Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17 (346). Философия. Социология. Культурология. Вып. 33. С. 104-108.
Д. Г. Михайличенко, Д. М. Абдрахманов, Н. Н. Киреева
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО БАШКОРТОСТАНА
Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 13-13-02016 «Динамика порогового значения технологий массовой манипуляции в конструировании протестного потенциала молодежи Республики Башкортостан».
Студенческая молодежь Республики Башкортостан не принимает полноценного участия в общественно-политической жизни. На основе эмпирических данных социологических исследований выявляются возможности и ограничители гражданской активности студенческой молодежи Башкортостана.
Ключевые слова: студенческая молодежь; гражданское общество; гражданская активность; общественные организации; экология; национальная политика.
Специфика студенческой молодежи как социально-демографической группы оказывает значительное влияние на особенности ее политической и гражданской социализации, среди которых необходимо выделить следующие:
- в современное высшее профессиональное образование, в отличие от системы высшего профессионального образования советского периода, не входят политические и идеологические составляющие1;
- определенная отстраненность студенческой молодежи от реалий современной политики;
- низкий интерес студенческой молодежи к компоненту досуга, включающий в себя различные формы гражданского участия;
- подверженность процессу «инвентаризации» нравственных ценностей;
- невысокая степень охвата существующими социально-политическими организациями студенческой молодежи;
- отсутствие политических партий, отчетливо выражающих интересы молодежи;
- неотличимость или слабая выраженность в восприятии студенческой молодежи различий основных политических партий страны.
В Республике Башкортостан как субъекте Российской Федерации идет процесс построения гражданского общества. Население Республики Башкортостан сбалансировано в плане возрастного состава, «молодежного бугра», и предпосылок к его возникновению в ближайшие пять лет не наблюдается. По состоянию на 1 января 2013 г. численность населения Республики Башкортостан составляла
4 060 957 человек2. К группе молодежи (от 16 до 34 лет включительно) отнесено 1 169 663 человека2 (28,8 %). Соотношение городской и сельской молодежи неодинаково: молодых горожан почти вдвое больше, чем селян (61,1 и 38,9 % соответственно)2. К сегменту учащейся молодежи отнесено 253 042 человека (14,4 %). По состоянию на 1 января 2013 г. в Республике Башкортостан обучалось 153 012 студентов различных вузов, что составляло 8,7 % от общей численности молодежи региона Российской Федерации.
Приводимые в статье данные социологического опроса получены в ходе пятого и шестого этапов (март - май 2014 г.) двухлетнего мониторинга в рамках проекта «Динамика порогового значения технологий массовой манипуляции в конструировании протестно-го потенциала молодежи Республики Башкортостан». Всего было опрошено 410 и 346 студентов соответственно, представляющих
5 вузов Башкортостана в возрасте от 17 до 25 лет. Мы исходили из гипотезы, согласно которой от позиции студенческой молодежи Республики Башкортостан по изучаемым вопросам зависят степень и характер ее участия в процессах построения гражданского общества региона.
Путем экспертного опроса ведущих политиков и управленцев Республики Башкортостан, а также мониторинга региональных и федеральных СМИ, нами были определены наиболее актуальные за последний год проблемы развития гражданского общества в республике. Среди них:
- формирование эффективных структур гражданского общества;
- формирование транспарентных каналов мобилизации политических и управленческих элит;
- гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений;
- возможное переименование должности главы региона;
- участие представителей гражданского общества в решении экологических проблем Республики Башкортостан;
- уровень протестной активности.
Проблемы гражданского участия студенческой молодежи натыкаются на ряд структурообразующих для стратегии гражданского действия факторов, важнейшее место среди которых занимает низкая осведомленность и отсутствие навыков анализа ключевых вопросов общественно-политической жизни Республики Башкортостан, а также явно недостаточная компетентность в вопросах построения гражданского общества. Так, ответ «не знаю / затрудняюсь ответить» был одним из самых популярных в значительном сегменте вопросов мониторинга. Среди них:
- наличие в Башкортостане эффективно работающих структур гражданского общества (24,1 %);
- возможность стать активистом какой-либо политической партии (19,7 %);
- готовность участвовать в митингах и акциях протеста (26,6 %);
- оценки способности оппозиции улучшить жизнь в стране (33,5 %);
- желание работать на государственной или муниципальной службе (23,4 %);
- оценки эффективности национальной политики (41 %) и конфессиональной политики (27,2 %);
- оценки эффективности Президента Башкортостана Р. З. Хамитова (23,1 %) и бывшего Президента Башкортостана М. Г. Рахимова (24,9 %).
