DOI: 10.15643/НЬаг№^-2020.3.2
Многомерность проблемы коммуникации в цифровом обществе
© С. В. Девятова, В. П. Казарян*
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Российская Федерация, 119991 г. Москва, Ленинские горы, 1.
*Email: kazaryanvp@mail.ru
Статья посвящена анализу гносеологических и социально-психологических аспектов проблемы коммуникации в современном информационно-коммуникационном обществе. Рассмотрены два основных вида коммуникации: диалог «человек-компьютер» и межличностный сетевой диалог, реализующийся с использованием информационно-коммуникативных технологий. Подчеркивая метафоричность в данном случае термина «диалог», авторы анализируют условия реализации, сущность и структуру диалога «человек-компьютер». В статье показан специфический и неоднозначный характер влияния межличностного сетевого диалога на изменение личности и культурной экологии человека. Особое внимание авторами уделено социально-психологическим последствиям обеих форм коммуникации для человека и общества.
Ключевые слова: коммуникация, диалог, компьютер, пользователь, личность, сложная система, взаимодействие.
В последние десятилетия при характеристике современного общества все чаще стали использоваться понятия «информационно-коммуникационное» и «цифровое» общество. Эти определения являются тесно взаимосвязанными - современное цифровое общество, использующее в различных сферах (науке, экономике, образовании, повседневнои жизни и др.) передовые цифровые технологии, погружено в символическии контекст информационно-коммуника-ционнои культуры [10]. Они не только отражают суть нашего времени, но и обладают огромнои социальнои жизненнои силои, воздеиствуя на человека - на его личность и стиль его жизни. «Мы обитаем в мире, созданном информацией» [13, с. 333], а информационно-компьютерные технологии (ИКТ) стали неким «обручем», который объединил все науки и технологии» [7, с. 14]. В некоторых аспектах их воздеиствие оказывается настолько значительным, что принимает масштабы модификации своего объекта. Всего столетие назад коммуникацию определили бы как общение между людьми посредством непосредственного общения, телефонных переговоров и переписки. Сегодня это понятие приобрело качественно новые измерения.
С помощью информационно-компьютерных технологии формируются виртуальные сообщества, функционирование которых, в свою очередь, существенно для актуализации таких технологии. ИКТ-сообщества - это прежде всего и главным образом участники интернет-сообществ. Помимо них в глобальную сеть вовлечено все технически развитое человечество. И те, и другие втянуты в общение, в процесс коммуникации посредством ИКТ-технологии. М. Ка-стельс, которыи ввел понятие сетевого общества, показывает, что главнои чертои информаци-оннои эпохи являются сети, связывающие между собои людеи, институты государства [6].
При этом коммуникации через компьютер реализуются в разных формах [8]. Выделим две формы коммуникации и проанализируем их: а) человек может общаться только с компьютером,
находя в нем или с его помощью необходимую информацию; б) люди общаются друг с другом посредством компьютера. В этой форме коммуникации, несмотря на посредничество компьютера, основополагающим является уже межчеловеческое общение с его нормами и правилами, хотя нередко и с весьма специфическими особенностям, в частности, в силу возможнои анонимности ее участников.
В рамках первого вида коммуникации осуществляется взаимодеиствие человека-пользователя посредством компьютера с виртуальным миром. Необходимым условием обретения виртуальным миром онтологическои реальности является коммуникация с ним пользователя. В свою очередь, условием осуществления такого диалога является необходимость выполнения пользователем вполне определенных правил в своих деиствиях.
В данном случае уместно использовать термин «диалог», который здесь также имеет несколько измерении. Он позволяет указать на весьма существенный факт, лежащии в основе коммуникации «человек-компьютер»: осуществление такои коммуникации предполагает активность обоих его участников - не только человека, но и компьютера. Не случаино уже с 60-х гг. прошлого столетия понятие «диалоговая система» прочно вошло в обиход. Сегодня такого рода системы активно применяются в самых разных областях - в естественных и гуманитарных науках, сферах образования и самообразования.
