Научная статья на тему 'Влияние информационной культуры на политическую социализацию молодежи'

Влияние информационной культуры на политическую социализацию молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
871
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION CULTURE / INFORMATION SOCIETY / POLITICAL SOCIALIZATION / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киреева Наталья Николаевна

Рассматривается информационная культура как элемент политической социализации молодежи в современном информационном обществе. Проанализированы различные аспекты влияния СМИ на политическую социализацию молодежи, такие как технологии манипуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Киреева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE INFORMATION CULTURE ON THE POLITICAL SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE

The information culture is considered in the article as an element of political socialization of young people in today’s information society. There are analyzed different aspects of media influence on the political socialization of young people, including manipulative technology in television.

Текст научной работы на тему «Влияние информационной культуры на политическую социализацию молодежи»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. С. 39-42.

Н. Н. Киреева

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ

Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 13-13-02016 «Динамика порогового значения технологий массовой манипуляции в конструировании протестного потенциала молодежи Республики Башкортостан».

Рассматривается информационная культура как элемент политической социализации молодежи в современном информационном обществе. Проанализированы различные аспекты влияния СМИ на политическую социализацию молодежи, такие как технологии манипуляции.

Ключевые слова: информационная культура, информационное общество, политическая

социализация, средства массовой информации.

Сегодня российское общество находится на пороге вхождения в информационное общество. При переходе к такому типу социальности информационная культура становится важнейшим условием качества осуществления социальных и профессиональных функций социального субъекта. Знания и умения в области информации становятся ключевыми составляющими функциональной компетентности. Исходя из этого, предъявляются новые требования к институтам, участвующим в политической социализации личности.

Информационная культура личности является одним из важных элементов общей культуры человека, совокупностью системы знаний, умений и информационного мировоззрения, которая обеспечивает осознанную деятельность, удовлетворяющую индивидуальные информационные потребности с применением новых и традиционных информационных технологий. Для определения степени сформированности информационной культуры можно использовать такие показатели, как действенно-практический (умения и навыки работы с компьютером; информационно-коммуникативные умения); мотивационно-ценностный (информационная мотивация; уровень осознания информационных потребностей); когнитивный (миропонимание и информационные знания); интеллектуально-творческий (рефлексия личностного роста; умения анализировать и самостоятельно принимать интеллектуально-творческие решения в различных ситуациях)1.

Всестороннему исследованию информационной культуры мешает отсутствие единой

эффективной методики определения ее уровня. Подходы к ее оценке узкоспециализированы, что не позволяет использовать их для сравнения уровня информационной культуры различных социальных групп. В связи с этим можно предложить использование метода абсолютной оценки, при котором сравнивается сложность информационной среды индивида с действенностью мер, которые он принимает для ориентации в данной информационной среде2. Недостаточно высокий уровень информационной культуры часто приводит к тому, что информационная избыточность нередко оборачивается дефицитом нужной информации.

Особенности информационной культуры молодежи как специфической социально-демографической группы формируют специфические модели политической социализации. В нашем понимании политическая социализация молодежи представляет собой усвоение новых норм, ценностей, этосов политического поведения и паттернов политической культуры, необходимых для адаптации и трансформации устоявшихся и складывающихся политических конфигураций через участие в разных видах политической и общественной деятельности.

Основные препятствия политической социализации молодежи вызваны такими факторами, как экономическая и социальная зависимость от родителей, их политических ориентаций и позиций, неумение самостоятельно принимать жизненно важные решения; противоречия в политических взглядах и ориентациях молодежи; отсутствие поли-

тического опыта; низкий уровень информационной культуры молодежи; несовершенство институтов политической социализации, отсутствие эффективной государственной молодежной политики; разнородность агентов социализации (сверстники, члены семьи и др.).

Исходя из этого, в феврале - марте 2013 года было проведено социологическое исследование, анкетный опрос молодежи пяти ведущих вузов Республики Башкортостан, на предмет эмпирических замеров ключевых индикаторов политической социализации. Выборка составила 425 молодых людей в возрасте 17-25 лет.