Итак, среди студенческой молодежи Башкортостана значителен сегмент испытывающих неопределенность и неинформированность относительно социально-политического положения в республике, в том числе и в вопросах построения гражданского общества. Это, в свою очередь, делает молодежь удобной средой для манипулятивного воздействия со стороны различных субъектов социального и политического действия.
В связи с этим следует отметить подверженность студенческой молодежи различным формирующим воздействиям, причем не обязательно манипулятивного характера. 38,4 % респондентов с разной степенью уверенности отметили, что после того, как они стали участниками настоящего мониторинга, у них изменилось отношение к политике (стали больше интересоваться республиканской политикой; стали активно участвовать в общественно-политической жизни Башкортостана; появился какой-то интерес к региональной политике; переосмыслили некоторые из своих политических взглядов и убеждений).
Лишь 9 % опрошенных студентов считают, что в Башкортостане существуют и реально действуют структуры гражданского общества, способные влиять на политику государства. Еще 21,5 % опрошенных считают, что такие организации есть, но их немного. Обратного мнения придерживаются 21,2 % опрошенных, которые полагают, что таких организаций нет и в ближайшее время их существование не предвидится.
Относительно выстраивания своей стратегии гражданского действия у студенческой молодежи нет четких ориентиров. 42,6 % опрошенных заявили, что они как граждане Российской Федерации будут отстаивать свои политические интересы через выборы. Участвовать в акциях протеста и митингах намереваются 6,7 %, а проявлять активную жизненную позицию в Интернете и СМИ намереваются 10,1 %. Определенный сегмент считает эффективным написание жалоб в соответствующие органы (6,7 %). При этом значительный сегмент респондентов (22 %) никогда не задумывался над стратегией своего действия. А еще 9,6 % опрошенных демонстрируют свою аполитичность тем, что их убеждения никак не противоречат курсу развития государства.
Студенческая молодежь в целом индифферентно относится к способности граждан активно влиять на политику государства и большую заинтересованность выражает в возможности самореализации на государственной и муниципальной службе. Впрочем, большинство опрошенных представителей студенческой молодежи убеждены в непрозрачности механизмов формирования корпуса государственных и муниципальных служащих в Республике Башкортостан. Так, 54,2 % опрошенных полагают, что попасть на
государственную и муниципальную службу в Башкортостане можно через знакомых, коррупционные схемы, а также по национальному признаку. В открытость социальных лифтов («принцип равного доступа к должностям и преференциям») верят 27,1 % опрошенных. Более того, 16,2 % опрошенных заявили о несовершенстве механизмов формирования корпуса государственных и муниципальных служащих.
При этом ровно половина опрошенных студентов, вне зависимости от вуза и выбранной специальности, хотела бы работать на государственной и/или муниципальной службе, а еще 23,4 % не определились с ответом на этот вопрос.
В то же время 19,5 % опрошенных респондентов проявляют интерес к Школе российской политики в Республике Башкортостан, обучение в которой дает некоторые возможности трудоустройства на государственной и муниципальной службе. Помимо этого, в Республике Башкортостан действует Школа блоггеров, занимающаяся повышением информационной культуры молодого поколения Башкортостана, которая также вызывает определенный интерес у студенческой молодежи: 13,7 % знают о ее функционировании, а 1 % намерен принять участие в ее работе.
Таким образом, значительная часть представителей студенческой молодежи готова проявлять активность, прежде всего, в выстраивании траектории своей индивидуальной карьеры. Государственная и муниципальная служба - это наиболее популярный способ общественно-политической реализации гражданской активности молодого поколения Башкортостана.
Для сравнения, возможность стать активистом какой-либо партии или общественной организации допускают 34,1 %, а не допускают - 36,4 %. При этом еще 7,5 % отметили, что готовы стать активистами какой-либо организации только на национальной основе. Для полиэтничного социума Республики Башкортостан это весьма характерная ситуация.
Национальный фактор в Башкортостане, особенно среди сельского населения, по-прежнему является важнейшим социальным регулятором. Особенно этому поспособствовала деятельность первого Президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова, который сделал этнический и кланово-родственный
факторы ключевым каналом мобилизации элит, что поспособствовало активному замещению советской идентичности региональной и даже этнократической идентификацией титульного этноса республики.
