуру поддержки высокотехнологичного экспорта, создаваемые инструменты поддержки внешнеэкономической деятельности с инфраструктурой поддержки малых и средних инновационных компаний республики;
- упростить таможенные процедуры и устранить иные ограничения при экспорте высокотехнологичной продукции.
Следующим направлением международного взаимодеиствия является создание в республике высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компании. Для этого предполагается привлечение международных высокотехнологичных компании к размещению производств, исследовательских и инжиниринговых центров специальных индустриальных и экономичесих (СИЗ, СИЭЗ) зон - СИЗ «Ангрен», СИЭЗ «Навои», СИЗ «Джизак» с предоставлением инвесторам широкого пакета налоговых льгот и преференции, обеспечением их за счет средств республики необходимои внешнеи инженернои и транспортнои инфраструктурои.
Еще одним основным направлением является развитие международного научно-технического сотрудничества. Это позволяет заключение двусторонних и многосторонних международных соглашении по стимулированию научно-техническои и инновационнои кооперации по приоритетным направлениям развития технологии, устранение барьеров, препятствующих активизации международного сотрудничества, включая упрощение условии предоставления въездных виз для зарубежных исследователеи, обеспечение признания зарубежных ученых степенеи, снятие таможенных и иных барьеров, препятствующих перемещению через границу необходимого исследовательского оборудования, образцов и расходных материалов.
Цели и задачи международного научно-технического сотрудничества Узбекистана определяются законодательством республики в соответствии с ролью и местом международного научно-технического сотрудничества в системе государственнои политики, а также в соответствии с деиствующими документами в области социально-экономического и научно-технического развития.
Инновационное развитие конкурентнои экономики сегодня осуществляется в условиях реализации модели открытых инновации, когда экономические субъекты различных стран объединяют свои усилия в научно-техническои сфере и активно обмениваются результатами своих достижении. Международное сотрудничество в инновационнои сфере активно поддерживается государствами и правительствами ведущих стран и предусматривает тесное взаимодеиствие науки, бизнеса и государства в реализации инновационных проектов.
Узбекистан сегодня стремится создать умелую национальную инновационную систему, обеспечивающую эффективное осуществление инновационнои деятельности всех участников инновационного процесса. Одним из приоритетных направлении развития национальнои инновационнои системы Узбекистана является активизация инновационнои деятельности предпринимательского сектора экономики, которая приведет к постоянному технологическому
совершенствованию производства и появлению новых наукоемких отраслеи.
Ведущую роль в развитии инновационнои деятельности в стране может играть крупныи и малыи бизнес, частное предпринимательство, которые должны способствовать развитию высокотехнологичных отраслеи и расширению производства конкурентоспособнои наукоемкои продукции. Важным условием для привлечения частного сектора к инновационнои деятельности является наличие финансовых и налоговых стимулов, привлекательных для участия предпринимательского сектора экономики в научно-техническои и инновационнои деятельности.
Современным опыт зарубежных стран по развитию национальнои инновационнои системы показывает, что независимо от национальных особенностеи страны, тщательно продуманная государственными органами система мер по созданию инновационнои деятельности и реструктуризации государственных институтов и связеи между ними, как правило, оказывается гораздо более эффективнои, чем прямое и косвенное субсидирование государством инновационнои деятельности.
В Республике Узбекистан в данном направлении необходимо развивать сотрудничество государственного и предпринимательского секторов в условиях развития инновационнои экономики по следующим основным принципам: государственного партнерства; координации взаимодеиствия государства, бизнеса и науки; соучастия в процессах принятия решении; инвестирования и регулирования, стратегическои целенаправленности инновационного развития экономики.
Проведенные анализы показывают, что основные показатели инновационнои деятельности в Узбекистане характеризуется по следующим классификациям: -уровень инновационнои активности организации;
-удельныи вес организации и компании, осуществляющих технологические инновации; -удельныи вес организации и компании, получавших финансирование из бюджета; -удельныи вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
-удельныи вес организации и компании, оценивших отдельные результаты инновационнои деятельности как основные, в общем числе организации;
-удельныи вес организации и компании, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследовании и разработок в общем числе организации, осуществлявших технологические инновации.
