Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОБЛИК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОБЛИК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБЛИК / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВЛИЯНИЕ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саторов Далерджон Курбонович, Шерматов Дусназар Саидович, Кодиров Бахтиёр Розикович

В статье рассматривается, что личность формируется в рамках информатизации общества, с использованием современных информационных, коммуникационных технологий. В связи с чем процесс информатизации общества получил название инфосоциализация общества. Информатизация общества, развитие информационных, коммуникационных технологий оказывает определенное влияние на формирование личности педагога высшей медицинской школы. Влияние может быть объемным, глобальным, характеризующим значительные изменения в формировании личности (компьютерная зависимость и т.п.), и изменения, относящиеся к ограниченным психическим составляющим личности (применение компьютера в жизнедеятельности). В работе исследовано, какими качествами или компетенциями должен обладать современный преподаватель высшей медицинской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саторов Далерджон Курбонович, Шерматов Дусназар Саидович, Кодиров Бахтиёр Розикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCIES ON TEACHER APPEARANCE OF A HIGHER MEDICAL SCHOOL

In the article considered that the personality is formed in the framework of the informatization of society, using modern information and communication technologies. In this connection, the process of informatization of a society is called infosocialization of a society. Informatization of society, the development of information and communication technologies has a definite influence on the formation of the personality of a teacher of a higher medical school. The influence can be extensional, global, characterizing significant changes in the formation of personality (computer addiction, etc.), and changes relating to the limited mental components of the personality (use of the computer in the life). In the work is shedied what qualities or competencies a modern teacher of a higher medical school should possess.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОБЛИК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ»

WAYS OF PERSONAL CHARACTERISTICS DEVELOPMENT OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS WHEN STUDYING THE DETAILS OF NATURAL SCIENCES IN MATH

The study of natural science contributes to the deepening and development of mathematical knowledge acquired by young students, independent performance of extra-curricular andpractical tasks and solving examples and problems of natural science in the classroom beret. Then, as a result of the comprehensive teaching and development of younger students, an understanding of the simplest concepts of natural science, such as: information about solids, liquids, gases, weight and volume, information about natural phenomena such as thermal expansion, evaporation, steam heat transfer and so on. Of course, it is impossible to give complete information about these concepts and events in these classes, to explain their essence and connection, but in any case, to acquaint students with these events, especially by telling interesting stories, demonstrating simple interesting experiments in science etc. Thus, young schoolchildren are interested in the natural sciences as a science, and they are, to a certain extent, prepared for the study of natural sciences [5].

Analysis of curricula and textbooks in natural sciences, mathematics, technology (labor education), etc. He showed that when studying these subjects, young students get acquainted with the natural sciences, demonstrating interesting experience, telling stories and interesting legends. can beformed....

The teacher, as a person caring for young children in primary school, strives to ensure that his students are worthy of the time both in terms of knowledge and in terms of behavior. She effectively uses new forms and methods of teaching to improve the knowledge of her students. The principle of high sensitivity to the game is one of the principles of activating younger students in the classroom. The strong sense of play is often used in the extracurricular activities of primary and secondary school children. The game is closely related to the labor, educational, artistic, and aesthetic and sports activities of young children. The teacher should make sure that the extracurricular activities of younger students are always fun and interesting.

Experience shows that the systematic organization of play in and outside the classroom develops a sense of teamwork in students and encourages them to provide clear, concise and loud answers to questions. Linking learning with the acquisition of knowledge and the development of students' ideas, increasing the theoretical level of knowledge and developing the skills of applying knowledge in practice, acquiring the necessary skills, basic principles in the primary grades of secondary schools, lyceums, gymnasiums. studying mathematics.

Key words: education, qualities, personality, process, lesson, mathe- matics, young schoolchildren, extracurricular activities, developing games.

Сведения об авторе:

Бегимов Хусен Худоярович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методика начального обра- зования Таджикский государственный педагогический университет имена СадриддинаАйни. г. Душанбе, Проспект Рудаки. Телефон: (+992) 985762634.

About the author:

Begimov Husen Hudoyarovich - candidate pedagogical sciences, assistantprofessor of methodology of primary education Tajik State Pedagogical University namedafter S. Aini, Tel. (+992) 985762634.

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА

ОБЛИК преподАвателя высшей медицинской школы

Сатаров Д.К., Шерматов Д. С., Кодиров Б. Р.

Таджикский государственный медицинский университет им. А.И. Сино

Высшее профессиональное образование в Республике Таджикистан на сегодняшний день основано на процессах глобализации, гуманизации и фундаментализации, которые ориентированы на формирование индивида как культурно-исторического субъекта, который способен продуктивно перерабатывать и претворять потенциал культуры в определенные социально и профессионально важные черты личности (компетенции). Это определяется новой ролью образования в современных условиях. Задачей образования является опережающее создание новых социальных условий в рамках эффективно формирующейся глобальной экономики, глобальной информационной среды, межкультурного диалога, интернационализации и стандартизации разных областей деятельности человека какой-либо страны. Изменения в сфере образования, которые возникают как во всем мире, так и в нашей республике, связаны с направлением образования, поставленными целями и задачами, содержанием, которое в последнее время нацелено на свободное формирование человека, его творческой активности, самостоятельности обучающихся, профессионализма и мобильности специалистов.

