Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЯ / ЭЛЕМЕНТАРНЫХ / МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ИГРА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЗАНЯТИЙ / ДОШКОЛЬНИК / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / ПРЕДМЕТЫ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЙ / ЗНАНИЙ / УМЕНИЙ И НАВЫКИ / ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурханов Курбонбой Турсунраджбович, Шукруллоева Маснави Асатуллоевна

В статье рассматривается, практические занятия требующий активности, серьезный настрой, использование мыслительного процесса у дошкольников. Это основной путы развития личности ребенка. Только в практике ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает знания овладевает навыками, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Далее раскрывается роль практического занятия, что это те же дидактические игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания, виды занимательного математического мате риала. В процессе обучения дошкольников математике, игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. А также анализируется потребность в игре у детей, сохраняется и занимает значительное место в первые годы их обучения в школе. На практике нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети-творцы настоящего и будущего. В этом заключается роль практических занятий. Основываясь на эти занятия, которые оправдываются в решении задач для индивидуальной работы с детьми, в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Предлагаются некоторые рекомендации по изучению математических понятий для развитий памяти, речи, воображения, эмоций; формируется настойчивость, терпение, развивается творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурханов Курбонбой Турсунраджбович, Шукруллоева Маснави Асатуллоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USE OF INTERESTING MATERIAL MATERIAL IN THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL PERCEPTIONS IN CHILDREN IN PRESCHOOL

The article discusses practical exercises requiring activity, a serious attitude, the use of the thought process in preschoolers. This is the main path of development of the child's personality. Only in practice does a child joyfully and easily, like a flower under the sun, reveal his creative abilities, master knowledge and master skills, develop dexterity, observation, fantasy, memory, learn to think, analyze, overcome difficulties, while absorbing the invaluable experience of communication. Further, the role of a practical lesson is revealed, that these are the same didactic game exercises of mathematical content - the most famous and often used in modern practice of preschool education, types of entertaining mathematical material. In the process of teaching mathematics to preschoolers, the game is directly included in the lesson, being a means of forming new knowledge, expanding, clarifying, consolidating educational material. And also the need for play in children is analyzed, it remains and occupies a significant place in the first years of their schooling. In practice, there is no real conditionality by circumstances, space, time. Children are creators of the present and the future. This is the role of practical exercises. Based on these activities, which are justified in solving problems for individual work with children, in their free time. Systematic work with children improves general mental abilities: the logic of thought, reasoning and actions, ingenuity and ingenuity, spatial representations. Some recommendations are offered on the study of mathematical concepts for the development of memory, speech, imagination, emotions; persistence, patience are formed, the creative potential of the individual develops. The main goal of doing mathematics is to give the child a sense of self-confidence, based on the fact that the world is orderly and therefore comprehensible, and therefore predictable for a person.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

extensional, global, characterizing significant changes in the formation ofpersonality (computer addiction, etc.), and changes relating to the limited mental components of the personality (use of the computer in the life).

In the work is shedied what qualities or competencies a modern teacher of a higher medical school should possess.

Keywords: teacher, appearance, informatization, formation, education, professional culture, influence, computerization, communication technology, addiction.

Сведения об авторах:

Сатаров Далерджон Курбонович - ГОУ «Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибни Сино», преподаватель кафедры медицинской и биологической физики с основами информационных технологий, Адрес: 734003, Республики Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки 139. E-mail: [email protected], [email protected], Телефон (+992) 903771616.

Шерматов Дусназар Саидович — ГОУ «Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибни Сино», зав.каф. медицинской и биологической физики с основами информационных технологий, д.ф.м.н, профессор. Адрес: 734003, Республики Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки 139. E-mail: [email protected]. Телефон (+992) 919044948.

Кодиров Бахтиёр Розикович - доктор педагогических наук профессор кафедры филиал ФГБОУ ВО «ВГТУ» в г Борисоглебске, Моб. Тел. (+792)90084798. E-mail: [email protected].

About the autors:

Satorov Dalerjon Kurbonovich - GOU "Tajik State Medical University named after Abuali ibni Sino, " teacher of the Department of Medical and Biological Physics with the basics of information technologies, Address: 734003, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudak Avenue 139. E-mail: [email protected], [email protected], Phone (992) 903771616.

