Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 68-71.
Д. Г. Михайличенко, Д. М. Абдрахманов, П. М. Яковлева, Н. Н. Киреева
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕКОНСТРУКЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ ПРОЯВЛЕНИЙ МАССОВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 13-13-02016 «Динамика порогового значения технологий массовой манипуляции в конструировании протестного потенциала молодежи Республики Башкортостан»
Процессы массового манипулирования приводят к интервенциям в жизненные планы студенческой молодежи современной России. Несформированность институциональной инфраструктуры для субъектного противодействия технологиям массовой манипуляции актуализирует экзистенциальные аспекты деконструкции этого феномена.
Ключевые слова: технологии массовой манипуляции; студенческая молодежь; информационное общество; экзистенциальный выбор; институциональная инфраструктура.
Характер воздействия технологий массовой манипуляции на социальное поведение различных социальных групп актуализирует задачу по изучению алгоритмов противодействия этому информационно-психологическому феномену. Посредством массового манипулирования акторы экономического или политического поля создают специфические инструменты давления на различные социальные группы. Молодежь является наиболее восприимчивой к динамично меняющейся среде формирующегося в России информационного общества социально-демографической группой, чутко реагирующей на проявления несправедливости со стороны различных структур.
Посредством массового манипулирования акторы социального поля создают специфические инструменты давления на различные группы. Студенчество как самая образования часть молодежи - это будущее России, от которой зависит развитие страны в эпоху глобализации. Однако и эта социально-демографическая группа в современной российской политике демонстрирует невысокие потенциалы гражданского участия. Апелляция к студенческой молодежи осуществляется нами потому, что именно эта категория наиболее чутко реагирует на различные проявления несправедливости и репрессивности общества. И если гражданская субъектность нынешней молодежи оказывается в уязвимом положение вследствие таких факторов, как административный ресурс в политике,
или массовое манипулирование, то есть основания утверждать, что воспроизводство этих каналов репрессивности продолжиться в средне- и долгосрочной перспективе. Именно в университетах формируется самосознание эпохи, продуцируются высокие культурные образцы. Иными словами, от отношения студенческой молодежи к процессам массового манипулирования сейчас зависит не только уровень гражданской субъектности россиян в будущем, но и уровень политической культуры молодого поколения.
Как свидетельствуют проведенные ранее нами исследования1, студенческая молодежь современной России в своей массе не только не видит каналов собственной политической и гражданской субъективации, но и проявляет невысокую заинтересованность в них. Гораздо больший интерес у студенчества вызывают вопросы внешней политики. В целом же тенденция ориентации студенческой молодежи на другие, неполитические стратегии обустройства своего жизненного мира несомненна.
Анализируемая социальная группа в силу различных причин неглубоко погружена в текущую повестку дня региональной политики субъекта Российской Федерации. Несмотря на фиксируемую в ходе опроса вооруженность студенческой молодежи Башкортостана критическим инструментарием, необходимым для оценки политических конфигурации, ее представители в своей основной массе оказываются уязвимыми для навязывания искаженных посредством технологий массо-
вой манипуляции идеологем и мифологем. Отсутствие сформированной гражданской и политической позиций, а также аморфность взглядов не позволяет студенческой молодежи эффективно сопротивляться манипуля-тивному воздействию через различные медиумы.
Многие студенты склонны оценивать общественные явления с формально-институционализированных позиций, без принятия во внимание того факта, что они могут иметь, например, политизированный подтекст. Студенческая молодежь, прежде всего в силу своей аполитичности, восприимчива к демагогическим акциям, направленным на приобретение действенного политического капитала.
Осведомленность студентов о факторах, влияющих на социально-политические процессы, не слишком высока. Студенты, в основной своей массе, рассматривают эти факторы «в первом приближении», не особо вдаваясь в подробности, что создает благоприятные условия для массового манипулирования.
Аттестация технологий массовой манипуляции как нарушения права человека на свободу волеизъявления, препятствия самостоятельного решения приводит к вопросу о необходимости юридизации и правового запрета этого феномена. Такой социальный регулятор, как право, призван обеспечить всем членам общества максимально возможную на определенном этапе развития абстрактно равную, одинаково справедливую для всех меру свободы. Общий смысл правовых действий заключается в том, что для выражения большей меры свободы необходимо использовать систему запретов, однако сама возможность появления таких запретов в отношении технологий скрытого управления проблематична. Чем больше запретов, тем более изощренными становятся сами технологии, которые проявляют, таким образом, свою гибкость.
