Научная статья на тему 'Влияние технологий массовой манипуляции на политическую субъективацию молодежи'

Влияние технологий массовой манипуляции на политическую субъективацию молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
657
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ТЕХНОЛОГИИ МАССОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ / ПРОТЕСТ / СОПРОТИВЛЕНИЕ / ПОЛИТИКА / YOUTH / TECHNOLOGIES OF MASS MANIPULATION / RESISTANCE / POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайличенко Дмитрий Георгиевич

Технологии массовой манипуляции политическими силами рассматриваются как важный элемент борьбы. Воздействие этих технологий на молодежь трансформирует их представление о реальности и ведет к формированию протестной политической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Михайличенко Дмитрий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TECHNOLOGY OF MASS MANIPULATION OF POLITICAL EXTENSION OF YOUTH

The article is devoted to the technologies of mass manipulation as an important element of fight. Impact of these technologies on youth transforms their idea of reality and conducts to formation of protest political culture.

Текст научной работы на тему «Влияние технологий массовой манипуляции на политическую субъективацию молодежи»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. С. 43-46.

Д. Г. Михайличенко

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ МА ССОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СУБЪЕКТИВАЦИЮ МОЛОДЕЖИ

Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 13-13-02016 «Динамика порогового значения технологий массовой манипуляции в конструировании протестного потенциала молодежи Республики Башкортостан».

Технологии массовой манипуляции политическими силами рассматриваются как важный элемент борьбы. Воздействие этих технологий на молодежь трансформирует их представление о реальности и ведет к формированию протестной политической культуры.

Ключевые слова: молодежь, технологии массовой манипуляции, протест, сопротивление, политика.

Любой представитель органической жизни, в том числе и человек, в ходе своей жизни вынужден сопротивляться, однако степень выражения этого явления определяется рядом индивидуальных особенностей, социальной ситуацией в целом, а также принадлежностью к той или иной группе. Сопротивление, протест как формы социального бытия являются структурообразующим элементом социальности. Общество создано, а не дано: структуры общества - это своеобразная «замороженная» борьба. Сами структуры возникают вследствие ограничения или прерывания различных форм противостояния. Основными элементами протеста выступает коммуникация двух и более субъектов, конфликтность взаимодействия, возможность оценки самой социальной коммуникации сторонними наблюдателями. Протест всегда предполагает некую реакцию, ответ. Иными словами, протест - это действия, процессы, явления, направленные на защиту, нейтрализацию, сопротивление, противодействие тем или иным процессам, практикам, технологиям или явлениям.

Сфера политического как специфическая социальная конфигурация, регулирующая властные отношения, неизменно предполагает коммуникацию различных сил, в том числе и посредством протеста. В пространстве политического протест выступает как специфический инструмент структурирования и реструктурирования властных конфигураций.

Протестные отношения и соответствующая политическая культура в современной России концентрируются, прежде всего, во-

круг негативного восприятия курса развития государства населением (неудовлетворенность политической системой, репрессивный порядок регулирования, отчужденность власти от общества, коррупция и др.). По данным ВЦИОМ, протестное движение все отчетливее становится движением трех социально-профессиональных групп: «креативного класса», офисных служащих и учащейся молодежи.

В формировании протестных настроений молодежи значительную роль играют объективные и субъективные условия (бытовые трудности, психологические проблемы и другие). Согласно исследованиям ВЦИОМ, 49 % участников протестных акций в 2011-2012 гг. не удовлетворены своей жизнью1. В основе протестного потенциала молодежи лежит так называемый феномен депривации - субъективное чувство недовольства по отношению к своему настоящему, несоответствие между ценностными ожиданиями и реальными возможностями. В качестве причин такого положения дел выступают объективные трудности бытового, психологического и экзистенциального характера, особенности развития молодежи как социально-возрастной группы, а также основные параметры состояния политического процесса и информационного поля в России. Исходя из этого, именно у молодого поколения наиболее остро проявляется чувство недоверия к институтам власти, а также неудовлетворенность существующим положением дел в обществе, вследствие чего формируется убеждение в невозможности влиять на процесс принятия важнейших политических решений. Отсюда, высокая сте-

пень отчужденности и аномичности среди молодежи, социальная дезинтеграция и девиантность.

Уровень протестной активности с неизбежностью повышается там, где социальные структуры оказываются неспособными преодолеть инерцию депривационных настроений. В современной России индекс протест-ности среди молодежи постоянно растет.

Волна протестных настроений инициирована несогласием части активного населения страны с официальными результатами выборов в ФС ГД (декабрь 2011 года) и Президента Российской Федерации (март 2012 года). В этой связи руководство страны взяло курс на ужесточение законодательства, вместе с которым происходит усиление силовых практик в государственной политике, что не решает, а усугубляет проблемы конвертации протест-ного потенциала молодежи в конструктивное русло. Как следствие возрастает протестная активность молодежи, желание принять участие в протестных акциях, вплоть до готовности активного включения в деятельность экстремистских, а в отдельных случаях и террористических организаций.