Shermatov Dusnazar Saidovich - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Head. Department of Medical and Biological Physics with the basics ofinformation technology of the Tadik State Medical University named after Abuali ibni Sino. Ph. (+992) 91. 904.49. 48. E-mail:[email protected].

Kodirov Bakhtiyor Rozikovich - Professor of the Department of Doctor of Pedagogical Sciences, branch of FSBOU VSTUin Borisoglebsk, Tel. (+792) 90084798. E-mail: [email protected].

УДК.51(075) ББК.74.262 Б. 91

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Бурханов К Т., Шукруллоева М.А.

Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова

В настоящее время коллектив дошкольного образовательного уч- раждения работает над проблемой «Совершенствование педагогического процесса в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, мировоззренческом и социально-личностном становлении дошкольников». Одной из основных задач, решаемых педагогами, является развитие логического мышления дошкольников на занятиях по математике посредством использования дидактических игр с логико-математическим содержанием.

Формирование элементарных математических понятий (ФЭМП) у детей дошкольного возраста в современных условиях является важной частью интеллектуального и личностного развития. В соответствии с программой дошкольное образовательное учреждения является первой ступенью образования, поэтому на детский сад возможно важная функция подготовка детей к школе. Успешность дальнейшего обучения ребёнка зависит от того, насколько качественно и своевременно будет он подготовлен.

Основной математической подготовкой дошкольников является ни столько созданные условия для накопления и усвоения детьми опре- деленного круга фактических знаний, умений и навыков по

математике (например, умение складывать, вычитать, решать задачи на сложение и вычитание и др), сколько подготовка детей к усвоению этих знаний. Это подготовка должна состоять, прежде всего, в целенаправленном раз- витии личности ребёнка. Здесь имеется в виду и развитие познаватель- ных компетенций (память, мышление, речь и др), и воспитание таких качеств личности, как внимательность, наблюдательность, усидчивость, аккуратность, коллективизм и др.

В процессе становления методики развития математических пред- ставлений у детей дошкольного возраста её научную основу составило устное народное творчество-разнообразие сказок, считалки, пословицы, поговорки, загадки, шутки. На первом этапе развитию методики особое внимание уделялось содержанию и методам обучения дошкольников арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве. Я.А. Коменский., И.Г. Песталоции., К.Д. Ушинский., Л.Н. Толстой, ориентируясь на семью и другие высказывали определённые предложения о содержании и методах обучения детей. Методы развития у детей представлений о числе и форме нашли своё от- ражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля, итальянского педагога М. Монтессори и других. В этих классических системах сенсорного воспитания специ- ально рассматривались вопросы ознакомления детей с геометрическими формами и величинами; обучение счёту, измерениям, составлению рядов предметов по размеру, весу.

Итак, передовые педагоги XX века, русские и зарубежные, приз- навали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяя при этом счёт как средство умственного развития и настоятельно рекомендовали начинать обучение детей счёту как можно раньше, примерно с трёх лет [4, с. 5]

В 20-е годы XX в. была создана принципиально новая система общественного дошкольного воспитания. В эти годы Е.И. Тихеевой., Л.В.Глаголевой, Ф.Н. Блехер разрабатывались методические пособия, программы, игры и дидактические материалы, способствующие мате- магическому развитию дошкольников.

В 50-60-е годы XX вопросом развития количественных представлений у дошкольников занималась А.М. Леушина. Суть методики заключалась в следующем: усвоение ребёнком математических представлений осуществляется в процессе жизни и разнообразной деятельности. Леушина А.М. разработала основы дидактической системы форми рования элементарных математических представлений, создав программу, содержания которой составляли методы и приёмы работы с детьми от 3 до 6 лет.

Формирование теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось и берёт свое начало в 80-90-е годы XX в и продолжается до сегодняшнего дня под влиянием развития идей обучения детей математике, а также реоргани- зации всей системы образования.