Среди опрошенных представителей молодежи Башкортостана число постоянно занимающихся политикой невелико - 0,9 %. Однако в разной степени за политическими событиями в стране следят 89,3 %, что не позволяет согласиться с мнением об аполитичности современной молодежи. Лишь 0,5 % респондентов ответили, что регулярно пишут комментарии на политические статьи в Интернете, однако участвовал или хотел бы поучаствовать в этом действии довольно существенный процент респондентов (41,7 %). В то же время 58,3 % не планируют заниматься такого рода деятельностью. Таким образом, довольно значительный сегмент молодежи Башкортостана ставит в качестве одной из задач своего развития политическую социализацию посредством активной позиции в медиасреде.

Представляется, что привлекательность высказывания своей позиции в Интернете у молодежи Республики Башкортостан в значительной степени связана с их восприятием этого медиума как пространства свободы. Первоначально киберпространство представлялось как альтернатива социального мира3. однако со временем виртуальные действия оказалось возможным трактовать как социальные по своим последствиям: интернет-магазины, интернет-биржи, интернет-деньги, интернет-преступность в сети могут привести к серьезным социальным, экономическим и политическим последствиям4.

Важной особенностью политической социализации молодежи Республики Башкортостан является фактор семьи и друзей (62,7 % респондентов), что может являться одним из вышеперечисленных факторов политических рисков молодежи (зависимость от политической ориентации родителей). Исходя из этого, можно сделать вывод, что в процессе политической социализации важным являет-

ся не только влияние СМИ на молодежь, но и влияние ценностных установок старшего поколения, специфика восприятия которых обуславливает невысокий уровень информационной культуры молодежи.

На этом фоне влияние общественных объединений и партий на молодежь, согласно их собственным оценкам, крайне невелико (7,5 %). Влияние на собственные политические взгляды средств массовой информации отметили 21,2 % респондентов.

Однозначно положительно ответить на вопрос о существовании партий, общественных объединений или сил, адекватно выражающих социально-политические интересы молодежи, смогли лишь 10 % респондентов. Примерно столько же (8,2 %) ответили диаметрально противоположным образом. В отношении появления в ближайшем будущем таких политических сил 12 % респондентов считают, что это невозможно, тогда как 14,4 % полагают, что такие партии и общественные объединения обязательно появятся в ближайшем будущем. Таким образом, можно констатировать, что большинство молодежи в сложившейся политической конфигурации не видят силы, адекватно выражающей их политические предпочтения. Политическая социализация молодежи осуществляется через различные медиумы, важнейший среди которых - СМИ.

Ответы респондентов на вопрос «каким каналам информации Вы доверяете» распределились следующим образом: телевизионная информация вызывает наибольшее доверие у 40,4 % молодых людей, на втором месте радио - 31 %, на третьем месте Интернет - 17,9 %, публикациям в газетах и журналах доверяют 15,6 % респондентов, информации на листовках и в объявлениях доверяют 1,1 %, слухам и «сарафанному радио» доверяют 1,1 % опрошенных.

Данные ВЦИОМ свидетельствуют о том, что в настоящее время телевидение является одним из главных источников информации (60 % опрошенных) россиян, тогда как, например, сегмент Интернета является приоритетным для 23 % респондентов. Остальные каналы источников информации менее востребованы. Так, например, из газет новости узнают 7 % респондентов, из радиопередач всего 5 %. Телевизионным новостям отдают предпочтение респонденты в возрасте 45 лет и старше - 72-76 %. 18-24-летние респонденты (50 %) и респонденты с высшим образованием

предпочитают Интернет - 32 %. Информации из Интернета доверяют 22 % респондентов, телевизионной же информации - 60 %5.

Как показывает Д. Г. Михайличенко, средства массовой информации в силу своей включенности в систему властных отношений нередко осуществляют массовое манипулирования в интересах тех или иных сил. В современном социуме информационные потоки активно участвуют в генерации власти и материальных ценностей. В этой связи радио, Интернет, телевидение, библиотеки, печать, музеи не могут отказаться от властной составляющей, быть вне сферы воздействия технологий массовой манипуляции. В настоящее время субъекты властных отношений финансируют эти институты из соображения их полезности, т. к. данные институты отвечают их специфическим интересам. В результате технологии массовой манипуляции являются неотъемлемой частью сегодняшнего информационного пространства и оказывают существенное влияние на политическую социализацию молодежи6.