Запретительные меры косвенно стимулируют развитие технологий скрытого управления, в том числе и манипулятивные. При этом абсурдна сама практика публичного запрещения технологий скрытого управления, речь может только идти о запрете некоторых технологий массового воздействия, имеющих сублиминальную и психоделическую структуру воздействия. К тому же, чем больше запретов, тем более изощренными стано-
вятся сами технологии, которые проявляют, таким образом, свою гибкость. Запретительные меры косвенно стимулируют развитие технологий массовой манипуляции, поэтому необходимым становится поиск других алгоритмов снижения их влияния на студенческую молодежь. Сам феномен манипуляции, в том числе и массовой, является неотъемлемым элементом общественной жизни, полная элиминация которого из ткани социального, помимо того что невозможна, привела бы к обеднению общественных отношений.
Вплетенность технологий массовой манипуляции в социальные институты и магистральные практики, постоянно встречающиеся на жизненном пути студенческой молодежи, важнейшим элементом деконструкции этого феномена заставляют признать психолого-информационную и когнитивную защиту, повышая тем самым значимость психологических и информационно-аналитических структур современности.
Исходя из этого, мы считаем, что умение деконструировать репрессивные проявления массового манипулирования выступает важным элементом гражданской субъектности молодежи. Далеко не все представители студенческой молодежи ощущают на себе воздействие технологий массовой манипуляции, что делает саму постановку проблемы о противодействии им неоднозначной. Более того, ни одна политическая сила в современном российском обществе не заинтересована в полном устранении технологий массовой манипуляции из коммуникативного поля современной социальности. Поэтому мы считаем, что проблема противодействия технологиям массовой манипуляцией - это вопрос экзистенциального выбора, стремления к свободе каждого представителя студенческой молодежи.
Трагичные события первой половины ХХ в. (мировые войны, тоталитарные режимы, фобии общественного сознания и др.) заставили человека осознать хрупкость, шаткость онтологических скреп бытия, фал-либельность европейской веры в Прогресс и Просвещение. Среди основных экзистенциальных дилемм современности чаще всего называются кризис гражданства, коммерциализация человеческих уз и взаимодействий, экологические проблемы, распространение консьюмеризма, разложение человеческой солидарности. В то же время формы инфор-
70
Д. Г. Михайличенко, Д. М. Абдрахманов, П. М. Яковлева, Н. Н. Киреева
мационно-психологической репрессивности современного общества ставят человека перед ужасающей, если додумать ее до конца, экзистенциальной ситуацией: не только социальная реальность, общественные ценности, но и сам современный человек, его мысли, убеждения и предпочтения во многом представляют собой результат конструирования этих технологий. Студенческая молодежь, как и другие представители общества, в ходе своей социальной жизни «привыкает» к различным проявлениям технологий массовой манипуляции и проявляет склонность не замечать их воздействие.
Когда информационные потоки принимают активное участие в генерировании власти и материальных ценностей, очень трудно таким институтам, как университеты, школы, телевидение, радио, Интернет, печать, музеи и библиотеки, а также интеллектуалам, стоящим во главе них, отказаться от своей властной составляющей, деидеологизироваться, находиться вне поля воздействий технологий массовой манипуляции. Современные субъекты властных отношений рассматривают эти институты, финансируют их, исходя из соображений полезности в конструировании властных конфигураций, которые отвечают их специфическим интересам. Тогда как а ргюй предполагается, что основной принцип функционирования всех вышеперечисленных институтов заключается в беспристрастном, объективном распространении информации и знаний. Молодой человек, таким образом, теряет гносеологические ориентиры для осуществления свободной деятельности, стремления к свободе. Иными словами, общество не дает ясных представлений о том, какая свобода ему необходима. Более того, общество, в лице коммерциализированных и пронизанных конъюнктурой властных отношений институтов, затрудняет саму возможность понимания свободы. Поэтому современному человеку остается надеяться на самого себя, свои навыки, интеллектуальные и волевые потенции, без которых, учитывая характер репрессивного воздействия технологий массовой манипуляции, субъективация невозможна.
Слишком значительный вес в обществе имеют структуры, которые выбирают определенный, специфический способ подачи информации, искажая и приукрашивая ее. В таком виде информация склоняет людей в
пользу определенной позиции, что с новых оснований позволяет ставить вопрос о человеческой свободе. Определенные группы участников политики или борющихся за материальные блага активно используют технологии массовой манипуляции во властных отношениях, придавая циркулирующей информации нужную эмоционально-экспрессивную и когнитивную направленность. К тому же различные специалисты по технологиям массовой манипуляции всеми силами стремятся создавать и поддерживать иллюзию свободы действия современного человека.