Современный преподаватель - отличный психолог. Он не равнодушен к студенту, всегда переживает с ним все его этапы удач и неудач. Когда надо, рука помощи преподавателя всегда поддержит студента.

Современный преподаватель - образец культуры и воспитания. Преподаватель - пример, с которого считывают студенты.

Чтобы эффективно работала система последипломной образовательной деятельности, необходимы изменения в реализации процесса обучения, системы переподготовки и повышения квалификации медработников. Главное в педагогическом образовании - это направленность на результат, перспективы развития. Образование должно способствовать получению новых знаний, умений и навыков педагогами высшей медицинской школы, позволяющих результативно использовать средства и приемы работы с информационными ресурсами, формированию и применению на практике информационных технологий, важных для формирования специалиста профессионала высшей медицинской школы.

Современный преподаватель высшей медицинской школы не должен ограничиваться одной технологией обучения. В его практике должен быть «калейдоскоп» форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания. Преподаватель высшей медицинской школы - не передатчик знаний, он организатор процесса получения и формирования нового знания. Современный преподаватель высшей медицинской школы открывает студентам двери исследования. Наставляет их на саморазвитие и самосовершенствование, вооружив средствами достижения своих целей.

Современный преподаватель высшей медицинской школы - это источник энергии, оптимизма, творчества. Он верит в свои силы и силы своих студентов.

Из изученных нами материалов исследований выявили, что проблемой познания образа преподавателя занимаются на протяжении многих десятилетий. Существует множество научных работ, посвященных исследованию различных сторон педагогической культуры: формирование методологической культуры педагога [1], развитие педагогической рефлексии [2], концепции педагога [3] и педагогического творчества [4-5] и др.

Какими качествами или компетенциями должен обладать современный преподаватель высшей медицинской школы? Какие качества должны быть «сохранны» для сообщества педагогов, в частности преподавателя высшей медицинской школы, не зависимо от времени, а какие должны меняться относительно требований «нового» времени?

В разных исследованиях и описаниях характеристик современного преподавателя высшей школы, используют различные сравнения и описания [6-8].

Преподаватель высшей медицинской школы — профессионал совместно с студентами проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливо невидимое творчество по подготовке к занятиям, и внеклассную работу по дисциплине, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве со студентами. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность преподавателя высшей медицинской школы, предполагающая развитие студента, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия со студентами.

Преподаватель высшей медицинской школы должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть «человеком с большой буквы». Надо оставлять негатив за порогом ВУЗа, а студентам нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе.

Педагогический авторитет преподавателя высшей медицинской школы во многом зависит от общей культуры его поведения (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.). Внешность преподавателя высшей медицинской школы и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание преподавателям авторитета. Лучшие преподаватели высшей медицинской школы на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет преподавателя высшей медицинской школы.

Профессиональная культура преподавателя высшей медицинской школы состоит из нескольких слагаемых:

- эмпатичность (умение понять студента, проявление уважения к нему);

- рефлексивность (умение сдерживаться, интересоваться мнением студентов, признавать свои ошибки);

- коммуникабельность (стремление к установлению доверительных отношений со студентами, проявление интереса к их проблемам);

- гибкость (проявление требовательности и строгости наряду с добрым отношением к студентам, владение разными способами организации занятий, признание за студентами права на ошибку);

- способность к сотрудничеству (умение вдохновить студентов на творческую деятельность, умение

выслушать и понять);

- эмоциональная привлекательность (внешний вид, манера поведения преподавателя, располагающяя к себе, вежливость);

- толерантность (терпеливость в работе со студентами);

Сегодня личность педагога является частью системы значимых социальных ролей, которые формируются в процессе взаимодействия, социализации общества. Сегодня личность формируется в рамках информатизации общества, с использованием современных информационных, коммуникационных технологий. В связи с чем процесс информатизации общества получил название инфосоциализации общества.

Информатизация общества, развитие информационных, коммуникационных технологий оказывает определенное влияние на формирование личности педагога высшей медицинской школы. Влияние может быть объемным, глобальным, характеризующим значительные изменения в формировании личности (компьютерная зависимость и т.п.), и изменения, относящиеся к ограниченным психическим составляющим личности (применение компьютера в жизнедеятельности).

Вывод. Условия формирования современного педагога высшей медицинской школы оказывают воздействие на развитие информационной компетентности, предполагающей использование информационных технологий: мотивация на применение технологий, ответственное отношение к своему поведению в виртуальной реальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загвязинский ВИ. Теория обучения. Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Сластенин ВА. Педагогика М.,2000.

3. Столяренко Л Д Педагогические технологии. - В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы// Столяренко Л Д.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г. - с.131—151.

4. Мошетова JIK. Последипломное медицинское образование на современном этапе / Ред: JIK. Мошетова и др. М: Изддом ««М-Вести», 2000.- 120 с.

