Научная статья на тему 'ЭТАПЫ И УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ ИКТ В ТЕХНИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ'

ЭТАПЫ И УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ ИКТ В ТЕХНИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахмонова Олиямо Сафаровна

В данной статье изучены этапы и уровни обучения ИКТ в технических и естественнонаучных факультетах. Нами были определены, что информационно-коммуникационная технология как новый современный образовательный инструмент привел к существенным изменениям системы и технологий обучения. На сегодняшний день определены ряд форм организации учебного процесса с помощью применений информационно-коммуникационных технологий. Обучения с помощью компьютерной технологий даёт возможность для самостоятельного освоения новых знаний, на основе формирующегося до сегодняшнего дня технологии, таких как индивидуальное преподавание, групповое преподавание, активное взаимодействие между всеми участниками (одним из видов является тренинг), интерактивные методы обучения, ролевые игры и т.п. Преподавание с помощью электронных публикациях разные информационные технологии, также как анимация, рисунки, мультимедиа, результаты опросов и других интерактивных элементов даёт дидактические преимущества. Нами определены, что из-за социально-экономических процессов, которые произошла после распада СССР, в республике резко сократились тиражи печатных изданий, в связи с этим до сих пор во многих образовательных учреждениях не хватает современных учебников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES AND LEVELS OF ICT TRAINING IN TECHNICAL AND NATURAL SCIENCE FACULTIES

In this article examines the stages and levels of ICT training in technical and natural science faculties. We are determined that information and communication technologies as a new modern educational tool has led to significant changes in the system and technologies of education. To date, a number of forms of organization of the educational process have been identified using the application of information and communication technologies. Learning with the help of computer technology makes it possible for the independent development of new knowledge, based on the technology that is being formed to this day, such as individual teaching, group teaching, active interaction between all participants (one of the types is training), interactive teaching methods, role-playing games, etc. Teaching various information technologies through electronic publications, as well as animation, drawings, multimedia, survey results and other interactive elements, provides didactic advantages. We have determined that due to the socio-economic processes that took place after the collapse of the USSR, the circulation of printed publications in the republic has sharply decreased, in this regard; many educational institutions still lack modern textbooks.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ И УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ ИКТ В ТЕХНИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ»

Key words: Innovation, technology, diagnostics, method, educational process, teacher, student, educational level, development, activity, efficiency, results.

Сведение об авторах:

Саидов Низомиддин Тоджиддинович - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии Таджикского государственного педагогического унверистета имени Садриддина Айни, Адрес: проспект Рудаки 121, 734003 г. Душанбе тел: (+992) 201095000;

Хасанзода Абдулхамид Хасан соискатель кафедры общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, Адрес: проспект Рудаки 121, 734003 г. Душанбе тел: (992) 001888777

About the autors:

Saidov Nizomiddin Tojiddinovich — candidate Pedagogical Sceinces of the Departamente General pedagogy of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, Address Rudaki Avenue 121, 734003 Dushanbe Phone: (+992) 201-09-50-00;

Hasanzoda Abdulhamid Hasan - is a candidate for the Department of General Pedagogy of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, Address: Rudaki Avenue 121, 734003 Dushanbe Phone: tel.:(+992) 001888777.

УДК 371.315.7

ЭТАПЫ И УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ «ИКТ» НА ТЕХНИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

Рахмонова О.С.

Центра инновационный развития науки и новых технологий

Информационно-коммуникационная технология как новый современный образовательный инструмент привел к существенным изменениям системы и технологий обучения. На сегодняшний день определились ряд форм организации учебного процесса с помощью применений информационно-коммуникационных технологий. Обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий даёт возможность для самостоятельного освоения новых материалов на основе формирующегося до сегодняшнего дня технологии, таких как индивидуальное преподавание, групповое преподавание, активное взаимодействие между всеми участниками (одним из видов является тренинг), интерактивные методы обучения, ролевые игры и т.п.

Использование в электронных публикациях разные информационные технологии, также как анимация, рисунки, мультимедиа, результаты опросов и других интерактивных элементов даёт дидактические преимущества.

Из-за социально-экономических процессов, которые произошла после распада Советского Союза, в республике резко сократились тиражи печатных изданий, в связи с этим до сих пор во многих образовательных учреждениях не хватает современных учебников.