Необходимо, чтобы процесс формирования элементарных мате- матических представлений у детей был связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения и направлен на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Свои знания и умения дошкольники применяют в разнообразныя видах деятельности: трудовой, игровой, познавательно - исследовательской, т.е. когда требуется сосчитать, пересчитать, отсчитать или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, например, во время занятий по аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения.

На занятиях по физкультуре дети часто сталкиваются с количест- венным и порядковым счётом при построениях, выполнении физических упражнений, в ходе подвижных игр.

Н.А. Виноградова отмечала, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста, в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, (настольно-печатные игры, игры с предметами сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные и игровые приёмы, дидактический материал.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности (В.А. Сухом- линский).

Сегодня, а, тем более завтра, математика будет необходима огром- ному числу людей различных профессий, так как в ней заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Мате- матика приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности, качество ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситу- ацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обос- новать свою позицию.

Наряду с овладением мыслительными операциями самое серьезное внимание должно быть уделено формированию таких практических умений и навыков, как рисование простейших фигур и орнаментов в тетради с клетчатой разлиновкой, вычерчивание отрезков и других фигур от руки, умение вырезать по

контуру геометрические фигуры, получать различные геометрические фигуры с помощью перечитания листа бумаги, раскрашивать круги, многоугольники и другие фигуры.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизирование умственной деятельности, умения за- интересовать математическим материалом, увлекать детей, развивать их; расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в их применении в других видах деятельности, новой обстановке.

Используя дидактические игры с целью формирования представ- лений, ознакомления с новыми сведениями? При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упраж- нений. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность, так как ребенку интересна конечная цель, его и которая увлекает.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.

Их основное назначение - обеспечить упражнениями детей в раз- личении, выделении, назывании множеств - предметов чисел, геомет- рических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возмож- ность формирования новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) пред- ставлений детей.

Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содер жанием занятия. Она может быть использована в качестве задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи по формированию представлений.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содер- жания - наиболее известные и часто применяемые в современной прак- тике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в ней у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Рассмотрим другие виды занимательного материала, например мате- магические игры. Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется при- менение математических методов и умозаключений[9, с. 10-12].

Примечание. Игра предлагается для индивидуальной работы с детьми 6-7 лет, успешно усвоившими программный материал по раз- витию элементарных математических представлений.

Игры «Отгадай число»

Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число меньше 8, но больше 6; больше 5, меньше 9 и т. д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок.

Обе игры просты по содержанию и поставленной задаче: их участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое число на основе знания последовательности чисел. Занимательность, интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча), игровая постановка цели, правила, приемы стимулирования умственной активности.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница», «Лиса и гуси», «По четыре» и др. игры «Выращивание дерева», «Чудо-мешочек», «Вычислительная машина» предполагают строгую логику действий.

Игры «Только одно свойство»

Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов, например красного, синего, желтого и белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.

Цель. Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать ее.

Ход игры. У двоих играющих детей по полному набору фигур. Один (тот, кто начинает игру) кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил на стол желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличаю- щуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты.)

Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях.

Игры «Числовой ряд» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры. Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 10). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

Можно условно выделить еще 2 большие группы игр и упражнений. К первой относятся все математические задачи, игры на смекалку.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одним из основных предметов в школе является математика. Мате- матика обладая уникальным развивающим эффектом, способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко АК., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. Посо- бие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983.-300 с.

2. Бурханов К.Т., Шукруллоева М.А и др. Формирование пред- ставлений игровых и занимательных заданий по элементарной мате- матике для дошкольников. - Худжанд: - 2013.-36 с.

3. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. -М.: Просвещение, 1964. -144 с.

4. Блошистая АВ. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: - М.: 2003. -400 с.

5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-синтез, 2015.-383 с.

6. Жикалкина Г.К. Игровые и занимательные задания по мате- матике для 1 класса четырехлетней начальной школе. -М.: Прос- вещение, 1986. -47 с.

7. Котов АЯ Вечера занимательной математики. -М.: 1967. -164 с.

8. Коваленко В. Дидактические игры на уроках математики. -М.: 1990.-148 с.

9. Михайлова З.А Игровые занимательные задачи для дошколь- ников. -М.: Просвещение, 1990.- 120 с.