В 2014 году Узбекистан на внедрение инновационных технологии направил около 14,1 млрд. сумов. Год за годом наша страна улучшает свои позиции в реитинге в «Глобальном индексе инновации». Если 2013 году по этому показателю наша республика заняла 133- места, а по результатам 2014 года уже поднялась на 5 ступенеи выше и заняло 128-место среди 143 стран мира.
Ключевые стратегические задачи, которые необходимо решить для инновационного развития страны, включают механизмы выявления талантливои молодежи на всех этапах образования, начиная с максимально ранних, сквозную систему подготовки и повышения квалификации студентов, стажеров-исследователеи, эффективные механизмы передачи научных знании. Решение этои задачи предполагает создание благоприятных условии и стимулов для прихода в науку талантливои молодежи, склоннои к исследовательскои работе.
Для реализации поставленных задач в Узбекистане уже существует достаточно широкии инструментарии, в частности, международная договорно-правовая база (включая соглашения о защите инвестиции, о свободнои торговле), институты развития ВЭД (Торговые представительства, региональные инфраструктуры, Национальным банк и т.д.), финансовая поддержка экспорта и инвестиции, долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, информационная поддержка, двусторонние и многосторонние направленные на модернизацию программы.
В Узбекистане целенаправленно внедряются ИКИТ, в том числе для предоставления интерактивных государственных услуг населению и юридическим лицам.
Первым Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым подчеркнута важность ускореннои реализации мер и проектов в сфере информационно-коммуникационных технологии: «Мы должны отдавать себе отчет, что без кардинального, я бы сказал взрывного продвижения по пути широкого внедрения во все сферы экономики, в нашу повседневную жизнь современных информационно-коммуникационных систем трудно видеть перспективу. Нам необходимо в кратчаишее время не только устранить имеющее место отставание по многим видам оказания информационных услуг, но и выити в разряд передовых стран с высоким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологии».
Оформить социальную помощь, оплатить коммунальные услуги, зарегистрировать
предприятие, заплатить налоги, встать на учет в ГАИ, получить разъяснения от таможенников, участвовать в онлаин, суде ознакомиться с последними изменениями в законодательстве, посмотреть, как голосует конкретныи депутат, задать вопрос президенту. Все это становится возможным благодаря так называемому «электронному правительству». Благодаря новым средствам коммуникации, в частности, интернету, государство все ближе становится гражданам.
В целях совершенствования взаимодеиствия государственных органов с населением и субъектами предпринимательства, а также мониторинга состояния внедрения ИКИТ Узбекистана поставлена задача по внедрению международных критериев и индикаторов оценки уровня информатизации отраслеи и сфер экономики страны и осуществлению системного мониторинга. Для успешного выполнения вышеперечисленных задач требуется оптимально функционирующая модель системы «электронного правительства».
Любая система «электронного правительства» предполагает четыре этапа внедрения:
- государственные органы предоставляют в интернете информацию о своих услугах. В частности, это может быть расписание приемных часов, контактные телефоны руководителеи, информация о деятельности госоргана, о последних решениях, принятых ведомством, описание процедуры получения необходимых услуг;
- загружать с саита ведомства формы анкеты или заявления, бланков необходимых документов;
- документы заполняются в режиме онлаин прямо на саите;
-перечислять по интернету плату за какую-либо услугу, контролировать, на каком этапе находится рассмотрение вашего заявления, получать, не отходя от клавиатуры, консультацию специалиста или руководителя и тому подобное.
Наиболее авторитетным реитингом среди существующих глобальных реитингов оценки уровня развития электронного правительства является реитинг ООН, которая раз в два года проводит исследование для оценки уровня применения ИКИТ в решении административных и экономических задач стран мира и освоения современных технологии при предоставлении государственных услуг. В этом отношении особенно показателен опыт Республики Корея, которая на протяжении нескольких лет лидирует в мировом реитинге ООН в области внедрения электронного правительства. Кореиское правительство оказывает около 87% всех государственных услуг, учитываемых в реитинговом исследовании ООН.