Однако, решения данной проблемы возможно только благодаря максимальному использованию ИКТ.

Анализ исследования технологии обучения в высших учебных заведениях свидетельствует о том, что технология обучения является традиционным и применения ИКТ составляет около 30%.

Основными проблемами в образовательных системах Таджикистана на сегодняшний день являются не достаточные оптимизации учебного процесса в современных условиях: низкая эффективность учебного процесса, недостаток использования ИКТ в профессиональном обучении, недостатки химических реагентов, физико-химических оборудований и современных лабораторий.

Как показывает практика, компьютеризация учебного процесса сталкивается с различными проблемами, начиная с техническим недостатком до не готовности обучающихся (школьники и студенты) к использованию компьютерных программ.

Необходимость решения вышеуказанных проблем обуславливает актуальность данной диссертационной работы.

При применении информационно-коммуникационных технологии в образовательной системе составляющие компоненты учебной деятельности не регламентируется, также день за днем совершенствуется, изучение осуществляется и при поддержке ряда инструкций. Обучения

в технических и естественнонаучных факультетах на базе информационно-коммуникационных технологий сильно отличается от традиционных технологий, одним из ярких примеров является использование программного обеспечения, таких как AutoCAD, ARCHICAD, CorelDRAW и т.п.

Тестирования и оценивания знаний обучающихся является одним из других видов компонентов информационно-коммуникационных технологий. Однако не все преподаватели считают приемлемым оценивания знаний обучающихся в технических и естественнонаучных факультетах.

На основе ряда литературных источников [1, 2] нами разработаны этапы обучения информационно-коммуникационных технологий в технических и естественнонаучных факультетах (рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы обучения информационно-коммуникационной технологии в технических и

естественнонаучных факультетах

В связи с вышеуказанные можно сформулировать цель использования информационно-коммуникационных технологии:

- формирования у студентов универсального мышления, компетентности, готовности к появлению «новых переходов»;

- формирования культуры использования информационно-коммуникационных технологий и личностные качества;

- развития личности, коммуникативные способности, оптимизм и самообладания студентов.

Основные принципы использования информационно-коммуникационных технологий заключаются в разработке подходов к систематизации дидактики, формирования взаимосвязи целевой направленности и философское понимание методологии.

В целом, развития информационно-коммуникационных технологий привели к новому восприятию мира, критичности мышления, рационализму и развития педагогики.

Информационно-коммуникационные технологий обеспечивают процесс передачи знаний, обратную связь и стала неотъемлемой частью нашей жизни. Во время распространения вируса СОУГО-19 люди еще раз убедились в том, что компьютер и компьютерные программы нужны как никогда. В развитых странах мира, таких как США, Китай и Россия всесторонне воспользовались информационно-коммуникационной технологией в учебных процессах во время пандемии.

Необходимо отметить, что обучение информационно-коммуникационных технологий в технических и естественнонаучных факультетах предъявляет повышенное требование к уровню знаний преподавателей.

Нами были проведен опрос среди профессорско-преподавательского состава в различных технических и естественнонаучных факультетах вузов страны, и анализ данных показывают, что 70% преподавателей активно используют компьютер и программные обеспечения (рисунок 2).

Рисунок 3. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе

образования

Анализ результатов опроса показал, что в целом 70% преподавателей активно используют информационно-коммуникационные технологий, из них для распространения учебных материалов (лекции, силлабусов) составляет 48%, контроль знаний - 38%, онлайн семинаров, дискуссий - 10% и около 30% не используют, либо не могут пользоватся.

Что касается анкетирования обучающихся, то они полностью согласны и некоторые из них самостоятельно освоили новейшие программные обеспечения, хотя данные программные обеспечений не были включены в учебные программы (силлабусах).

Для эффективного преподавания информационно-коммуникационных технологий в технических и естественнонаучных факультетах педагогу необходимо принимать во внимание специальность обучающихся и ориентироваться в соответствующие компьютерныепрограммы, вузы в свою очередь должны обеспечивать преподавательское-профессорский состав современными компьютерами, позволяющие объёмные программные обеспечения и выполняющие свои функции на должном уровне.