Мы столкнулись с удивительным явлением. Здесь можно провести некоторую аналогию с формированием анимистических представлении, когда люди стали относиться к природным объектам и явлениям как к живым существам. Именно считая их таковыми, люди и обращались к ним с просьбами, разумеется, ожидая ответного отклика. Конечно, сегодня мы далеки от «одушевления» компьютера. Но не случаино с развитием ИКТ все более актуальными являются связанные с ними проблемы социально-психологического и этического характера (в частности, предпочтение общения с компьютером общению с семьеи и друзьями) и создаются многочисленные модели будущего общества, управляемого искусственным интеллектом [5, 9,12].
При работе с компьютером стремление пользователя получить ответ на свои запрос вынуждает его деиствовать в соответствии с определенными правилами и стандартами. Иначе диалог «человек-компьютер» не будет эффективным или вообще не сможет реализоваться. При этом к пользователю предъявляются требования как формального, так и содержательного характера. С однои стороны, свобода его деиствии ограничивается необходимостью проведения вполне определенных манипуляции. А с другои - от пользователя требуются соответ-ствующии уровень знании, характер мышления, менталитета в целом.
Человек легко научился пользоваться телевизором и звонить по мобильному телефону. А вот освоить смартфон, компьютер оказалось далеко не так просто. Конечно, специалисты стремятся максимально приблизить интерфеис к человеку и в буквальном, и в переносном смыслах. Однако очевидно, что современные ИКТ - это выход на качественно новыи уровень.
Одним из наиболее существенных факторов этои новизны является то, что в отличие от, например, телевизора, который человек просто смотрит, использование компьютера предполагает активное взаимодеиствие с ним - вступление с ним в диалог.
Диалог как вид коммуникации в этом случае имеет следующую структуру. Пользователь осознает свое незнание, более-менее точно формулирует вопрос и спрашивает (ставит задачу) - совершает соответствующее деиствие, на которое компьютер дает релевантный ответ.
Это итерационный процесс: диалог будет продолжаться до достижения удовлетворяющего человека результата, т.е. до достижения согласия между человеком и компьютером.
Разумеется, осуществление подобного диалога предполагает наличие у пользователя определеннои степени владения технологически культурой должного уровня знании и умения работать с компьютером, т.е. наличие у человека, по краинеи мере, того, что называется компьютернои грамотностью. При этом от пользователя требуются точные формулировки, четкая постановка проблемы, что соответственно стимулирует развитие его мышления, способности логичного рассуждения и адекватного изложения своих мыслей
Цепочка дейтвий осуществляемых пользователем при коммуникации с компьютером, должна быть осмысленной Это предполагает определенную последовательность дейтвий направленных на достижение цели. Таким образом, происходит формирование и развитие це-лерациональности, определяющеи мышление и дейтвие человека. Проявляется в таком диалоге и другои аспект рациональности. Рациональность превращается в характеристику одновременно и материально-предметнои деятельности (непосредственного дейтвия), и мысли-тельнои деятельности (мышления). Посредством этого формируется и реализуется рациональный мыслительный план материально-предметнои деятельности.
Диалог человека и компьютера направлен на достижение определеннои цели [4]. Он покоится на передаче, получении и понимании информации. Достижение цели - результат сов-местнои работы человека и компьютера. При этом пользователь и компьютер, взаимодей ствуя, составляют единство, сложную систему. Соответственно методологическои основои их диалога является системный принцип, предполагающии восприятие участников диалога как некую целостность, элементы которои связаны между собой Взаимодейтвие этих элементов характеризуется так называемым эмерджентным свойтвом - «выдачеи и получением» необходимых сведении, требуемои информации. Элементы системы: компьютер и человек (тело для осуществления материально-предметного дейтвия плюс идеальный план дейтвия). Связь между этими элементами - смысловая, информационная, предметно-материальная. (Нельзя забывать, что компьютер сам по себе является сложнои системой что предъявляет серьезные требования к актору-пользователю).