10. Сагымбекова П.О. О математической подготовке дошкольников к обучению . Сб. ст. «Преемственность в обучении математике». / Сост. А.М. Пышкало /. -М.: Просвещение, 1978. - С. 232-236.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье рассматривается, практические занятия требующий актив- ности, серьезный настрой, использование мыслительного процесса у дошкольников. Это основной путы развития личности ребенка. Только в практике ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает знанияиовладевает навыками, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Далее раскрывается роль практического занятия, что это те же дидактические игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания, виды занимательного математического мате риала. В процессе обучения дошкольников математике, игра непо- средственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

А также анализируется потребность в игре у детей, сохраняется и занимает значительное место в первые годы их обучения в школе. На практике нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространст- вом, временем. Дети-творцы настоящего и будущего. В этом заключается роль практических занятий.

Основываясь на эти занятия, которые оправдываются в решении задач для индивидуальной работы с детьми, в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умст- венные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Предлагаются некоторые рекомендации по изучению математи- ческих понятий для развитый памяти, речи, воображения, эмоций; формируется настойчивость, терпение, развивается творческий потен циал личности. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Ключевые слова: формирования, элементарных, математических представлений, игра, дидактическая игра, занятий, дошкольник, геометрические фигуры, предметы, математические понятий, знаний, умений и навыки, личности.

FEATURES OF USE OF INTERESTING MATERIAL MATERIAL IN THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL PERCEPTIONS IN CHILDREN IN PRESCHOOL

The article discusses practical exercises requiring activity, a serious attitude, the use of the thought process in preschoolers. This is the main path of development of the child's personality. Only in practice does a childjoyfully and easily, like a flower under the sun, reveal his creative abilities, master knowledge and master skills, develop dexterity, observation, fantasy, memory, learn to think, analyze, overcome difficulties, while absorbing the invaluable experience of communication.

Further, the role of a practical lesson is revealed, that these are the same didactic game exercises of mathematical content - the most famous and often used in modern practice of preschool education, types of entertaining mathematical material. In the process of teaching mathematics to preschoolers, the game is directly included in the lesson, being a means of forming new knowledge, expanding, clarifying, consolidating educational material.

And also the needfor play in children is analyzed, it remains and occupies a significant place in the first years of their schooling. In practice, there is no real conditionality by circumstances, space, time. Children are creators of the present and thefuture. This is the role of practical exercises.

Based on these activities, which are justified in solving problemsfor individual work with children, in theirfree time. Systematic work with children improves general mental abilities: the logic of thought, reasoning and actions, ingenuity and ingenuity, spatial representations.

Some recommendations are offered on the study of mathematical concepts for the development of memory, speech, imagination, emotions; persistence, patience are formed, the creative potential of the individual develops. The main goal ofdoing mathematics is to give the child a sense ofself-confidence, based on the fact that the world is orderly and therefore comprehensible, and therefore predictablefor aperson.

Keywords: formation, elementary, mathematical representations, game, didactic game, classes, preschooler, geometric figures, objects, mathematical concepts, knowledge, skills and abilities, personality.

Сведения об авторах:

Бурханов Курбонбой Турсунраджбович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математики, эстетической воспитания и его преподавания Худжандского государст- венного университета им. академика Б. Гафурова Тел. (+992) 918909172.

Шукруллоева Маснави Асатуллоевна - старший преподаватель кафедры естественно -математики, эстетической воспитания и его преподавания Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова Tel. (+992)927629128

About the author:

Burhanov Kurbonboi Tursunrajabovich - Candidate of science in Pedagogy, Associate Professor at Methods of Teaching of Primary Classes, Khujand State University named after academician B. Gafurov. Tel. (+992) 918909172.

