Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329). Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. С. 39-42.
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ
Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 13-13-02016 «Динамика порогового значения технологий массовой манипуляции в конструировании протестного потенциала молодежи Республики Башкортостан».
Рассматривается информационная культура как элемент политической социализации молодежи в современном информационном обществе. Проанализированы различные аспекты влияния СМИ на политическую социализацию молодежи, такие как технологии манипуляции.
Ключевые слова: информационная культура, информационное общество, политическая социализация, средства массовой информации.
Сегодня российское общество находится на пороге вхождения в информационное общество. При переходе к такому типу социальности информационная культура становится важнейшим условием качества осуществления социальных и профессиональных функций социального субъекта. Знания и умения в области информации становятся ключевыми составляющими функциональной компетентности. Исходя из этого, предъявляются новые требования к институтам, участвующим в политической социализации личности.
Информационная культура личности является одним из важных элементов общей культуры человека, совокупностью системы знаний, умений и информационного мировоззрения, которая обеспечивает осознанную деятельность, удовлетворяющую индивидуальные информационные потребности с применением новых и традиционных информационных технологий. Для определения степени сформированности информационной культуры можно использовать такие показатели, как действенно-практический (умения и навыки работы с компьютером; информационно-коммуникативные умения); мотива-ционно-ценностный (информационная мотивация; уровень осознания информационных потребностей); когнитивный (миропонимание и информационные знания); интеллектуально-творческий (рефлексия личностного роста; умения анализировать и самостоятельно принимать интеллектуально-творческие решения в различных ситуациях)1.
Всестороннему исследованию информационной культуры мешает отсутствие единой
эффективной методики определения ее уровня. Подходы к ее оценке узкоспециализированы, что не позволяет использовать их для сравнения уровня информационной культуры различных социальных групп. В связи с этим можно предложить использование метода абсолютной оценки, при котором сравнивается сложность информационной среды индивида с действенностью мер, которые он принимает для ориентации в данной информационной среде2. Недостаточно высокий уровень информационной культуры часто приводит к тому, что информационная избыточность нередко оборачивается дефицитом нужной информации.
Особенности информационной культуры молодежи как специфической социально-демографической группы формируют специфические модели политической социализации. В нашем понимании политическая социализация молодежи представляет собой усвоение новых норм, ценностей, этосов политического поведения и паттернов политической культуры, необходимых для адаптации и трансформации устоявшихся и складывающихся политических конфигураций через участие в разных видах политической и общественной деятельности.
Основные препятствия политической социализации молодежи вызваны такими факторами, как экономическая и социальная зависимость от родителей, их политических ориентаций и позиций, неумение самостоятельно принимать жизненно важные решения; противоречия в политических взглядах и ориентациях молодежи; отсутствие поли-
тического опыта; низкий уровень информационной культуры молодежи; несовершенство институтов политической социализации, отсутствие эффективной государственной молодежной политики; разнородность агентов социализации (сверстники, члены семьи и др.).
Исходя из этого, в феврале - марте 2013 года было проведено социологическое исследование, анкетный опрос молодежи пяти ведущих вузов Республики Башкортостан, на предмет эмпирических замеров ключевых индикаторов политической социализации. Выборка составила 425 молодых людей в возрасте 17-25 лет.
Среди опрошенных представителей молодежи Башкортостана число постоянно занимающихся политикой невелико - 0,9 %. Однако в разной степени за политическими событиями в стране следят 89,3 %, что не позволяет согласиться с мнением об аполитичности современной молодежи. Лишь 0,5 % респондентов ответили, что регулярно пишут комментарии на политические статьи в Интернете, однако участвовал или хотел бы поучаствовать в этом действии довольно существенный процент респондентов (41,7 %). В то же время 58,3 % не планируют заниматься такого рода деятельностью. Таким образом, довольно значительный сегмент молодежи Башкортостана ставит в качестве одной из задач своего развития политическую социализацию посредством активной позиции в медиасреде.
Представляется, что привлекательность высказывания своей позиции в Интернете у молодежи Республики Башкортостан в значительной степени связана с их восприятием этого медиума как пространства свободы. Первоначально киберпространство представлялось как альтернатива социального мира3, однако со временем виртуальные действия оказалось возможным трактовать как социальные по своим последствиям: интернет-магазины, интернет-биржи, интернет-деньги, интернет-преступность в сети могут привести к серьезным социальным, экономическим и политическим последствиям4.
Важной особенностью политической социализации молодежи Республики Башкортостан является фактор семьи и друзей (62,7 % респондентов), что может являться одним из вышеперечисленных факторов политических рисков молодежи (зависимость от политической ориентации родителей). Исходя из этого, можно сделать вывод, что в процессе политической социализации важным являет-
ся не только влияние СМИ на молодежь, но и влияние ценностных установок старшего поколения, специфика восприятия которых обуславливает невысокий уровень информационной культуры молодежи.
На этом фоне влияние общественных объединений и партий на молодежь, согласно их собственным оценкам, крайне невелико (7,5 %). Влияние на собственные политические взгляды средств массовой информации отметили 21,2 % респондентов.
Однозначно положительно ответить на вопрос о существовании партий, общественных объединений или сил, адекватно выражающих социально-политические интересы молодежи, смогли лишь 10 % респондентов. Примерно столько же (8,2 %) ответили диаметрально противоположным образом. В отношении появления в ближайшем будущем таких политических сил 12 % респондентов считают, что это невозможно, тогда как 14,4 % полагают, что такие партии и общественные объединения обязательно появятся в ближайшем будущем. Таким образом, можно констатировать, что большинство молодежи в сложившейся политической конфигурации не видят силы, адекватно выражающей их политические предпочтения. Политическая социализация молодежи осуществляется через различные медиумы, важнейший среди которых - СМИ.