Диалог пользователя и компьютера носит характер информационного обмена, осуществляемого посредством обмена знаками. Знаки наделяются смыслом человеком, и он понимает их. Компьютер в своем смысловом поле тоже «наделяет знаки смыслом». Хотя выражение «смысловое поле компьютера» следует, видимо, воспринимать как метафору. Но так или иначе эти смыслы должны совпадать в тои их части, которая относится к взаимодеиствию компьютера и человека. Причем смысл, вкладываемый в знак человеком, может быть богаче, и тогда лишь часть его будет совпадать с компьютерным смыслом.
Мышление человека стремится адаптироваться к подобнои ситуации. Для лучшего, эффективного взаимодеиствия с компьютером оно сужает смыслы. Такое сужение означает формирование узкого, достаточно определенного, т.е. точного смысла. Человек вынужден оперировать, по существу, научными понятиями. Например, при процедуре поиска он пользуется классификационными понятиями. Они не являются понятиями высокои абстрактности, как, например, понятие «множество» в математике или «спин» в физике. Но любое научное исследование начинается с того, что ученый должен распознать предмет, т.е. отнести его к какому-то классу. В целом это достаточно высокии уровень научного подхода: вспомним систематику К. Линнея, справедливо считающейя решающим шагом к ботанике как науке.
И все-таки можно ли расценивать коммуникацию человека с компьютером как деистви-тельно полноценный диалог? Ведь в нем нет места эмоциям. Не говоря о мимике, жестах и прочих телесных формах выражения эмоции и отношения к обсуждаемому вопросу и к оппоненту, компьютер не воспринимает иронии, недосказанности. Человек может получить от него недостоверную информацию, но это не будет обманом. Он может предоставить сведения по проблемам гуманистического характера, но это не будет свидетельством его гуманности. Духовная составляющая, которая столь необходима современному человеку в наш прагматичный и «цифровою» век, здесь полностью отсутствует. Такие понятия, как «совесть», «обида», «сострадание», «сопереживание» и т.п., исключены из подобнои коммуникации. С компьютером можно достигнуть взаимопонимания. Но он не разделит с пользователем ни радости, ни огорчения. С ним можно работать, но нельзя дружить.
Но человек, просто в силу того, что он человек, нуждается и в дружбе, и в соучастии и т.п. И здесь на помощь опять приходят информационно-компьютерные технологии, обеспечивающие выход межличностнои коммуникации на качественно новый уровень. Речь идет о сетевом взаимодеиствии, которое с каждым годом становится все интенсивнее. Здесь компьютер, утратив статус участника диалога, превращается в посредника, в инструмент, обеспечиваю-щии диалог теперь уже между людьми. Этот диалог весьма многомерен и сам по себе, и по характеру воздеиствия на его участников, и по значимости для них.
Содержание диалога «человек - компьютер», разумеется, определяется целью, с которои пользователь инициирует этот диалог. Вместе с тем следует особенно отметить, что от характера этои цели зависят и эмоциональная, и психологическая его составляющие. Эти компоненты в тои или инои степени присутствуют и при реализации диалога с научными и образовательными целями, при решении рабочих проблем и обыденных бытовых вопросов. Однако они становятся краине существенными, когда пользователь направленно вступает в диалог, чтобы развлечься или, испытывая чувство одиночества, создать иллюзию общения, или уити от давления повседневности, сознательно заместив реальную деиствительность виртуальнои.
