Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИГРА / УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Л.В.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. В данной статье рассматривается роль дидактических игр и пособий в умственном воспитании дошкольников в условиях современных дошкольных организаций, которые помогают развивать у детей разного дошкольного возраста воображение, нестандартное мышление, память, внимание, творчески проявлять свои знания в жизни и конечно же открывать для себя что-то новое. Процесс овладения знаниями в дошкольных организациях в настоящее время в соответствии с ФГОС стал более привлекательным, ненавязчивым, радостным, а обучение доброкачественным, целесообразным, несущим определенную нагрузку и стимулирующим познавательную активность и самостоятельность детей. В статье идет речь о важности развития познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Обобщается практический опыт эффективного и результативного использования дидактических игр для овладения дошкольниками элементарными математическими представлениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIDACTIC GAMES IN THE COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

For the modern educational system, the problem of mental education is extremely important and relevant. This article discusses the role of didactic games and manuals in the mental education ofpreschoolers in modern pre-school organizations, which help to develop children of different preschool age imagination, non-standard thinking, memory, attention, creatively display their knowledge in life and of course discover something new. The process of mastering knowledge in preschool organizations has now become more attractive, unobtrusive, and accessible in accordance with the Federal state educational system, and teaching is of a good quality, appropriate, carrying a certain load and stimulating children's cognitive activity and independence. The article deals with the importance of developing the cognitive interest and mathematical thinking of preschoolers, the ability to reason, argue, and prove the correctness of the performed actions. The practical experience of effective and efficient use of didactic games for mastering elementary mathematical concepts by preschool children is summarized

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 373.02.091.3 АНТОНОВА Л.В.

музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад № 22 комбинированного вида г. Орла lida.antonova.1975@mail.ru

UDC 373.02.091.3 ANTONOVA L.V.

Music Director, Municipal Budget Preschool Educational Institution-kindergarten No. 22 of Combined Type of Orel

lida.antonova.1975@mail.ru

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ*

THE ROLE OF DIDACTIC GAMES IN THE COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. В данной статье рассматривается роль дидактических игр и пособий в умственном воспитании дошкольников в условиях современных дошкольных организаций, которые помогают развивать у детей разного дошкольного возраста воображение, нестандартное мышление, память, внимание, творчески проявлять свои знания в жизни и конечно же открывать для себя что-то новое. Процесс овладения знаниями в дошкольных организациях в настоящее время в соответствии с ФГОС стал более привлекательным, ненавязчивым, радостным, а обучение доброкачественным, целесообразным, несущим определенную нагрузку и стимулирующим познавательную активность и самостоятельность детей. В статье идет речь о важности развития познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Обобщается практический опыт эффективного и результативного использования дидактических игр для овладения дошкольниками элементарными математическими представлениями

Ключевые слова: дошкольное образование, игра, умственное воспитание, познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений, дидактическая игра.

For the modern educational system, the problem of mental education is extremely important and relevant. This article discusses the role of didactic games and manuals in the mental education ofpreschoolers in modern pre-school organizations, which help to develop children of different preschool age imagination, non-standard thinking, memory, attention, creatively display their knowledge in life and of course discover something new. The process of mastering knowledge in preschool organizations has now become more attractive, unobtrusive, and accessible in accordance with the Federal state educational system, and teaching is of a good quality, appropriate, carrying a certain load and stimulating children's cognitive activity and independence. The article deals with the importance of developing the cognitive interest and mathematical thinking of preschoolers, the ability to reason, argue, and prove the correctness of the performed actions. The practical experience of effective and efficient use of didactic games for mastering elementary mathematical concepts by preschool children is summarized

Keywords: preschool education, game, mental nutrition, cognitive development, formation of elementary mathematical representations, didactic game.

В настоящее время проблема обучения детей математике, иностранным языкам, грамоте в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется бурным развитием прогресса. Создаются новые современные центры развития ребенка, где родителям предоставляется большой спектр образовательных услуг Повышенный интерес к раннему обучению детей грамоте, математике, иностранным языкам наблюдается и в современных дошкольных образовательных организациях (ДОО) [2]. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) ДОО является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе [5].

В соответствии с ФГОС ДО процесс овладения знаниями в настоящее время стал более привлекательным, ненавязчивым, радостным, а обучение доброкачественным, целесообразным, несущим определенную нагрузку и стимулирующим познавательную активность и самостоятельность детей [5]. Важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

В современном дошкольном учреждении математическое образование дошкольника, а именно формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная цель этого процесса не только подготовка к успешному

* Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы современной дидактики", Орел, 24 - 25 сентября 2020 г.