При новом Президенте Башкортостана Р. З. Хамитове основным фактором выдвижения элит является не национальный, а профессиональный фактор. Неслучайно после своего назначения Р. З. Хамитов практически сразу заменил название «Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан» на «Министерство культуры Республики Башкортостан», подчеркнув тем самым нежелательность политизации этнического фактора в субъекте Российской Федерации.
Оценки студенческой молодежи национальной политики Р. З. Хамитова и М. Г. Рахимова разнятся: 19,7 % больше одобряют политику Р. З. Хамитова, а почти столько же (19,1 %) поддерживают политику предыдущего главы региона. При этом еще 19,7 % опрошенных респондентов считают национальную политику обоих руководителей неэффективной.
Большинство студенческой молодежи оценивают межнациональные отношения скорее не как дружественные (17,9 %), а как ситуативные («отношения где-то дружеские, где-то напряженные» - 69,4 %). Напряженными эти отношения считают 6,9 % респондентов.
Молодежная среда демонстрирует гораздо большую восприимчивость в вопросах межнациональных отношений, что объясняется ее особым положением как социально-демографической группы с неустойчивой системой ценностных ориентаций и социальных диспозиций.
Важно отметить, что проблемы в межнациональных отношениях студенческой молодежи связываются, прежде всего, не со взаимоотношениями традиционных этносов республики (башкиры, русские, татары и др.), а со взаимоотношениями с выходцами из Центральной Азии и Кавказа.
Как показывают другие опросы общественного мнения, нелегальная трудовая миграция из республик Центральной Азии (узбеки, таджики, киргизы и др.) беспокоит подавляющее большинство населения. Согласно данным РОМИР (май 2013 г.), около 65 % населения полагают, что увеличение потоков мигрантов ведет к ухудшению криминальной
ситуации. 43 % респондентов по России - за полное выселение всех мигрантов и их детей. Характерно, что в Москве аналогичный ответ выбрали 53 % респондентов3. Еще хуже отношение к кавказцам, которые, хоть и обладают правами гражданства в стране, воспринимаются также как мигранты, и даже еще хуже, как чужие.
Только 43,1 % опрошенных нами представителей студенческой молодежи Республики Башкортостан считают, что мигранты и выходцы с Кавказа имеют право проживать в республике, однако они обязательно должны уважать местные традиции и законы. Характерно, что в этом вопросе неопределившихся, выбравших ответ «не знаю», всего 1,1 %.
Такое положение дел объясняется нежеланием представителей этих этносов интегрироваться в российское общество. Большинство их представителей не принимают социокультурные нормы, обычаи и традиций принимающей страны. Согласно данным Российского совета по международным делам (РСМД), только 34 % нелегальных гастарбайтеров рассматривают Россию как страну для постоянного проживания. Остальные же ориентированы на краткосрочные заработки. Несовершенство миграционной политики России очевидно, а у регионов пока нет практически никаких рычагов влияния на ситуацию.
Большинство представителей студенческой молодежи считают, что главой республики не обязательно должен быть этнический башкир (53,7 %). Тем самым, большинство представителей студенческой молодежи не считает определяющим введенный еще в советский период неформальный принцип назначения на должность главы республики представителя титульного этноса. При этом 20,4 % респондентов считают, что Президентом Башкортостана должен быть именно башкир (среди них 2,3 % заявивших, что «Москва не пойдет на осложнения с башкирами»).
При этом в вопросе о возможном переименовании должности руководителя республики, обусловленного необходимостью приведения этого параметра в соответствии с Конституцией Российской Федерации, большинство студентов, вне зависимости от этнических факторов структурации, выразилось гораздо определенней. Подавляющее большинство опрошенных считает, что руководитель республики должен и впредь носить
название «Президент» (81,5 %), а не глава/ башлыгы (15 %). При этом 47,4 % опрошенных заявили, что необходимо сохранить должность Президента, так как это подчеркивает более высокое положение республики как субъекта Российской Федерации. Индифферентное отношение к ситуации выразили лишь 10,4 % респондентов.
Помимо этнических факторов построения гражданского общества, живой отклик у студенческой молодежи вызывают факторы экологической безопасности. 46,7 % опрошенных выступают против строительства на территории уфимского района Республики Башкортостан завода «Kronospan», специализирующегося на производстве древесины, деятельность которого может привести, по некоторым данным, к повышенному содержанию уровня загрязняющих веществ в атмосфере и водных ресурсах региона.
