Выводы. Современные образовательные стандарты реализуют компетентностный подход к обучению иностранному языку в неязыковом вузе, как следствие, автономность и мобильность студентов получают приоритетную роль. Навыки самостоятельной работы, полученные на практике при освоении дисциплины «иностранный язык», совершенствуют такое качество личности студента, как самостоятельность, а также способствуют формированию навыков самодостаточного, активного, способного к самообучению и саморазвитию профессионала.
Эффективная самостоятельная работа, с одной стороны, является результатом учебных действий, организованных самим студентом, и характеризуется регулярностью и высокой мотивацией. С другой стороны, самостоятельное обучение невозможно без помощи и непрерывного контроля преподавателя, чьей задачей является помочь студенту овладеть стратегиями самообучения. В условиях недостаточного количества аудиторных часов значение самостоятельной работы существенно возрастает. Можно сделать заключение, что лишь научив студента учиться, преподаватель сумеет обеспечить успешное освоение им учебной программы.
Литература:
1. Бажалкина Н.С. Содержание и организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров по иностранному языку в неязыковых вузах // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2015. № 1. С. 21-29.
2. Горбатова Т.Н., Кудряшова А.В., Рыбушкина С.В. Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1141-1143.
3. Скнарина И.И., Беляева Н.А. Организция самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2 (80). Ч. 1. С. 208-211.
4. Белорукова М.В., Золотова М.В. К вопросу об изучении юридического английского языка в неязыковом вузе // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №60 (3). С. 47-50.
5. Ломохова С.А. Самостоятельная работа студентов в процессе работы над текстом по специальности внеязыковом вузе // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Общественные науки. 2010. №16 (20). С. 141-142.
6. Серобаба Н.Н. Организация самостояетельной работы студентов в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / Н.Н. Серобаба. - URL: https://infourok.ru/organizaciya_samostoyatelnoy_raboty_studentov_v_neyazykovom_vuze.-556777.htm (дата обращения 05.12.2018)
7. Соловова Н.В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации. Самара. 2006. 15 с.
Педагогика
УДК 377.8
кандидат философских наук, доцент Беляева Евгения Александровна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Винникова Марина Николаевна Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Чумарова Любовь Григорьевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
Аннотация. В условиях современного информационного общества и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) происходит и информатизация лингвистического образования в высшей школе. Доступ к информации на различных языках и широкие дидактические возможности ИКТ способствуют эффективному развитию профессионально-иноязычной компетентности студентов неязыковых специальностей. Вместе с тем специалисты, исследующие вопросы формирования профессиональной иноязычной компетенции с использованием информационных ресурсов, справедливо отмечают недостаточное внимание к данной проблематике в российских вузах и отечественной педагогике.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информатизация лингвистического образования, профессионально-иноязычная компетентность в высшей школе, ИКТ-компетентность преподавателя иностранного языка.
Annotation. In the conditions of modern information society and active use of information and communication technologies (ICT) we also face informatization of linguistic education at universities. Access to information in different languages and wide didactic potential of ICT contribute to the effective development of professional and foreign language competence of students of non-linguistic specialties. At the same time, researchers who study the formation of professional foreign language competence with information resources note the lack of attention to this issue in Russian universities and national pedagogy.
Keywords: information and communication technologies (ICT), informatization of linguistic education, professional and foreign language competence at universities, ICT competence of a foreign language teacher.
Введение. Развитие современного общества невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. Доступность, широкое использование ИКТ в различных сферах жизни превращает их в неотъемлемую часть социума. С помощью новых технологий осуществляется коммуникация, они оказывают непосредственное воздействие на формирование трудового и человеческого капитала. ИКТ для большинства населения, особенно для молодежи, - неотделимая часть социальной и профессиональной деятельности.
Во многом это происходит благодаря важному свойству ИКТ - их универсальности. Это означает, что их можно использовать в любой деятельности, связанной с информационным обменом [4, c. 108]. Универсальность ИКТ в сфере образования проявляется в возможности их применения в подготовке
специалистов любого профиля, их совмещенности с другими современными педагогическими технологиями, например, проектной методикой или обучением в сотрудничестве.
Для формирования профессиональной иноязычной компетентности студентов неязыковых вузов в условиях развития интернационализации, высоких технологий, электронных средств общения возникает насущная необходимость в обучении с активным привлечением средств ИКТ. Развитие открытого информационно-коммуникационного пространства создает необходимые предпосылки и благоприятные условия для распространения двуязычия или многоязычия как тенденции языкового развития в современном мире. С другой стороны, такая среда ставит перед высшей школой новые задачи, связанные с подготовкой специалистов с особым сетевым типом мышления, соответствующего требованиям информационного общества.