Проблема репрессивного воздействия технологий массовой манипуляции делает необходимым рассмотрение вопроса о том, что же студенческая молодежь может противопоставить им в процессе развития своей политической культуры и активизации форм гражданского участия. От способности деконструи-ровать негативные последствия технологий массовой манипуляции, от умения противостоять им, а также от креативного потенциала студенческой молодежи зависит, сможет ли она стать сознательным и автономным созидателем собственной жизни будущей России.
В условиях повседневности студенты зачастую склонны не замечать или даже не придавать значения репрессивному воздействию технологий массовой манипуляции, однако в средне- и долгосрочной перспективе этот фактор недооценивать нельзя. Технологии массовой манипуляции уже давно не являются каким-то особенным феноменом общественной жизни современного информационного общества. Скорее - это тот элемент, который формирует ландшафт инфраструктуры этого типа социальности. Именно поэтому мы считаем, что от умения выстроить свое отношение к технологиям массовой манипуляции во многом зависит успех социальной субъектности студенческой молодежи.
Возможности противодействия воздействию технологий массовой манипуляции в значительной степени зависят от интеллекта, креативности, воображения и внимательности студенческой молодежи. Представляется, что в ближайшем будущем социальная дифференциация общества будет в большей степени зависеть от восприятия информации человеком: общество будет делиться на тех, кто предпочитает получать уже готовые образцы и определения мира, не будучи способными критически воспринимать получаемую
информацию, и тех, кто способен отбирать, «фильтровать» получаемые данные. Иными словами, информационные потоки, в том числе содержащие и различные проявления массовой манипуляции, все более активно становятся фактором структурации социальности.
Для успешной нейтрализации студенческой молодежи воздействию технологий массовой манипуляции необходим досуг, свободное время. К сожалению, досуг - дистанция по отношению к материальной необходимости и повседневной спешке, которую далеко не каждый может себе позволить.
Студенческой молодежи следует совершенствоваться и культивировать свою рациональность. Именно рациональность, оттесняемая нередко до положения маргинального в обществе, является орудием резистентности.
Деконструкция проявлений массового манипулирования не есть важнейшая цель социального бытия современного человека, но является необходимым условием субъектива-ции и духовного развития в XXI в.
Проведенные нами исследования специфики воздействия технологий массовой манипуляции на социальное бытие студенческой молодежи свидетельствует, что они остро нуждаются в рациональных формах коммуникации, предполагающих в максимально возможной степени свободные от приемов манипулятивного воздействия условия с целью нахождения истины. Эта форма общения предполагает в качестве цели не столько убедить оппонента или подловить уловкой, но найти истину. Самой главной проблемой в этой связи может считаться не защита собственного мнения, но реальное положение дел.
Для того чтобы противодействие технологий массовой манипуляции способствовало субъективации студенческой молодежи, она должна, как отмечалось, основываться на свободном выборе представителей этой
группы, однако для успешности этого процесса необходима также институциональная инфраструктура, состоящая из потоков свободной, неангажированной и нередуцированной информации, принципов интеллектуальной конкуренции и состязательности при принятии важнейших решений в обществе. Также неотъемлемым элементом такой инфраструктуры должно стать увеличение информированности студенческой молодежи относительно репрессивных технологий формирующегося в России информационного общества. Однако пока, к сожалению, далеко не всегда можно говорить о наличии такой инфраструктуры и именно поэтому проблема деконструкции репрессивного воздействия технологий массовой манипуляции на студенческую молодежь остается вопросом экзистенциального выбора каждого его представителя. Студенческая молодежь в основной своей массе не обладает экзистенциальными компетенциями, а институциональные основания для деконструкции манипулятивных смыслов в обществе развиты не достаточно. Это, в свою очередь, делает студенческую молодежь современной России уязвимой для массового манипулирования. Авторитарные практики государственной власти (административный ресурс в политическом процессе, патерналистская государственность, контроль над гражданским обществом) делает массовое манипулирование закрепляющим, а не основным ресурсом субъектов властных отношений.
Примечание
1 Михайличенко, Д. Г. Основные факторы политической субъективации молодежи Республики Башкортостан в электоральный период / Д. Г. Михайличенко, А. А. Фазлыев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 13 (304). Философия. Социология. Культурология. С. 106-110.