© Антонова Л.В. © Айюпоуа КУ

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020

овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей, воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка [5].

Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Поэтому сегодня внедряются новые более эффективные методы и разнообразные формы обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием. Проблемой использования дидактических игр в обучении дошкольников занимались такие ученые как В.Н. Аванесова, Е.Л. Агеева, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Т.С. Комарова, Л.В. Артемова, Г.Г. Григорьева, О.Д. Дьяченко, Е.О. Смирнова. Много внимания дидактической игре уделяли педагоги К.Д Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, А.П. Усова, С. Никитин. Результат дидактической игры по их мнению - показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений [3].

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания: экспериментирование, моделирование, трансформация;

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей [5].

Руководствуясь одним из принципов ФГОС по реализации программы ДО, педагоги муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 22 комбинированного вида г. Орла использовали в своей работе различные формы НОД, специфичные для детей разных возрастных групп и прежде всего в форме игры, потому как основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. В настоящее время педагоги выстроили образовательную деятельность и предлагают детям задания математического содержания учитывая их индивидуальные способности и предпочтения, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался, проявляя личную инициативу. Как показала практика, более

эффективно проходят НОД «Познание» где не создается учебная деятельность: в форме занятий - путешествий, занятий-игр, квестов, викторин, математических КВН. Были апробированы авторские методические разработки «Путешествие в зимний лес» для детей 3 - 4 лет, «Поможем Смурфику» для детей 4 - 5 лет, «Путешествие по математическим станциям», «Маленький эрудит», «Цветик-семицветик», «Незнайка в гостях у ребят» для детей 5 - 6 лет, «Математика в сказке», «Путешествие по математическим станциям» для детей 6 - 7 лет.

По нашим наблюдениям, овладение математическими представлениями наиболее эффективно и результативно тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им казалось что они только играют, но незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым дидактическим материалом дети считали, складывали, вычитали, решали логические задачи, подбирали по цвету, форме и количеству.

В ДОО накоплен большой объём дидактических пособий и игр для каждого возраста, которые помогают ребёнку выполнять задания педагога, проявлять воображение, нестандартное мышление, творчески проявлять свои знания в жизни и конечно же открывать для себя что-то новое. В своей работе воспитатели используют различные математические дидактические игры:

а) игры на ознакомление с геометрическими фигурами: «Чудесный мешочек»,« Билет на поезд», «Цвета и формы», «Развивающее лото», «Геометрическая мозаика», «Какая игрушка»,«Сложи картинку», «На что похоже», « Волшебные картинки», « Разные дома», «Найди пару», «Что бывает такой формы», «Что лишнее», «Зашьем ковер», «Собери квадрат». Эти игры помогают детям в игровой форме познакомиться с геометрическими фигурами, узнавать их, способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

б) на ориентировку во времени: «Что за чем», «Который час», «Было-будет», « Когда это бывает», «Вчера, сегодня, завтра», «Путешествие в страну часов», «Кто в какое время суток работает», «Веселые часы».

в) на ориентировку в пространстве: «Куда спрятался жучок», «Найди игрушку», «Встань где я скажу», «Найди свой домик», «Где звенит колокольчик», «Что где находится», «Куда пойдешь и что найдешь», «Лабиринты». Играя дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

г) игры с числами и цифрами: «Назови соседей», «Какой цифры не стало», «Считай не ошибись», «Математическая пирамида», «Цифры», «Отгадай-ка», «Подумай», «Сосчитай и построй», «Счетное лото», «По порядку стройся», «Исправь ошибку», «Живые числа». Эти игры развивают у детей внимание, память, мышление.

д) знакомство с днями недели: «Живая неделя», «Лови, бросай - дни недели называй», «Цветик-семицветик», «Загадки и отгадки», «Назови скорей», «Веселая неделя», «Башенка». Эти игры помогают быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

е) игры-головоломки: «Яблоко», «Змейка», «Колумбово яйцо», кубик Рубика, «Лабиринтус «Куб», логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки Кюизенера, «Танграм», «Монгольская игра», игры Воскобовича. Эти игры оттачивают ум ребенка, развивают гибкость мышления, учат логике, формируют память,

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

развивают мелкую моторику рук.