5. Сатарова Д К Педагогические уловия развития инфрмационно-коммуникационных компетенций преподавателей высшей медицинской школы в системе последипломного образования // «Вестник» Таджикского национального университета - Душанбе, 2018. №4. - С. 24(6-249 (всоавторслве)

6. Файзализода Б.Ф. Современные педагогические технологии - основа формирования информационной компетенции студентов-медиков Таджикистана [Текст] / Файзализода Б.Ф., Абдулхаков МА., Файзиев РК. // V-я Международная научно-практическая конференция «Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация», Арзамас, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им НИ Лобачевского 17-18 мая 2019.С. - 302-305.

7. www.informio.ru/publications/Ld3565/SoviemennYi-porttet-uchi1elia

8. ptiuralkaucoz.ru/index/kakim dolzhen byt soviemennyi uchitel/0-135

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОБЛИК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ высшей медицинской школы

В статье рассматривается, что личность формируется в рамках информатизации общества, с использованием современных информационных, коммуникационных технологий. В связи с чем процесс информатизации общества получил название инфосоциализация общества.

Информатизация общества, развитие информационных, коммуникационных технологий оказывает определенное влияние на формирование личности педагога высшей медицинской школы. Влияние может быть объемным, глобальным, характеризующим значительные изменения в формировании личности (компьютерная зависимость и т.п.), и изменения, относящиеся к ограниченным психическим составляющим личности (применение компьютера в жизнедеятельности).

В работе исследовано, какими качествами или компетенциями должен обладать современный преподаватель высшей медицинской школы.

Ключевые слова: преподаватель, облик, информатизация, формирование, образование, профессиональная культура, влияние, компьютеризация, коммуникационная технология, зависимость.

INFLUENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCIES ON TEACHER APPEARANCE OF A HIGHER MEDICAL SCHOOL

In the article considered that the personality isformed in the framework of the informatization ofsociety, using modern information and communication technologies. In this connection, the process of informatization of a society is called infosocialization of a society.

Informatization of society, the development of information and communication technologies has a definite influence on the formation of the personality of a teacher of a higher medical school. The influence can be

extensional, global, characterizing significant changes in the formation ofpersonality (computer addiction, etc.), and changes relating to the limited mental components of the personality (use of the computer in the life).

In the work is shedied what qualities or competencies a modern teacher of a higher medical school should possess.

Keywords: teacher, appearance, informatization, formation, education, professional culture, influence, computerization, communication technology, addiction.

Сведения об авторах:

Сатаров Далерджон Курбонович - ГОУ «Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибни Сино», преподаватель кафедры медицинской и биологической физики с основами информационных технологий, Адрес: 734003, Республики Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки 139. E-mail: 54tj@mail.ru, s.d.q_1987.86@mail.ru, Телефон (+992) 903771616.

Шерматов Дусназар Саидович — ГОУ «Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибни Сино», зав.каф. медицинской и биологической физики с основами информационных технологий, д.ф.м.н, профессор. Адрес: 734003, Республики Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки 139. E-mail: erkin_sermatov@list.ru. Телефон (+992) 919044948.

Кодиров Бахтиёр Розикович - доктор педагогических наук профессор кафедры филиал ФГБОУ ВО «ВГТУ» в г Борисоглебске, Моб. Тел. (+792)90084798. E-mail: bakhtiyor_0663@mail.ru.

About the autors:

Satorov Dalerjon Kurbonovich - GOU "Tajik State Medical University named after Abuali ibni Sino, " teacher of the Department of Medical and Biological Physics with the basics of information technologies, Address: 734003, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue 139. E-mail: 54tj@mail.ru, s.d.q_1987.86@mail.ru, Phone (992) 903771616.

Shermatov Dusnazar Saidovich - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Head. Department of Medical and Biological Physics with the basics ofinformation technology of the Tadik State Medical University named after Abuali ibni Sino. Ph. (+992) 91. 904.49. 48. E-mail:erkin_sermatov@list.ru.

Kodirov Bakhtiyor Rozikovich - Professor of the Department of Doctor of Pedagogical Sciences, branch of FSBOU VSTUin Borisoglebsk, Tel. (+792) 90084798. E-mail: bakhtiyor_0663@mail.ru.

УДК.51(075) ББК.74.262 Б. 91

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Бурханов К Т., Шукруллоева М.А.

Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова

В настоящее время коллектив дошкольного образовательного уч- раждения работает над проблемой «Совершенствование педагогического процесса в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, мировоззренческом и социально-личностном становлении дошкольников». Одной из основных задач, решаемых педагогами, является развитие логического мышления дошкольников на занятиях по математике посредством использования дидактических игр с логико-математическим содержанием.

Формирование элементарных математических понятий (ФЭМП) у детей дошкольного возраста в современных условиях является важной частью интеллектуального и личностного развития. В соответствии с программой дошкольное образовательное учреждения является первой ступенью образования, поэтому на детский сад возможно важная функция подготовка детей к школе. Успешность дальнейшего обучения ребёнка зависит от того, насколько качественно и своевременно будет он подготовлен.

Основной математической подготовкой дошкольников является ни столько созданные условия для накопления и усвоения детьми опре- деленного круга фактических знаний, умений и навыков по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.