Shukrulloeva Masnavi Asadtulloevna - Senior Lecturer of the Department of Natural Mathematics, Aesthetic Education and Teaching, Khujand State University named after academician B. Gafurov. Tel. mob. (+992) 927629128

АХДМИЯТИ ИСТИФОДАИ ТЕХНОЛОГИЯМ ИНФОРМАТСИОНЙ дАР РАВАНДИ ТАЪЛИМ

Карим-Заде Х., Тешаева Р., Содикрва Ш.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айнй

Дар сол^ои охир системаи маорифи Чумхурии Точикисгон ба фазой чахонии тахсилот нигаронида шудааст, аз ин ру сифаги таълим дар заминаи мутобикати сатхи хизматрашнихои тахсилот ба стандартно ва меъёрхои чахони баррасй карда мешавад. Имруз афзалиятнок ба даст овардани чунин сифати таълим ва тайёр кардани мутахассисон, ки онхо дар бозори байналмилалии мехнат ракобат карда метавонанд, нигаронида шудааст. Дар шароити иктисодии муносибатхои бозоргони ва талаботи торафт мураккаби мулокот^ои байналмилали ба мазмуни таълим, роххои ташкили раванди таълим, бояд захирахои навро барои баланд бардоштани сифат ва самаранокии тайёр кардани мутахассисони оянда чустучу кунад. Тагирот дар сохаи ичтимоии чомеа, иттилоатисозии равандхои ичтимой ва технологиякунонии сохахои ичтимой парадигмаи донишро дар таълим дар бисёр холат^о номувофик аст, ки инро дар равиши салохиятдори таълим дидан мумкин аст. Хусусияти хоси рушди илм дар давраи инкилоби илмй ва техникии муосир, хусусияте, ки асосан ба компютеризатсия алокаманд аст, дониши васеи технологияи информатсиони ва моделронии компютериро талаб мекунанд, ки он ба усули моделсозии математикй асос меёбад.

Аз ин ру, ихтисосманди имруза пурра аз технологияи информатсионй истифода бурда тавонисташро ва ба хифзи тамоюлии ихтисосмандиаш истифода бурданро, чамъияти имруза хохон аст.

Мувофики барномаи нави таълимии математика хонандагони мактабхои миёна дар баробари халли мисолу масъалахо низ бо воситаи компютерхои замонавй халли онхо ба чо оварда мешаванд. Муаллим барои дохил кардани ин мафхум бояд якчанд мисолхои хаётиро аз рузгори хонандагон фахмонад.

Актуалй будани гузаронидани дарсхои математика ба он асос карда мешавад, ки агар хонанда аз синфхои поёнй бо олати мехнатй, яъне бо компютерхо масъалахои гузошташударо хал намуда тавонад, у дар оянда масъалахои мухими мураккаби хаётиро бевосита хал карда метавонад, чунки дар мактаби миёна тахкурсии донишаш мустахкам мешавад.

Ба хамагон маълум аст, ки асоси дониш, мутаффаккирии инсон аз хурдсолй огоз меёбад. Хусусан, дониши компютерй, донише, ки у бо воситаи технологияи нави замонавй хал кардани масъалахои мушкили хаётан мухим замина тайёр мекунад, дар оянда барои бехбудии кишвар, гани гардонидани мутахассисони сохахои фаъолияти инсоният ёрии хаматарафа мерасонад.

Дарсхо бо истифодаи компютер дар катори машгулиятхои мукаррарй гузаронида мешавад, ки дар он чо истифодаи компютер барои халли масъалахои хусусии дарс имкониятнок ва ба максад мувофик мебошад, ки мактаббача мавзуи дарсро чукур фахмад, мавзуъро хис кунад, эчодан худро нишон дихад.

Хдр як дарси компютерй бояд интегронидашуда бошад - дар он якчоя бо масъалахои фаннй масъалахои курси информатика хал карда шаванд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Намудхои асосии дарсхо, ки дар раванди таълим бо дастгирии информатсионй истифода мешаванд, зеринхо мебошанд:

-Дарси комбиниронидашуда;

-Дарси-назорат ва ислохкунй;

-Дарси такмилдихии дониш ва махорат.

Дарсхо бо воситаи компютер, хангоми омузиши мактаббачагон аз руи курси махсуси муайян 3 шакли таълимро пешкаш мекунад:

-Шакли фронталй;

-Шакли гурухй;

-Шакли индивидуалии таълим.

Барои ташкили раванди таълим шароитхои зеринро ба хисоб гирифтан лозим:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.