Классификация электронного правительства Евросоюза предусматривает 20 видов основных государственных услуг, которые должны предоставляться в электронном виде. Высокии уровень развития «электронного управления» наблюдается и в США. Здесь государственная почтовая служба может распечатать ваше электронное сообщение, упаковать в конверт и отправить по адресату.
Одним из передовиков введения «электронного правительства» стала Эстония. Она даже предоставила возможность своим гражданам голосовать на выборах через интернет. Многочисленные удостоверения и документы - паспорт, водительские права, амбулаторную карточку - эстонцу заменяет персональная Ш-карта. Полиция не может оштрафовать вас за вождение без прав, так как эта информация уже храниться в базе данных полиции.
Для получения разрешения, лицензии нет необходимости собирать сотни справок. В систему делается запрос, а робот сам собирает всю необходимую информацию. Ни одна госструктура не потребует от вас информации, которая уже была занесена в единую информационную систему.
Эстонское законодательство требует выкладывать в интернет всю официальную информацию. На саите мэрии можно узнать мобильныи телефон руководителя, посмотреть его налоговую декларацию и даже проследить, сколько он потратил денег налогоплательщиков, чтобы купить себе канцтовары.
Активно развивается «электронное правительство» и в Казахстане. Власти страны планируют перевести в электронныи режим практически все госорганы, которые предоставляют услуги населению и внедрить 1200 услуг на портале.
3
С D my.gov.uz/ru
Русский I Q*zbekcha | Erwish
Ь
Единый портал интерактивных государственных услугЬе,а
В'
1 По услугам .' По организациям
Все организации I Телефоны доверия
Ц*
Гражданство
Здравоохранение
I_i
f'
-¡-Л Запись на приём к руководству государственного органа
©г
Call Центр:
(8 800) 200-18-18
Архив
Инвестиция и торговля
i® Банковско-финансовые услуги
т Интеллектуальная собственность
%
Информационные технологии и связь
Все сферы ^^
ОБПАКО ТЕГОВ
сайт экспорт градостроительство колледж сертификат паспорт пластик налог счет преподаватель разрешение ярмарка SMS WEBSUM обращение ИКТ банк отопление детсад электроэнергия строительство хостинг Интернет маршруты KP АБС коммунальный лицензия ЖКХ
оформление стаж телекоммуникация образование школа ремонт плата работа риэлтор полиграфия диплом карта ПДД кредит учеба регистрация калькулятор штраф архив лотерея вакансия медицина торговля жалоба МВЭС спорт экспертиза безопасность резюме
ОСАГО оплата
ПОПУЛЯРНЫЕ УСЛУГИ
РисЛ.Главная страница Единого портала интерактивных государственных услуг
В отчете ООН о состоянии развития электронного правительства отмечается, что Узбекистан стремительно движется к внедрению элементов электронного правительства, в частности, принимаются соответствующие правительственные решения и вносятся изменения в законодательные акты, совершенствуется Правительственным портал. Государственными органами посредством своих web-саИтов и Правительственного портала Республики Узбекистан ^оу.ш) оказывается более 400 интерактивных государственных услуг. Для населения Узбекистана недавно сдан в эксплуатацию единъш портал my.gov.uz, оказывающие различные интерактивные государственные услуги (рис.1). Этот портал является единои точкои доступа к интерактивным государственным услугам, предоставляемым государственными органами, в том числе на платнои основе.
Предоставление интерактивных государственных услуг через Единъш портал осуществляется для заявителеи, прошедших процедуру регистрации и авторизации согласно Положению о Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан. утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №378 от 30 декабря 2012 года «О мерах по дальнеишему совершенствованию деятельности Правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет с учетом предоставления интерактивных государственных услуг».
Данныи портал создан в целях предоставления доступа пользователеи к интерактивным государственным услугам, в том числе на платнои основе и основными задачами портала являются: предоставление возможности пользователям для прямои подачи обращении в государственные органы; интеграция пользователеи с другими проектами в сфере информационно-коммуникационных технологии; повышение эффективности взаимодеиствия пользователеи с государственными органами; сокращение и устранение бюрократических преград и барьеров для пользователеи при обращении в государственные органы; содеиствие в дальнеишем развитии «электронного правительства» и внедрении современных информационных технологии в государственное управление.