Необходимо подчеркнуть, что преподаватели и обучающиеся должны думать об «ошибках» или дополнительных функциях программных обеспечений с целью улучшения и совершенствования данных программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евстигнеев М.Н. Этапы развития терминологическая аппарата в области информатизации образования // М.Н. Евстигнеев [Электронный ресурс] / Официальный сайт ТГУ им. Державина Г.Р. Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/.

2. Информационно-коммуникационные технологии в системе образования // [Электронный ресурс] / Официальный сайт ИДО. Режим доступа: https://ido.tsu.ru/other_res/ep/filosof_umk/text/t5_1.htm.

3. Маджидов Х.М. Автоматизация учебного процесса гарантия повышения качества подготовки специалистов // Х.М. Маджидов, Мирзоев Р.Р. [Текст] / Вестник Педагогического университета. Душанбе, -2009, №3(35). - С. 129-131.

4. Мирзоев Р.Р. Роль и места теста и тестовых зачетов в кредитной системе образования // О. Каримзода., М. Рахмонкулов [Текст] /Вестник Таджикского национального университета. - 2009. - №4. - С.292-295.

5. Мирзоева Р. Истифодаи технологияи инноватсионй дар дарс^ои забони точикй - омили таъмини сифати та^силот // [Текст] / Вестник Институт развития образования. Душанбе. -2019 - -№1(25). - С. 103-107.

6. Назаров А. Накши технологами иттилоотй дар татбики муносибати босалохият дар раванди омузиши математика дар синфхои ибтидой // А. Назаров, Х,.Рачабов [Текст] / Вестник Институт развития образования. -№1(25). -Душанбе. -2019 - С.99-102.

7. Салохиддинов А.Г. - Истифодаи технологияи муосирии ттилоотй ва мултимедиа барои баланд бардошатани сифати тахсилот дар дарсхои забони англисй // А.Г. Салохиддинов [Текст] / Вестник Институт развития образования. -№1(25). -Душанбе: - 2019--С.136-139.

8. Семенова И.Н., А.В. методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. // [Текст] / Ч. 2. Под ред. / Слепухин, Б.Е. А.В. Стариченко / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург - 2013. -144 с.

ЭТАПЫ И УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ ИКТ В ТЕХНИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

В данной статье изучены этапы и уровни обучения ИКТ в технических и естественнонаучных факультетах. Нами были определены, что информационно-коммуникационная технология как новый современный образовательный инструмент привел к существенным изменениям системы и технологий обучения. На сегодняшний день определены ряд форм организации учебного процесса с помощью применений информационно-коммуникационных технологий. Обучения с помощью компьютерной технологий даёт возможность для самостоятельного освоения новых знаний, на основе формирующегося до сегодняшнего дня технологии, таких как индивидуальное преподавание, групповое преподавание, активное взаимодействие между всеми участниками (одним из видов является тренинг), интерактивные методы обучения, ролевые игры и т.п.

Преподавание с помощью электронных публикациях разные информационные технологии, также как анимация, рисунки, мультимедиа, результаты опросов и других интерактивных элементов даёт дидактические преимущества.

Нами определены, что из-за социально-экономических процессов, которые произошла после распада СССР, в республике резко сократились тиражи печатных изданий, в связи с этим до сих пор во многих образовательных учреждениях не хватает современных учебников.

Ключевые слова: образование, методы преподавания, информация, коммуникационная технология, компьютерные программы, наглядные пособия.

THE STAGES AND LEVELS OF ICT TRAINING IN TECHNICAL AND NATURAL SCIENCE FACULTIES

In this article examines the stages and levels of ICT training in technical and natural science faculties. We are determined that information and communication technologies as a new modern educational tool has led to significant changes in the system and technologies of education. To date, a number offorms of organization of the educational process have been identified using the application of information and communication technologies. Learning with the help of computer technology makes it possible for the independent development of new knowledge, based on the technology that is being formed to this day, such as individual teaching, group teaching, active interaction between all participants (one of the types is training), interactive teaching methods, role-playing games, etc.

Teaching various information technologies through electronic publications, as well as animation, drawings, multimedia, survey results and other interactive elements, provides didactic advantages.

We have determined that due to the socio-economic processes that took place after the collapse of the USSR, the circulation ofprinted publications in the republic has sharply decreased, in this regard; many educational institutions still lack modern textbooks.

