Научная статья на тему 'Специфика воздействия капилляров репрессивности современного общества на человека'

Специфика воздействия капилляров репрессивности современного общества на человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КАПИЛЛЯРЫ РЕПРЕССИВНОСТИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ТЕХНОЛОГИИ МАССОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ ПСИХИКОЙ / РЕЗИСТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михайличенко Дмитрий Георгиевич

В статье рассматривается специфика воздействия капилляров репрессивности современного общества на человека. Автор доказывает, что анализ угроз для полноценного развития современного человека со стороны различных общественных структур позволяет поставить вопрос о специфике развития современного общества и социального бытия человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика воздействия капилляров репрессивности современного общества на человека»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 42 (180).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 15. С. 57-59.

Д. Г. Михайличенко

специфика воздействия капилляров репрессивности современного общества на человека

В статье рассматривается специфика воздействия капилляров репрессивности современного общества на человека. Автор доказывает, что анализ угроз для полноценного развития современного человека со стороны различных общественных структур позволяет поставить вопрос о специфике развития современного общества и социального бытия человека.

Ключевые слова: властные отношения, капилляры репрессивности, современное общество, современный человек, технологии массовой манипуляции психикой, резистентность.

В любом обществе существуют устойчивые практики, стремящиеся к нивелированию индивидуальности и субъектности человека, а также ограничению его свободы. Именно эти практики образует репрессивность (от лат. «repressю» - подавляю, обуздываю) общества. Репрессивность, имея своим источником властные отношения, реализуется посредством таких практик, как агрессия, дискриминация, донос, колдовство, надзор, насилие, манипуляция, суггестия, принуждение, унижение, угроза, фальсификация, шантаж, эксплуатация и др.

Понятие «капилляры репрессивности», предполагая фуколдианские коннотации и фиксируя широкий спектр технологий, практик, симулякров и мифологем, обозначает также функциональную специфику самого феномена репрессивности. В случаях, когда репрессивное воздействие исходит из специфического способа преломления в социальной среде индивидуальных особенностей развития человека, капилляром репрессивности можно считать целенаправленную, продолжительную по времени действия, деятельность конкретного человека (У. бен-Ладен, А. Гитлер, И. В. Сталин, Дж. Буш-мл. и др.). Хотя современное общество предлагает новые возможности для развития современного человека, оно же создало новые - невообразимые в прошлом - угрозы самой человеческой субъективности. Они и составляют специфику репрессивного воздействия современного общества на человека. Именно это обстоятельство и делает необходимым обращение к феномену репрессивности современного общества.

Феномен, производным от которого является репрессивность, в нашем отечестве часто ассоциируются со сталинскими репрессиями,

в социальной философии обрел права гражданства, прежде всего, благодаря работам Г. Маркузе и Х. Арендт. Мы вкладываем в семантику «репрессивности» смысл более широкий, нежели понятие наказания или кары. В нашей интерпретации репрессивность обозначает весь набор потенциальных и реальных технологий и процедур, а также социальных и техногенных условий, которые угрожают развитию человека, его индивидуальности, субъектности и свободы. Репрессивность в социальном контексте всегда потенциальна, тогда как насилие - это определенный, фиксируемый акт, предполагающий физическое воздействие субъекта насилия на его объект. Репрессивность включает в себя конкретные технологии обуздания и подавления участников социального процесса, а также угрозы и последствия репрессивного воздействия этих технологий на социальный процесс и его участников.

Изложенное выше понимание репрессивности позволяет контурно очертить капилляры репрессивности в современных условиях.

1. Неблагоприятная экологическая ситуация.

Сегодня даже обыденному сознанию ясно, что научно-технический прогресс, безграничное увеличение производства, рост техносферы имеют обратным следствием ухудшение экологической ситуации. Такая ситуация может привести к катастрофическим последствиям, репрессивное воздействие которых может иметь необратимые последствия. Вряд ли будет возможным удивить наших потомков текущими технологическими достижениями, а также их побочными следами, зафиксированными на ландшафте в виде фабрик, заводов, ГЭС. Скорее, ценность для них будут представлять уменьшающиеся, как ша-

греневая кожа, оазисы сохраненной в первозданном виде природы, многообразие видов флоры и фауны.

2. Репрессивность физического насилия.