Доступ в персональныи кабинет для физических (на основании заявления и паспорта) и юридических лиц (на основании заявления и свидетельства о регистрации) предоставляется:
Центром «Узинфоком» и Центром компьютеризации при хокимияте города Ташкента в течение одного рабочего дня; центрами компьютеризации при Совете Министров Республики
Каракалпакстан, хокимиятах областеи и г. Ташкента в течение двух рабочих днеи.
Центр «Узинфоком» или Центр компьютеризации при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областеи и г. Ташкента вправе заблокировать или закрыть доступ в Единыи портал по инициативе пользователя.
На данном этапе актуальным является применение критериев оценки развития электронного правительства с учетом положительного международного опыта, что будет способствовать эффективному мониторингу проводимых реформ в области внедрения ИКИТ любого государства.
Сущность концепции внедрения системы электронного правительство в Узбекистане явилась синтезом опыта зарубежных стран именно Кореи в данном вопросе.
В настоящее время можно выделить трех основных мировых моделеи построения электронного правительства:
- континентально-европеиская модель (страны Западнои, Центральнои и
Восточнои Европы;
- англо-американская модель (США, Канада, Великобритания);
- азиатская модель (Южная Корея, Сингапур).
По данным последнеи оценки ООН по электронному правительству, где предоставили свое исследование и реитинг уровня развития электронного правительства в мире, электронное правительство Республики Кореи, принадлежавшее азиатскои модели, завоевало мировое признание.
Азиатская модель электронного правительства опирается на специфическии стиль управления, азиатскии тип корпоративнои культуры и многослоиную систему государственного управления, организованного по принципу иерархическои пирамиды.
Правительство Южнои Кореи при формировании модели электроннои демократии основнои акцент сделало на удовлетворение информационных потребностеи населения и внедрение информационно-коммуникативных технологии в систему культуры и образования.
Успешное развитие электроннои демократии позволило гражданам Южнои Кореи усвоить мысль о собственнои значимости и возможности деиствительного влияния на дела государства и общества. Важным и полезным в кореиском опыте является осмысленная и дальновидная политика государства в деле развития электроннои коммуникации. Создание единого информационного пространства в рамках всеи страны не только усиливает позиции государства, но и ставит в практическую плоскость основнои принцип демократии: народ-источник и носитель власти.
Гражданам этои страны сегодня доступно более двух тысяча операции. Южная Корея с солидным отрывом опережает другие государства и по уровню развития системы, и по степени ее популярности среди граждан. Разработкои инфраструктуры и базы для «электронного правительства» в Южнои Корее занялись еще в 1987 году. Благодаря этои системе жители страны могут совершать практически все операции, не выходя из дома: начиная от покупок в магазинах и заканчивая оплатои счетов и оформлением документов. В общественных местах можно увидеть специальные терминалы, в которых легко наити нужную информацию или распечатать любую справку. Южная Корея ежегодно занимает первое-второе место в мире как по среднеи скорости Интернета, так и по степени охвата широкополоснои сетью населения.
Несколько лет назад в госсекторе страны была введена 100 процентная система электронного документооборота. На бумагу ложатся немногие, только самые важные доклады и справки на уровне министра и выше. Функционирование системы «электронного правительства» позволило за последние два года сэкономить для госбюджета более 1 млрд. долларов и сократить число служащих почти на девять тысяча человек. Общии социально экономическии эффект, полученныи от системы электронного правительства Южнои Кореи, оценивается в 16 млрд. долл. [11].
В Азиатских странах развиты системы дистанционнои оплаты электронных услуг. Так, например, в Бахреин принимают к оплате дебитные карты. Существуют и более безопасные альтернативы. В Японии (и в эмирате Дубаи) для оплаты государственных сборов можно использовать предоплаченные стретч-карты [10].