Key words: education, teaching methods, information, communication technology, computer programs, visual aids.

Сведения об авторе:

Рахмонова Олиямо Сафаровна - соискатель Центра инновационного развития науки и новых технологий Национальной академии наук Республики Таджикистан Тел: (+992) 918942954

About the autor:

Rakhmonova Oliyamo Safarovna - Applicant for the Center for Innovative Development of Science and New Technologies of the National Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan Tel: (+992) 918942954

ТЕХНОЛОГИЯМ ИНКИШОФИ МУСТАЕИЛИЯТИ Э^ОДИИ ДОНИШЧУЁН ДАР РАВАНДИ ОМУЗИШИ ЗАБОНИ АНГЛИСЙ ДАР ИХТИСОС^ОИ ГАЙРИЗАБОН

Садуллоева М.Б.

Донишгощ давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айнй

Бо ташаккули шавки маърифатй мустакилияти маърифатии донишчуён фаъол мешавад. Фаъолсозии мустакилияти маърифатии донишчуён тавассути фаъолсозии тафаккур, шавки маърифатии онхо, инчунин моделсозии равандхои равонй, ки ба эчодиёти хакикй мувофиканд, муайян карда мешавад.

Фаъолсозии донишчуён дар раванди таълим танхо дар сурате дуруст ва самарабахш хохад буд, ки агар он бо сарфи муносиби неру ва кабули эхсосоти мусбат аз чониби донишчуён расидан ба хадафхои гузошташударо таъмин карда тавонад.

Ин раванд масъалахои зеринро дар бар мегирад: мухимии масъала; ифшои гояхо ва ташаккули мафхумхо; ташкили фаъолияти мустакили маърифатии донишчуён дар асоси самтхои арзишй. Хангоми ичрои корхои мустакилона донишчу, пеш аз хама хусусиятхои фардии худро нишон медихад:

мустакилият, худтанзимкунй, максаднокй ва дигар сифатхои шахсй.

Аломатхои мустакилияти маърифатии донишчуён дар фаъолияти таълимй аз инхо иборат мебошанд:

1) ичрои амалхои хусусияти рухй ва ё чисмонй дошта;

2) хузури максаднок: хама гуна фаъолият хадафи бошуурона дорад;

3) ташаббус: ниятхои шахсии донишчуён; талош барои амал кардан; ташаббуси хадди аксар;

4) кушишхои худи донишчуён: омодагй ба кор ва рафъи мушкилот;

5) хадди аксар фаъолият;

6) фаъолияти эчодй;

7) бидуни рохнамоии педагогй;

8) муайян кардани мухлатхои махсуси фаъолият;

Тасвир. 1. Мархцлахри кори мустакцлона

Фаъолияти маърифатй натичаи фаъолсозии фаъолияти маърифатй мебошад, он шарти зарурй, холат ва натичаи рушд, нишондихандаи мустакилияти донишчуён дар фаъолияти таълимй ва маърифатист.

Фаъолияти маърифатй ин фаъолияти пуршиддати зехни ва амалй дар раванди таълим мебошад. Ин фаъолият аз чунин рукунхо иборат мебошанд:

- омодагй ба ичрои супоришхои таълимй;

- парешон набудан;

- омузиши мунтазам;

- таваччух ба маводи таълимй;

- шуурнокй дар чараёни таълим;

- талош барои фаъолияти мустакилона;

- баланд бардоштани сатхи маърифатии донишчуён [5] .

Тахсилоти олй аз донишчу такозо мекунад, ки на танхо маълумоти пешниходкардаи мураббиро гайрифаъол дарк кунад, балки кобилияти мустакилона хал кардани мушкилоти дар чараёни тахсил ба дастомада, пайдо кардани манбаъхои иттилоот ва коркарди салохиятдори онро талаб кунад.

Дар фазои сатхи хозираи рушди Интернет, ин мушкилот мухимии бештаре пайдо мекунад. Бо дастрасй ба микдори зиёди иттилооти гуногун, донишчу бояд тавонад маълумотро оид ба мавзуи дакориаш пайдо кунад, маълумоти дурустро аз маълумоти нодуруст чудо карда интихоби хуб дар тафсири онхо дошта бошад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.