Несмотря на разговоры о гуманизме и неотъемлемых правах человека, в современном обществе сохраняются практики физического насилия на уровне магистральных институтов, обнаруживающиеся как в открытых военных конфронтациях, так и в деятельности террористических организаций. Наличие последних ведет к увеличению удельного веса «силовых» структур, которые, прикрываясь принципами «безопасности», также генерируют репрессивность. Как отмечают М. Хардт и А. Негри, концепция безопасности ведет к устранению различий между внешней и внутренней сферами, между армией и полицией. Если «оборона» предполагает наличие защитного барьера против внешних угроз, то «безопасность» оправдывает постоянную военную активность - как на собственной территории, так и за рубежом1. Обеспечение безопасности становится делом таких структур власти, публичная эффективность работы которых практически не поддается общественному, гражданскому контролю.

3. Модернизация репрессивных механизмов.

Репрессивность общества модерн, концептуализированная «паноптиконом» М. Фуко2 и аннигилировавшая принцип прав человека (Беломорканал, Освенцим, фордизм, Холокост), в наши дни «разбавляется» информационно-психологической репрессивностью, во все большей степени использующей не физическое, а символическое насилие.

4. Превращение индивида в симулякра.

Репрессивность современного общества

также выражается в симулякративном использовании идеи человека как личности, которая является глубоко укорененной в современных социальных институтах и практиках. Правовая система считает человека субъектом прав и ответственности. Апористичность ситуации в том, что современные политические отношения, социальные отношения в цикле производство-потребление нередко алгоритмом своего действия предполагают не ин-дивида, как не-делимого и автономного, а дивида (Ж. Лакан), то есть «желеобразного» человека, психику которого можно посредством различных технологий массовой мани-

пуляции психикой вскрыть и запрограммировать по собственному усмотрению.

Размышления мыслителей эпохи модерн, за редкими исключениями (З. Фрейд, Ф. Ницше), не предполагали не-рационального человека, который бы не был наделен свободой выбора, заботясь о собственной идентичности, благосостоянии и удовлетворении. Современные реалии таковы, что человек на протяжении своей жизни может существовать без всякой идентичности. Он раздирается на части различными - нередко конфликтными - желаниями, влечениями и стремлениями. Это делает возможным вести параллельные жизни, формировать различные конфигурации своей экзистенции, играть множество социальных ролей, конфликтующих друг с другом.

5. Амбивалентная природа репрессивности.

Современная репрессивность, являясь разновидностью властных отношений, не только подавляет человека, но и трансформирует его, поощряя, побуждая, стимулируя и заставляя действовать. Репрессивность современного общества, не предполагая полной аннигиляции индивидуальности, субъективности и даже определенной субъектности современного человека, оказывается тем самым неотделима от конструктивного подхода. Ход развития современного общества свидетельствует, что угрозы появления технотронного общества, в котором люди будут полностью лишены индивидуальности (Е. Замятин, А. Кестлер, Л. Мэмфорд, Д. Оруэлл, О. Хаксли и др.) далеки от реализации.

Специфика воздействия капилляров репрессивности современного общества на человека актуализирует специфические формы резистентности им. Такие капилляры репрессивности, как технологии массовой манипуляции психикой, симулякративное использование прав человека, нельзя устранить по аналогии со структурообразующими формами репрессивности индустриальных обществ (тоталитарный режим, концентрационные лагеря). Репрессивность, как и резистентность, выступая разновидностью властных отношений, энергийных по своей природе, не может быть в одночасье отменена, но трансформируется, перетекая в другие формы, сохраняя свою капиллярность. Полное устранение диалектического взаимоотношения резистентности и репрессивности в современном обществе равнозначно прекращению социальных связей вообще.

Специфика воздействия капилляров репрессивности

59

Некоторые капилляры репрессивности, генеалогически восходящие к более ранним типам социальности (использование прямого насилия, фордистская дисциплинарность фабрик и ресторанов фастфуд и др.), активно функционируют и в современном обществе.

В целом, контурно очерченная специфика воздействия капилляров репрессивности современного общества на человека свидетельствуют о дисперсности, многоаспектности и разновекторности самого феномена репрессивности. Это, в свою очередь, позволяет признать значимость вопроса об особенностях бытия современного человека и общества, ак-

туальность которого была несколько дискредитирована экстравагантными, эндисткими заявлениями постмодернистов.

Примечания

1 Хардт, М. Множество : война и демократия в эпоху империи / М. Хардт, А. Негри. М. : Культур. революция, 2006. С. 36.

2 Михайличенко, Д. Г. Противостоять и само-стоять : индивидуальность современного человека в контексте репрессивности общества неомодерн. Уфа : БашГУ, 2009. С. 135-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.