Однако помимо вышеперечисленных факторов необходимо выделить и информационно-технологические параметры формирования протестных конфигураций. Речь идет о технологически сформированных конструктах манипулятивного характера (идеологе-мы, мифологемы, фальсификации и т. д.), транслирующие посредством СМИ искаженный образ политической реальности.

Технологии массовой манипуляции - это социальные технологии информационнопсихологического, явного и скрытого управления психикой, действиями, поведением человека и группы людей различной численности посредством формирования у них представлений, вкусов, потребностей и ценностей, оказывающих воздействие на объект. Сущность технологий массовой манипуляции заключается в том, что они выступают важным элементом воли к власти и стремления к наживе субъектов этих технологий, препятствуя свободной деятельности человека. Эти технологии представляют собой вид символической власти, действующей не автономно от других видов, но функционируя в контексте различных социальных институтов, практик, технологий, маскируясь в них, оказывая воздействие на объекты.

Важнейшим структурным элементом технологий массовой манипуляции является сам человек, его ценности, интеллект, психика, поведение. Интеллект и психика человека, с одной стороны, и социальность, с другой, взаимосвязанные, взаимообусловливающие друг друга образования. Таким образом, технологии массовой манипуляции не функционируют вне психических структур человека, но лишь находятся в постоянном взаимодействии с ними. При этом технологии массовой манипуляции воздействуют не только на объект, но также оказывают влияние на формирование и их субъектов, создавая у них ощущения вседозволенности, всемогущества и атрофируя принципы уважения к индивидуальности других.

Технологии массовой манипуляции являются способом информационно-психологического репрессивного воздействия, так как их функционирование на уровне магистральных социальных процессов общества предполагает манипулирование не только психикой человека, но и символами (знанием, информацией, образами и др.). Основными способами такой манипуляции являются конструирование, умолчание информации, прежде всего, в СМИ (в том числе и умолчание последствий изменений, вызванных каким-либо событием, фактом, процессом), искажение, селекция, передергивание и др. С помощью этого вызывается желаемая для субъектов данных технологий реакция объекта.

Влияние технологий массовой манипуляции на формирование современной социальности значительно. В современном обществе публичной сфере нанесен существенный урон технологиями массовой манипуляции, которые редуцируют представления человека о сложных, многофакторных социальных процессах в простые мифологемы, лишенные доказательной базы, а их распространение ведет к иллюзии всезнайства, глубокого понимания широкого спектра социальных процессов. Циркулирующие в рамках современного политического процесса информационные потоки «подпорчены», а распространение информации подчинено целям субъектов этих медиумов (например, владельцев медиа, лидеров националистических и экстремистских организаций).

В условиях, когда информационные потоки принимают активное участие в генерировании власти и материальных ценностей,

Влияние технологий массовой манипуляции.

45

то очень трудно таким институтам, как телевидение, радио, интернет, печать отказаться от их властной составляющей, деидеологизи-роваться. Современные субъекты политики рассматривают и финансируют эти институты, исходя из соображений полезности в конструировании властных конфигураций, отвечающие их специфическим интересам. Тогда как a priori предполагается, что основной принцип функционирования всех вышеперечисленных институтов заключается в беспристрастном, объективном распространении информации и знаний. Молодежь и другие социальные группы теряют, таким образом, гносеологические ориентиры для осуществления свободной и рациональной деятельности, отчуждаясь от реального политического процесса. Отсюда ограниченная способность формирования навыков политической компетентности у молодежи, неумение достигать информационной независимости относительно различных средств массовой информации.

Важнейший источник репрессивности технологий массовой манипуляции заключается в том, что лишь небольшое число участников социального процесса считает необходимым идентифицировать, а также нивелировать их значение. Репрессивное воздействие технологий массовой манипуляции может быть направлено на все социально-политическое пространство: от представлений одного человека до имиджа государства. При этом насильственные и запретительные меры в отношении технологий массовой манипуляции выявляют свою апористичность. Чем больше запретов, тем более изощренными становятся сами технологии, которые таким образом проявляют свою гибкость. Запретительные меры косвенно стимулируют развитие технологий массовой манипуляции, поэтому необходим поиск иных алгоритмов противодействия им. Все это приводит к выводу о том, что технологии массовой манипуляции представляют собой важнейший инструмент современного социального контроля.

Предполагая в качестве своей задачи изменение мнений, побуждений, целей и действий объектов своего воздействия технологии массовой манипуляции также преобразуют социальные институты, практики и другие технологии, а своей конечной целью предполагают частичное или полное осуществление контроля над объектами своего воздействия, ущемляя, тем самым, права и достоинство человека.