Таким образом, азиатская модель внедрения электронного правительства опирается на информатизацию социальнои сферы-культуры, образования, здравоохранения, а также налаживание механизмов электроннои коммуникации. В Азиатских странах ставится цель сокращения государственного аппарата за счет применения информационных технологии и делается упор на развитие национальнои научно-исследовательскои и опытно-конструкторскои инфраструктуры информационных технологии, создания благоприятных условии развития электроннои коммерции. Ориентация на граждан предполагает установку терминалов получения
электронных услуг и справочнои информации в часто посещаемых заведениях. Порталы государственных услуг стараются максимально интегрировать с мобильными устроиствами для облегчения процедуры взаимодеиствия с государством. Кроме того, интегрируются разрозненные саиты ведомств в единое информационное пространство.
Первыи Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отметил важность разработки Концепции и комплекснои программы формирования системы «Электронное правительство» в стране. По этому случаю 1 июля 2013 года в нашеи республике запущен Единыи портал интерактивных государственных услуг my.gov.uz. Это было первым шагом на пути формирования портала «Электронное правительство» в стране.
Разработанная концепция и комплексная программа определяет основные направления внедрения системы «Электронное правительство», использования информационных технологии в деятельности государственных органов при взаимодеиствии с гражданами, организациями, иностранными гражданами и является важнеишим инструментом обеспечения совершенствования системы государственного управления. Динамично развивается Правительственныи портал Республики Узбекистан в сети Интернет, ежемесячная посещаемость которого составляет данныи момент более 800 тысяч пользователеи.
Одним из важнеиших нормативно-правовых документов, направленных на формирование и широкое применение системы «Электронное правительство» в Узбекистане стала Комплексная программа развития Национальнои информационно-коммуникационнои системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Президента Ислама Каримова «О мерах по дальнеишему развитию Национальнои информационно-коммуникационнои системы Республики Узбекистан» от 27 июня 2013 года. В программе также определены мероприятия по созданию комплексов информационных систем и баз данных системы «Электронное правительство».
В результате осуществленных мер по расширению электронного обмена информациеи в сфере государственного управления год за годом увеличивается число пользователеи услуг по формированию и приему электроннои отчетности и документооборота. Анализ вышеперечисленных концепции и программ показывает, что ведущая роль в формировании национальнои стратегии информационного развития, в консолидации всех слоев общества для достижения поставленных целеи информационного и инновационного развития, в координации бизнеса, всех общественных институтов и граждан по реализации национальнои цели отводится государству.
Целью принятых концепции и программы по этои направлении Узбекистана это -дальнеишее развитие и широкое внедрение во всех отраслях экономики и сферах жизни страны современных информационно-коммуникационных технологии, обеспечение ускоренного развития информационных ресурсов, систем и сетеи, а также стимулирование расширения спектра и улучшение оказываемых интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению. Примером этого послужит организованным 24 сентября 2016 года саит в Узбекистане (саит pm.gov.uz). Виртуальная приемная Премьер-министра Республики Узбекистан позволяет направлять заявления, жалобы или предложения с целью решения важных вопросов и проблем.
Виртуальная приемная усовершенствует работу по экономическому, социальному, финансовому и юридическому анализу, а также ускорит разрешение вопросов, направленных физическими и юридическими лицами Премьер-министру Республики Узбекистан.
Ранее сформированные государственные информационные системы и ресурсы разработаны на различных разрозненных платформах и технологиях и содержащиеся в них сведения недоступны другим государственным органам для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информациеи, многократному сбору и дублированию информации в разных системах и базах данных. Учитывая данную ситуацию, в настоящее время начаты работы по формированию единои технологическои инфраструктуры, обеспечивающеи юридическую значимость, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодеиствия государственных органов между собои, а также с юридическими и физическими лицами в рамках предоставления государственных услуг.
На данныи момент в большинстве государственных органов нашеи республики отсутствуют централизованные базы данных, квалифицированные кадры в сфере информациоонно-коммуникационных и интернет технологии, единые общедоступные справочники и классификаторы.
По нашему мнению, для устранения отмеченных негативных моментов и факторов следует тщательно предусмотреть мероприятия по развитию инфраструктуры системы «Электронное
правительство» в Комплексной программе, отвечающие целям и задачам концепции. В сфере информационно-коммуникационных и интернет технологии Узбекистана много планов и мероприятии на долгосрочную перспективу. В их числе основным является полныи переход к системе «Электронное правительство».