Изложение основного материала статьи. Информационно-коммуникационные технологии - это технологии, которые включают различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Исследователи указывают на поистине безграничный потенциал ИКТ, включая возможности личностно-ориентированного подхода, организации самостоятельной работы учащихся, визуализации обучения, оперативного контроля, обеспечения учебно-методическими материалами и т.п. Информационно-коммуникационные технологии также предоставляют неисчерпаемые интерактивные возможности, которые обеспечиваются, например, гипертекстовыми и мультимедийными средствами.
Начало процесса информатизации образования и первые исследования в этой области относятся к середине XX века. Однако проблема внедрения в учебный процесс средств ИКТ и их оптимального использования не теряет своей актуальности и в настоящее время. В исследовательской литературе последних лет обсуждаются и вопросы, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий с целью формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов (Н.Ю. Гусевская, В.М. Еремина, Е.Б. Михайлова, Г.А. Кручинина, Ю.В. Красавина, Л.Е. Бабушкина, В.И. Сафонов, С.С. Дударева, А.А. Гареев, О.Ф. Шихова, Н.М. Беленкова, Е.В. Петрова, М.Н. Евстигнеев, И.А. Матвеенко, Л.В. Надеина, Т.В. Коротченко и др.).
Основываясь на определении термина «информатизация образования», предложенного И.В. Робертом [5 с. 105], под информатизацией лингвистического образования мы понимаем организованный процесс, направленный на обеспечение лингводидактической сферы методологией, технологией и практикой создания и использования научно-педагогических и учебно-методических материалов, ориентированных на реализацию возможностей информационно-коммуникационных технологий в условиях комфортной и здоровье-сберегающей среды.
Информатизация лингвистического образования на современном этапе развивается в определенных направлениях, среди которых можно выделить следующие:
1) определение методологической базы обучения иностранному языку и культуре в условиях информатизации лингвистического образования;
2) отбор содержания, методов и форм обучения иностранному языку и культуре;
3) разработка инновационных методик и учебных материалов нового поколения по использованию ИКТ в обучении иностранному языку и культуре;
4) разработка систем компьютерного контроля сформированных компетенций;
5) организация системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в области информатизации лингвистического образования;
6) разработка мер обеспечения информационной безопасности обучающихся [6, с. 157-166].
В качестве приоритетной задачи в обучении иностранному языку в вузе выдвигается формирование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач средствами изучаемого иностранного или иностранных языков. При этом большая роль в реализации поставленной задачи отводится ИКТ, которые, обеспечивая высокую информативную емкость материала, повышая мотивацию обучаемых и стимулируя их познавательную деятельность, способствуют развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности, обогащению активного и пассивного словарного запаса студентов, имитированию языковой среды и формированию социокультурной и страноведческой компетенций обучаемых [2].
В качестве основных недостатков в использовании ИКТ как метода обучения отмечается недостаточная медийная и информационная грамотность преподавателей в условиях развития цифровых технологий; развитие психофизиологического напряжения у постоянных пользователей персональных компьютеров, ведущего к возникновению серьезных заболеваний; интернет-зависимость; неразвитость критического мышления; сложность социализации и др.
Характеризуя основные дидактические функции современных информационно-коммуникационных технологий, способствующие интенсификации процесса обучения иностранному языку, П.В. Сысоев выделяет следующие свойства ИКТ:
• многоязычие и поликультурность информационных интернет-ресурсов, содержащих множество информационных материалов на различных языках мира;
• многоуровневость интернет-ресурсов и различная глубина освещения социально и культурно значимых вопросов;
• разнообразие функциональных типов интернет-ресурсов (текстовые, визуальные, графические, анимационные и др.) и их мультимедийный характер;
• гипертекстовая структура интернет-материалов;
• возможность создания личной зоны пользователя и организации синхронного и асинхронного общения;
• возможность автоматизации информационного методического обеспечения студентов, управления их учебной деятельностью и контроля;
• выстраивание индивидуальной образовательной траектории обучаемого;
• реализация педагогической технологии обучения в сотрудничестве;
• развитие умения самостоятельной учебной деятельности [7, с. 122-132].