Вопрос о степени и характере влияния технологий массовой манипуляции на молодежь является предметом дискуссий в научной литературе. Интенсивная разработка технических средств и массовых технологий скрытого управления психикой на научной основе началась на рубеже Х1Х-ХХ веков. Реальные возможности для формирования иллюзорных массовых психических реакций и возможности их экспорта появились лишь в середине ХХ века и связаны с прогрессом психологических наук, а также развитием современной техники (печать, электронные СМИ, глобальные информационные сети и, в первую очередь, Интернет)2.

В 1940-х годах исследователи обнаружили, что довольно трудно документально подтвердить существование реальной власти технологий массовой манипуляции, что привело к заключению об их минимальном влиянии. Однако затем было выявлено, что технологии массовой манипуляции способны создавать трудноуловимые или «косвенные» эффекты, формирующие мыслительную и поведенческую деятельности человека.

В настоящее время можно констатировать, что исследованию репрессивного значения информационно-психологических технологий посвящен значительный объем научной литературы. Однако большинство специалистов, работающих в этой области, склонны преувеличивать степень влияния технологий массовой манипуляции на социальность. Безусловное принятие основных выводов таких исследований чревато технократическими заключениями о детерминирующей роли технологий массовой манипуляции для развития современного общества. С другой стороны, игнорирование сложносоставной структуры воздействия технологий массовой манипуляции на структуры современной социальности невозможно, поскольку приведет к проблематичности адекватных интерпретаций наличной социальной среды.

Одним из возможных ракурсов решения поставленной задачи является так называемое оптимальное значение потока манипуля-тивной информации, превышение которого не ведет к росту значения критериев, детерминирующих требуемую социальную реакцию. В этой связи необходимы разработки индикаторов и определение параметров воздействия технологий массовой манипуляции на социальных акторов, позволяющих точнее

локализовать их значение в системе общественного развития. Одним из таких акторов может рассматриваться молодежь как социально-демографическая группа3.

Воздействие технологий массовой манипуляции на молодежь актуализирует с позиций информационно-психологической репрессивности проблему аннигиляции ее субъектного потенциала. Значение технологий массовой манипуляции в современной политике заключается в том, что они выступают маркирующим элементом, высвечивающим разрыв между существующими, заранее принимаемыми в качестве верных, нормами и их реальной ролью в политическом процессе. А priori считается, что молодежь автономна в своем социальном бытии и самостоятельно принимает важнейшие политические решения, однако существующее положение демонстрирует, что это далеко не всегда соответствует действительности.

Технологии массовой манипуляции политическими силами рассматриваются как важный элемент борьбы. Воздействие этих технологий на молодежь трансформирует их представление о реальности и ведет к формированию протестной политической культуры. Технологии массовой манипуляции чрезвычайно разнообразны и включают в себя практически все основные элементы политической конкуренции (публичные выступления, тексты, флэш-мобы, митинги, численность участников которых также является объектом политических и иного рода манипуляций и т. д.).

Все это позволяет сделать вывод о влиянии технологий массовой манипуляции на формирование протестного потенциала молодежи, однако конкретизация характера этого влияния может быть достигнута только комплексным исследованием, предполагающим определение значения индикаторов динамики порогового значения воздействия технологий массовой манипуляции. Это, в свою очередь, позволит повысить прогнози-руемость последствий этих процессов, по-

способствует определению сценариев трансформации поля региональной российской политики, а также даст возможность выявить эффективные алгоритмы нейтрализации их репрессивного воздействия. Таким образом, достигается возможность углубленного аналитического проникновения в структуру протестного опыта современной российской молодежи, предполагающая более точное наполнение его основных элементов конкретными эмпирическими данными. С этих позиций иерархия факторов, способствующих формированию протестного потенциала молодежи, может быть пересмотрена. В методологическом плане будет сформулирован подход, опровергающий редукционистские схемы, которые интерпретируют протестный потенциал современной молодежи как прямое следствие технологий массовой манипуляции в виде политизации «недовольства». Поставленная задача, таким образом, будет способствовать углубленному пониманию и выработке новых исследовательских подходов к феномену молодежного протеста в современной России и места технологий массовой манипуляции в нем. Помимо этого, от способности органов государственной власти и управления, а также образовательных учреждений и других важнейших социальных институтов, деконструировать, нейтрализо-вывать и канализировать протестный потенциал молодежи зависят возможности устойчивого развития общества.

Примечания

1 Социальный портрет протестного движения в Москве [Электронный ресурс]. URL : http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=112859.

2 Пугачев, В. П. Управление свободой. М. : КомКнига, 2005. С. 17.

3 Абдрахманов, Д. М. Молодежь как основная группа риска и объект профилактики наркотизма // Социальная политика и социология. 2009. № 8. С. 123-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.