И здесь его подстерегают подводные камни. Особенно актуальны они для так называемого поколения для тех, чье становление проходит в цифровои парадигме. Следование этои парадигме вовлекает человека в виртуальный мир и таким образом разделяет его жизнь на два пространства - реальное и виртуальное, которые он весьма быстро начинает воспринимать как почти равноценные. «Современные ИТ-технологии все сильнее склоняют нас к признанию того, что грань между реальным и виртуальным является условнои» [11, с. 10]. Свободное манипулирование этими пространствами провоцирует потерю пользователем ощущения естественнои реальности. В результате происходит перераспределение его творческои и интеллектуальнои активности, все в большеи степени реализуемои именно в искусственнои реальности - в виртуальнои области. Не менее, а возможно, и более значимым последствием является нанесение ущерба целостности личности, нарушение адекватного самовосприятия и адекватного восприятия мира.
Возможность ухода в любои момент в виртуальную жизнь способствует углублению разорванности личности, ее деформации. В этом случае может формироваться иллюзорная личность, живущая в иллюзорном мире. Человек, сталкивающиися с непониманием, не справля-ющиися с проблемами в реальнои жизни, может стать «хозяином положения» в виртуальном
пространстве. Неудовлетворенность социальным статусом может компенсироваться лидерством в виртуальном мире. Цифровая идентичность легко «конструируется и трансформируется на пути стремления к завоеванию популярности или признания у сверстников, так как в цифровой среде имеется гораздо больше средств для саморепрезентации, в том числе изобре-теннои или фальшивои. Отмечается, что каждыи седьмои подросток признается, что „часто" использует интернет для того, чтобы притвориться кем-то другим» [2, с. 878]. Не случаино немало представителеи «цифрового поколения» предпочитают значительную часть свободного времени проводить именно в нем.
Диалог «пользователь - компьютер» в различных аспектах облегчают жизнь и деятельность человека. Многое из того, осуществление чего прежде требовало значительных затрат времени и сил (как физических, так и интеллектуальных), сегодня достигается быстро и без существенного напряжения. Но, как ни странно, такая «облегченность» собственнои деятельности стимулирует, согласно результатам исследовании, отсутствие интереса и неуважение к труду других. Человек привыкает пользоваться результатами этого труда, не желая задумываться об их природе. Специалисты с тревогои отмечают у молодых людеи снижение способности рассуждать, анализировать, обобщать, устанавливать взаимосвязи и делать выводы [14]. Они стали хуже понимать и строить смыслы. И китаиская комната Д. Р. Серля (в ко-торои допускается возможность правильно производить деиствия, не понимая их смысла) из мысленного эксперимента начинает переходить в реальную деиствительность.
Школьники могут в интернете наити краткии ответ на любои вопрос, изложение любого произведения, готовые сочинения и решения задач. И мало кто из них стремится осмысливать наиденное, почувствовать тонкости и красоту пусть даже не ими решеннои задачи или сочиненного другим текста. Студент деиствует в том же, привычном со школьных времен стиле. Рефераты, презентации на всевозможные темы в изобилии есть в интернете. Он часто даже не утруждает себя компиляцией а просто берет первыи попавшийя вариант и на занятии считывает его с цифрового устроиства. Одним из важнеиших негативных следствии подобного поведения является то, что, как замечено выше, у человека атрофируются аналитические способности, он не научается самостоятельно и стратегически мыслить. В результате он ощущает свою беспомощность и теряется в насыщенном проблемами мире.
Расширение коммуникационнои сферы приводит к качественному изменению культур-нои экологии человека. Находясь в информационно-коммуникационных сетях, человек формирует себя, создавая свою среду обитания в соответствии со своими осознанными и неосознанными ментальными установками. При этом человек сам создает сферу своего общения -свои Umwelt. Создает его во многом из материала отчужденнои и массовои культуры. Круг свя-зеи человека с необходимостью содержит компоненту его индивидуальных привязанностей интересов, ценностей
В формате сетевои коммуникации человек является участником диалога «Я и Другой. Привлекая «другого» в свои мир (свои Umwelt), он тем самым формирует-творит «другого». А «другой, вовлекая человека в свои личныи мир, тем самым творит этого человека. Сетевые коммуникации явно или неявно обеспечивают взаимное творение общающихся. В них нет индивидуума самого по себе, а есть взаимотворение элементов сети. Что же касается соотношения «меня» с «другим», то в сетевом обществе любое «Я» всегда находится во взаимодейтвии с «Другим»», превращаясь в элемент (узел) в социальнои сети.