Исследователи отмечают, что профессиональная иноязычная компетенция выпускника современной высшей школы не может быть сформирована без специально организованного учебного процесса с применением средств ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии создают благоприятные условия для работы студентов над всеми видами иноязычной речевой деятельности, для реального общения с
носителями изучаемого языка и с изучающими этот язык. В связи с тем, что в настоящее время приоритетное внимание уделяется информационной составляющей в обучении иностранным языкам, использование Интернета обеспечивает доступ студентов и преподавателей к различным аутентичным материалам: профессионально-ориентированным текстам, электронным версиям газет и журналов, словарям, энциклопедиям, справочникам, научным материалам и т.д. Н.М. Беленкова подчеркивает, что различные средства ИКТ, отражая реальные ситуации, связанные с профессиональной деятельностью студентов, создают условия для естественного использования обучаемыми иностранного языка подобно родному языку, одновременно способствуя параллельному развитию как профессиональных, так и иноязычных умений будущего специалиста [1, с. 88-89].
В условиях информатизации образования перед педагогами встает важнейшая задача интеграции средств ИКТ в учебный процесс, а одним из основных требований к их профессиональной деятельности становится информационная компетентность. Разрабатывая методику формирования компетентности преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий, М.Н. Евстигнеев выделяет в качестве ключевых компонентов содержания подготовки педагогов знания (например, о поиске в сети Интернет, критериях оценки и отбора информации для учебных целей, структуре основных видов авторских учебных интернет-ресурсов, средствах коммуникации в Интернете, лингвистическом корпусе, технологиях Веб. 2, основных видах сетевого тестирования, педагогических технологиях организации сетевого взаимодействия и т.д.) и умения в области организации процесса обучения и учебного взаимодействия обучающихся посредством ИКТ, координации и модерации учебного процесса [3].
В образовательной среде, основанной на активном использовании средств ИКТ, кардинально меняется роль преподавателя, который в новых условиях начинает выполнять консультативно-творческие функции. Недостаточная компетентность педагога в области ИКТ приводит к непониманию со стороны студентов и снижению интереса к учебному процессу.
Выводы. В формировании профессионально-иноязычной компетентности студентов неязыковых специальностей большое внимание необходимо уделять использованию информационных и коммуникационных технологий, обладающих значительным дидактическим потенциалом, способных интенсифицировать процесс обучения иностранному языку и создать многоязычную общекультурную и профессионально-ориентированную образовательную среду. Большая роль в этой деятельности отводится личности преподавателя иностранного языка и его готовности к подготовке специалистов в новых условиях информационного общества, включая ИКТ-компетентность.
Литература:
1. Беленкова Н.М. Использование ИКТ для развития умений профессиональной иноязычной устной речи // Историческая и социально-образовательная мысль, 2014. - № 5 (27). - С. 88-89
2. Брезгина О.В. Об использовании информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2014. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ispolzovanii-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 12.01.2019)
3. Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2012. -158 с. URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/metodika-formirovanija-kompetentnosti-uchitelja-inostrannogo-jazyka-v-oblasti.html (дата обращения: 11.01.2019)
4. Медведева Е.А., Крошилин С.В. Негативные аспекты информатизации общества // Экономический журнал, 2013. - № 4. - Т. 32. - С. 108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/negativnye-aspekty-informatizatsii-obschestva (дата обращения: 12.01.2019)
5. Роберт И.В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования, 2005. - № 5. - С. 105
6. Сысоев П.В. Направления информатизации лингвистического образования на современном этапе // Язык и культура, 2015. - № 4 (32). - С. 157-166
7. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура, 2012. - № 1 (17). - С. 122-132. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-informatsionnye-i-kommunikatsionnye-tehnologii-didakticheskie-svoystva-i-funktsii (дата обращения: 11.01.2019)
Педагогика
УДК 377 ББК 74.4
кандидат педагогических наук, доцент Бжиская Юлия Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону); кандидат филологических наук, доцент Зайцева Наталья Викторовна
Российская академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Южно-российский институт управления (филиал) (г. Ростов-на-Дону)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема коммуникативной культуры современного специалиста, владение которой представляется одним из важнейших профессиональных качеств инженера. Обладая коммуникативными знаниями и умениями, современный инженер сможет решить профессиональные задачи в процессе коммуникации с представителями иных культур. Знание традиций и обычай других народов позволяет правильно строить диалог между профессионалами разных стран, используя специфические средства коммуникации, к которым прежде всего относится язык. В этой связи изучение иностранного языка студентами технического ВУЗа является важным условием формирования коммуникативной культуры специалиста. Проведенный анализ изучаемых тем на иностранном языке,