Работа по данной теме началась с детьми младшей группы и продолжилась в старших. Игры подбирались с учетом требований программы, четко продумывалось их содержание и цели. В своей работе педагоги придерживались принципа Марии Монтессори, что игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияние на развитие ребенка. Руководя игрой, педагог решал дидактические задачи через интересные для детей игровые действия. Воспитатель предлагал задания детям, широко варьируя их, придумывая всевозможные варианты, учитывая доступность заданий для детей данного возраста [1]. С детьми младшего возраста воспитатель являлся участником игры. Следует отметить, что проведение дидактических игр носило принцип системности и последовательности. Например, использование дидактических игр при ознакомлении детей младшего возраста с геометрическими фигурами осуществлялось последовательно^ постепенным усложнением игр по содержанию, задачам и действиям. Например, от игры «Какая игрушка», « На что похоже» к более сложным, таким как «Геометрическое лото», «Волшебные коробочки», «Геометрическая мозаика», «Золотые монетки», «Чудесный мешочек», «Зашьем ковер», «Билет на поезд»», «Яблоки с семечками», «Математическая клумба», «Задачи по мультфильму».

Опыт показал, что детям математика интересна только тогда, когда представленный материал поражает неизвестностью и увлекает детей. И поэтому одной из главных задач педагогов ДОО стала сделать процесс обучения элементарным математическим представлениям не в форме учебной деятельности, а занимательным и необычным, получая при этом знания, умения и навыки.

В НОД «Незнайка в гостях у ребят» дети помогали Незнайке выучить дни недели. Для этого воспитатель использовала дидактическую игру «Золотые монетки» на закрепление названий дней недели. В ходе игры воспитатель предлагал детям подойти к елке, но при этом говорил, что елка необычная, а с «золотыми монетками». На обратной стороне монетки написана цифра, обозначающая определенный день недели. Воспитатель предлагал: «Дима, ты монетку поверни, день недели назови».

Ребенок снимал монетку, переворачивал ее и говорил, что шестой день недели это суббота. Атмосфера эмоционального творческого подъема на занятии, эмоциональный настрой, доброжелательная оценка педагога, тактичный анализ неправильных ответов позволил детям правильно реагировать на неудачи, не бояться высказывать свое мнение, получить радость познания и закрепить название дней недели.

В НОД «Математика в сказке» для детей 6 - 7 лет воспитатель использовала авторскую дидактическую игру «Яблоки с семечками». Цель игры заключалась в закреплении умения у детей увеличивать и уменьшать каждое число на единицу. Дети упражнялись в счете предметов от 1 до 10. В ходе игры детям были предложены пластмассовые яблоки с наклеенными из бумаги семечками. Количество семечек на каждом яблоке от 1 до 10. По сигналу воспитателя дети бежали по кругу под звучание бубна. Как только бубен переставал звучать, дети брали по яблоку, считали сколько на нем семечек, а затем называли число на один больше или меньше. Дети, являясь непосредственными участниками игры учились новому и интересному, не замечая этого. В конце занятия сказочный персонаж Емеля подарил детям музыкально-дидактическую игру на развитие слухового восприятия «Музыкальная математика». По правилам этой игры дети должны были прослушать песню и показать карточку с изображением цифры, которая прозвучала в песне. По нашим наблюдениям эта игра вызвала большой интересу детей аудиалов, способствовала развитию слухового восприятия и внимания, умственному и общему развитию, побудила детей искать, доказывать, логически мыслить. В процессе проведения игр обеспечивалась активность всех детей.

Проводя занятия в интересной, увлекательной форме, педагог, с одной стороны, развивает познавательный интерес дошкольника и помогает «догнать» товарищей, с другой - воспитывает у ребенка уверенность в своих силах. Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми раннее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее [2].

Библиографический список

1. Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Москва, Просвещение. 1989. С. 8.

2. Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников». Москва. «Просвещение»,1997. С. 1.3.

3. СорокинаА.И. «Дидактические игры в детском саду». Москва. «Просвещение». 1982. С. 95

4. УдальцоваЕ.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении Минск. 1976 r.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт. (2.5.. 2.6.. 3.2.1.. 3.2.5)

References

1. VengerL. A. "Games and exercises for the development of mental abilities in preschool children". Moscow. Prosveshchenie. 1989. Pp. 8.

2. Erofeeva T. I. "Mathematics for preschoolers". Moscow. "Pro-sveschenie". 1997. Pp. 1. 3.

3. SorokinaA. I. "Didactic games in kindergarten". Moscow. "Enlightenment". 1982. Pp. 95

4. UdaltsovaE. I. " Didactic games in education and training Minsk. 1976.

5. Federal state educational standard. (2.5.. 2.6.. 3.2.1..3.2.5)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.