«Я» выступает как ячейка (элемент) информационно-коммуникативной культурной сети. «Я» делаю, творю и себя, и «других» в этои сети, и «меня» делают, творят «другие», будучи тоже ячеиками в этои сети. Очевидно, что в данном случае личностность не есть индивидуальность, отдельность [1]. Она, если есть, то в другом смысле - как участника взаимного творения друг друга в условиях коммуникации.
Конечно, такои «сетевои элемент» существует как человеческое тело. Но основополагающим для него является информационная взаимосвязь с «другим». В данном контексте их взаимовлияние создает и проявляет тела как личности. При этом в нем развивается деятельныи, творческии аспект. Каждый человек на своем уровне интеллектуально-культурного развития вынужден проявлять и проявляет активность, деиствие физическое и умственное, используя инструментарии информационных технологии. Происходит процесс развития способности к рефлексии, осознанию самого себя.
Новыи инструмент деятельности позволяет не только быть более информированным о происходящем с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми, но и выразить себя, свои мысли, свое настроение, свое мироощущение. Соответственно происходит процесс развития способности к рефлексии, к осознанию самого себя, своих желании, своих намерении и их основании. Конечно, на разном интеллектуальном уровне. Насколько глубоко развивается эта рефлексия - другои вопрос. Но она развивается у каждого в общении с «другим». Нельзя отрицать, что каков бы ни был уровень осознания себя (а он зависит от духовно-интеллектуального уровня человека), происходит развитие способности человека к самоосознанию в условиях внешнеи культурнои среды, реализованнои в форме Umwelt, а среды, которая является контекстом понимания им самого себя. И личностность предстает как единство человека и контекста, интерпретируемых в понятиях сетевои концепции сложности. Сетевая модель сложности достаточно хорошо ложится на мир системно-информационнои культуры, в т.ч. и на мир информационно-коммуникационнои культуры.
Таким образом устанавливается как бы формальная сущность личности. Одновременно с неи происходит становление и ее содержательнои стороны. Один из самых обсуждаемых сегодня вопросов - способствует ли культура ИКТ развитию личностнои самости, самобытности, интеллектуального и творческого потенциала [9]. Наиболее актуальна эта проблема для активных пользователеи социальных сетеи.
Сетевая коммуникация постепенно вытесняет естественное общение, которое становится излишним, ибо при встречах оказывается, что и говорить-то практически не о чем. Привычка к дистанционному общению затрудняет нормальное взаимодеиствие в любои социальнои группе и даже с друзьями. Оказывается, что считающаяся абсолютно естественно^ т.е. прису-щеи человеку как таковому, способность поддерживать нормальные социальные отношения сегодня представляет огромную проблему. Конечно, всегда были люди общительные и необщительные, разговорчивые и молчаливые и т.п. Проблема заключается в другом. В развитом информационно-технологическом обществе человек - это социальное (!) существо - все в большеи мере начинает ощущать себя не субъектом социума, а узлом социальнои сети. И, что самое важное, этот статус его устраивает гораздо больше. Он предоставляет ему ощущение свободы и независимости. Правда, только до того времени, пока он не станет понимать, что это только иллюзия. Когда же такое понимание приходит - наступает катастрофа. Если же экстраполировать эту проблему на социум в целом, то конгломерат сетевых узлов придется называть как-то иначе, чем человеческое сообщество.