Ответы респондентов на вопрос «каким каналам информации Вы доверяете» распределились следующим образом: телевизионная информация вызывает наибольшее доверие у 40,4 % молодых людей, на втором месте радио - 31 %, на третьем месте Интернет - 17,9 %, публикациям в газетах и журналах доверяют 15,6 % респондентов, информации на листовках и в объявлениях доверяют 1,1 %, слухам и «сарафанному радио» доверяют 1,1 % опрошенных.
Данные ВЦИОМ свидетельствуют о том, что в настоящее время телевидение является одним из главных источников информации (60 % опрошенных) россиян, тогда как, например, сегмент Интернета является приоритетным для 23 % респондентов. Остальные каналы источников информации менее востребованы. Так, например, из газет новости узнают 7 % респондентов, из радиопередач всего 5 %. Телевизионным новостям отдают предпочтение респонденты в возрасте 45 лет и старше - 72-76 %. 18-24-летние респонденты (50 %) и респонденты с высшим образованием
предпочитают Интернет - 32 %. Информации из Интернета доверяют 22 % респондентов, телевизионной же информации - 60 %5.
Как показывает Д. Г. Михайличенко, средства массовой информации в силу своей включенности в систему властных отношений нередко осуществляют массовое манипулирования в интересах тех или иных сил. В современном социуме информационные потоки активно участвуют в генерации власти и материальных ценностей. В этой связи радио, Интернет, телевидение, библиотеки, печать, музеи не могут отказаться от властной составляющей, быть вне сферы воздействия технологий массовой манипуляции. В настоящее время субъекты властных отношений финансируют эти институты из соображения их полезности, т. к. данные институты отвечают их специфическим интересам. В результате технологии массовой манипуляции являются неотъемлемой частью сегодняшнего информационного пространства и оказывают существенное влияние на политическую социализацию молодежи6.
Значительному манипулятивному влиянию подвержена молодежь, прежде всего в силу невысокого уровня ее информационной культуры, лабильности сознания, отсутствия жизненного опыта и т. д.
Современные технологии политического манипулирования можно охарактеризовать как многофункциональные, обладающие высокой проникающей способностью и степенью влияния на индивидуальное и массовое сознание молодежи, ценности и политическое мировоззрение. От того, насколько молодежь способна расшифровывать эти технологии, зависит характер и успех ее политической социализации.
Частое использование политического манипулирования влечет за собой негативные последствия: социальная дестабилизация, возрастание протестной активности, падение доверия к власти. Политическое манипулирование в СМИ реализуется через ряд основных форм влияния, таких как реклама, пропаганда, массовая культура, связи с общественностью, агитация и т. д., касающихся практически всех сфер жизни человека, которые транслируются через СМИ.
Интернет, телевидение, радио и печать как виды СМИ имеют различную степень манипулятивных возможностей. Например, радио отличается широким спектром рас-
пространения, доступностью и непрерывностью передачи информации. Печатные СМИ имеют ограничения манипулятивных возможностей, по причине отсутствия аудиовизуального ряда, но имеют ряд преимуществ, а именно - возможность фиксации, анализа и сохранения информации. Интернет в этом ряду является наиболее прогрессивным орудием манипулирования, где основным сегментом потребителей является молодежь. Он обладает особенными технологическими характеристиками, такими как оперативность, мультимедийность, интерактивность и т. д.
Телевидение является мощным средством как позитивного, так и негативного воздействия на восприятие молодежной аудитории. Опасность негативного воздействия на телевизионную аудиторию может возникнуть даже в случае, когда авторы или ведущие телепередачи не задаются такой целью. Часто это происходит в результате некорректного использования различных форм подачи телевизионной информации. Следует отметить, что манипулирование сознанием телевизионной аудитории заложено в любой телевизионной трансляции.
Необходимо также учитывать некоторую зависимость вещательной политики телетранслятора от личностных установок, жизненных стереотипов руководителей телекомпании. Личностная установка телевизионного руководителя может переноситься и на материалы, транслируемые в телеэфире.
Таким образом, молодежь подвергается риску стать объектом манипуляций со стороны определенных политических сил прежде всего в том случае, если она отстраняется от политики и у нее недостаточно знаний в этой области. Молодежь, более остро воспринимающая окружающую обстановку, представляет собой часть общества, накапливающая и реализующая протестный потенциал.
Под воздействием политических, экономических, социальных и других факторов в среде молодежи могут вырабатываться крайние убеждения и взгляды. Как следствие, например, террористические и экстремистские организации оказываются способными вовлекать молодежь в свои ряды.
Примечания
1 Романцова, М. Г. Компетентностный подход в образовании [Электронный ре-
сурс] / М. Г. Романцова, М. Ю. Ледвано-ва, Т. В. Сологуб. URL : http://www.rae. ru/monographs/73-2716 (дата обращения: 20.08.2013).
2 Сорокин, Г. Г. Информационная культура студентов вузов // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2006. № 1. С. 77-79.
3 Барлоу, Д. П. Декларация независимости ки-берпространства // Информационное общество. М. : АСТ, 2004. С. 349-355.
4 Бушуев, Д. В. Специфика протестной активности российской молодежи в современном трансформирующемся обществе : автореф.
дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2012. С. 30.
5 ВЦИОМ : Онлайн и офлайн : откуда получают информацию россияне [Электронный ресурс]. URL : http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=114345 (дата обращения: 13.08.2013).
6 Михайличенко, Д. Г. Субъективация современного человека в условиях репрессивного воздействия технологий массовой манипуляции психикой // Вестник ВЭГУ. 2011. № 6 (56). С. 102.