В настоящее время фактор «Kronospan» активно политизируется рядом оппозиционных нынешнему Президенту Республики Башкортостан сил. Необходимо заметить, что политизация экологического фактора в республике имеет богатую историю. Экологическое движение Республики Башкортостан, учитывая неблагоприятную в регионе ситуацию в сфере охраны природы, в период с 1980-х до начала 1990-х гг. выступало важным субъектом политико-трансформационного процесса и способствовало решению ряда важных социально-политических проблем. Это, в свою очередь, позволило консолидировать и поднять на новую ступень структуры гражданского общества и активизировать общественно-политическую значимость интересов широких слоев населения, отстаивавших конституционное право на благоприятную окружающую среду. В политическом плане экологические движения выступили мощным ресурсом власти республиканских политических элит в отстаивании прав за большее делегирование полномочий от союзного руководства, а затем и федеративного центра постсоветской России4.
Невысокая осведомленность студенческой молодежи формирует перед политической оппозицией ряд вызовов и ограничителей. Для мобилизации студенческой молодежи хорошо подходят флэшмобы и перформан-сы. 9,2 % опрошенных студентов заявили, что хотели бы поучаствовать в интересных флэшмобах и перформансах вне зависимости
от их политического содержания. Этот сегмент студенческой молодежи готов воспринимать скорее форму, чем содержание такого технологически сконструированного фактора политической жизни, как флэшмобы и перфомансы. А вот готовность участвовать в акциях протеста, митингах высказали 16,2 % опрошенных, при этом 84,3 % респондентов не знают никого из оппозиционных деятелей, остальные же называют ряд лиц, далеко не всегда принадлежащих к оппозиции.
Итак, студенческая молодежь в Республике Башкортостан в значительной степени дифференцирована по экономическим, этническим и экзистенциальными параметрами жизни, что во многом определяет ее отношение к процессам построения гражданского общества в Башкортостане.
Несформированность и некоторая аморфность гражданских позиций значительного сегмента студенческой молодежи позволяют альтернативным силам социально-политического поля привлекать ее представителей на свою сторону, в том числе и посредством массового манипулирования. Этнический и экологический параметры политизации происходящих в республике процессов сохраняют свое приоритетное значение для гражданской активности студенческой молодежи Башкортостана.
В этих условиях субъектам манипуля-тивных стратегий вряд ли целесообразно использовать тактику тотального зомбирования студенческой молодежи, хотя эта социально-демографическая группа и является удобной мишенью для массового манипулирования. Значительный сегмент студенческой молодежи при наличии ресурсов может быть относительно легко мобилизован практически любым субъектом социально-политических сил.
В целом же студенческая молодежь не испытывает актуальной потребности изменения общественного устройства и курса развития всей Российской Федерации и Республи-
ки Башкортостан в частности. Однако если большинство студенческой молодежи можно назвать сторонником федеральной власти, одобряющей деятельность нынешнего Президента страны В. В. Путина, то по отношению к региональным властям студенческая молодежь занимает более отстраненную, не столь артикулируемую позицию, что объясняется, прежде всего, низким интересом к реалиям текущей региональной политики.
Повышение значимости влияния студенческой молодежи на процессы развития гражданского общества в Башкортостане связывается, прежде всего, с повышением интереса к социально-политической жизни республики, однако в формате инерционного сценария этого достичь в ближайшее время, скорее всего, не получится, что, в свою очередь, ставит вопрос о коррективах в молодежной политике республики.
Примечания
1 См.: Кондратьева, Т. В. Влияние СМИ на политическую социализацию молодежи: современные тенденции // Точки над Ё. 2012. № 3. С. 75.
2 См.: Официальная статистика территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: http:// bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ bashstat/ru/statistics/population (дата обращения: 27.07.2013).
3 См.: Российская политика и мигранты : опрос исследоват. холдинга РОМИР. Май 2013 г. [Электронный ресурс]. URL : http:// voprosik.net/rossijskaya-politika-i-migranty/ (дата обращения: 23.11.2013).
4 См.: Шилимова, Р. Р. Экологические движения как институт гражданского общества в регионах современной России (на примере Республики Башкортостан) : дис. ... канд. полит. наук. Уфа, 2012. С. 4.