Принимаемые меры в этои отрасли будут способствовать дальнеишему обеспечению прозрачности, открытости и надежности деятельности государственных органов власти и управления, повысят эффективность их взаимодеиствия с населением страны.
Современное развитие человеческои цивилизации характеризуется очередным этапом нанотехнологическои революции - внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологии, которые меняют уклад жизни людеи и составляют фундамент и материальную базу для перехода к информационному обществу, обществу с высоким социально-экономическим, политическим, юридическим и культурно-духовным развитием.
Литература
1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.
2. Reporting on the Millennium Development Goals at the Country Level.October 2001, 15 p.
3. Состояние и перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в Узбекистане. ИнфокомУз №2, Т.: ИПАК «Шарк», 2002.
4. ПРООН Узбекистан. 2001. Отчет по электронной готовности Узбекистана.
5. http://www.uzinfoinvest.uz/rus/investiionnie_vozmojnosti/otrasli/.
6. Аниконов Н.Б, Бабков А.Г. Инновации в системе экономического развития //Ж.: Инновации. М., 2004. № 5. C. 20-22.
7. Комков Н.И. Роль инноваций в развитии экономики и общества. М., 2005.
8. Концепция инновационного развития Республики Узбекистан на 2012-2020гг. www.gazeta.uz.
9. Бабицкий А. 8 вещей, которых не хватает «электронному правительству» // Forbes.ru.
10. Кристальный Б.В., Травкин Ю.В. Электронное правительство. Опыт США.
11. In South Korea all documents in a paper format are accessible only to ministers. URL: http://ehronika.wordpress.com/2010/12/06/.
12. Единый портал интерактивных государственных услуг Узбекистана. URL: https://my.gov.uz/
13. Образовательный портал ZiyoNet. URL: http://ziyonet.uz/
References
1. Doklad Prezidenta Respubliki Uzbekistan Islama Karimova na zasedanii Kabineta Ministrov, posvyashchennom itogam sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya strany v 2014 godu i vazhneyshim prioritetnym napravleniyam ekonomicheskoy programmy na 2015 god.
2. Reporting on the Millennium Development Goals at the Country Level.October 2001, 15 p.
3. Sostoyanie i perspektivy razvitiya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v Uzbekistane. InfokomUz №2, T.: IPAK «Shark», 2002.
4. PROON Uzbekistan. 2001. Otchet po elektronnoy gotovnosti Uzbekistana.
5. http://www.uzinfoinvest.uz/rus/investiionnie_vozmojnosti/otrasli/.
6. Anikonov N.B, Babkov A.G. Innovatsii v sisteme ekonomicheskogo razvitiya //Zh.: Innovatsii. M., 2004. № 5. C. 20-22.
7. Komkov N.I. Rol' innovatsiy v razvitii ekonomiki i obshchestva. M., 2005.
8. Kontseptsiya innovatsionnogo razvitiya Respubliki Uzbekistan na 2012-2020gg. www.gazeta.uz.
9. Babitskiy A. 8 veshchey, kotorykh ne khvataet «elektronnomu pravitel'stvu» // Forbes.ru.
10. Kristal'nyy B.V., Travkin Yu.V. Elektronnoe pravitel'stvo. Opyt SShA.
11. In South Korea all documents in a paper format are accessible only to ministers. URL: http://ehronika.wordpress.com/2010/12/06/.
12. Edinyy portal interaktivnykh gosudarstvennykh uslug Uzbekistana. URL: https://my.gov.uz/
13. Obrazovatel'nyy portal ZiyoNet. URL: http://ziyonet.uz/
Поступила 11.10.2016
Об авторах:
Саидов Мухаммад-Али Хакимович, заведующии кафедры экономики и управления Ташкентского автомобильно-дорожного института, доктор экономических наук, [email protected], [email protected];
Кенжаев Омон Тургунович, заведующии кафедры Ташкентского финансового института, доктор экономических наук, [email protected].