Заключение
Развитие информационно-коммуникационных технологии внесло существенные изменения в процесс коммуникации, а также стимулировало развитие системного подхода к изучению его специфики в современном мире. Очевидно, что компьютер не функционален без человека, а человек становится пользователем ИКТ лишь при их наличии. И именно анализ системы «человек - компьютер» в контексте социума и его культуры позволяет выявить принципиально новые особенности как коммуникации с использованием ИКТ, так и разнообразных возможностеи и последствии ее реализации в наше время.
Литература
1. Деннет Д. Условия личностного // История философии. 2000. №5. С. 199-223.
2. Зинченко Ю. П., Шайгерова Л. А., Шилко Р. С. Методологические проблемы изучения этнокультурной идентичности детей и подростков в цифровом обществе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. Т. 2. С. 875-884.
3. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г., Сиренко С. Н. Контуры цифровой реальности. Гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего. URSS. 2020. С. 344.
4. Илиева Л. П., Илиев С. Д., Казарян В. П. Личность и манипуляция в информационном обществе: киберне-тико-синергетический подход // Коммуникативные среды информационного общества: Тренды и традиции. Труды Международной научно-теоретической конференции. 28-29 октября 2016 г. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016. С. 237-243.
5. Карпов В. Э., Готовцев П. М., Ройзензон Г. В. К вопросу об этике и системах искусственного интеллекта // Философия и общество. 2018. №2. С. 84-105.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 608.
7. Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6. №1-2. С. 13-23.
8. Коммуникативные среды информационного общества: Тренды и традиции: Труды Международной научно-теоретической конференции 28-29 октября 2016 г. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016. С. 276.
9. Косилова С. В., Миронов В. В., Сокулер З. А., Фролов А. В., Шапошников В. А. Бытие, познание и человек в цифровую эпоху. М.: Издатель Воробьев А. В., 2019. С. 184.
10. Миронов В. В. Трансформация культур: от классической к электронной // Философия искусственного интеллекта: Научные труды Всероссийской междисциплинарной конференции, посвященной 60-летию исследований искусственного интеллекта. 17-18 марта 2016 г. Философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. г. Москва / Под ред. В. А. Лекторского, Д. И. Дубровского, А. Ю. Алексеева. М., 2017. С. 28-37.
11. Миронов В. В., Сокулер З. А. Тоска по истинному бытию в дигитальной культуре // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2018. №1. С. 3-22.
12. Разин А. В. Этика искусственного интеллекта // Философия и общество. 2019. №1. С. 57-73.
13. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 400.
14. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сб. научных статей и материалов международной конференции. 14-17 февраля 2018 г. Коломна / Под ред. Р. В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 452.
Поступила в редакцию 07.05.2020 г.
После доработки - 23.05.2020 г.
DOI: 10.15643/libartrus-2020.3.2
Multidimensionality of the communication problem in digital reality
© S. V. Devyatova, V. P. Kazaryan*
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, 119991 Moscow, Russia.
*Email: kazaryanvp@mail.ru
The article is devoted to the analysis of some epistemological and socio-psychological aspects of the problem of communication in the modern information and communication society. Here we consider two main types of communication: the "human-computer" dialogue and interpersonal network dialogue, implemented using information and communication technologies. Emphasizing the metaphoricity of the term "dialogue" in this case, the authors analyze the conditions for implementation, the essence and structure of the "human-computer" dialogue. The article shows the specific and ambiguous nature of the influence of interpersonal network dialogue on the change of a person's personality and cultural ecology. Considering the specifics of the "humancomputer" dialogue, the authors pay attention to the conditions of its implementation and the mutual activity and demands of its participants. Communication also has its own specifics, in which the computer, not being a participant in the dialogue, performs the functions of a communicative intermediary. The goal setting of communication and the role of the emotional component associated with it, which is more significant than in the first form, becomes important here. It is shown that the intensive development of this form of communication leads to a qualitative change in the person's personality and cultural ecology. It has a dual character. On the one hand, being in information and communication networks, a person forms himself, creating his environment in accordance with his conscious and unconscious mental attitudes. Thus, network communications explicitly or implicitly ensure the mutual creation of communicating people. On the other hand, they do not have an individual in themselves, but a mutual creation of elements of the network. A person turns from a person into a node of the information network. The possibility of free manipulation of real and virtual spaces creates serious difficulties. The authors pay special attention to the social and psychological consequences of both forms of communication for a person and society.