Значительному манипулятивному влиянию подвержена молодежь, прежде всего в силу невысокого уровня ее информационной культуры, лабильности сознания, отсутствия жизненного опыта и т. д.

Современные технологии политического манипулирования можно охарактеризовать как многофункциональные, обладающие высокой проникающей способностью и степенью влияния на индивидуальное и массовое сознание молодежи, ценности и политическое мировоззрение. От того, насколько молодежь способна расшифровывать эти технологии, зависит характер и успех ее политической социализации.

Частое использование политического манипулирования влечет за собой негативные последствия: социальная дестабилизация,

возрастание протестной активности, падение доверия к власти. Политическое манипулирование в СМИ реализуется через ряд основных форм влияния, таких как реклама, пропаганда, массовая культура, связи с общественностью, агитация и т. д., касающихся практически всех сфер жизни человека, которые транслируются через СМИ.

Интернет, телевидение, радио и печать как виды СМИ имеют различную степень манипулятивных возможностей. Например, радио отличается широким спектром рас-

пространения, доступностью и непрерывностью передачи информации. Печатные СМИ имеют ограничения манипулятивных возможностей, по причине отсутствия аудиовизуального ряда, но имеют ряд преимуществ, а именно - возможность фиксации, анализа и сохранения информации. Интернет в этом ряду является наиболее прогрессивным орудием манипулирования, где основным сегментом потребителей является молодежь. Он обладает особенными технологическими характеристиками, такими как оперативность, мультимедийность, интерактивность и т. д.

Телевидение является мощным средством как позитивного, так и негативного воздействия на восприятие молодежной аудитории. Опасность негативного воздействия на телевизионную аудиторию может возникнуть даже в случае, когда авторы или ведущие телепередачи не задаются такой целью. Часто это происходит в результате некорректного использования различных форм подачи телевизионной информации. Следует отметить, что манипулирование сознанием телевизионной аудитории заложено в любой телевизионной трансляции.

Необходимо также учитывать некоторую зависимость вещательной политики телетранслятора от личностных установок, жизненных стереотипов руководителей телекомпании. Личностная установка телевизионного руководителя может переноситься и на материалы, транслируемые в телеэфире.

Таким образом, молодежь подвергается риску стать объектом манипуляций со стороны определенных политических сил прежде всего в том случае, если она отстраняется от политики и у нее недостаточно знаний в этой области. Молодежь, более остро воспринимающая окружающую обстановку, представляет собой часть общества, накапливающая и реализующая протестный потенциал.

Под воздействием политических, экономических, социальных и других факторов в среде молодежи могут вырабатываться крайние убеждения и взгляды. Как следствие, например, террористические и экстремистские организации оказываются способными вовлекать молодежь в свои ряды.

Примечания

1 Романцова, М. Г. Компетентностный подход в образовании [Электронный ре-

сурс] / М. Г. Романцова, М. Ю. Ледвано-ва, Т. В. Сологуб. иЯЬ : http://www.rae. ru/monographs/73-2716 (дата обращения:

20.08.2013).

2 Сорокин, Г. Г. Информационная культура студентов вузов // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2006. № 1. С. 77-79.

3 Барлоу, Д. П. Декларация независимости киберпространства // Информационное общество. М. : АСТ, 2004. С. 349-355.

4 Бушуев, Д. В. Специфика протестной активности российской молодежи в современном трансформирующемся обществе : автореф.

дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2012. С. 30.

5 ВЦИОМ : Онлайн и офлайн : откуда получают информацию россияне [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=114345 (дата обращения:

13.08.2013).

6 Михайличенко, Д. Г. Субъективация современного человека в условиях репрессивного воздействия технологий массовой манипуляции психикой // Вестник ВЭГУ. 2011. № 6 (56). С. 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.