Keywords: communication, dialogue, computer, user, person, system, interaction.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.
Please, cite the article: Devyatova S. V., Kazaryan V. P. Multidimensionality of the communication problem in digital reality // Liberal Arts in Russia. 2020. Vol. 9. No. 3. Pp. 165-173.
References
1. Dennet D. Istoriyafilosofii. 2000. No. 5. Pp. 199-223.
2. Zinchenko Yu. P., Shaigerova L. A., Shilko R. S. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazova-nii. Saint Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2019. Vol. 2. Pp. 875-884.
3. Ivanov V. V., Malinetskii G. G., Sirenko S. N. Kontury tsifrovoi real'nosti. Gumanitarno-tekhnologicheskaya revoly-utsiya i vybor budushchego [The contours of digital reality. Humanitarian-technological revolution and the choice of the future]. URSS. 2020. Pp. 344.
4. Ilieva L. P., Iliev S. D., Kazaryan V. P. Kommunikativnye sredy informatsionnogo obshchestva: Trendy i traditsii. Trudy Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii. 28-29 oktyabrya 2016 g. Saint Petersburg: Izd-vo Politekhnicheskogo universiteta, 2016. Pp. 237-243.
5. Karpov V. E., Gotovtsev P. M., Roizenzon G. V. Filosofiya i obshchestvo. 2018. No. 2. Pp. 84-105.
6. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura. Moscow: GU VShE, 2000. Pp. 608.
7. Koval'chuk M. V. Rossiiskie nanotekhnologii. 2011. Vol. 6. No. 1-2. Pp. 13-23.
8. Kommunikativnye sredy informatsionnogo obshchestva: Trendy i traditsii: Trudy Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii 28-29 oktyabrya 2016 g. Saint Petersburg: Izd-vo Politekhnicheskogo universiteta, 2016. Pp. 276.
9. Kosilova S. V., Mironov V. V., Sokuler Z. A., Frolov A. V., Shaposhnikov V. A. Bytie, poznanie i chelovek v tsifrovuyu epokhu [Being, cognition, and human in the digital age]. Moscow: Izdatel' Vorob'ev A. V., 2019. Pp. 184.
10. Mironov V. V. Filosofiya iskusstvennogo intellekta: Nauchnye trudy Vserossiiskoi mezhdistsiplinarnoi konferentsii, posvyashchennoi 60-letiyu issledovanii iskusstvennogo intellekta. 17-18 marta 2016 g. Filosofskii fakul'tet MGU im. M. V. Lomonosova. g. Moskva. Ed. V. A. Lektorskogo, D. I. Dubrovskogo, A. Yu. Alekseeva. Moscow, 2017. Pp. 28-37.
11. Mironov V. V., Sokuler Z. A. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. 2018. No. 1. Pp. 3-22.
12. Razin A. V. Filosofiya i obshchestvo. 2019. No. 1. Pp. 57-73.
13. Uebster F. Teorii informatsionnogo obshchestva [Information society theories]. Moscow: Aspekt Press, 2004. Pp. 400.
14. Tsifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskii kontekst razvitiya cheloveka. Tsifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskii kontekst razvitiya cheloveka: Sb. nauchnykh statei i materialov mezhdunarodnoi konferentsii. 14-17 fevralya 2018 g. Kolomna. Ed. R. V. Ershovoi. Kolomna: Gosudarstvennyi sotsial'no-gumanitarnyi universitet, 2018. Pp. 452.
Received 07.05.2020. Revised 23.05.2020.